Горячая эмаль технология ювелирные украшения

Винтажные украшения с горячей эмалью – достаточно редкое явления. Но они настолько особенные, что заметив их среди других, взгляд точно задержится. При этом не каждый догадается, что эта тяжелая, массивная брошь и есть тот самый эмалевый вариант. Стоит заметить, что в настоящее время такие экземпляры на хорошем счету у коллекционеров.

Только взглянув на стоимость этого изделия, сразу будет понятно, что она является ценной. Конечно, мне захотелось больше узнать об эмалевых брошах СССР. Как они выглядят и как изготавливались.

Броши СССР

Что такое эмаль

Оказывается, существует разные виды эмалей, которые используются для изготовления украшений. К примеру, финифть, гильоше, сеянная, витражная, холодная эмали. Все они схожи тем, что при их создании используется стекловидная масса, которая сцепляется с металлической поверхностью. Особняком от них стоит горячая эмаль. Из всех она самая сложная.

Надо заметить, что это древнейшая техника. Она называлась «финифть», пришла из Византии. В России эта технология получила новый термин «эмаль».

Как правильно наносить горячую эмаль | Ювелирное дело

Брошь СССР

Что такое горячая эмаль

Закрепляют эмали, используя всевозможные техники. Горячая эмаль – это разноцветное стекло, которое запекается при высоких температурах вместе с металлом, создавая при этом на его поверхности красивый глянец. Изделия, украшенные горячей эмалью, действительно обладают превосходными декоративными свойствами. К тому же они долговечны, устойчивы к коррозии, не боятся высоких температур и не тускнеют.

На заметку! Горячую эмаль получают при температуре 600-800 градусов.

Браслет СССР Горячая эмаль

Технология изготовления

Как уже было замечено горячая эмаль – самая сложнейшая в исполнении. Этапы изготовления выглядят следующим образом:

1. Приготовление эмалевого порошка

Для начала эмаль необходимо раздробить на мелкие кусочки. Для этого используют прочную стальную ступку. Более мелкие частички помещают в фарфоровую ступку и продолжают их перетирать до тех пор, пока не получился порошок.

2. Просеивание эмалевого порошка

Чтобы состав был однородным, полученный «песочек» просеивают. Для этого используют специальное калиброванное сито.

Читайте также:
Что делают из алмазов украшения

3. Замешивание порошка

Вот теперь в полученный порошок добавляют воду и замешивают однородную массу. По консистенции она должна походить на сметану.

Горячая эмаль Брошь СССР

4. Подсушивание эмали

И даже сейчас нельзя сразу действовать. Необходимо подождать, чтобы лопнули все пузырьки. В ином случае изделие не будет идеально гладким.

5. Нанесение эмали

Далее эмаль наносят на металлическое основание. Здесь также имеются разные техники. Можно наносить один цвет, сочетать с другими. Каждый раз мастеру следует заливать эмаль максимально аккуратно. Ведь только так поверхность будет ровной.

6. Обжиг изделия

Обжигают украшения при 600-800 градусах. Причем температура в них должна быть равномерной. В этот момент происходит расплавление порошкообразной массы, и она становится похожей на стекло.

Эмаль горячая. Подготовка,нанесение,обжиг. Урок для начинающих мастеров.

Бижутерия горячая эмаль. Серьги СССР

7. Шлифовка украшения

После того, как эмаль застыла, ей нужно придать идеальный внешний вид путем шлифовки.

8. Повторный обжиг

Изделие снова отправляют в печь, чтобы после получить окончательный результат: ровную, гладкую, поблескивающую поверхность.

И это только основные этапы. Ведь они имеют массу нюансов.

На заметку! Иногда одно изделие требуется обжигать до сотни раз!

Горячие эмали Брошь времен СССР

Последовательность нанесения эмали

Если в изделии применяется несколько оттенков, то соблюдают последовательность их нанесения. Сначала на металл распределяют жаростойкую эмаль и запекают ее. Процедура повторяется, но уже с составом, отличающимся по степени жаростойкости.

Оказывается самая устойчивая к жару – это белая эмаль. Именно ее наносят первой. Если в изделии нужно использовать розовый, то он следующий. После идут синяя, затем уже зеленая эмали. Потом на очереди черная, а завершает процесс красная эмаль.

Эти премудрости необходимо знать, соблюдать. Если изделие очень сложное по своей композиции, то ему может понадобится обжиг до сотни раз.

Брошь эмаль горячая

Теперь вы видите, насколько сложна технология изготовления горячей эмали. Процесс достаточно капризный и серьезный. Как изделие будет выглядеть в конечном счете, зависит от многих факторов: материалов, соблюдении технологий и даже случая.

Кроме того даже при большом желании мастер не сможет выполнить идентичное украшение. Да, рисунок будет схож, но никогда не будет абсолютно таким же. В точности повторить узор не под силу даже самому опытному мастеру. Именно поэтому украшения из горячей эмали, выполненные во времена СССР, являются столь ценными экземплярами.

А вам понравились украшения, выполненные в этой технике? Вы бы примерили такую брошь на себя?

  • Броши с вышивкой. Милота из СССР, читайте и любуйтесь здесь .
  • Бижутерия завода «Рекорд», читайте и смотрите здесь .
  • Броши из янтаря с флористичским мотивом, смотрите и учитесь определять здесь .
Читайте также:
Снится украшения к чему

Источник: dzen.ru

Горячая или ювелирная эмаль. Разбираемся с техниками.

Ювелирные украшения с эмалью известны с древнейших времен. Еще египтяне и вавилоняне любили украшать ювелирные изделия горячей эмалью. В чем секрет этой ювелирной техники? Разгадка достаточно проста — яркие цвета, которые можно получить на изделии, дешевле чем использовать драгоценные камни, но зачастую ярче эффект.

Пектораль и ожерелье принцессы Сит-Хатхор-Юнет 1887–1878 гг. до н.э Персия 532 — 330г. до н. э.

Так что же такое ювелирная эмаль?

Твердые эмали представляют собой легкоплавкое стекло в которое введены различные минеральные добавки для придания цвета и прозрачности. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов. Плавление происходит при температуре 650 — 800 ° С . Твердость эмали — 3,5 — 5,5 по Моосу.

Какие эмали бывают?

Горячие эмали делятся на три типа: прозрачные, непрозрачные и опалевидные. Прозрачные и непрозрачные равнозначны в использовании и как правило, применяются в различных техниках нанесения. Немного особняком стоят опалевидные эмали. Техника изготовления оп. эмалей достаточно сложная, они более капризные, но на готовом изделии смотрятся очень выигрышнее.

Кто изготавливает эмали?

Как правило, изготовлением эмалей занимаются большие предприятия/заводы. Самые известные — Дулево (Россия), Milton Bridge (Англия), Schauer (Австрия), émail de Limoges (Франция), Art Clay (Япония). А также эмали варят и частные мастера, которые специализируются на интересных и редких расцветках.

Виды ювелирных техник с эмалью

История оставила нам много различных предметов с ювелирной эмалью — кулоны, подвески, браслеты серьги и кольца. Каждый мастер или ювелирная фирма, которая изготавливает изделия с эмалью имеет свою любимую технику. О них сейчас и поговорим.

Перегородчатая эмаль

Русская перегородчатая эмаль Федора Рюкерта

Одна из самых часто используемых техник изготовления ювелирных изделий с эмалью. На изделие/металл напаиваются узкие ленточки/перегородки из металла в виде узора или орнамента. Между этими перегородки и укладывается горячая эмаль. Предварительно эмаль растирают в мелкий порошок, просеивают, разводят дистиллированной водой до состояния кашицы. После нанесения тщательно просушивают и делают обжиг.

Выемчатая эмаль

Кисти для помазания.

Разновидность перегородчатой эмали. Только выемки делаются непосредственно в металле, путем выемки фона штихелем. После первого обжига, эмаль шлифуется заподлицо и проводится последняя огневая полировка. Конечный результат получается очень красивый.

Читайте также:
Украшение веранды на новый год своими руками

Финифть

Образ Спаса Нерукотворного в технике финифти.

Многослойная роспись цветной эмалью с обжигом каждого последующего слоя. Очень трудоемкая техника. С этой технике работают мастера Ростова Великого.

Эмаль-гильоше

Бонбоньерка фирма К.Фаберже.

Эта техника нам знакома по работам великого Карла Фаберже. На металлический фон наносят специальным инструментом (штихелем) полоски зеркала. Полоски наносят в строгой последовательности, их еще называют тангирные сетки. Сверху этот рисунок покрывают прозрачной эмалью и обжигают. Очень сложная и трудоемкая техника. На данный момент почти утеряна.

Эффект гильоше раскрывается только при правильном угле заточки штихеля, чистоты металла и правильной толщине слоя горячей эмали.

Витражная эмаль

Украшение в стиле арт-деко. Витражная эмаль, чарка

Это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стеклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнездах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло. Трудоемкая техника.

Холодная эмаль

В современной ювелирке широкое распространение получила холодная эмаль. Это разновидность эпоксидных и полиэфирных смол с колерами. Распространение холодная эмаль получила у ювелиров получила по одной простой причине — простота нанесения и некритичность к эксплуатации. В этой статье мы не будем касаться техник холодной эмали.

Источник: rukrest-shop.ru

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков.

Последнее время мы наблюдаем повышенный интерес к работе с горячей эмали. Раньше с эмалью работали только художники, обучавшиеся в специализированных художественных заведениях, и нам не приходилось отвечать на самые простые и общие вопросы по работе с ней. Теперь появилась необходимость вывесить некоторые сведения и рекомендации по работе с горячей эмалью.

Это аннотация от производителя английской эмали, переведенная и доработанная нами. Повторяюсь, сведения исключительно общие и краткие, которые не ответят на все вопросы , возникающие у новичков. Но они хоть как-то помогут на начальном этапе тем, кто решил самостоятельно осваивать это искусство.

Методы нанесения

Сухой метод нанесения эмали.

Метод сухого нанесения эмали наиболее широко используемый и является предпочтительнее там, где покрытие должны быть равномерным. Металл покрывают фиксатором для эмали с помощью мягкой кисточки или распылителя. На рабочей области размещают чистый лист бумаги для сбора избыточной эмали. Небольшое количество порошковой эмали помещают в пластиковое сито.

Заготовки для эмалирования размещают на бумаге, положив ее на палочки (карандаши). Все другие вспомогательные инструменты должны находиться в легкой доступности от вашей руки. Расположите сито с эмалью над заготовкой и легким постукиванием указательного пальца по ситу равномерно распределите эмаль на поверхности, на толщину примерно равную толщине металла.

Читайте также:
Можно ли в самолете перевозить украшения

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 1

На первом фото на пластину наносится специалньный фиксатор для эмали. На втором, эмаль через сито насеивают на фиксатор. Фиксатор, высыхая, удерживает эмаль. Это обеспечивает перемещение пластины, без возможных потерь эмали.

Влажный метод нанесения эмали

Это метод является предпочтительным там, где не требуется покрытия больших поверхностей. Эмалевую суспензию готовят путем перемешивания небольшого количества воды и порошковой эмали. Суспензию наносят на металлическую поверхность с помощью шпателя , кисточки. Романтичные натуры и любители винтажа могут использвать старое гусиное перо со срезанным кончиком.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 3

После каждого из вышеуказанных методов , эмаль должна быть полностью высушена перед обжигом.

Феном эмаль сушить нельзя! Для скорейшего высыхания помещаем изделие с эмалью на верх разогретой муфельной печи.

Техники эмалирования

Для изготовления изделий с эмалью используются как современные так и традиционные техники.

Влажный способ наложения эмали может быть использован для создания дизайна непосредственно на металле или на ранее обожженном базовом слое. Это метод используется в следующих традиционных техниках.

Перегородчатая эмаль (Cloisonn)

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 4

Здесь области эмали разделены медными или серебряными перегородками, которые припаяны к основному металлу. Тип Cloisonn можно сделать, нажав на перегородке в слой необожженной эмали (интересно, но мы не пробовали

После обжига эмаль держит перегородки и берет на себя функцию жесткого припоя.

Пайка перегородок требуется не всегда, в основном на объёмах. На плоских изделиях перегородки закрепляются с помощью медицинского клея БФ, как на чистом металле, так же и на базовом слое эмали.

Витражная , пликажур

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 5

Метод, по сути такой же, как перегородчатая эмаль, но без металла — основы. Рисунок из перегородок удерживается с помощью обожженной эмали, которая располагается во время обжига на листе слюды.

Выемчатая:

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 6

фото работы мастерской «Спеха Дар»

В этой технике эмали обжигается в выемках, которые вытравливаются кислотой на поверхности металла. Так же существуют другие способы получение выемок в металле, такие как давление, гравировка, литье.

Это далеко не все способы и методы работы с эмалью.

На обожженном базовом слое можно создавать дизайн украсить цветными эмалями и жидкими препаратами драгоценных металлов, или использовать небольшие кусочки дробленой эмали, стринги (тонкие ниточки эмали). Они могут быть уложены на базовый и во время обжига в печи, когда эмаль уже начала плавится, специальным инструментом перемешивать цвета, создавая неповторимый дизайн. Этот метод может производить поразительные результаты.

Читайте также:
Украшение труб своими руками

Обжиг

Печь должна быть нагрета до температуры 780 — 800 ° С. , при такой температуре камера становится красного цвета. Изделия должны быть аккуратно размещены на подходящую подставку для обжига (идеальный вариант нержавеющая сталь), и вся конструкция помещается в камеру обжига с помощью шпателя или ухвата.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 7

Дверь печи должны быть закрыты и наблюдать за обжигом можно через специальное окошечко. Поверхность эмали будет чернеть, а затем будет становиться ярко-красного цвета как камера печи и у нее появится блеск.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 8

Подождите несколько секунд после этой точки, а затем удалить подставку из печи, разместив ее на огнеупорную площадку для охлаждения. Время обжига зависит от размера изделия, для ювелирного украшения 2-3 минуты.

После обжига все непокрытые металлические поверхности будут покрыты оксидом — окалиной. Это можно предотвратить покрывая чистые участки металла системой защиты от появления окалины T39. Средство легко смывается. В переводных книгах по эмали это средство еще называется биндер.

Отдельно, хочется остановится на температуре обжига. 800 градусов — это немного условное значение, 10 градусов ниже или выше, не сыграют трагическую роль при обжиге. При отправке в камеру изделия, температура обязательно падает на 60-80 значений, до заданного значения она будет подниматься примерно минуту. Если вы будете обжигать при температуре 750 градусов вы будете это делать чуть дольше, если выставить 850, то быстрее. Окончание обжига определяется визуально.

Контрэмаль

У металлов и эмали разные характеристики линейного расширения и после обжига есть вероятность появления трещин в слое эмали. Чтобы уравновесить напряжение в эмали и металле применяется контрэмаль, эмалирование обратной стороны изделия. В линейке эмалей Милтон Бридж есть специальная эмаль T237. Контрэмаль можно наносить как сухим так и влажным методом. Контрэмаль наносится и обжигается в первую очередь, что бы обеспечить дальнейшие удачные обжиги изделия.

Подставки для обжига

Всевозможные варианты подложек для обжига могут быть согнуты из сетки нержавеющей стали (немагнитящейся). Сетка может быть использована как плоская подставка, согнув вниз углы, вы сформируете ножки. Эта подставка может быть перевернута вверх дном и ножки используются в качестве точек опоры, при использовании контрэмали. Для обжига изделий с контрэмалью существуют специальные подставки.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 9

подставка из сетки

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 10

подставка для обжига с контрэмалью

От себя добавим. Не стоит сразу делать шедевры. Попробуйте просто нанесьти эмаль разными способами на основу и

обжечь . Сделайте палитру имеющихся у вас цветов.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 11

Очень полезное занятие, особенно для новичков.))

Источник: www.livemaster.ru

Рейтинг
Загрузка ...