Правление Виктории продолжалось без малого три четверти века, так что созданные за это время ювелирные изделия принадлежат к нескольким стилям.
Викторианская эпоха началась с восхождением на трон Королевы Виктории в 1837 году.
Однако, изготовленные за несколько лет до начала ее правления украшения также содержат присущие этой эпохе элементы дизайна. Ювелирное искусство Англии развивалось под воздействием многих факторов.
Но надо учитывать, что самое непосредственное воздействие на стилистику, формы, материалы, используемые при создании украшений оказала сама Виктория своим вкусом и пристрастиями, эстетическими представлениями и моральными устоями. События ее жизни находили отражение в творчестве ювелиров, формировали моду, которой следовали. То, что любила Виктория — в конечном итоге любила вся страна. И то, что она не принимала — было непопулярным. Добродетельность Виктории, ее любовь к мужу, горе от его смерти, любовь к детям — все это нашло отношение в ювелирном искусстве Англии Викторианского периода.
10 смертельных модных трендов прошлого! Как мода убивала красавиц?!
Викторианские украшения обычно делятся на три стилистических периода: романтический период, Великий период и поздний или эстетический период. Викторианская эпоха воплощает в себе широкий спектр стилей, форм и используется широкий спектр материалов. Если приглядеться внимательно, то мы выявим неизбежные связи с более ранними эпохами.
Кроме того, термин “Victorian Jewelry” стал относиться и к ювелирным украшениям, произведенным в других странах, таких как Соединенные Штаты и Франция. Но если быть точным, то конечно же , на самом деле термин Викторианские украшения можно отнести только к ювелирным изделиям британского происхождения. Современный подход, однако, позволяет, чтобы это обозначение применялось к любому антикварному ювелирному изделию, произведенному в течение этого периода времени вне зависимости от страны происхождения.
Таким образом, было бы правильнее говорить о викторианских украшениях ( именно британского происхождения) и украшениях викторианской эпохи или викторианского периода ( для украшений из других мест).
РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (THE ROMANTIC PERIOD), первые 20 лет правления Виктории. Иногда употребляется название «ранний викторианский».
В этот период в противовес георгианскому воцарились чувства, смысл, символизм и женственность. Свадьба королевы Виктории принесла дух любви и идеального союза, который олицетворял брак Виктории и Альберта. Ювелирные изделия стали несколько большим, чем просто безделушками.
Обмен украшениями, подарки членам семьи, друзьям, влюбленным или супругам часто несли в себе интимные сообщения. Весь дизайн и используемые материалы были проникнуты тайным смыслом. Формы и мотивы, такие как сердца, якоря (надежда), змеи (вечность и вечная любовь) и кресты (вера) намекали на эмоции, которыми были наполнены эти памятные подарки.
Самые дикие бьюти-процедуры прошлого, на которые отваживались женщины!
Украшения ранней Викторианской эпохи (период романтизма) были легкими и воздушными и состояли из небольших недорогих самоцветов и мелкого неровного жемчуга. Среди элементов дизайна выделялись завитки, цветочные мотивы и многоцветное золото. Открытые камни были теперь правилом, а не исключением. В 1830-е и с середины 1850-х годов носили особенно много украшений.
Это были как традиционные виды изделий (броши, браслеты, серьги, кольца, различные подвески, а в период второго рококо — диадемы и колье), так и довольно редко встречавшиеся: всевозможные гребни, отделанные перламутром и жемчугом или драгоценными камнями; медальоны разных форм; пояса с драгоценными пряжками; роскошные бриллиантовые фермуары на черной бархатной ленте; широкие парные жемчужные браслеты, и бархатные браслеты с камнями и жемчугом. Голову украшали изящными ободками, ферроньерками.
Стоит заметить, что и в период романтизма уже существовали траурные украшения (англ. mourning jewelry). Очень большую роль в появлении траурных украшений того времени сыграла наполеоновская война, например медальоны с вплетенными волосами умерших родственников, эмалевые локеты и траурные кольца. То есть, связывать их появление с началом траура Виктории не очень правильно. Правильнее говорить о том, что в этот момент мода на них вспыхнула с новой силой.
ВЕЛИКИЙ ПЕРИОД (THE GRAND PERIOD)
Для него характерна сменяемость стилей, включающих неоготику, ренессанс, неорококо. Появляются мотивы и орнамент греческих и этрусских украшений. Мозаики, камеи, гравированный меандр, акант, пальметты — вновь актуальны в кольцах, ожерельях, браслетах, брошах. Золотые колье и серьги дополняли подвески в виде античных амфор. Стали популярны узоры из мелкой зерни бирюзы и жемчуга.
Также возникает мода на гранаты. Как образцы для изделий часто использовались археологические находки.
Здесь же мы наблюдаем массивные украшения с достаточно крупными драгоценными камнями, которые стали использоваться значительно чаще.
В марте 1861 году умерла мать Виктории, с которой у королевы были очень сложные отношения на протяжении всей жизни. Она всегда считала, что мать не любила ее. Ознакомившись с бумагами матери, Виктория узнала, что на самом деле мать глубоко ее любила. Для Виктории настало время глубокой скорби. В декабре этого же года ухудшилось состояние мужа Виктории, Альберта.
Он умер 14 декабря 1861 года. Не успев пережить смерть матери, она потеряла горячо любимого мужа. Эта смерть опустошила Викторию, рухнул ее личный мир. Траур ее продолжался на протяжении 40 лет. Королева становится «законодательницей моды» в этой сфере общественной жизни.
После смерти мужа она редко появлялась на публике и вела относительно уединённый образ жизни, почти не бывая в Лондоне. Из-за этого в народе её прозвали «виндзорская вдова».
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (THE AESTHETIC PERIOD)
Последние десятилетия 19-го века примерно с 1880 по 1901 носят название эстетический период. Этот период был свидетелем многих стилей и направлений. Он представлял из себя волшебную коробку, куда были положены детали и элементы разных стилей и направлений и откуда ювелиры могли достать и скомбинировать самое разное.
В целом, последний этап Викторианского периода рассматривается как возвращение к некоему романтизму. Более деликатные, небольшие, причудливые, менее формальные — такими были ювелирные изделия этого периода. Распространенными мотивами стали звезды, полумесяцы, насекомые и рептилии. Появилось большое количесвто изделий с алмазами, что было связано с открытием месторожедний в Южной Африке.
Несмотря на то, что большинство викторианских украшений ассоциируется с Англией, самые красивые украшения этого периодаделали во Франции.
Эти изделия по общему уровню качества превышали английские изделия: они были изысканнее, утонченнее, с более искусной гравировкой, часто применялось эмалевое покрытие.
В дополнение нужно сказать, чтобы избежать путаницы, которой и так хватает: То, что в Британии называлось ранним викторианским периодом и периодом гранд, в Европе носило самые разнообразные названия. По сути это были неостили.
Неоготика пришла в Европу из Англии. В моде были изделия из чугуна и имитации украшений Средневековья. Далее последовало неорококо, второй ампир, неоренессанс, необарокко и третье рококо, неогреческий стиль, неоклассицизм. В России этот период принято называть обобщенным словом «историзм».
Источник: british-kotik.livejournal.com
Интересные украшения 19 века
Введите имя пользователя, чьи записи вы хотите найти
151 место в общем рейтинге
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Викторианские украшения, атрибутика, символика. Часть I.
- Sep. 22nd, 2011 at 10:41 AM
По просьбе модератора этого сообщества и по личному убеждению, что нельзя, всё же, лишать людей такого потрясающего(во всех смыслах) материала, возвращаю этот пост и сразу же, дабы не томить вас, следующим постом опубликую вторую его часть.
Никто не был такими приверженцами спиритизма, никто не заходил так далеко в представлениях о продолжении жизни после смерти, как английские или американские спириты и их предшественники. Наконец, не все разделяли экзальтацию, присущую семейству де Ла Ферронэ. Однако не было в XIX в., несомненно, почти никого, кого рано или поздно не посетило бы новое чувство: невозможность смириться со Смертью другого человека — и кто не проявил бы этого чувства.
В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть замечательная коллекция украшений. В одной из витрин собраны те, которые имеют отношение к похоронам или Увековечению памяти об усопшем.
Викторианское траурное кольцо
Ряд этих украшений позволяет проследить эволюцию от «memento mori «к «сувениру». Старейший из экспонатов представляет собой портативное, но все же довольно громоздкое «memento mori» елизаветинской эпохи: маленький золотой гробик размером с табакерку, а в нем серебряный скелетик. При виде этого произведения искусства человек предавался медитациям о неминуемой кончине, что полностью соответствовало тогдашней традиции трактатов, духовно подготавливавших к смертному часу.
Далее идет уже настоящее украшение: золотой кулон, опять-таки в форме гробика, и в нем локон умершего. На крышке медальона сделана крошечными буквами надпись по-английски: «П.Б. умер в 1703 г. в возрасте 54 лет». В течение столетия гробик перешел из «memento mori» в «меморию», «сувенир», сохраняющий память об умершем и материальную частицу его самого; изменилось и содержимое: скелетик, призванный напоминать о бренности всего сущего, сменился прядью волос любимого человека.
Другое миниатюрное изделие рубежа XVII- XVIII вв. соединяет в себе оба мотива. Оно изображает маленькое двухярусное надгробие: внизу, на каменной плите, покоится скелет в виде лежащей статуи, а наверху двое ангелов возносят к небу медальон, где за недостатком места вместо портрета усопшего красуются его инициалы, фон же образует переплетение его волос. Скелет относится еще к традиции «memento mori», остальное — к новой традиции «сувениров».
Оба эти украшения в своем роде уникальны. Зато в очень многих произведениях ювелиров XVII в. повторяется с незначительными вариациями мотив миниатюрного надгробия — не мрачного памятника в интерьере церкви, а стелы или погребальной урны античного образца, рядом с которой заплаканная женщина, а с ней ребенок или маленькая собачка. Нетрудно узнать здесь уже упоминавшуюся «mourning picture», сведенную до размеров миниатюры. Фон часто сделан из волос умершего.
И так, тема все та же — надгробие. Но его вид и функция изменились. На смену страху смерти и побуждению к благочестивым медитациям пришло воспоминание о покойном. На одном из украшений, датируемых 1780 г., стоит надпись: «Пусть святые обнимут тебя с любовью, подобной моей». В XIX в. изображение надгробия, в свою очередь, исчезает.
Украшение этого времени — простой медальон, очень часто с портретом усопшего и одним-двумя его локонами. Из прядей волос делают также цепочки и браслеты. Прядь волос сама по себе становится носителем памяти о дорогом умершем. Тема смерти как бы стирается, а остается — заменителем тела — его нетленный фрагмент.
ЧТО ТАКОЕ ТРАУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ?
Часто во время траура надеваются драгоценности, которые принадлежали умершему, в знак памяти о нем. Многим людям ношение вещей, принадлежавших любимому человеку, каким-то образом облегчает участь скорбящего. Самые ранние траурные драгоценности были найдены в Европе и относятся к XV-XVI векам. Это кольца и брошки со вставками в виде черепов.
В XVIII веке стали очень популярны украшения из волос умершего. С XIX века траурные украшения становятся весьма разнообразными. Это кольца, браслеты, колье, серьги, булавки для галстуков, браслеты и цепочки для часов, кошельки, сумочки, трости, траурные манжеты на женских шляпках из связанных и завитых страусовых перьев, вышивки из стекляруса на траурных платьях.
ТРАУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ВОЛОС
Во многих религиях и верованиях волосы издавна считались символом жизни, а потому были связаны с похоронными традициями во многих культурах. Это доказывают росписи египетских гробниц, где изображены сцены, показывающие фараонов и цариц, меняющих заколки для волос как символ бессмертной любви. В Мексике индейские женщины держали волосы, выпавшие во время расчесывания, в специальном сосуде, который после их смерти укладывали с ними в могилу, для того чтобы душа не устала в поисках отсутствующих частей тела, и таким образом задержался ее переход в другой мир. Ремесло изготовления украшений из волос попало в Европу в средние века. В конце XVIII века в Англии их делали из локона, под которым располагалась надпись «В память», и все это окаймлялось жемчугом.
Украшения из волос стали модными в США во время гражданской войны. Когда солдат уходил из дома, то оставлял прядь (иногда больше) волос в семье. Если солдат погибал, то из его волос делали траурное украшение, например колье. Упоминание о таком колье есть в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Чаще всего локон помещался в медальон.
Медальоны делали из золота или металла, покрытого черной эмалью, иногда на них была надпись «На память» и инициалы или имя погибшего. Известная исследовательница моды тех времен англичанка леди Годи, посвятившая своим исследованиям серию книг, поддерживала продвижение моды на украшения из волос.
Об этом говорит выдержка из книги выпуска 1850 года: «Волосы — это одновременно и самый изящный, и самый современный материал, который может пережить нас, подобно любви. Они настолько легкие, мягкие и так далеки от мыслей о смерти, что, имея локон волос, принадлежавший ребенку или другу, мы можем посмотреть в небеса и сказать: «Твоя часть сейчас здесь, со мной, что практически то же самое, если бы ты был сейчас рядом». Книга леди Годи напоминала читателям, что в соответствии с траурным этикетом на второй день траура можно было носить брошь или браслет, сделанные из волос, с застежкой из золота или металла, покрытого черной эмалью. Даже цепочку от часов или простую золотую пряжку разрешалось носить во время траура, только если в их оформление были включены волосы.
Изделия из волос изготавливались за круглым столом, в центре которого было отверстие. В зависимости от высоты стола работа проходила сидя или стоя. Высота рабочих столов для женщин обычно составляла 81-84 сантиметра, а для мужчин — 1 метр 22 сантиметра. Подготовка материала являлась важной частью процесса. Сначала волосы кипятили в воде с содой в течение 15 минут.
Эта процедура позволяла обезжирить волосы и сделать более прочными. Потом их сортировали по длине и разделяли на пряди по 20-30 волосков. Для большинства украшений требовались длинные волосы. Например, для браслета среднего размера нужны были волосы длиной 50-70 сантиметров.
Почти все украшения делались с использованием формы, которая была присоединена к центральному отверстию рабочего стола, или с использованием твердого материала. Когда украшение было готово, его отправляли к ювелирам для изготовления оправы.
Одним из наиболее распространенных траурных украшений были и остаются кольца. Еще у древних славян перед погребением их снимали с усопшего, чтобы они не сдерживали душу, выходящую из тела. Снятые кольца носили родственники покойного в знак траура по нему. Древние варяги носили кольца во время траура, оберегая себя от различных негативных воздействий духа умершего.
В средние века в Европе траурные кольца преподносились членами семьи умершего друзьям. Одно из ранних таких украшений, дошедших до нас, — английское кольцо XV столетия, украшенное черепом, червем и именем покойного. Основная идея головы смерти (черепа) использовалась в траурных кольцах до XVIII века. Кольцо, преподнесенное родственникам после казни Чарльза I в 1649 году, демонстрирует глубоко вырезанное изображение короля на одной стороне, а череп и корону — на другой. Внутри кольца надпись: «Слава Англии умерла».
В XVII-XVIII веках преподнесение траурных колец было символом положения в обществе. Многие зажиточные люди включали в свои завещания инструкции о том, какими должны быть кольца, и сколько должно быть их сделано. Английский летописец и должностное лицо Военно-Морского флота Сэмюэль Пепис (1633-1703) пожелал, чтобы на его похоронах были розданы 129 колец траура.
В XVIII столетии траурные кольца делали в виде спиралей с использованием белой эмали при смерти неженатого человека и черной — женатого. Имя, возраст, даты рождения и смерти были написаны на спирали. Кроме того, там помещались изображения похоронных урн, гробов, змей, ветвей плакучей ивы, скорбящих женских фигур, миниатюры оплаканных в окружении маленьких жемчужин. В России XVIII века траурные кольца вручались всем пришедшим на похороны.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАУРНЫХ УКРАШЕНИЙ
Классическим материалом, используемым для этих целей, является черный янтарь, или гагат. Он используется в этом качестве в течение тысячелетий. Черный янтарь — твердый, подобный углю, материал. Его формирование относится к тому времени, когда полузатопленный лес погружался на дно океана и заваливался грязью.
Посредством высокой температуры, давления и химического воздействия древесина преобразовалась в компактное, хрупкое черное вещество. Этот камень использовался еще древними египтянами и греками. В средние века существовало поверье, что его блестящая поверхность отводит злые взгляды, а нагретый гагат отгоняет змей и злых духов.
Лучший черный янтарь был добыт в начале XIX века в графстве Йоркшир в Англии. Ювелиры сочли этот камень легким и чрезвычайно подходящим для гравирования. Из него выходили прекрасные большие медальоны, брошки, браслеты и ожерелья.
После ранней смерти мужа, принца Альберта, королева Виктория постановила, что только драгоценности из гагата должны были носиться при дворе в течение первого года траура. На сегодняшний день существует дефицит черного янтаря, поэтому изделия из него имеют большую ценность. Наиболее ранние экземпляры украшений находятся в частных коллекциях.
Из-за нехватки гагата стали появляться его имитации. Одна из них — французский черный янтарь. Это черное стекло, производимое в США с 1893 года. Оно тяжелее настоящего гагата и используется главным образом для изготовления бусинок и мелких изделий.
В Соединенных Штатах также производился материал, сделанный на основе оникса, который обрабатывался кислотами и колеровался для придания ему тусклого черного цвета. Чуть позже появились изделия из окрашенного рога и эбонита. В 1842 году в Париже был представлен еще один заменитель черного янтаря — гуттаперча.
Это черный или коричневатый резиновый материал, сделанный из сока малайского дерева. Очень прочный, он пришелся по вкусу викторианцам, а потому многие медальоны, брошки, браслеты и трости были сделаны из него. Кроме гагата и его имитаций, для изготовления траурных украшений использовались и используются черный турмалин (шерл), черный гранат (меланит), черный обсидиан — природное вулканическое стекло, непрозрачные камни — агат, оникс, хризоберилл, а иногда даже бриллиант.
Ношение траурных украшений предписывалось только на время строгого траура. Во время нестрогого траура и полутраура разрешалось носить жемчуг, аметисты, изделия из серебра.
Можно говорить о том, что конец XIX — начало XX века стали закатом траурных ювелирных изделий. Это было связано со смертью королевы Виктории, началом Первой мировой войны и феминистским движением.
Сегодня правила траура не так строги, хотя ограничения в ношении украшений все-таки существуют. Сейчас во время траура можно надеть жемчужные серьги, бусы, скромную небольшую брошь, изделия из серебра или тусклого золота и, конечно же, из черного янтаря.
Источник: bellezza-storia.livejournal.com
Секреты старинных украшений
Пик популярности ювелирных изделий в качестве знаков внимания пришёлся на викторианскую эпоху, однако традиция дарить подобные украшения восходит к временам георгианской эпохи, предшествовавшей восхождению на трон королевы Виктории.
Реклама — Продолжение ниже
Секретные послания, зашифрованные в камнях, надписях и орнаментах ювелирных изделий, были особенно характерны для романтического периода викторианской эпохи (1837−1860). Тем не менее символизм, использовавшийся в те времена, сохранился вплоть до начала ХХ века.
Любовную историю герцога и герцогини Виндзорских можно полностью проследить по подаренным украшениям. Более того, надпись «У сердца есть свои причины» («The Heart Has Its Reasons»), выгравированная на сердцевидной подвеске от Cartier, изготовленном из изумрудов и бриллиантов, в последствии стала названием для мемуаров герцогини.
В георгианскую эпоху, а также в эпоху Регентства, были очень популярны украшения в стиле «акростих», когда первая буква названия каждого камня давала начало какому-нибудь нежному слову. Мода на подобные изделия распространилась после того, как ювелир Жан-Батист Меллерио разработал серию эксклюзивных украшений для Наполеона Бонапарта. Послания, написанные драгоценными камнями, стали популярны и в Туманном Альбионе, и элементы «акростиха», в которых зашифрованы слова «поклон», «дражайшая», «любовь», можно найти на викторианских медальонах, брошах, и кольцах.
Бирюза — любимый талисман
Реклама — Продолжение ниже
Также была очень популярна аббревиатура AEI (в переводе с греческого «Дружба, Вечность, Бесконечность»), по сути означающая бесконечную любовь. Расцвет романтического символизма пришёлся на викторианскую эпоху: двойные сердца, пробитые стрелой, символизировали неразрывную связь возлюбленных; сердце, увенчанное короной, означало «властительница моей души», а сердце, охваченное пламенем, соответствовало бурной страсти. Также любовь обозначали лук Купидона и замок с ключом. Летящая ласточка соответствовала фразе «возвращаюсь домой», а ласточка с незабудкой в клюве означала «пока не вернусь, буду думать о тебе».
Броши с миниатюрными портретами также были популярны во времена викторианской и георгианской эпох. Из этой моды произошли особые украшения, изображавшие только взгляд любовника. По легенде, таким образом принц Уэльский и будущий король Георг IV передал своей возлюбленной анонимное сообщение, не боясь при этом быть раскрытым. Подобного рода подарки были впоследствии очень популярны на протяжении всего XIX века.
Лионский ювелир Альфонс Оги разработал один из самых популярных кулонов среди коллекционеров. На нём мастер выгравировал фразу из поэмы Роземонды Жирар, посвящённой её мужу, Эдмону Ростану, автору комедии «Сирано де Бержерак»: «Aujourd’hui plus qu’hier et bien moins que demain», — что в переводе означает: «Каждый день я люблю тебя. Сегодня больше, чем вчера, но меньше, чем завтра». Поэма была опубликована в 1890 году, а Оги создал медальон в 1907. В последствии слова «plus» и «moins» были заменены бриллиантовым плюсом и минусом, выложенным из искусственных рубинов или сапфиров огранки «багет».
Реклама — Продолжение ниже
Таким образом, собирая эти памятные подарки ушедших времён, вы можете создать свой особенный и неповторимый язык любви. Привнесите немного романтики и таинственности в вашу жизнь.
Узнайте больше о том, как еще можно выразить чувства любимому человеку с помощью украшений, например, подобрав стильные украшения, которые можно носить парой.
Её Величество возвращает моду на броши
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Telegram и VK, чтобы первыми узнавать о новых публикациях.
Источник: jewellerymag.ru