Когда видишь украшения, выполненные из ирисового стекла, сначала не понимаешь, почему их хочется рассматривать снова и снова. И только сбросив с себя невидимый завораживающий шлейф, начинаешь осознавать, что такую игру цвета редко когда увидишь.
И действительно, бижутерия в этих нежнейших, особенных цветовых сочетаниях нечастая. Для кого-то такое стекло со сказочным названием «ирисовое» станет открытием. Сегодняшний пост о том, что представляет собой ирисовое стекло, его особенность и, конечно же, использование в бижутерии.
Украшения с ирисовым стеклом
Ирисовое стекло – открытие чешских мастеров
Наверняка вы даже не удивитесь, узнав, что это особенно красивое стекло, с его тончайшими переливами цвета, творение чешских мастеров. Кто как не они сумели создать еще одно восхитительное чудо, которое способно вскружить голову ценителям прекрасного.
Бижутерия. Ирисовое стекло
Впервые «ирисовое стекло» появилось в огромном стекольном центре Австро-Венгерской империи в конце 19 века в городе Габлонц (ныне Яблонец-над-Нисоу, Чехия) и производилось до середины 20 века. Самые знаменитые производители безустанно работали над тем, чтобы создавать искусственные «камни». И вот один из экспериментов закончился тем, что они представили всему миру невиданные до этого кристаллы.
Авторский Гарнитур «Labradorite» с Лабрадором!!! #ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА!!!
Ирисовое стекло
Они выделялись своим необычным внешним видом. Нежнейшая игра голубого, розового и зеленого на бесцветной основе. Причем оттенок находился не на поверхности кристалла, а прямо внутри него. Три оттенка переплетались в стеклянной массе и не смешивались друг с другом.
Брошь из ирисового стекла
Ведь эффектные цветные кляксы были результатом ряда химических процессов , которые создавали в стекле тонкие слои металлических окислов. Именно они и придавали кристаллу такое окрашивание. Это было небывалое открытие! Надо ли говорить, что популярность этого стекла росла с каждым днем. И оно по праву оказалось на пьедестале.
Ирисовое стекло в брошах
Ирисовое стекло – особенность сказочных кристаллов
Новый тип искусственного камня включал три оттенка: розовый, голубой и зеленый. Надо сказать, что нередко зеленый цвет присутствует в меньшей степени. Вообще одинаковых ирисовых стеклышек найти невозможно. Они отличаются по рисунку, насыщенности цвета, расположению оттенков. Но благодаря этому они так прекрасны и неповторимы.
Стекло ирисовое
Надо заметить, что с начала 19 века и до Первой мировой войны производимые в стекольном центре стразы, были более насыщенных цветов.
Ожерелье. Ирисовое стекло
Позже оттенки стали более светлыми и еле заметными. Так что украшения с «ирисовым стеклом» могут быть с яркими и еле уловимыми трехцветными разводами.
Ирисовое стекло – ценность для коллекционеров
Украшения с «ирисовым стеклом» особенно прекрасны, потому не удивительно, что они становились предметом желания ценителей красивой бижутерии.
Винтажная бижутерия. Ирисовое стекло
Гемсловарик: что такое иризация
Заполучить нежнейший букетик на свое платье или пиджак было мечтой. Популярность украшений с особенными кристаллами пришлась на эпоху арт-деко. Такие дизайнеры, как Джудит Ли, Эльза Скиапарелли не могли не заметить ирисовую игру цвета и потому смело включали ее в свои украшения.
Броши с ирисовым стеклом
Однако с началом Первой мировой войны производство «ирисового стекла» было приостановлено, а затем и технология его изготовления безвозвратно утеряна. На сегодняшний день украшения с «ирисовым стеклом» считаются одними из самых редких и потому ценных для коллекционеров.
Украшения с ирисовым стеклом
На некоторых площадках еще можно встретить изделия с этим по-настоящему волшебным стеклом. Выполненные на высоком уровне, они распродаются даже не имея маркировки. Именно из-за своей неповторимости и редкости «ирисовое стекло» стоит достаточно дорого. Несколько тысяч рублей это точно.
Бижутерия из ирисового стекла
Когда впервые увидела украшение с этим стеклом, конечно обратила на него внимание. Но желание заполучить его возникло после того, как немного узнала о нем. Теперь сама нахожусь в рядах жаждущих заполучить подобную винтажную брошь. И, конечно, с вами первыми поделюсь этой красотой)
А вам понравились украшения из «ирисового стекла»?
- Об украшениях с морозным стеклом, читайте здесь .
Источник: dzen.ru
Иризация в ювелирном деле: какие камни играют цветами радуги


Наверное, вы не раз любовались красочным хвостом павлина с радужными глазками среди переливающихся перьев, перламутровыми стенками раковин или крыльями бабочек. Такое явление в природе называется иризацией. Оказывается, оно свойственно и некоторым минералам. Узнаем, какие из них особенно ценятся ювелирами.
Ювелирное дело и иризация
Оптический эффект, при котором белый цвет разлагается на спектр и на поверхности появляются радужные переливы, увеличивает ювелирную ценность самоцвета. Украшение, которое при любом повороте сверкает разными цветами, привлекает внимание, а в этом и есть цель любого аксессуара.
Это свойство ярче проявляется на ровных сколах камня, особенно после его полировки и огранки. Такие экземпляры минералов смотрятся выигрышно и широко используются при изготовлении украшений и предметов декора.
Иризация может быть с преобладанием определенной цветовой гаммы: голубой, розовой, желтой. Встречается и многоцветная, действительно «радужная» игра оттенков. Некоторые минералы от природы обладают этим эффектом, часть кристаллов выявляет его после особого гранения. Чаще всего иридируют, по оценкам минералогов, полевые шпаты. К ним относится, например, лунный камень.
Лунная радуга
Для знаменитого адуляра иризация — главное свойство. По этому критерию оценивают каждый экземпляр, а покупателям советуют обращать внимание на интенсивность свечения
Минерал проявляет такое сияние исключительно при наличии источника света, если освещение рассеянное или отсутствует, эффект не будет виден.
Наиболее яркие разновидности кристалла имеют разный спектр оттенков:
- адуляр (adular moonstone) – благородное глубокое свечение в голубых или молочных тонах;
- «радужный» лунный камень (rainbow moonstone) имеет полный объем радужных оттенков на просвет;
- беломорит, найденный на побережье Белого моря, менее прозрачен, ему свойственна палитра синего.
Какими цветами играет лабрадор
Об иризации этого кристалла писал еще в середине XVI века финский просветитель Агрикола. В отличие от лунного, этот самоцвет обладает палитрой более темных оттенков. Оцените разнообразие его разновидностей:
- полная имитация радужного сияния создается в редком спектролите;
- ассоциация с красками бесконечного космоса возникает при взгляде на «черный лунный камень»;
- позитивная оранжевая гамма раскрывается в «солнечном» лабрадоре;
- изумрудно-зеленые переливы поражают в «рысьем глазе»;
- окраска тавусита напоминает о перьях павлина.
Лунный камень и лабрадор — минералы, для которых иризация — их природное и отличительное свойство
Переливы цвета в других кристаллах
Случается, что в камнях иного происхождения находят такой эффект. Это происходит чаще в результате огранки кабошоном. Иридировать могут некоторые породы камней:
- хризоберилл: в нем возникает эффект «кошачьего глаза», похожий на пробегающий волнами по поверхности блик (его можно сравнить еще с северным сиянием);
- с подобным эффектом также встречаются диопсиды;
- корунды иногда имеют переливы цвета на сколах, это заметнее на непрозрачных экземплярах;
- в опалах наблюдается вариант иризации — опалесценция: радужный эффект с одновременным внутренним свечением.
Иризация может возникать как благодаря неоднородной структуре самого минерала, так и из-за «склеивания» монокристаллов в двойные структуры (например, у адуляра). Поскольку камни, обладающие этим свойством, ценятся дороже, существуют технологии имитации радужного сияния.
Радуга должна быть настоящей
В Индии имитируют лунный камень с помощью матового стекла. При повороте такой синтетической вставки не возникает характерного для природного кристалла синеватого блика. Этот отблеск свойственен кристаллической структуре, в которой всегда есть слоистость. Синтетическая вставка будет однородно опалесцировать при любом угле зрения.
Иридирующие минералы обладают мистической привлекательностью, на игру света в них можно смотреть бесконечно. Обладать этой редкостью — настоящий подарок.
Источник: uvelirnoedelo.ru
Декорирование стекла способом иризации
Способ окуривания подогретого стекла парами солей некоторых металлов, которые образуют на поверхности стекла тонкую радужную пленку, состоящую из оксидов этих металлов называется иризацией (от греч. «ирис»-радуга). Стекло должно быть нагрето до размягчения (t = 700°С), реже осуществляют низкотемпературную иризацию (t= 220°С).
Часто применяют легко возгоняющиеся соли олова, висмута, титана, бария, стронция и др. Эти соли превращаются в пар без плавления. На поверхности стекла происходит сублимация этих солей, т. е. осаждение твердого вещества из пара. При этом соли, как правило, разлагаются с образованием тонкой пленки оксида соответствующего металла, которая прочно сцепляется со стеклом.
Обычно в проходящем свете пленка выглядит бесцветной, зато в отраженном она переливается всеми цветами радуги. Если окуривать парами солей остывшие изделия, то стекло покрывается тусклым белым налетом, снижающим прозрачность и не дающим радужной игры.
Температура обработки не должна превышать 700 С. На толщину пленки влияет продолжительность окуривания. Применяются следующие способы иризации:
- гутный способ, т.е. окуривание парами иризирующих веществ полуфабрикатов изделий непосредственно при изготовлении последних;
- осаждение паров иризирующих веществ в вакууме;
- окуривание готовых изделий.
При гутном способе разогретый полуфабрикат, остающийся на выдувательной трубке или удерживаемый в хватках, помещают в закрытую железную камеру небольшого размера. В неё вдвигают раскаленную железную лопатку, на которую насыпано около 15 г возгоняющейся соли. Клубы пара этой соли поднимаются по трубе и окуривают полуфабрикат изделия. Поверхность стекла покрывается прочной иризирующей пленкой.
Интерферирующая свет пленка не удаляется с поверхности стекла даже при длительном кипячении с концентрированными и разбавленными кислотами: серной соляной, азотной. Водой пленка не смывается.
При вакуумном способе иризации стекло помещают в вакуумную камеру, в которой имеется нагреватель, выполненный из тугоплавкого металла (вольфрама, молибдена, тантала и т. п.). Иризирующее вещество, чаще всего хлорид олова, при нагревании возгоняется, сублимируется на стекле и образует радужную оксидную пленку. Объемные стеклянные изделия для более равномерной иризации устанавливают на вращающихся турникетках.
Возможен также способ иризации готовых изделий тетрахлоридом титана при пониженной температуре. Это более экономичный процесс, так как можно декорировать полностью отделанное стекло, не опасаясь брака. После мойки и сушки предметы ставять в электрическую печь и поднимают температуру до 210 … 230 С, не выше.
Затем они поступают в иризирующую камеру с температурой 30 … 40 С, что необходимо лишь для замедления процесса остывания предварительно подогретого стекла. Охлаждающиеся пары тетрахлорида титана окуривают нагретое стекло. Обработанное таким образом стекло переливается главным образом красными отблесками. При сокращении продолжительности окуривания, обычно занимающей 30 секунд получают желтые и зеленые отблески.
Источник: xn--c1acwjal7cxa.xn--p1ai