Финифть что за украшение

Финифтью в Древней Руси называли эмаль, древнейшую технику, применяемую в ювелирном искусстве, а также изящные художественные изделия из различных металлов, декорированные ею. Отсюда и пошло название промысла.

Слово «финифть» греческое и означает в переводе «блестящий камень». При ее создании массу стеклянного порошка, разведенного водой, наносят на искусно обработанную металлическую поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная финифть — тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. Она хрупка, но не боится ни сырости, ни жары, ни времени.

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Украшения с финифтью.

В создании большинства произведений принимают участие два человека — живописец и ювелир, обрамляющий изображение тонким узором металлической филиграни и зерни. Эмалевая миниатюра очень сложный и трудоемкий в исполнении вид художественной росписи, он требует острого глаза, верной руки, безупречного владения секретами обжига; его безусловным преимуществом является яркость, долговечность произведений, прозрачность красок, не подверженных влиянию света, воздуха, времени. Данный вид художественной росписи сохраняет долгие годы свой первоначальный блеск и свежесть.

Нужно упомянуть о прикладном назначении этих миниатюрных произведений искусства с использованием художественной росписи. Эмалевыми миниатюрами можно изысканно украсить интерьер своего дома. С давних времен эти изделия высоко ценились и пользовались огромным спросом. В первой половине XVII века русские эмальеры стали применять художественную роспись эмалевыми красками по эмалевому фону, непосредственно, на предметах прикладного искусства. Миниатюрные изображения, главным образом религиозные композиции, украшали церковную утварь – потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг.

В XVIII веке такие изображения стали применяться для украшения предметов светского и бытового назначения – кубков, кружек, ларцов, пресс-папье, сервизов и ваз, и, конечно, ювелирных изделий – часов, табакерок, браслетов, колец. Изделия с эмалевыми изображениями стали чуть ли не главным украшением туалетов дам и кавалеров. Придворный ювелир Карл Фаберже использовал художественную роспись для создания многих шедевров, он и его ученики применял в своих изделиях эмалевую миниатюру. Это были пасхальные яйца, украшенные изящными миниатюрами по прозрачной эмали и портреты царствующих особ. За счет эмали разных цветов эти изделия были очень яркими, тем самым привлекли огромное внимание ценителей искусства.

Миниатюры с данным видом художественной росписи для ковшей и шкатулок писались с подлинников мастеров того времени: Васнецова и Кустодиева. Только художники, обладающие высоким мастерством в работе с эмалью, могли создавать эти прекрасные произведения.

Галилео. Финифть

Центром искусства финифти издавна считается Ростов Ярославский. В 18 веке изделия ростовских мастеров ценились очень высоко и поступали на хранение в Московскую Оружейную палату.

Уже в первой четверти 18 века работы в виде эмалевой миниатюры стали предметом коллекционирования. Одно из самых больших собраний – коллекция Государственного Эрмитажа, ведущая свое начало со времен Петра I и сохранившаяся до наших дней.

Читайте также:
Как украшение для кофейных зерен

К концу 19 века промысел стал вырождаться. На смену уникальным изделиям пришли шаблонные образки и украшения для церковной утвари. В начале двадцатых годов прошлого столетия промысел стал восстанавливаться.

Много сил для этого приложил известный художник С. Чехонин, давший новую жизнь забытым приемам и формам 17-18 вв. Расписная финифть Он создал интересные работы с росписью цветами по темно-синему фону. Эти мотивы легли в основу многих произведений последующих поколений ростовских эмальеров.

На изящных ювелирных украшениях под кистью мастера расцветают букеты из полевых цветов, сочные георгины, венки из ромашек и колокольчиков.

Нужно отличать финифть и от других изделий художественных промыслов. Миниатюры с ростовской финифтью при создании многократно обжигаются, при температуре 700 – 800О С, при этом огнеупорные краски накрепко вплавляются в эмаль, что придает им яркость и, самое важное, многовековую стойкость. Отсюда и другое название финифти – горячая эмаль.

Расписная горячая эмаль в ювелирном изделии никогда не потускнеет, не деформируется, рисунок не смажется при попадании ацетона или растворителя, оно не будет испорчено после посещения сауны, потеряв свою форму. Ростовская финифть никогда не пожелтеет и не потрескается от времени. Эмаль можно повредить, только уронив, например, на кафельный пол.

Каждая работа художников-мастеров становится подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. Поэтому не случаен успех ростовской финифти на многих международных выставках и ярмарках. Красочное, одухотворенное искусство ростовской финифти, уходящее корнями в народные представления о прекрасном, продолжает дарить радость людям.
Именно русская народная художественная роспись очень известна во всех странах мира, она отличается своим разнообразием и большим спектром материалов, на которых воспроизводится. Эмалевые миниатюры представляют собой истинную ценность, они долговечны и поэтому могут стать достойными представителями искусства своей эпохи для будущих поколений. Миниатюрные произведения пользуются постоянным спросом ценителей мастерства русского школы художественной росписи.

Источник: ochendaje.livejournal.com

Ростовская финифть — сохраняем технологии и традиции более 100 лет

Фабрика «Ростовская финифть» уже более ста лет сохраняет традиции миниатюрной живописи, известной за пределами России наряду с хохломой, гжелью и другими художественными промыслами. Мы посетили предприятие и узнали об истории и технологиях этого старинного искусства.

СТАРИННЫЕ ТРАДИЦИИ

Финифть — это роспись на эмали, наплавленной на выкованной особым образом металлической пластине. Такие изображения не тускнеют и не выцветают с годами: археологи находили рисунки на эмали, сделанные около 3 тысячелетий назад и сохранившие первозданный вид. Благодаря своей долговечности и таланту художников и ювелиров ростовская финифть пользуется популярностью в России и снискала славу за рубежом.

Первые мастерские художников по эмали появились в Ростове Великом, издревле бывшем духовным центром Руси и известном мастерством иконописцев, еще в 1760-е года. После в городе стали открываться цеха, где над иконами работали десятки ремесленников, а их изделия заказывали храмы со всех уголков страны. Пользовалась спросом и «светская» финифть: дамы из высших сословий щеголяли декорированными эмалью украшениями, обеспеченные мужчины приобретали табакерки, часы и трубки. На столах представителей высших сословий красовались узорчатые столовые приборы, блюда и подносы.

В XIX веке искусство финифти продолжало развиваться. Недорогие финифтиевые иконки и ладанки раскупались паломниками изо всех концов страны. Другим популярным сувениром стали шкатулки с монастырскими и городскими видами. Обеспеченные горожане заказывали себе выполненные на эмали портреты.

Читайте также:
Украшения для ушей для кого то

К началу XX века ростовская финифть стала проигрывать конкуренцию новым технологиям штамповки и печати. Индивидуально отрисовывать миниатюры оказалось нерентабельным, поэтому художники были вынуждены отказаться от творчества, поставить работу на поток и ежедневно изготавливать до сотни небольших образков по шаблону.

В советские годы ростовская финифть вновь превратилась в искусство. На смену иконкам пришли портреты коммунистических лидеров и деятелей искусства, в эмали запечатлевали военные и трудовые подвиги советского народа. Изготавливали и изделия массового спроса: популярным сувениром были расписные шкатулки, а блузы модниц украшали броши с цветочным узором.

Сегодня мастера фабрики «Ростовская финифть» работают в разных жанрах и стилях: от исторической миниатюры и военно-исторического портрета до пейзажа и цветочных росписей. Их произведения участвуют в выставках разного уровня и стали украшением коллекций Эрмитажа, Государственного Исторического, Государственного Русского и других музеев, а также частных собраний в России и за рубежом. Следуя традициям и подхватывая модные тенденции, художники развивают и сохраняют старинное русское искусство. «Я пришла на фабрику в 90-е годы, училась росписи у отца и других известных мастеров, — рассказывает Надежда Тихова, дочка мастера лирического пейзажа Александра Тихова. — Мой конек — тоже пейзажи, уникальность наших с отцом работ — точечная техника рисунка. Я регулярно участвую в конкурсах и свое будущее связываю с творческим развитием на фабрике».

КАК СОЗДАЮТСЯ МИНИАТЮРЫ

В основе изделия — медная пластина, на которую особым способом наносится эмалевый порошок. Эмаль — это особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов. Затем поверхность пластины в несколько этапов расписывается огнеупорными красками. Каждый этап прописки имеет свое профессиональное название.

Первая прописка — малевка, где вносятся основные цвета и элементы рисунка, второй этап — прочерк, здесь прочеркиваются все мелкие элементы и насыщается цветом, третья — последняя — подтенок, вносятся последние штрихи и тени ко всем элементам рисунка. После каждого этапа росписи следует обжиг, поэтому финифть еще называют «огненным письмом».

С 50-х годов финифтевые миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью, скань — это кружево из проволоки, собранное терпеливыми руками мастера-ювелира. Каждый элемент ювелирного рисунка скручивается вручную и приклеивается на бумагу, далее весь собранный узор посыпается серебряным порошком-припоем и спаивается газовой горелкой. До сегодняшнего дня на фабрике мастерами-ювелирами создаются уникальные для икон, украшения для интерьеров, предметы сервизов.

Применяется на предприятии оформление живописных работ в багет. Панно в багетных рамах прекрасно смотрятся в современных интерьерах.

Наряду с расписной эмалью на фабрике применяется перегородчатая, которая украшает и подчеркивает скань, придавая изделиям законченность и яркость. Экспериментируя с разными видами эмали, художники имеют возможность играть цветами и объемами.

Работа над одной миниатюрой может длиться от недели до четырех месяцев. Подробно о технологии гостям предприятия рассказывают в музее, расположенном в здании фабрики. Экскурсанты могут не только своими глазами увидеть процесс создания изделий, но и поучаствовать в изготовлении финифти в рамках мастер-класса.

Бренд Ростовская финифть известен на весь мир, фабрике более 100 лет. Здесь сохраняют технологии и традиции этого яркого вида миниатюрной живописи.

  • Дан старт строительству нового завода в Ярославской области, где будут выращивать радужную форель
  • Ярославский завод «Ремпутьмаш» изготовил для РЖД 125 универсальных платформ
  • На Верфи Братьев Нобель заложили среднетоннажный рыболовецкий траулер Т40 В
Читайте также:
Как взбить сливки для украшения торта

Источник: sdelanounas.ru

Финифть — что это такое

Слово финифть в переводе с греческого означает «смесь», «смешивать». В декоративно-прикладном искусстве финифтью называется изготовление декоративных изделий в виде миниатюрной живописи с нанесение эмали на металлическую пластину-подложку, в основном на медную.

Эмалевое покрытие является долговечным и прочным материалом, краски финифти со временем не выцветают и сохраняют первозданную яркость и чистоту.

Исторические декорации

История возникновения на Руси ремесла по эмали датируется третьим веком. Однако это искусство пришло в упадок с наступлением монголо-татарского ига и было остановлено в развитии на двести лет.

Официальное упоминание о том, что это — финифть, каковы ее декоративная ценность и возможности применения в оформлении различной утвари, отмечается в Ипатьевской летописи в 1175 году. Но лишь в конце 14 века в пределах Усольского посада (нынешний Сольвычегодск) возобновилось широкое производство финифти, которая так и называлась — усольская эмаль. Со временем здесь образовались свои навыки и традиции освоения ремесла, усольская эмаль дала начало развитию школы живописи Архангельской, Велико-Устюжской, Вологодской и Ростовской областей.

Не все знают, в чем отличие усольской эмали от ростовской, тем более что это — финифть в обоих случаях, но выполненная различными приемами. В настоящее время художественная эмаль является постоянным источником изучения истории возникновения и сохранения традиций древней техники обжига стеклянных смесей. Основным элементом росписи, например, усольской эмали стал тюльпан.

Усольская эмаль

Оттенки вдохновения

В Древней Руси эмаль и изделия, оформленные с помощью эмалевых украшений, ценились наравне с драгоценными металлами и камнями. Этому способствовали:

  • фактурная имитация эмалей под любые камни-самоцветы;
  • сложная техника изготовления;
  • возможность нанесения различных рисунков, от сложных икон до мозаичных изображений.

Еще один плюс — в отличие от обычных красок, эмаль не выцветала и была устойчива к воздействию воды или света, не поддавалась влиянию перепадов температуры, краски сохраняли прозрачность и неповторимый мягкий блеск. Поэтому она высоко ценилась и пользовалась спросом.

Популярна эмаль и в наши дни.

Техника росписи по эмали

Горячие краски

Как получаются различные тонкие оттенки цветовой гаммы на эмали, разберемся подробнее.

Работа с эмалями требует знаний и практики. Художник, исполняющий рисунок по эмали, должен предугадать, как поведет себя при обжиге та или иная краска. Поэтому различные по цвету краски наносят частями с последующей прожаркой в печи. Так получаются многоцветные уникальные художественные картины по эмали.

Чтобы получить нужный цвет, используют специальные добавки. Это различные соли металлов, которые смешивают с красками: после обжига они дают нужный цвет.

Так, если добавить золото, рисунок приобретет рубиновый цвет, при добавлении меди получаются зеленый и его оттенки, добавка кобальта дает синий. При обжиге яркость красок приглушается, появляются характерные для финифти размытые и мягкие очертания рисунка, тонкая игра и плавные переходы тонов.

Иногда изготовление предмета требует нанесения сложных рисунков на финифть. Что это такое в производственном смысле, узнаем подробнее.

Эмаль могут обжигать от двух до восьми раз, нанося краски слой за слоем.

На изображении видно, какие этапы проходит при обработке заготовка будущего изделия, как изменяется цветовая насыщенность пластины-подложки, фона и центрального изображения.

Этапы производства финифти

Так, например, выглядит готовая финифть: на фото ниже изделия эмальерного искусства 20 века, посвященные полету в космос Юрия Гагарина и возрождению фольклорных традиций в искусстве. Несмотря на разницу сюжетов, у эмалей много общего: полировка, тонкие переходы цветов, проработка деталей и высокое качество работ.

Читайте также:
Как сделать украшение шар из салфеток

Бытовые темы на цветной эмали

Различия и особенности изготовления

Сырье для изделия представляет собой изначально стекловидную массу, которая методом наплавления закрепляется на металлической пластине. Пластина выкована особо, например, в ростовской финифти она выпуклая.

После обжига из нанесенной на пластину массы получается эмаль. Она шлифуется и затем расписывается надглазурными (легкоплавкими) красками.

Поскольку температура плавления у красок разная, обжиг производится в несколько приемов.

Сложный процесс изготовления вызывает вопрос: финифть — что это, химия или искусство? Узнаем подробности.

В процессе производства выделяют три стадии:

  • изготовление металлических пластин — основ будущего изделия, покрытие пластины белой эмалью;
  • роспись по заранее заготовленному рисунку;
  • ювелирное обрамление.

Вот старинный рецепт изготовления эмали, который сохранился и до наших дней:

«Как золотожелтую финифть делать. Возьми три мерки сурику, 3 мерки сурмы да 1 мерку окалины железной и стопи все оныя вещи вместе; потом разотри, стопи опять и так многожды повторяй, то сделается совсем на золото похожий желтый цвет».

Итак, финифть — что это сегодня? В большей степени сейчас так называется техника росписи по эмали.

Наиболее знаменитые виды эмали – творения ростовской или русской школы, византийской и французской (лиможской). Они отличаются методом использования металлических подложек, перегородок, жанровыми предпочтениями и способом росписи по эмали.

В музее финифти «Ростовский кремль» хранятся памятники декоративной эмали, иногда это редкости даже для коллекционеров, как, например, старинные иконы по эмали либо церковные книги в окладах с использованием иконок-дробников, изготовленных по заказу церкви.

музейная редкость: оклад книги

Без них не обойтись

Как уже упоминалось, основными металлами при производстве декоративных изделий на фабрике финифти служат медь, томпак, латунь.

  • Медь используется для создания основы под эмаль. При этом поверхность медной пластины должна быть предельно гладкой, без отслоений, толщиной примерно 0,35 мм.
  • Латунь — это медь, содержащая до 50 процентов цинка, иногда с добавками олова, никеля, свинца и других металлов. Если в медь добавить цинк и алюминий, получится поверхность, похожая на золото. Такой вид латуни применяют при изготовлении ювелирных или наградных изделий.
  • Томпак — это почти то же, что и латунь, но с меньшим добавлением цинка (от трех до двенадцати процентов). Такие пластины идеально подходят для наплавления прозрачных эмалей, так как после обжига металл сохраняет блеск.

Другими материалами для изготовления финифти являются:

  • Свинцовые стекла различной прозрачности, они называются ювелирной эмалью. Температура их наплавления на металлические пластины в муфельной печи колеблется от 750 °C до 790 °C.
  • Огнеупорные краски. Эти краски не требуют дополнительного покрытия после обжига, они стойкие к различным воздействиям и чрезвычайно декоративны. Различают краски не только по цветам, но и по разному температурному режиму при обжиге. При нарушении предельных значений температуры они могут потерять цвет.

Краски поэтапно наносятся на поверхность изделия из эмали и также поэтапно вплавляются при температурах от 700 ºС до 900 ºС.

Такая технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: самые ранние изделия сохранили свой вид спустя три тысячелетия, есть эмали, датируемые археологами 6-м тысячелетием до нашей эры.

В настоящее время достаточно зайти в магазин народных промыслов, чтобы узнать, в каком городе делают финифть. Прежде всего, это Ростов Великий, что в Ярославской области, Вологда, Сольвычегодск Архангельской области.

Читайте также:
Как связать крючком цветок для украшения тапочек

Куфшин и шкатулки из финифти

Композиционные особенности

В силу народных традиций и умений изначальными мотивами рисунков по эмали были растительные композиции.

Со временем цветочные орнаменты усложнялись добавлением в сюжеты миниатюр птиц и зверей, мифологических образов. С обогащением композиций развивалось и количество используемых красок.

Но с 18 века многокрасочную эмаль вытесняет изготовление однотонной финифти в синих, зеленых и белых тонах. И только в семидесятые годы прошлого века возродилась усольская финифть, которая производится и по сей день.

Это касается и ростовской финифти, которая как художественный промысел возникла в 1632 году благодаря изобретению французского ювелира Жана Тутена. Он изобрел огнеупорные краски, которые сохраняли свою прозрачность и нужный цвет при обжиге, становились долговечными.

Сказочные мотивы

Эмальерное искусство

Чтобы понять, почему на Руси возникла финифть и что это такое, нельзя не отметить причину возникновения эмальерного искусства. В Ростове этот процесс был связан с церковными заказами.

Первая профессиональная русская мастерская по производству эмалевых миниатюр возникла при Ростовском архиерейском доме. Сначала это были небольшие заказы на иконки, украшающие головной убор местного священника при совершении церковной службы. Через пятьдесят лет заказы на иконки-дробницы для украшения митр начали поступать из других соборов Ростова и храмов различных городов.

Палитра изделий ростовских мастеров всегда отличалась яркой и праздничной гаммой, она состояла из различных сочетаний зеленого и желтого оттенков, белого и пурпура. Барочная просветленность красок отвечала народным традициям и представлениям о цветовой гармонии и была успешно применена и сохранена в ростовской финифти. А Ростов Великий стал крупнейшим в России центром эмальерного искусства.

История в изделиях

Простое письмо

Как развивалась финифть, что это для проявления народного творчества? Так как со временем академическая живопись в миниатюре уступила место православным образам, расширился круг сюжетов и мастеров, способных воплотить задумку.

В изображениях святых появились простые черты, одежды, напоминающие народные костюмы. К примеру, в собрании музея можно найти разные вариации иконографии Богородицы — их около тридцати пяти.

Народное мировоззрение, заполняющее миниатюры, принесли простые ремесленники, и мастера «простого письма» сделали искусство финифти поистине народным промыслом, обогатив его. В таких миниатюрах мастер не прорабатывал объем, а смело выделял контур кистью, используя яркие цветовые контрасты. Это был настоящий расцвет ростовской школы финифти.

Ростовская финифть. 19 в.

Были и сложные периоды для этого вида промысла, когда в начале 20 века ручной работе стало противостоять промышленное производство икон: в это время школы и мастерские по финифти поддерживало государство.

Благодаря творчеству мастеров удалось не только сохранить, но и развить это уникальное искусство, известное во всем мире.

Наследие

Высокохудожественные миниатюры по эмали современных и старых ростовских мастеров хранятся во многих музеях страны: в Эрмитаже, в Кремле, в Историческом музее и, конечно, в музее-заповеднике «Ростовский кремль».

Более 100 лет фабрике «Ростовская финифть» удается, сохраняя традиции и приемы прошлого, выпускать современные модные и ценные изделия.

Разнообразны жанры эмалевых миниатюр — от пейзажей, исторических баталий и икон до украшений в мельхиоровой оправе. Широко используется скань, или металлическая вязь с эмалью, наплавленной в перегородчатой технике.

Успех бренда «Ростовская финифть» во много зависит от таланта мастеров, которыми полна наша страна, а русские эмали известны во всем мире.

Источник: switki.ru

Рейтинг
Загрузка ...