История украшений
10:04 pm January 15th, 2007
История эмалей,свойства, разновидности и применение
Эмаль — это тонкий слой стеклянного сплава, более или менее легкоплавкого, различных цветов. Ее наносят в порошкообразном состоянии на поверхность изделия и сплавляют непосредственно на нем путем нагрева изделия. Эмаль, кроме декоративного, обладает и защитным, антикоррозионным свойством, что позволяет использовать ее в условиях экстерьера.
Изделия с эмалью существовали уже в Древней Греции (1450 г. до н. э.), а также на Кипре (10 в. до н. э.) и в Азербайджане (7 в. до н. э.). В основном эмаль представляла собой расплавленное стекло. По мере развития техники усложнялась и техника эмалирования. В 5 в. до н. э. у кельстких племен, населявших часть Франции и Британии, появилась выемчатая эмаль. В Византии достигла высокого совершенства перегородчатая эмаль, и именно византийская, а не кельтская, эмаль считается классической. Она достигла расцвета до 12 в.
Опыт Византии оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе в Средние Века; в начале 10 в. в Киевской Руси получила развитие оригинальная техника перегородчатой эмали.
Украшения в технике ювелирной эмали разных мастеров. История эмали.
С 12 в. церковная утварь украшалась выемчатой эмалью, которой до 16 в. славился французский город Лимож. С 14 в. появилась эмаль по чеканному рельефу: вся поверхность покрывалась эмалью, сквозь которую просвечивало изображение. В эпоху Возрождения (Ренессанса) доминирующей техникой эмалирования стала объемная рельефная эмаль. В 15-16 вв. Лимож стал центром развития живописной эмали.
Особенную известность получила эмаль в стиле гризайль, т. е. эмаль в серых тонах: на пластину, отгрунтованную черной или темной эмалью, наносится изображение белой эмалью; в зависимости от толщины слоя темный цвет просвечивает больше или меньше, что дает серые полутона. Сначала в технике лиможской эмали изображали только библейские сюжеты, но на передний план выдвинулись мотивы итальянского Возрождения.
По составу эмаль представляет собой стекловидный твердый раствор кремнезема, глинозема и др. окислов, которые обычно называют «плавнями». Некоторые из них увеличивают легкоплавкость, некоторые — тугоплавкость эмалей.
Эмали различают по составу и по технологическим особенностям подготовки металлической основы под эмаль. По составу эмаль разделяют на прозрачные и глухие (непрозрачные). По технологии среди эмалей различают:
-
Выемчатые эмали. Это наиболее древний вид художественной обработки. Для выполнения этого вида эмали на изделии предусматриваются специальные углубления — выемки, которые затем заполняют эмалью; чем глубже выемки, тем цвет получается темнее. Заполнение углублений эмалью может быть различным.
-
Перегородчатые эмали с листовыми (ленточными) перегородками: эта разновидность достигла особого расцвета в Византии и домонгольской Руси. На золотом листе продавливается углубление, соответствующее контуру рисунка. К дну углубления припаиваются тончайшие полоски (ленточки), которые образуют перегородки; затем каждое углубление заполняется эмалью.
Антикварный расписной набор
FILLART: Авторские ювелирные украшения с горячей эмалью.
Источник: jewellery-hist.livejournal.com
Кольца с эмалью
Эмаль в ювелирном мире считается универсальным материалом. Ей покрывают не только украшения из золота и серебра, но и обычную бижутерию. Такие украшения призваны привлекать внимание и расставлять яркие акценты. К тому же эмаль используется для изготовления мужских, женских, детских украшений и сувениров.
Технология создания колец
Кольца с эмалью выполнены преимущественно из драгоценных металлов – золото или серебро. Металл покрывается горячей или холодной эмалью и от этого покрытия будет зависеть надежность и долговечность украшения. Так называемый холодный способ считается менее надежным, и на первый взгляд выглядит как краска.
В руках опытного мастера эмаль способна преобразить украшение и сформировать необычный сложный дизайн. А залогом качества станет полное соблюдение сложной технологии.
Стоимость на такие кольца будет зависеть от дизайна и его сложности. Некоторые изделия – это непревзойденные произведения искусства. Кстати говоря, у некоторых брендов картины великих художников оживают прямо на кольцах.
Горячий способ
Этот способ считается более надежным, а качество украшений с горячей эмалью будет более высоким. Эмаль очень легко поддается плавке, поэтому при ее нанесении у мастеров не возникает трудностей.
Горячий способ нанесения покрытия на украшения считается очень сложным и трудоемким. И делится на два типа:
- Первый – это воздействие высокой температуры. После формирования дизайна изделие обжигается при температуре более 900 градусов. Эта процедура помогает закрепить эффект. Главный нюанс такого покрытия – это цвет и состав эмали. Их подбирают особо тщательно, чтобы после обжига они не поменяли свои свойства и внешний вид. Изделия с наложенной эмалью надежно защищены от внешнего воздействия. Металл под таким покрытием не теряет свои свойства.
- Второй способ заключается в том, что сначала изготавливается сама эмаль, она должна быть яркой. Делают ее из бесцветного лака и цветного пигмента. В украшении проделываются специальные углубления, после чего в них заливается этот состав. Чем больше слоев, тем ярче будет покрытие. После этого изделия обжигаются по технологии первого способа, чтобы закрепить покрытие.
Преимущества колец с эмалью
Судя по отзывам покупателей, колечки с эмалью становятся все популярней, благодаря чему приобретают различные формы и дизайны. Они могут быть миниатюрными или массивными, тонкими или широкими, плоскими или объемными, имея многогранную палитру цветов. Для некоторых изделий цвета смешиваются и создаются необычные сочетания.
Само покрытие может быть нескольких видов:
- Полупрозрачное или полностью прозрачное – при его использовании виден основной металл кольца.
- Перламутровое – привлекает дополнительное внимание к изделию.
- Матовое или опаковое – самое плотное покрытие, которое и придает яркость и насыщенность цвета. На ювелирных изделиях такая эмаль создает полупрозрачные переливы.
Основные направления
Дизайнов колец с эмалью очень много. Многие из них дополняются драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом и перламутром.
Хорошим дополнением к такому кольцу станут серьги, декорированные тонкими линиями эмали.
Мужские
Мужские украшения тоже декорируют эмалью. Их отличие от женских в лаконичности форм и минимализме дизайна. Хотя для мужчин ювелиры в качестве декора выбирают и драгоценные камни.
Мужские кольца выглядят очень стильно, за счет сочетания черной эмали и в основном белых металлов. Такие изделия выгодно дополнят и деловой и повседневный образ.
Женские
Женские кольца очень сильно отличаются дизайном от мужских моделей. На изделие могут красоваться птицы, животные один или несколько цветков, а иногда и настоящие букеты.
Женские модели дополняются камнями и другим ювелирным декором. Модель женских колец может быть любой.
Свадебные
Мода на классические обручальные и венчальные кольца меняется и на замену классике приходят новые современные дизайны, среди которых и эмаль.
Обручальные кольца с этим покрытием, безусловно, не оставят без внимания, а яркие дизайны наполнят каждый день красками.
Для тех, кто склонен к минимализму, придутся по вкусу более сдержанные модели в светлых тонах. Они напомнят классический вариант обручальных колец, но с более интересным дизайном.
Популярными свадебными вариантами являются те, где эмаль проходит тонкой линией по центру, а две другие стороны усыпаны россыпью камней.
Как и другие обручальные кольца, эмалированные модели могут иметь гравировку, которая будет гораздо дольше радовать глаз. Как и на классических кольцах, на металле делается гравировка с именами, датами и другими важными и памятными словами и цифрами. Затем на кольца наносится покрытие.
Поскольку обручальные кольца – это украшение, которое вам придется носить ежедневно, ювелиры советуют приобретать изделия, выполненные горячим способом, так они прослужат намного дольше.
Православные
В церковных лавках и в магазинах модных брендов все чаще встречаются кольца «Спаси и сохрани» декорированные эмалью. Такие украшения имеют очень скромный дизайн и гравировку с молитвой с внутренней стороны.
Для православного человека такое кольцо не просто украшение, а сильный оберег, поэтому дизайн разрабатывается так, чтобы кольцо смогло сопровождать своего хозяина ежедневно и вписываться в любой образ.
Модные решения
Для создания ювелирных колец с эмалью используются несколько дизайнерских направлений, актуальных в этом сезоне. В комплект к таким кольцам дизайнеры рекомендуют приобретать сережки для законченного образа.
Флористические
Это самое популярное направление в дизайне особенно для летних украшений. Цветы могут быть как крупными, так и мелкими, яркими или, наоборот, нежными и неброскими.
Анималистические
Не сдает своих позиций анимализм. Многие популярные бренды выпускают не смыкающиеся кольца в виде животных или птиц, которые охватывают палец. Популярны, как и всегда бабочки, разместившиеся на одинарном или двойном кольце на несколько пальцев.
Геометрические
Геометрия и этнические мотивы также гармонично вписались в кольца с эмалью. Абстрактные узоры, объемные фигуры или линии и завитки – все это изображается с помощью эмали.
Изделия с белой или перламутровой эмалью ювелиры дополняют белым золотом, с черной – серебром, в этом случае металл становится основным рисунком. Украшения с ярким цветным покрытием смотрятся особо стильно с желтым или розовым золотом.
Популярные бренды
Большинство ювелирных брендов, таких как Sokolov, Waltera, Ювелия, Frey Wille включили в свои коллекции эмаль, последний, из которых на данный момент самый популярный из всех специализирующихся на эмалированном покрытии.
Frey Wille – это яркие и стильные украшения, которые воплощают в себе эстетику классики и картины великих модернистов, таких как Моне, Климт, Хундертвассер.
Все украшения этого бренда созданы вручную – это является неоспоримым преимуществом перед другими производителями. Такую кропотливую работу выполняют только квалифицированные мастера и художники, что позволяет бренду с середины прошлого века и до сегодняшних дней занимать лидирующие позиции.
Неизменными остаются орнаменты и мотивы. Британская, египетская и австрийская тематика остается актуальной и присутствует почти в каждой коллекции.
Уход за эмалью
Изделия с эмалью достаточно долговечны и не прихотливы в уходе, но все же есть несколько хитростей, как продлить украшению первоначальный вид.
Так как эмаль – это стекло, то избегайте механических повреждений кольца. После многочисленных повреждений кольцо может не подлежать восстановлению. Если все-таки покрытие отклеилось или отошло от металла, то отнесите его в мастерскую, а не пытайтесь «чинить» его самостоятельно.
Хоть эти украшения летом выглядят наиболее гармонично, следите за тем, чтобы не было постоянного воздействия прямых солнечных лучей.
Избегайте попадания на украшение бытовой химии, духов, краски для волос, а также декоративной косметики. Все эти химические составы тяжело оттираются и отбелить украшение станет невозможным.
Кольца с таким покрытием в большинстве случаев нельзя растянуть в ювелирной мастерской, поэтому при покупке цельного украшения выбирайте правильный размер.
Источник: vplate.ru
Namfleg об искусстве горячего эмалирования.
Ах, прекрасный мир искусства, сколько сложных материй и глубинных подтекстов вложено в это понятие, не так часто мы задумываемся над тем, сколько чувств и переживаний таят в себе столь любимые нами предметы, аксессуары или украшения, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Компания Namfleg предлагает показать Вам в удивительные, самые интересные странички в истории искусства эмалирования, истоки которого берут свое начало из глубокой древности, а отголоски их находят в современности.
Искусство художественного эмалирования, именно как техника изготовления ювелирных изделий, имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Исследователи считают, что эмаль, то есть соединение цветного стекла с металлом, появилась в 1400 году до н.э. на острове Кипр, где были найдены древнейшие из известных находок – металлические предметы с впаянными в них стеклянными пластинками.
В наше время есть и другие археологические находки, которые служат доказательством того, что горячее эмалирование является одной из древнейших техник, которая использовалась в прикладном искусстве Древнего Египта, Индии и Китая. Эмаль – уникальное изобретение человека, вещество, обладающее твердостью камня, над которым практически время неподвластно.
Еще из прадавних времен, сохранились разнообразные изделия, украшенные эмалью – предметы культового назначения и повседневного обихода, эмаль широко использовалась для декорирования костюмов, драгоценных ювелирных изделий и даже государственных регалий. Эмалирование пользовалось огромной популярностью у византийских умельцев, которые украшали с помощью этой техники церкви и дворцы своего государства, создавая при этом великолепные, божественно красивые вещи. Опыт византийских мастеров оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе и Древней Руси. В те далекие времена искусство эмалирования называлось «финифть» (латинское fingitis обозначает твердый, блестящий камень). И только в конце XIX столетия термин был вытеснен, привычным для нас – «эмаль».
Ювелирная эмаль – это не просто сплав определенных компонентов, это вещество, которое таит в себе богатые художественные возможности, завораживает яркостью красок и блеском, а по красоте приравнивается к самоцветам. Именно эти свойства на протяжении веков побуждают ювелиров постоянно находить новые вариативные формы применения эмали. Ею украшали одежду, изготавливали украшения, отделывали посуду и церковную утварь, предметы быта и даже оружие. Эмаль часто компонируют с драгоценными камнями, гравировкой на серебряной или золотой основе, чеканкой и многим другим.
К преданиям прошлого часто обращаются современные ювелиры, живописцы, монументалисты, потому что благодаря изучению старинной техники расширяется диапазон возможностей использования эмали. Помимо традиционных изделий, прикладного характера, технику эмалирования применяют в ювелирном деле. Ювелиры уже давно оценили характеристики эмали как прочного, а главное долговечно сохраняющего свои цветовые качества материала. Хотя, работа над эмалью считается технически сложным ремеслом, но многие именитые ювелирные дома часто применяют этот изящный элемент в создании своих украшений.
Существует холодная (без отжига) и горячая техника применения эмали – это когда огонь является «соавтором» дизайнера. В ювелирном искусстве распространена техника горячего эмалирования изделий, которая, в свою очередь включает в себя различные способы обработки, а те, классифицируются на определенные виды. Рассмотрим самые распространенные из них:
- ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ (клуазоне) – самая сложная из всех эмальерных техник. Сложность тут представляет способ изготовления изделия, для которого используют тонкую металлическую пластину, на которой гравируют контур задуманного изображения. После этого по образовавшемуся контуру напаивают тонкие металлические полоски (серебро, золото или медь), в результате чего получают ячейки, которые к самому верху заполняют цветной эмалью, затем обжигают изделие в муфельной печи. После отжига его шлифуют и полируют, для того что бы выровнять плоскость изделия. И только после того, как каждая металлическая полоска, образует четкий, блестящий контур, который идеально ровно обрамляет цветную эмаль, создающую сияющее подобие драгоценных камней, можно говорить о технике ювелирного эмалирования как ювелирном искусстве.
- ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ (шамплеве)– это очень красивая и самая древняя эмальерная техника, но именно этот вид считают скорее ювелирной техникой, нежели способом эмалирования. В современном ювелирном деле для изготовления изделий при помощи такой техники, используют те же методы, что и в старину: на металлической пластине делают специальное углубление (выемку), формируя при этом нужный орнамент. Затем, образовавшиеся углубления заполняют эмалью и обжигают (количество обжигов зависит от высоты ячейки, а так же от желаемого результата). Дальше, так же как и в варианте с применением перегородчатой техники – шлифуют и полируют, но в отличие от предыдущей, где рисунок получается приподнятым за счет напайки перегородок, тут он выходит углубленным в толщу металлической пластины.
- РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ (живописная) – фантастически красивая техника, которая являет собою, пожалуй, самый необыкновенный прием эмалирования. Он подразумевает неоднократное нанесение грунтовых слоев эмали при помощи кисти и последовательного обжига каждого нанесенного слоя в печи. Также, после предварительной разметки живописную роспись наносят специальными красками на эфирных маслах, каждый слой которой обжигают, учитывая температурные режимы плавления каждого из нанесенных слоев. Как завершающий штрих, готовое изделие часто покрывают фондоном (защитным слоем бесцветной эмали).
- ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ – основой для выполнения этой техники служит ажурная филигрань или же другими словами выпиленная в металлической пластине ажурная сетка, просветы которой заполняются эмалью, после чего изделие отправляется в печь для отжига. При воздействии определенного температурного режима, эмаль сплавляется, а изделие превращается в ажурное металлическое кружево с цветными орнаментными вкраплениями. Эта техника позволяет создавать эффектные, изысканные и чрезвычайно красивые изделия, именно потому ее чаще всего применяют для изготовления ювелирных украшений – сережек, кулонов, колец и подвесок и многого другого.
Это далеко не полный список эмальерных техник, которые используются в художественно прикладном искусстве, их видов и подвидов существует великое множество, так же как и компаний, предлагающих изделия с расписной эмалью на мировом рынке ювелирных украшений. Так, например, лидером по производству изделий с использованием эмальерных техник является Австрийская компания «Frey Wille», которая предлагает на рынок высокохудожественные ювелирные творения с эмалью. Украшения этого именитого бренда очень дорогостоящие.
Источник: www.silver-mania.ru