В процессе написания предыдущей статьи, посвященной обзору выставки Cartier в Эрмитаже , мне захотелось подробнее познакомится с этой ювелирной фирмой и написать о ней что-нибудь интересное.
Однако в процессе «знакомства», блуждая в дебрях ювелирной истории, я в какой-то момент осознала, что мир Cartier по-настоящему огромен. Описать историю его становления и развития непросто сложно, в рамках одной статьи это в принципе невозможно: рискуешь потерять что-нибудь важное или значимое, а в моем случае – что-нибудь красивое… В итоге у меня получилось шесть статей – удалось ли мне отразить в них все самое-самое из мира Cartier ? Давайте посмотрим…
Украшения Cartier
Обычное начало.
Начнем, как водится, с истоков… История знаменитого ювелирного бренда начиналась очень прозаично, буднично и даже скучно. Просто некто Пьер Картье – один из многочисленных ветеранов наполеоновских войн, за годы войны твердо уверовавший в силу пороха и открывший лавку по производству пороховых рожков, — был крайне разочарован интересами и стремлениями своего старшего сына…
ЮВЕЛИР CARTIER: только яркие ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ в украшениях
Луи-Франсуа Картье совершенно не разделял практичных ценностей отца, он с детства хорошо рисовал и проявлял куда больший интерес к миру искусству и красоты, нежели к войне и пороху… К счастью, отец не стал пытаться переделать вкусы наследника, а отдал его в подмастерья одному из парижских ювелиров – Адольфу Пикару…
Колье и серьги Cartier 1950-1951гг., из платины и золота с аметистами, бирюзой и бриллиантами
Талантливый юноша очень быстро вник во все тайны ювелирного мастерства и уже в 1847 году смог выкупить мастерскую своего учителя всего лишь в возрасте 26 лет. Так был сделан первый шаг на пути создания самого популярного бренда в истории французских драгоценностей…
В 19 веке иметь собственную мастерскую в Париже еще не значило быть успешным – слишком высока была конкуренция, особенно в мире ювелирных украшений. Вот и Луи-Франсуа Картье долгое время пребывал на задворках ювелирной жизни, оставаясь лишь скромным, никому неизвестным ремесленником…
Брошь «Пальма», Cartier Paris, 1957 г., платина, белое золото, бриллианты, семь бирманских рубинов общим весом 23,10 карата
Трудно сказать, сколько бы он оставался в таком качестве и смог бы вообще когда-нибудь прославиться, если бы не счастливый случай. Как всегда в мире красоты случай этот был связан с женщиной.
Племянница императора Наполеона I – принцесса Матильда , — увидела у своей подруги графини Ньеверкерк необычную брошь, та похвасталась, что приобрела ее и еще две другие брошки в небольшой ювелирной лавке, в которой оказалась совершенно случайно.
Матильда-Летиция Вильгельмина Бонапарт (1820-1904)
Естественно, что, следуя извечной женской тяги ко всему необычному и прекрасному, Матильда очень скоро также познакомилась с творчеством Картье. А через нее о скромном ювелире узнала главная законодательница мод и тенденций в светском обществе второй империи – императрица Евгения.
С этого момента Картье становится популярен: о нем говорят, у него делают заказы самые известные и состоятельные красавицы Парижа. А он активно поощряет их интерес, создавая все новые и новые украшения.
Брошь, 1908г., Cartier Paris, платина, бриллианты, сапфиры, натуральный жемчуг.
Главным в них было то, что они никогда не повторялись: каждая покупательница могла быть уверена, что купленное ею украшение уникально и больше ни у кого такого нет – согласитесь, очень ценное качество изделия, с точки зрения прекрасной половины человечества.
В результате сын Луи-Франсуа – Альфред, — в 1874 году унаследовал от отца уже довольно известный ювелирный дом , правда до звания мирового бренда ему было еще далеко. Это по-прежнему было семейное дело средней руки, мало чем отличающееся от сотен других ему подобных. Кроме того, к этому моменту закончился блистательный век второй империи , а спрос на украшения резко снизился: практичные буржуа предпочитали более рациональные и утилитарные вещи…
Колье с бирманскими рубинами, Cartier, 1930-е гг., Пять градуированных и шарнирных панелей, украшенных рубинами и бриллиантами.
Пожалуй, основная заслуга Альфреда в истории знаменитого бренда заключается в том, что ему удалось сохранить семейную фирму на плаву. Он, также как и отец, избегал рискованных дизайнов, создавая изящные украшения в классическом стиле. Главным его стремлением было поддержание высокого качества, сохранение традиций и безупречного вкуса…
Создание ювелирной империи…
Тот дом Cartier , который мы все знаем сейчас, обязан своим появлением наследникам Альфреда – трем его сыновьям: Луи, Пьеру и Жаку , унаследовавшим дело отца в 1898 году . По странной прихоти судьбы каждый из них отличался совершенно разными талантами, которые вряд ли бы могли соединиться в одном человеке…
Колье Draperie, Cartier, 1947 г., золото, платина, бриллианты, аметисты, бирюза
Так, средний брат – Пьер, — был талантливым бизнесменом и, как сейчас бы сказали, маркетологом. Именно он создал представительства Cartier в Лондоне и Нью-Йорке, именно он посещал с этой же целью и Российскую империю, правда здесь его планы натолкнулись на сопротивление Фаберже – главного поставщика императорского двора.
Справедливости ради стоит отметить, что драгоценности Cartier все-таки смогли сыскать себе определенную популярность в кругах российских аристократов, многие из которых специально совершали ювелирные набеги во французскую столицу.
И неизвестно чем бы в итоге закончилась конкуренция двух ювелирных брендов, если бы не сложные перипетии отечественной истории, не оставившие дому Фаберже ни единого шанса в этом роскошном противостоянии…
Третий брат – Жак, — был увлеченным ценителем и превосходным знатоком драгоценных камней . Подобно своему старшему брату Пьеру, он также большую часть жизни проводил в разъездах, но, если Пьера больше привлекал западный мир, Жак стремился на восток.
Здесь, в мире, где до сих пор правили махараджи и султаны, он искал редчайшие драгоценные камни необычных цветов, покупал жемчуг высочайшего качества и изучал неизвестные на западе технологии создания ювелирных украшений.
Так, во многом именно благодаря ему в мире Cartier появилось красочное царство украшений Tutti Frutti : изящные цветы и листья, выгравированные из ярких драгоценных камней, роскошными гроздьями, ниспадающих с тонкой, едва заметной металлической оправы…
Бандо, Cartier, Tutti Frutti, сделанное в 1928 году по заказу для леди Маунтбеттен
Украшения Tutti Fruttii обязанные своим возникновением индийским мотивам и техникам, в первую очередь ассоциируются в моем сознании с брендом Cartier . Поэтому им на канале посвящена отдельная статья .
Наконец, третий, самый старший брат – Луи. Он был самым талантливым из всех. Дизайнер, художник, ювелир, бизнесмен — именно ему знаменитый бренд обязан большинством своих достижений и самых известных шедевров.
Изумрудное колье, 1932 год, Cartier London, принадлежало леди Беатрис Форбс, графине Гранар, но теперь находится в коллекции Cartier. В центре — полированный изумруд в форме подушки весом 143,23 карата
К числу таковых, в частности, относятся:
- 1 – производство наручных часов – совершенно новое явление в мире ювелирного искусства. Если все остальные ювелиры занимались только гравировкой и украшением часов, то Cartier , благодаря Луи, стал производить и часовые механизмы, соединив красоту с утилитарностью, практичность – с изяществом. (о часах Cartier более подробно в отдельной статье );
Тиара Halo («Нимб»), 1936 год, из платины и бриллиантов от Cartier London, которую Кейт Миддлтон надела на свою свадьбу
- 2 – использование платины . Это была революция в ювелирном искусстве. Еще в конце 19 века Луи вместе со своим отцом искали средство, которое позволило бы создавать более тонкие украшения с еще большим количеством драгоценных камней. Золото делало такие шедевры очень тяжелыми, а серебро со временем тускнело, красота же должна быть вечной.
«Толстые оправы из золота, серебра и тяжелых плетеных нитей, которые были известны с незапамятных времен, были подобны доспехам для ювелирного украшения. Использование платины, стало его вышивкой». (Луи Картье)
Платина в ту пору была промышленным металлом, который использовался при производстве техники. Картье первыми обратили внимание на его чистый серебряный блеск, так удобно сочетавшийся с твердостью, пластичностью и легкостью материала.
Диадема, Cartier, платина, бриллианты и синтетические рубины, изготовлена в сентябре 1913 года, для женитьбы Александры Комнен, художницы греческого происхождения, живущей в Италии, и Роберта Эвертса, бельгийского дипломата
- 3 – использование платины позволило Луи создать отдельный стиль ювелирных украшений «Гирлянды» — роскошные платиновые кружева, сияющие холодным блеском бесчисленных бриллиантов, каждый из которых отличался высочайшим качеством.
Эта линия украшений стала своеобразным ответом Cartier на вычурный стиль модерна: в отличие от других ювелиров, в спешке стремящихся угнаться за творческим гением Рене Лалика , Луи Картье сохранил приверженность классическим ценностям и орнаментам. Он вдохновлялся роскошью дворцов Версаля и Фонтенбло
Брошь с сапфиром и бриллиантами Cartier Paris Stomacher, 1907 г. (из коллекции «Гирлянды»), 21 x 12,9 см
Эта же линия больше всего полюбилась представителям королевских и императорских домов, и подарила дому Cartier звание «Ювелира королей и короля ювелиров» (английский король Эдуард VII (1901-1910)), надолго став его своеобразной, очень дорогой визитной карточкой.
Тиара, 1910г., Cartier, платина, бриллианты старой огранки. Продана Елизавете (1876-1965), королеве Бельгии.
- 4 – кольцо Trinity – один из самых известных дизайнов ювелирных украшений, используемый домом Cartier до сих пор.
Кольцо Trinity было разработано в 1924 году Луи Картье лично. Он придумал простую и поэтому фактически совершенную концепцию любви в форме ювелирного украшения. Переплетение трех полос, изготовленных из разных цветных сплавов драгоценных металлов символизировало соединение трех самых лучших чувств: розовое золото означало любовь, желтое — верность, а белое — дружбу.
Источник: dzen.ru
История бренда Cartier: почему даже короли не могут устоять перед этими украшениями
Cartier — причина кредитов и инвестиция в себя любимую. Рассказываем, как все начиналось.
09 июня 2022, 15:00
А началось все со скромного маленького магазина. Кто же знал, что небольшой бизнес обернется в огромную империю, а история бренда Картье станет легендой?
История создания бренда
Талантливый и одаренный Луи Франсуа Картье с детства любил все прекрасное, имел хороший вкус и хорошо рисовал. Решение пойти в подмастерье к ювелиру сыграло ключевую роль в его жизни. И уже в 1847-м молодой Луи основал свою первую мастерскую. Дело пошло, и 6 лет спустя мужчина открыл второй магазин в Париже. Картье создавал действительно новаторские и интересные украшения.
Знаменитые коллекции бренда
Panthère de Cartier
Мотив пантеры — легендарный для дома Картье. Впервые он появился на платиновых часах с ониксом и бриллиантами (коллекция 1914 года). А придумала его Жанна Туссен, арт-директор бренда и муза Луи Картье (внука основателя фирмы). Он частенько называл ее Пантерой, а потом прозвище подхватили и окружающие.
Cartier Trinity
В 1924-м Луи Картье разработал дизайн одного из самых культовых колец — Тринити. Полосы выполнены из драгоценного металла и символизируют разные чувства в отношениях: розовое золото — любовь, белое — дружба, желтое — верность.
Cartier Love
Браслет, похожий на любовные оковы, создал дизайнер Альдо Чипулло в 1969 году. Такая необычная идея пришла к нему спонтанно, после тяжелого разрыва с возлюбленной. Украшение для мужчин и женщин символизирует бесконечную любовь и привязанность. Расстегнуть его самостоятельно — та еще задачка, для решения которой нужна помощь второй половинки. Так и с любовью: чувство зарождается в паре и освободиться от него не так-то просто.
Cartier Juste un Clou
И снова выход Альдо Чипулло. В 1971-м он придумал самый дорогой гвоздь в мире. И это не шутка. Как всегда, для итальянского дизайнера форма оказалась не менее важной, чем материал. Гвоздь, обернутый вокруг запястья, — олицетворение минимализма и уважения к труду ремесленников.
В коллекцию, выпущенную в честь 165-й годовщины дома Картье, вошли серьги, ожерелья и кольца по мотивам того самого «гвоздя».
На сегодняшний день
1. Must de Cartier, 2. Panthere de Cartier, 3. La Panthere В 1981-м бренд Картье выходит на парфюмерный рынок и представляет духи Must, а спустя 6 лет — знаменитые Panthère De Cartier. Совсем недавно, в 2014-м, мир увидел еще один аромат — La Panthère, он символизирует свободу и подчеркивает красоту изящной, независимой женщины. Сегодня французский дом Картье имеет около 200 бутиков в 125 странах и занимает 59 место в списке самых дорогих компаний (по данным рейтинга Forbes 2018 г.). А его браслет Tutti Frutti оказался самым дорогим украшением, когда-либо купленным на онлайн-аукционе: он ушел с молотка за $1,34 млн.
Кольцо Trinity
Назад 1 / 6 Вперед
Вот еще одна история о том, что никогда не поздно исполнить детскую мечту. Кристиан Диор доказал это на своем примере.
Хотим поделиться историей бренда Lacoste: как одежда для теннисистов стала востребованной во всем мире. Источник: www.yapokupayu.ru
История компании Cartier
Cartier входит в Топ 5 всемирно известных ювелирных брендов. На протяжении всей истории изделия Cartier выделялись в разнообразии часов и ювелирных украшений спецификой и уникальностью стиля, который продолжает воплощаться в современных шедеврах Дома.
Луи-Франсуа Картье
Ювелирно-часовой Дом Cartier основал в 1847 году в Париже Луи-Франсуа Картье (Louis-François Cartier). Это был небольшой магазин на Rue Montorgueil, который 28-летний ученик Луи-Франсуа выкупил у своего учителя мастера-часовщика Адольфа Пикара (Adolphe Picard).
Луи Картье бизнес начал в качестве часовщика и продавца ювелирных украшений. Его мастерская пережила буржуазно-демократическую революцию 1848 году и восстание Парижской коммуны 1871 года во Франции. К 1870м годам сын Луи Картье Альфред начал помогать в бизнесе отцу. Революция 1871 года вынудила аристократию Франции бежать и искать для этого деньги.
Аристократы продавали ювелирные украшения, а предприимчивый Альфред выкупал их за бесценок. За этот трудный период Луи Картье с сыном не только удержали бизнес, но и собрали лучшую во Франции коллекцию ювелирных украшений.
Сердце Cartier — бутик на 13 Rue de La Paix, Париж, на рубеже двадцатого века и теперь
Через 52 года Cartier потребовалось помещение большего размера. И в 1898 году на Rue de la Paix 13 в Париже открылся магазин и выставочный зал бренда. Репутация Cartier привлекла внимание богатых и знатных людей, в число которых вошли и королевские дома.
Традицию покупки ювелирных украшений Cartier членами королевских семей ввела принцесса Матильда, племянница Наполеона Бонапарта, в 1856 году. Позже, в 20м веке, король Испании Альфонсо XIII, русский император Николай II и английский король Эдуард VII стали частью клиентуры Cartier. Английский король Эдуард VII назвал Cartier − «Ювелир королей, король ювелиров».
Период с 1904 по 1920 годы стал «золотым» для развития бренда Cartier. После смерти Луи-Франсуа Картье в 1904 году его сын Альферд продолжил дело отца. Альфред Картье ввел в семейный бизнес трех сыновей: Луи, Пьера и Жака. Каждый из членов семьи Картье добавил индивидуальность в компанию, и вместе братья Картье вознесли бренд на вершину славы.
Ожерелье Махараджи Патиалы
Самым большим преимуществом компанию наделил старший брат Луи. Его стремление к совершенству помогло создать ювелирные шедевры, которые стали известны во всем мире. Если изделие не отвечало высоким требованиям Луи, то такое изделие не видел никто. У крупных ювелирных домов того времени тоже был строгий контроль качества, но такого как Cartier не делал никто.
Это и стало принципиально отличать Cartier от любого другого бренда и вывело бренд на зарубежные рынки. Качество изделий было такого уровня, что компания не сталкивалась с издержками в отношении некачественной продукции.
За четыре десятилетия компания Cartier создала лучшие произведения, которые когда-либо видел мир. Под пристальным взглядом Луи бренд выпустил знаменитые ожерелья и браслеты tutti frutti и самое внушительное изделие бренда – ожерелье Махараджи Патиалы, которое содержит 3000 бриллиантов.
Альберто Сантос-Дюмон (слева) и Луи Картье (справа), Париж, 1904 года. Наручные часы Сантос-Дюмон, Париж-Картье, 1912
Луи разработал первые наручные мужские часы, заменив карманные часы. В 1904 году Луи создал часы Santos в честь новаторского авиатора Альберто Сантос-Дюмон. В 1914 году Cartier впервые использовал дизайн часов, вдохновленный элегантным кошачьим рода Panthera. Драгоценные камни воссоздали мех животного, которое позже станет символом бренда.
В 1917 году компания Cartier представила часы Tank, стиль которых вдохновлен шинами протекторов военных машин британской армии. От новых версий часов Tank и Ballon Bleu до дизайна Ronde de Cartier и Tortue – бренд менял форму часов, оставляя неизменным мастерство и инновации каждого дизайна.
Луи первым начал использовал платину в мире ювелирных изделий. Это был сплав особой твердой платины, легче и прочнее золота и серебра. Создание ювелирных изделий из платины произвело революцию в ювелирном искусстве.
1909. Cartier открывает бутик на Пятой авеню в Нью-Йорке.
В то время как Луи Картье создавал ювелирные шедевры, Пьер Картье расширял бизнес. В 1909 году Пьер приобрел особняк на Пятой авеню в Нью-Йорке, который впоследствии стал штаб-квартирой бренда. О малоизвестном в США французском бренде узнала вся страна после того, как Cartier приобрел бриллиант Hope.
Обладание этим бриллиантом не длилось долго − Пьер продал камень нью-йоркской светской львице Эвелин Уолш Маклин. А Эвелин Уолш Маклин продала бриллиант Hope основателю компании Harry Winston. Несмотря на то, что известный бриллиант принадлежал Cartier короткий срок, Пьер знал, что экстравагантный образ жизни миссис Уолш свяжет имя Cartier с бриллиантом Hope на долгие годы.
Компания Cartier пережила Великую депрессию 1930-х годов, Вторую мировую войну и послевоенное время. В то время как многие другие компании закрывались, компания Cartier продолжала успешно вести бизнес, благодаря прибыли, которую приносили бутики бренда на Дальнем Востоке. Репутация качества и надежности бренда стали одними из самых востребованных во всем мире.
Наручные часы с рисунком пантеры, созданные Cartier в 1914 году
В 1933 году художественным руководителем ювелирной мастерской Cartier в Париже впервые стала женщина − Жанна Туссен (Jeanne Toussaint). Мадам Туссен создала знаменитую коллекцию Panthère и закрепила за пантерой статус символа Дома Cartier.
Луи и Жак умерли с разницей в несколько месяцев в 1942 году. Компания Cartier оставалась семейным предприятием до 1964 года. Пьер управлял компанией в одиночку. После смерти Пьера в 1964 году дети трех братьев решили продать каждую ветвь компании отдельно.
В 1972 году консорциум во главе с героем французского движения Сопротивления Второй мировой войны Робертом Хоком (Robert Hocq) выкупил все ветви компании. Единым бренд Cartier остается и сегодня.
В этом же году Роберт Хок представил коллекцию Les Must de Cartier. В эту коллекцию вошли кожаные изделия, ручки, шарфы, ароматы, солнцезащитные очки и посуда. Эти предметы предлагались по цене ниже, чем роскошные ювелирные изделия. Такой шаг сделал доступным мир изделий Cartier большему числу потребителей и продолжил ошеломительный успех бренда в светских кругах.
С 1973 года ювелирно-часовой Дом Cartier выкупает изделия, изготовленные мастерами Cartier на протяжении всей истории развития бренда, и постоянно пополняет легендарную коллекцию украшений. Сегодня коллекция Cartier объединяет 1500 экспонатов, из которых старинные датируются 1860 годом, а современные – концом 20-го века.
1922. Альфред Картье и три его сына слева направо — Пьер, Луи, Жак
Компания Cartier хранит регистрационные записи, фотографии, эскизы и муляжи потерянных изделий из наследия Дома в трех архивах. Главный архив расположен на Rue de la Paix 13 в Париже, второй – в Лондоне, третий – в Нью-Йорке. В архивах задокументирована эволюция творчества Дома, начиная с 1920х годов.
Великое наследие Cartier, его мастерство и экстравагантность, продолжает воплощаться в новых коллекциях бренда. Стать частью мира ювелирно-часового Дома и купить изделия Cartier предлагает салон «Emporium Gold». Подлинность изделий Cartier и характеристики драгоценных камней подтверждены сертификатом. Оплату принимаем в наличной и безналичной форме. Заказ доставим в любой город России бесплатно.
Источник: emporiumgold.com