Финифть — искусство украшения эмалью. На Русь «огненное письмо» пришло из Византии в 10 веке. Эмаль получили случайно в процессе плавки стекла. Художественные изделия, выполненные в этой технике, славятся долговечностью, яркостью и чистотой красок, которые со временем не тускнеют.
Центрами российской финифти стали Вологда и Ростов Великий (ныне районный центр Ярославской области). Фабрика «Ростовская финифть» входит в десятку лучших народных промыслов России.
Часы. Фабрика «Ростовская финифть»
История промысла
Поначалу русские ювелиры украшали финифтью предметы церковного культа (иконы, религиозные книги). Позднее стали декорировать шкатулки, часы, табакерки, столовые приборы и другие предметы быта. В народе считали, что эмаль создают из расплавленных самоцветов. В 17 веке научились получать полупрозрачные огнеупорные краски.
Из металла (меди, серебра, латуни, золота, бронзы) вырезали пластину для основы, придавали ей нужную форму. Поверхность выравнивали, наносили слой стеклянного порошка с обеих сторон, обжигали. Затем на белую эмалевую основу наносили рисунок.
Как Это Сделано — Русская Финифть
Кулон. Фабрика «Ростовская финифть»
Художник работал огнеупорными красками, изображая на выпуклой стороне миниатюры и орнаменты. После нанесения каждого слоя краски изделия выдерживали в печи при 700-800 градусах и остужали. Чаще всего ограничивались тремя подходами, но некоторые изображения требовали до пяти обжигов. В результате получалась глянцевая поверхность с рисунком, которая не требовала дополнительного закрепления. Готовую основу вставляли в оправу из металла, часто выполненную в технике филиграни.
Брошь винтажная с изображением цветов. Фабрика «Ростовская финифть»
Промысел требовал высочайшего мастерства: точных движений кисти, выверенной температуры и времени обжига. Крупные изделия были достаточно хрупкими, могли потрескаться при ударе. Украшения, украшенные эмалью, хранили отдельно от других украшений, так как драгоценные камни оставляли царапины на гладкой поверхности.
Ростовская финифть
Одним из центров эмальерного искусства стал Ростов Великий, который в 18 веке был духовным центром русских земель. Паломники, которые посетить старинные церкви и монастыри Ростова, желали увезти из святых мест памятную вещь. Образа из драгоценных металлов стоили дорого, а финифтяные иконки были доступны по цене и массово продавались в церковных лавках.
Чайный сервиз. Фабрика «Ростовская финифть»
Первые эмальерные мастерские появились в Ростове во второй половине 18 века. Ремесленники работали над церковными заказами. Производство было тяжелым и вредным, в краски добавляли свинец. Ростовские умельцы стали поставлять финифть в монастыри по всей стране. Развивалась и светское направление эмальерного промысла: украшали подносы, блюда, столовые приборы.
Финифть. Ростовская финифть. Завод ростовской финифти.
К концу 19 века эмальеры создавали свои работы, копируя работы иконописцев, картины европейских и русских художников. Появился спрос на портретные миниатюры.
Иконы в виде подвесок, кулонов-локетов и медальонов
К началу 20 века популярность ростовских эмалей снизилась. Мастерам приходилось гнаться за количеством, ежедневно изготавливать десятки иконок и вставок, от этого страдала художественная сторона. Производство становилось экономически невыгодным из-за развития технологий печати и штамповки.
Ювелирные украшения. Фабрика «Ростовская финифть»
Артель по производству художественной эмали, ставшая фундаментом для будущей фабрики «Ростовская финифть» появилась в 1918 году. Художники занимались росписью шкатулок, украшений и различных бытовых предметов. В 1920-1930 гг. интерес к промыслу проснулся вновь. Помимо цветочных орнаментов, на ростовских эмалях изображали символику нового государства: звезды, колосья, серп и молот, агитационные лозунги.
Артель и фабрика «Ростовская финифть»
После Великой Отечественной войны осталось мало ростовских эмальеров. Они по-прежнему объединялись в артели. Изготавливали, в основном броши, и шкатулки. Кроме простеньких узоров изображали государственных деятелей, писателей, известных ученых, поэтов.
Примеры изделий артели «Ростовская финифть» (конец 1950-х и начало 1960-х гг.)
Поворотным моментом в деле сохранения промысла по воспоминаниям Н.Н. Старчиковой (первого руководителя «Ростовской финифти») стало письмо, отправленное в начале 1953 года Иосифу Виссарионовичу Сталину.
Мастера долго сомневались, не последуют ли после этого письма репрессии на их головы, но закончилось всё приездом комиссии научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Сотрудники НИИХП детально изучили все возникшие сложности. Главным достижением стала налаженная поставка необходимой для работы эмали.
Кроме того, в Ростове остались для налаживания стабильной работы художница Мария Александровна Тоне и ювелир А.И. Ефимов. Сам НИИХП обязался сотрудничать с артелями, непосредственно занятыми финифтью, чем и занимался последующие годы. Эта работа складывалась в проведение инструктажей по вопросу искусства, выезды ростовских артельщиков на учебные семинары в Москву, экскурсии мастеров в музеи страны и на периодические выставки, связанные не только с финифтью.
Примеры изделий фабрики «Ростовская финифть» (картина эмалью «В.И. Ленин на трибуне» воспроизведена по художественной открытке с репродукцией)
Присутствие специалистов высокого уровня стабилизировало работу артелей. Более того, в 1956 году финифтяной цех первой механической артели был преобразован в самостоятельную артель «Ростовская финифть». Полученный мастерами с помощью багаж знаний НИИХП позволил перенести увиденные художественные сокровища на местный промысел, воплотить их в финифти. Этот процесс Тоне описывала следующим образом: «Мы вносили свои мысли в их работу, . хотели добиться их роста, пытались водить их на пленэр, чтобы потом они перевели увиденное на финифть, . мы устраивали смотр всей продукции, разбирая подробно, где, что лучшего». Мастера артели брали для образца запомнившиеся картины, открытки и даже журнальные иллюстрации.
Панно артели «Ростовская финифть» с портретами и фестивальной тематикой (1957-1958 гг.)
Лучшие работы артели были отобраны для участия в Фестивале молодёжи и студентов, который Москва принимала в 1957 году. Годом позже ряд предметов артели, прошедших ещё более строгий отбор, экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе. Успех изделий поспособствовал тому, что в 1960 году артель «Ростовская финифть» была преобразована в фабрику с тем же названием. Значительная часть предметов (зеркальца, пудреницы и панно) имели оформление в виде копий полотен известных живописцев.
Сувенир-украшение фабрики «Ростовская финифть» (современное производство)
Кроме прежнего ассортимента «Ростовская финифть» начала производить новые типы ювелирных украшений. С финифтью стали выпускать зажимы для галстуков, женские и мужские запонки, перстни, серьги, кулоны, ожерелья и колье. Помимо традиционных брошек появились двойные броши, броши-брелоки и броши-заколки. Из предметов побольше, можно выделить настольные зеркала.
По данному временному периоду проходит качественная граница изделий «Ростовской финифти». Изменилась сама манера живописи. Всё прежнее, довоенное, стало казаться архаикой в сравнении с современными предметами, где использовали новые технологии и художественные стили.
Николай-чудотворец на иконе фабрики «Ростовская финифть»
Сейчас промысел финифти в Ростове продолжает развиваться. Изготавливают иконы, столовые приборы, предметы интерьера, украшения. Изделия по-прежнему расписывают вручную. Датой основания фабрика «Ростовская финифть» сейчас считает не 1956, а 1918 год – время образования первых послереволюционных рабочих коллективов, из которых и вышли мастера, ставшие затем создателями артели, а затем и одноимённой фабрики.
Логотип фабрики «Ростовская финифть»
На вторичном рынке также представлены изделия ООО «Ростовская эмаль», Художественной мастерской «Финифть Ростова», ООО «Мастерская КАРАТ ПЛЮС», ООО «Александр Рудник» и других (некоторые из них уже ликвидированы).
Источник: www.monetnik.ru
Музей «Ростовская финифть»: разочарования, обман и покупки
Ростов Великий – это столица российской финифти, здесь шагу не ступить, чтобы не наткнуться на эти ювелирные изделия. Это главный местный товар и сувенир.
Подобные произведения делали и на фабрике Фаберже
Финифть сейчас становится уходящей натурой. Я с удивлением обнаружила, что мой сын не знает, что это такое, хотя и учился в художественной школе, видно, там уже о таком ремесле не упоминают. И возле лотков с финифтью останавливаются чаще дамы 40+, молодежь эти украшения не понимает. Хотя вот павловопосадские платки ведь вошли снова в моду, может и финифть еще ждет ренессанс.
Финифть (вдруг, кто-то забыл что это такое) – это художественная техника, эмаль на металлической основе. В технике финифть изготавливают посуду, шкатулки и, конечно, украшения. Финифть очень нарядная и долговечная, она не выцветает и смотрится очень нарядно.
В Ростове есть большой завод, выпускающий разные изделия в этой технике. Но, как я понимаю, есть и кустари, которые делают украшения, которые часто и продают на рынках.
Мне хотелось посмотреть на какие-то особенные, может быть выдающиеся произведения в этой технике. И поэтому я непременно хотела попасть в музей финифти. Находится он при фабрике и я надеялась там все узнать о производстве и заодно что-то купить.
Каково же было мое удивление, когда под вывеской музей я увидела простой магазин. Они даже не подумали, что можно хотя бы фото мастеров или цехов повесить. Нет, там нет ничего, рассказывающего о технике, никакой истории, никаких интересных произведений (хоть бы фото сделали). Настоящий обман, спасибо еще, билеты не продают в свой магазин.
В придачу там еще и фотографировать было нельзя. Но тут я уже презрела все требования и на телефон все пощелкала. В витринах лежит очень много ювелирки в разных стилях, есть и традиционные сюжеты, и что-то авангардное.
Есть витрина с посудой и дорогими предметами для интерьера, например, часы с росписью на тему вангоговской ночи. Есть целая витрина с разной религиозной атрибутикой.
Что-то красивое, что-то нарочитое, в общем, на любой вкус. Цены тут существенно выше, чем на туристическом рынке возле Кремля, но и ассортимент намного интереснее.
Я выбрала сережки с нетрадиционным рисунком. Так продавцы еще и тут меня обманули – заявили, что терминал у них не работает, хотя везде написано, что по карте можно рассчитываться. Пришлось платить наличными.
В общем, магазин, маскирующийся под музей, сильно меня разочаровал, наверное и не стоило туда идти. Но хоть на современный ассортимент фабрики посмотрела.
А вам нравится финифть? Стали бы такое носить?
Источник: dzen.ru
Ростовская финифть
Ростовская финифть – это народный художественный промысел, зародившийся в Яковлевском монастыре в конце XVIII века. Финифть – совместное изделие ювелира, изготавливающего металлическую основу, и художника, наносящего роспись особыми красками из стекловидного порошка. По мере нанесения новой краски миниатюра обжигается заново, поэтому финифть чрезвычайно долговечна. Исторически обусловленная особенность ростовской финифти – религиозные сюжеты. Знамениты на всю страну были местные образки и иконы из расписной эмали.
История
История появления в провинциальном городе дорогостоящего ремесла неизвестна. Существует легенда об итальянском мастере, сосланном в Ростов во времена Анны Иоанновны, который поделился секретом с местными иконописцами, но подтверждений этому нет.
Однако согласно некоторым источникам, в середине 18 века при Ростовском архиерейском дворе по инициативе митрополита Арсения Моцеевича была открыта финифтяная мастерская. Позже центр изготовления ростовской финифти переместился в Яковлевский монастырь, где начали писать красивые иконы по эмали. Туда стекались лучшие иконописцы, которые хотели обучиться новой технике росписи. Вскоре Ростов стал одним из важных художественных центров. Ростовские эмалевые миниатюры, живописавшие сцены из библии и жития святых, можно было увидеть на Царских вратах, церковной утвари и облачении.
В город постоянно прибывали паломники. На чествование святителя Димитрия приехала даже императрица Екатерина II, которая приобрела расписной образок Димитрия Ростовского.
К концу 19 века на финифтяном ремесле в Ростове работали более 150 мастеров. Почти все монастыри страны имели ростовские финифтяные образки и иконы. Тем временем, в творчестве художников стали появляться и светские сюжеты: пейзажи, панорамы городов, известные здания. В попытке выдержать конкуренцию с фабричными художественными изделиями ремесло стало терять художественные достоинства, приходить в упадок.
Революция 1917 года дала находящемуся в кризисе декоративному искусству новую жизнь. Важную роль в становлении советского стиля в ростовской финифти сыграл ученик Ильи Репина художник Сергей Чехонин. По его эскизам расписывались эмали послереволюционного периода. В орнаментах появились не только цветочные мотивы прежних лет, но и советская атрибутика – серп и молот, звезды, колосья, венки и даже лозунги и портреты.
Состояние
Финифть – это работа ювелира, который делает металлическую основу, и художника, наносящего роспись. Роспись наносится особыми красками из стекловидного порошка. Технология изготовления финифти очень сложна – по мере нанесения новой краски миниатюра обжигается заново. Именно поэтому эти изделия чрезвычайно долговечны. Дорогие финифтяные украшения часто вставляются в рамку из филиграни (скани) – изящно уложенной тонкой металлической нити, напоминающей кружево.
Впечатления
В наши дни мастерство изготовления ростовской финифти не утрачено – в городе работают как художественные объединения, так и частные мастера. Они выпускают самую разную продукцию – от церковной утвари и образков до предметов домашнего обихода, украшений и элементов декора. Самый крупный производитель — фабрика «Ростовская Финифть». При ней работает музей, где можно увидеть уникальные изделия разных лет, проследить за бытом мастерских XIX века и узнать подробности технологии производства финифти. В музее проводятся мастер-классы.
В июле в Ростовском кремле ежегодно проводится фестиваль «Ростовская финифть и народные промыслы», где можно познакомится с уникальном искусством и приобрести изделия современных художников.
Источник: livingheritage.ru