На недавнем рубеже тысячелетий Великий Устюг заполучил в своё пользование бренд «Родина Деда Мороза», говорят, не без протекции Юрия Лужкова, который побывал в городе — ровеснике Москвы — накануне 850-летия обоих городов.
Это событие и последовавшее за ним создание индустрии «дедморозовского сервиса» дало огромный толчок для развития города. Толпы туристов, международные мероприятия, известность… Зачастую это затмевает тот факт, что Устюг, всё же, ровесник Москвы. А значит, о нём есть что рассказать. И показать. В этом вы сразу убедитесь, только увидев городок.
Несмотря на строительство современных домов, центр города практически сохранил свой исторический вид. А история у Устюга богатая. В далёком XII веке на покрытые хвойными лесами земли финно-угорских племён пришли колонисты из Ростово-Суздальской земли. Уже в начале XIII века Устюг был значительным городом в пограничных северо-восточных владениях ростовских князей.
В 1780 году утверждён герб Великого Устюга: полуобнажённый Нептун держит в руках сосуды, из которых бегут тонкие струйки воды; они сливаются в широкий полноводный поток. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять этот геральдический символ: под стенами Устюга Нептун «сливает» реки Юг и Сухону в Малую Северную Двину. В самом названии города запечатлено его географическое положение — город в устье Юга.
Путешествие по терему Деда Мороза
В славном кругу старых русских городов Вологда и Устюг Великий были неразлучны и в торговом деле, и в ратном, и мастеровом… Вологда всегда тяготела к Москве, а Устюг — к Вологде. Московские и северные дружины вместе выступали в походы, плечом к плечу сражались с врагами.
В XVI веке Устюг превратился в своеобразный торговый узел, где сухопутные дороги на Урал и в Сибирь пересекаются с речными, ведущими в Европу через Двину и Белое море. Пестрый и шумный, ярмарочно-оживлённый город. Дождался своего часа Устюг — разбогател, обстроился каменными храмами, купеческими хоромами.
Но, наверное, не случайно на устюжской земле родилось целое племя отважных, отчаянной смелости людей — землепроходцев, прославивших свой город, сослуживших великую службу России. Посадский устюжский человек Семён Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой. Даже сегодня путь от улицы Дежнёва в Устюге до далёкого мыса Дежнёва на северо-восточной окраине Азиатского материка не кажется простым и лёгким.
Именем Ерофея Хабарова, уроженца Великого Устюга, назван далёкий город на Амуре. Он первым пришёл на пустынные берега великой реки и составил её первую карту. Серебряных дел мастер из Устюга Михаил Неводчиков был участником экспедиции Витуса Беринга. Ему и устюжскому купцу Василию Шилову принадлежит честь освоения Алеутских островов. Шилов составил карту пространства от Берингова острова до Аляски…
Места, связанные с жизнью Святых угодников Божиих, составляют духовную сокровищницу Великого Устюга. Глубоко почитаются местные святые. Это святой праведный Прокопий, праведный Иоанн Устюжский, преподобный Киприан Устюжский. В Великом Устюге родился святитель Стефан, епископ Пермский. В 1379 году он направился в Пермь, чтобы наставлять язычников на путь истины.
Дед мороз — вся правда. Стоит ли ехать в Великий Устюг, цены, дорога, преступность..
Много лет он путешествовал по созданной им епархии, проповедуя христианскую веру.
Мировую известность Устюгу принесло искусство чернения по серебру. Устюжская чернь отличается особой прочностью. Финифтяная и черневая фабрика устюжских купцов Афанасия и Степана Поповых считалась второй в России мануфактурой по производству серебряных изделий. В 1929 году в Великом Устюге была создана «Экспортная мастерская», реорганизованная позднее в артель «Северная чернь». Инициатором её создания был Михаил Чирков, внук известного мастера Михаила Кошкова, который более 30-ти лет оставался единственным хранителем секрета устюжской черни.
Я рассказала вам лишь немногие факты из богатой истории города. Чтобы увидеть в нём не только Родину Деда Мороза, лучше всего приехать сюда и прогуляться по старинным улочкам, посетить церкви, зайти в лавку с северной чернью… В общем, это надо видеть самому!
Источник: www.shkolazhizni.ru
Северная чернь
Устюг издревле славился своими художественными промыслами. Пожалуй, самый знаменитый из них – уникальное искусство чернения по серебру, знаменитая северная чернь. Устюжский завод «Северная чернь» бережно сохранил старинную технологию: сегодня, как и триста лет назад, каждое изделие изготавливается вручную со строгим соблюдением «рецептуры» старых мастеров. Понаблюдать, как создаются шедевры, можно в демонстрационном зале завода – пространстве, где соединилось прошлое и настоящее промысла.
Гостям демонстрационного зала покажут все этапы изготовления изделий из черни; по заявкам здесь также проводят мастер-классы, участники которых могут сами попробовать изготовить черненое изделие. Одновременно с этим экскурсантам рассказывают о самых интересных страницах истории промысла.
Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году, хотя само черневое дело пришло на Русь из Византии более 1000 лет назад. Великий Устюг, расположенный в месте слияния двух крупных рек – Сухоны и Юга, в свое время был крупным торговым центром, соединяющим Восток с Западом, а значит, благоприятным местом и для развития различных ремесел.
В XVIII веке черневое ремесло в Устюге достигло своего расцвета, в XIX веке в силу исторических, политических и экономических причин пришло в упадок и возродилось только в XX веке. Заслуга в этом принадлежит последнему на тот момент оставшемуся потомственному мастеру черневого промысла – Михаилу Павловичу Чиркову. Искусству чернения его обучил дед, который, как говорят, даже был вхож в царскую семью. При Чиркове в Великом Устюге в 1929 году создается кооперативная артель «Северная чернь», позже преобразованная в фабрику, а затем – в завод с таким же названием.
В чем уникальность «Северной черни»? Прежде всего – в составе и пропорциях элементов, входящих в состав черневого сплава, который наносится на серебро. Известно, что сплав этот – смесь сульфидов серебра, меди и свинца. Но пропорции этих компонентов и температурный режим, при котором их варят, являются главным секретом мастеров, который они не раскрывают.
Говорят, китайцы, очень интересующиеся устюжской чернью, до сих пор не могут подобрать ни нужную пропорцию, ни температуру. Сейчас секрет черневого сплава принадлежит заводу «Северная чернь», а владеют этим секретом только два чернильщика, связанные договорами о неразглашении тайны. Они никуда не ездят вдвоем и в отпуск ходят по очереди – это делается, чтобы секрет не был утрачен в случае, если с одним из них что-то случится. Для подстраховки у каждого из них есть по ученику, которые впоследствии переймут тайну изготовления северной черни.
В 1920-е секрет чернения знал только Михаил Чирков. В их семье эти знания передавались от отца к сыну, но сыновья Михаила Павловича не захотели заниматься ремеслом и вынудили отца дважды нарушить вековые традиции. Во-первых, секрет был передан не родственнику, а во-вторых, не мужчине: Чирков передал его одной из своих учениц.
Примерно в это же время, как была создана артель, в Устюг возвращается выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, ученик известного художника-графика Василия Матэ Евстафий Павлович Шильниковский. Он становится художественным руководителем артели, и при нем великоустюгское искусство чернения по серебру достигает наивысшего расцвета.
Изготовленный Шильниковским столовый набор с рисунками по мотивам стихов и сказок Пушкина принес «Северной черни» Большую Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. В демонстрационном зале завода можно увидеть и этот легендарный набор, и подлинники других изделий, прославивших промысел, а также посмотреть на эксклюзивные серебряные произведения современного ювелирного искусства.
Любое изделие «Северной черни» – шедевр. Его замысел рождается в воображении художника и с графической точностью прорисовывается на бумаге. Сейчас на «Северной черни» работают три художника, все они являются членами Союза художников России.
Когда эскиз готов, встает вопрос материала, из которого изготавливаются изделия. Металл – серебро – покупают на Урале, оно приходит на завод в гранулах 999 пробы. Это очень мягкое серебро, неприемлемое для работы, поэтому в специальной печи к нему добавляют традиционные компоненты и доводят до 925 пробы. Переплавленный металл выходит в виде слитков по 2,5 кг.
Их фальцуют – «плющат», пропуская через огромные цилиндры, и в итоге получается серебряное полотно. Чтобы представить, как это происходит, экскурсовод завода просит вспомнить советские стиральные машины, где сверху были приспособлены валики для отжима белья.
Изделия из черни могут быть двух видов – плоские (ложки, вилки, браслеты, серьги) либо объемные (кувшины, графины, кубки, кружки). Нам показали, как из серебряного полотна вырезают прямоугольник – будущую вилку или лопатку. Рассказали и как делают объемные предметы: для этого из серебряного полотна вырезают уже не прямоугольники, а диски разных диаметров и толщины.
Диск закрепляют к токарному станку, он начинает вращаться, а мастер с помощью специального инструмента – давильника – помогает серебру принять форму лекала. Это единственный механизированный этап в производстве изделий из черни. Остальной процесс – 85% – это ручная работа. Потому и стоят изделия из северной черни недешево.
Нам показали весь процесс производства изделия из черни на примере серебряного бокала. Сначала будущий бокал напоминает конструктор: берутся 4 части (чашка, основание, ножка и соединительное колечко) – и, как и 300 лет назад, спаиваются.
Паяют вручную, на газовой горелке. Раньше вместо газовой горелки использовался чайник, наполненный керосином, в который был вставлен фитиль: на такой конструкции непросто было сделать ювелирную работу!
Спаянный бокал идет на следующий участок – гравировку. Как на серебряное изделие вручную наносится рисунок, нам показала мастер-гравер Анастасия.
Почти всем профессиям работники «Северной черни» обучаются прямо тут же, на заводе. Только здесь можно стать гравёром или чернильщиком. Новый работник прикрепляется к мастеру, и тот обучает его в течение 7 месяцев. Анастасия рассказала, что для начинающего гравера не обязательно иметь какое-то базовое художественное образование.
Главное условие для поступления на работу – идеальное зрение. Со временем у всех мастеров зрение неизбежно падает: сказывается работа с блестящим серебром.
Гравировке начинают учить на медных пластинках: сначала элементы попроще (палочки, листики), затем – посложнее (узоры). Примерно через 2–3 месяца ученика переводят на работу с серебром, а по истечении 7 месяцев присваивают разряд: от 3-го до 5-го.
Работники 3-го разряда делают более простые изделия – ложки, вилки, различные украшения; 4-й разряд занимается, в основном, объемной посудой – это бокалы, кувшины, ручки. 5-й разряд может изготавливать иконы, которые считаются одними из самых сложных изделий, и другие тематические вещи. А еще существует экспериментальный цех, где работают асы – они делают эксклюзивные изделия на заказ. К примеру, приз-маску для победителей театрального фестиваля «Голоса истории».
При вырезании рисунка на изделии все серебряные крошки тщательно собираются. С этим на предприятии строго: изделие взвешивается, когда его выдают мастеру для гравировки, и когда он сдает его обратно с рисунком. По окончании рабочего месяца все серебро сдается на учет, а мастерам ставятся оценки.
После гравировки изделие попадает на участок, который дал название всему промыслу, – чернение. То, что на экскурсии в демонстрационном зале показать вживую невозможно, показывают в фильме, где в какие-нибудь 10 минут уложен весь процесс создания изделия в технике северной черни.
Здесь видно, как защищают глиной участки изделия, которые не подлежат чернению, как чернильщик наносит разогретую кашицу черневого сплава, вращает изделие на газовой горелке, и чернь заполняет все прочерченные бороздки рисунка, схватываясь с основным металлом. При этом важно не перекалить изделие, не перечеркнуть работу всех предыдущих мастеров. Затем с помощью наждачной бумаги убираются излишки черни – и тоже: виртуозная ручная работа! – надо интуитивно чувствовать, под каким наклоном, с каким нажимом убирать излишки, чтобы не убрать лишнего и не испортить рисунок. Последний этап – полировка, на нем, в основном, работают женщины: готовое изделие здесь доводится до зеркального блеска.
Коллектив завода – более трехсот человек, из них на производстве работает 200. На предприятии строгий пропускной режим. Поэтому тем, кто хочет побывать в демонстрационном зале завода, заявки на посещение нужно оставлять заранее.
Благодарим за экскурсию сотрудника отдела маркетинга завода «Северная чернь» Елену Попову
Источник: cultinfo.ru
Великий Устюг — родина не только Деда Мороза
Дед Мороз несколько тысяч лет путешествовал по городам России. Но 21 год назад он попал в Великий Устюг. Этот старинный город покорил его красотой и уютом, полноводной рекой, гостеприимными людьми и богатой историей.
Решил тогда Дедушка обосноваться здесь, но не в самом городе. В 12 километрах от Великого Устюга раскинулись владения русского волшебника, его вотчина.
Расскажу вам о волшебных местах, куда точно надо сходить.
Городская резиденция Деда Мороза
Городская резиденция Деда Мороза
Она находится в центре города и работает без выходных. Здесь, в тронном зале, волшебник встречается с детворой, когда бывает в городе. Каждый желающий может сфотографироваться на сказочно красивом, резном троне самого Деда Мороза.
Трон Деда Мороза в городской резиденции
А еще здесь есть «Книга добрых дел». В ней ребята пишут рассказы о том, что хорошего сделали за год.
В своей резиденции Дедушка очень любит заниматься творчеством. Помощникам наказал делиться с гостями на мастер-классах секретами уникальных ремесел: шемогодской резьбе по бересте и великоустюгской росписи. Шкатулки, коробочки, тарелки словно окутаны берестяным кружевом.
Туесочки из бересты
В Доме Моды Деда Мороза мастерицы шьют наряды волшебнику, его помощникам и сказочным героям. Гости могут кое-что примерить на себя и пройтись по подиуму. На вотчине у волшебника целая комната одежды.
vk.com/ded_moroz_mode
Музей поздравительной открытки тоже находится в резиденции. Здесь есть открытки, которым более 100 лет. Разглядывая их, словно переносишься из одной эпохи в другую.
Одну из стен музея занимает самая большая в мире открытка, размером 4,2 Х 2,8 метра. Дизайн ее каждый год меняется. В этом году такая:
Самая большая открытка в мире 2019 года
Каждый получает такую открытку в уменьшенном размере. Потом —скорее на почту, чтобы отправить ее друзьям или родным.
Почта Деда Мороза
Ежедневно более тысячи писем со всех концов России и зарубежья приходят сюда. Помощники раскладывают их по категориям, чтобы Дедушке было удобно читать и отвечать. Волшебнику больше всего нравятся письма, написанные от руки, а не на компьютере напечатаны.
К сожалению, некоторые ребята и взрослые забывают указать обратный адрес. И это не единичные случаи. За год до пяти мешков таких писем набирается. Будьте внимательны, иначе ответ вам не придет, и желание не исполнится.
vk.com/dedmoroz
А сейчас напомню адрес для письма Деду Морозу:
162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, Почта Деда Мороза.
Музей новогодней и рождественской игрушки
Только здесь, в одном месте, невероятная красота — много елочек, но украшены они по-разному. Каждая в духе своего времени: начала XX века, 1930-х, 1940-х, 1950-х, 1960-х годов… Игрушки стеклянные и сделанные из ваты, пластмассовые и бумажные, фабричные и ручные, конфеты и орехи соседствуют на елочках.
О каких подарках мечтали дети, чем украшали елочки? При чем тут яблоко, если мы считаем мандарин новогодним фруктом? Откуда пошла традиция празднования Нового года — в этом музее ответы на все вопросы.
Здесь же гости узнают, как встречают Новый год и Рождество в других странах.
Источник: dzen.ru