В настоящее время мода во многом строится на деталях, на фурнитуре и отделочных материалах, дополнениях и украшениях. Отделка, выполняемая непосредственно при изготовлении изделий в швейных цехах, оказывает большое влияние на качество одежды, ее конкурентоспособность. Операции по отделке швейных изделий включаются в технологический процесс их из- готовления или проектируются как самостоятельный технологический процесс на предприятиях сферы сервиса.
Отделка одежды относится к композиционным элементам формы одежды наряду с конструктивными и конструктивно-декоративными линиями, не выступая при этом самостоятельным элементом композиции. Отделка — это дополнение, украшение, которое может вообще отсутствовать, так как не для всякой одежды оно обязательно.
При наличии отделки в композиции одежды она может играть самую различную роль: выражать основную идею композиции или выявлять форму изделия, подчеркивать конструктивные линии, дополнять и украшать модель. Одни виды отделок одновременно имеют эстетическое и конструктивное значение, другие — эстетическое и утилитарное.
Украшения, как искусство
Включая любую отделку в композицию одежды, нужно прежде всего определить характер этой отделки, ее вид и технологию выполнения. Необходимо, чтобы она не противоречила не только утилитарным свойствам материала, структурно-фактурным его качествам, но и назначению одежды и ее форме. Одновременное применение разнохарактерных видов отделки требует глубокого изучения возможности соединения их в одной модели, а также большого умения, вкуса и чутья.
Вид и качество исполнения отделки во многом определяют выполнение современной одеждой ее эстетических функций. Грамотное и удачное использование отделки не только уточняет назначение одежды, но и обеспечивает ее индивидуальность, а также в ряде случаев позволяет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки фигуры. Сегодня покупатель готов платить больше за оригинальность и качество швейных изделий, а по-тому ставка на использование различных видов отделки оказывается заведомо беспроигрышной.
История возникновения и развития отделки в одежде
История возникновения отделки уходит далеко вглубь веков, к самым ранним этапам развития человечества. Стремление человека украшать себя появилось, по-видимому, раньше, чем стремление одеваться, т. е. украшения появились раньше костюма. Сначала человек стал разрисовывать себя материалом, добытым из земли, растений, животных.
Позднее индейцы стали наносить на тело орнамент в виде татуировки, которая уже долго держалась на коже. Выразительность своего тела некоторые народности подчеркивали искусственной деформацией (увеличением или уменьшением) его отдельных частей, что можно считать толчком к деформации материалов, используемых при изготовлении одежды.
Данные виды украшения тела человека имели как эстетическое, так и символическое значение, являясь своеобразным оберегом от действия магических злых сил [3]. Постепенно формы древних украшений усложнялись и становились более разнообразными.
Искусство комплекта: от одежды до украшений
Это уже не только съемные, временно укрепляющиеся на теле украшения (серьги, ‘браслеты, перстни, обручи и т. п.), но и несъемные, укрепленные на ткани (печатный рисунок, вышивка, драпировка, складки и т. п.). Таким образом, все приемы украшения тела человека: рисунок, цвет, деформация его частей, навесные украшения, существовавшие до появления одежды, перешли на одежду. Одним из самых древних элементов одежды является пояс, к которому прикреплялось оружие и другие предметы. Позднее пояс использовался не только для подпоясывания нательной, домашней и верхней одежды, но и в качестве оберега. В современной моде пояс является съемной отделочной деталью.
Важную роль в истории развития отделки сыграло изобретение ткачества и плетения в эпоху неолита. Первое упоминание о текстильном производстве, по свидетельству археологов, относится к VII тысячелетию до н. э. В каждой исторической эпохе создаются материалы, отвечающие декоративным идеям стиля, вкуса своего времени, национальным особенностям страны, уровню технологии производства. Свойства материалов (мягкость, упругость, гибкость, жесткость) не только обеспечивают ту или иную форму одежды, но и вид и способы выполнения отделки.
Вслед за изобретением ткачества человек научился окрашивать ткани натуральными растительными и минеральными красителями. Мастерство крашения особенно было распространено в странах Востока. В Индии ткань с нанесенным на нее расплавленным воском рисунком опускали в красильные растворы. Участки, покрытые воском, не окрашивались и составляли светлый
узор на окрашенном фоне. В настоящее время данная технология отделки называется горячим батиком. Индийским мастерам принадлежит и изобретение технологии узелкового батика, которая также широко используется при отделке современной одежды.
Помимо отделки ткани крашением в индийской одежде широко использовался такой вид отделки как драпировка. Сари является характерной традиционной индийской драпированной женской одеждой, которая отличается многообразием способов драпировкой. Сари часто украшались узорной каймой по краям и внизу, длинной золотой бахромой.
Китай является родиной шелка, который ткали из окрашенных в различные цвета нитей, сочетая узорное ткачество со свободной росписью кистью. В Китае культивировали вышивку, которая наносилась не только на одежду, но и на зонт, веер, обувь. Основой китайского костюма являлся халат, обязательно дополненный аксессуарами — съемными воротниками, шарфами и поясом с бахромой.
Национальная одежда Японии — кимоно, где в качестве отделочного элемента использовался пояс оби — самая дорогая часть костюма. Количество поясов, надеваемых на талию, в женской одежде доходило до семи. Кимоно украшали фамильными гербами, разнообразной орнаментацией, отражающей ранг человека, назначение костюма, сезонность и даже настроение.
В странах Ближнего Востока (Иране, Турции и др.) широкое распространение получило шитье золотом.
В Древнем Египте одежда знати, для изготовления которой применялся тончайший лен, украшалась плиссировкой, которая нередко располагалась по всей поверхности одежды.Кроме того, ткань декорировали в процессе ее получения или последующей раскраски (по типу батика), а также с помощью вышивки и техники гобеленового типа. Основные виды орнамента — полосы, зигзаги, клетки и ромбы с точками и кружками, а также рисунки цветов и листьев лотоса, змеи.
Одной из особенностей египетского костюма был широкий воротник-ожерелье, прикрывавший плечи и верхнюю часть груди. Это национальное украшение, которое носили мужчины и женщины, выполненное из разноцветных стеклянных бус и натуральных камней, украшенное золотом и разноцветной эмалью, является прообразом современных съемных воротников.
Примером лаконичности отделки и общего впечатления силы и величия образа является одежда Ассирии и Вавилонии, материалом для которой служили шкуры, войлок, шерсть различного качества и толщины. Мастерство ткачества и вышивки отличалось высокой степенью совершенства. Характерная особенность одежды — бахрома из шерсти по краям изделия, количество которой росло от социального положения человека. Бахрома имела и символическое значение: ее могли прикладывать глиняной табличке вместо личной печати.
Таким образом, украшения в костюме Древнего мира имели и эстетическое, символическое и сословное значение, когда вид и количество отделки указывали на социальное положение владельца.
Эстетической основой костюма Древней Греции и Древнего Рима являлась драпировка, которая располагалась в самых разнообразных направлениях и была не столько видом отделки, сколько совершенно новым типом одежды. Одежда древних греков не кроилась и почти не сшивалась. Прямоугольные полотнища ткани и собирались в складки и закреплялись на теле с помощью булавоки поясов.
Виды костюмов различались в зависимости от длины и ширины ткани, места крепления, складкообразования. Вся драпированная одежда была основана на системе каскадных, трубчатых, лучевых складок. Для создания драпированной одеж- ды использовали эластичные, мягкие, хорошо драпирующиеся шерстяные, льняные ткани.
Древние греки подпоясывали одежду самыми разнообразными способами, выпуская складки с боков или делая фальшивые рукава. Расшитые каймой края выпусков зрительно делили греческий хитон на две части: лиф и юбку.
В целом же реализация форм античного костюма зависела от умения сочетать пластические свойства ткани (в основном тонкой шерсти) с расположением ее на теле, с умением в необходимом месте закрепить или освободить ткань.
1. Дайте определение понятию «отделка».
2. Каково назначение отделки в современной одежде и в историческом костюме?
3. Назовите самые древние способы отделки одежды?
Источник: studopedia.info
Способы художественного оформления костюма
Одной из существенных функций костюма является эстетическая функция. Даже в первобытном обществе человек относился к одежде не только как к средству защиты от климатических условий, но и как к возможности сделать свою внешность более привлекательной в глазах соплеменников, привлечь к себе внимание.
С развитием костюма его эстетическая роль возрастала. Одежда начала разнообразно и богато декорироваться, порой превращаясь в настоящее произведение искусства. Художественное оформление стало неотъемлемым моментом создания костюма, определяющим его соответствие эстетическим идеалам и требованиям моды определенной эпохи.
Со временем одежда начала подразделяться на повседневную, праздничную, домашнюю и т. д. В зависимости от ее назначения и условий эксплуатации стали определяться основные принципы художественного оформления костюма, с которыми знакомит читателя эта глава.
Костюм как предмет материальной культуры призван выполнять эстетическую функцию — удовлетворять естественные и свойственные только человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. И хотя эта функция в бытовой одежде по отношению к утилитарной находится в подчиненном положении, люди ею не пренебрегали даже в далекую эпоху первобытности.
Превратить функциональную бытовую одежду в художественно выполненный костюм позволяет ее декоративное оформление.
Декор в костюме — это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического назначения. В утилитарном смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как, например, конструктивные или функциональные (карманы, вытачки, застежки, манжеты и другие). Однако они появляются в костюме человека уже в незапамятные времена и не теряют своей актуальности и сегодня.
За тысячелетия развития цивилизации и костюма в частности человечество изобрело бесчисленное множество приемов декоративного оформления одежды. К наиболее древним и повсеместно распространенным из них можно отнести следующие способы художественной обработки тканей:
· вышивка — нанесение узора на ткань и другие материалы при помощи цветных нитей, золотой и серебряной проволоки, драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, бисера, стекляруса и др.;
· аппликация — выполнение элементов узора из различных материалов с последующим прикреплением их на изделие;
· художественное ткачество — создание узора и изображения посредством переплетения разноцветных нитей, часто имеющих различную фактуру;
· печворк — составление узорчатого полотна из различных лоскутков ткани и других материалов;
· квилт — узорная стежка лоскутного полотна с использованием прокладочных материалов для увеличения объема и создания активной фактуры изделия (вата, ватин, синтепон и др.);
· тиснение — выдавливание рисунка узора на мягкой поверхности материала; особенно этот вид декора характерен для оформления кожаных изделий;
· набойка — нанесение цветного рисунка на материал при помощи печатных форм — матриц, при этом количество матриц определяется количеством цветовых оттенков рисунка;
· батик — нанесение рисунка на ткань при помощи специальных текстильных красителей; существует много техник батика: свободная роспись, когда рисунок наносится на ткань непосредственно кистью; холодный батик, когда рисунок сначала наносится резервирующей жидкостью, ограничивающей площадь цветного пятна и не дающей краске затекать за его границу, а затем кистью заполняются цветовые пятна рисунка; горячий батик, когда рисунок сначала наносится горячим резервирующим составом, а затем после его застывания дополняется кистью; каждая из этих техник имеет свои характерные эффекты;
· плетение — способ создания узорного кружевного полотна при помощи специальных приспособлений — коклюшек; и многие другие техники.
Особый декоративный эффект создает отделка костюма при помощи складок, защипов, рельефов, воланов, рюш, оборок, буфов и других элементов. Эта отделка не требует использования дополнительных материалов — красителей, нитей, отделочных тканей и других, а связана с искусством технологической обработки изделий.
Такая отделка отличается простотой и изяществом, кроме того, она, зачастую являясь средством создания формы, членения ее на отдельные части, неразрывно связана с конструкцией изделия и в значительной степени определяет расход материала. В модной одежде такая отделка используется довольно часто, так как позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.
В современной одежде также весьма распространенным является украшение деталями, выполненными из отделочной ткани или специальных материалов, — кружевом, тесьмой, шнуром, сутажем, бахромой, лентами и т. п. Отделка этими материалами довольно легко выполняется и может с успехом заменить в нарядном костюме трудоемкую и дорогостоящую вышивку.
При всем техническом разнообразии перечисленных выше приемов декорирования швейных материалов цель их применения одна — превратить даже грубое домотканое полотно в художественно оформленное изделие, сделать костюм, созданный из этого украшенного материала неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определенную информацию.
Традиционные техники художественного оформления ткани были изобретены много веков и даже тысячелетий назад, но они не утратили своей актуальности и в современной одежде.
Используя тот или иной декоративный прием в современном костюме, необходимо учитывать ряд общих требований:
· декор должен быть умеренным, подчеркивать форму, соответствовать ей, а не быть случайным, чужим
· рисунок декора должен иметь достаточно фона, чтобы придать простоту и благородство узору;
· вид декора должен соответствовать качеству материала, из которого изготовлена одежда, например, тяжелая толстая ткань требует крупной рельефной вышивки, тогда как тонкая — изящной, легкой;
· декор должен быть композиционным центром костюма, привлекая к себе внимание и придавая изделию образную выразительность.
Использование декоративного оформления может быть признано удачным только в том случае, если оно способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Декоративная ткань: история поистине красивых тканей
Декоративные ткани ручного или машинно-тканного производства отличаются своим внешним видом, красотой цвета и высоким уровнем мастерства изготовителей. Декоративные ткани — это изделия декоративно-прикладного искусства. Орнаментация тканей, как правило, состоит из повторяющихся рисунков и достигается путем ткачества, печати либо вышивки.
Все три метода использовались с древности и были известны практически всем народам. Художественность работы зависит от назначения ткани и текстильных технологий. Шаблоны отражают отличительные стили различных эпох в развитии искусства и различных национальных художественных школ.
История появления декоративных тканей
Декоративные ткани древности известны из изобразительного искусства и литературы, а также из отдельных образцов тканей, найденных в раскопках, например, фрагментов древнеегипетского украшенного белья второго тысячелетия до н. э. и фрагментов текстиля из городов Северного Причерноморья.
Китайские народные декоративные ткани
Китайские ткани обладают существенными художественными заслугами, главным образом это касается шелка и золоченой канители, которые датируются концом второго тысячелетия до нашей эры. Фрагменты украшенного текстиля, начиная с пятого по третий век до н. э., были обнаружены в раскопках в Чан-Ша; богато окрашенные ткани периода Хань (206 до н. э.) также сохранились. Ткань Кэсы или «резаный шелк», изготовленный в 16 и в 17 веке в Китае, а также различные виды бархата, шелка и уток стали широко популярными.
Китайские текстильные изделия были украшены геометрическими узорами, стилизованными мотивами растений и животных, символами (такими как круги, драконы и облака) и идеограммами. Японский текстиль был похож на китайский в плане материалов, производства и орнамента.
Индийские народные декоративные ткани
В веках с третьего тысячелетия до н. э. индийские ткани из хлопка или реже из шелка прославились своими печатными рисунками, ровно как и узорные шелковые и прозрачные льняные ткани. Орнамент этих тканей состоял в основном из растительных мотивов: часто с обилием деталей или повторяющихся сцен.
Персидские народные декоративные ткани
С древности Персия выпускала мастерскую шерсть и шелковый текстиль. Фрагменты шелковых тканей из эпохи Сасанидов (с третьего по седьмой века) также сохранились, их рисунок обычно состоял из круговых, овальных или других медальонов с изображениями апофеоза королевской власти, сцен охоты и мифических животных. В 15—17 веках персидские шелковые и золотые ткани высоко ценились. Персидский муар, атлас и бархат с хлопчатобумажной деформацией носили стилизованные мотивы, заимствованные из растительного и животного мира, и сцены из эпосов.
Египетские и византийские народные декоративные ткани
Многие примеры сохранились из текстиля Коптского Египта (с четвертого по седьмой век); украшения состояли из различных религиозных сцен. На орнаментацию византийских декоративных тканей существенно повлияли поздние классические и сассанидские периоды. Типичный узор византийских тканей — это круги с орлами, колесницами, библейскими сценами.
Арабские народные декоративные ткани
Арабские страны изготавливали узорные и гладкие ткани из шелка и золота. Уникальный турецкий атлас и бархат, изготовленные с 15-го по 18-ый века, обычно содержал изображения полумесяцев и гвоздик.
Испанские народные декоративные ткани
Декоративное ткачество в Испании, достигшее своего апогея в XVI веке, было тесно связано с искусством Ближнего Востока. Испанский шелк и бархат с шелковой деформацией имели геометрическую орнаментацию в сочетании с небольшими растительными мотивами, демонстрирующими мавританское влияние. Также были известны различные золотые ткани; особенно знаменит был шелк с тонкими серебряными нитями и позолотой, известный в России как алтабас.
Итальянские народные декоративные ткани
Итальянские декоративные ткани были известны еще в 14 веке; их мастерство достигло своего расцвета в 16 и 17 веках. Наиболее известны венецианские ткани с небольшими растительными узорами, геральдическим орнаментом и орнаментом растений, а реже — изображениями диких животных. Из итальянских золотых тканей наиболее ценной была ткань, изготовленная из сложного комплекса, называемая аксамитом на русском языке.
Французские народные декоративные ткани
Французские декоративные ткани стали соперничать со своими итальянскими коллегами в 17 веке и достигли своего апогея в 18 веке. Особой известностью пользовались шелковые ткани из Лиона — бархат с шелковой деформацией, атлас и дамаск. Украшение французских тканей состояло из реалистичных изображений цветов и букетов, архитектурных мотивов и жанровых сцен.
Русские народные декоративные ткани
Текстильные изделия, отличающиеся своими художественными достоинствами, создавались народами, населяющими бывшую территорию СССР. Народы Средней Азии и Закавказья имеют древние традиции художественного плетения шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей и ковров.
Декоративное ткачество было известно еще в Древней Руси. Его практика встречается как в литературе, так и в сохранившихся фрагментах шерстяных тканей северных славян 10-го и 11-го веков. Печатные ткани и различные декоративные ткани использовались для покрывал, полотенец, скатертей, платков и одежды русскими, украинцами, белорусами, балтийцами.
История русского шелкоткачества началась в 16 и 17 веках и достигла своего пика в 18 веке. Дамаски, брокады и гризеты производились как с большими, так и с небольшими узорами реалистично изображенных букетов роз и других цветов.
В 20 веке с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием технологий, используемых для нанесения узоров на ткани, художественное качество отечественных тканей улучшается. Арт-специалисты были привлечены для создания текстильных узоров, а в 1920-х годах были предприняты различные попытки, для того чтобы создать стандарт, который использовал несколько цветов и ограниченные узоры. В 1930-х годах интерес к классическому и народному наследию страны стимулировал возобновление усилий по созданию декоративных тканей в плане узора и цвета. Чаще использовались цветочные мотивы, иногда с советскими эмблемами. К середине 1930-х годов на крупных текстильных предприятиях страны были созданы художественные мастерские.
С середины 1950-х годов такие мастера советских декоративных тканей, как Н.М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов, интенсивно работают над разработкой новых тканей и новых видов орнаментов, которые более разнообразны по ритмической структуре. Так, началась эпоха открытия всему новому, которая и продолжается до сегодняшних дней.
Источник: tekstilprofi.com