Разработка урока во 2 влассе по изобразительному искусству ( программа Б.М. Неменского). Урок разработан в соответствии с ФГОС.
Олимпиады: ИЗО 1 — 6 классы
Содержимое разработки
Урок изобразительного искусства
во 2 классе на тему
«Украшение и фантазия»
по программе Б.М. Неменского
Урок разработан в соответствии с ФГОС
учителем высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия №5
Волковой Надеждой Михайловной.
Саратов 2017 год
Тема урока: «Украшение и фантазия»
Дидактическая цель урока:
Осознание, что без участия Мастера — Украшения не создаётся ни один предмет декоративного искусства. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Форма урока: Коммуникативно-диалоговая.
Планируемые результаты.
-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.
— Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
Урок ИЗО 2 класс «Изображение и фантазия»
-Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку.
Метапредметные:
-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.
-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
— Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
— Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.
-Формирование регулятивных компетенций – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, формулировать собственное мнение и позицию.
Знание понятия «орнамент» и приёмов выполнения узора на кокошнике.
Осознавать нерасторжимую связь декоративных и природных элементов при украшении кокошника.
Умение выполнять кистью простейших элементов узора на кокошнике.
Осваивать приемы работы красками.
Создавать определенный кокошник в процессе практической творческой работы.
Характеристика видов деятельности учащихся:
В ходе урока ученики получат возможность:
-Рассуждать, что без участия Мастера — Украшения не создаётся ни один предмет декоративного искусства.
-Приобретать представления о симметричных орнаментах в украшении женских головных уборах (кокошниках).
-Овладевать навыками работы гуашью.
-Импровизировать по созданию растительных или геометрических орнаментов.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Образовательные ресурсы:
-компьютер, мультимедийная приставка, экран;
— презентация к уроку «Кокошник»;
— музыкальный центр;
— фрагмент из оперы Н.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане».
— фрагмент картины М.Врубеля «Царевна-лебедь».
— таблицы с изображением видов орнаментов;
-фото-таблицы русских женщин в кокошниках;
Урок ИЗО 2 класс «Украшение и реальность»
— детские работы на тему;
— кисти, гуашь, палитры, карандаш, альбом для рисования, вода;
-учебник для 2 класса стр. 70-71.
Практическая работа: Украсить кокошник для мамы.
Эпиграф к уроку.
На Руси с давних пор
Носят головной убор.
Женщина ходила босой –
Не дай Бог простоволосой.
1.Организационный этап (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку:
— наличие инструментов и материалов: альбомы, карандаш, ластик, вода, гуашь, 2 кисти.
Учитель надевает на голову ученицы кокошник, демонстрирует слайд и предлагает ученикам подумать, что это такое, кто носил подобный головной убор и когда? (Предполагаемый ответ – кокошник)
2. Этап мотивации и актуализации знаний (2 мин.)
Рассмотрим русских красавиц «Портрет неизвестной в русском костюме» И.Аргунова и «Русская красавица в кокошнике» К. Маковского. (слайд)
-Что художники изобразили на голове у девушек?
— Какой Мастер помог украсить головные уборы? (Мастер –Украшения)
-Чтение стихов о Мастере – Украшения.
— Кто догадался, о чем пойдет речь? (Об украшениях на кокошнике).
-Украшения мы будем рисовать фантастические или перерисовывать готовые? ( Фантастические).
-Кто назовет тему сегодняшнего урока? ( «Украшение и фантазия» (слайд).
3. Постановка учебной задачи. (3мин.)
На Руси с давних пор
Носят головной убор.
Женщина ходила босой –
Не дай Бог простоволосой.
Как только женщина выходила замуж, она должна была носить головной убор, и сорвать с женщины головной убор считалось оскорблением. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься», что значит опозориться. Головные уборы были различными (слайд).
— Как вы думаете, что мы будем рисовать?
Кокошник – это старинный русский головной убор, дополняющий русский национальный костюм.
-А чем можно украсить кокошник? (Слайд и таблицы).
— Носят ли сегодня кокошники? Слайд).
4.Открытие обучающимися нового знания. (10 мин.)
-Рассмотрите формы кокошников и что на них изображено.
-Рассматриваются репродукции, таблицы, выставленные для обозрения на выставочном столике и доске, слайды.
— Рассмотрите на стр. 70-71
— Чем украшен кокошник? (Узорами, орнаментом.)
-Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются элементы. (Слайд).
— Работа с учебником. Рассмотрите на стр. 70-71 женские украшения.
-У кого учится Мастер – Украшения, создавая такую красоту? (У природы).
-Из чего можно придумать узор на кокошнике? (Из цветов, геометрических фигур, ягод).
— Вы заметили, что узор повторяется? (Да).
Если сложить мысленно кокошник пополам, то левая и правая части совпадут по форме и по рисунку. Кот знает, как называется такое изображение? (Симметричное).
Женщина, носившая кокошник, преображалась в таком наряде. Походка её становилась величавой, неторопливой. (Слайд).
А. С. Пушкин о таких красавицах писал:
«А сама-то величава,
Выступает словно пава…»
М. Врубель в картине «Царевна-лебедь» изобразил момент, когда Лебедь превращается в царевну. Обратите внимание на нежный поворот её головы, огромные, наполненные печалью глаза, на убранство кокошника, украшенного драгоценными камнями. Какая чудесная форма кокошника.
5.Первичное закрепление материала (4мин.)
— Обучение приемам симметричного рисования орнамента.
а) Карандашом обрести контур кокошника.
б) Придумать и изобразить композиционный центр.
в) Нарисовать симметричный орнамент. (Можно без предварительной прорисовки карандашом).
Учитель на доске с комментариями учеников демонстрирует приемы рисования.
6. Динамическая пауза. (1 мин.)
Ученики рисуют руками в воздухе формы кокошников.
7. Творческая практическая деятельность. (16 мин).
Ребята перед вами проблема: Чем можно украсить кокошник для доброй, ласковой и нежной женщины? (Цветами, снежинками, узорами, ягодками, бабочками и т. д.)
А представьте, что на кокошнике будут изображены чудовища, львы, с оскаленной пастью, огнедышащие драконы. Можете себе представить, что бы ваша мама надела такой кокошник? (Ни за что!). На Руси женщины – это прежде всего мамы, добрые, терпеливые, ласковые, несмотря на то, что часто наступали опасные и трудные времена.
-(Слайд). Укрась кокошник для своей мамы.
а) Перед учениками право выбора:
— с предварительной прорисовкой карандашом.
— составление орнамента без прорисовки карандашом.
Индивидуальная работа с учениками.
-Учитель организует деятельность по применению новых знаний.
-Контроль правильности выполнения рисунка.
-Контроль организации рабочего места.
— Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.
Фоном звучит фрагмент из оперы Н.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане» и русские народные мелодии.
8. Рефлексия деятельности (3мин).
А) Выставка работ учащихся.
Закончите фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю….
-Для меня было открытием…
-Мне понравилось…
Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что без участия Мастера — Украшения не создаётся ни один предмет декоративного искусства.
Вы попробовали украсит симметричным орнаментом женский головной убор (кокошник) для своей мамы, и у вас это неплохо получилось.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Учитель изобразительного искусства Волкова Н.М.
Источник: intolimp.org
Презентация «Украшение и фантазия» 2 класс
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Подписи к слайдам:
- Тема урока «Украшение и фантазия»
- 2 класс
- Разработка учителя ИЗО
- МОУ сош №47
- Поповой Н. В
- ВОЛШЕБНОЕ КРУЖЕВО
- Кружево – текстильное изделие ручной или машинной работы без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей.
- Кружево используется в основном для отделки белья, одежды, салфеток, штор, скатертей, головных уборов.
- В России кружевоплетение начинает распространяться с конца 17 века.
- По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности:
- вологодское,
- елецкое,
- киришское,
- вятское,
- московское,
- галицкое,
- рязанское
- и другие кружева имели самобытность и характерный стиль.
- Объединение «Елецкие кружева» Липецкой области (б. Орловская губерния) – другой крупный центр кружевного промысла.
- Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в. С середины века оно распространилось во многих селах и деревнях и особенно большой размах получило в конце XIX в. Много выплетали модных в то время черных шелковых косынок. С 1921 г. существовало товарищество кружевниц.
- Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка Елецких кружев — изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки.
- Своеобразие ряда Елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.
- кружева
- «Это что за кружева
- Вяжет зимушка-зима?
- Вешает повыше,
- На край зеленой крыши? !
- Ой, зима- чудесница,
- Кружевам ровесница!
- Это что за кружева
- Строит матушка-зима?
- Ни проехать, ни пройти!
- Белый город на пути !»
- Г.Р. Лагздынь.
- Ритм – универсальное природное свойство
- Художник учиться у природы. Он много фантазирует и создает украшения для человека.
- Праздничный женский головной убор:
- кокошник(шитый жемчугом, бисером, стеклярусом)
- налобник-борушка (шитый жемчугом).
- Вологодское
- кружево
- Рассмотри это кружево.
- Какие природные формы можно увидеть в нем?
- Успехов в работе !
Источник: uchitelya.com
Презентация — Украшения и фантазия. Кружевные узоры
«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает.
Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь — лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение».
Слайд 3
Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. Посмотрите, как красивы творения мастериц!
Слайд 4
Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать. Посмотри на украшения с драгоценными камнями — ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника — старинного головного женского убора или полотенца
Слайд 10
Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.
Слайд 11
Рассмотри это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?
Слайд 12
— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте. С ветки на ветку, Зацепив за сук, Тоненькую сетку Натянул …
Слайд 13
Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе. Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», «протекай-речка», «мороз», «звездочки», «гуличики», «цветочек», «елочка» и другие.
Слайд 14
Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной и нитка. Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается.
И стали кружева не вязать, а плести сразу из многого множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки — коклюшки. Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина.
Слайд 15
Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами. 1 вариант — на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант — из цветной бумаги или картона вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
3 вариант — аппликация с дорисовыванием. Из белой тонкой бумаги вырезать ажурные снежинки. Ими украсить салфетку, скатерть. Белой гуашью дорисовать необходимый узор.
Слайд 16
! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями. Домашнее задание: принести цв. бумагу и картон, ножницы, клей, нитки, иглу, блестки, конфетти, пайетки
Источник: lusana.ru