Древнегреческая и древнеримская одежды имели много общего, так как культура Древней Греции оказала большое влияние на Рим. Но у них было и немало различий: греки любили носить пеструю, богато украшенную, сложную и широкую одежду с рисунками и складками, тогда как римляне предпочитали более простой и скромный стиль и только со временем приобрели любовь к роскоши и помпезности.
Статьи по теме:
- Чем отличалась одежда древних римлян от одежды древних греков
- Как называлась одежда древних греков и римлян
- Как одевались в Древнем Риме
Одежда древних греков
В раннюю эпоху развития древнегреческой цивилизации костюмы греков были похожи на азиатские и египетские: такие же пестрые, роскошные, с яркими рисунками. Постепенно греческий костюм приобретал благородный и более простой стиль, но в любом случае оставался способом выделиться и показать свой тонкий вкус. Греческая одежда отличалась одной важной особенностью, которая не менялась на протяжении всей истории этой цивилизации: она не кроилась и не сшивалась, греки носили длинные куски ткани, по-разному драпируя их, скалывая и наматывая вокруг тела.
Открытый лекторий. АНТИЧНОСТЬ ДРЕВНИЕ ГРЕКИ И РИМЛЯНЕ КАК ПРАРОДИТЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (Суховей)
Ношение одежды, особенно одной и той же вещи в разных вариантах, считалось искусством.
Главная мужская одежда древних греков – это хитон: кусок ткани, обернутый вокруг тела, с отверстием для руки и застежкой на плече. Поверх носили широкий плащ – гиматион, который закрепляли на груди и закидывали на спину. Существовали также короткие плащи – хламиды с застежкой на шее.
Женская одежда была более причудливой: женщины носили туники, похожие на хитоны, но могли по-разному их надевать. Под туниками можно было вставлять куски материи, чтобы менять фигуру и придавать ей более округлые формы. Кроме того, они носили пояса, которые удерживали сложные складки и драпировки: молодые девушки завязывали пояса на поясе, а замужние – под грудью. Женщины также надевали гиматионы, края которых можно было набросить на голову. Во время различных мероприятий накидывали пеплос – длинный и широкий хитон.
Греки любили яркие краски в одежде, а самым торжественным цветом считался белый. Ткань украшали вышивкой, обычно делали кайму по краям, а богатые эллины носили одежду с аппликациями из золотой фольги.
Одежда древних римлян
На заре развития Древнего Рима одежда римлян существенно отличалась от греческой: это была суровая, стойкая нация, эстетическим идеалом которой были сильные, физические развитые люди, поэтому одежда была простой, подчеркивающей атлетические тела, гармоничные пропорции и строгую красоту фигуры. Мужская одежда была предельно непритязательной и строгой.
Главным предметом была тога – плащ из прямоугольного куска ткани, который имели право носить только граждане Рима. Знатные люди носили палудаментум – плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Бедные люди ходили в пенулах – кусках ткани в виде полукруга с капюшоном. Дома римляне носили туники, похожие на греческие хитоны, но выходить в них на улицу запрещалось.
Как древние греки и варвары делали свои монеты
Римская одежда для женщин напоминала мужскую и этим сильно отличалась от греческой: если гречанки стремились подчеркнуть округлость форм и женственность, то римлянки стремились к тому, чтобы их фигура выглядела монументально, величественно, строго. Они носили длинные и широкие туники, поверх которых надевали столы с поясами. Верхней одеждой была палла, похожая на гиматион греков. Постепенно женщины Рима стали стремиться к более богатым и роскошным украшениям одежды: ткани украшались пурпурной каймой, туники шились из золотых, ярко-красных или полупрозрачных материй, предметы одежды украшались драгоценными камнями.
- Как называлась одежда древних греков и римлян
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Какую одежду носили в 12 веке
- История одежды
- Одежда в средние века
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как выглядит Фемида
- Как одевались в 17 веке
- Великолепие античности
- Как римская площадь Торре Арджентина объединила Юлия Цезаря, Анну Маньяни и римских кошек. Италия. Рим.
- Что такое античность
- В чем уникальность цивилизации Древнего Рима
- Почему в Древнем Риме процветал разврат
- История женской шляпки
- Белые платья в греческом стиле: куда и с чем носить
- Какие были виды и классификация гладиаторов в Риме
- Миролюбивые и спокойные греки
- История возникновения национального костюма
- Как одевались женщины в XIII веке
- Стиль рококо в одежде
- Почему римкую культуру называют вторичной
- Как сделать греческий костюм
- Когда и для чего появилась первая одежда с капюшоном
- Красота у народов древнего мира
- Как одевались в 18 веке
- В чем уникальность Кижей
- Платье в горошек: история и реальность
Новые советы от КакПросто
Рекомендованная статья
Как можно использовать джинсы
Нередко люди предпочитают в качестве повседневной одежды джинсы. Они сделаны из прочного материала, что позволяет.
Источник: www.kakprosto.ru
009. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА. АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ ( часть 2 – Римский Стиль)
Продолжая экскурс по восходящей спирали истории мы подходим к Римскому стилю. Его часто называют Романским, но это не правильно. Романский начинается значительно позже – с 905 по 1 200 годы нашей эры.
АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ ( часть 2 – Римский Стиль)
Искусство Древнего Рима развивалось под сильным влиянием искусства Греции. Ранняя греческая колонизация Апеннин определила прочные культурные и экономические связи этих районов с Грецией, оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии. Но древние римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они «изобрели» арочно-ордерную ячейку (яркий пример — триумфальная Арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.
Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.
Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:
а) Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1); её фуст утрачивает припухлость (греч. έντασις) и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху; сухость его тем заметнее, что колонна в основном оставалась без каннелюр, а если они и бывали на ней, то начинались только на ⅓ высоты фуста.
Под капителью не имелось впалого канальца, опоясывающего фуст, а вместо того находилось выпуклое кольцо. Подушка капители не представлялась как бы придавленной от лежащей над колонной тяжести и имела жёсткий, сухой профиль. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким
в) римско-ионический ордер утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску. Волюты не представляют тех изгибов, которые в чисто ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.
г) римско-коринфский, римляне переделали по-своему и сообщили ему большую роскошь. Так как дорический и ионический ордера, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными.
В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Фуст римско-коринфской колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные. Случалось, что колонна была каннелирована; тогда желобков на ней было больше, чем в греко-коринфском ордере, и каждый из них до известной высоты был снабжён валиком (лат. rudentura), заполнявшим собой его углубление и смягчавшим выступы его рёбер. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.
д) композит. Римляне придумали его как ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита».
Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами (греч. μεσοστύλιον) и группировали их по две, по три, одна подле другой; если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены; коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Удержав треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и употребляли их — равно как и декорирование колоннами — не только снаружи, но и внутри здания; кассетоны, появившиеся в греческой архитектуре, как естественное следствие устройства плоского потолка из толстых, пересекающихся под прямым углом балок и из более лёгкой настилки над ними, стали употребляться совершенно нерационально, единственно с декоративной целью, на сводах арок и куполов.
Апогея культура достигает при Августе в 14 году до нашей эры. Характерными становятся большие пространства с размахом, свободное варьирование элементов декора. Лучшие примеры получены при раскопках в Помпеи.
В Атрии внутренний дворик большой, даже пищу принимали там. Большие загородные виллы. В Риме строения не ниже 2 этажей ( до 6-ти). Италийский городской особняк развился из деревенской усадьбы, собиравшей под одной крышей множество полезных помещений. Ранние итальянские особняки представляли собой прямоугольные в плане здания с помещениями, сгруппированными вокруг атриума с небольшим садиком, называемым hortus, в задней части.
Со временем под влиянием греческой архитектуры образовался классический древнеримский особняк. Внутреннее устройство помпейских домов (известны по раскопкам) и римских (восстанавливаются по т. н. Капитолийскому плану) демонстрируют сходные типовые черты.
Это было прямоугольное сооружение, которые тянулось вдоль двора, а на улицу выходило глухими торцевыми стенами: «он представлял собой каменную стену, побеленную известью, прорезанную лишь узкой дверью да, в верхней части, несколькими редко расставленными маленькими окошечками; над стеной виднелась крыша из красных черепиц». Он делился на две части: с одной группой помещений — официальной, группировавшейся вокруг атриума, и второй, семейной — вокруг перистиля (более крупного сада, развившегося из hortus). Два этих крупных помещения были прекрасно приспособлены для средиземноморского климата. Они находились под открытым небом, позволяя свежему воздуху циркулировать в коридорах и комнатах. В отличие от греческого в римском доме все помещения располагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси.
Холл и кабинет оформляются помпезно, порой безвкусно. Полы мраморные или из мозаики. Кесонированный потолок имеет формы деревянных конструкций. Росписи перспективные, расширяющие пространство. Много ковров и драпировок.
Стены делятся на 3 части. Цвета – красный, жёлтый, белый. Из скульптуры до нас дошли только бронзовые и мраморные памятники. Стиль тяжеловесный, перенасыщенный, развита резьба. Породы дерева – ясень, олива, туя, клён с выточенной инкрустацией пальмой, самшитом чёрным деревом.
Из орнаментов преобладают растительные барельефы — виноград и гроздья, фрукты. На полу орнамент в виде коврика. Часто используются фигуры львов, орлов, сфинксов, крылатых хищников с осознанной стилизацией. Наряду с деревом используют бронзу, серебро, слоновую кость, панцирь черепахи, куски мрамора. Развиты гравировка и роспись.
Тщательно прорабатываются мелкие детали.
Мебель схожа с греческой времён Македонского. Табуреты без спинки – сёдла из бронзы с выточенными ножками, складной стул с подлокотниками. Курильные кресла для важных персон. Скамьи простые, неприхотливой формы для повседневного использования. Для еды – ложа со столиком на 3 персоны. Кровати деревянные с драпировкой из шёлка, обивка мягкая. Покрытие резьбой.
Для богатых возникли носилки. Обеденный стол – лёгкий. При смене блюд менялся и стол. Стол на 3-х ножках из бронзы в виде звериных лап, заканчиваются головой того же зверя. Появляется и стол с 2-мя ножками-боковинками с красивой посудой в центре атриума – символизируя домашний очаг.
Шкафов ещё нет, только в лавках в виде витрин. Сундуки с аркообразной крышкой в тайных покоях за местом хозяина. Появляются тесеры – стёкла в виде призмы, квадратиков с фальш-золотом.
Главный мотив – круг в квадрате, по периметру его фигуры людей. Любимый цвет – пурпурный, зелёный, красный, фиолетовый, золото. Ближе к финалу начинают входить в обиход христианские цвета – васильковый и зелёный. Для перекрытий используется кедр, свободные пространства, если и были, то без перегородок. Арка полуциркульная. Вокруг колонн – ткань.
Итальянцы уделяли много внимания декорированию стен. Картины – пейзажи, улицы с элементами архитектуры. В строительстве главенствует бетон, большие, технически сложные своды.
Следующий стиль образовался из слияния римской и восточной культур в период с 500-го по 900-ый года. И получил он название – Византийский.
Источник: www.drive2.ru
На чем писали и рисовали древние греки и римляне?
Искусство Древней Греции: как рассказать о нем ребенку
Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Для родителей, которые не привыкли отмахиваться от своих любознательных дошкольников и младших школьников, детские вопросы — самые трудные. В помощь мамам и папам, которые водят своих отпрысков по музеям, показывают античные статуи и рассказывают об искусстве Древней Греции и Рима, авторы книги «Детский университет» собрали ответы на распространенные вопросы детей.
Почему мы не знаем имен античных художников?
Просто у них еще не вошло в привычку подписывать свои произведения. На античных статуях только иногда есть имя автора. Возможно, это потому, что в те времена нередко несколько мастеров в одной мастерской работали сообща. Так что часто статуи и не были индивидуальными произведениями.
Одного из скульпторов, имя которого до нас дошло, звали Фидий. Он создал двенадцатиметровую статую Зевса, которая в древности считалась одним из семи чудес света. А еще Фидий считается строителем самого большого храма на афинском Акрополе, Парфенона. Если бы такой храм решили построить сегодня, в обществе, где нет самой дешевой рабочей силы — рабов, он бы, по приблизительным оценкам, стоил полмиллиарда евро.
Но и в те времена строительство храма, длившееся пятнадцать лет, из‑за дорогих материалов стоило очень, очень недешево. А это значит, что архитектор должен был пользоваться безусловным доверием заказчика.
Но современники поговаривали, что даже сам Фидий не смог воспротивиться искушению — его обвинили в хищении драгоценных строительных материалов. Ему удалось оправдаться, но все же афиняне приговорили Фидия к смерти за оскорбление божества: якобы он поместил на щите статуи богини Афины свой профиль. Ему пришлось выпить чашу с цикутой. Так печально завершил жизнь один из величайших скульпторов древности.
В Древней Греции существовали разные виды смертной казни. Человека могли приговорить к побиванию камнями, к укусу ядовитой змеи или к чаше с цикутой. Это растительный яд, он приводит к смерти в результате паралича дыхательных путей. Именно к такой казни был приговорен известный философ Сократ.
На чем рисовали и писали в Древней Греции
Если в те времена искусство так процветало и было столько талантливых художников, то почему же с тех времен до нас почти не дошло картин? Неужели в Античности еще не умели рисовать или писать маслом?
Конечно, умели. Только вот бумаги, которую сейчас безжалостно марают в огромных количествах, на которой миллионы людей что‑то калякают и рисуют замечательные картины, еще не было, а изготовление пергамента или папируса было делом очень трудоемким. Поэтому для рисования использовали другие материалы, прежде всего — как это странно ни звучит — керамические вазы.
Иногда наброски просто делали на дне вазы или выцарапывали что‑то на слегка влажном куске глины. А еще использовали деревянные дощечки, покрытые тонким слоем воска. Именно восковые таблички были основным материалом для письма в гимнасиях.
Античные книги выглядели совсем не так, как современные. Они были не прямоугольные, а в виде свитка, вроде рулона бумажных полотенец. Делались они из папируса, египетского травянистого растения. Его стебель разрезали вдоль, раскладывали узкие полоски рядом вдоль и поперек и спрессовывали их в тонкие листы.
А эти листы потом склеивали друг с другом растительным соком, и получались свитки до десяти метров длиной. Читали (то есть скатывали) их не сверху вниз, а слева направо.
Примерно с начала II века до н. э. все больше используется пергамент, который тогда вовсе не выглядел как всем известная бумага для выпечки, а делался из тончайшей кожи и не был таким прозрачным, через него не получилось бы ничего перерисовать. Главным преимуществом этого материала было то, что на нем можно писать с двух сторон, сшивать страницы и потом их перелистывать.
Сколько работы нужно проделать, прежде чем написать что‑нибудь! Поэтому уже в Античности перерабатывали и использовали свитки повторно. Старый текст просто соскребали и поверх писали новый. Новые мысли появлялись быстрее, чем материал, на котором их можно было записать.
Как отливали из бронзы греческие статуи
Для читателей и библиотек позднейших эпох такой способ повторного использования писчего материала скорее печален. Так же, как для музеев плохо то, что бронзовые статуи часто переплавляли. И самое печальное, что материал этот шел не на новые, еще более красивые и величественные статуи, а на военные орудия.
Бронза — плавкий металл, поэтому статуи из него не вытесывали, а отливали. Как наливают в формочку желе, остужают, переворачивают и на тарелке оказывается фигурка — знает каждый ребенок. Но где найти огромную форму в виде голого атлета?
Конечно, нигде. Поэтому греки придумали другой способ. Сначала изготавливали основу из металлического каркаса и глины, потом наносили тонкий слой воска и из него вылепляли уже точную копию бронзовой статуи. Потом фигуру снова покрывали глиной. Затем эту трехслойную модель нагревали, и воск таял.
Образовавшуюся пустоту между сердцевиной и глиняной оболочкой заполняли горячей, расплавленной бронзой.
Все это имело один существенный недостаток. Можно было бы подумать, что такой способ изготовления очень удобен для тиражирования скульптур. Но у греков это, к сожалению, практически никогда не получалось. Так как бронзовый слой получался таким же тонким, как восковой, глиняные оболочки каждый раз приходилось разбивать.
Часто фигуры отливали не в единой форме, а по частям, а потом соединяли. Только римлянам удалось овладеть техникой отливки настолько, что стало можно создавать несколько статуй с помощью одной формы.
Рельеф — неоконченная статуя?
Итак, в Античности образы рисовали на керамике, отливали из бронзы или ваяли из камня. Среди скульптур были не только статуи, которые можно рассматривать со всех сторон, но и такие, которые как будто проступают из камня. Называются они рельефами.
Выглядят рельефы как статуи, в процессе работы над которыми скульптор вдруг потерял желание их заканчивать или заказчик внезапно решил заплатить только половину оговоренной суммы. То есть скульптор обрабатывал только переднюю сторону камня, а заднюю оставлял гладкой.
Но объясняется возникновение рельефов все же иначе: ими как изысканными украшениями облицовывали здания. Фриз с рельефом выглядит примерно как ожерелье под самой крышей. В античной Греции строили не только много, но и роскошно — нужно было как‑то умасливать богов.
Особенно важны для поддержания их хорошего настроения были храмы. Они, собственно, и нужны были только для того, чтобы почитать и ублажать богов. В храмах ставили отдельные скульптуры, а на стенах и фронтоне под скатом крыши размещали рельефы с изображением известных сюжетов. Тут и там можно было увидеть битвы и подвиги героев и богов.
Истории эти в античности были прекрасно известны, так что никому не приходилось долго ломать голову, к примеру, кто это изображен во славу богини Афины. Как сегодня мы многое знаем о частной жизни звезд, так тогда люди наизусть знали подробности жизни героев греческих мифов.
Чем древнеримские статуи отличались от греческих
Это сейчас произведение искусства всегда связано с именем автора и все превозносят выдающиеся качества оригинала, а Античность полна копий и подражаний подражаниям.
Уже греки друг друга копировали, потому что много путешествовали и из путешествий привозили новые идеи. Римляне, во втором веке до н. э. захватившие все Средиземноморье, включая Грецию, тоже очень заинтересовались греческими статуями. Римские мастера стали их копировать, учились у греческих скульпторов, а те кое‑что перенимали у них.
В римском искусстве лицо играло бо́льшую роль, чем у греков. Римляне придавали статуям гораздо больше личного, портретного сходства, поэтому иногда к телу греческой статуи приставляли римскую голову. Так на смену греческому идеализму, то есть изображению идеальных существ, пришел римский реализм.
Может показаться, что всегда можно легко отличить греческую скульптуру от римской. Но это вовсе не так: даже археологам это подчас дается тяжело.
Иногда о происхождении больше говорит не сама фигура, а, например, то, как она закреплена. Римские скульпторы делали своим произведениям больше опор, больше видимых поддержек, потому что их основным материалом был тяжелый мрамор. Когда они ваяли из камня копии более легких бронзовых статуй, им приходилось закреплять их на месте с помощью дополнительных приспособлений. Археологам это очень помогает определить время создания статуи.
Греческая и римская Античность до сих пор оказывает большое влияние на все европейское искусство. В эпоху Возрождения снова начали копировать скопированные римлянами греческие статуи и ваять свои, подражая Античности. Именно тогда появилась одна из скульптур, считающихся шедевром мирового искусства, — «Давид» работы Микеланджело. И изображен он, разумеется, так, как бы его изобразили в Древней Греции, — обнаженным.
Источник: www.7ya.ru