Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.
Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.
При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.
Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».
Лекция «Зимний дворец — главная императорская резиденция»
Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».
Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.
Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.
При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.
Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».
Чем украшать плечи? Великолепные работы мастеров!
Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».
Источник: www.culture.ru
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге
Вряд ли найдется человек ничего не знающий о Главном Адмиралтействе увековечившем в своем облике память о русском классицизме. Этот комплекс зданий расположен на втором Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге и получил мировое признание, как один из архитектурных шедевров. Являясь городской доминантой, оно служит завершением перспективы Гороховой улицы, Вознесенского и Невского проспектов.
После того как русская армия, разбив на берегах Невы сосредоточенные здесь войска шведских захватчиков, вернула России приневские земли, угроза новых нападений шведов не была снята. В новом городе Санкт-Петербурге торопливо возводились военные укрепления. Вход с залива в Неву был прегражден пушками на бастионах Петропавловской крепости и на Стрелке Васильевского острова. В Финском заливе на отмели у острова Котлин поднялась башня военно-морской крепости Кроншлот (положившей начало славному Кронштадту). А в устье Невы решили использовать возводившуюся корабельную верфь — Адмиралтейский двор для создания еще одного пункта обороны.
5 ноября 1704 года, как гласит запись в придворном журнале, был заложен адмиралтейский дом, длиною в 200 сажен и шириною 100 сажен. Тысячи работных людей, пригнанных из деревень и городов Вологды, Белозерска, Устюга и Каргополя, сооружали верфь. Строительство велось на том же месте, где теперь стоит Адмиралтейство.
Первый Адмиралтейский дом, так же, как и современное сооружения, был выстроен «покоем», т. е. в виде буквы П, раскрытой в сторону Невы. Это был замысел Петра I, который собственноручно сделал план-чертеж верфи.
Однако деревянные одноэтажные корпуса сами по себе не могли служить крепостью. Поэтому здание окружили оборонительными рубежами. В середине ноября 1705 года рапортом на имя А. Д. Меншикова было доложено, что «крепость строением совсем совершилась», — ее опоясали земляные валы, бастионы с пушками, рвы с подъемными мостами.
Использование Адмиралтейства в качестве узла обороны имело исключительно важное значение для формирования облика центра города. Дело в том, что по фортификационным требованиям того времени па расстоянии 300 саженей от крепостных стен запрещалось возводить какие бы то ни было постройки, чтобы неприятель не мог под их прикрытием приблизиться. В силу этого правила адмиралтейская территория не застраивалась, и оставшиеся незастроенными участки с течением времени превратились в главные городские площади Петербурга: Дворцовую, Сенатскую и Адмиралтейскую.
На открытой к Неве обширной территории Адмиралтейского двора разместились склады, мастерские и 10 эллингов. Центральная часть здания уже в 1711 году украсилась башней, а после частичной перестройки здания (связанной с учреждением Адмиралтейств-коллегии) над башней с часами на высоту свыше 50 метров поднялся железный шпиль, увенчанный золоченым яблоком и корабликом-флюгером. Размер этих украшений шпиля в точности соответствовал размерам яблока и кораблика, венчающих иглу Адмиралтейства в наши дни (высота кораблика около 2 метров, диаметр яблока — 1 метр). Во время подъема воды в Неве на Адмиралтейской башне зажигались фонари — сигнал населению о грозящем бедствии.
Адмиралтейская верфь была крупнейшим предприятием Петербурга — уже к 1715 году здесь работало около 10 тысяч человек, в большинстве своим крепостные крестьяне. Заработок их был ничтожен: по 3 копейки в рабочий день, который начинался в пятом часу утра и заканчивался около 10 часов «до вечерней пушечной стрельбы».
Поначалу верфь быстро строила небольшие суда — правительств торопилось увеличить численность флота в связи с непрерывными вылазками шведов. Первый 18-пушечный военный корабль спустили на воду 20 апреля 1706 года. Но здесь не только строили, но и вели сборку судов. Так была собрана яхта из деталей, сработанных на Воронежской верфи. После победы под Полтавой, предрешившей исход Северной войны со Швецией, началось сооружение крупных судов — первое из них — 54-пушечная «Полтава».
В 1806 году земляные валы у Адмиралтейства срыли, а вскоре засыпали канал у его стен и перед зданием (на месте нынешней аллеи, где стоят мраморные статуи Геркулеса и Флоры) устроили бульвар. Это было излюбленное место прогулок петербуржцев. Вспомним пушкинские строки:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе.
Но гуляющие по этому бульвару видели уже не старое здание верфи. Чем больше застраивался и становился парадным центр столичного города, тем непригляднее казались деревянные корпуса Адмиралтейства. Их решили перестроить.
Никто из работавших в то время в Петербурге иностранных зодчих не справился с этой задачей: один был «за шумством отставлен», другой «отрешен», третий сам отказался. Тогда проектирование поручили талантливому зодчему И. К. Коробову. Сохранив прежнюю планировку, он заменил деревянные постройки каменными корпусами. Оставив в основном общий облик главного входа, Коробов соорудил каменную башню с высоким (32 метра) золоченым шпилем, увенчанным яблоком и корабликом под парусами.
Законченное в 1738 году по проекту Коробова второе здание Адмиралтейства сохранялось до начала прошлого века. К этому времени «в гранит оделася Нева; мосты повисли над водами», узор чугунных оград украсил улицы и набережные города, рядом с Адмиралтейством по одну его сторону уже сверкал великолепием Зимний дворец, а по другую сторону был воздвигнут Медный всадник. На правом берегу Невы развертывались работы по архитектурному оформлению Стрелки Васильевского острова. Невский проспект приобретал свой нарядный облик главной магистрали Петербурга.
Стало очевидно, что сравнительно скромное центра города здание Адмиралтейства снова нуждается в перестройке. Уже третье по счету здание Адмиралтейства было сооружено в 1806—1823 годах по проекту гениального русского зодчего А. Д. Захарова. Он развил замысел Коробова, создавшего триумфальное сооружение, знаменующее России к морским просторам. Захаров сохранил и прежнюю ню планировку здания, и старый шпиль, перекликающийся со колокольни Петропавловского собора, — традиционную для пригорода архитектурную форму. Это была самая крупная работа архитектора, не дожившего до завершения задуманного и спроектированного им здания.
3одчий превосходно решил сложную задачу создания единого по веху художественному замыслу и зрительному восприятию колоссального сооружения. Главный фасад имеет протяженность 407 метров, а поставленные под прямым углом к нему и идущие к Неве боковые фасады — по 163 метра. Общие размеры здания несколько меньше первоначально предусмотренных проектом. Это объясняется тем, что, когда обращенный к Зимнему дворцу корпус Адмиралтейства был вчерне закончен, последовал неожиданный приказ Александра I сломать возведенную постройку, которая загородила ему вид из апартаментов дворца на устье Невы. Захарову пришлось выполнить требование царя — «отступить строением в такой пропорции, чтобы оное не отнимало упомянутых видов».
Стены Адмиралтейства украшены портиками под фронтонами, ритмично повторяющимися на фасадах зданий. В центре главного фасада под полукруглой аркой на 72-метровую высоту возносится башня, окруженная легкими колоннами. Позолоченный купол над колоннадой служит основанием граненому шпилю.
В художественном облике Адмиралтейства велика роль скульптурного убранства — статуй и аллегорических барельефов работы крупнейших русских ваятелей того времени: Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова, И Теребенева, В. И. Демут-Малиновского. Разрабатывая проект сооружения, Захаров определил тематику и характер скульптур, их местоположение и даже выбрал мастеров-ваятелей. Архитектура Адмиралтейства и скульптура его фасадов объединены общей темой — величие России как могучей морской державы.
Захаров рассчитывал, что созданное по его проекту, декорированное скульптурой и открытое со всех сторон здание Адмиралтейства будет зрительно хорошо восприниматься от Адмиралтейской, Сенатской и Дворцовой площадей. Но замысел зодчего был нарушен.
В 1874 году Адмиралтейская площадь перестала существовать — на ее месте были высажены деревья сада, названного по имени царя Александровским. Вскоре своими кронами они закрыли фасады Адмиралтейства. Спустя два года после открытия сада перед главным входом в Адмиралтейство был сооружен фонтан, а в саду установили памятник великому русскому географу и путешественнику Н. М. Пржевальскому. Несколькими годами позже здесь появились бюсты Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, М. И. Глинки.
Прекрасный ансамбль, созданный Захаровым, сильно пострадал во второй половине XIX века из-за невежества царедворцев. По требованию духовенства была снята значительная часть скульптур, украшавших портики.
Это мотивировалось священнослужителями тем, что в здании находилась молельня и поэтому, дескать, недопустимо было украшать его языческими (имелись в виду мифологические) изображениями. В те же годы были утрачены скульптуры, изображавшие Европу, Азию, Америку и Африку, установленные по проекту Захарова на гранитных пьедесталах перед обращенными к Неве павильонами. На месте этих статуй водрузили чугунные якоря, что обеднило облик здания. Еще раньше, в связи с пробивкой окон третьего этажа, был уничтожен лепной фриз, проходивший по всему фасаду.
В 1763—1788 годах на левом берегу Невы построили гранитную набережную, но на пересеченном каналами участке возле Адмиралтейства оно прерывалась — здесь не было ни проезжей части, ни тротуаров. Затем для устройства набережной между Зимним дворцом и Сенатской площадью были засыпаны каналы, шедшие от Невы в павильоны Адмиралтейства.
Когда Ленинград в годы Великой Отечественной войны переживал трудные дни блокады, Адмиралтейский шпиль был укрыт чехлом, чтобы не служить ориентиром для фашистских войск. Эта работа под артиллерийским обстрелом была проведена группой ленинградских альпинистов. За период блокады гитлеровцы нанесли Адмиралтейству, не имевшему значения военного объекта, серьезные повреждения, обрушив на него 18 фугасных бомб и 58 снарядов. Во время разгрома гитлеровцев под Ленинградом советские воины в числе трофеев захватили орудие, имевшее бирку с установками прицела «Адмиралтейство».
Источник: tourcentrum.ru
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Адмиралтейство
Там верфи, эллинги и доки,
А в них побед морские строки (В. Фоломеев)
Адмиралтейство – это территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей.
По плану Петра I
Первоначально первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге задумывалась Петром I только как верфь. И место было подходящее: здесь раньше находилось село, место было обжитое, и Нева здесь довольно широкая – удобное место для спуска кораблей со стапелей. Новая верфь была необходима для строительства кораблей Балтийского флота.
По плану Петра I
План Адмиралтейства составил сам Петр I. Это было одноэтажное сооружение в форме буквы «П», двор был обведен внутренним каналом, во дворе – эллинги для строительства парусных кораблей. Заложено здание было 5 ноября 1704 г.
Стройка велась, как сказали бы сейчас, ударными темпами: строители (около пяти тысяч человек) работали с 5 утра до 9 вечера. В 1704-1705 гг. в конструкцию здания были внесены коррективы – она принимала функции крепости, так как шведы угрожали городу.
Адмиралтейство на гравюре 1716 г.
Строительством руководил А. Д. Меншиков, его помощниками были петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев, который осуществлял непосредственное наблюдение Адмиралтейского двора.
Вокруг стен Адмиралтейства вырыли наполненные водой рвы. Вокруг крепости создали большой луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения. На месте луга со временем появились Александровский сад и площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая.
1 октября 1705 года над башней с въездными воротами установили шпиль — второй в Петербурге после шпиля Петропавловского собора. Вокруг верфи было установлено 108 пушек. Адмиралтейство как крепость окончательно было оформлено к 15 ноября 1705 г.: Адмиралтейский приказ, 10 эллингов, деревянные склады, деревянная башня в центре.
Адмиралтейство стало крупным предприятием, на котором происходил полностью весь производственный процесс постройки корабля: от заготовки леса до схода корабля со стапелей. Уже через год было готово первое судно: 18-пушечный корабль, построенный при личном участии Петра I. Всего во время царствования Петра здесь было построено более 40 кораблей. В ознаменование Полтавской победы Пётром был заложен на Адмиралтействе первый 54-пушечный корабль «Полтава», спущенный на воду в середине 1712 г. Государь лично следил за тем, как работает верфь.
54-пушечный корабль «Полтава»
К 1715 г. в Петербурге было уже более 10 тыс. кораблестроителей. Правда, вначале это были в основном иностранцы: голландцы, англичане, итальянцы. Всех, кто работал на верфи, селили недалеко, по другую сторону адмиралтейского луга – простые рабочие в шалашах, а чем выше чин – тем жилье качественнее и ближе к Адмиралтейству.
30 мая 1710 г. при Адмиралтействе в одном из её деревянных зданий была заложена церковь во имя святого Исаакия Далматского. 30 мая — день этого святого, а также день рождения Петра I.
19 февраля 1711 года указом царя был создан «Хор военной музыки Адмиралтейского батальона». Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков.
Перестройки здания Адмиралтейства
Первая перестройка здания была произведена в 1711 г. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, созданным голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания.
В 1732-1738 гг. была произведена вторая перестройка Адмиралтейства. Работы по перестройке осуществлял главный архитектор адмиралтейских строений И. К. Коробов. В 1734-1738 гг. по его проекту была возведена каменная башня со шпилем высотой 72 метра. На этой высоте был установлен кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней.
Для большей устойчивости шпиля его основание было опущено внутрь объёма строения на 12 метров. Башня стала изящнее. Вместо мазанковых амбаров были построены каменные корпуса. В её центре башни находился арочный проезд. Архитектурную композицию завершал восьмигранный купол с круглыми часами по четырём сторонам.
На позолоту шпиля было потрачено 17,8 килограммов чистого золота.
Кораблик на шпиле Адмиралтейства
С 1738 г. Адмиралтейство стало играть градообразующую роль: на его шпиль ориентировались Невский и Вознесенский проспекты, Средняя першпектива (ныне Гороховая улица). Адмиралтейство стало композиционным центром знаменитого «Адмиралтейского трезубца», трёхлучевой системы улиц в центре Петербурга.
Адмиралтейство при Елизавете Петровне
При ней место Адмиралтейств-коллегии внутри башни было занято церковью во имя Воскресения Христова в соответствии с ее указом в 1747 г. Храм оформил архитектор С. И. Чевакинский. Стены расписал архитектор Башмаков. По его же проекту был создан резной иконостас, окрашенный светло-лазуревой краской. Пилястры, рамки и вся резьба иконостаса были позолочены. Иконы для храма написал художник Мина Колокольников.
Тогда же на башне Адмиралтейства появился колокол. На нем была надпись: «Вылит сей колокол при Санкт-Петербурге в Главной Артиллерии 1731 году апреля 5 дня. В нём 59 пудов 35 фунтов».
До середины XVIII века на Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II.
Адмиралтейство при Екатерине II
При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне строительству флота не придавалось большого значения, поэтому, когда к власти пришла Екатерина II, она получила в наследство отсутствие практически как флота, так и моряков. Но в июле 1769 г. из Петербурга вышла эскадра из 15 судов, верфь возобновила работу.
В 1777 г. в Петербурге произошло разрушительное наводнение, после которого башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной: в случае начала наводнения на ней днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек.
13 мая 1783 года на территории Адмиралтейства произошёл крупный пожар. Была опасность распространения пожара на Зимний дворец, но его удалось предотвратить, однако Екатерина II решила перенести верфь на территорию Кронштадта. Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия: сначала чиновники затянули проект перевода Адмиралтейства в Кронштадт, а потом составили смету в 9 миллионов рублей. Екатерина II решила, что это слишком дорого, поэтому были отпущены средства на ремонт и организацию дополнительных противопожарных мер, эти мероприятия были завершены уже при Павле I.
До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства.
Адмиралтейство при Павле I
Как известно, Павел I страстно любил всё военное, поэтому при нем фортификационные сооружения вокруг Адмиралтейства были приведены в порядок. Валы стали выше, каналы прочищены, луг укрыт дёрном. На угловых бастионах установили новые срубы с флагштоками для подъёма флагов Мальтийского ордена.
Указом императора в 1798 г. было основано Училище корабельной архитектуры для подготовки специалистов «для благосостояния Балтийского и Черноморского флотов». В его ведении был и Адмиралтейский оркестр.
Адмиралтейство в XIX веке
Адмиралтейство в начале XIX века
К началу XIX века старое здание Адмиралтейства оказалось в самом центре столицы и не соответствовало статусу места, не гармонировало с Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями Петербурга. В 1806 г. по указу Александра I к проектированию нового здание Адмиралтейства приступил архитектор А. Д. Захаров.
Он блестяще справился со своей задачей: перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив план уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.
Работа по реконструкции Адмиралтейства проходила в несколько этапов. Ближе к Зимнему дворцу обустраивались жилые комнаты высшего командного состава Морского министерства, а они отделывались богаче, чем остальные. На втором этаже разместили квартиру Морского министра, была спроектирована парадная лестница. Она украшена скульптурами Афины-Паллады и Геркулеса.
До наших дней сохранились интерьеры и мебель, некоторые элементы декора.
Были сломаны все эллинги, мастерские перевели на другую территорию. Захаров построил третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада — 408 метров. Высота башни со шпилем осталась прежней — 72 метра. Кораблик весом в 65 килограммов покрыт двумя килограммами чистого золота.
Он действовал как флюгер. Конструкция коробовской башни осталась цела.
Адмиралтейство сохранило первоначальный план из двух П-образных корпусов. Здание богато украшено скульптурами. Перед башней установлены две скульптуры, изображающие молодых женщин, держащих небесные и земные сферы. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра.
Они были выполнены из пудожского камня скульптором Ф. Ф. Щедриным. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, богини Изида (покровительница кораблестроения) и Урания (муза астрономии). В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.
Центральная башня Адмиралтейства украшена горельефом «Заведение флота в России» скульптора И. И. Теребенёва. В центре изображён бог морей Нептун, который передаёт свой трезубец (эмблему власти над морем) Петру I. Около царя стоит Минерва, смотрящая на нифм и тритонов, занятых строительством кораблей. В 1812-1813 гг. Теребенёв создал горельефы для четырёх фронтонов.
Со стороны Зимнего дворца установили «Гений Славы, венчающий науки», со стороны Сенатской площади – «Гений Славы, венчающий военные подвиги». Восточный портик главного фасада украшен горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного – «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги».
Архитектор Захаров умер в 1811 г. Работу к 1823 году завершили его помощники.
В верхней части с 12 декабря 1821 г. работала церковь с главным алтарём во имя святого Спиридона Тримифунтского. Домовая Надвратная церковь была освящена во имя святых Елизаветы и Захария. Её помещение сохраняется и в наши дни.
7 ноября 1824 г. снова случилось страшное наводнение, и после этого у восточного павильона Адмиралтейства на деревянном возвышении поставили 24-фунтовую пушку. Она извещала жителей о прибытии воды тремя выстрелами, а фонарь на куполе Адмиралтейства использовался в качестве пожарной каланчи: здесь дежурил часовой.
После закрытия верфи перестали быть нужными обслуживающие его каналы. На месте Адмиралтейского канала в 1810-х годах появился Конногвардейский бульвар.
«Люблю тебя, Петра творенье. «
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла… (А.С. Пушкин «Медный всадник»).
В 1872 году морское училище было переведено в Кронштадт.
Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.
После революции
С июня 1917 г. здесь находился Центрофлот — центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. После Октябрьской революции он переименован в Военно-морской революционный комитет (ВМРК).
В 1932-1933 гг. в здании размещалась Газодинамическая лаборатория — конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.
С 1925 г. в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 г. там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.
И сейчас…
31 октября 2012 г. Главный штаб ВМФ официально переехал в здание Адмиралтейства. В тот же день на здании был поднят Андреевский флаг, официально символизирующий присутствие здесь высшего военно-морского командования.
Адмиралтейство является объектом культурного наследия Российской Федерации.
Адмиралтейство. Современная фотография
Источник: www.rosimperija.info