Статья посвящена изучению видов филиграни и основных понятий. Рассмотрены ювелирные украшения, выполненные в стиле филигрань.
Аннотация статьи
технология изготовления
виды филиграни
Ключевые слова
Куторкина Ксения Михайловна
Яшина Алиса Валерьевна
Дата публикации
04 марта 2023
Культурология, искусствоведение, дизайн
«Актуальные исследования» #9 (139), март ’23
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 9 ( 139 ), март ‘ 23
Цель работы –познакомиться с понятием филигрань, изучить виды филиграни и их отличительные признаки, выполняя экспериментальную часть.
Филигрань – символ красоты и мастерства. Филигрань изготавливается только вручную, поэтому каждое изделие исключительно и неповторимо. Хитро переплетенные нити из драгоценных металлов обретают форму в руках мастера. На Руси это искусство называют сканью – со старославянского «скручено, свито вместе». Филигрань и скань – синонимы, просто первый термин имеет латинские корни (filum и granum, нить и зерно, поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков), второй же восходит к древнерусскому языку [1].
17 лет спустя вспомнил технику филиграни! Что из этого вышло..
Филигрань может быть:
- Напайной (элементы узора накладываются на гладкое полотно из золота, серебра или меди);
- Объемной (состоит из частей, смонтированных в единую композицию);
- Ажурной (металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево);
- Просечной (выпильной) (создается посредством удаления фона);
- Рельефной (узор напаивают на чеканный рельеф) [2].
История филиграни
Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении – это тонкость и плоскостность, Дагестана – обилие зерни и полусфер, Костромы – сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия и др.
До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканый [2].
Попали на Русскую землю проволочные кружева торговыми путями с Востока. А придумали эту тонкую работу в Египте. Жители Средиземноморья – греки, финикийцы и даже индийцы – не преминули перенять опыт Страны фараонов. Так начиная с VI–IV веков до нашей эры филигрань и стала основой ювелирного мастерства.
В IX веке техника скани прижилась в Киевской Руси. Мастера к ремеслу подошли творчески. Помимо маленьких шариков, «вплетали» в металлические узоры дерево, драгоценные камни и эмаль. В то время скань была мало кому по карману, и ювелиры работали по заказу знати и церкви. Один из ярких примеров ювелирного мастерства – шапка Мономаха, сплошь увитая скаными узорами [3].
Интересные факты об истории филиграни.
Едва не погубило русскую скань татаро-монгольское нашествие. И дело даже не в том, что захватчики выгребали все самое ценное из княжеских сундуков. Велась настоящая охота за самыми искусными ремесленниками. Мастеров первыми угоняли в Орду – в рабство. Однако не все крупные города были разграблены.
как делать филигранные украшения, своими руками часть 1 филигранная нить
Новгородские земли и хозяйство не затронули вторжения благодаря тому, что они выплачивали дань. Удалось сохранить и мастеров, и их уникальные работы [3].
Спустя столетия ювелиры покрывали сканью не только украшения. Пользовались спросом сухарницы, шкатулки и даже дамские сумочки. Но самый ходовой товар – пуговицы ажурного плетения. Делали их ремесленники-ювелиры – пуговичники. Носили такие пуговицы в дореволюционной России повсеместно и дворяне, и даже зажиточные крестьяне.
Правда, стоимость тех пуговок в два раза превышала стоимость самой одежды.
Самый известный клад со сканью был обнаружен в Старорязанском городище в 1822 году. Местные крестьяне, строившие дорогу, нашли кожаную суму, полную сокровищ. Исследователи сделали вывод, что клад представляет собой предметы мужского и женского убранства великокняжеского достоинства. Скань эта была настолько уникальна, что по императорскому указу стала экспонатом Эрмитажа.
Во время революции скань оказалась на грани исчезновения. Но уже в 30-е годы ХХ века ювелиры вновь плетут драгоценные узоры. Скань стала визитной карточкой всего русского ювелирного искусства и получила мировое признание. Работы мастеров из России покорили сначала Европу, а потом и Америку. Ювелиры из села Красное Костромской области получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже [3].
Технология изготовления филиграни.
Чтобы получилось кружево (скань), нужно:
- выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
- разложить их на бумаге с рисунком;
- подогнать и приклеить их на место;
- в случае же ажурной скани, просто скрепить между собой;
- заключительный этап – серебрение изделия анодным серебром и состаривание методом оксидирования.
Интересно, что плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке. Также интересно, что при правильном подходе из одного грамма золота можно вытянуть 2500 метров.
Процесс изготовления филиграни содержит следующие этапы:
В начале на бумаге изображается орнамент. Сверху кладется тончайшая папиросная бумага, сквозь которую просвечивается набросок. Вслед за тем проволока пропускается сквозь фильеры до подходящего диаметра. Фильеры – это такой инструмент ювелира, который имеет отверстия различного диаметра.
Сквозь фильеры сначала протягивается самый большой брусок металла и со временем, доходя до наименьшего диаметра отверстия, достигается необходимый диаметр проволоки. Затем проволока ссучивается, то есть, из двух проволок делается крученый жгут. Крученая проволока вальцуется и пропускается сквозь вальцы, чтобы жгутик стал плоским.
Есть изделия, изготовленные из круглой крученой проволоки, есть из плоской не крученой. В современной филиграни нет строгих правил изготовления украшений или других изделий. Но так завелось, что традиционная русская филигрань – это изделие из плоской крученой проволоки.
Проволока отжигается, чтобы стала мягкой и после этого из неё делают такие элементы филиграни, как завитки, спирали, розетка, стенёк и т.д. Главным условием в технике филигрань является то, что в изделиях соприкосновений проволоки изнутри ажура должно быть как можно большее. Все это для того, чтобы ажурное изделие было долговечным.
После этого элементы филиграни приклеиваются к папиросной бумаге и наступает процесс пайки. При пайке папиросная бумага сгорает, а припой, растекаясь по изделию, соединяя элементы филиграни. Припой готовится заранее, и специальным методом: его пилят напильником и полученная стружка является припоем.
Обычно, в качестве используют легкоплавкие серебряные сплавы, пример, серебро с медью. Для большей текучести в припой прибавляют флюс, например, бура. Когда завершилась пайка, от всех от всех окислов и остатков флюса изделие отбеливают в растворе лимонной или соляной кислоты. И в конце всех процедур, изделие промывают в проточной воде с мылом и полируют на полировочном круге с войлоком [4, 5].
Изделия из филиграни
Прежде всего – ювелирные украшения, воздушные и восхитительные. Кроме того – различные поделки, шкатулки, интерьерные безделушки. Некоторые дизайнеры используют элементы скани в отделке коллекций одежды.
Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики. Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно. Можно встретить украшения из золота, серебра, латуни, мельхиора, меди. В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности.
Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.
Вычурные сканые изделия – украшения не на каждый день. Зачастую они дополняют заранее созданные образы, используются в качестве привлекающих внимание аксессуаров. Ношение подобных изделий требует продуманного сочетания с материей, цветом волос, единения со стилем одежды. Светлые серебряные украшения подчёркивают смуглый оттенок кожи, яркие ткани. Тёмные, чернёные изделия раскрываются на контрасте со светлой одеждой [1].
Виды филиграни
Ажурная филигрань – это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Ажурная филигрань создается по рисунку, который выполняется заранее на бумаге. Причем делается он в натуральную величину, что впоследствии сильно упрощает работу ювелира.
Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется напайной. Напайную филигрань, как и ажурную, начинают изготавливать с фона, который выполняется на бумаге и приклеивается на плоский шаблон. Но в этом случае на бумаге вычерчивается не узор, а только необходимый контур, в пределах которого и будет впоследствии набираться узор.
Объемная филигрань – это плоская скань, свернутая или сформированная в объемное тело или цельную композицию. В технике объемной филиграни выполняется большое количество различной ювелирной продукции: шкатулки, ларчики, конфетницы, которые конструируются из параллелепипедов, кубов и пирамид; чаши, стаканы, кубки – из конусов, цилиндров и полусфер; подвески, кулоны, серьги, броши – из сфер, усеченных конусов и цилиндров; браслеты, колье, гривны и перстни – из групп серповидных, конических и петлеобразных объемных сегментов. Объемная филигрань выполняется, как правило, двумя стандартными способами: либо в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры, либо по листовому шаблону, который имеет форму необходимой фигуры.
Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это – просечная или выпильная филигрань.
Когда сканный узор напаивается на специально подготовленный чеканный рельеф, то это – рельефная филигрань.
Экспериментальная часть
Рис. 1. Образец 1
На рисунке 1 представлены сережки, выполненные в стиле филигрань со вставками из камней. Узоры, похожие на кружева, сделаны из скрученной металлической проволоки, такие тонкие «веточки» нельзя вырезать (как это делается в выпельной филиграни), вероятнее всего они спаяны между собой. Нужно отметить, что рисунок просматривается насквозь. Из всех приведенных описаний, можно сделать вывод, что на 1 образце представлена ажурная филигрань.
Рис. 2. Образец 2
На рисунке 2 представлены сережки, выполненные в стиле филигрань с зернью. Как и на первом образце, здесь присутствуют узоры, похожие на кружева, сделаны из скрученной металлической проволоки, но можно заметить, что порвех напаян второй слой узоров, повторяющий первый. Также поверх напаяны и маленькие металлические шарики. Стоит отметить, что фон для напайного узора просматривается насквозь. Из приведенных выше описаний, можно сделать вывод, что на фотографии изображена филигрань, напаянная на ажурный фон.
Рис. 4. Образец 3
Как и в первом образце, на рисунке3 и на рисунке4 представлены сережки, выполненные в стиле филигрань со вставками из камней. На первый взгляд может показаться, что узоры спаяны между собой и выполнены из скрученной металлической проволоки и это ажурная филигрань. Но если посмотреть на сережки с обратной стороны, то можно заметить, что узор плоский с одной стороны, это приводит к выводу, что после пайки фон удалили, то есть узор «вырезали», и это говорит о том, что на фотографии изображена выпильная филигрань.
Рис. 5. Образец 4
На рисунке5 представлен комплект из сережек и кольца, выполненный в стиле филигрань. Можно наблюдать фрагмент интересного ажурного узора, выполненного из тонкой скрученной металлической проволоки. Но украшают этот узор маленькие металлические шарики, напаянные прямо на него. Также композицию дополняют широкие «ветки» узора, которые также напаяны поверх фона.
Стоит отметить, что фон просматривается насквозь. Из всего вышесказанного следует, что на фотографии изображена филигрань, напаянная на ажурный фон.
Вывод
Филигрань – это удивительное искусство, и можно почувствовать себя мастером этого искусства, изучая его. В данной работе были рассмотрены основные сведения о филиграни и подробно описаны ее виды. Также удалось посмотреть на примеры филиграни и самостоятельно описать их и определить их вид.
Источник: apni.ru
Что такое филигрань?
Филигрань или как ее называют мастера ювелирного дела скань – настоящее искусство, мастерство плетения металла. И как же производятся удивительные шедевры из тонкой проволоки? Наверное, их плетут настоящие мастерицы? Да. И именно о технике такого металлического плетения я вам и расскажу.
Что такое филигрань?
Традиционно филигрань представляет собой технику создания тонкого орнамента путем сплетения меж собой элементов из тончайших проволок, которые отливают из драгоценных металлов, золота и серебра, а также менее драгоценных сплавов, железа и меди, и так далее. Далее само плетение может использоваться как самостоятельное украшение, так и наноситься на основу, создавая на поверхности ажурный узор.
Интересно. Доподлинно говорить откуда пошел данный промысел я как мастер ювелирного дела не берусь, но посещая многие страны могу сказать – данное направление особо развито в Индии.
Виды и техника.
Мастера ювелирного дела, к которым отношу, и я себя выделяют три основные вида и техники «плетения» филиграни:
Брошь-бабочка филигрань
Если говорить об ажурном плетении – в нем не используется металлическая основаи уже сам по себе выступает ювелирным украшением. При этом зернь может крепиться на металлические кружева.
Если кружево плоское – соответственно оно и будет называться плоской ажурной филигранью, а если его спаивают и делают более объемным – это уже скульптурно-рельефная филигрань.
Интересно. Как говорят ювелиры, в некоторых странах ажурная филигрань известна более как русская и на английском звучит как russian filigree.
Если говорить о создании напайного типа ажурного плетения – тут проволока и зернь крепят сразу на металлическую основу листа. И если в будущем сам фон оставляют – это называют глухим ажурным плетением. А если его удаляют, например, посредством выпаивания или же просечек – это уже выпаленная филигрань.
Важно! Особенно хорошо у меня выходит рельефная филигрань – сам узор наносят на чеканный рельеф.
Объемная филигрань представлена многими изделиями – кубки и подносы, вазы и статуэтки, но процесс изготовления ее достаточно сложный. Мастера отливают ее по частям, и уже после создают объемную композицию. Если это золотое украшение, то чаще всего мастера выполняют их с применением плоского или ажурно-объемного, скульптурного типа филиграни. Но как показывает практика, в большинстве своем ажурная филигрань выполняется из серебра.
Особенности изготовления украшений.
В процессе производства я как мастер «провожу» изделие по таким пунктам – формование и обработка, отделка поверхности. А вот какими способами проводят все это – расскажу вам вкратце. Формирование изделия – это может быть самая разная техника:
1. Литье – формирование украшения и расплавленного металла.
2. Ковка – это обработка металла посредством плющения молотком или прессом, изгибание и скрутка. Тут вариантов может быть много. Но именно ковку называют самым древним методом обработки металла, может быть, как горячей, так и холодной.
3. Гнутье – это упрощенный вариант ковки, и выполняется посредством или же склепывания либо сваривания отдельных частей, заготовок.
Это основные техники, о которых я вам хотел рассказать, как мастер ювелирного дела.
Источник: dzen.ru
Скань (филигрань) – редкая техника тончайших узоров
Филигрань (по-русски — скань, англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum- «нить» и granum- «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать»(свивать, ссучивать).
Чаще всего филигрань – из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали. Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до н.э.). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.
Виды ювелирной филиграни
Филигрань бывает напайная, ажурнаяи объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань. В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.
В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань.
Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree). Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию. В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.
Кому принадлежит техника филиграни?
Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия..
До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный. Примеры Эквадорских украшений в технике скани:
Как делают украшения из скани?
Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.
Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Филигрань из серебра и не только- технология изготовления
Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?
В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки».
Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.
Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни
В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром.
Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью. Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).
Казаковская филигрань – современное производство
Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд (сайт кпхи.рф), специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?
Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель. Сайт КПХИ раскинул филигранную паутину сильнейшего соблазна.
Приманки разнообразны: сканная посуда — разумным хозяйкам; хипстерам — филигранные флэшки; барствующему начальству — наборы для потребления алкоголя и табака. Не забыты и женские украшения — они эффектны и элегантны одновременно. Украшения «Славянка»сочетают верность стилю с оригинальностью и чистотой отделки. Отсутствие вставок смягчает цену. Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):
Филигрань от «Кубачей»
Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия. Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:
Где можно купить настоящие филигранные украшения?
К сожалению, найти истинную скань не так уж просто. Далеко не все ювелирные предприятия (и КПХИ – типичный пример) сообщают на своих сайтах названия розничных сетей, с которыми сотрудничают по реализации продукции.
В итоге, вы можете совершенно случайно «набрести» на сканные изделия, просто зайдя в обычный ювелирный магазин около дома – с тем же успехом, как и не набрести вовсе, обойдя с десяток магазинов. Один из более надёжных на сегодняшний день способов – это посещать ювелирные выставки, которые регулярно проходят в Москве и других крупных городах.
Там бывают представлены все более-менее серьёзные ювелирные компании из разных частей страны, изготовляющие украшения в самых разнообразных техниках. И можно встретить даже тех производителей, которые вообще не торгуют через магазины, чей ассортимент можно увидеть исключительно на выставках. Филигранные изделия производства разных стран (в том числе восточных — Непал, Тайланд) можно также при желании попробовать поискать в интернет-магазинах, а также на сайтах частных ювелиров, сайтах для коллекционеров, либо иностранных магазинах или хенд-мейд ресурсах вроде etsy.com. На последних можно встретить красивые антикварные экземпляры.
Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»
В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа.
Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска.
В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие. Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет
Как носить филигранные украшения: наши рекомендации
К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и т.д.), «раскроет» филигранное изделие. И если всё учтено, то знайте: надев филигрань, вы не потеряетесь в толпе.
Источник: zegold.ru