Этнический стиль включает в себя множество направлений: культура каждой страны богата и разнообразна. Но Индия занимает в этом списке особое место. Восточные украшения славятся обилием декора и глубоким символизмом, уходящим корнями в глубину эпох.
Как формировался стиль
Ювелирное искусство в Индии активно развивалось еще с доарийских времен. Это подтверждают археологические раскопки цивилизаций Мохенджо Даро и Хараппы, а также древние летописи. Первые упоминания о ювелирных изделиях появляются около 4 тыс. лет до н.э: мастера изготавливали тонкие длинные цепи из серебра и золота. Начиная с 300 г. до н.э., стали использовать бриллианты.
Индия — родина литотерапии. Эта практика подразумевает использование минералов для лечения духовных и телесных болезней. Она определяет сочетания драгоценных камней, которые нужно применять для той или иной хвори. Научного подтверждения практика не получила, но активно используется и до сих пор.
Русский Рынок в центре Индии | Место, где можно купить лучшие кожаные вещи и ювелирку |Вкусная Индия
Украшения в индийском стиле, с их богатой и яркой палитрой, давно привлекали чужестранцев. Так, в 20-х годах прошлого века коллекция ювелирных изделий вызвала настоящий фурор в центре европейского ювелирного искусства — Париже. Оригинальные подвески и тюрбаны, браслеты и кольца, украшенные драгоценными камнями, пользовались большим спросом.
Таких «волн» популярности индийских украшений можно насчитать немало. Их любили представители субкультур и духовных практик, художники и музыканты, дизайнеры и стилисты. Кажется, что индийская культура — это бездонный колодец, из которого может напиться каждый желающий.
Особенности
На протяжении веков индийские украшения менялись, обогащаясь новыми формами, техниками и материалами. И все-таки кое-что оставалось неизменным: тяга к роскоши и эстетическому великолепию. Причем эти черты были свойственны не только женским, но и мужским ювелирным изделиям.
Украшения
Наряд невесты в Индии считается неполным, если не включает 16 видов украшений. Среди них:
- кольца и перстни;
- кольца для ног;
- пояса с вышивкой золотыми нитями;
- ожерелья;
- украшения для носа;
- подвески на пробор и украшения для лба;
- браслеты из натуральных камней.
Многие из них стали частью современной моды во всем мире. Шарм и обаяние восточной культуры вдохновляют многих современных дизайнеров: украшения Pandora, Chaumet, Bvlgari часто содержат в себе ее элементы.
Материалы
Украшения в индийском стиле изготавливаются из золота и серебра. Большое внимание уделяется камням, среди которых преобладают:
- сапфиры;
- жемчуг;
- слоновая кость;
- лазуриты;
- яшма;
- сердолик;
- бирюза.
Широко распространена техника эмалирования. Она позволяет раскрасить украшения яркими красками: пожалуй, нет ни одного оттенка, которого бы обошла стороной эта богатая культура.
30. В ИНДИЙСКОЙ ЮВЕЛИРНОЙ ЛАВОЧКЕ. КАМНИ, СЕРЕБРО, БРАСЛЕТЫ. ДХАРАМСАЛА.
Символы
В оформлении индийских украшений преобладают флористические и анималистические мотивы. Здесь много изображений растений и животных, причем каждому из них придается свое, особое значение:
- лев — символ силы, величия и царственной роскоши;
- павлин — красота и любовь;
- змея — мудрость и смелость;
- жасмин — плодородие;
- слон — надежность, уверенность, мощь.
Один из самых распространенных символов — цветок лотоса. Он ассоциируется с гармонией между внешним и внутренним миром человека.
Как носить индийские украшения
Ювелирные изделия, оформленные в индийском стиле, можно носить не только с традиционными восточными нарядами. Они эффектно смотрятся в сочетании с вечерним платьем или легким летним сарафаном. Ограничений по количеству украшений, которые можно надеть за раз, в этом стиле нет: чем больше ярких аксессуаров в образе, тем лучше. Индийские мотивы уместны и в других стилях. Их легко можно вписать в бохо-шик, популярный кэжуал или даже классику.
Видеоматериалы по теме:
Источник: dragzoloto.ru
Символика индийских украшений
Для индианок их украшения это не просто яркий акцент и дополнение к образу, это особые сакральные знаки, которые говорят о касте, семейном положении, наличии детей и многом другом. Это своего рода язык, метафора. На индийской женщине может не быть одежды, но украшения быть обязаны.
Наряд для многих индианок — это поклонение Богу. Женщина вплетает в свой образ различные нюансы и оттенки с помощью украшений, создавая, таким образом, единый смысловой ассоциативный ряд, символический узор.
Полное убранство индийской женщины состоит из 16 предметов и называется шрингар. Название «Шрингар» дано в честь богини изобилия, плодородия и женской красоты Лакшми. Почему именно 16 предметов-атрибутов? Индийцы это связывают с количеством фаз луны в году. Кроме того, 16 лет — это то число лет, в котором остаются все боги в духовном мире.
Возраст, когда энергия человека находится на пике, а физическое тело находится в самом расцвете.
Полоска, которая рисуется в проборе красной или ало-красной краской. Синдур носят только замужние женщины. Он чаще всего наноситься во время поклонения божествам. Красный цвет очень почитаем индусами, он символизирует плодородие и восстановление женской силы Сати и Парвати
Красная точка между бровями это и есть бинди. Это метафора зарождения новой вселенной, любого потенциала. Она связана с третьим глазом — канал внутреннего видения, интуиции и божественных знания
Тика — подвеска, которая должна размещаться по центру лба — дом чакры знания –Аджы. Опять-таки это украшение могут носить только замужние девушки.
Коля — выразительная черная линия, обрамляющая глаза. Глаза чаще всего воспеваются в индийской литературе. Их сравнивают с миндалем, лилией, рыбой…в них тонут. Все чувства девушка может показать глазами: и восхищение, и боль, и любовь, и желание. «Мои глаза, не глаза, возлюбленные, но стрелы света. Мои брови, не брови, но мечи уничтожения».
Сережка, украшающая нос девушки — это нат. Может принимать различные формы — от маленькой капельку до большого кольца.
К хааре относяться группа украшений на шею — колье, ожерелье, бусы. Они имеют больше оберегающее и защищающее воздействие. Охраняют владелицу от дурного глаза, помогают сохранить любовь.
«Харн пхул» переводится цветок в ухе — сережки. Мочка уха всегда рассматривалась у индусов как свидетельство духовного развития и социальной ступени. Также предания гласят, что серьги это утешение в страданиях и других неприятных ситуациях. Чем богаче и вычурнее сережки, тем больше человек получает утешения.
Рисунок хной. Это украшение женского тела держится 2-3 недели. Искусство менди зародилось более 5000 лет назад и распространилась на Ближнем Востоке и Индии. Наиболее часто покрывают менди руки и ноги. Менди украшают невесту за день до свадебной церемонии.
Если остается хна, то её закапывают для благополучия и защиты пары в браке. Чем сильнее интенсивность менди, тем более сильные чувства связывают влюбленных.
БРАСЛЕТЫ НА РУКИ
Их носят тоже только замужние девушки. Без браслетов женщины не позволяют себе появляться в обществе. Это украшение поэты называют лучами света. Обычно число их на руке 8, 12 или 24 на каждом запястье
Амулет на предплечье девушки в виде браслета, нитки
Кольцо с зеркалом на большом пальце. Что должна увидеть индианка в первую очередь, когда просыпается? Собственное лицо! Так и день пройдет удачно и дела будут ладиться
Украшение волос. Известно, что волосы обладают особой магической силой, поэтому часто густоту и длину волос ассоциируют с внутренними ресурсами женщины, её энергетическим потенциалом. Волосы представляют все стихии — текут и струятся как вода, материальны как земля, легки и подвижны как воздух и растут из печи — головы, что представляет стихию огня. Заплетание волос в косу — очень благоприятный защитный ритуал. Три пряди согласно символизируют три реки, почитаемые индийцами: Ганг, Ямана и Сарасвати и трех богов — Брахму, Вишну и Шиву.
Камарбанд — ремень на поясе, удерживающий сами. Он несет защитную функцию, обрегая манипуру. Кроме того это символ власти дома, так как на него вешались ключи от всех укромных уголков и тайников в жилище. Они передавались от свекрови к невестке.
Браслеты, одеваемые на ноги — нежное и чувственное украшение. Часто дополняется бубенчиками.
Носятся на пальцах ног, бывают различного дизайна и толщины. Индианки имеют возможность максимальное количество времени в году показывать свои прекрасные пальчики на ногах и этим грех не воспользоваться.
Самый большой акцент в образе индийской девушки. Сари носят уже тысячи лет и функциональность , крой практически не менялись. Варьируются только ткани, драпировка.
Источник: ethnosfera.com
Махараджи, мифы, мистерии: история индийского ювелирного искусства
В своих изысканиях относительно ювелирных украшений в живописных полотнах я постоянно натыкаюсь на Индию и то, что происходило с ювелирным искусством в ней. Хотя, казалось бы, она так далека от Европы эпохи Ренессанса, на самом деле торговые пути опоясывали весь мир. Поэтому для большего понимания темы я перевожу вот этот текст и утаскиваю себе в блог.
. Более двух тысячелетий Индия была единственным источником драгоценных камней для прочего мира. Алмазы Голконды, сапфиры Кашмира, жемчуг Маннарского залива привлекали в Индию купцов, приезжавших и по суше, и по морю. Для правителей драгоценности были знаками власти, богатства и престижа. Но для женщин Индии украшения были — и во многом остаются и сейчас — средством социальной и экономической безопасности.
История индийского ювелирного искусства начинается 5 тысяч лет назад в долине Инда.
Предметы, найденные при раскопках древних цивилизаций в долине Инда (Хараппа, Мохенджо-Даро и т.п., 3 тыс. до н.э.)
В древности Индия была крупнейшим мировым производителем и экспортером бусин из камней. Также Индия была местом, откуда в основном вывозили алмазы, здесь изобрели сверло для алмазов, которому затем научили римлян.
Ремесленники цивилизаций долины Инда использовали полудрагоценные камни (такие, как сердолик, агат, бирюза, стеатит, полевой шпат, а также фаянс), превращая их в бусины в форме трубочек или боченков. Их украшали узорами — полосами, точками, рисунками, инкрустируя золотом.
Судя по их украшениям, это были люди с тонко развитым эстетическим чутьем, которое подкреплялось сложными техническими навыками. Возьмем, к примеру, ожерелье из Мохенджо-Даро, которое сейчас выставлено в ювелирной галерее Национального музея в Дели.
Ожерелье из Мохенджо-Даро (Mohenjodaro Site of IVC), которому почти 5000 лет, украшено подвесками из полосатого агата и нефритовых бусин, подвешенных на толстой золотой проволоке, которая проходит через идеально просверленное отверстие в каждой бусине. Слева: музейное фото до разделения 1947 года; далее современное состояние: на центральном фото — в Национальном музее, Дели, справа — в Музее Мохенджо-Даро, Синдх, Пакистан (источник фото)
Но удивительно не только техническое мастерство. Что еще примечательно, так это преемственность дизайна. Например, украшение для головы из листового золота имеет форму, которую до сих пор можно увидеть на головах женщин в разных районах Индии. Таков тип украшения «борла» из Раджастхани, а также украшение, которое можно увидеть на лбу знаменитой древнеиндийской скульптуры Якшини из Дидарганджа.
Эти ранние украшения отличаются относительной простотой, и со временем индийское ювелирное искусство станет гораздо более сложным по своему стилю и мастерство. За 2000 лет после упадка Мохендже-Даро индийский ремесленник безмерно отточил свое мастерство. Таковы подвески на паре больших серег, относящихся к этому периоду, с тонкой филигранной работой золотом и детальной микрогрануляцией.
Скульптуры в Бхархуте, Санчи и Амаравати, а также фрески в Аджанте воспроизводят широкий спектр украшений, которые носили мужчины и женщины, царии простолюдины. Силаппадикарам, тамильский классик эпохи Сангама, рассказывает об общине, торгующей золотом, жемчугом и камнями, а хроники Паеса, португальского путешественника, описывают ослепительные украшения, которые носили жители империи Виджаянагар.
Храмы южной и центральной Индии, Бенгалии и Одиши также были настоящим рогом изобилия украшений.
Первоначально столь замысловатые изделия создавались исключительно для украшений храмовых изваяний. Однако со временем танцоры, работавшие в храмах, стали носить предметы, имитирующие ювелирный стиль, принятый для идолов. Вместе с распространением танцев Бхаратнатьям, храмовые украшения стали доступным стилем и вскоре проникли в мир приданого невест и наследства сыновей.
«Храмовые украшения», как правило — большие и массивные, с золотыми фигурами богов и богинь, сплетенных или в виде подвесок, nfr;t на жемчужных нитках.
«Храмовые украшения», с сайтов совр. онлайн-магазинов
Сверкающие рубины и изумруды в этих изделиях складываются в нарядные узоры, приковывающие взор. Некоторые подвески по форме изображают gopuram — входные порталы в храмы. Парадные предметы этого типа маркировали особенные отношения владельца с богами и их миром.
Примером сверхъестественной силы, приписываемой ювелирным изделиям, является navaratna — амулет или ожерелье, украшенное девятью видами драгоценных камней, которые вместе символизируют девять богов индуистского пантеона.
(Мне кажется любопытной здесь аналогия с 12 камнями из иудейского наперстника первосвященника — shakko)
С приходом к власти династии Великих Моголов мир индийских украшений расцвел еще больше. Слияние индийских и центральноазиатских стилей и узоров привело к огромному всплеску элегантных и изысканных орнаментов, полных невиданной прежде пышностью и экстравагантностью.
Хотя использование эмали обнаружены археологами уже в культуре города Таксила (обратные стороны украшений покрывали замысловатой эмалью), совершенства эта техника достигала только при Великих Моголах.
Покровительство Моголов обеспечило почву для развития существующих традиций в ювелирном деле, а также для создания инновационных техник. Фото: кулон 16 века.
Pendant; India, Mughal dominions, late 16th century; gold, baroque pearl, rubies, diamonds, emeralds, blue glass. Overall: 6.4 x 4.6 cm, pearl: 3.2 x 2.9 x 2 cm; private collection (источник: выставка в Музеях Кремля). (Такие украшения с барочными жемчужинами в Европе Ренессанса встречаются уже повсеместно — shakko).
Старинные индийские орнаменты были деликатно модифицированы, в них включили различные геометрические, цветочные и природные узоры/
Сочетание полумесяца и стержня стало постоянной особенностью украшений Моголов (серьги имели небольшой стержень на вершине полумесяца, к которому подвешивалась рыба, а затем переходил в пучок жемчуга).
Картинки нет, видимо, что-то типа такого — shakko.
Kundan — техника крепежа и камней в чистом золоте, также была усовершенствована мастерами периода Моголов. В ней золото, используемое для украшений, плавилось при комнатной температуре. Еще одна техника, разработанная Моголами, — это инкрустация камней золотом.
Судя по гуглкартинкам, оправа кундан — это вот так. —shakko
Драгоценные металлы с чеканным рельефным декором и эмалью, инкрустация нефрита узорами, работа с золотом, листья и цветы на камнях — породили сокровище узоров. Моголам нравились эффектные украшения, например жесткие ожерелья-чокеры, усыпанные драгоценными камнями и дополненные так, чтобы спускаться вниз по шее.
Necklace (arya); gold, diamonds, enamel, Rajasthan, 19th century; фото — выставка в Кремле
Choker necklace (chintak); probably Hyderabad, late 18th-early 19th century; gold, diamonds, emeralds, pearls, enamel; height: 8 cm, width: 28 cm; the al-Sabah Collection, Kuwait, Inv. No. LNS 9 J (источник фото)
Повторяющаяся цветовая гамма, состоящая из зеленого, красного и белого в орнаментах Моголов соответствует массированному использованию изумрудов, рубинов и алмазов (жемчуга). Поскольку эти драгоценные камни были символом богатства и достоинства империи, они также ценились как талисманы-обереги. Изумруды пользовались огромной популярностью при дворе Великих Моголов, правители которого называли их «слезами луны».
Одна из самых ценных драгоценностей в истории Индии, Изумруд Тадж-Махала — представляет собой шестиугольный изумруд, замысловато украшенный резьбой из стилизованных цветов, которые отражают декор Тадж-Махала. The Al-Thani Collection
Техника jadau как полагают, была принесена в Индию Великих Моголов извне, однако индийские ремесленники Раджастхана и Гуджарата ее усовершенствовали, добавив свои уникальные методы. Процесс изготовления jadau включает в себя ковку или нагрев чистого золота до тех пор, пока оно не станет податливым, создание оправы и мотива, заполнение лаком полой оправы и установку драгоценных камней в соответствующие места.
После того, как камни закреплены, ювелир приступает к технике meenakari — используя только нагретое золото, никакого другого связующего, и обрабатывая изделие одним цветом за раз. Этот трудоемкий процесс приводит к созданию потрясающих изделий, достойных королей.
Популярнный Karanphool Jhumka тоже эволюционировал в этот момент, и каждый регион имел свои особые орнаменты, добавляемые к базисному украшению для уха в форме цветка.
Karanphool Jhumka
Своими драгоценностями славились низамы — правители из Хайдарабада. Последний Низам, Мир Осман Али Хан (однажды названный журналом TIME самым богатым человеком в мире), обладал невероятной коллекцией драгоценностей.
Он подарил потрясающее бриллиантовое колье Низам Хайдарабад королеве Елизавете II, когда она вышла замуж за принца Филиппа.
«Сапфир Рокфеллера» — бирманский синий сапфир весом 62,02 карата, также принадлежал Низаму Хайдарабада до того, как его приобрел Джон Дж. Рокфеллер в 1934 году.
Еще есть бриллиант Иакова, огромный алмаз, который, по-видимому, использовался в качестве пресс-папье Мир Осман Али Ханом (сам он нашел его в тапочке своего отца).
Кроме того, в сокровищнице низамов есть великолепные украшения головы — эгреты sarpech («сар» — голова, «печ» — крутиться). Сарпечи, будто струящиеся бриллиантами, использовались для украшения тюрбанов.
Среди других примечательных вещей из сокровищницы низамов — жемчужное ожерелье в семь нитей, известное как satlada (букв. «семь нитей»), в котором содержится около 465 жемчужин Басры (на территории современного Ирака). Жемчуг из этого региона ценится на протяжении сотен лет за его идеально сферическую форму, серебристо-белый цвет и красивую переливчатость.
Сокровища низамов выставлены в Нью-Дели, вот тут галерея
Есть также paizeb, браслеты для щиколоток, сделанные из золотых частей на шарнирах, усыпанных драгоценными камнями, которые носили женщины двора низамов.
В конце 19 — начале 20 веков индийский ювелирный дизайн стал впитывать влияние британцев. Дизайн эволюционировал, а культурный нарратив стал еще более сложным, поскольку известные европейские ювелиры, такие как Cartier, начали создавать украшения для махараджей, вставляя индийские камни в украшения, сделанные в Париже под влиянием Индии.
Межкультурное влияние сработало и в обратном направлении: знаменитый стиль «tutti frutti» Cartier был основан на цветочных мотивах южноиндийских ювелирных украшений с сапфирами, изумрудами и рубинами.
Источник: shakko.ru