Виды эмалей: эмали различают по технике нанесения на поверхность и виду эмалевой массы. По технике эмалирования:
1. Перегородчатая эмаль.
На основу напаивают или приклеивают тонкие перегородкиизмягкой плоскойвальцованной проволоки, образуя «контур» рисунка и заполняют пространство между перегородками эмальной массой (Рис. 1, 2, 3)
2. Рельефные выемчатые эмали. Выемчатые эмали.
В металле делаются углубления способом чеканки, гравировки, травления, отливки. Углубления заполняются эмалью (Рис. 4, 5, 6а) Рельефная выемчатая техника дает возможность перетекания краски и заполнение больших и мелких углублений, что придает объём, некий перелив оттенков, игрусветотени за счет разницы в высоте углубленийи смешивание красок (Рис. 6б).
3. Филигранная эмаль.
Как выбрать украшение с эмалью
Подобие перегородочной эмали, но перегородки из сканой проволоки (круглой или вальцованной) припаиваются в обязательном порядке. Часто бывает, что это комбинация перегородочной и выемочной эмали. На основе из металла чеканом выбивают углубления, в которые впаивают перегородки. Пространство между перегородками заполняется эмальной массой.
В данной технике акцент поставлен на изящество и красоту орнамента, поэтому часто элементы сканой проволоки являются самим орнаментом и не имеют замыкания (Рис. 7, 8, 9).
4. Оконная (просвечивающая, витражная) эмаль.
Основа, удерживающая эмаль, вырезается или выпиливается из листового металла или же изготавливается из ажурной однослойной филиграни. Пространство между стенками заполняется эмальной массой. Напоминает витраж.
5. Живописная (художественная) эмаль.
Ровную, часто не огороженную перегородками, пластину металла покрывают слоем эмали. На обратную сторону наносится контр-эмаль. Лицевая сторона расписывается в свободной живописной технике. Каждый слой подвергается корректировке, правке, дополнительному нанесению красочного слоя и последующему обжигу. Количество обжигов может доходить до 20 на одну работу.
В России наиболее известна техника Ростовской финифти. Так же широко известна эмальная миниатюра.
По виду эмалевой массы.
В данный момент, благодаря современной науке, разработано большое количество эмальных покрытий. Это горячие, холодные, самоотверждаемые, среднетемпературные и низкотемпературные эмали.
Горячая эмаль.
Самый надежный, качественный и наиболее долговечный вид эмалей. Эмальная масса состоит из свинцовой стекловидной массы с различными добавками и красителями. Эта масса,в приготовленном виде, представляет собой мелко дисперсионную фракцию, т.е. по сути- порошок.
ЭМАЛЬ на ювелирных украшениях: ГОРЯЧАЯ и ХОЛОДНАЯ эмаль
В России производится на единственном заводе ОАО «Дулевский красочный завод» в г. Ликино-Дулево Московской области. Выпускается листами стекла. Для работы куски требуется измельчить в ступе до образования мелкой однородной фракции, которая просеивается через сито. Предназначена для нанесения на золото, серебро, медь.
Есть отдельная не большая палитра эмалей для алюминия. «Горящими» эмали называются, т.к. они требуют обжига в муфельной печи при температуре 7900С +200, для алюминия 6200С. Особенность горячих эмалей в том, что они не смешиваются между собой. При нарушении температурных режимов, эмаль может менять цвет, трескаться, выгорать.
Холодная эмаль.
Холодные эмали, как и горячие, используются для декоративного оформления металлических изделий, ювелирных изделий из серебра и золота, бижутерии, а также для оформления предметов из стекла, пластика и многих других материалов. К холодным эмалям относятся так же эмали среднетемпературные и низкотемпературные.
Холодные эмали подразделяются на несколько видов:
— Эмали с добавлением катализатора (по типу эпоксидной смолы). Подобные эмали устойчивы к температурам до 900С. Застывают за 24-48 часов, при температуре 60-700С за 2-4 часа (в зависимости от толщины слоя). Рабочее время смеси 15-30 минут.Возможно добавление специального разбавителя и замедленного отвердителя. Подобные эмали выпускают марки Nicem и EFKOLOR (порошковые,при нагреве до температуры 160°C, в течение 5 минут.)
Имеются эмали, затвердевающие при комнатной температуре 15-200С – 24-48 часов, 117,70С – 30-45 минут. Эмали можно смешивать между собой для получения большего спектра цветов.Получаемая поверхность выглядит как горячая ювелирная эмаль и очень близка к ней по механическим свойствам. Торговые марки CERAMIT иCAVALLIN (Рис. 16, 17).
Эмали холодные, затвердевающие при комнатных температурах. Используются как самостоятельно, так и с использованием катализаторов. Возможно отвердевание при комнатных температурах и в печи от 40 – 800С.Эмали смешиваются между собой.
— Эмаль светоотверждаемая, разработанная на принципах легко затвердевающих материалов с помощью поляризационной светодиодной лампы LED (инфракрасное излучение) (Рис.18) или специальной камеры с высокой световой интенсивностью (ультрафиолет)(Рис. 19). Практически все эмали хорошо смешиваются между собой, образуя необходимые оттенки. При необходимости возможно добавить активатор. Торговые марки COLORITи NOVORIT (Рис. 20)
— Эмали среднетемпературные, разработанные на принципах запекания на средних температурах.Эмаль листовая и порошковая (Рис. 21 а, б), в виде декоративной керамической пленки, для художественного оформления изделий из металла, фарфора, стекла и т.д. Выпускается компанией EFKO-DEKOR. Ограниченная палитра цветов. Отверждение осуществляется в печи или духовке при температуре 160 — 180° C, в течение 3-5 минут, листовая до 30 минут.
— Эмали низкотемпературные. Это мелкодисперсионный порошок, которыйнаносится на изделие с помощью лопатки или емкости с дозатором-носиком. Можно применять как в сухом, так и в разведенном с водой виде. Возможно применение катализатора.Не токсичная. Эмалью можно покрывать полимерную глину, деревянные, стеклянные или металлические поверхности.
После обжига обладает глянцевой поверхностью.
Ее обжиг совпадает со временем и температурой обжига полимерной глины 15- 20 мин, 100-1250С. Благодаря именно этим параметрам низкотемпературная эмаль получила распространение среди современных мастеров-рукодельников (Рис.22)
Источник: typicaljeweler.com
Украшения из золота и серебра с эмалью
Яркие! Необычные! Оригинальные! Эмалевые украшения на сегодняшний день пользуются огромной популярностью. Давайте же, наконец, разберемся, почему.
Металлические изделия, покрытые эмалевым слоем, становятся более долговечными. Ну и, конечно, нельзя упускать из виду самое главное достоинство таких аксессуаров – их нестандартность, которую невозможно достичь традиционным использованием драгоценных камней.
Что интересно, эмалевые изделия пользуются спросом не только у молоденьких девушек, желающих подчеркнуть свой «свежий», броский образ, но и у солидных женщин, которые стремятся при помощи такого украшения поставить необходимый яркий акцент. Их поистине можно считать универсальными аксессуарами.
История
Вопреки всеобщему убеждению, корни такой необычной и вместе с тем безумно красивой ювелирной вставки нужно искать вовсе не в Индии и Египте. Многие исторические источники свидетельствуют о том, что еще в Микенском царстве на Кипре она уже активно использовалась для декорирования различных предметов быта и утвари.
В дальнейшем у них переняли опыт и ювелиры из Древнего Египта и Античной Греции, Персии, Византии, Рима и Индии. К нашим «периферийным соседям» умение использовать эмаль в качестве украшения перешло практически в последнюю очередь. Несмотря на такое своеобразное торможение в освоении столь необычного ювелирного метода «эмальеры» из Сербии, Киевской Руси, Грузии и Армении быстро нагнали в способностях древних первооткрывателей.
Как результат – достаточно богатая и длительная история русской «финифти». Именно так на Руси в прежние времена называли эмаль. И сегодня финифть продолжает использоваться, но в достаточно узкой специфике – в технике расписной эмали.
Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. На сегодняшний день финифть из Ростова Великого до сих пор продолжает пользоваться популярностью (женские украшения, предметы интерьера, роспись церковной утвари и икон, эксклюзивные изделия), а этот город по праву считается Родиной этого ювелирного метода.
С древнерусского «финифть» означает «химичить», с древнегреческого χυμευτόν, от χυμεύω — «смешиваю», «химичу».
Это обусловлено особенностями цветовой палитры эмали – различные оттенки получаются путем добавления в состав различных примесей.
Цвета
К примеру, желтой эмаль делает трехокись сурьмы; всевозможные оттенки красного получаются при помощи соединений золота, окиси железа и хрома; синий и голубой цвета — результат добавления окиси кобальта; итогом добавления в сплав окиси ридия и марганца является черный цвет. Помимо всей перечисленной цветовой гаммы достаточным признанием пользуются прозрачные и непрозрачные (опаковые) эмали. Получаются они путем добавления в сплав окиси олова.
Виды
На протяжении своего длительного периода существования технология эмалирования постепенно совершенствовалась, и в результате подразделилась на несколько видов.
Перегородчатая эмаль
Самым трудоемким процессом, требующим большого опыта и высокой квалификации, является производство украшений с перегородчатой эмалью. Этот вид эмалирования относится к методу так называемой «холодной эмали», когда состав вставки не требует сильного нагревания.
Вся операция заключается в том, что на металлическую поверхность напаивается тонкая проволочка, образующая ямки. Эти ячейки в дальнейшем заполняются эмалью нужного цвета — в результате получается отчетливый рисунок, обладающий необычным и ярким блеском.
Выемчатая эмаль
Еще один распространенный вид эмали — «выемчатая». Как несложно было догадаться из названия, ее производят благодаря особым выемкам. Такие углубления укрепляют эмалевые составы и могут быть выполнены в технике штамповки, резьбы, чеканки, гравировки и т.д.
Эмаль по рельефу
Самый дорогостоящий и сложный процесс в эмальном деле — процесс «эмали по рельефу». В этом случае происходит покрытие литых и чеканных поверхностей. Трудности возникают в связи с тем, что на выпуклых частях рельефа эмаль может не удерживаться при обжиге. Поэтому мастера строго соблюдают последовательность обжигания украшений – сначала – тугоплавкие, потом – легкоплавкие эмали
Расписная эмаль
Витражная эмаль
Очень нежный и воздушный стиль «Ар нуво» не получил бы свое полноценное развитие без использования такого ювелирного метода, как «витражное эмалирование». Основой такого изделия является ажурная сквозная сетка, отверстия которой заполняются эмалью и обжигаются до состояния застекления.
Использование витража наиболее известно в таких памятниках культуры, как средневековые церкви и храмы, однако на ювелирных украшениях такой необычный способ декорирования смотрится не менее впечатляюще. Кроме того, при нанесении эмали на металлы она придает изделию своеобразный 3D-эффект, который делает его еще более сияющим.
Частичное смешивание эмалей
В Sunlight Brilliant большой популярностью пользуется еще один подвид эмалирования — техника частичного смешивания эмалей. В данном случае каждое изделие уникально, украшения могут незначительно отличаться друг от друга.
Процесс состоит в следующем – эмаль различных цветов «накладывают» друг на друга, в результате чего получаются причудливые расплывчатые рисунки, плавно переходящие друг в друга — по типу пирога «Зебра», когда темный слой смешивают со светлым. Этот необычный метод помогает создавать необычный и оригинальные рисунки на украшениях.
Уход
Стоит сказать и о долговечности. Эмаль — достаточно устойчивый материал, не теряющий цвета. К тому же, как уже было сказано ранее, она помогает уберечь металлы от повреждений. Но это не говорит о том, что можно смело купаться с ним в ванне или, из преданности любимому аксессуару, не снимать его во время стирки или уборки. Как и любое ювелирное украшение, изделие с эмалью требует правильного ухода: не любит механических воздействий и контакта с химическими веществами.
Так что, если хотите дольше сохранить сияние и красоту своих эмалевых изделий, будьте с ними аккуратны! Помните, при падении на твердые поверхности (пол, кафель) эмаль может выпасть и разбиться. Согласитесь, ради такого яркого и выразительного аксессуара лишний раз проявить внимательность – абсолютно не сложно.
Источник: sunlight.net
Что такое ювелирная эмаль?
Ювелирная эмаль является тонким слоем сплава из легкоплавкого стекла . Этот ювелирный материал бывает различных цветов и оттенков. На поверхность металла эмаль наносится будучи в порошкообразном состоянии, после чего изделие помещают в печь и при температуре 700-800 градусов выдерживают 20-30 минут. Затем изделие остывает и отправляется в ювелирные магазины.
Данный материал предназначен не только для украшения ювелирных изделий, он также имеет антикоррозийные и защитные свойства. Эмаль помогает изделиям противостоять атмосферным воздействиям, а также влиянию химических реагентов( кислот, газов и щелочей).
Имея такую свойственность, эмаль также используют в архитектурных строениях, которые работают по части экстерьера. Пример такому использованию, медные черепицы, которыми покрывают купола церквей и храмов.
Состоит ювелирная эмаль из твёрдого, стекловидного раствора кремнезема, глинозема и разных других оксидов. Эти оксиды ещё называют плавнями. Плавни калия, свинца и натрия увеличивают легкость плавления эмали, но минусом этих оксидов является снижение стойкости материала к воздействиям внешних факторов.
А плавни алюминия, магния и кремния действуют наоборот. Они делают эмаль тугоплавкой и прочной. Для придания эмалям различных цветов добавляют пигменты, они являются оксидами металлов, таких как кобальт, никель , свинец и др.
Ювелиры древности производили эмаль самостоятельно, однако, с 17-го века этот материал стали покупать из стран Европы, она была более высокого качества, а также ассортимент цветов был разнообразнее.
В нынешнее время, ювелиры и художники вновь стали использовать эмаль и очень сильно вырос интерес изготовлять данный материал самостоятельно, так как трудностей технического плана сейчас не существует, которые присутствовали раньше. Мастера, использующие эмаль, стараются смешать разные цветовые оттенки и сплавить её для своих работ.
Разновидности эмали
Различают прозрачные эмали или сквозные, которыми покрывают изделия из золота и серебра. Эмаль дополняет гравированные или гладкие места изделий окраской, а также блеском и защищает их от повреждений при использовании. Хорошо блестят украшения, покрытые прозрачной эмалью, они переливаются и играют в лучах света.
Ещё бывают опаковые или глухие эмали. Они непрозрачны и поэтому используются обычно на меди, но на других металлах использование тоже допускается. Глухие эмали имеют очень яркие и насыщенные цвета, это главное их декоративное достоинство. В этом отношении они побеждают сквозные эмали.
Ювелирная эмаль является обыкновенным легкоплавким стеклом. Температура, при которой плавится этот материал ниже, чем температура, по достижению которой металл не только не плавится, но даже не размягчается и не деформируется.
Как правило, чтобы получить цветные прозрачные или глухие непрозрачные эмали, в первую очередь готовится основной сплав, который называется флюс , после чего к данному сплаву, не имеющему цвета подмешивают красители разных цветовых оттенков и полученную массу снова плавят.
Какие металлы используют для ювелирной эмали?
С глубокой древности эмалью покрывались такие металлы как золото , серебро , чистая медь или её сплавы, ну иногда покрывалась бронза, а в середине 19-го века начали покрывать чугун и сталь.
Основным параметром металла, при покрытии его эмалью, является температура его плавления, размягчения и деформации. Она должна превышать 800 градусов, так как эмаль плавится именно при этой температуре.
Также учитывается способность металлов сохранять свой блеск и стойкость цвета. Им обычно обладают драгоценные — платина , серебро и золото. При обжиге на их поверхности не появляется оксидных плёнок, а блеск хорошо сохраняется под слоем прозрачной эмали.
Все остальные металлы покрываются обычно глухими эмалями, так как при нагреве они становятся тусклыми, быстро окисляются и темнеют. Но если модель изделия требует наличие прозрачного участка, то эти места покрываются серебряной или золотой фольгой, тогда сохраняется блеск и светлость металла. Голубые, зелёные и синие цвета эмалей великолепно светятся на фольге из серебра .
Очень важным моментом при покрытии металла ювелирной эмалью является тепловой коэффициент, который показывает линейное расширение металла при его нагреве и дальнейшем охлаждении. От данного параметра зависит спайность этих двух компонентов.
Также стоит отметить, что на гладкой поверхности эмаль будет хуже держаться, чем на шероховатой. Коэффициенты металла и эмали должны совпадать, иначе при остывании эмаль быстро отслоится, тогда весь непростой процесс придётся осуществлять заново, предварительно исправив все ошибки.
Среди огромного количества технических способов обработки благородных металлов, эмалевое покрытие заняло особое место и считается вершиной в прикладном искусстве. Изделия, покрытые эмалью выглядят оригинально, красиво и эксклюзивно. Она помогает мастерам ювелирам и художникам воплотить самые необычные свои фантазии и замыслы.
Источник: tvoi-uvelirr.ru