Елка самое красивое новогоднее украшение синтаксический разбор

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).

Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определить вид предложения по цели высказывания
  2. Характеристика предложения по эмоциональной окраске
  3. Выяснить грамматическую основу
  4. Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
  5. Определить тип односоставного предложения
  6. Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
  7. Определить, полное предложение или неполное
  8. Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
  9. Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
  10. Составить схему предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Все скажут ВАУ! КАК ПРАВИЛЬНО УКРАШАТЬ ЕЛКУ В 2023 году? Мои секреты новогоднего декора

Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели высказывания различают предложения:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.

На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.

Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.

Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.

Читайте также:
Ювелирные украшения из гонконга отзывы

2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на

  • восклицательные
  • невосклицательные

Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.

Дети с интересом слушают бабушкину сказку.

Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.

3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.

4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.

Осеннее небо заплакало мелким дождем.

Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.

5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.

Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:

  • определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
  • неопределённо-личные (Новобранцев провожали с музыкой);
  • безличные (Быстро стемнело);
  • обобщённо-личные ( По телефону отвечают вежливо).

6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .

7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.

Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).

8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются

  • однородные члены;
  • обращения
  • вводные слова
  • вставные конструкции
  • обособленные члены предложения.

Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.

9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:

  • подлежащее — одной прямой линией ( );
  • сказуемое — двумя прямыми линиями ( );
  • определение — волнистой линией ( );
  • дополнение — штриховой линией ( );
  • обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка ( ).

Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга .

Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?

Читайте также:
Новогоднее украшение олень своими руками

Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.

Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.

Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
  4. Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
  5. Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
  6. Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
  7. Разобрать каждое простое предложение.
  8. Составить схему предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним синтаксический разбор сложных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.

На темном небе сверкнула яркая молния , и раздался оглушительный гром .

Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Городская площадь , на которой шумела ярмарка , была украшена шарами , флагами и яркими транспарантами .

Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.

Девушка огорчилась : она забыла вернуть подруге журнал .

Источник: russkiiyazyk.ru

Читайте также:
Украшения для маффинов своими руками

Задания для повторения и обобщения темы «Синтаксис и пунктуация» в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Данный дидактический материал создан с целью помочь учителю подготовиться к заключительным урокам по теме «Синтаксис и пунктуация» в 6 классе. Упражнения могут быть использованы в качестве заданий для контрольных и проверочных работ, а также помогут ученикам вспомнить изученный материал на уроках повторения в конце года.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Задания для повторения и обобщения темы «Синтаксис и пунктуация» в 6 классе

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Составьте и нарисуйте схемы предложений.

а) Белка пес..нки п…ёт и орешки всё грызёт.

Море взду…тся бурливо зак…пит подым…т вой хлын…т на берег пустой расплеснёт…ся в скор… беге и очутят…ся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.

б) Удар…т молния в дуб и всё равно в. сной распуст…тся на нём зелён… листоч…ки.

В дубовой рощ… ноч…ю кормят…ся желудями кабаны а в дупле живёт сыч зиму…т л…тучая мыш… .

Иногда видиш… что д…леко от леса р…стут мол…дые дубки.

Это сойка подб…рала осен…им днём ж…луди и забыла а они прор…сли.

2. Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Над подлежащим и сказуемым укажите, чем они выражены.

Зеленеет, цветет и веселится природа в мае.

Никто не плывёт по опасной реке.

Пётр Иванович осторожно протиснулся в дверь.

Прохожие веселы и радостны.

Космонавт Титов рассказал о своём полёте.

Утро ясно и тихо.

Два студента опоздали на лекцию.

Три да два — пять.

Ёлка — самое красивое новогоднее украшение.

Наша спортивная команда непобедима!

Музей имени Пушкина представил новую коллекцию живописи.

«Мяу-мяу» громко послышалось из-под крыльца.

Ты не забыл тетрадь?

На западе догорала заря.

Мы хорошие приятели.

Неприятное осталось позади.

Вторые долго удивлялись красоте нашего города.

Семеро одного не ждут.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Летний день приятен, свеж.

Он достал потрёпанную книгу.

3. Сначала спишите нераспространённые, а потом распространённые предложения. При списывании вставьте пропущенные буквы.

Пр…снулся Юрик утром.

На длин…ых столах бл…стят голуб… чашки.

Р…бята с…дели на на тер…асе больш… бел… дома.

Читайте также:
То по мнению почтальона печкина является главным украшением новогоднего стола

Р…бята ели творог и з…пивали его мол…ком.

Я р…дился в мален…ком тихом гор…дке.

А по улиц… гуляли куриц… .

Мой дед — учит…ль.

4. Выполните синтаксический разбор предложений. В последнем предложении найдите метафору.

Высоко в небе летят синие гуси.

Под карликовой берёзкой устраивает своё гнездо полярная сова.

Ты полюбовался листопадом?

Назови все дни недели.

Лесные звери и птицы любят кедровые орешки, часто они запасают лакомство на зиму.

Погода тихая, и ночью море горело синим огнём.

5. Из предложений в предыдущем задании выпиши два именных и два глагольных словосочетания. Укажи в каждом из них главное слово. Составь и запиши наречное словосочетание со словом очень .

6. Распространи предложение рядом однородных членов. Запиши то, что у тебя получилось.

У меня в кармане много нужных мелочей:_______, _______, ______ и ______.

______, ______, _______, ______ — все эти цветы выращивает моя бабушка.

Множество животных : _____, ______, ______, ______, ______ — живёт в московском зоопарке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Данный урок позволяет :· Систематизировать и обобщить знания по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·.

Задания для повторения и обобщения темы «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе

Данный дидактический материал создан с целью помочь учителю подготовиться к заключительным урокам по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе. Упражнения могут быть использованы в качестве заданий для.

Упражнения по русскому языку для повторения и обобщения изученного в 5 классе

Данные задания составлены с целью помочь учителю подобрать дидактический материал для уроков повторения в конце учебного года. Десять вариантов упражнений помогут вспомнить ученику темы, изученн.

Повторение и обобщение знаний в 5 классе по теме «Жизнь первобытных людей»

quot;Жизнь первобытных людейМногочлены»

Урок повторения и обобщения в 7-м классе по теме «Многочлены» Цели: Образовательные: • повторение и обобщение знаний, • закрепление и отработка навыков по теме “Многочлены”; Воспитательные: .

Урок повторения и обобщения в 7-м классе по теме «Многочлены»

Урок повторения и обобщения в 7-м классе по теме «Многочлены» Цели: Образовательные: • повторение и обобщение знаний, • закрепление и отработка навыков по теме “Многочлены”; Воспитательные: •.

Повторение и обобщение по теме: «Основные классы неорганических соединений»

Повторение и обобщение по теме: «Основные классы неорганических соединенийhttps://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/11/09/zadaniya-dlya-povtoreniya-i-obobshcheniya-temy-sintaksis-i» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]

Читайте также:
Что является украшением женщины

помогитеееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее
2. Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Над подлежащим и сказуемым укажите, чем они выражены.

Музей имени Пушкина представил новую коллекцию живописи.

«Мяу-мяу» громко послышалось из-под крыльца.

Ты не забыл тетрадь?

На западе догорала заря.

Мы хорошие приятели.

Неприятное осталось позади.

Вторые долго удивлялись красоте нашего города.

Семеро одного не ждут.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Летний день приятен, свеж.

Он достал потрёпанную книгу.

Ответы

Автор ответа: anyutach09

1.Природа-подлежащие, выражен сущ.;зеленеет,цветёт,веселиться-сказуемые выраженные глаг.

2.Никто-подлежащие, выражен местоимением;не плывёт-сказуемое,выражен отрицательным глаголом,ибо же глаголом с отрицанием

3.Петр Иванович-подлежащие,выражен сущ.;протиснулся-сказуемое,выражен глаг.

4.Прохожие-подлежащие,выражен сущ.;сказуемый отсутствует

5.Космонавт Титов-подлежащие,выражен сущ.+сущ.;рассказал-сказуемое,выражен глаг.

6.Утро-подлежащие,выражен сущ.;сказуемый отсутствует

7. Два Студента-подлежащие,выражен сущ.+числ.;опоздали-сказуемое,выражен глаг.

8.Три два-подл.,выражены числ.+числ.;пять-сказуемое,выражен числ.

9.Ёлка-подл.,выражен сущ.;украшение-сказ.,выражен сущ.

11.Музей-подл.,выражен сущ.;представил-сказ.,выражен глаг.

12.Послышалось-сказ.,выражен глаг.;подл. отсутствует

13.Ты-подл.,выражен местоим.;не забыл-сказуемое,выражен отрицательным глаголом,ибо же глаголом с отрицанием

14.Заря-подл.,выражен сущ.;догорала-сказ.,выражен глаг.

16.Неприятное-подл.,выражен сущ.;осталось-сказ,выражен глаг.

17.Вторые-подл.,выражен числ.;удивлялись-сказ.,выражен глаг.

18.Семеро-подл.,выражен числ.;не ждут-сказуемое,выражен отрицательным глаголом,ибо же глаголом с отрицанием

19.Великая Отечественная война-подл.,выражен прил.+прил.+сущ.;началась-сказ.,выражен глаг.

21.Он-подл.,выражен местоим.;достал-сказ.,выражен глаг.

Автор ответа: LymarIvan

Зеленеет, цветёт и веселится (глаголы) природа (существительное) в мае.

Никто (местоимение) не плывёт (частица + глагол) по опасной реке.

Пётр Иванович (существительное + существительное) осторожно протиснулся (глагол) в дверь.

Прохожие (прилагательное, перешедшее в существительное) веселы и радостны (прилагательные).

Космонавт Титов (существительное + существительное) рассказал (глагол) о своём полёте.

Утро (существительное) ясно и тихо (прилагательные).

Два студента (числительное + существительное) опоздали (глагол) на лекцию.

Три да два (числительное + да + числительное) — пять (числительное).

Ёлка (существительное) — самое красивое новогоднее украшение (существительное).

Наша спортивная команда (существительное) непобедима (прилагательное)!

Музей имени Пушкина (цельное словосочетание) представил (глагол) новую коллекцию живописи.

«Мяу-мяу» (междометие) громко послышалось (глагол) из-под крыльца.

Ты (местоимение) не забыл (частица + глагол) тетрадь?

На западе догорала (глагол) заря (существительное).

Мы (местоимение) хорошие приятели (существительное).

Неприятное (прилагательное, перешедшее в существительное) осталось (глагол) позади.

Вторые (числительное, перешедшее в существительное) долго удивлялись (глагол) красоте нашего города.

Семеро (числительное) одного не ждут (глагол).

Великая Отечественная война (цельное словосочетание) началась (глагол) 22 июня 1941 года.

Летний день (существительное) приятен, свеж (прилагательные).

Он (местоимение) достал (глагол) потрёпанную книгу.

Подлежащие подчеркнул, сказуемые выделил жирным.

Источник: sous-otvet.net

Рейтинг
Загрузка ...