Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?
Как выглядела раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?
Какие здания украшали средневековые города-коммуны?
1. Архитектура. Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI—XIII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором.
Всюду повторяются очертания полукруглой арки — на сводах, оконных проёмах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.
Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению и молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трёх или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершающаяся пирамидой.
§17.В СЕРДЦЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА.История Средних веков. 6 класс// Авт.М.А.Бойцов,Р.М.Шукуров.и др.
Улыбающийся ангел — олицетворение рая. Статуя портала Реймского собора. XIII в.
Церковь монастыря Мария-Лах. Германия. XII в.
С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь увеличивала число и размер храмов, перестраивала старые сооружения.
С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических. Теперь лёгкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи — на массивные опорные столбы и соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
Схема романского храма в разрезе
Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе. Франция. XI-XIII вв.
Собор в Реймсе. Западный фасад. Франция. XIII — начало XIV в.
Благодаря широким проходам и сквозным галереям, большому количеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — всё создаёт впечатление стремительного порыва ввысь.
Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нём не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.
Как строились города в Средневековье?
Схема готического храма в разрезе
Интерьер готического собора в Бурже. Франция. XIII в.
Химера. Фрагмент фасада собора Нотр-Дам. Париж
Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а норой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.
Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нём напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники.
2. Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры и преимущественно посвящалась религиозным темам: изображала сцены, описанные в христианских книгах, укрепляла в вере и устрашала муками ада. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.
Потомки о готических зданиях
В этих постройках устраивали они столько выступов, разрывов, завитушек. что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, заполняя всю Италию чёрт знает какими сооружениями… Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных… (Дж. Вазари, итальянский живописец, архитектор, историк искусства. XVI век.)
Как же я был поражён, когда приблизился к Страсбургскому собору. У меня дух захватило от его целостности и величия. Собор состоял из тысяч отдельных, гармонически сочетавшихся частей, он приводил в восторг и восхищение, но постигнуть, объяснить его себе было невозможно. (И. В. Гёте, немецкий писатель. XIX век.)
1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С помощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое отторжение у людей XVI века.
2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? Уточните, прав ли он.
3. В чём вы лично согласны или не согласны с представленными здесь мнениями?
Маркграф Эккехард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбурге. Германия. Около 1250 г.
Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приёмы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границу двух миров — грешного, земного и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.
На капителях колонн, крышах и над дверями изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества — сказок, басен, песен.
В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряжённой внутренней жизни.
В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей.
Главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа. Безгрешность и возвышение через страдания и милосердие — вот главная мысль средневекового искусства.
Христос благословляющий. Статуя собора в Амьене. Франция. Около 1220 г.
Фрагмент портала собора в Шартре
Сохранилось множество изображений Богоматери — Девы Марии, Мадонны. Её любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней видели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с Младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.
3. Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.
Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.
Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Множество ярких рисунков отражало всю жизнь людей разного происхождения и достатка: как они одевались и причёсывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. В знаменитых «Больших хрониках» описана в картинках вся история Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.
Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбургами, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться её красотой.
Центральный вход собора в Шартре. Франция. Конец XII в.
«Октябрь». Миниатюра XV в.
Какое настроение создаёт у вас миниатюра?
Изображения людей в минуты труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени — таковы были новшества в книжной миниатюре.
Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV—XV веков.
1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах.
2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству.
3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали?
4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?
5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?
1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы?
2. Объясните смысл фразы: «Готика — дитя города».
3. Выясните, в чём было сходство и в чём различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным?
5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?
§ 28. Средневековое искусство
Источник: vsepredmety.ru
РЫНОК РАТУША СОБОР презентация по истории 6 в
Скачать презентацию РЫНОК РАТУША СОБОР по истории 6 в рынок,ратуша,собор.ppt
- Количество слайдов: 12
РЫНОК, РАТУША, СОБОР. презентация по истории 6 в 2 ряд
Сердце города. • • • В самом центре средневекового города обычно лежала просторная рыночная площадь. Сюда горожане приходили не только для того, чтобы что-нибудь купить или продать. Здесь обменивались новостями, слушали глашатаев, громко объявлявших последние решения властей. На рыночной площади разбирались тяжбы между купцами, и судья тут же прилюдно объявлял свое решение.
Виновного не в очень тяжком преступлении могли прямо на площади высечь или выставить к позорному столбу, чтобы каждому стало известно о его проступке. По праздникам на рыночной площади устраивались игры, танцы и даже рыцарские турниры. Здесь давали представления заезжие циркачи и актеры. Сюда же по тревоге собирались вооруженные горожане, чтобы выступить против врага.
РАТУША Символ независимости и гордость города. Здесь проходили заседания Совета и принимали коронованных особ. Ратуша включала башню – бефруа.
Дом властей • Рядом с рыночной площадью обычно располагалась ратуша, где заседал городской совет. В ратуше хранились городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать. Там же, в прочных сундуках за многими замками, сберегали казну и архив. Из архивных документов особенно тщательно хранили грамоты, в которых были записаны права, вольности и привилегии города. В подвалах ратуши сидели опасные преступники. Снаружи в стену ратуши часто вмуровывалась толстая железная >. •
• Членами городского правительства, совета, были представители самых влиятельных и богатых семейств. Богачами чаще всего становились купцы – члены гильдий, торговавших с дальними странами. В одних городах членов совета избирали на узком собрании > горожан.
В других – члены совета по собственному разумению приглашали в свой круг новых коллег вместо выбывших и обходились без выборов. В третьих – должности в городском управлении попросту передавались по наследству. • Со временем в жизни городов все большую роль начинали играть ремесленники. Они были недовольны, что власть в городе оказались в руках богатых семейств. Во многих городах споры между ремесленниками и патрициями иногда перерастали в военные действия.
Определения. • Гильдия – купеческие сообщества. • Патрициата – богатые семейства. • Глашатае – объявлявшие последние решения властей. • Городской совет – правительство города. • Портал – вход в церковь. • Витражи – цветные окна.
Собор • Величие и мощь. • Близость к Богу. • Центр средневековой культуры. • Центр жизни.
Внутри собора. Как видно, впечатление от того, что внутри, мало отличалось от того, что снаружи.
Романские и готические соборы. • Зодчие, возводившие эти храмы, зачастую использовались приемы древне-римской архитектуры. Поэтому историки называют стиль западноевропейской архитектуры 9 -12 вв. романским. • На смену романскому стилю в 12 -13 вв. приходит стиль готический. У готических храмов тонкие стены, иногда почти целиком состоящие их огромных окон.
Изящные колонны поддерживают очень высокий и на вид невесомый потолок. Шпили, башенки, окна собора – все эти многочисленные детали сделаны так, что они как бы тянутся ввысь. У прихожанина создается впечатление, что огромный храм невесом и стремится взлететь к небесам. Конечно же такая архитектура направляла мысли верующих к небесному, божественному.
• И романские, и готические храмы украшались скульптурами, рельефами и статуями. Так, над главным порталом обычно помещали изображения сцены Страшного Суда. Пусть верующие не забывают, что за все их проступки им в конце концов воздастся по заслугам. • В скульптурных украшениях большого собора можно было > едва ли не все Священное Писание, недаром соборы называли >. Огромные окна готических храмов собирались из кусочков разноцветного стекла. Такие виражи превращались от солнечных лучей в яркие картины, на которых можно было увидеть изображения святых и государей, сцен из Библии или даже из недавней истории.
Романский и готический собор. • Романский собор. Готический собор.
Спасибо за внимание.
Источник: present5.com
Главными украшениями средневекового города были Торговые ряды
Тротуары
Купеческие лавки
Ратуша и собор
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
Ответ разместил: Adidasler05
Доступ после просмотра рекламы
Ответы будут доступны после просмотра рекламы
Показать ответы
Главными украшениями средневекового города были ратуша и собор.
Удалить ответ +1 балл
Ответ подобран нейросетью
Доступ после просмотра рекламы
Ответы будут доступны после просмотра рекламы
Показать ответы
Удалить ответ +1 балл
Другие вопросы по Истории
Напишите самые интересные события которая случилось в москве 5 класс .❤️❤️❤️.
Чи був неминучим церковний розкол (1054 відповідь обгрунтуйте.
Вчём проявлялся застой духовной сферы общества 1964-1984.
Укажите две личности, непосредственно связанные с выбранным вами событием (процессом). укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на хо.
Источник: 0tvet.com