Грибатка украшение как сделать

2. Сообщение темы занятия: Я хочу, чтоб вы сами сказали, чем мы будем заниматься на занятии. Для этого я приглашаю вас сегодня окунуться в мир народной культуры и почерпнуть глоток живительной воды для современного творчества

Посмотрите, пожалуйста, слайд №1.

Что вы увидели? Правильно, это традиционный народный костюм Белгородской области, женский и мужской. Что общего вы заметили в женском и мужском костюме? (вышивка на рубахе, украшение) Как называется это украшение? (грибатка). Вы можете теперь сказать, что же станет сегодня предметом нашего внимания? (ответы)

3. Актуализация знаний

Что вы знаете о грибатке? (ответы)

4. Сообщение нового материала: сообщение сведений о грибатке, традициях ее изготовления, использования.

ГРИБАТКА — это нагрудное украшение женского и мужского костюма нашей области. В русском костюме этот вид украшений в виде кругов на тесьме не имеет аналогов. Эти украшения назывались – грибатки. Грибатка служила обязательной принадлежностью праздничного костюма молодых замужних женщин и мужчин.

Грибатка (мастер-класс)

В нашей и Воронежской губернии и надевалась с рубахой, имевшей на плечах черную вышивку. На большие праздники надевали сразу несколько грибаток, как на грудь, так и на спину. Их надевали по праздникам в южных областях (воронежской, курской, белгородской и рязанской) не только женщины, но и мужчины, что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

В мужском свадебном костюме обязательным дополнением к рубахе служило ожерелье — «грибатка», на свадьбе это был непременный атрибут. Безусловно, надевались они не столько для красоты, сколько в качестве амулета, талисмана, своеобразного оберега. По числу декоративных солнышек на последних молодой супруге прочили количество будущих детей.

Грибатка представляла собой висячее монисто из кругов – «ярил», размещенных по сдвоенным шнурам, искусно украшенное бусинами (стеклянными, позолоченными, посеребренными), бисером разных цветов и оттенков, пуговками, яркой вышивкой.

5.Закрепление нового материала

— Какой основной элемент составляет грибатку? Какие цвета использовались? Из скольких кругов – ярил может состоять грибатка? Каким декоративным элементом заканчивается украшение? (ответы) Нарисуйте, пожалуйста, традиционную грибатку. (практическая работа детей). Представьте свои рисунки на стенде.

6. Актуализация знаний

— В современной моде актуально использование народных традиций. Посмотрите на свои рисунки и скажите, могла бы грибатка украсить современный костюм? Может ли грибатка изменить свой образ? Народные традиции вдохновляют современных художников на создание новых аксессуаров. Посмотрите работы молодых художников, которые создали свои варианты грибатки.

слайды №3,4,5,6,7

— Из каких материалов созданы эти украшения? Какие элементы использованы в украшении? Какие цвета использовались при создании современной грибатки? Сохранены ли традиционные цвета грибатки? Как вы думаете, можно ли создать такое украшение из кожи?

Читайте также:
Украшение детской для мальчика своими руками

Мастер-класс: Делаем старинное традиционное украшение «ГРИБАТКА»

Какие приемы обработки кожи можно использовать для украшения круглых элементов? (т/обработка, плетение, драпировка, аппликация, и др.) Какие цвета вы использовали бы для изготовления своей грибатки?

7. Практическая работа

Я предлагаю вам закрыть глаза и представить свою авторскую грибатку. А теперь нарисуйте свое украшение. (изготовление эскизов) Почувствовать атмосферу народного творчества вам помогут народные песни Белгородской области (звучат народные песни Алексеевского района).

Поместите свои авторские эскизы рядом с традиционными. Что изменилось? (цвет, расположение круглых элементов, декоративная отделка ) Обсуждение эскизов по плану: используемые цвета, материал; количество элементов; способ украшения кругов.

Обсуждение технологии изготовления:

-Напомните, пожалуйста, правила безопасности труда (ответы)

— С чего мы начнем работу? Составление алгоритма изготовления изделия (подбор материала, крой кругов и шнуров, декоративное оформление кругов, сборка изделия).

Приступаем к работе (звучат народные песни Белгородского региона).

Готовые работы помещаются на стенд.

8. Анализ работ.

-Я чувствую, что ваши работы излучают добро, ведь они несут в себе память прошлых поколений, мудрость нашего народа. Как вы считаете, удалось ли нам передать народный колорит украшений? По каким признакам можно судить, что это украшение в народном стиле? (яркие цвета, сохранение традиционной формы, использование для украшения элементов народных орнаментов – крест, коловорот).

Какая изюминка есть в вашей работе? Чем она отличается от других? Полностью ли удалось реализовать свой творческий замысел?

9. Рефлексия

-Какие чувства посещали вас во время работы? Что интересного вы сегодня узнали? Вам хотелось бы продолжить работу по изучению аксессуаров народного костюма? (ответы детей).

Мне было очень интересно увидеть, как в ваших руках рождается современное украшение, которое несет тепло ваших рук и сохраняет память о народных традициях. Грибаткой украшали праздничный костюм, поэтому я предлагаю вам украсить себя и гостей грибатками и присоединиться к празднику, на который нас приглашает фольклорный коллектив «Каравай».

Входит фольклорный коллектив «Каравай», заводит хоровод, в который включаются все присутствующие.

Спасибо ансамблю «Каравай», давайте поблагодарим друг друга традиционным русским поклоном. Спасибо вам за то, что вы увлеченно работали, что вы прониклись духом народного творчества, я надеюсь, что вы сохраните интерес к нашей народной культуре.

Занятие окончено.
Приложение 6
План открытого занятия

студии народного творчества «Отрада»
Дата проведения: 20.04.06.

Руководитель студии: Камнева Марина Евгеньевна.

Педагог студии: Садовая Елена Михайловна – педагог студии.

Концертмейстер: Лапшин Николай Николаевич.

Возраст детей: Старшая группа (13 – 18 лет).

Тема занятия: Традиционная культура как средство духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования.

Форма занятия: Презентация программы студии народного творчества «Отрада».

Ход занятия: Рассказ руководителя студии иллюстрируется концертными номерами в исполнении ансамбля студии «Отрада».

Оформлена выставка работ декоративно-прикладного творчества участников студии. По ходу презентации происходит знакомство с каждым участником студии, его творческая характеристика.

— Во все времена духовные, нравственные и культурные ценности народа передавались от поколения к поколению. Современные условия жизни, к сожалению, прервали традиционную преемственность поколений, естественный процесс развития народного творчества. Под угрозой оказалось нравственное здоровье нации, традиционные жизненные устои.

Песни, сказки, традиционные обряды и обычаи, ремесла составляли целостную систему воспитания. Нарушив эту систему, мы лишились ценнейшего дидактического материала в эстетическом, нравственном, трудовом воспитании подрастающего поколения. На Алтае богатейшим источником духовно-нравственного воспитания были традиционные культуры двух основных групп: староверов и казаков.

Читайте также:
Украшение из галстука сделать

На Алтае проживали несколько групп старообрядцев: «каменщики», «поляки», «беспоповцы» и др. Все они, благодаря своей замкнутости, очень хорошо сохранили свою культуру, традиции.

На контакт с «мирскими» староверы шли очень неохотно, но тем не менее участники фольклорных экспедиций сумели записать и таким образом сохранить достаточно большое количество музыкально – песенного материала, который используется в репертуаре студии после расшифровки и, если это нужно, небольшой обработки. Если староверы были сосланы в Сибирь, то казаки находились на «государевой службе». У этого сословия был совершенно другой жизненный уклад. Эти две культуры переселенцев Алтайского края, дополняя друг друга, а иногда (очень редко) и смешиваясь, а также испытав влияние тюркского населения, образовали богатейшую, самобытную культуру русского населения Алтайского края.

Современные дети не получают знания о культуре своего народа путём передачи традиции, поэтому приходится искать разные способы их приобщения к истокам. По этой причине в программе возникли три направления: ансамблевое пение, сольное пение, прикладное творчество.

Цель работы студии – чтобы каждый ребёнок, прикоснувшись к одному виду творчества, захотел проникнуть как можно глубже в традицию своего региона.

Занимаясь по данной программе, изучая песенное творчество, народные ремёсла, обряды и обычаи своих прародителей ребёнок не только получит знания об истории и культуре своего края, но и обогатится духовно, разовьёт свои творческие способности, осознает себя частичкой культуры великого народа, что особенно важно для вступления во взрослую жизнь.

  • «Я у маменки выросла в холя» (Петропавловский р-н АК);
  • «Шел казак» (Петропавловский р-н АК);
  • «Подружка моя» (частушки Краснощёковского р-на АК)
  • «Ой горы мои» (протяжная песня АК);
  • «Кукареку» (весенняя закличка Омской области);
  • «Припевки» (песня семейских старообрядцев, Башкирия);
  • «Жигули» (муз. А. Костюка);
  • «Как под лесом под лесочком» (РНП в обр. Л. Шаминой);
  • «У ворот батюшкиных» (РНП в обр. Бекетова).
  • Белокур Ольга
  • Опарин Роман
  • Рябцева Валентина
  • Силина Виктория
  • Кадыкало Наталья
  • Малышкина Наталья
  • Дошлова Татьяна

Приложение 7
План открытого учебного занятия по предмету «Хореография»
педагог дополнительного образования В.А. Грищенко

Год обучения: 1-3

Количество: 18 человек

Тема: Чтобы помнили….

Цель занятия: воспитание патриотических чувств и уважительного отношения к старшему поколению.

  • развитие образного и логического мышления , умения передавать характер, чувства, эмоции через сценическую пластику, песню;
  • воспитание патриотизма, духовных традиций, любви и уважения к окружающим;
  • формирование чувства ответственности за результаты коллективной и индивидуальной творческой деятельности.

Оснащение занятия: аудиоматериал, реквизит, сценические костюмы, видеоаппаратура.

Тип занятия: комбинированный

Форма занятия: коллективная работа, занятие-инсценировка

Методы: метод создания ситуации творчества; метод учебного диалога; ассоциативный метод.

  1. Организационный момент:
  1. Мотивационный этап:
  1. Практические применение знаний и навыков:
  • вокальный номер в исполнении Екатерины Кокориной «Солдат»,
  • миниатюра «Вальс»,
  • композиция «Священная война;
  • танцевальная миниатюра со свечами;
  • финальная песня «Жди меня», исполняет Антон Тимофеев
  • 4. Рефлексия, подведение итогов. Поклон.

Источник: ohimii.ru

Технология изготовления грибатки воронежско-белгородского пограничья

Обязательным элементом традиционного праздничного костюма в воронежско-белгородском пограничье является грибатка. Территория распространения этого украшения охватывает русские села Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов Белгородской области, русские села Острогожского района Воронежской области.

Грибатка – это нагрудное украшение типа длинного ожерелья и представляет собой плетеный на дощечках шнур со вставками бисера – гарус, на который сверху прикрепляются круглые и полукруглые розетки – мохры.

Читайте также:
Украшение санта своими руками

Грибатки носили и девушки, и женщины, и мужчины. Мужские и женские отличались по форме, декору и количеству мохров. Кроме того, по той же технологии делали женские наспинные украшения – замётки или назадники и мужские узкие пояса.

Грибатки воспроизводятся до сих пор, хотя материалы, разумеется, изменяются, меняется мода (в традиционном искусстве она также существовала и существует), что несколько меняет внешний вид грибатки.

Для изготовления гаруса нужны достóчки (дощечки), нитки, и бисер. Достóчки делали обычно из осинового дерева квадратной формы размером 6,5 х 6,5 см и толщиной 3 мм (с обточенными и слегка закругленными краями, чтоб острые края не рвали нитки и не поранили руки) с четырьмя дырочками по углам. В настоящее время можно изготовить достóчки из пластмассы.

Нитки используются только черного цвета, шерстяные, в настоящее время – шерсть с синтетикой. Каждая нить, которая заправляется в дощечки, составная – из четырех нитей. Нить нарезается длинная – 3 метра, один конец пропускается через два верхних отверстия досточки, другой – через два нижних. Таким образом, для шести дощечек понадобится шесть длинных нитей.

Концы мастерица собирает в пучок, связывает и закрепляет у себя на поясе, а серединки каждой нитки петлей накидывает на крючок в стене. Они являются основой для плетения (ткачества). Для работы нити должны быть туго натянуты (от крюка в стене до пояса мастерицы), а досточки должны быть у самого края, то есть – у пояса мастерицы.

В качестве уткá используется толстая хлопчатобумажная нить (обычно – №20) с нанизанным на неё мелким черным, прозрачным или золотистым бисером. Этой ниткой перетыкается основа. Она пропускается между нижними и верхними рядами таким образом, чтобы по три бисеринки оказались по краям шнура, и по 3 бисеринки – в середине между рядами ниток (то есть между досточками).

Количество бисеринок в середине шнура может быть и меньше. Следует пальцами правой руки помогать удерживать бисер между рядами. После того, как уток прошел один раз горизонтально, перед поворотом утка в обратную сторону, надо рукой повернуть все 6 досточек два раза к себе (то есть на две стороны квадрата по часовой стрелке), а по ходу утка нить и бисер подбить палочкой, чтобы шнур оказался плотным.

Работа может занять несколько дней. В результате получается плоский широкий шнур с бисеринками посередине и бисерными зубчиками по краям. Середина гаруса выплетается без бисера (чтобы он не тёр шею). Первые и последние несколько рядов выплетают также без бисера, чтобы удобнее закрепить нитки. Из трехметровых ниток основы (пополам – 1,5 метра) получается гарус длиной примерно 1 метр.

В селе Афанасьевка и в других селах Воронежско-белгорожского пограничья делали гарусы и с двумя бисерными дорожками, для этого нужно бóльшее количество достóчек, и бисер пропускается между рядами два раза (например, 3 досточки- бисер – две досточки- бисер – три досточки).

Мохры, которые прикрепляются на гарус, изготавливаются отдельно. Для этого требуется плотная картонная бумага, холст, кусочки ткани или ленты, цветные шерстяные нитки и желтые металлизированные нити, бисер и блестки.

Читайте также:
Техника украшения салфетками как называется

Мохры для женской грибатки имеют твердую основу. Для нее вырезаются 4 или 6 картонных кружков диаметром от четырех до шести сантиметров (диаметр зависит от традиций села, семьи, моды и предпочтения заказчицы), каждый из кружков с двух сторон обкладывается грубой холстиной, вырезанной также по размерам картонного кружка. С лицевой части в серединку пришивается пуговичка или пайетка, затем от середины по кругу вприкреп накладываются золотые (металлизированные) нити с четырьмя или с восьмью точками прикрепа.

Получающиеся радиальные линии прикрепа сверху закрываются золотой нитью, в результате вышитая серединка напоминает розетку с лучиками – это один из самых распространенных на земле солярных знаков, встречающихся практически в любой традиционной культуре мира. Края мохров обметываются плотно красными шерстяными нитками, поверх них — золотыми нитями с проредью, ширина обметки – 1,5 см. По краям мохров пришивается бусовый бисер (то есть мелкие стеклянные золотистые бусинки).

Гарус и мохры густо украшаются блестками (пайетками). В старину они были мелкие, металлические, в настоящее время – крупные, из полиэтилена.

Готовые мохры пришиваются на гарус: по 2 пары для менее праздничного убора и по 3 пары для богатого женского убора. На края грибатки пришиваются полурозетки в форме перевернутой шляпки гриба, (отсюда, видимо, и название украшения – грибатка). Крайние мохры отличаются от мохров-розеток.

Они не имеют твердой основы и представляют собой широкую обмётку шерстяными нитками разных цветов. В завершение края грибатки соединялись плетеной шерстяной косичкой (чтобы гарус не соскочил с груди и не разлетался во время пляски). К середине косички пришивали маленькую иконку или крестик. Таким образом, грибатка выполняла главную функцию в традиционном костюме – оберегала от сглаза, от любой порчи и нечистой силы.

Мужская грибатка – это гарус с концевыми мохрами (полурозетками). Её обычно так и называли – гарус. Если на мужской гарус пришивались мохры, то они в отличие от женских не украшались блестками и бисером и не имели твердой основы, кроме того, они имели не круглую, а прямоугольную форму.

Плетеный шнур с гарусом на концах использовался также для изготовления наспинного женского украшения – назадника или замётки (так называют назадник в селах Русская Тростянка и Шубное Острогожского района Воронежской области). Он завязывался на шее концами назад, длинные хвосты висели на спине. У горловины прикрепляли к шнуру самодельную круглую двустороннюю иконку с изображением на одной стороне Спасителя или Николая-угодника, а на другой – Богоматери. Такие иконки изготавливали раньше местные умельцы.

Назадник мог быть и поясной – то есть завязываться на талии концами назад. Мода на такие украшения больше всего сохранилась в селе Большебыково Красногвардейского района.

Мужской пояс также плели на достóчках, но бисер вплетался только на концах (сантиметров 15-20). Кроме концевых мохров, на пояс пришивали и мохры прямоугольной формы на мягкой основе, чтобы утяжелить концы и зрительно их укрупнить.

Круглые мохры также использовались для декорирования женского головного убора – сороки: их нашивали сбоку и сзади на твердую налобную шапочку и на позатыльню. Кроме того, мохры носили и как сережки, приделав к ним металлический крючок (в селах Алексеевского района Белгородской области). Мохры служили дополнительным украшением к сороке: их привязывали к гусиным перьям и подтыкали под позатыльню на уровне виска (в селах Русская Тростянка и Шубное Острогожского района Воронежской области).

Читайте также:
Rassvet detail украшения отзывы

Список фотографий

Главное фото – Грибатка из коллекции Воронежского областного краеведческого музея. Фото 2009 г.

01 Схема плетения гаруса. Составлена Г.Я. Сысоевой

  1. 2015 – Г.Я. Сысоева
  2. Личный архив Г.Я. Сысоевой

02 Фрагменты разных гарусов грибаток с. Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015 г.

  1. Экспедиция – Воронежский государственный институт искусств.
  2. 2015 – Г.Я. Сысоева, А.А. Самотягина, О.В. Саввина, Е.В. Козько.
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Афанасьевка.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Отчет 312, фото 010а.

03 Грибатка с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015 г.

  1. Воронежский государственный институт искусств.
  2. Из этнографической коллекции Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Инв. № 15 (приобретена у Бугаковой М.Ф., 1939 г.р., уроженки с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл.)
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Иловка.
  4. Личный архив Г.Я. Сысоевой

04 Махор (фрагмент грибатки) с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015 г.

  1. Воронежский государственный институт искусств.
  2. Из этнографической коллекции Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Инв. № 15 (приобретена у Бугаковой М.Ф., 1939 г.р., уроженки с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл.)
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Иловка.
  4. Личный архив Г.Я. Сысоевой

05 Иконка с замёткой с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл.

  1. 2015 – Г.Я. Сысоева.
  2. Личный архив Г.Я. Сысоевой.

06 Мужской пояс с. Афанасьевка Алексеевского р-на Белгородской обл.

  1. 2015 – Г.Я. Сысоева
  2. Личный архив Г.Я. Сысоевой.

Источник: www.vrnfolk.ru

Традиционное украшение, за которым прятали душу

Грибатка изготавливалась из трех полос черной тесьмы, обшитой прозрачным бисером и соединенных между собой так же с помощью бисера. На концах тесьмы симметрично нашиты розетки, которые расшивались золотыми нитями, пайетками и бисером. К нижней части тесьмы так же приливались розетки. Внизу грибатка соединялась тоненьким шнурком, на который вешали образок или крест.

Грибатка характерна для Белгородской области , она служила обязательной принадлежностью праздничного костюма молодой замужней девушки. А на большие праздники надевали сразу несколько украшений)

Смотрите замечательное видео из села Большебыково Белгородской области ❤️

Грибатка не просто украшение. Она носила обереговое значение . Вообще все нагрудные украшения появились с целью того, чтобы закрыть душу от посторонних глаз. Считалось, что душа человека находится в груди, поэтому грудь сверху покрывали украшениями и оберегами. Это украшение содержало все солнечные символы. И по своей форме и по цвету.

Надевалась грибатка поверх бус – они тоже, на манер миниатюрной кольчужки, «закрывали» душу. Висели обязательно в несколько рядов, гирляндо – под стать траектории движения Солнца вокруг Земли.

Грибатки носили не только женщины: мужской вариант тоже был в ходу, только выглядел намного скромнее. Мужские и женские отличались по форме и декору. А еще Грибатка показывала, насколько богат и состоятелен человек ☀️

Кстати, сейчас тоже стали делать и продавать на заказ грибатки. Некоторые современные бренды, создающие одежду с элементами традиции делают украшения на заказ. Найти их можно в открытом доступе.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
Загрузка ...