Финифть украшения что это

Вообще, финифть зародилась несколько тысяч лет назад на Востоке. Искусство финифти – это украшение эмалью. Оно было открыто, фактически, случайно: в роли побочного процесса во время плавки стекла. На Русь финифть пришла в X веке из Византии, где её называли «огненным письмом» (поскольку для выполнения изделия требовалось обжигать предмет).

Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею церковные атрибуты. Позднее декодирование финифтью перешло и на бытовые предметы (статуэтки, шкатулки, ручки, чернильницы табакерки и т.д.).

Финифть была настолько яркой и красивой, что непросвещённые люди считали её сделанной из драгоценных камней.

Кстати, слово «финифть» происходит от греческого «фингитис», что в переводе означает «светлый, блестящий камень».

Как создаётся финифть

Процесс состоял из двух больших этапов.

Сначала создавалась основа. Заготовке придавали нужную форму, добивались идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» — нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка. Потом заготовка отправлялась в печь и на выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону также не оставляли без стеклянного состава. Это делалось для того, чтобы при обжигах пластина не деформировалась.

Финифть — история и технология изготовления, моя коллекция украшений с финифтью

В таком виде заготовка попадала к художнику. Выпуклую стеклянную часть он расписывал разными миниатюрами и орнаментами огнеупорными красками из стекловидного порошка. Такая техника очень похожа на роспись фарфора.

Как делалась такая роспись: сначала художник намечал эскиз, а потом отправлял изделие в печь, затем охлаждал его, и в конце выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые, более сложные сюжеты требовали аж до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.

В самом конце, уже готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла, а также часто ею служила филигрань — тонкий кружевной узор из проволоки.

Материалы для ремесла стоили дорого, да и сама работа была не из простых. Нанесенный на эмаль рисунок уже нельзя было исправить, а дрогнувшая рука или малейшая ошибка могли испортить все изделие. Разные соли металлов, входившие в состав красок, придавали им разные цвета.

Например, соли меди — красивый зеленый оттенок, соли кобальта — синий, а добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета. Ещё одна сложность заключалась в том, что пигменты, попадая в печь, меняли цвета. Если ошибиться с температурой обжига, то, в лучшем случае, замысел художника просто мог не воплотиться.

Уникальность финифти заключалась и в том, что она не меняла цвет с годами, ей не была страшна влажность и высокая температура. Единственный и очень большой недостаток изделия — хрупкость. Крупные украшения нуждались в очень бережном обращении, хотя небольшие предметы оставались довольно прочными и легко переносили удары. Помимо этого, украшения из финифти хранили отдельно от драгоценных камней, ведь они могли её поцарапать.

Читайте также:
Как сделать украшение из замороженных ягод

Финифть. Ростовская финифть. Завод ростовской финифти.

В России расцвет финифти пришёлся на XVI–XVII века, когда уже сложились основные жанры этого промысла. Главным заказчиком, конечно же, была церковь. Долговечные, красивые, яркие элементы украшали иконы, миниатюры и даже одежды священнослужителей.

Также, обычно, на предметах декора художники изображали сказочные и исторические сюжеты, пейзажи и православные храмы. На ювелирных же изделиях – цветочные орнаменты.

В это время в России складывается несколько школ финифти.

Усольская и Вологодская финифть

Наибольшее распространение финифть получила на севере страны. В XVII веке производство эмалей наладили мастера из города Усолье (сегодня — Сольвычегодск), а затем перешло в Вологду. Роспись Усолья была таковой: на белом фоне изображались разные растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей.

Самым узнаваемым элементом Усольской и Вологодской финифти был «тюльпан». Мастера изучали заграничные работы и техники. В своих работах они использовали очень большое разнообразие цветов: помимо основных красного, желтого, зеленого и синего цветов, имелись также розовый, охристый и лиловый оттенки. Однако в середине XVIII века массовое производство украшений привело к тому, что сложные многоцветные эмали уступили место двухцветным (синим, зеленым).

Ростовская финифть

В XVIII веке русская финифть стала известна за пределами страны, а о мастерстве эмальеров из Ростова Ярославского пошла слава. Изделия из финифти ценились наравне с золотом и драгоценными камнями, некоторые поступали на хранение в Оружейную палату. Также промысел процветал в Нижнем Новгороде, Костроме и Угличе.

Интересно то, что даже Михаил Ломоносов внес вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод, а стекло использовали как основу для красок. Также, в Академии художеств в Петербурге был основан класс «живописи по финифти», в котором учились будущие художники.

Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из духовного центра страны того времени — Ростова Великого. Кстати, небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках. Создавались целые цеха, а со временем, Ростов стал снабжать финифтью всю Россию.

Существовали даже финифтевые пасхальные яйца: на них изображали портреты царствующих особ и просто изящные миниатюры. Параллельно с церковной финифтью развивалась и «светская». Мастера украшали подносы, блюда, столовые приборы, пресс-папье, делали кольца и серьги, часы, трубки и табакерки.

Нужно отметить то, что в ХIХ веке ростовские художники копировали работы местных иконописцев, а также картины известных европейских и русских живописцев: Боттичелли, Рафаэля, Виктора Васнецова. В то время основным товаров эмальеров были иконки с ликами святых и шкатулки с монастырскими видами, но также на пике популярности были и «светские» изделия.

Источник: dzen.ru

Отзыв: Украшения фабрики «Ростовская финифть» — Украшения вне времени и моды.

В программе моего недавнего путешествия в город Ростов Великий Ярославской области было посещение Музея ростовской финифти при фабрике «Ростовская финифть». Я подробно рассказала Вам об этом музее, оставив на «сладкое» для следующего отзыва рассказ и показ современных украшений, изготавливаемых на фабрике.

Читайте также:
Украшение детского сада к юбилею своими руками

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Напомню вам, что такое финифть. На Русь финифть пришла по преданиям из Византии и благодаря стараниям русских мастеров, стала народным Ростовским промыслом, известным во всем мире уже более ста лет.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Ростовская финифть — это вид эмали из стеклянного порошка на медной пластине, расписанной стойкими красками и закрепленной обжигом в печах. Эмаль вставлена в оправу из серебряной скани.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Процесс изготовления украшений из ростовской финифти трудоемкий, состоящий из нескольких этапов. Я сама убедилась в этом на мастер-классе, проведенном нашей группе в музее. Вот такое «произведение» я создала.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Каждое изделие производится вручную, никакой штамповки, никакого повтора. Каждое изделие в единственном экземпляре. От руки и видения мастера зависит, какой формы получится листочек, сколько лепестков будет у розочки, будет ли серединка у ромашки, покрыты ли будут инеем деревья.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Конечно, эскизы украшений готовятся заранее. Но при ручной живописной работе настроение мастера очень влияет на роспись.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Ростовскую финифть я знаю и люблю с юности, если не раньше. Еще моя мама просто обожала свои сережки и брошь, приобретенную в Ростове. Но никогда я раньше не задумывалась, что украшения из ростовской финифти настолько уникальны. Красиво — да, долговечно — да. Но то, что это настоящее сокровище, я не догадывалась.

Я всегда мечтала побывать на фабрике и узнать тонкости процесса изготовления изделий из финифти.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Я была поражена, когда узнала, как изготавливается оправа моих любимых украшений. Оказывается, из тончайшей проволоки мастер делает каждый завиток рисунка отдельно, приклеивает на бумагу, соединяет на ней задуманный узор оправы. Потом весь узор из проволоки посыпается серебряным порошком и припаивается под воздействием огня.
Эмаль обжигается в печи несколько раз, роспись наносится в три этапа, скань изготавливается по отдельности каждый завиток и тоже обрабатывается огнем. Не зря финифть называют огненной эмалью.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Обращаю ваше внимание, что сейчас на фабрике производятся украшения только в серебряной оправе, на некоторых изделиях серебро чернят.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Все, что изготовлено из других металлов и продается на торговых интернет-площадках и на самостийных рынках в Ростове, это не оригинальная ростовская финифть. Это поделки кустарных мастеров. Я не хочу их хаять, люди тоже трудились.

Но соблюдена ли технология изготовления изделий, это вопрос. А именно в многоступенчатой технологии изготовления, многократном обжиге и кроется секрет долговечности ростовской финифти. Эмаль не выгорает, не трескается со временем.
Теперь вы понимаете, почему украшения из ростовской финифти грешно считать простой бижутерией. Это самое настоящее произведение искусства. А произведение искусства не может стоить дешево. Так что я думаю, что цена в данном случае не завышена, а соответствует реальной стоимости изготовления.

Экскурсовод рассказала нам, что по такой сложной технологии нигде в мире не делают украшения из эмали. Значит, купив украшения ростовской финифти, вы автоматически становитесь обладательницей настоящего сокровища.

При фабрике работает магазин, в котором можно купить изделия из ростовской финифти.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Украшения не дешевы, стоимость от одной тысячи рублей.

В Ярославле есть специализированный магазин «Ростовская финифть», в который я периодически захожу, чтобы полюбоваться уникальными украшениями.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

У меня тоже есть украшения из Ростова, настоящие, не подделки, но уже с историей, приобретенные мною в прошлом веке. В то время украшения стоили тоже недешево. Но сейчас, узнав подробности их изготовления, мое отношение к ним поменялось. Я стала дорожить своим сокровищем больше.
Показываю вам. Сережки небольшие, крепление — крючок.

Читайте также:
Украшение ложки своими руками

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Сережки очень легкие, но крючок длинный, в ушах держатся хорошо. Я даже купалась в них раньше.
Кольцо не входит в комплект к сережкам.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Но я подобрала рисунок очень похожий. Вроде бы и цветочек такой же, пяти-лепестковый, похожий на незабудку. Но отличия все же есть. Как говорится, найдите отличия, кто больше.
А брошь я уже не подбирала по рисунку, мне важен был ее размер и овальная форма.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Крепление броши булавочное, зажим надежный.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Долговечность украшений подтверждена временем. Рисунок не поблек, эмаль не потрескалась.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Про украшения ростовской финифти можно сказать, что они вне моды и вне времени.

Любители цветочных мотивов всегда найдут, с чем эти украшения будут сочетаться. Но и любительницам современных направлений искусства мастера предлагают украшения нового направления ростовской финифти, изготовленные по технологии перегородчатой эмали.

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Украшения фабрики Ростовская финифть фото

Рекомендовать к покупке украшения ростовской финифти буду однозначно. Моя оценка — многолетний восторг.

Источник: otzovik.com

Ростовская финифть — письмо огненное из Ростова Великого

Ростовская финифть — письмо огненное из Ростова Великого

Эмаль — это особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов. Придумана технология была во Франции в 1632 году ювелиром Жан Туттеном.

На Руси художественную эмаль называют финифтью. Единого мнения относительно истоков слова «финифть» не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого «фингитис», что означает «светлый, блестящий камень», другие же полагают, что от слова «химипет» — греческого глагола «лить, плавить».

Технология изготовления финифти

Из тонкого медного листа вырубается необходимая форма, которая выковывается определённым образом. Затем с двух сторон форма покрывается размолотой прозрачной и белой эмалью. Подготовленная пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800 °С, и получается как бы «грунт», «холст» для письма художника. Затем поверхность пластины в несколько этапов расписывается цветными эмалями. Каждый этап прописки имеет свое профессиональное название.

Технология изготовления финифти, Ростов Великий, Ярославская область

Технология изготовления финифти, Ростов Великий, Ярославская область

Первая прописка — «малёвка», здесь вносятся основные цвета и элементы рисунка. Второй этап — «прочерк» — мастер прочёркивает все мелкие элементы, и рисунок насыщается цветом. Третья, последняя — «подтенок» — художник добавляет последние штрихи, фон и тени ко всем элементам рисунка.

Технология изготовления финифти, Ростов Великий, Ярославская область

Технология изготовления финифти, Ростов Великий, Ярославская область

После каждого этапа росписи следует обжиг, поэтому финифть еще называют «Огненным письмом». Благодаря многократной прописке финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность красок, как бы светящихся изнутри.

История ростовской финифти

Центром эмальерного искусства в России стал Ростов Великий. Первые упоминания о финифтяной мастерской при архиерейском дворе датируются второй половиной XVIII века. Заказчиком первых работ считают митрополита Арсения Мацеевича, который и пригласил мастеров из Москвы и Санкт-Петербурга для обучения местных умельцев финифтяной миниатюре.

С 1770-х годов в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти. По разным источникам известны живописцы по финифти, жившие и работавшие в Ростове во второй половине XVIII — первой трети XIX веков. Это Буров, А. Всесвятский, Гвоздарев, Г. Елшин, П. Иванов, А. Мощанский, С. Петров, С. Троицкий, Чайников.

Читайте также:
Украшение на десерты название

Наиболее ранние из известных миниатюр близки произведениям народного творчества и напоминают раскрашенные линейные рисунки — сказывается влияние литографии и книжной гравюры. Произведения конца ХVIII века следуют образцам западноевропейского барочного искусства: повышенная экспрессивность движений и жестов, яркая живопись.

С начала ХIХ века мастера финифти в своём творчестве опираются уже на академическую живопись. Изделия становятся крупнее по размерам, более организованными по композиции, с мягкими полутонами. Появляется новый жанр — светский портрет.

На протяжении XIX века финифтяное производство в Ростове неуклонно расширяется, приобретая все более массовый характер. Растёт число мастеров, появляется узкая специализация, связанная с отдельными этапами изготовления финифтяных изделий. Ведущие художники промысла, стремясь к вершинам мастерства, следуют принципам классицизма и овладевают характерными для этого стиля живописными приёмами, относясь к своему делу не как к ремеслу, а как к искусству. Утверждаясь в качестве профессионалов, Н. Сальников, и Р. Виноградов представили свои работы в Академию Художеств на звание внеклассного художника. К числу мастеров высокого класса принадлежали также представители династии Завьяловых, Рыкуниных, Шапошниковых, живописцы П. Буров, М. Додонов, Н. Ключарев, А. Метёлкин, А. Тарасов, А. Усачёв.

К концу XIX века в России возник огромный спрос на мелкие финифтяные образки, которых производилось более 2 миллионов в год. Их письмо стало упрощённым. Это время можно считать упадком искусства эмали.

XX век — новый этап развития искусства по эмали

В 1918 году мастера объединились в артель «Ростовская финифть». Советский период жизни России сформировал новую идеологию, иные формы выражения в искусстве. Церковное назначение финифти и связанная с ней тематика росписи ушли в прошлое, но стали изготавливаться шкатулки, пудреницы, коробочки, украшения с цветочной росписью и сюжетными композициями.

Изделия ростовской финифти, Ростов Великий, Ярославская область

Изделия ростовской финифти, Ростов Великий, Ярославская область

В 20-30-х годах ведущими художниками ростовской финифти были А. Назаров, Н. Дубков, Н. Карасёв, Н. Хрыков, М. Кулыбин. Важную роль в становлении советского стиля в финифти сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник Сергей Васильевич Чехонин, по рисункам которого выполнялись изделия того периода. Рядом с изящными цветочными композициями, украшавшими броши, значки, шкатулки, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы, в орнаменте ростовской финифти появляются серп и молот, пятиконечная звезда, картуши, ленты, колосья и лозунги первых послеоктябрьских лет. Изделия ростовских мастеров стали завоёвывать широкую известность, они экспонируются на международных выставках и получают награды: в 1937 и 1939 годах в Париже и Нью-Йорке, в 1958 году в Брюсселе.

Изделия ростовской финифти, Ростов Великий, Ярославская область

Изделия ростовской финифти, Ростов Великий, Ярославская область

В 50-х годах финифтяные миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью — «кружевом» из проволоки. Появляются изделия самого широкого назначения: кольца, серьги, браслеты, кулоны, подвески с декоративной цветочной росписью. Вместе с тем художники разрабатывали такие темы, как пейзаж, в том числе архитектурный, портрет, сказочные мотивы, бытовые сцены, сюжетные композиции. В эти годы плодотворно работали художники: И. Солдатов, А. Кокин, В. Катков, В. Пителин, ювелиры: В. Солдатова, Л. Матакова, В. Шаров и другие.

В течении 1960-х годов заметно расширился ассортимент выпускаемой продукции. Наладилось массовое производство различных ювелирных изделий с живописной эмалью. Коллектив фабрики пополнился талантливой молодёжью — выпускниками Федоскинской профтехшколы и Красносельского художественно-промышленного училища.

Читайте также:
Как снять украшение с брови

Ведущими художниками стали А. Евдокимова, Н. Карасёв, М. Кулыбин, Н. Хрыков, А. Цибашова. Лучшие работы этих лет, выполненные живописцами В. Горским, И. Солдатовым и ювелиром В. Солдатовым, экспонировались на Всемирной выставке в Монреале (1967г.). Промысел продолжал развиваться.

Мастера-эмальеры, ростовская финифть, Ярославская область

Ростовская финифть, Ярославская область

В 1970-80-е годы на фабрику пришли новые квалифицированные специалисты, прошедшие подготовку в художественных учебных заведениях. Ассортимент активно обновляется и пополняется, растёт объём выпускаемой продукции и поставки в пределах страны, активно осваивается внешний рынок. В коллективе сформировалась творческая группа живописцев и ювелиров экспериментального цеха, разработавших немало оригинальных образцов, которые затем осваивались в массовом производстве. Художники вели поиски в области технологии эмали, совершенствовали технические приёмы, создавали новые формы изделий.

Мастера-эмальеры, ростовская финифть, Ярославская область

Наравне с цветочной и пейзажной росписью место в их творчестве занимает портрет и жанровая живопись. Вслед за сказочными сюжетами главной темой становятся мотивы литературных произведений, народного быта, отечественной истории. Наиболее примечательные по художественному исполнению произведения художников Н. Куландина, А. Алексеева, А. Хаунова, Б. Михайленко, А. Зайцева, А. Тихова, В. Полякова, В. Грудинина, В. Кочкина, В. Сухова. В жанре цветочной росписи плодотворно работают художники: Е. Котова, Т. Михайленко, Л. Самонова, Н. Серова.

Мастера-эмальеры, ростовская финифть, Ярославская область

Произведения мастеров ростовской финифти неоднократно отмечены наградами и медалями на международных выставках в Дюссельдорфе, Лионе, Лейпциге, Токио, Берлине, Познани, Лос-Анжелесе, Венесуэле, Пхеньяне. В 1982 году художники Н. Куландин, А. Хаунов и ювелиры В. Солдатова и Л. Матакова стали лауреатами Государственной премии имени И. Е. Репина.

Икона, Ростовская финифть, Ярославская область

100 лет Ростовской финифти, Ярославская область

В 90-е годы возрождается иконописная миниатюра, эмалью вновь украшают предметы церковного обихода.

Творчество современных ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям. Мастером исторической, жанровой и портретной миниатюры зарекомендовал себя Н. Куландин. Жанр исторической миниатюры занял основное место в творчестве живописца В. Грудинина. А. Зайцев получил признание как мастер военно-исторического портрета.

А. Тихов и В. Кочкин нашли себя в жанре лирического пейзажа. Многогранно творчество А. Хаунова — автора сюжетных композиций, портретов, пейзажей и цветочных росписей. В разных жанрах выполнены работы А. Алексеева, который известен также своими успешными опытами в области технологии эмалей. Интерес к самым различным жанрам проявился у художников Б. Михайленко и В. Полякова. Бытующая в промысле еще с 1920-х годов цветочная роспись получила дальнейшее развитие в миниатюрах, созданных Т. Михайленко, Е. Котовой, Л. Самоновой, Н. Серовой и И. Алексеевой.

Ростовская финифть, Ярославская область

Изделия Фабрики «Ростовская финифть» известны на весь мир. Уже более 100 лет здесь сохраняют технологии и традиции этого яркого вида миниатюрной живописи. Приезжая в Ростов Великий и гуляя по центру города, невозможно равнодушно пройти мимо витрин с финифтью. «Огненное письмо» завораживает, притягивает, восхищает, вызывает желание любоваться, ведь в каждом изделии — отсвет души живописца и ювелира.

Наверное, поэтому произведения старых и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях. Начните собирать свою коллекцию.

Источник: turlog.ru

Рейтинг
Загрузка ...