Элементы украшения храма это

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл. Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Главная › Духовная жизнь

Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма

Архитектурные особенности храмовых построек

Внутреннее устройство храма

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл. Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Элементы украшения бани. Символизм в украшении.//Живая Баня Иван Бояринцев

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).

Читайте также:
Украшения для волос как у индианок

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

МК «Плетение пасхальных яиц для украшения храма»

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  • притвор;
  • основная или средняя часть;
  • алтарь.

Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

Читайте также:
Самые дорогие и красивые украшения

С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых. На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.

Иконостас Благовещенского кафедрального собора

Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря. Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.

Главная часть алтаря — святой Престол , который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света. Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Читайте также:
Камни как украшение города

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно — каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Источник: nsportal.ru

Убранство церкви

Главная часть, символ Гроба Господня, престол — это стол, на котором осуществляется причащение. Он накрывается расписным платом. Сверху обязательно располагается Евангелие и распятие. Также здесь помещается дарохранительница, сделанная в виде миниатюрной часовни с гробницей.

За престолом принято располагать выносной крест с изображением распятия и образ Богоматери. Единых предписаний по форме и виду распятия нет.

Для росписи или мозаики на стенах алтаря часто используют образы херувимов, Божией Матери, Архангелов Михаила и Гавриила, литургистов и Евхаристии.

Украшенная иконами перегородка закрывает алтарь от верующих и имеет в себе три прохода. Центральные врата называются Царскими и обычно сделаны в виде решетки или резьбы. На них принято размещать образы Благовещения и четырех евангелистов. Со стороны престола проход прикрывает специальная тканевая завеса, иногда украшенная вышивкой.

Северные и южные двери — одностворчатые, через них проходят священнослужители. Допустимо использование белокаменной резьбы с вкраплением икон.

Слева от центральных врат помещается образ Божией Матери, справа — Христа Спасителя и святого или праздника, в честь которого освящен храм; сверху ставится образ Тайной вечери, по бокам от нее располагаются изображения других священных событий. Остальное пространство слева и справа заполняется иконами наиболее чтимых в приходе событий и святых. Икона располагаются рядами, как правило, центром третьего служит образ Христа Вседержителя, четвертого — Матери Божией с Богомладенцем, пятого — Бога-Отца. Иконостас обязательно венчается крестом и освящается с использованием святой воды.

Роспись среднего храма чаще всего представляет из себя единую композицию. Распространенный вариант — размещение в середине купола Христоса Вседержителя, а далее последовательно серафимов, восьми архангелов и четырех евангелистов в парусах под куполом. На стенах располагают образы святых мучеников, апостолов и других значимых для церкви фигур. Северная и южная части могут быть посвящены событиям священной истории. Обязательным элементом в центральной части считается икона Голгофы, выполненная в натуральную величину или близко к тому.

Читайте также:
Как делать бумажные украшения

Настенные росписи обычно не достигают пола. Нижняя часть стен закрывается панелями без каких-либо украшательств.

Для освещения создаются специальные светильники и лампады. Большие подсвечники также служат местом для свечей прихожан.

Все элементы внутреннего убранства оформляются в соответствии с выбранными для проекта стилем и эпохой. Отделку храма следует постоянно поддерживать в опрятном состоянии, в связи с чем необходимо регулярно проводить работы по реставрации.

Источник: www.tovrest.ru

Каменные изделия для церквей

Храм является особенным местом для каждого верующего человека. Здесь люди ищут ответы на самые сокровенные вопросы, просят помощи, говорят о том, что их тревожит. Внутреннее убранство храма напрямую связано с его духовной составляющей, ведь красота церковного убранства олицетворяет царствие Бога на земле. Именно поэтому обустройство этого священного места становится такой важной задачей. Создать особую возвышенную обстановку в храме помогут изделия из натурального камня.

Фасады и благоустройство храма

Фасад храма — это его «лицо», поэтому внешний вид фасада имеет колоссальное значение. Часто для отделки фасадов церквей и соборов используется природный камень, в том числе натуральный мрамор. Такой выбор обусловлен рядом преимуществ камня: его устойчивости к неблагоприятным погодным условиям, высокой прочности и долговечности.

Благоустройство прихрамовой территории так же, как и оформление внутреннего убранства церкви, требует особого внимания. Натуральный камень прекрасно подходит для мощения дорог, оформления бордюров и других видов работ, связанных с благоустройством вокруг храма.

Интерьеры храма изкамня

Существует немало аргументов впользу заказа интерьера храма сотделкой изнатурального камня. Каменный интерьер придает любому помещению особую торжественность, при этом не выглядит вычурно или чересчур ярко. Стены избелого мрамора, прочные гранитные полы, резной архитектурный декор из камня— все эти детали подчеркнут высокое предназначение храма, создадут внеповторимую атмосферу единения сБогом.

Изготовление мраморных иконостасов

Иконостас занимает центральное место в православном храме и является одним из важнейших элементов его убранства. В православных храмах на алтарной перегородке размещают иконы, сама же основа конструкции может быть выполнена из натурального камня — например, мрамора.

Мраморный иконостас станет лучшим решением для внутреннего убранства храма по нескольким причинам:

  1. Легкость обработки. Натуральный мрамор отлично поддается обработке, эта особенность делает его наиболее подходящим материалом для создания иконостаса, по традиции щедро украшенного декором и резными деталями.
  2. Долговечность. Мрамор является одной из самых долговечных пород, а мраморный иконостас — это конструкция, которая создается на века.
  3. Внешний вид. Белый мрамор по праву считается красивейшим природным камнем. Сияющий изнутри, этот материал украсит и обогатит убранство храма.
Читайте также:
Разнообразие и виды украшений

Этапы создания иконостаса измрамора или другого камня

Производство каменного иконостаса— трудоемкий процесс. Для того чтобы изготовить это изделие, мастер должен иметь нетолько многолетний опыт работы, ноиособое художественное видение. Как правило, создание иконостаса включает следующие этапы:

  • Разработка проекта иконостаса, эскизов ичертежей. Создание иконостаса начинается сутверждения размеров конструкции, создания концепции будущего изделия, разработки первоначальной модели, атакже эскиза орнамента иконостаса. Утвердив эскиз сзаказчиком, мастера принимаются заподбор камня, необходимого для выполнения проекта.
  • Закупка натурального мрамора для изготовления иконостаса. Второй этап создания изделия предполагает закупку ипоставку материала напроизводство споследующим распилом мрамора назаготовки для будущего иконостаса.
  • Производство деталей иконостаса изкамня. Традиционный иконостас православного храма славится изобилием элементов декора. Создание этих элементов происходит натретьем этапе производства иконостаса. Для каждой детали изделия мастерами создается 3D-модель. Утвержденная сзаказчиком модель ложится воснову будущего изделия, которое опытные камнерезы создают наспециальных станках. Готовая деталь подлежит обязательной ручной доработке иполировке. Лишь после прохождения всех этапов, деталь отправляется насборку иконостаса.

Престолы ижертвенники изкамня

Престолом вправославном храме называют освященный четырехугольный стол для совершения причастия.

Жертвенник — стол, находящийся валтаре ислужащий для приготовления вина ихлеба для последующего таинства.

Сдревних времен престолы ижертвенники вправославных храмах создавались изнатуральных материалов, таких как дерн, глина икамень. Сегодня, эти священные предметы церковной утвари изготавливаются измрамора или гранита ипоцерковной традиции щедро украшаются элементами резного каменного декора.

Процесс создания престола отмоделирования домонтажа

  • Подготовительный этап. Напервом этапе создания престола мастерами ицерковными архитекторами собирается информация обудущем изделии. Собрав все необходимые данные, они создают первоначальный чертеж престола или жертвенника.
  • Визуализация. Наэтапе визуализации создается модель будущего изделия; она согласуется с заказчиком,при необходимости вносятся все правки.
  • Изготовление. Непосредственное изготовление престола или жертвенника происходит при помощи современного оборудования. После этого каждое изделие проходит обязательную ручную доработку: мастера вручную создают удивительные резные узоры идорабатывают другие элементы украшения изделия.
  • Установка имонтаж. Данный этап производится непосредственно в храме иявляется одним изважнейших. Лишь соблюдая все технологии установки, мастер сможет гарантировать долговечность ипрочность конструкции.

Заказать изготовление и установку качественного мраморного иконостаса, престола, жертвенника или любого другого элемента церковного убранства вы можете в Art Marble Studio!

Источник: www.artmarblestudio.ru

Рейтинг
Загрузка ...