Финифть украшения в серебре это

На сегодняшний день на Бэйбиках зарегистрировано 73695 пользователей. А география их проживания настолько велика, что у меня родилась идея рассказать о городе Ростов Великий и его основной достопримечательности – Ростовская финифть.
Мне посчастливилось проживать всего в 60 км от этого замечательного города и воочию прикоснуться к его культурному наследию. Я уже много лет не только поклонник финифти, но и являюсь коллекционером работ известного, уникального мастера финифти Татьяны Маркиной, с которой была знакома лично.
Итак, обо всем по порядку.

На берегу озера Неро недалеко от Ярославля и почти в 200 км от Москвы стоит город Ростов Великий. Возник город на землях финно-угорского племени меря и назван был по имени основателя — Роста. С 12-го века город стал называться Великим.
Только два города на Руси носили такое имя – Господин Великий Новгород и Ростов Великий — город с тысячелетней историей, центр культуры и искусства древней Руси, родина сказочных богатырей и Преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой Лавры.

Серебро финифть Скань! Винтажные украшения на продажу!


Ростов Великий – один из старейших городов России и жемчужина Золотого Кольца.
Славен город своим Кремлем с Успенской Звонницей, монастырями и старинным прикладным искусством – ростовской финифтью или финифтяным художеством. Во всем мире ценятся произведения ростовских мастеров-кустарей и фабрики Ростовская финифть.

Расцвет искусства миниатюры на эмали приходится на 18 век — в Петербурге, Москве и Ростове Ярославском миниатюрой по эмали украшали табакерки, шкатулки, медальоны, ордена.
Ростовские мастера вначале в основном занимались росписью церковной утвари, небольших иконок-образков, позже перешли к копированию произведений русских и западноевропейских живописцев и созданию собственных композиций.
Откуда произошло само слово – финифть? Одни считают, что от греческого фингитис -светлый, блестящий камень, другие полагают, что от Византийского слова химипет, производного от греческого глагола лить, плавить. А первооткрывателем эмалевой росписи стал француз — ювелир Жан Тутен, который в 1632 году раскрыл секрет эмалевых красок.

В Ростове Великом первая мастерская миниатюристов была организована в Спасо-Яковлевском монастыре при строительстве Ростовского Кремля, для украшения храмов и Звонницы. Со временем родился свой, особый ростовский стиль – отличный от иконописи того времени. В музее финифти можно увидеть произведения знаменитых мастеров А Всесвятского, А.Мощанского, П.Иванова, С.Петрова.
Итак, финифть – это художественная техника, эмаль на металлической основе.

Украшения из серебра с финифтью

Читайте также:
Как выбрать ультразвуковую ванну для украшений

Живопись по эмали похожа на роспись фарфора.
Тонкую медную пластинку покрывают с обеих сторон эмалью, расписывают специальными эмалевыми огнеупорными красками и обжигают несколько раз – при этом цвет красок меняется. Первый слой красок – малевка, наносится самыми широкими кистями, затем первый обжиг, снова роспись и снова обжиг и так несколько раз! Финифть обретает особую прозрачность и лучезарность чистых красок, свойственную только эмали глубину светящейся изнутри живописи. Как изменятся краски после обжига – должен предугадать художник.
Сочетание опыта прошлого и современных способов обжига и художественной росписи позволяют создавать совершенно уникальные произведения искусства.

Ростов Великий – это столица российской финифти. В Ростове есть большой завод, выпускающий разные изделия в этой технике.
Есть и музей старинного художественного промысла — ростовской финифти, представляющий этот промысел на протяжении двухсот с лишним лет.

Великолепный музей финифти находится в здании Судного приказа.
В музее представлена почти треть музейной коллекции — самой значительной в России.

Финифть это исконно ростовское Искусство. Вы не представляете, какие можно увидеть действительно уникальные произведения.
В технике финифть изготавливают посуду, шкатулки, украшения. Финифть не выцветает.
В музее представлено столько работ, что невозможно их охватить одним топиком.
Покажу лишь некоторые по своему выбору, а при желании увидеть больше нам поможет интернет, который «стирает» любые расстояния.
Не так интересно будет смотреть на работы финифтеров в моих фотографиях. Поэтому покажу лишь некоторые работы, взятые с сайта Ростовской финифти.
Свою коллекцию финифти я представлю в другом топике и, конечно, фотографиями, сделанными лично.
Итак, начинаем просмотр.

Столовые приборы






Завершить показ хочется портретами.


В экспозиции Музея финифти в разделе ХХ века есть всего лишь одна работа выдающегося художника Татьяны Маркиной – портрет Н.Н. Ланской.

Источник: babiki.ru

Финифть – уникальные украшения в серебре, стильно и изысканно

Финифть – уникальные украшения в серебре, стильно и изысканно

Финифтью в древности называли все виды эмали, используемой для росписи, в том числе и ювелирных украшений. В переводе слово означает блестящий, светлый камень. В нашей стране техника росписи эмалью прижилась много веков назад, попав к нам из Византии. Оправой для таких миниатюр стало золото, медь и, конечно же, серебро.

Развитие искусства финифти

Процесс создания вставок, выполненных в этой технике достаточно сложный и трудоемкий, требует от художника высокой степени мастерства, а также доскональных знаний в части последовательности действий при изготовлении ювелирных изделий в серебре, украшенных финифтью.

Красочные фото не всегда способны передать красоту миниатюр, в которых проработаны мельчайшие детали рисунка. Серьги, кольца, броши и другие украшения в серебре, финифть преображает и вносит нотки народного промысла, посыл к традициям ювелирного производства. Существует несколько общепризнанных авторитетных азиатских, европейских и ближневосточных школ изготовления миниатюр. В разное время процветали промыслы в:

  • Венеции;
  • Мадриде;
  • Толедо;
  • Багдаде;
  • Дрездене;
  • Стамбуле.
Читайте также:
Лучшие золотые украшения для женщин

В наших широтах прославились мастера из Ростова и Вологды. Развитие техники росписи эмалью зачастую имело цикличный характер: то бурно процветала, то приходила в упадок.

В основе украшений – пластины из меди, латуни или томпака, на которые наносится ювелирная эмаль, – свинцовые стекла, наносящиеся на основу методом наплавления при температуре 750-790℃. На заготовки специальными надглазурными огнеупорными красками наносится рисунок, после чего вставка также подвергается обжигу, но температура обработки не превышает 750℃.

Носим финифть правильно.

Как правило, аксессуары в этой ювелирной технике стараются добавить к праздничным одеждам, но не менее приятно смотрятся они в повседневной носке. Главное, понимать, что этот стиль особо требователен к гардеробу, с которым его носят.

Учитывая смелые эксперименты, свойственные молодым людям, многие табу уже давно сняты, и такие украшения в серебре, как финифть зачастую можно увидеть в клубной обстановке, более того, самые смелые композиции используются и с одеждой спортивного стиля. При этом нужно соблюдать одно правило: аксессуаров может быть много, роспись на ювелирке может быть самой разнообразной, но цветовая гамма обязательно должна совпадать с доминирующими оттенками.

Украшения в серебре финифть облюбовала благодаря преимущественно светлым оттенкам фона, на который наносится рисунок. Однако и золото, и платина также используются для создания изысканных аксессуаров на руки, в уши, на шею и одежду.

Рекомендуем:

  1. Роскошные украшения с рубином в серебре: преимущества и недостатки, рекомендации для ношения
  2. Финифть: технология, виды, популярные украшения
  3. Украшения с лабрадором в серебре: особенности ювелирных изделий
  4. Украшения с малахитом в серебре: особенности, разнообразие изделий, энергетика камня

Источник: dragzoloto.ru

Финифть ценилась на Руси наравне с золотом и серебром

Финифть ценилась на Руси наравне с золотом и серебром. У народа были популярны расписные миниатюры на эмали и иконки, знать покупала ювелирные украшения, трубки, табакерки и изысканные предметы интерьера. Читайте, как с веками менялись сюжеты росписи, в каких городах процветал драгоценный промысел и как в Академии художеств появился класс по финифти.

«Огненное письмо» из Византии

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг.

Читайте также:
Красивые узлы из шнура схемы для украшений

Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.

В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир Жан Тутен, он открыл секрет полупрозрачных огнеупорных красок. С тех пор процесс состоял из трех этапов: сначала мастер готовил белую эмалевую основу, затем наносил рисунок и вставлял изделие в оправу. Пластину для основы вырезали из листа металла. Использовали медь, бронзу, латунь, серебро или золото.

Затем ей придавали нужную форму, добиваясь идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» — нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка. Заготовку отправляли в печь, на выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону тоже покрывали стеклянным составом, чтобы при обжигах пластина не деформировалась.

В таком виде заготовка попадала к художнику. На выпуклой стеклянной части он изображал огнеупорными красками из стекловидного порошка миниатюры и орнаменты. Техника была схожа с росписью фарфора: художник работал небольшой кистью и мазок за мазком наносил рисунок.

Мастер намечал общий план изображения, отправлял изделие в печь, охлаждал, а затем выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета. Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые сюжеты требовали до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.

Материалы для ремесла стоили дорого. В состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта — синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета. Технология требовала мастерства: исправить нанесенный на эмаль рисунок нельзя, одно неверное движение кисти могло испортить всю работу. А сами пигменты в печи меняли цвет — если ошибиться с температурой и временем обжига, замысел художника мог не воплотиться.

Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла. Часто ею служила филигрань — тонкий кружевной узор из проволоки. Финифть не меняла цвет с годами, ей была не страшна влажность и высокая температура. Единственный недостаток изделия — хрупкость.

Крупные украшения нуждались в бережном обращении, хотя небольшие предметы оставались довольно прочными и легко переносили удары. Драгоценные камни могли поцарапать эмалевый слой, поэтому финифть хранили отдельно от других украшений.

Усольская финифть

Расцвет финифти в России пришелся на XVI–XVII века, тогда же сложились основные жанры цветной эмали: на декоративных предметах мастера изображали сказочные и исторические сюжеты, пейзажи и православные храмы. А на ювелирных изделиях — цветочные орнаменты. Главным заказчиком в течение долгого времени оставалась церковь: долговечные, яркие и изящные миниатюры украшали оклады икон и одежду священнослужителей, а паломники увозили с собой из монастырей небольшие эмалевые образы святых на память.

Читайте также:
Украшения индейцев своими руками

Финифть изготавливали в мастерских Киева и Москвы, но как массовый промысел она распространилась на севере страны. В XVII веке производство эмалей наладили мастера из города Усолье (сегодня — Сольвычегодск), а затем ремесло пришло в Вологду. Усольские художники нашли свой стиль: они изображали на белом фоне растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей. Но главным узнаваемым мотивом вологодской и усольской финифти стал узор «тюльпан», его наносили тонкими кисточками и небольшими штрихами. В мифологических сюжетах встречались персонажи славянского фольклора и северных сказаний: изображали птицу Сирин, лебедей, оленей и львов.

Эмальеры изучали иностранные церковные книги, художественные приемы и орнаменты заграничных художников. Изначально они использовали большую палитру ярких красок: помимо основных красного, желтого, зеленого и синего цветов, писали также розовыми, охристыми и лиловыми оттенками.

Эмальерное искусство севера повлияло на развитие крупных ювелирных центров страны. Художников из Усолья приглашали в Москву и другие города налаживать производство финифти. Однако в середине XVIII века массовое производство украшений привело к тому, что сложные многоцветные эмали уступили место двуцветным (синим, зеленым), и в целом в промысле вологодской финифти наметился спад.

Ростовская финифть

В XVIII веке русская финифть стала известна за пределами страны, искусство развивалось, миниатюры на эмали ценились наравне с драгоценными камнями. Промысел процветал в Нижнем Новгороде, Костроме и Угличе. Ученый Михаил Ломоносов внес вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод, стекло использовали как основу для красок. В Академии художеств в Петербурге был основан класс «живописи по финифти», в котором учились будущие художники.

Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из Ростова Великого, в те годы — духовного центра страны. В ростовские старинные церкви и монастыри приезжали паломники из далеких уголков России, каждый из них хотел увезти с собой памятную вещь. Небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках.

Ростов издавна славился своими иконописцами, первые мастерские эмальеров появились в городе в 1760-е годы. Затем открылись цеха, где над церковными заказами работали ремесленники: на тяжелом и вредном производстве эмаль плавили в печах, в краски добавляли свинец, чтобы снизить температуру плавления. Со временем Ростов стал снабжать финифтью монастыри по всей стране, яркие иконки пользовались спросом у народа. Параллельно развивалась и «светская» финифть, мастера изготавливали подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы носили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки.

Читайте также:
Как растопить шоколад в микроволновке для украшения пончиков

В ХIХ веке основным товаром ростовских эмальеров были ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами. Многие художники копировали работы местных иконописцев и картины известных европейских и русских мастеров: Боттичелли, Рафаэля, Виктора Васнецова. К концу века преобладала светская тематика изделий, среди состоятельных горожан стали популярны портреты на заказ, выполненные в технике финифти.

К началу ХХ века ростовская финифть пользовалась все меньшим спросом. Новые технологии штамповки и печати делали производство эмалей экономически невыгодным, мастера вынуждены были в день изготавливать сотни небольших образков. Художники писали иконки и вставки для декоративных предметов по шаблону, художественная сторона отходила на второй план. Снова интерес к ростовской финифти появился уже при советской власти.

XX век и современность: советская финифть и возвращение к традициям

В 1920–30-е основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа. Рядом с традиционными цветочными орнаментами появились пятиконечная звезда, ленты, колосья с серпом и молотом, лозунги нового советского государства. Финифть на религиозные темы стала неактуальной: вместо икон мастера писали портреты Ленина и Сталина, а также представителей советской номенклатуры разного уровня. В промысле наметились два основных направления: цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись. По-прежнему был велик спрос на копии картин, художники повторяли фотографии, открытки и картинки из журналов.

В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они объединялись в артели, расписывали в основном пользовавшиеся спросом броши и шкатулки. Художники изображали исторических деятелей и знаменитых ученых, героев и космонавтов, например в 1960-е годы появились финифти с изображением космонавта Юрия Гагарина, к юбилейным датам выпускали предметы с портретами поэтов и писателей.

Сегодня промысел финифти в Ростове Ярославской области по-прежнему развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова. Многие из мастериц происходят из династий эмальеров, они, как и прежде, вручную расписывают изделия. Финифть можно встретить не только на прилавках ювелирных магазинов, но и в коллекциях ценителей и в музеях.

Источник: www.liveinternet.ru

Рейтинг
Загрузка ...