С древних времен эмали широко используются ювелирами в декоративных целях и для защиты металлов от воздействия внешней среды.
Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила довольно интересное название «финифть». Эмаль использовалась во внутреннем убранстве церквей, для украшения чаш, кубков и ценилась не меньше драгоценных камней.
Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль позволяет создавать оригинальные украшения и другие изделия в самых разнообразных цветовых исполнениях. Со временем она не теряет яркости цвета и защитных свойств.
Состав эмали
Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями.
ЭМАЛЬ на ювелирных украшениях: ГОРЯЧАЯ и ХОЛОДНАЯ эмаль
Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.
Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).
Способы нанесения цветной эмали на ювелирные изделия
Ювелирная эмаль по технике холодного и горячего нанесения широко применяется для создания дизайнерских украшений. Среди распространенных технологий нанесения красок на драгоценные металлы выделяют:
- Перегородчатый вариант или Клуазоне. Само название указывает на наличие специальных золотых или серебряных перегородок в изделии. Ювелиру достаточно заполнить ячейки нужным оттенком, чтобы создать неповторимое изделие. Чаще всего применяется технология горячего эмалирования.
- Финифть или художественная роспись. Вся работа осуществляется вручную. Ювелир сам выбирает эскиз и переносит его на изделие. Впервые методику использовать австрийский бренд Frey Wille, хотя популярность такой «рисунок» получил благодаря мастерам Ростовского финифтяного промысла.
Это две основные методики «росписи» драгоценных металлов, которым стремятся обучиться 80% начинающих ювелиров. Нередко эмалью пользуются «домашние мастера», создающие эксклюзивную бижутерию.
Виды эмалей
По внешнему виду эмали можно разделить на две большие группы:
- прозрачные (сквозные);
- глухие (опаковые).
Прозрачные ювелирные эмали не имеют цвета и используются в основном в изделиях из драгоценных металлов. Так как золото, серебро или платина при воздействии высоких температур не меняют цвет и не тускнеют, прозрачные эмали наносят на них для усиления блеска и защиты от механических повреждений.
Глухая эмаль непрозрачна и имеет множество ярких и насыщенных цветов. Ею часто покрывают медь и другие металлы, так как при обжиге они покрываются оксидной пленкой и темнеют. Цветные эмали позволяют не только придать изделию неповторимый дизайн, но и предотвратить окисление и коррозию металла.
Что такое ювелирная эмаль?
Что представляет собой ювелирная эмаль?
Ювелирная эмаль является тонким слоем сплава из легкоплавкого стекла. Этот ювелирный материал бывает различных цветов и оттенков. На поверхность металла эмаль наносится будучи в порошкообразном состоянии, после чего изделие помещают в печь и при температуре 700-800 градусов выдерживают 20-30 минут. Затем изделие остывает и отправляется в ювелирные магазины.
Данный материал предназначен не только для украшения ювелирных изделий, он также имеет антикоррозийные и защитные свойства. Эмаль помогает изделиям противостоять атмосферным воздействиям, а также влиянию химических реагентов( кислот, газов и щелочей).
Имея такую свойственность, эмаль также используют в архитектурных строениях, которые работают по части экстерьера. Пример такому использованию, медные черепицы, которыми покрывают купола церквей и храмов.
Состоит ювелирная эмаль из твёрдого, стекловидного раствора кремнезема, глинозема и разных других оксидов. Эти оксиды ещё называют плавнями. Плавни калия, свинца и натрия увеличивают легкость плавления эмали, но минусом этих оксидов является снижение стойкости материала к воздействиям внешних факторов.
А плавни алюминия, магния и кремния действуют наоборот. Они делают эмаль тугоплавкой и прочной. Для придания эмалям различных цветов добавляют пигменты, они являются оксидами металлов, таких как кобальт, никель, свинец и др.
Ювелиры древности производили эмаль самостоятельно, однако, с 17-го века этот материал стали покупать из стран Европы, она была более высокого качества, а также ассортимент цветов был разнообразнее.
В нынешнее время, ювелиры и художники вновь стали использовать эмаль и очень сильно вырос интерес изготовлять данный материал самостоятельно, так как трудностей технического плана сейчас не существует, которые присутствовали раньше. Мастера, использующие эмаль, стараются смешать разные цветовые оттенки и сплавить её для своих работ.
Разновидности эмали
Различают прозрачные эмали или сквозные, которыми покрывают изделия из золота и серебра. Эмаль дополняет гравированные или гладкие места изделий окраской, а также блеском и защищает их от повреждений при использовании. Хорошо блестят украшения, покрытые прозрачной эмалью, они переливаются и играют в лучах света.
Ещё бывают опаковые или глухие эмали. Они непрозрачны и поэтому используются обычно на меди, но на других металлах использование тоже допускается. Глухие эмали имеют очень яркие и насыщенные цвета, это главное их декоративное достоинство. В этом отношении они побеждают сквозные эмали.
Ювелирная эмаль является обыкновенным легкоплавким стеклом. Температура, при которой плавится этот материал ниже, чем температура, по достижению которой металл не только не плавится, но даже не размягчается и не деформируется.
Как правило, чтобы получить цветные прозрачные или глухие непрозрачные эмали, в первую очередь готовится основной сплав, который называется флюс, после чего к данному сплаву, не имеющему цвета подмешивают красители разных цветовых оттенков и полученную массу снова плавят.
Какие металлы используют для ювелирной эмали?
С глубокой древности эмалью покрывались такие металлы как золото, серебро, чистая медь или её сплавы, ну иногда покрывалась бронза, а в середине 19-го века начали покрывать чугун и сталь.
Основным параметром металла, при покрытии его эмалью, является температура его плавления, размягчения и деформации. Она должна превышать 800 градусов, так как эмаль плавится именно при этой температуре.
Также учитывается способность металлов сохранять свой блеск и стойкость цвета. Им обычно обладают драгоценные — платина, серебро и золото. При обжиге на их поверхности не появляется оксидных плёнок, а блеск хорошо сохраняется под слоем прозрачной эмали.
Все остальные металлы покрываются обычно глухими эмалями, так как при нагреве они становятся тусклыми, быстро окисляются и темнеют. Но если модель изделия требует наличие прозрачного участка, то эти места покрываются серебряной или золотой фольгой, тогда сохраняется блеск и светлость металла. Голубые, зелёные и синие цвета эмалей великолепно светятся на фольге из серебра.
Очень важным моментом при покрытии металла ювелирной эмалью является тепловой коэффициент, который показывает линейное расширение металла при его нагреве и дальнейшем охлаждении. От данного параметра зависит спайность этих двух компонентов.
Также стоит отметить, что на гладкой поверхности эмаль будет хуже держаться, чем на шероховатой. Коэффициенты металла и эмали должны совпадать, иначе при остывании эмаль быстро отслоится, тогда весь непростой процесс придётся осуществлять заново, предварительно исправив все ошибки.
Среди огромного количества технических способов обработки благородных металлов, эмалевое покрытие заняло особое место и считается вершиной в прикладном искусстве. Изделия, покрытые эмалью выглядят оригинально, красиво и эксклюзивно. Она помогает мастерам ювелирам и художникам воплотить самые необычные свои фантазии и замыслы.
Техника нанесения
В основе одной из самых популярных технологий лежит нанесение порошка эмали на поверхность металла, с последующим обжигом в печи при температуре 700-900 градусов. Эмаль плавится и плотно покрывает поверхность металла. Основной сложностью является правильный подбор типа эмали и металла-основы.
Во-первых, чтобы избежать коробления и деформации изделия при нанесении покрытия, температура плавления металла должна быть значительно выше, чем у эмали.
Во-вторых, так как вещества имеют свойство расширяться и сжиматься, эмаль и металл должны иметь одинаковый температурный коэффициент расширения.
Также не менее известной является перегородчатая эмаль. Эта техница является самой древней, и использовалась еще в Древнем Риме и Египте. По контуру рисунка напаивается тонкая проволока, либо плоские перегородки, в получившиеся ячейки засыпается порошок нужного цвета, изделие обжигается в печи, а затем поверхность шлифуется.
Выемчатая техника основана на вырезании на поверхности металла узора. В полученные выемки закладывается порошок и сплавляется аналогичным способом.
Сегодня стали очень популярны украшения с эмалью, и не только серебряные или золотые, — бижутерия с эмалью встречается ничуть не реже. Даже обручальные кольца стали украшать яркими красками.
Сочетание различных техник нанесения и цветов эмалей предоставляет мастерам безграничные возможности в воплощении своих художественных фантазий. Одним из примеров использования эмали является коллекция кулонов Salvatore Ferragamo.
Особенности холодной эмали в ювелирном деле
Технология эмалирования украшений холодной эмалью появилась достаточно давно. С ней работают настоящие мастера своего дела. В качестве основы выступают драгоценности. А рисуют специальной двухкомпонентной смесью, которую соединяют в определенной пропорции и разбавляют катализатором. В результате химических процессов получается кремообразная разноцветная паста.
Особенности технологии — смесь застывает при комнатной температуре в течение 72 часов. Если украшение подогреть до 60 ⁰С, весь процесс затвердевания займет не более 3 часов. А результат будет выглядеть как хорошо изготовленная керамика.
Чтобы получить новые цвета холодной эмали для ювелирных изделий, мастера используют технологию смешивания компонентов. А также некоторые профессионалы работают с особым типом покрытия, застывающим под воздействием специального освещения. Такая технология называется светоотражающей и тоже относится к «холодному мастерству».
Кто выпускает ювелирные изделия из горячей эмали
Женственные цветные украшения представлены несколькими чешскими ювелирными брендами. Самым известным из них является Style Avenue. Чешские специалисты экспериментируют с перегородчатым холодным эмалированием.
Пользуются популярностью итальянские изделия с глазурью. Вот самые известные фирмы: Damiani, Bulgari, Garavelli. Итальянские изделия удивляют своими формами в виде цветов, бутонов и бабочек.
Грузинские эмалированные изделия получили название минанкари. Оттенки в них переходят очень плавно. Это подходит для кулонов и колец.
В России особенно популярны серебряные украшения . Поверхность этой эмали очень гладкая, а орнаменты выполнены плавными линиями.
Отличия горячей эмали от холодной
Горячая эмаль более прочная и цена на неё выше, чем на холодную. В холодном эмалировании существует ещё одна техника — финифть. После её нанесения она расплывается разноцветными узорами, подобно бензину на воде. Получаются своеобразные цветные разводы.
Горячая заливка более ровная, потому что прочная. На холодной эмали встречаются неровности, так как её не полируют. Ещё горячая глазурь ярко блестит.
У холодных смесей также находятся достоинства. Они отличаются простотой, неприхотливостью, пластичностью. Для изготовления таких украшений не требуются специальные инструменты. Холодное эмалирование подходит для любых сплавов.
Релевантные товары в Online-магазине:
Kérastase
BLOND ABSOLU Питательная маска для нейтрализации желтых оттенков блонда
MICELLAR SERIES Натуральное сертифицированное мицеллярное Бьюти масло
Источник: silverrill.ru
Ювелирные эмали, перегородчатая эмаль — технологии, история, современное применение техник
Пусть это будет тоже мастер-класс, но только не визуальный, как обычно, а информационно-образовательный.
Я подробно в статье расскажу о технологиях и техниках ювелирных эмалей, о перегородчатой эмали, о ее истории в России и в мире, об основных течениях и применениях ювелирных эмалей в настоящее время.
Надеюсь, что Вам будет познавательно и интересно читать данную статью.
Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.
Цветная эмаль на украшениях: способы нанесения
Перегородчатая эмаль («клуазоне») названа «в честь» золотых или серебряных перегородок. Их напаивают на поверхность ювелирного изделия (золотого или серебряного) по намеченному орнаменту. Именно в этих ячейках и плавился при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок, превращаясь в стекло. Этот вид эмалирования имеет разновидность на основе ювелирной техники «скань» (филигрань), где вместо перегородок-металлических ленточек – припаянная к поверхности украшения филигранная нить.
В орнаменте с выемчатой эмалью («шамплеве») резцом «вынимают» металл, заполняя углубления эмалевым составом. Техника выемчатой эмали — самая древняя, и самая простая по производству.
Техника расписной эмали (или финифть) представляет собой роспись цветной эмалью. Никаких перегородок или выемок в этой технике нет. Эмаль наносится на изделие слоями и обжигается до тех пор, пока не будет завершен запланированный ювелирным дизайнером сюжет. Именно в технике расписной эмали работает знаменитый австрийский бренд Frey Wille, хотя по термину «финифть» более известны изделия Ростовского финифтяного промысла.
По составу, ювелирные украшения с эмалями бывают прозрачными, полупрозрачными
и, на ювелирном жаргоне
«глухими» (непрозрачными).
Состав эмали
Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями.
Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.
Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).
Ювелирные изделия с эмалью по способу закрепления эмалей
Цветные эмали на украшениях делятся на горячие
Горячие эмали для ювелирных украшений
Горячая эмаль безусловный фаворит. Её использовали ещё в старину. В чем заключается техника горячей эмали? В специальных муфельных печах ювелирное изделие нагревают до 600-800 градусов. Эмаль прочно припекается к металлу. Украшение охлаждают, очищают и полируют.
И сегодня наличие именно горячей эмали в декоре украшения поднимает ювелирное изделие в высший разряд (взгляните только на цены изделий ювелирного завода 3R).
Женщины любят украшения с эмалью. Из эмалевых промыслов у нас известна ростовская финифть, — так называемая живописная
(горячая) эмаль. На востоке изготовляют украшения
минакари –
пёстрая перегородчатая эмаль, щедро пересыпанная камнями и жемчугом.
Холодные эмали для ювелирных изделий
Холодная эмаль — по сути стеклопластик. Она бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.
Двухкомпонентная
холодная эмаль смешивается в нужной пропорции и заливается на изделие. Все просто как маникюрном салоне.
Теплоотверждаемая
холодная эмаль схожа с горячей, но плавится она всего при 160 градусах. Любая домохозяйка у себя на кухне перекуёт оковы на браслеты. Правда, эта эмаль не допускает полировки — остаются матовые следы. Недостаток теплоотверждаемой эмали — малая прочность. При большом желании проминается ногтем .
Светоотверждаемая
холодная эмаль схожа по свойствам со световыми зубными пломбами. Нанесённый на поверхность состав облучают ультрафиолетовой лампой, из-за чего эмаль твердеет. По твердости эта эмаль нечто среднее между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.
Именно такими эмалями реставрируют сколы.
Подробнее о технике холодной эмали.
Ювелирные изделия с эмалью: рекомендации покупателям
В сущности, эмаль – это стекло. Ее полируют, чистят, она химически довольно стойкая. Однако, сколы – это неизбежность при активном ношении украшений с горячей или холодной эмалью. Ювелир может «запломбировать» скол, если украшение вам памятно и дорого.
Носить эмаль на ювелирном изделии (особенно подвергаются риску кольца!) следует аккуратно, не стуча руками по столу, не роняя изделия на твёрдые поверхности (что бывает, когда украшение вам великовато или застёжка неисправна). Теперь понятна тяга арабов к мягким и пышным коврам.
Закрепление эмали на изделиях происходит разными способами — горячими и холодными.
ГОРЯЧИЕ ЭМАЛИ
Современные горячие эмали — фавориты в эмалевых украшениях. Эмаль припекается к металлу в муфельных печах при температуре 600-800C. Затем изделие охлаждают и полируют.
Источник: stones-and-bijouterie.ru
Перегородчатая эмаль – красивейший вид ювелирного искусства
Перегородчатая эмаль, или иначе клуазоне, дословно с французского – «помещённый в ячейку», считается одной из красивейших и наиболее сложных техник ювелирного искусства. Немногие мастера берутся за такую работу, и зачастую дело тут не в нехватке опыта.
Техника требует усидчивости (в прямом смысле слова – долгого сидения, поскольку эмаль наносят вручную), пространственного мышления и безупречного художественного вкуса.
Что такое перегородчатая эмаль
Суть техники: на пластине (чаще серебряную или золотую) тонкой проволочкой выкладывают узор. Проволока играет роль перегородки. Чем точнее линия, выложенная проволокой, тем чище будет результат.
Промежутки узора (окна), образованные проволокой, заполняются жидким, легко плавящимся стеклом. Затем изделие «доводится» до готовности в муфельной печи.
Процесс нагрева повторяется многократно, пока покрытие не застывает надлежащим образом.
Перегородчатая эмаль в искусстве
История использования эмали насчитывает не одну сотню лет. Искусство развивалось параллельно в разных странах, но суть технологии перекликалась, несмотря на местные особенности. Зародилась технология в Древнем Египте, самый известный пример ее — маска Тутанхамона.
Затем через Византию получила широкое распространение в Европе и дошла до Древней Руси.
В Древней Руси
Первое упоминание о русской финифти встречается в 1175 году в Ипатьевской летописи. Хотя изначально эмалью украшали предметы церковного обихода и иконы, эволюция мастерства русских ювелиров позволила приобрести технике непередаваемый колорит.
Интересно! Самые известные произведения ювелирного искусства с применением клуазонне – яйца Фаберже.
К сожалению, революция 1917 года на длительное время повергла всю отрасль в упадок. Но сегодня всё больше мастеров обращается к технике перегородчатой эмали, достигая немалых успехов на этой стезе.
Китайская эмаль (цзинтайлань)
В Китае возникновение этого декоративно-прикладного искусства датируется правлением императора Цзинтай, из-за чего техника носит такое название. Китай – родина самых красивых изделий в этой технике.
Тончайшие рисунки нанесены не только на ювелирные украшения, но и на ширмы, курильницы для благовоний, чаши и палочки для еды.
Интересно! До ХХ века изделия цзинтайлань можно было встретить только в храмах и императорском дворце.
Однако в 1904 году в Чикаго на международной ярмарке китайская перегородчатая эмаль заслуженно заняла I место.
В Японии
Методика работы с эмалью пришла в Японию из Китая и получила название «сиппо». Основными отличиями от материковой техники стала более приглушённая палитра цветов с меньшим количеством оттенков, преобладание чётких геометрических узоров и характерным зеленоватым фоном.
Вторая половина XIX века стала периодом ренессанса для сиппо. С изобретением новых видов стойких, красочных составов техника стала разнообразнее, хотя классические сюжеты не утратили актуальность.
Византийские эмали
Стремительное развитие науки и искусства обусловили быстрый технический прогресс, что позволило в VIII веке зародиться такому явлению, как византийская эмаль.
Впервые в ювелирном искусстве такое покрытие использовалось как самостоятельная техника и художественный приём, а не средство имитации драгоценных камней.
Именно византийская техника считается классической. Она послужила основой для развития искусства клуазоне в средневековой Европе и Древней Руси.
Грузинская перегородчатая эмаль
Минанакри без преувеличения – визитная карточка государства. Самые ранние образцы грузинской финифти насчитывают 12 столетий.
Многие ранние памятники носили сакральный характер, служили для украшения церквей. К сожалению, свидетельства прошлого до наших дней дошло в обломках. Но с XIX века почти утраченное искусство обрело вторую жизнь.
Виды эмалей
Выделяют разные виды покрытий по различным признакам, один из которых – цвет. По тому, какой пигмент и в какой концентрации добавлен в стеклянный порошок, выделяют:
- эмаль жёлтого оттенка;
- красного;
- коричневого;
- синего;
- зелёного;
- чёрного.
Важно! Итоговый цвет изделия будет зависеть именно от концентрации красящего пигмента и его состава. Современные красители позволяют получить более яркую и насыщенную палитру.
По оптическим свойствам выделяют:
- полупрозрачную;
- прозрачную;
- непрозрачную.
По температуре обработки:
- Горячая перегородчатая эмаль, которая запекается в муфельной печи при температуре в 800 °С. Этот метод предпочитают профессиональные ювелиры – настоящие асы своего дела.
- Холодная эмаль, затвердевающая при более низких температурах. Это двухкомпонентный полимерный состав, которым, по сути, раскрашивают изделие. Для отвердения покрытия применяют не высокую температуру, а облучение ультрафиолетом.
Особенности состава эмалей
Основываясь на данных спектрального анализа, исследователи установили, что качественный состав, используемый для изготовления эмалей в XVI–XIX веках, сильно отличается от современных образцов.
Благодаря этим исследованиям выявлены следовые количества танина, ванадия, таллия, молибдена, серебра, золота, сурьмы, марганца, циркония, магния, меди и др.
Скорее всего, эти вещества попали в состав покрытия из-за загрязнения реактивов: лишь малая часть из этих компонентов вводилась для достижения определённого эффекта.
Сегодня технологии позволяют более точно прогнозировать результат от введения того или иного пигментного вещества. Уровень технологии даёт возможность оперировать с сотыми и тысячными долями концентрации, что открывает невероятный простор в палитре оттенков.
Большинство эмалей до XIX века были получены в результате эксперимента. Сейчас экспериментальная работа ведётся в области получения новых оттенков.
Так, сотрудниками ВНИИ Ювелирпрома были разработаны и введены в производство 12 новых оттенков.
Современные украшения из перегородчатой эмали
Перегородчатая эмаль – всегда штучное изделие. В ювелирном магазине не получится купить по-настоящему уникальную вещицу. То, что выпускают ювелирные заводы, – скорее имитация перегородчатой эмали.
С точки зрения экономики это оправданный шаг, поскольку изготовить два идентичных предмета в уникальной технике невозможно. А создание основ с уже заложенными ячейками для заливки позволяет выпускать многочисленные серии украшений.
Главные признаки настоящей перегородчатой эмали станут:
- Цена. Уникальные вещи никогда не были дешёвыми.
- Однозначно определяемая по всей длине проволока, образующая перегородку. Если она не видна невооружённым глазом, то при 10-кратном увеличении её точно можно рассмотреть.
- Тонкий рисунок, возможно с небольшими огрехами, связанными с ручной техникой выполнения.
Радует тенденция, направленная на возрождение столь удивительного вида прикладного искусства. Синтез современных технологий и древнего мастерства дарит вещи невероятной красоты.
Пусть не каждый может позволить себе приобрести украшение с перегородчатой эмалью, но сама возможность любоваться такими уникальными произведениями приносит истинное наслаждение.
Источник: jewelryexpert.ru