Без вставок С жемчугом С розовым кварцем С малахитом С нефритом С обсидианом С ониксом С перламутром С раухтопазом С родонитом С рубином С кошачим глазом С сапфиром Со стеклом С топазом С турмалином С фианитом С хризолитом С цитрином С янтарем С лазуритом С кораллом С корундом С аметистом С натуральными камнями С перьями С поделочными камнями С полудрагоценными камнями С эмалью С авантюрином С агатом С аквамарином С амазонитом С кристаллами Сваровски С бирюзой С бриллиантом С горным хрусталем С гранатом С жемчугом (Имитация) С изумрудом С кварцем С керамикой С аметрином
Для детей Женские Мужcкие
Москва Санкт-Петербург Выбрать город
Источник: www.livemaster.ru
Эмальерное дело
Как создаются украшения в технике минанкари
Первый период расцвета финифтяного дела на Руси приходится на XI – XII века. Изготовление произведений, украшенных эмалью, было сосредоточено в крупных городах, таких как: Киев, Чернигов, Галич, Владимир, Рязань, Новгород.
Художественные памятники эмальерного искусства Киевской Руси хранятся в настоящее время в наиболее крупных музеях страны.
Политические и экономические реформы Петра I привели к переориентации во всех областях науки и искусства, вследствие этого эмалевая роспись в начале XVIII века выделяется из ряда ремесленных видов работ.
Финифтяная миниатюра становится самостоятельным видом искусства, развивая и совершенствуя средства художественной выразительности, используемые мастерами миниатюры.
Разновидности эмалей
- Миниатюра на эмали (финифть) — техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения (подмалевок) выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка этот процесс художник – эмальер повторяет многократно.
- Расписная (живописная) эмаль — На лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали, например лицо, волосы, складки одежды. Для нанесения контура рисунка применяют также способ перевода рисунка с бумаги, так называемый «припорох». Так как эмаль накладывается локальными фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей.
- Перегородчатая эмаль — для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей.
- Эмаль поскани (филиграни) — на металлическую поверхность напаивают (выкладывают) растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют. Отсутствие полировки и эмаль, лежащая ниже края сканых перегородок, являются главным отличием техники эмали по скани.
- Выемчатая эмаль — на металлической пластине глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
- Эмаль по гравировке (резьбе) является разновидностью техники выемчатой эмали.
- Эмаль по гильошированному фону — вариант техники эмали по гравировке. Но гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы.
- Эмаль по литью — изображение получают путём его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью.
- Эмаль по рельефу – техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь.
Ростовская финифть
Наиболее известный вид эмальерного искусства в России. Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей художественные особенности.
Как выбрать украшение с эмалью
Великоустюжская эмаль
Великий Устюг был одним из крупных центров русского эмальерного искусства на Севере России.Самый ранний датированный памятник эмальерного искусства Великого Устюга – оклад иконы «Святые Прокопий и Иоанн Устюжские» 1679 года.
Сольвычегодская эмаль
Живописные эмали Сольвычегодска в древних описях и документах получили
название эмалей «усольского дела». Усольские эмали безошибочно можно отделить от изделий других русских художественных центров конца XVII века. Белый фон покрывает почти всю поверхность изделия, на фон особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве, наносят
росписью растительный рисунок.
Эмали Фаберже
Известная всему миру ювелирная фирма Карла Фаберже умело использовала в своих произведениях различные виды художественных эмалей. При этом живописные эмалевые миниатюры (финифть) в табеле о рангах являвшиеся вершиной эмальерного искусства и ценившиеся на вес золота с момента их появления, занимали особое место в фирме прославленного Фаберже.
Свияжская финифть
Этот вид финифтяного дела был возрождён в 2011 году в городе Свияжск, в мастерской Рашита и Чингиза Сафиуллиных.
Дорогая эмаль
Сложные техники эмали, применение для работы с эмалями драгоценных или цветных металлов, длительный процесс обучения этому виду художественного ремесла – всё это делало вещи, украшенные эмалью, дорогостоящими, заказными. В Древней Руси они никогда не изготавливались массово.
Богатая история
Русские цветные перегородчатые эмали имеют богатую историю. Первое упоминание о перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года.
Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другое название-«финифть». И только в 19 веке на смену термину «финифть» пришел другой термин- «эмаль». С тех пор сами драгоценные предметы роскоши, ювелирные изделия, украшенные художественными эмалями, стали именоваться «Эмалями».
Сочетание для эффекта
Для эмали по скани используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали, а также фондон. Для усиления художественного звучания технику эмали по скани в русском искусстве с конца 17 века нередко сочетали с техникой расписных эмалей. В этом случае на эмали в сканых ячейках дополнительно живописным приемом прописывали изображения трав, цветов, зверей или жанровые сцены.
Фотогалерея — эмали
Авторские права
Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Источник: russianarts.online
Художественные промыслы
По своей ценности художественная эмаль на протяжении многих веков идет наравне с драгоценными камнями. И дело не только в глубине цвета, блеске, прочности, использовании красок на основе растертых в порошок самоцветов. Главное — искусство ручной росписи. Украшения с эмалью уникальны: они хранят многовековые традиции ремесла и индивидуальность художника.
В России исторически одна из сильнейших школ работы с эмалью в мире. «Коммерсантъ. Стиль» изучил историю развития и современные предложения.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Liza Borzaya, браслет Swallows, белое золото, эмаль, бриллианты
Alessio Boschi, кольцо-трансформер Golestan Palace (коллекция Seven Princesses), белое и розовое золото, бирюза, изумруд, бриллианты, эмаль
Chanel High Jewelry, браслет Folklore, белое золото, сапфиры, цавориты, мандариновые гранаты, жемчуг, бриллианты
Chaumet, брошь Giraffe, белое и желтое золото, эмаль, горный хрусталь, оникс, бриллианты
Liza Borzaya, серьги Swallows, белое золото, палладий, эмаль, бриллианты, рубины, сапфиры
Liza Borzaya, колье «Мечта», белое золото, эмаль, сапфиры, бриллианты
Elena Okutova, кольцо «Возрождение», позолоченное серебро, эмаль, горный хрусталь
Elena Okutova, кольцо «Средневековье», позолоченное серебро, эмаль, розовый коралл
Elena Okutova, кольцо «Беатриче», позолоченное серебро, эмаль, цветопеременный ситалл
Alice Cicolini, кольцо Jodhpur, желтое золото, эмаль, изумруд
Alice Cicolini, кольцо Kimono, желтое золото, эмаль, сапфиры, бриллианты
Heting, серьги Mushroom, розовое золото, эмаль, цавориты, бриллианты, желтые и белые бриллианты
Heting, брошь-булавка Bee, желтое и черненое золото, эмаль, турмалин, бриллианты
Axenoff Jewellery, серебро, жемчуг, эмаль, топазы
Lito, серьги, желтое золото, эмаль, бриллианты
Colette Jewelry, моно-серьга, золото, эмаль, бриллианты
Percossi Papi, серьги Miniature, золото, эмаль, голубые топазы, сапфиры, микромозаика из жемчуга
Percossi Papi, серьги Art Deco, позолоченое серебро, эмаль, голубые топазы, рубины
FREYWILLE, серьги Capri, золото, эмаль
История
Первые украшения с эмалью появились в Древней Греции, позднее — в Древнем Египте, Персии, Индии, Китае. Местом расцвета эмальерного искусства считается Византия, откуда в конце Xвека оно пришло в Европу и позднее появилось на Руси, где стало развиваться по особому пути. В России использовались несколько типов нанесения эмали: перегородчатая (эмаль заливается в ячейки, образуемые металлическими перегородками), выемчатая (эмаль помещается в специальные углубления, сделанные в металлической пластине) и живописная (металлическая пластина покрывается белой эмалью и расписывается вручную эмалевыми красками). Последний тип стал наиболее известным и получил русское название финифть (от греческого «фингитис» — «светлый, блестящий камень»).
Живописная эмаль
Живописная эмалевая миниатюра как отдельный вид искусства пришла в Россию в XVIII веке из французского города Лимож и постепенно стала самой популярной в стране эмалевой техникой. Мастера-эмальеры работали в Москве и Санкт-Петербурге, но настоящими центрами эмальерного искусства стали Ростов Великий и Вологда. Ростовские мастера занимались в основном церковными заказами. Они делали эмалевые элементы для украшения церковной утвари, окладов икон, облачений, а также маленькие эмалевые иконы, которые паломники увозили с собой на память из монастырей города.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Elena Okutova
Вологодские мастера славились изображениями цветов, птиц, животных. Самым узнаваемым их приемом был узор «тюльпан». Светские заказы на финифть набирали популярность. В XIX веке в моду вошли ювелирные украшения, а также шкатулки, часы, табакерки с эмалевыми вставками.
Художественную эмаль использовали в своих украшениях такие ювелиры, как Фаберже, Овчинников, Хлебников, Постников и другие. После революции интерес к эмали на какое-то время угас, однако эмальерное искусство продолжило жить во многом благодаря созданию фабрики «Ростовская финифть», которая до сих пор славится своими мастерами на весь мир.
Технология
Технология росписи по эмали напоминает роспись фарфора. Основой для эмалевой миниатюры служит тонкая металлическая пластина. Она покрывается с двух сторон плотным слоем одноцветной (чаще всего белой) эмали, просушивается и несколько раз обжигается в специальной печи при температуре 700–800°С.
Эмалевыми огнеупорными красками художник создает рисунок в несколько этапов, постепенно прорисовывая более мелкие детали и добавляя новые цвета. Каждый из слоев обжигается, и с каждым разом под воздействием температуры краски меняют свой цвет. Для того чтобы получился тонкий, изысканный рисунок, иногда нужно сделать семь и более обжигов. С каждой миниатюрой мастер работает под микроскопом, и на работу у него уходит от нескольких часов до нескольких дней. Особенность эмалевой миниатюры — ее долговечность.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Ilgiz F., брошь «Титикака» из коллекции Перу, золото, бриллианты, топазы, эмаль, 2020 год
Ilgiz F., кольцо «Небесные врата» из коллекции Китай, золото, сапфир, бриллианты, эмаль, 2019 год
Ilgiz F., браслет «Ирисы на пруду», золото, эмаль, топазы, бриллианты, 2013 год
Ilgiz F., кольцо «Ламы» из коллекции Перу, золото, эмаль, бриллианты, морганит, 2020 год
Ilgiz F., серьги «Затерянный город» из коллекции Китай, золото, эмаль, хромдиопсиды, бриллианты, 2019 год
Краски никогда не выцветут, чистота цвета, яркость и блеск сохранятся навсегда. Им не страшны ни влажность, ни перемена температуры, ни прямой солнечный свет, ни загрязнения. Единственное, от чего стоит беречь эмалевые украшения,— это от падений, в результате которых могут появиться трещины или сколы.
Эмаль сегодня
В наше время, когда на фоне глобализации особенно ценится ручной труд и почти утрачена самобытность локальных мастеров, приятно быть обладателем уникального украшения с живописной эмалью. Оно может стать ярким акцентом в образе и «интеллектуальным» аксессуаром, который расскажет о вкусе и стиле его обладателя. Можно пополнить свою шкатулку антикварными эмалевыми серьгами начала XIX века, брошью авторства современных ростовских мастеров или обратиться к российским ювелирным брендам, Ilgiz. F, Liza Borzaya, Axenoff, которые известны своими эмалевыми украшениями не только в России, но и за рубежом.
Источник: www.kommersant.ru