Эмаль ювелирные украшения технология

Холодная и горячая эмаль в украшениях применяется часто. Она позволяет создать разноцветные рисунки и узоры без включения дорогостоящих драгоценных камней. При этом эмалированное покрытие не выцветает со временем, не трескается и не осыпается, если ювелир при работе соблюдал все секреты мастерства.

Особенности холодной эмали в ювелирном деле

Технология эмалирования украшений холодной эмалью появилась достаточно давно. С ней работают настоящие мастера своего дела. В качестве основы выступают драгоценности. А рисуют специальной двухкомпонентной смесью, которую соединяют в определенной пропорции и разбавляют катализатором. В результате химических процессов получается кремообразная разноцветная паста.

Особенности технологии — смесь застывает при комнатной температуре в течение 72 часов. Если украшение подогреть до 60 ⁰С, весь процесс затвердевания займет не более 3 часов. А результат будет выглядеть как хорошо изготовленная керамика.

Чтобы получить новые цвета холодной эмали для ювелирных изделий, мастера используют технологию смешивания компонентов. А также некоторые профессионалы работают с особым типом покрытия, застывающим под воздействием специального освещения. Такая технология называется светоотражающей и тоже относится к «холодному мастерству».

Эмаль. Лана Шелкова

Специфика горячего эмалирования драгоценных украшений

Работа по технологии горячего эмалирования несколько сложнее, чем холодный вариант. Сама заготовка представляет собой стекловидную пластинку, которую вначале необходимо размельчить до порошковой массы, а потом размягчить водой до нужной консистенции (кремообразной пасты).

Когда материал для творчества по технологии горячей эмали готов, можно переходить к созданию неповторимого изображения на драгоценностях с помощью специального инструмента. После завершения эскиза вся работа ставится в специальную печь, где обжигается под воздействием температуры от 700 до 900 ⁰С.

В процессе обжига порошок превращается в цветной стекловидный слой. После завершения обжига изделие шлифуется и еще раз помещается в печь, чтобы достичь идеально гладкой и блестящей поверхности.

Интересный факт. Для достижения идеального результата мастер-ювелир может обжигать одно украшение от 5 до 100 раз. Сложность возникает с верностью смешивания компонентов для получения нужного цвета. Только профессионал «по интуиции» создает верные пропорции с первого или второго раза.

Читайте также:
Новогодние украшения своими руками из макарон

При этом итоговый оттенок также зависит от температуры обжига. В результате каждое украшение, выполненное по технологии горячей эмали, уникально и неповторимо. Даже лучшие профессионалы не могут два раза подряд обжечь и получить идентичные изделия по насыщенности цвета и оттенка.

Способы нанесения цветной эмали на ювелирные изделия

Ювелирная эмаль по технике холодного и горячего нанесения широко применяется для создания дизайнерских украшений. Среди распространенных технологий нанесения красок на драгоценные металлы выделяют:

FILLART: Авторские ювелирные украшения с горячей эмалью.

  1. Перегородчатый вариант или Клуазоне. Само название указывает на наличие специальных золотых или серебряных перегородок в изделии. Ювелиру достаточно заполнить ячейки нужным оттенком, чтобы создать неповторимое изделие. Чаще всего применяется технология горячего эмалирования.
  2. Финифть или художественная роспись. Вся работа осуществляется вручную. Ювелир сам выбирает эскиз и переносит его на изделие. Впервые методику использовать австрийский бренд Frey Wille, хотя популярность такой «рисунок» получил благодаря мастерам Ростовского финифтяного промысла.

Это две основные методики «росписи» драгоценных металлов, которым стремятся обучиться 80% начинающих ювелиров. Нередко эмалью пользуются «домашние мастера», создающие эксклюзивную бижутерию.

Как ухаживать за готовым изделием дома

Хотите, чтобы ювелирные изделия с горячей или холодной эмалью сохраняли свою красоту как можно дольше? Следуйте простым правилам ухода за такими эксклюзивными драгоценностями:

  1. Декоративный слой сравним со стеклом, поэтому он не переносит сильных механических воздействий. Старайтесь не ударять украшения и не ронять их.
  2. Прямые сильные солнечные лучи могут нагреть изделие и привести к потере яркости цветов. Не стоит оставлять кольца и серьги на открытом солнце. Лучше всего хранить их в шкатулке.
  3. Кислоты, щелочи и хлорка разрушает эмалированную поверхность. Не надо мыть посуду и пол, когда на руках надеты кольца с ювелирной эмалью.
  4. Ополаскивайте изделия под струей холодной проточной воды. Можно капнуть небольшое количество нашатырного спирта, чтобы снять загрязнения с поверхности. А также использовать зубную щетку с мягкой щетиной.
  5. Желательно хранить украшения с эмалью отдельно от других украшений. При соприкосновении с некоторыми металлами цвет и яркость покрытия меняются.

И помните, чем лучше вы относитесь к ювелирным украшениям, тем дольше они радуют вас своей красотой и блеском. Позвольте себе аккуратную роскошь.

Где приобретают ювелирные творения с горячей или холодной эмалью

Профессиональные ювелиры наносят «краску» на поверхность драгоценных металлов. Соответственно, такие изделия продаются в ювелирных салонах и мастерских. Не стоит обращать внимание на предложения «из непонятных источников». На драгоценностях, как и на классических вариантах с камнями, должны присутствовать ювелирные бирки. На них не будет указания о составе эмали, но обязательно будет информация о типе сплава и весе украшений.

Читайте также:
Цветы из лент ткани и тесьмы модные украшения своими руками

Соблюдайте советы по выбору и по уходу за ювелирными украшениями с эмалью, тогда они прослужат вам долго. Помните, что все такие драгоценности изготовлены вручную, поэтому и стоимость на них не так уж и мала.

Источник: russam.ru

Технология нанесения ювелирной эмали на украшения из золота

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-2

Соли кремния – вот основа ювелирных эмалей. К ним добавляют различные красители для получения нужного цвета. Вводят в состав и окиси бария, калия, натрия, сурьмы, свинца. Полученные эмали принято так же называть тугоплавким стеклом. Оно «сцепляется» с металлом, образуя прочную связь. Для того, чтобы это случилось, требуется температура около восьмисот градусов Цельсия.

Такой показатель поддерживают в специализированных печах, которые ювелиры именуют муфельными.

Прежде, чем попасть в их «чрево», эмаль должна пройти несколько этапов. Сначала ее толкут. Чаще всего состав продается в виде небольших плиток, размельчают которые в ступках. Бывает и уже готовый парашек. В этом случае, эмаль сразу размешивают в воде.

Цель – получить смесь, напоминающую по консистенции сметану.

Прежде, чем наносить «сметану» на золотую поверхность, ее грунтуют. Так, сцепление будет надежным, эмаль не стечет, равномерно распределится. Это особенно важно, если состав наносится на выпуклый контур. Поверхность металла должна быть обезжирена. Чтобы слияние двух сред было более крепким, на золотой основе создают дополнительные микроскопические шероховатости.

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-1

Следующий этап – обжиг эмали. Однако, прежде, чем начать его, необходимо дать составу полностью просохнуть. В противном случае, в слое останется воздух. Попав в печь, его пузырьки прорвут эмаль, испортив поверхность. Даже правильно подготовленная, обожженная эмаль требует полировки после того, как ее достали из топки.

После «отглаживания» поверхности, ее вновь помещают впечь для вторичной обработки высокими температурами.

Особый случай – наличие в украшении эмалей нескольких цветов. В этом случае, процедуру придется повторять несколько раз. Дело в том, что разные оттенки ювелирного стекла плавятся при разных температурах. Восемьсот градусов – усредненный показатель.

Какие-то краски размягчаются уже при семисот градусах Цельсия, а какие-то требуют температуры восемьсот шестьдесят, а то и девятьсот. Поэтому, сначала в печь помещают слой самой тугоплавкой эмали. Потом проделывают то же с остальными слоями опять же в строгом соответствии показателям их плавления.

Читайте также:
Новогодние украшения крестиком схемы

Цвета ювелирной эмалей имеют номера. Их расставляют на упаковки согласно ГОСТу. Самой тугоплавкой является белое стекло. За ним по убывающей следуют розовая, синяя, зеленая, черная. Последним всегда наносят красный состав.

Показатель его плавления – всего семьсот градусов.

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-4

При плавлении эмаль растекается, равномерно заполняя все пространство. Поэтому, изначально можно нанести состав чуть небрежно. Температура «исправит» огрехи. Крайне важно ограничить участок, который нужно отдекорировать эмалью, иначе, стекло растечется по всему украшению. Границы можно сделать из тонкой проволоки, размещаемой на изделии в соответствии с эскизом узора.

Однако, чаще, разделы являются неотъемлемой частью украшений. Иными словами, ювелиры изначально выплавляют цветы, листы и другие элементы из золота с углублениями, отведенными под эмаль. Полости выполняются путями штамповки, литья, гравированием или чиканкой.

Важно отслеживать, чтобы в состав одного цвета ни попало даже пылинки эмали другого оттенка. При обжиге точка расплывется в «кляксу», испортив поверхность. Есть и еще один «подводный камень» обжига. В печи эмаль оседает. Если стекло наложили вровень с металлическими стенками, после обжига, оно окажется на пару миллиметров ниже их.

Поэтому, даже при изготовлении украшения с эмалью одного цвета, часто приходится подвергать его высоким температурам несколько раз, постепенно докладывая недостающие слои.

Для случаев, когда вкрапления, разводы, перетекание одного цвета в другой, это творческая задумка, используют холодную эмаль. Ее не помешают в печь. Мастер размешает рядом капли нескольких цветов нужных пропорциях. Они растекаются красочными узорами. Корректируется процесс специальными ювелирными иглами. Ими можно «протянуть цвет, вырисовать мелкую деталь.

Холодная эмаль застывает при температуре шестидесяти, семидесяти градусов. Чтобы стекло окончательно затвердело, требуется двадцать часов.

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-5

Иногда требуется роспись по уже готовой эмали. Для этого существуют надглазурные краски. Техника именуется «финить». Ей издревле славятся русские мастера. Центром финити считается город Ростов. Среди ювелирных брендов к методу поверхностной доработки эмали прибегают на экспериментальном заводе драгоценных металлов в Перми.

В украшениях, изготовленных здесь, применяют практически все виды тугоплавкого стекла. Кольца, серьги, браслеты славятся прозрачной, матовой эмалями всех цветов.

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-3

Инструменты для работы с эмалью у специалистов пермского предприятия стандартные: — кисть, маленькие палочки из дерева и микрошпатели. Ими мастера наносят состав на изделия.

Поскольку цвета эмалей задокументированны ГОСТом, золотые изделия с тугоплавким стеклом просто чинятся. При возникновении в украшениях трещин, сколов, их заполняют холодной эмалью соответствующего тона. Поврежденные участки точечно нагревают на специальных горелках. Так заводские края стекла и состав, залитый позднее, сливаются воедино.

Читайте также:
Золотые украшения которые в тренде

Работу следует доверить профессионалам. Эмалирование – кропотливая, сложная техника. Поэтому, собственно, она и встречается в ювелирных коллекциях весьма редко.

Источник: tvoi-uvelirr.ru

Ювелирные украшения с эмалью: как их получают?

Хотите быть обладателем уникального ювелирного изделия — покупайте украшение с цветной эмалью. Ведь даже при относительно «массовом» производстве украшения покрытые эмалью — это скорее ручная работа. На выходе изделия всегда немного отличаются друг от друга, поэтому точно такого же не будет ни у кого.

На профессиональном языке эмалирование — это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла (подробнее о технологии горячей и холодной эмалей). Цветными эмалями покрывают и ювелирные украшения, выполненные на металлической основе. Эмали различаются составом и способом нанесения на поверхность. Перегородчатая, сканная, выемчатая (обронная) — это разные способы достижения одной цели: закрепления горячей эмали на металле. Название каждого способа раскрывает суть и говорит само за себя.

Цветная эмаль на украшениях: способы нанесения

Перегородчатая эмаль («клуазоне») названа «в честь» золотых или серебряных перегородок. Их напаивают на поверхность ювелирного изделия (золотого или серебряного) по намеченному орнаменту. Именно в этих ячейках и плавился при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок, превращаясь в стекло. Этот вид эмалирования имеет разновидность на основе ювелирной техники «скань» (филигрань), где вместо перегородок-металлических ленточек – припаянная к поверхности украшения филигранная нить.

Кольцо с прозрачной эмалью в скани, Эквадор Namfleg кольцо с перегородчатой эмалью (фото с сайта evora.ru) namfleg подвеска с перегородчатой эмалью (evora.ru)

В орнаменте с выемчатой эмалью («шамплеве») резцом «вынимают» металл, заполняя углубления эмалевым составом. Техника выемчатой эмали — самая древняя, и самая простая по производству.

Студия Ильи Палкина коллекция Солнцеворот (выемчатая эмаль) Подвеска с выемчатой эмалью (

Техника расписной эмали (или финифть) представляет собой роспись цветной эмалью. Никаких перегородок или выемок в этой технике нет. Эмаль наносится на изделие слоями и обжигается до тех пор, пока не будет завершен запланированный ювелирным дизайнером сюжет. Именно в технике расписной эмали работает знаменитый австрийский бренд Frey Wille, хотя по термину «финифть» более известны изделия Ростовского финифтяного промысла.

Frey Wille кольца - расписная эмаль Ростовская финифть - серьги

По составу, ювелирные украшения с эмалями бывают прозрачными, полупрозрачными и, на ювелирном жаргоне «глухими» (непрозрачными).

Ювелирные изделия с эмалью по способу закрепления эмалей

Цветные эмали на украшениях делятся на горячие и холодные.

Горячие эмали для ювелирных украшений

Кольцо с горячей эмалью - Эквадор

Горячая эмаль безусловный фаворит. Её использовали ещё в старину. В чем заключается техника горячей эмали? В специальных муфельных печах ювелирное изделие нагревают до 600-800 градусов. Эмаль прочно припекается к металлу. Украшение охлаждают, очищают и полируют.

Читайте также:
Новогоднее украшение в стеклянной вазе своими руками

И сегодня наличие именно горячей эмали в декоре украшения поднимает ювелирное изделие в высший разряд (взгляните только на цены изделий ювелирного завода 3R).

Женщины любят украшения с эмалью. Из эмалевых промыслов у нас известна ростовская финифть, — так называемая живописная (горячая) эмаль. На востоке изготовляют украшения минакари – пёстрая перегородчатая эмаль, щедро пересыпанная камнями и жемчугом.

Холодные эмали для ювелирных изделий

Холодная эмаль — по сути стеклопластик. Она бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

Двухкомпонентная холодная эмаль смешивается в нужной пропорции и заливается на изделие. Все просто как маникюрном салоне. Теплоотверждаемая холодная эмаль схожа с горячей, но плавится она всего при 160 градусах. Любая домохозяйка у себя на кухне перекуёт оковы на браслеты. Правда, эта эмаль не допускает полировки — остаются матовые следы.

Недостаток теплоотверждаемой эмали — малая прочность. При большом желании проминается ногтем .

Светоотверждаемая холодная эмаль схожа по свойствам со световыми зубными пломбами. Нанесённый на поверхность состав облучают ультрафиолетовой лампой, из-за чего эмаль твердеет. По твердости эта эмаль нечто среднее между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями. Именно такими эмалями реставрируют сколы. Подробнее о технике холодной эмали.

Ювелирные изделия с эмалью: рекомендации покупателям

Серьги с горячей эмалью - студия Ильи Палкина

В сущности, эмаль – это стекло. Ее полируют, чистят, она химически довольно стойкая. Однако, сколы – это неизбежность при активном ношении украшений с горячей или холодной эмалью. Ювелир может «запломбировать» скол, если украшение вам памятно и дорого.

Носить эмаль на ювелирном изделии (особенно подвергаются риску кольца!) следует аккуратно, не стуча руками по столу, не роняя изделия на твёрдые поверхности (что бывает, когда украшение вам великовато или застёжка неисправна). Теперь понятна тяга арабов к мягким и пышным коврам.

Какой эмалью покрыты украшения?

Несколько слов о том, как отличить украшение с более дорогостоящей горячей эмалью от холодной.

Эмаль на изделии можно аккуратно пробовать ногтем на сопротивление: холодная – продавливается. Кроме того, холодную эмаль (160-градусную, теплоотверждаемую) нельзя полировать, поэтому поверхность эмалевых участков может сохранять неровности после обжига.

И в целом часто уровень украшения можно оценить «на глаз». Аккуратно выполненное больше к себе располагает. Если перегородки аккуратны и блестят, ячейки заполнены ровно и тоже блестят, ноготь эмаль не продавливает — то скорее всего перед вами украшение с качественно сделанной горячей эмалью. Горячую эмаль также иногда можно определить по наличию прозрачного финишного эмалевого покрытия.

Источник: juvelirum.ru

Рейтинг
Загрузка ...