Основательница бренда украшений из Ярославля Chistyakova.emb Алина Чистякова по образованию художник-живописец. В какой-то момент девушка решила сменить направление и стала заниматься вышивкой: Алина обучалась ремеслу в православном университете на кафедре золотного церковного шитья и параллельно увлеклась традиционным русским костюмом. Последние три года девушка активно работает над созданием реплик исторических украшений и современных аксессуаров на их базе.
Алина рассказала, как она искала вдохновение в музейных экспонатах, сколько могут стоить реплики украшений XIX века, чем отличаются изделия в разных регионах и как её работа стала частью фотосессии Манижи для Spotify.
Текст:
Виктория Сысоева
Адаптировать историю
Изготовлением исторических русских украшений Алина активно занимается с 2020 года. Технику, в которой она работает, — сажение по бели, — мастерица впервые увидела во время посещения экспозиции в Ярославском музее-заповеднике. Для создания таких украшений используют шнуры из выбеленного льна — отсюда и слово «бель». Готовые шнуры выкладывают рельсами по узору, а на них «сажают» жемчуг.
231 | Зачем нужны украшения?
До этого Алина уже слышала о сажении по бели, но в университете об этом рассказывали совсем немного. Оказалось, что даже в рамках этого направления есть много вариаций и особенностей. Погружение в технику для Алины началось с иконного оклада, и это была первая работа, которую она выполнила самостоятельно.
К пониманию того, как подобные работы делались несколько столетий назад, мастерица приходила постепенно: на исторических снимках украшений, по словам Алины, всё выглядело не так, как она себе представляла. Тогда она начала искать макроснимки, чтобы разобраться в нюансах. Нужные фотографии удалось найти в свободном доступе в интернете, каталогах и на сайтах учебных заведений.
— Когда набираешь знания из иллюстративных источников, то начинаешь понимать, что, например, в Архангельской губернии шили так, а в Костроме были свои орнаментальные особенности. Вот так из одной точки знания о сажении по бели ты обнаруживаешь огромную ветвистую систему. Сажение по бели — очень объёмное, интересное, разное, но его никто особо не изучает. Я нашла лишь книгу «Русское шитьё жемчугом», выпущенную в 1955 году.
Алина Чистякова
основательница Chistyakova.emb
Алина работает как с репликами исторических украшений, так и с авторскими изделиями на основе традиционных техник. По её словам, все исторические украшения — очень жёсткие, поэтому их неудобно носить современному человеку.
Как создаются уникальные украшения
«Помню, я сшила первое историческое лекало, когда нашла музейные образцы — выполнила всё по технологии. Надела и поняла, что его невозможно нормально носить: украшение получилось узким, жёстким, с острыми краями. Понятно, что тогда его могли надеть один раз, а в XXI веке оно не будет пылиться на полке: такую красоту покупают, чтобы носить чаще», — рассказывает девушка.
Бесплатный курс
Как использовать местную культуру и традиции в бизнесе
Вы узнаете, что такое локальная идентичность, как её найти, исследовать и использовать для создания уникального продукта с местным колоритом.
Бесплатный курс
Как использовать местную культуру и традиции в бизнесе
Вы узнаете, что такое локальная идентичность, как её найти, исследовать и использовать для создания уникального продукта с местным колоритом.
У мастерицы есть изделие, похожее на шенкурский венец, выполненное в оригинальных техниках, но всё же его нельзя считать историческим. Из последних исторических украшений Алина вспоминает венец — головной убор Новгородской губернии. Это не музейная реплика, отмечает создательница, поскольку в таком случае нужно повторять мельчайшие детали, однако максимально приближенное к историческому украшению.
Как создаются украшения
Алина показывает натянутую ткань — на ней шнурами вышивается узор. Чаще всего это делается непрерывно, и мастерица проходит его в двух направлениях — вперёд и назад. На следующем этапе пришивается, или, как говорили раньше, высаживается, нанизанный на нитке жемчуг или бисер. Декоративные элементы пришиваются охватывающими стежками — за счёт этого получается фактура каната с нежными нитками декоративных элементов.
Иногда настил из шнура делают в несколько уровней, но на одной основе. Готовую вышивку обводят одним шнуром, затем выполняют специальную проклейку и прорезают узор особенными инструментами. Проклеивать нужно для того, чтобы материал не сыпался. Для этого используют мучной клейстер, который основательница Chistyakova.emb изготавливает по рецепту, которому больше 400 лет.
Алина говорит, что её работа — «всегда поиск баланса между тем, что было тогда, и тем, что реально сделать сегодня». В старину для шитья и украшения головных уборов и других изделий, как правило, использовались те материалы, которые были доступны в регионе. Так, северные реки были богаты мелким жемчугом, поэтому там часто встречался именно он.
Ещё один продукт — перламутровая рубка, которую сейчас в продаже не найти и которую считают утраченным материалом, поэтому его заменяют бисером. А вот дробницы из стекла Алина использует, это миниатюрные детали, которыми в старину украшали венцы. Она специально заказывает их у ювелира, который специализируется на такой работе.
Закупки материалов приходится делать периодически— например, у мастерицы лежит запас определённого жемчуга, но его приходится иногда менять, поскольку найти идентичный невозможно. Всегда в запасе есть база: например, материалы для заборошников (подковообразное украшение, которое надевается на шею, — прим. «Мастеров»). Жемчуг и перламутр Алина закупает, в основном, Китае: раз в три-четыре месяца, иногда по несколько килограммов. « Остальное — ситуативно. Особенно, это касается антикварных материалов, здесь что нашёл, то и купил. Также были закупки в Индии, напрямую и через посредников, но там мелочи», — добавляет мастерица.
Источник: mastera.academy
История декорирования
Для привлечения удачи, получения защиты от богов и самоидентификации люди издавна создавали амулеты из различных природных материалов — камней, шерсти, ракушек, костей, стеблей и семян. Данные материалы нанизывались на гибкие стебли растений или жилы животных. По мере того как ношение амулетов входило в привычку, изначальное их предназначение становилось не единственным — при помощи различных ожерелий, браслетов, колец человек не только призывал на себя божественное благословение и не только утверждал своё место в обществе, но и стремился украсить себя. И всё большее внимание уделялось композиции и визуальной сочетаемости материалов, из которых создавались украшения. Более редкие материалы стали особенно цениться, и украшения из них могли себе позволить только самые успешные и удачливые члены общины.
По мере того, как мастерство создания украшений совершенствовалось, украшения начали появляться не просто как отдельные объекты — теперь и в одежде, и в обуви, и в оружии начали появляться декоративные индивидуальные элементы, отражающие характер, статус, вкус их владельца. В одежде и обуви это могла быть вышивка, декоративные вставки из дорогих материалов, необычные конструкционные элементы.
В оружии — резьба, использование различных сплавов, создание необычной витиеватой конструкции. Декорирование начали применять и в обстановке дома — предметы мебели, посуда, обстановка также украшались жаждущим индивидуальности хозяином. Отсутствие хотя бы минимального количества украшений воспринималось как показатель неблагополучия и отсутствия вкуса. Не стеснённые в средствах, но лишённые талантов могли нанять мастеров для декорирования помещений, пошива красивой одежды и изготовления украшений. Более бедные создавали украшения из дешёвых природных материалов, которые могли найти, этим напоминая первых создателей украшений.
Не только для повседневной жизни были необходимы украшения — для каждого праздника требовались выходные одежды, браслеты, медальоны. Причём для некоторых праздненств наличие украшений являлось действительно необходимым атрибутом — например, для свадебных торжеств. Со свадьбой до сих пор связано огромное количество различных традиций — обмен свадебными кольцами, использование особой посуды, участвующей в свадебных обрядах. Например, одна из традиций такова — молодожёны вместе разбивают свадебные бокалы, что должно символизировать перемену в их образе жизни после создания семьи. На свадьбе важны малейшие детали — даже свадебные туфли должны выглядеть празднично.
Со временем, причины появления тех или иных традиций забываются, но сами традиции остаются неизменными — в том числе, традиции декорирования. На сайте Pion-decor.ru Вы можете найти множество аксессуаров ручной работы, которые помогут Вам подготовиться к празднику.
Источник: tetatet-club.ru
Национальная бижутерия: Как создаются дизайнерские украшения Резеды Аглиулловой
Традиция в современном прочтении — тенденция в моде, которая нравится многим. И сферу аксессуаров она не обошла стороной. Татарские украшения от Резеды Аглиулловой также поддерживают интеграцию национальности в стиль. С 2014 года бренд создает бижутерию с частичкой культурного кода — от сережек до чокеров.
Редакция Enter совместно с «Мастерами» поговорили с основательницей бренда. Рассказываем, как татарский орнамент расходится по всей стране, можно ли начать бизнес с пары тысяч рублей и почему локальные маркеты — лучше рекламы в интернете.
В цифрах:
2014
2 000
7
человек в команде
7
дней — разработка изделия с нуля
350
средняя цена изделия
2019
год открытия офлайн-магазина
Любовь к творчеству и национальному коду — зарождение бренда
Стилей для идентификации своего «Я» в творчестве — множество, но основательница бренда остановилась на личной истории с татарским орнаментом. Резеда росла в Тольятти в татарской семье, в которой культурный код занимает далеко не последнее место. Через близких девушка училась традициям и любви к национальным праздникам, событиям и искусству.
В 2012 году Резеда поступила в художественную школу. В процессе обучения стало ясно, какому виду творчества она отдает приоритет. Выбор пал на росписи по дереву, украшение различных панно, основы для создания матрешек, шкатулок и так далее. Теоретической базой для создания украшений стали книги, которые девушка находила в интернете.
Например, в них она изучала изделия из кожи с мозаикой, часто встречающиеся в татарском обиходе. А уже спустя два года Резеде пришла идея расписать панно и сделать подвески и броши из дерева.
В том же 2014 году Резеда приняла участие в местных казанских конкурсах, на которых можно было продавать свои изделия. На конкурсе «Энҗе» у Резеды впервые приобрели деревянные украшения. Стало ясно, что изделия интересны не только ей самой, и могут быть чем-то большим, чем просто хобби. С тех пор Резеда стала участвовать в «Печән базары» — крупном фестивале современной татарской культуры. С помощью него она смогла масштабировать свое хобби в бизнес.
Стартовый капитал, философия бренда и работа офлайн
Философия и миссия бренда просты — украшения должны помочь человеку почувствовать свою идентичность, а использование национального орнамента должны сохранить культурное наследие в современной интерпретации. Разработкой дизайна Резеда занимается самостоятельно. Единственными ее «помощниками» в этом вопросе выступают экспонаты из национальных музеев или выдержки из книг с татарскими мотивами.
Что касается начальных инвестиций, то их можно оценивать в 1 000 — 2 000 рублей. Запуск производства украшений — не самый затратный бизнес, а процесс его окупаемости занимает до трех месяцев. В случае Резеды этот процесс занял всего месяц после первой продажи. Большинство расходов составляет закупка красок, основ для росписи, кистей и небольшого количества фурнитуры.
Собственно, именно низкий порог входа в бизнес позволяет Резеде сохранять демократичные цены на ее изделия. Средняя стоимость украшений — 350 рублей, при этом себестоимость не намного меньше, это связано с приоритетом на качество изделий.
Рекламой целенаправленно Резеда не занималась первые пять лет ведения бизнеса. Ей просто нравилось творить, целиком быть в процессе. Покупатели приходили через социальные сети: за счет репостов, отметок, хештегов.
Фестивали и маркеты также сильно расширили аудиторию и позволили Резеде выйти за пределы республики — ее украшения заказывают парни и девушки из Москвы, Санкт-Петербургу и даже Владивостока. Но с расширением базы покупателей стало ясно, что необходимо открывать офлайн точку, чтобы распределить поток людей. И в 2019 году девушка решила запустить офлайн магазин в центре Казани на Старо-Татарской Слободе, куда все желающие могут прийти и примерить изделия.
Производство в разных частях города и работа над деталями
Во время изготовления украшений материалы обрабатываются на разных производствах, поэтому количество человек задействованных в процессе меняется. Но основа команды — семь человек, именно они помогают Резеде в заливке, фиксации и сборке украшений. В бизнесе принимает участие и семья девушки — племянница часто собирает детали украшений, а муж работает с микросверлом для соединения элементов.
Основные материалы для изделий — это дерево, акрил и сталь. Для каждого из них существуют свои этапы и техника сборки. Для деталей из дерева модели отрисовываются в векторе и вырезаются лазером на производстве. После Резеда красит изделия вручную и заливает смолой. Далее идет работа с фурнитурой, окончательная сборка и фотосессия для продажи.
Наборы из дерева и акрила могут достигать цены до 1 250 рублей, поскольку затраты на их производства значительно больше, а вот маленькие броши «Татарочка» обойдутся в 250 рублей — их часто берут туристы в память о Казани.
С изделиями из хирургической стали есть свои нюансы. Украшения из стали делаются без шлифования, но с обработкой специальным раствором для долгой носки. На производство одного изделия уходит около семи дней. Самым долгим является этап заливки, так как он непредсказуем. Все зависит от соотношения пропорций, температуры и даже от стола, на которым происходит процесс.
По этой причине в ассортименте украшений из металла меньше, но берут их охотнее, поскольку хирургическая сталь гипоаллергенная и очень легкая при эффектном виде.
Средняя цена изделий: серьги — 550 рублей, брошь — 200. Также можно встретить чокеры — 450 рублей, значки из латуни — 400 рублей. В большинстве своем, цены на все изделия от 200 до 1 000 рублей. Для бренда важно, чтобы украшения были доступны для всех, кто хочет отражать в своем повседневном образе культурную принадлежность.
Резеда Аглиуллова
Я не очень люблю задумываться о будущем, гадать, что будет дальше, как сложится жизнь и мой бизнес в том числе. Я концентрируюсь на том, что происходит прямо сейчас и с благодарностью отношусь к настоящему.
Мы развиваем наше производство, увеличиваем ассортимент, с каждым днем прибавляется количество заинтересованных людей. Конечно, планируем дальше участвовать на маркетах и фестивалях. Путь поставлен на прогрессирование и достижение новых высот. Сейчас я сосредоточена на предстоящем Open Space Market, где будут выставляться мои изделия. На нем я продемонстрирую и полюбившиеся всем модели аксессуаров, и совершенно новые украшения.
«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.
Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».
Текст: Анастасия Павлова
Фото: предоставлены брендом
Источник: entermedia.io