Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Эта отметка установлена 1 сентября 2022 года.
У этого термина существуют и другие значения, см. Орнаментика.
Обозначение трели
Короткий форшлаг
Длинный форшлаг
Орнаме́нтика (от лат. ornamentum — украшение) — способы украшения мелодии (темы) вспомогательными тонами. В музыке украшения – это музыкальные завитки, добавочные ноты, которые не являются необходимыми для смысловой цельности мелодической линии (или гармонии), но служат для украшения этой линии (или гармонии).
Так же называется и учение о способах украшения мелодий при помощи специальных музыкальных приёмов. Само украшение мелодии дополнительными фигурами называется орнаментированием. Данный способ аранжировки музыкального произведения позволяет исполнителю импровизировать при помощи некоторых мелодических фигур, передавая свои чувства, эмоции и технику, не отходя от основной партитуры. Орнаментика применяется и в вокальных, и в инструментальных мелодиях. К ней относится широкий круг приёмов: от мелодических формул определённой структуры до кратких украшений.
МЕЛИЗМЫ: как правильно играть украшения? ФОРШЛАГ, МОРДЕНТ, ТРЕЛЬ, ГРУППЕТТО
История
Ярким примером использования орнаментики в музыке является Европа XVI—XVIII веков. До этого времени характерна импровизационная орнаментика, то есть первоначально орнаментирование осуществлялось исполнителем по собственному усмотрению. В своих истоках и эволюции орнаментика, как и примыкающая к ней диминуция (дробление относительно протяжённых нот мелодии с образованием фигур из нескольких нот меньшей длительности), связана с искусством импровизации. Постепенно в музыке сложились устойчивые типы мелодико-ритмических украшений, которые получили специальное обозначение, их добавлял (выписывал полностью) в нотную запись сам композитор.
Мощный толчок в развитии орнаментика получила во французской клавесинной и лютневой музыке XVII века. Некоторые техники украшения помогали продлить звуки. производимые инструментом, которые из-за его специфического устройства быстро затухали. В церквях использование таких приёмов придавало дополнительную красоту песнопениям, но строгое следование канонам церковной музыки ограничивало свободное эволюционирование орнаментики.
XVI век в итальянской опере стал первым значимым периодом в истории развития орнаментики. Это время приходится на эпоху Возрождения, отличительной чертой которой является гуманизм и антропоцентризм, когда углублённый интерес к внутреннему содержанию человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно ренессансные техники сформировали мелизмы, которые используются в современном искусстве.
Виды
В основном в классической музыке использовались небольшие мелодические украшения — мелизмы. Основные виды мелизмов: форшлаг, группетто, мордент, трель. Данные приёмы или вписываются мелкими нотами в текст партитуры, или обозначаются около нужных нот при помощи музыкальных аббревиатур — специальных символов, которые используются для сокращения нотного письма.
Также в орнаментике используются более развитые вариационные техники и формы, такие как
Литература
- Юровский А. [Предисловие] // Французская клавесинная музыка. — М., 1934.
- Beyschlag A. Die Ornamentik der Musik. 2. Aufl. Lpz., 1953.
Источник: xn--h1ajim.xn--p1ai
10 магических музыкальных инструментов, позволяющих управлять миром и разговаривать с мёртвыми (ВИДЕО)
Магические музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты — способ трансформировать в музыку чувства и переживания людей. Древние люди приписывали им магические свойства, полагая, что музыкальные инструменты позволяют соприкоснуться с потусторонним миром и являются эффективным методом воздействия на сознание человека. Впрочем, проверить это на себе может каждый желающий. Слушаем и наслаждаемся!
1. Танбур
Танбур — способ очищения духа.
Танбур — струнный деревянный инструмент с длинным грифом и резонирующим грушевидным корпусом. Он известен ещё как танбур, сетар и тар. Прародитель современной гитары возник в Месопотамии, после чего распространился по Южной и Центральной Азии несколько тысяч лет назад. Считалось, что музыка танбура исцеляет, успокаивает и дарит человеку внутреннее равновесие.
Этот инструмент использовался в религиозных обрядах Африки и Ближнего Востока. По гудящую музыку танцоры погружались в состояние неистовства и безумия, при этом их дух очищался.
2. Горн из морской раковины
Горн из раковины в форме рога.
Этот музыкальных духовой инструмент изготовленный из раковины морских моллюсков или крупных морских улиток и использовался в различных культурах — от Карибского бассейна и Мезоамерики до Индии и Тибета, а также в Новой Зеландии и на островах Тихого океана. В горн дули, чтобы извлечь громкий трубный звук. Среди племен Карибского бассейна инструмент занимал центральное место в ритуалах охоты, войны и молитвы. На Фиджи, рог из раковины использовали, чтобы объявить о прибытии гостей в деревню или во время похоронных обрядов. В Индии, где рог являлся священным символом бога Вишну и символизировал женскую плодовитость, под его звуки погружались в транс.
3. Окарина
Окарина: разговор с богами.
Окарина – небольшой портативный духовой инструмент, который, как полагают, возник в 10000 г. до н.э. Традиционно их создавали из кости или глины, то иногда встречались версии из камня, дерева и металла. Этот инструмент состоит из полой камеры с выступающим рупором, в которой есть 4-12 отверстий, зажимаемых пальцами, чтобы производить различные звуки.
Окарины использовались в ритуалах мезоамериканских культур, где с их помощью производили красивые, сюрреалистические звуки. Считалось, что этот инструмент помогает разговаривать с богами, птицами и животными. Люди под музыку окарины погружались в таинственное, подобное трансу, состояние.
4. Мбира
Мбира племени Шона.
Мбира — портативный инструмент, созданный племенем Шона, которое проживало на территории современного Зимбабве более 1000 лет назад. Музыкальный инструмент состоял из нескольких металлических зубцов или пластин, установленных на деревянный резонирующую пластину. Мбира была одним из главных атрибутов в религии Шона.
Считалось, что с её помощью можно поддерживать связь слухами предков. Мбира, разговаривать и советоваться с ними. Инструмент использовался и в церемонии Бира, во время которой вызывали духов для познания мудрости племени и пытались управлять погодой.
5. Губная арфа
Губная арфа.
Губная арфа — щипковый инструмент, состоящий из рамки с вибрирующим язычком из металла, тростника или бамбука. Арфу зажимают зубами и играют на «язычке» пальцами. Впервые упоминание о губной арфе появилось в четвертом веке в Китае, а ее более современный дизайн прижился во многих европейских, океанических и азиатских культурах 13-го века. Губная арфа использовалась на протяжении веков в шаманских ритуалах, а также заклинаниях монгольских и сибирских племен. В основном ее применяли, чтобы вызвать транс и исцелить болезни.
6. Гонг
Гонг — металлический ударный инструмент, который придумали в Китае в 3500 году до нашей эры. Позже он был адаптирован различными культурами по всей Юго-Восточной Азии и Африке. Это большой подвесной диск из металла, как правило, бронзы или латуни, по которому бьют молотком, чтобы произвести звук. Игра на гонге была связана в древнем буддизме с ритуалами исцеления, молитвами и медитацией. В китайской культуре гонги часто считались священными, и считалось, что если человек коснется гонга, то будет одарен счастьем, удачей и хорошим здоровьем.
7. Диджериду
Австралийский диджериду.
Коренные народы Северной Австралии разработали этот странный духовой инструмент более 1500 лет назад, а используется он и по сей день. Диджериду представляет собой длинную деревянную трубу, изготовленную из ствола эвкалипта, у которого термиты выели сердцевину. Труба издавала низкий, жуткий гул, который считался голосом Земли. Диджериду традиционно использовался для сопровождения песен и танцев во время церемоний аборигенов, обеспечивая их связь с природой и невидимым духовным миром.
8. Скрипка
Скрипка — инструмент дьявола.
Скрипка, деревянный струнный инструмент, на котором играют смычком, упоминается ещё в Ветхом Завете. Древние считали, что связь с Богом символизируют голоса ангелов, тогда как связь с дьяволом происходит через звуки музыкальных инструментов. В результате образ дьявола как «злого скрипача» окончательно установился в христианстве.
2. Барабаны
Барабаны присутствуют почти во всех древнейших человеческих культурах. Их использовали на протяжении десятков тысяч лет в молитвенных ритуалах, войнах и танцах. Более 8000 лет назад в древней Месопотамии священные звуки барабанов звучали во время родовых встреч, церемоний и сражений. В различных частях Африки «говорящие барабаны» использовались в качестве средств коммуникации, ведь музыку можно было услышать с большого расстояния.
10. Свисток смерти
Свисток смерти.
Этот элегантный и страшный музыкальный инструмент происходит из культуры древних ацтеков, где он использовался для разнообразных жутких и пугающих целей. Полые свистки, как правило, высекались из кости или камня (иногда драгоценного) в форме черепа. Форма свистка смерти демонстрировала эмоции, которые он должен был внушать слушателям: страх и трепет.
Свисток издавал ужасный «кричащий» звук. Этот музыкальный инструмент повсеместно использовался в церемониях, посвященных богу ветра — Эекатлю и Миктлатекутли, воплощению «Ветра Смерти». Священники ацтеков использовали эти свистки во время ритуалов жертвоприношения человека, где их звук был, как считалось, помогал направлять душу жертвы в загробный мир и ублажить богов.
Если дома есть фортепьяно, которое уже отслужило своё, не стоит торопиться отправлять его на свалку. Можно воспользоваться одной из 11 идей использования старого нерабочего фортепиано .
Источник: novate.ru
Музыкальная шкатулка
Музыкальная шкатулка – своеобразный механический музыкальный инструмент, давно являющийся не только средством воспроизведения мелодий, но и украшением интерьера.
В конце XIX – начале XX века подобная мелочь имелась во всех аристократических семьях. Сегодня музыкальные шкатулки, хоть и утратили былую популярность, являются желанным подарком, олицетворяют волшебство, старину, сказку.
Устройство и принцип работы
Принцип работы всех моделей одинаков: внутри акустического ящика располагаются в нужной последовательности стальные пластинки, различающиеся толщиной – они образуют звукоряд. Поворачивая рукоятку вручную или заводя шкатулку ключом, вращающаяся часть механизма, оснащенная штырями, задевает пластинки, рождая чарующие звуки.
Устройство включает следующие детали:
- Подставка. Тяжелое металлическое основание, выполняющее единственную функцию – удерживание всех остальных механизмов.
- Ключ. Приводит в действие механизм. Прилагается к механическим моделям, ручные оснащены рукояткой вместо ключа.
- Гребенка. Расположенная внутри металлическая основа, имеющая зубцы различного размера. Материал изготовления гребенки – сталь.
- Цилиндр. Вращающийся механизм, находящийся в непосредственной близости от гребенки – своеобразный барабан. Поверхность оснащена штырями, расположенными таким образом, чтобы, вращаясь, они задевали определенные зубцы гребенки – именно тогда шкатулка начинает звучать. Чем внушительнее диаметр цилиндра, тем продолжительнее мелодия.
- Пружинный механизм. Один или несколько подобных механизмов, установленных внутри конструкции, позволяют многократно повторять мелодию. В зависимости от размера пружины, музыка будет играть несколько минут или несколько часов.
История музыкальной шкатулки
Первые музыкальные шкатулки появились в Европе в начале XVIII века. Рождение новшества связано с развитием часовых механизмов: когда часы научились воспроизводить музыку, мастера придумали различные вещицы, издающие приятные звуки, в их числе – музыкальные шкатулки.
Сначала диковинные сувениры стоили невероятно дорого, позволить покупку решались лишь состоятельные люди, принадлежащие высшему сословию. В начале XIX века швейцарцы открыли первый завод: музыкальные коробочки начали производить партиями. Особым успехом пользовались модели, оснащенные движущимися фигурками, танцующими в такт музыке.
Первоначально инструмент изготавливался из дорогих пород дерева. Готовый предмет изысканно украшали, стараясь придать дорогой вид: лентами, тканями, камнями, жемчугом, слоновой костью. Выглядели подобные экземпляры эффектно, изящно, стильно. Затем модными начали считаться металлические конструкции.
В конце XIX столетия придумали граммофоны: они воспроизводили, помимо мелодии, голос певца. Популярность музыкальных шкатулок мгновенно пошла на убыль. Сегодня их приобретают в качестве сувениров. В России лучшими производителями современных шкатулок называют фирмы «Русские подарки», «Правила успеха».
Виды музыкальных шкатулок
Модели принято различать по типу механизма, дизайну.
По типу механизма
Существует 2 варианта: с ручным механизмом, с заводным механизмом.
- Ручной. Название говорит за себя: инструмент работает, пока владелец прокручивает ручку. Прекращение действия приостанавливает звучание мелодии.
- Заводной. Предполагает использование ключа: пока завод не кончится, мелодия продолжает звучать.
По дизайну
Инструмент оформляют всевозможным образом, стилизуя под различные вещи. Наиболее популярные, часто встречающиеся варианты:
- комод, обладающий несколькими ящичками: верхний занимает инструмент, нижний предназначается для хранения ценных вещиц;
- рояль, граммофон – классический вариант подарка, способный украсить интерьер;
- сердечко – идеальный презент влюбленным, молодоженам;
- лебединое озеро – оснащена танцующими фигурками балерин.
Источник: muzinstru.ru