Привет! Меня зовут Михаил Королёв, я веду онлайн сервис по прогнозированию спроса для малых компаний. До этого я занимался прогнозированием в Яндексе, Магните и пр. Это моя первая статья и в ней я хотел бы рассказать вам что такое эластичность спроса по цене. Как правило с ней сталкиваются в учебных заведениях, и на этом знакомство с ней заканчивается.
Давайте посмотрим, чем она нам может быть полезна в работе.
59 874 просмотров
1. Определение и формула
Эластичность спроса по цене (Price elasticity of demand — PED) измеряет реакцию спроса товара на изменение его цены. Она рассчитывается как процентное изменение спроса, деленное на процентное изменение цены. Если спрос эластичен, небольшое изменение цены приводит к большому изменению объема продаж. Таким образом эластичность спроса по цене характеризует способность покупателей отказаться от товара (или заменить на другой товар) в ответ на повышение цены. Формула эластичности спроса по цене:
Приведенная выше формула обычно дает отрицательное значение из-за обратного характера отношения между ценой и количеством спроса.
3.6 Эластичность спроса по цене ч.1
По мере того, как разница между двумя ценами или количествами увеличивается, точность PED, определяемая приведенной выше формулой, уменьшается по двум причинам. Во-первых, эластичность товара не обязательно постоянна, она изменяется в разных точках кривой спроса из-за своего процентного характера. Во-вторых, процентные изменения несимметричны; вместо этого процентное изменение между любыми двумя значениями зависит от того, какое из них выбрано как начальное, а какое как конечное.
Ценовая эластичность применяется в компаниях в основном для ценообразования. При умелом использовании ценовой эластичности можно добиться повышения выручки и прибыли компании при сохранении лояльности покупателей.
У вас есть интернет-магазин, в котором вы продаёте электронику. Для примера возьмём 2 товара: сотовый телефон по цене 100 $ и умные часы, которые тоже по цене 100 $.
Если цена на телефон увеличивается cо 100 $ до 110 $, а объем спроса при этом уменьшается с 20 до 19 шт., то эластичность:
При вычислении эластичности спроса важно определиться с исходной точкой отсчёта цены и продаж, т.к. относительно этих данных будут рассчитываться проценты изменений цены и продаж. Так например для смарт-часов, если объем спроса увеличивается с 20 до 25 единиц, процентное изменение составляет (25-20)÷20=25%. Но если объем спроса снизится с 25 единиц до 20 единиц, процентное изменение составит (20-25) ÷ 25= -20%.
Перекрёстная эластичность спроса по цене — процентное изменение спроса в ответ на изменение в цене конкурентного товара или услуги. Перекрёстная эластичность спроса по цене почти всегда положительна, т.к. при повышении цены на товар покупатели переключаются на конкурентный товар повышая его продажи.
2. Наклон кривой спроса по цене
Частой ошибкой является путать наклон кривой спроса с ее эластичностью. Наклон — это скорость изменения единиц измерения вдоль кривой и вычисляется по формуле:
Эластичность спроса и предложения | Как цена влияет на спрос
На рисунке ниже для смарт-часов и для сотового телефона наклон является постоянным. Если цена на телефон увеличивается со 100 $ до 110 $, а объем спроса при этом уменьшается с 20 до 19 шт., тогда наклон равен:
График кривой спроса выглядит так:
Ценовая эластичность спроса и наклон кривой спроса по цене почти всегда отрицательны, так как цена и количество спроса движутся в противоположных направлениях. Поэтому когда мы будем говорим об абсолютных значениях эластичности как о положительных числах, то будем для удобства называть это абсолютным значением эластичности.
3. Факторы влияющие на эластичность
Есть большое количество факторов, которые оказывают влияние на эластичность спроса:
- Жизненная необходимость. Эластичность спроса ниже на товары первой необходимости, чем на товары избыточного потребления. Например эластичность спроса на хлеб ниже чем на сотовые телефоны.
- Абсолютная цена на товар. На товары с низкой ценой эластичность спроса будет ниже чем на товары с высокой ценой, т.к. товары с высокой ценой занимают большую долю в корзине покупателя. Вы например вряд ли будете переживать, если на какой-то товар который вы покупаете по 1 штуке в неделю цена выросла с 80 до 90 центов.
- Цена на конкурентные товары. Если цена на товар превысит цену аналогов, то спрос будет резко снижаться.
- накладные расходы. Например в вашем магазине все цены устраивают покупателя, кроме цены на один конкретный товар. Но ехать и покупать его отдельно не имеет смысла, т.к. накладные расходы на покупку одного товара слишком велики. В таком случае спрос на товар будет неэластичным. Именно по этой причине спрос на товары в онлайн-магазинах намного эластичнее чем офлайн, ведь перейти на другой сайт чтобы купить этот же товар у конкурента почти ничего не стоит.
Изменения в ценах на самом деле могут иметь большее влияние в долгосрочной перспективе, чем в краткосрочной. Например, если в офлайн магазине цену на хлеб повысить на 50%, в краткосрочной перспективе покупатели будут продолжать его покупать. Однако это побуждает покупателей начать искать альтернативу, и при первой возможности он переключится на другого продавца. Следовательно, Повышение прибыли в краткосрочной перспективе может быть стимулом уменьшения прибыли в долгосрочной перспективе.
4. Ценовая эластичность и выручка
Фирма, рассматривающая изменение цены, должна знать, какое влияние изменение цены окажет на общий доход (выручку). Выручка — это просто произведение количества проданных единиц на цену единицы товара.
Предельная выручка — дополнительный доход, получаемый от производства дополнительной единицы продукции. Её формула выглядит так:
Желательно найти точку при которой выручка максимальна. Повышение цены ведёт к снижению продаж, эти два фактора противоположным образом влияют на выручку. На графике ниже эффект снижения выручки обозначен красным прямоугольником, а эффект повышения выручки обозначен зелёным прямоугольником. Максимум выручки достигается когда площади этих прямоугольников становятся равны при переходе от текущей цены к новой. Абсолютное значение эластичности как раз и показывает соотношение площадей этих прямоугольников.
Как видно из графика ниже начиная с какого-то момента выручка при повышении цены начинает падать. Таким образом очень высокая цена также как и очень низкая цена ведут к низкой выручке. Но при более низкой эластичности спроса, продавцу становится выгоднее повышать цену для максимизации выручки. У товара 2 абсолютное значение эластичности меньше чем у товара 1, вследствие у товара 2 цена для достижения максимальной выручки выше чем у товара 1. При этом максимум выручки достигается при абсолютном значении эластичности равном 1.
Правило, что делать для получения максимальной выручки можно проще записать в таком виде:
5. Ценовая эластичность для ценообразования на практике
На практике есть несколько сложностей при применении эластичности в ценообразовании:
- Кривая зависимости продаж от цены имеет сложную нелинейную форму из-за присутствия конкурентных товаров с конкретной ценой, из-за насыщения спроса, из-за например срока годности для продуктов питания и т.д.
- В текущий момент мы не знаем форму этой кривой полностью, т.к. в исторических продажах у нас есть только продажи при узком диапазоне изменения цены. А в некоторых случаях может быть, что товар всегда продавался при одной и той же цене и тогда мы вообще не знаем его эластичность даже в текущей точке.
- Эту кривую трудно строить, т.к. все вышеуказанные выше графики предполагают что все остальные факторы остаются неизменными. Но в реальности если вы захотите поменять цену и посмотреть эластичность товара, то вам будет мешать одновременное изменение других факторов. Например вы в пятницу снизили цену на смарт-часы на 10%, и в субботу ваши продажи выросли на 12%. Но они выросли на 12% из-за снижения цены или из-за того что в каждую субботу у вас и так растут продажи, а может быть из-за того что субботу была предпраздничным днём?
- Форма кривой эластичности с течением времени меняется, и для некоторых товаров это может происходить довольно быстро. Например для модной одежды или для бытовой электроники, когда их сменяют товары следующего поколения.
Реальные зависимость продаж от цены и ценовая эластичность могут выглядеть следующим образом:
По всем вышеуказанным причинам на практике сейчас широко применяется машинное обучение для применения эластичности цены в ценообразовании. С его помощью например можно восстановить форму кривой эластичности товара по данным схожих товаров.
Для расчёта эластичности спроса по цене в Excel можно применить уравнение =linest(known_y’s; known_x’s, . )/SalesCur*PriceCur. Где known_y’s — это ваши исторические продажи, а known_x’s — это ваши цены для этих продаж. В итоге применения вы получите коэффициент, который показывает, на сколько единиц изменятся ваши продажи при повышении цен на 1 единицу. Например если вы указали исторические продажи в штуках за 1 день и цены указали в долларах, то коэффициент -1.2 будет означать, что при повышении цены на 1 доллар ваши продажи уменьшатся на 1.2 штуки в день. Однако будьте осторожны, перед применением этой формулы убедитесь что:
- у вас есть достаточно статистики продаж для каждого уровня цены (если период замера продаж 1 день, то не менее 7 дней подряд)
- продажи были значительными (если период замера продаж 1 день, то не менее 10 штук в день)
- изменения цен были ощутимыми (не менее 5%, и не менее 10% для дешёвых товаров).
Например если вы продавали какой-то товар за 20 евро, то желательно чтобы у вас была информация:
- 7 дней продаж не менее 10 штук в день при цене 19 евро
- 7 дней продаж не менее 10 штук в день при цене 20 евро
- 7 дней продаж не менее 10 штук в день при цене 21 евро
В противном случае слишком большую роль может сыграть эффект случайности. Также постарайтесь избежать экспериментов по выяснению эластичности спроса в праздничные дни и дни больших колебаний продаж сезонных товаров.
Также применяется тактика постоянных небольших изменений цен, для дальнейшего уточнения кривой эластичности в близком диапазоне.
6. Использование машинного обучения для расчёта эластичности
Эластичность спроса применяется для задач ценообразования, прогнозирования спроса, максимизации выручки. Чаще всего это решается с помощью применения моделей машинного обучения которые выявляют зависимость продаж от различных факторов: цены, дня недели, погоды, и т.д. Наиболее распространёнными моделями для таких задач являются:
- Модели на основе деревьев принятия решения
- Модели на основе линейной регрессии
- Модели на основе нейронных сетей
Выбор модели зависит от многих факторов, также у каждой модели есть свои плюсы и минусы, например:
- Если исходных данных мало, то стоит применять более простые модели, например линейную модель.
- Если необходимо экстраполировать зависимость продаж от цены (то есть предположить продажи при цене большей чем когда либо была в истории), то Модели на основе деревьев принятия решения не подходят для такого рода задач. т.к. они не предназначены для экстраполяции зависимостей
- Если исходные данные сильно зашумлены, зависимость нелинейна и исходных данных немного, то наоборот стоит попробовать Модели на основе деревьев принятия решения
- Если необходимо более точно вычислить зависимость продаж от цены и достаточно исходных данных, то стоит применить Модели на основе нейронных сетей
В случае линейной модели вы получите зависимость продаж от факторов например такого вида:
Получив такую модель вы можете зафиксировать все остальные факторы кроме цены, и нарисовать график зависимости продаж от цены в интересующем вас диапазоне цен. То есть методы машинного обучения позволяют очистить зависимость «продажи-цена» от остальных шумовых факторов и тем самым получить более точный коэффициент зависимости. Далее получив этот график и коэффициент можно вычислить эластичность спроса по цене для решения задачи ценообразования. Далее можно также максимизировать выручку получив для неё реальные графики в зависимости от цены. Если предположить, что зависимость линейная как в приведённой выше формуле, то выручка будет максимальной при цене:
Вот так эластичность и машинное обучение применяются для решения текущих прикладных задач бизнеса.
Друзья, спасибо за внимание! Оставляйте ваши впечатления, замечания и предложения в комментариях.
Источник: vc.ru
Эластичность спроса на ювелирные украшения по цене может равняться
Новости веб-сайта Издательской группы «Дело и Сервис»
«Все о маркетинге: теория и практика»
15.12.04 — 20.12.04
Новые статьи в интернет-библиотеке |
В работе рассматриваются особенности такого товара, как ювелирные изделия с бриллиантами, и вопросы, связанные с эластичностью спроса по доходу на предметы роскоши. Показано, что если зависимость спроса от дохода описывается степенной функцией, то при доходах существенно превышающих величину, при которой начинается потребление, эластичность по доходу стремится к постоянной величине, равной показателю степени (в случае линейной зависимости к единице). Обсуждаются условия, при которых ценовая эластичность спроса на ювелирные изделия с бриллиантами может быть близка к единичной.
Продолжение >>>
http://www.dis.ru/market/arhiv/2003/2/7.html?rdismarket
Для продвижения товара предприятию жизненно необходима информация о нуждах, потребностях и спросе целевого рынка. Далее предприятие сталкивается с проблемами выбора для своих предложений наилучшего комплекса коммуникативных, распределительных каналов и каналов продаж для доведения конечного продукта до потребителей. Кроме того, в процессе выполнения вышеуказанных мероприятий предприятию необходимо проводить анализ конкурентной среды, анализ деятельности самого предприятия и многое другое.
Решить все эти задачи призван маркетинг, который можно охарактеризовать как процесс создания, продвижения и реализации идей, товаров и услуг индивидуальным потребителям и компаниям.
Статья освещает указанные вопросы на основе действующих нормативных документов.
Продолжение >>>
http://www.dis.ru/kb/arhiv/2004/7/1.html?rdismarket
Вышел из печати |
- Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями
- Эффективная информация и управление знаниями внутри организации
- Эволюция организации и маркетинговое управление
- Менеджер, предприниматель, стейкхолдер: кто из них формирует социальные задачи бизнеса?!
- Построение государства благосостояния и социально-экономические преобразования в России
- Модель государственной системы управления территориальным комплексом объектов недвижимости
- Применение оптимизационных моделей в задаче повышения эффективности функционирования организации
- Управление по стоимости как система менеджмента
- Оценки эффективности и неэффективности слияний и поглощений
- Японская премия качества как инструмент достижения конкурентоспособности
- Социально-технологическая конфигурация фирмы как путь к партнёрству
- Телеработа в мировой экономической практике
- Механизм планирования, организации и регулирования рынка прав на экологический ущерб в регионе
- Дискретность лидерства
- Здоровье населения и разумная экологическая стратегия
- E-mail-маркетинг и управление клиентами
- Методические особенности оценки организационного механизма развития предприятия
- Как оценивать деятельность кадровой службы предприятиям Республики Беларусь?
- О книге В.И. Маслова «Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры»
Подробнее >>>
http://www.dis.ru/manag/arhiv/2004/6/?rdismarket
Новогодняя акция |
В период с 8 по 31 декабря проводится новогодняя акция:
При подписке на электронную версию комплекта «Управление предприятием» (шесть электронных журналов: «Маркетинг в России и за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Финансовый менеджмент», «Управленческий учет», «Кадры предприятия», «Бухгалтерский учет и налоги». Экономия — 20%.) Вы получаете в подарок диск «Управление предприятием» с архивами журналов.
Эффективные продажи на CD |
Компакт-диск «Искусство презентации» | |
Производитель: Кордис Искусство презентации» — формирование и развитие навыков проведения презентаций проектов, товаров и услуг. На диске рассмотрены основные этапы презентации: «Подготовка», «Выступление» и «Заключение».
На подготовительном этапе обращается внимание на то, как установить контакт с аудиторией, преодолеть волнение и неуверенность во время выступления, как «захватить внимание» аудитории с первых секунд презентации.
В ходе раздела «Выступление» основной акцент делается на установлении обратной связи с аудиторией, на умении отвечать на вопросы, реагировать на возражения клиента.
На заключительном этапе обращается внимание на необходимость вовлечения аудитории в процесс презентации, на умелом использовании аргументов в пользу представляемого товара или услуги, на заинтересованность в решении проблем клиента.
Кроме того, предусмотрена возможность выполнения специальных упражнений («Практикум»), которые закрепляют полученные знания и навыки:
- упражнение на составление текста презентации;
- упражнение на распознавание состояния человека.
В разделе «Подведение итогов» приводятся рекомендации по ведению успешных презентаций.
Надеемся, что этот видеотренинг будет полезен всем, кто стремится успешно проводить презентации и научиться выступать в больших и малых аудиториях.
Авторы — коллектив электронного издательства «Кордис , специалисты-психологи — стремились разработать учебные пособия, которые:
В данный момент обсуждаются темы:
- Как лучше продвигать видеорекламу?
- А ты реальный маркетолог?
- Эффективность газетной рекламы от местоположения
- Как начать свое дело?
- Оценка конкурентных позиций
- Маркетинг: продвижение программных продуктов
- Хотим учиться. Доп. образование у практика
- Обзор рынка шоколадной продукции
- Конкурс: Как сохранить позиции (произв-во мебели)
- Продвижение продукции производителем (вентиляция)
- Маркетинг и Финансовый анализ
- SWOT-анализ
- Продвижение маркетинговой компании
- Конкурентный анализ // промышленный шпионаж
- Маркетер или маркетолог
- Расчет покупательских потоков
- Супермаркет. Практическое пособие
- Основы маркетинга
- Сегментирование рынка
- Маркетинговые коммуникации
- Тренинг профессиональных продаж
- Логистика во внешнеторговой деятельности
- Маркетинговые исследования: теория, методология и практика
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: economics.school.marketingdis |
Отписаться |
Источник: subscribe.ru
Стратегия и тактика фирмы в отношении спроса
Эластичность представляет собой величину, которая характеризует степень чувствительности одного какого-либо показателя к изменению другого показателя. Фирме для выбора правильного типа поведения на рынке по отношению к спросу необходимо знать, каким образом величина спроса (количество продаж) реагирует на рост или сокращение цены данного товара, цен продуктов, продаваемых конкурентами, изменение дохода потребителя. С этой целью используются показатели эластичности спроса по цене (прямая и перекрестная) и эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по цене
Расчет прямой ценовой эластичности спроса возможен на основе данных наблюдения при сопоставлении изменения цены товара и величины спроса на него:
где е — ценовая эластичность спроса ; — процентное изменение величины спроса на товар;
— процентное изменение цены товара; Q1 — первоначальная величина спроса на товар; Q2 — конечная величина спроса на товар; P1 — первоначальная цена товара; Р2 — конечная цена товара.
Ценовая эластичность спроса отрицательна, поскольку для большинства товаров изменения цены и величины спроса взаимодействуют в противоположных направлениях, согласно закону спроса.
Кроме того, если для данного товара вычислена функция спроса, то величину эластичности можно вычислить на основе коэффициентов регрессии .
Пусть функция спроса на товар имеет вид
где a0 и a1 — параметры функции спроса, причем a0 > 0 ; a1 < 0 .
где P — цена равновесия (текущая цена на рынке); Q — равновесное количество (текущий объем продаж).
К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса , можно отнести следующие.
- Наличие товаров-заменителей: чем больше товаров-заменителей есть у данного продукта, тем выше возможность для потребителя перехода на потребление другого товара при повышении цены данного продукта, тем больше, следовательно, эластичность спроса .
- Уникальность товара: чем более уникальным является данный товар (то есть чем в меньшей степени его свойства могут быть воспроизведены другими изделиями), тем выше эластичность спроса .
- Трудность/легкость сопоставления данного товара с товарами конкурентов: чем труднее сопоставить свойства продукта с конкурирующими товарами (то есть чем в меньшей степени их отличия являются существенными), тем выше эластичность спроса .
- Доля затрат на данный товар в общем объеме расходов потребителя: чем больше доля расходов на покупку данного товара, тем труднее потребитель принимает решение о покупке товара при повышении его цены, тем выше эластичность спроса .
- Доля затрат на данный товар в издержках производства конечного продукта (для сырья, материалов): чем большую долю занимают затраты на товар в производстве какого-либо продукта, тем труднее его заменить, тем ниже эластичность промежуточного спроса на него.
- Доля расходов на товар, которую платит сам покупатель (например, в страховом деле): чем выше доля расходов на товар, которую оплачивает непосредственно покупатель, тем чувствительнее становится он к изменению цены товара и тем выше эластичности его спроса .
- Уже сделанные затраты: чем больше средств покупатель уже вложил в приобретение данного товара (в том числе в форме времени), тем менее он склонен отказываться от его покупки, тем ниже эластичность спроса .
- Наличие и доступность информации о качестве товара: чем более распространены сведения о данном товаре по сравнению с товарами-конкурентами (то есть чем в большей степени покупатель заочно знаком с товаром), тем ниже эластичность спроса на него.
- Возможность сделать запас: чем выше возможности хранения товара, тем больше вероятность покупки товара на длительный срок вперед, тем выше эластичность спроса на него, поскольку имеется возможность потребления запаса при росте его цены.
- Период времени, в течение которого рассматривается спрос: эластичность спроса по цене возрастает с течением времени, так как потребители успевают приспособиться к изменению цены, им легче найти замену товару, цена которого возросла; легче изменить свои предпочтения.
Примеры значений эластичности спроса по цене на разные виды товаров (США) 5 Mansfield E. Managerial Economics. N.Y., 1990, Р. 81. :
свежие томаты | 4,60 |
обеды в ресторане | 1,63 |
стеклянная посуда | 1,34 |
мебель | 1,01 |
алкогольные напитки | 1,00 |
авиабилеты | 0,77 |
обувь | 0,70 |
услуги адвокатов | 0,61 |
бензин | 0,14 |
Эластичность спроса по доходу
Эластичность по доходу показывает степень реакции спроса на процентное изменение дохода потребителя:
где — процентное изменение величины спроса;
— процентное изменение дохода; I1 — первоначальный уровень дохода; I2 — конечный уровень дохода.
Знак эластичности спроса по доходу зависит от категории товара:
- для товаров первой необходимости: 0 < h < 1;
- для товаров роскоши: h > 1;
- для малоценных (низших) товаров: h < 0.
эластичность спроса по доходу на некоторые товары (США) 6 Mansfield E. Managerial Economics. N.Y., 1990, Р. 85. :
алкогольные напитки | 1,54 |
мебель | 1,48 |
услуги зубного врача | 1,10 |
медицинская страховка | 0,92 |
бензин | 0,48 |
масло | 0,42 |
кофе | |
маргарин | 0,20 |
мука | 0,36 |
Перекрестная эластичность
Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию спроса на данный товар при изменении цены других товаров:
где — процентное изменение спроса на товар А;
— процентное изменение цены товара В.
Знак перекрестной эластичности спроса характеризует тип товара по отношению к другому продукту:
- если eAB > 0 , товары А и В являются взаимозаменяющими товарами (субститутами);
- если eAB< 0 , товары А и В представляют собой взаимодополняющие товары (комплименты).
Примеры перекрестной эластичности некоторых товаров (США) 7 Mansfield E. Managerial Economics. N.Y., 1990, Р. 88. :
электроэнергия | природный газ | +0,20 |
апельсины Калифорнии | апельсины Флориды | +0,14 |
масло | маргарин | +0,67 |
свинина | говядина | +0,14 |
Источник: intuit.ru