Тема урока: Украшение в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся знаний о вазописи древней Греции.
Задачи урока:
— способствовать формированию у учащихся представлений об основных видах древнегреческих ваз, их формах и декоре;
— содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные композиции на основе ритмического повтора растительных и геометрических элементов;
— способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к искусству, истории, культуре других стран.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся пользоваться необходимой информацией; обобщать и создавать узор для украшения вазы; обучить технике рисования живописными средствами .
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в паре, обмениваться мнениями, планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки; излагать своё мнение в диалоге.
ИЗО 5 класс (Урок№17 — Ты сам мастер.)
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности.
Педагогические технологии, применяемые на уроке:
- личностно — ориентированные технологии;
- компьютерные (информационно — коммуникативные) технологии;
- игровые технологии.
Тип урока: урок освоения новых знаний, экскурсия.
Форма урока: комбинированный (творческая мастерская)
Методы: дискуссия, работа в парах, конструирование, демонстрация.
Понятия: типы греческих сосудов: амфора, кратер, лекиф; краснофигурная и чёрнофигурная роспись.
Материалы к уроку: бумага для акварели, кисти, гуашь, шаблоны, пазлы.
Зрительный ряд: презентация «Греция — страна мастеров», раздаточный материал для каждой группы.
Музыкальный ряд: сиртаки.
1. Мобилизующий этап.
— Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в небольшую страну, но с древней и удивительно богатой культурой. А назвать маршрут нашей экскурсии вы сможете отгадав ребус на билете.
— Кто уже готов назвать, куда же мы отправимся?
— Соответственно цвету ваших билетов займите места .
2. Поисковый этап урока
— Для чего люди путешествуют? ( чтобы отдохнуть, поиск новых красот мира, получение новых знаний)
— О Греции мы слышим не в первый раз. — Что вы уже знаете об этой стране?
— Греческая цивилизация одна из древних.( Предполагают, что первые греки появились на Балканах на рубеже 3-2 тыс. до н.э. Спустя века этот народ самоназвался «эллины». От него происходит название страны — Эллада.)
— Греция считается родиной математики.(все труды, написанные первыми греческими математиками: Архимедом, Евклидом, Пифагором, стали основой школьных учебников).
— В Греции живёт самое большое количество животных в Европе (107 видов рыб, 240 видов птиц, 116 видов млекопитающих).
ИЗО 5 класс (Урок№14 — О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Часть 2.)
— Греция — родина мифов и легенд.
— Греция страна олимпийских игр.
Строили греки театры и храмы.
Ставили греки комедии, драмы,
Вот посмотрите теперь каково
Было скульптурное их мастерство.
Древнегреческий храм Парфенон — шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения.
-К сожалению, многие сооружения древних греков дошли до нас сильно разрушенными временем и людьми. Но даже их остатки продолжают восхищать нас своим величием пропорций и красотой форм.
3. Изучение нового материала (работа в группах)
Представьте, что мы археологи и нашли древнегреческую мастерскую по росписи ваз. Только вазы представляют груду черепков, а ваша задача восстановить внешний вид предметов, определить к какому типу они относятся, для чего использовали их древние греки?
Вы можете воспользоваться дополнительной информацией на партах.
— Какая ваза получилась у вас?
— Для чего предназначалась?
— Чем отличаются вазы? ( формой, размером, узором)
Крате́р (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Панафинейская чернофигурная амфора, украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Учитель: первые вазы были вовсе без украшений. Но очень скорона них появляются волнистые линии, геометрические фигуры, мифологические сюжеты, пейзажи, деревья, архитектурные сооружения.
Для каждой части вазы предназначался свой рисунок.
— Каким узором украшена шейка сосуда? Ребята этот узор называется меандр — так называется река во Фракии. Река сильно петляла, по сходству с рекой и назвали узор.
Пальметта — стилизованное изображение пальмового листа.
Спираль— один из ярких примеров древнего орнамента. Спираль ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли.
— Что изображали на тулове сосуда?
Чернофигурная ваза — фона ней оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черты лица.
Краснофигурная роспись появилась позже. Фон заливался черным лаком, а фигуры оставались красными на них наносились чёрные линии.
С середины VI века до н.э. художники стали ставить свои подписи на вазах.
Художника прекрасное творенье
Волнует чувства и воображенье
И кажется, что в образы гречанок
Кисти жизнь вдохнули
И вот на сцену вдруг они шагнули.
4.Физминутка.(танец сиртаки)
5.Практическая работа.
Сейчас мы посетим греческую мастерскую вазописи. Как вы понимаете слово вазопись? (Вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная в разной технике, чаще — керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом.) из какого материала делали вазы?
Афины обладали и залежами вторичных глин, обогащенных железом, имеющих естественный красный цвет. Они очень пластичны, хорошо держат форму и хорошо пригодны для керамического производства. Для формирования корпуса вазы использовали ручной гончарный круг диаметром около 60 см, который обращал специальный наёмный рабочий или раб.
Учитывая высокую пластичность аттических глин, вазы изготавливали из одного куска глины, однако кратеры или гидрии особо крупных форм склеивали из нескольких колец жидкой глиной. Для сосудов сложных форм отдельно формировали ножку, ручки, которые соединяли с корпусом последними. После этого вазу оставляли высыхать. Ну а росписи выполнял художник.
Из предложенных форм греческих сосудов выберите наиболее понравившуюся вам, приложите шаблон на лист бумаги, обведите вазу, придумайте для неё композицию и выполните рисунок в цвете.
Викторина (выполняется пока подсыхает фон ваз)
- Сосуд яйцевидной формы с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для голосования.(амфора)
- Как назывался сосуд для смешивания вина и воды? (кратер)
- Как называли сосуд с узким горлышком и небольшой ножкой, предназначенный для хранения масла? (лекиф)
- Декоративная роспись керамических сосудов? (вазопись)
- Показываю виды орнаментов и прошу сказать как они называются (меандр, пальметта, спираль).
- Чем покрывали вазы в Древней Греции;(лак)
- Герой мифов Древней Греции;(Геракл)
- Материал для изготовления греческих ваз;(глина)
- Страна, родина вазописи;(Греция)
- Вид вазописи;(краснофигурный)
6. Анализ работ и оценивание работ.
Крупнейшие музеи мира гордятся своими коллекциями древнегреческих ваз. Им посвящают целые залы. Давайте и мы создадим свой выставочный зал. Прикрепите рисунки на доску с помощью магнитов.
Посмотрите, что у нас получилось.
— Как вы думаете, в современной жизни есть место таким предметам?
— Где и кА можно использовать греческие вазы?
— Какие вазы вы бы приобрели в качестве подарка близким, возвращаясь с поездки?
— Почему вам они понравились?
— С каким настроение уходите с урока?
— Благодарю всех за работу!
Источник: nsosh.ru
Для чего украшение изо 5 класс
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по ИЗО «Украшения в жизни древнего общества» 5 класс
Тема раздела . « Декор – человек, общество, время ».
Тема урока : « Украшения в жизни древнего общества».
Вид занятия: « Декоративное рисование»
Триединая цель занятия : Воспитание творческой активности при формировании умения создания декоративной композиции.
— развитие художественных умений по созданию изображения древнеегипетского украшения при переносе мысленного образа в рисунок;
— создание условий для самореализации ребенка;
— воспитание эстетического отношения к ДПИ Древнего Египта.
Что должен знать ученик к концу изучения раздела:
— место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества (разных времён)
— образная, смысловая сторона ДПИ;
— символическое отображение предметов и явлений;
Что должен уметь ученик к концу изучения раздела:
— использовать наглядные изображения при создании декоративных работ;
— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён;
— владеть практическими навыками выразительного использования формы, линии, цвета, фактуры, композиции в художественно-творческой работе;
Формируемая область понимания:
— технологический процесс создания образа в рисунке.
Жанр занятия: урок — исследование .
Основной метод обучения:
Особые методы художественно-эстетического обучения:
Метод сравнений : для развития творческого мышления (символическое отображение образа в рисунке; соединение частей в единый художественный образ)
Метод единства восприятия и созидания : любое эстетическое переживание по поводу воспринимаемого художественного образа можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности.
Метод свободы в системе ограничений : направление ребенка на выполнение задания творчески, ведь творчество немыслимо без свободы.
Формы организации учебно-познавательной деятельности : — индивидуальная, групповая
— мультимедийная презентация, учебник, картон, карандаши, краски, кисти
Педагогическая технология : традиционная модернизированная , элементы ИКТ.
Развитие творческих способностей ребенка.
Создание психологического настроя на работу;
Здравствуйте ребята! Давайте взглянем друг на друга, и улыбнемся. Я вижу, что сегодня вы пришли на урок с хорошим настроением и будете — активные,
— аккуратные и внимательные.
А главное, сегодня вы все – творцы.
Продолжаем путешествие по Древнему Египту(открыть слайд №1), ой, новый компьютерный вирус. Как же нам с ним разобраться?
— Перед нами стражники, они нас не пропустят, пока мы не ответим на их вопросы.
Выполняют просьбу учителя
Слайд №1 ( на слайде стражники- боги Египта, стражники исчезают постепенно, когда дети отвечают на вопросы )
На муз.вкладках – из оперы «Аида»
Создание условий, благоприятно влияющих на развитие т.сп
Этап актуализации знаний. Подготовка к активному и сознательному отношению к предстоящей работе.
— Ребята, выручайте. (слайд№1)
— Назовите детали костюма фараона.
— Какой цвет означает Солнце? (жёлтый)
— Какой цвет означает Луну? (белый)
Тиара, жезл, бич, набедренник, пояс, сандалии, клафт, накладная бородка, парик.
Этап возникновения художественно-творческой задачи
Формулирование темы занятия
— Итак, мы продолжаем путешествие в сказочный и таинственный Древний Египет и посетим город мастеров- ювелиров.
— А чем занимаются ювелиры?
— А зачем египтяне носили украшения?
Запись темы урока на доске. Украшения в жизни древнего общества.
-делают драгоценности, ювелирные изделия
-Показать своё положение в обществе, какие они богатые…
Создание условий для развития способностей:
— высказывать оригинальные идеи
(понимание и принятие учащимися того, о чем говорит учитель, его цели, которая постепенно должна стать их собственной целью)
Задачи на доску
Цель : Изобразить древнеегипетское украшение. (Творческая задача)
— А что для этого нужно узнать, с чем познакомиться?
- Узнать, какие украшения носили в др. Египте.
- Подробно рассмотреть украшение.
- Придумать композицию
- Самостоятельно нарисовать украшение.
- Оценить свою работу на уроке.
Дети высказывают мнения
на саркофаге,
на папирусной бумаге
и на всём, что видит взгляд,
иероглифы пестрят.
Рыбы,
звери,
птицы,
точки,
загогулины,
кружочки…
Всё знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти! Откройте учебник на стр 106 Слайд 5
Перед вами на экране и в учебнике на стр106 великолепная работа мастеров-ювелиров, золотая пектораль. Обратите внимание, как искусно мастера соединили различные формы и образы в единую композицию, на сложный многоярусный узор, на красивое сочетание естественных природных цветов.
— Как вы думаете, какие материалы использованы в ожерелье?
Давайте попробуем понять, какой тайный смысл хранит это прекраснейшее произведение искусства.(работа по слайду)
-Назовите, какой образ вы видите. — А что символизирует это изображение?
И так по каждому образу: Всевидящее Око, Ладья, Змея-кобра; Скарабей, Крылья Коршуна, Лотос.
Молодцы, давайте теперь все вместе придумаем композицию украшения. (слайд № 6)
— Какой бы вы образ поместили в центр композиции? — Какими образами дополнили? — Какие должны быть по размеру дополнительные образы?
У вас на столе есть шаблоны, кто желает, может их использовать в работе. Приступайте к работе.
—
Серьги, кольца, ожерелья, подвески -фараон, принцесса, Да)нет
Источник: doc4web.ru
Для чего украшение изо 5 класс
Урок ИЗО для 5 класса по теме «Зачем людям украшения»
Здесь была ссылка на работу Урок ИЗО для 5 класса по теме «Зачем людям украшения» автора Попова Татьяна Александровна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.
Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте, .
«Выдержка из материала:
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе «Зачем людям украшения» составлена в соответствии с ФГОС.
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности.
Управляет ситуацией самооценки.
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
- правильность выбора учебных принадлежностей,
- правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
- самостоятельность подготовки,
- настрой на урок.
Знакомство с листом инд. достижений.
-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)
Просмотр и обсуждение выполненных работ. (самооценивание)
Беседа по вопросам:
— Зачем людям украшения?
— Что значит — украсить? Участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
-Подобрать иллюстрации о Древнем Египте, принести фольгу. Запись д/з в дневник.
Документ Microsoft Word (docx) |
18.53 Kb |
119 |
Просмотров: 258
Похожие материалы
- Внеклассное занятие «Алипий Печерский — первый русский иконописец»
- Технологические карты, презентации уроков изобразительного искусства, 5 класс
- Урок ИЗО в 5 классе ФГОС «Ты — мастер ДПИ. Витраж»
- Урок по МХК по теме «Барокко» (11 класс)
- Урок по изобразительному искусству для 4 класса «Русский народный костюм»
- План-конспект урока «Этюд драпировки, лежащей в трех плоскостях с предметом конической формы» (для второго класса по предмету живопись преподавателя Тлумач Д.Ю.)
- Разработка внеклассного мероприятия по ИЗО для 3 класса
- Урок ИЗО «Рисование красками гуашь по мотивам городецкой росписи»
- Урок ИЗО для 5 класса «Искусство Гжели»
- Внеклассное мероприятие по ИЗО «КВН знатоков ИЗО»
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.
Источник: uroki.me