Аргайл и виши, полька-дот и тай-дай — каждый сезон дизайнеры предлагают нам настолько много актуальных принтов и орнаментов, что разобраться во всем этом многообразии удается далеко не всем. Вместе с экспертом мы составили простой и наглядный гид по всем самым актуальным расцветкам, чтобы эта модная головоломка решалась для вас легко.
Мало кто знает, но не все то принт, что таковым называют. На самом деле, принт часто путают с паттерном. Поэтому, прежде чем приступить к разбору всех принтов, стоит разобраться в понятиях. Итак, что же такое принт, и чем он отличается от паттерна?
Принт — это рисунок, нанесенный на ткань с помощью красителя. Это может быть цифровая, трафаретная или же блочная печать (существуют и другие методы). А вот паттерн — рисунок, который вплели в ткань (или вышили на ней).
Чтобы определить, принт перед вами или паттерн, переверните ткань. Если рисунок повторяется и с внутренней стороны — скорей всего, перед вами паттерн.
Ну, а теперь разберем виды принтов (далее понятие «принт» используется в качестве рисунка, вне зависимости от того, паттерн это или принт)
Видеоурок «Орнамент. Основы художественной графики» | Зенина С.А.
Формально все принты можно разделить на четыре группы: геометрические, растительные и цветочные, анималистичные и другие. Остановимся на каждом более подробно.
Геометрические (самый древний вид узоров на ткани)
1. Клетка
Шотладка (или тартан) — узор, характерный для традиционной одежды шотландских кланов. Каждый род имел определенный по цвету и размеру рисунок клетки. В настоящее время насчитывается около 2200 вариантов тартанов, наиболее популярные из них — «Дресс Гордон», Блек Уотч» и «Роял Стюард».
Виши — не менее популярный вид клетки, чем предыдущий. Так принято назвать узор мелкой двухцветной клетки, в которой один из оттенков белый. Именно такой принт в бело-розовом цвете выбрала для своего свадебного платья Брижит Бардо в 1959 году (после этого спрос на изделия с клеткой виши резко вырос).
«Принц Уэльский» или «Эстерхази» (виндзорская клетка) — клетка, поверх которой наложена более яркая цветная клетка-полоска.
«Гусиная лапка» («пье-де-пуль») или «Куриная лапка» («пье-де-кок») — контрастный рисунок в виде деформированной мелкой клетки с вытянутым углом. Ткани с таким рисунком ввела в моду Коко Шанель еще в 20–40-е годы XX века. Кстати, рисунок до сих пор часто используется модным домом Chanel.
«Пепита» — узор, который часто путают с предыдущим. Его можно отличить по закругленным уголкам ромба (в «гусиной лапке» они прямые).
Английская клетка — неяркий клетчатый рисунок с использованием серых и коричневых тонов (одна из вариаций — фирменный рисунок бренда Burberry).
2. Полоска
Принт, известный еще со времен Древнего Египта. Головной убор фараона изготавливался из ткани в синюю и золотую полоску (читайте также: «Полоска полнит» и еще 9 модных мифов, в которые пора перестать верить).
Морская полоска — чередование синей и белой полос.
УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ. 1 ЧАСТЬ | СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «АЛЬТАИР» | Руководитель Черняев О.А.
Оксфордская полоска — сочетание белого и приглушенного голубого цвета.
«Райе» — сочетание полос разной цветовой палитры. При этом полосы могут быть одинаковой или различной ширины.
«Елочка» — чередование зигзагообразных полос, напоминающее положение игл на елке.
3. Горох
Горох — круги одинакового размера, расположенные на однотонном фоне. Особую любовь к этому принту питал модельер Ив Сен-Лоран (его даже назвали «Королем горошка»).
«Полька» — чередование расположенных в линию кругов большего и меньшего размера.
«Полька дот» (polkadots) — рисунок в крупный горошек, расположенный в виде параллельных рядов из горошин.
«Перец с солью» (pfeffer-und-salz) — хаотично расположенные крапинки большего и меньшего размера.
4. Ромбы
Здесь все понятно из названия, однако есть несколько нюансов. Если перед вами белые (иногда черные) и красные ромбы, которые ровными рядами заняли всю поверхность — это «Арлекин»; если же переплетенные ромбы разных цветов — «Аргайл» (еще один принт родом из Шотландии).
Меандр — орнамент, состоящий из комбинаций прямых углов, складывающихся в одну непрерывную линию. Считается одним из самых известных и древних геометрических узоров (известен со времен палеолита). Именно меандр является одним из ключевых элементов дизайна изделий марки Versace (присутствует даже на лого).
Растительные и цветочные принты
«Индийский или турецкий огурец» (он же пейсли или бута) — узор, основной элемент которого напоминает каплю или изогнутый лист. По одной версии считается восточным мотивом, по другой — шотландским. Можно часто встретить в коллекциях Etro.
Тропический — в центре сюжета пальмовые листья и яркие цветы.
«Геральдическая лилия» (fleur-de-lis) — орнамент, придуманный во Франции, относящийся исключительно к королевской семье. Интересно, что, согласно последним исследованиям, fleur-de-lis является стилизованным изображением ириса, а не лилии (читайте также: Тест: есть ли у вас собственный стиль?).
Камуфляж — листья в виде абстракции. По словам Пабло Пикассо, именно он изобрел этот рисунок (но с ним согласны далеко не все).
Мильфлер — пестрый рисунок, состоящий из цветов небольшого размера.
«Барокко» — завиток в виде ромбовидного изображения цветка и листьев.
Арабеска — бесконечное переплетение растительных, животных и геометрических узоров. Часто можно встретить в коллекциях Dolcehttps://www.marieclaire.ru/moda/vishi-milfler-polka-dot-polnyi-gid-po-printam-i-ornamentam-i-chto-oni-oznachayut/» target=»_blank»]www.marieclaire.ru[/mask_link]
Орнаментальная композиция в костюме
Характер орнамента и принципы его построения играют большую роль в различных видах композиции, так как с помощью орнамента можно не только декорировать поверхность, но и подчеркнуть, ярче выявить форму предмета. Орнамент обычно подчинен структуре, или тектонике, объекта, поверхность которого он украшает. Так, например, в произведениях керамики, он, как правило, размещается по конструктивным линиям — по горлышку или основанию кувшина, по самой выпуклой его части, определяющей перелом формы, по краю тарелки и т. д.
То же самое можно сказать и о расположении орнамента в костюме. Особенно наглядно это проявляется в образцах народной одежды. Дело в том, что народный костюм традиционно декорировался орнаментальными композициями — ленточными, сетчатыми, центрическими. В орнаментальных мотивах отразились эстетические, религиозные и мировоззренческие представления народа об окружающем мире.
Первоначально орнамент в костюме имел мистическое назначение — нанося разнообразные узоры на свою одежду, наши предки безоговорочно верили, что таким образом они оберегают себя от чар злых сил. Не случайно орнаментальные рисунки так и назывались оберегами.
Древние считали одежду индивидуальным домом для тела, защищающим его от воздействий таящего опасность окружения. Самыми «уязвимыми» в этом смысле участками одежды были отверстия (горловина, подол, низ рукавов), а также места соединения отдельных полотнищ ткани — швы. Если провести аналогию с архитектурой, эти участки соответствуют отверстиям в доме — двери, окна, край трубы и т. п. Чтобы обезопасить эти места, не допустить злые силы внутрь, принято было украшать эти участки особенно тщательно и богато.
Интересно, что «опасные» участки и линии одновременно являлись также конструктивными участками и линиями. Поэтому в народном костюме орнаментальные композиции всегда располагались вдоль конструктивных линий, не только украшая костюм, но и подчеркивая его тектонику.
В современном костюме орнаментальные композиции также используются довольно часто, но, разумеется, они уже утратили свою мистическую функцию, став лишь украшением. При этом следует отметить, что композиционное расположение орнаментов в современной одежде, особенно если речь идет о ленточных орнаментах, часто следует традициям, сложившимся в народном костюме.
Ткань с орнаментальным рисунком обогащает композицию костюма, позволяет получить принципиально новые образные решения, в которых со всей полнотой раскрываются художественные качества рисунка. Понятно, что чем активнее, чем декоративнее рисунок, тем большее значение он имеет в композиции изделия. Рисунок ткани благодаря усилению его декоративных качеств может даже стать тем отправным моментом, который вообще определит общее композиционное решение.
При наличии на ткани четких контрастных рисунков необходимы, как правило, лаконичные конструктивные решения модели, ясные линии силуэта, ограничение или даже отсутствие декоративных деталей и отделки. Сложные линии силуэта и отделки, интересные сами по себе, не только слабо читаются, пропадают, а значит, теряют смысл при ярких активных рисунках ткани, но и могут повредить восприятию самого рисунка.
При проектировании костюма нужно обязательно учитывать влияние характера его формы на восприятие текстильного орнамента. Одежда может быть строгой прямой формы или ниспадающей складками драпировок. В зависимости от этого рисунок ткани в изделиях воспринимается по-разному: в первом случае он кажется плоскостным, во втором — изменяет свое направление соответственно форме и движениям фигуры человека, приобретает ритмическое движение.
Важно учитывать и то обстоятельство, что при некоторых способах кроя рисунок резко меняет свое направление, например, на юбках-клеш, сильно расширяющихся книзу (особенно, если ткань имеет четкий рисунок в виде полос или клеток).
Многие ткани имеют рисунок с односторонней направленностью. Нужно помнить, что возможности использования таких тканей в массовом производстве одежды ограничены, так как необходимость раскладки парных симметричных деталей в одном направлении снижает экономичность раскроя, а также затрудняет подгонку рисунка по линиям швов. Однако при индивидуальном изготовлении изделий с высокохудожественными качествами можно проигнорировать их неэкономичность.
Таким образом, при выборе ткани, имеющей тот или иной рисунок, художник-модельер должен учитывать следующие факторы:
• функциональное назначение костюма — является ли он одеждой повседневной, нарядной, домашней или для отдыха;
• возрастную принадлежность костюма — для детей различных возрастных групп, подростков, молодых людей или лиц пожилого возраста;
• половой признак — будут эту одежду носить мужчины или женщины, а может, она относится к стилю унисекс (не имеющая четких половых различий и предназначенная для ношения как мужчинами, так и женщинами, обычно характерная для молодежи);
• конструкцию и особенности модели — наличие резных линий и членений, присутствие и форма конструктивно-декоративных деталей, а также возможность раскроя «по косой»;
• соответствие этого рисунка требованиям моды текущего сезона.
Как уже было сказано выше, орнамент в композиции костюма может возникать не только в виде рисунка ткани, но и как способ декоративного оформления одежды. В этом случае он создается различными декоративными приемами: вышивкой, аппликацией, свободной росписью специальными красками для ткани, накладными тесьмой, кружевом и т. п.
Так или иначе, художник, включающий орнамент в композицию костюма, должен помнить, что орнаментальный рисунок и костюм — единое целое, они дополняют и обусловливают друг друга, лишь вместе составляя гармоническую завершенность.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Шитье из лоскутов тканей для начинающих. Необычные вещи своими руками
Особенности вышивки по одежде в зависимости от ткани
В зависимости от того, из какой ткани сшиты вещи, будут несколько меняться и вышивки. Работы можно разделить на три большие группы – нитками, бисером и лентами. Не каждая из них подойдет для любого материала, поэтому для определенной ткани надо выбирать только тот вид вышивки, который соответствует ее качеству.
- Атлас. Это достаточно сложная для работы ткань, так как на ней приходится создавать узор только очень тонкой иглой, иначе будут оставаться заметные следы от проколов. Для атласной одежды больше подходят узоры из лент, а также выполненные нитками в технике гладь. Бисерная вышивка для такого материала слишком тяжелая.
- Батист. Также относится к сложным тканям, отличающимся особой тонкостью. Работа на нем делается только тонкими нитками. Она должна быть ажурной и легкой.
- Бязь. Хлопковая ткань, на которой отлично смотрится большинство узоров в любых техниках. Она не вызывает сложностей в работе, вышивать можно на пяльцах.
- Трикотаж. Вышивка на трикотаже ведется с учетом того, что он тянется. Для украшения трикотажных вещей используются все техники вышивки, но работа ведется исключительно на руках, так как натягивать трикотаж нельзя, так как он деформируется. Также нужно обращать внимание на натяжение нити и ее толщину. Тяжелые узоры будут провисать и деформировать ткань.
- Велюр. Поверхность этого материала ворсистая, поэтому вещи из него вышивают достаточно толстыми нитками или крупным бисером.
- Вельвет. Вельветовые брюки или куртки также украшаются вышитыми элементами. Они могут быть выполнены бисером или нитками и должны иметь полный зашив. Размер их зависит от личных предпочтений.
- Замша. Работа на такой коже – задача сложная, так как материал плотный и прокалывается иглой с усилием. Для работы используют бисер или нитки, а также их сочетание. Вышивка обычно выполняется тонкой иглой, для проталкивания которой пользуются наперстком. Чаще всего для создания узора выбирают нитки.
- Джинса. Ручная вышивка на ней достаточно трудна, так как ткань очень плотная и работать с ней сложно. Обычно используют крупный бисер или нитки, иногда вышивают лентами, но это скорее исключение. На джинсовых вещах часто сочетают вышивку с кружевом.
Атлас
При выборе узора для украшения одежды стоит учитывать предназначение вещи. Вышивка должна сочетаться с костюмом и общим образом, который хочется создать.
Рисунок и эскизы
Toile de Jouy (фр. – ткань (полотно) из провинции Жуи) наименование вида хлопчатобумажной набивной ткани. Ткань появилась 18 веке во Франции, во времена правления короля Людовика XIV в деревне Жуи-ан-Жоза, расположенной недалеко от Версаля. Фабрика располагалась недалеко от реки Бьевр, что позволяло в те времена хорошо промывать ткани. На белый или кремовый фон тканей были нанесены однотонные (красные, розовые, фиолетовые) сюжетные рисунки, пасторальные мотивы: сцены из сельской жизни, цветочные мотивы, мифологические сюжеты.
Такие виды тканей получили широкое распространение в одежде, интерьере, домашнем текстиле и вскоре, название полотна Туаль де жуи становится нарицательным, определяющим стиль художественного оформления.
Качество набивных тканей являлось настолько исключительным, что фабрика считалась одной из лучших в Европе. На сегодняшний день сохранено более чем 30 000 оригинальных проектов «Toile de Jouy». Особенная роль отводилась художникам, создававшим разнообразные принты в стиле рококо. Наиболее известный из них — Жан-Батист Юэ.
Сегодня Toile de Jouy переживает новый всплеск популярности. Он идеально подходит для украшения интерьеров во французском классическом стиле или провинциальном стиле, в обивке мебели, обоях, постельном белье и так далее. Так же данный стиль оформления используют и в нетрадиционных предметах мягкие игрушки, скейтборды, сумки, кнопки.
Дизайнеры одежды, в том числе Ruffian, Carven и Oscar de la Renta, Jean Charles de Castelbajac интерпретировали и воплотили живописные картины Toile de Jouy в свои коллекций.
Принт pied-de-poule — «Гусиная лапка» или петушиная лапка в Германии, или зубы гончей собаки– houndstooth – в Англии – узор, напоминающий неправильные ломаные клетки, – символ утонченности и постоянно неизменный тренд. Такое необычное название узор получил, т.к. он внешне напоминает передние клыки собаки или же отпечатки гусиных лап. Подобный эффект формируется за счет пересечения 4-х темных и светлых нитей или саржевым переплетением 2/2, каждый раз поднимая перекрытия на одну нить. Близкий родственник «гусиной лапки» — орнамент border tartan. Он нес в себе зашифрованное символическое послание окружающему миру – «нейтралитет».
Гусиная лапка является еще и неизменным трендом интерьерной моды. Его можно увидеть на обоях, настенных панелях, керамической плитке, линолеуме.
В начале XIX века орнамент занял лидирующие позиции в массовой моде. Даже Принц Уэльский предпочитал облачение с таким орнаментом. Сейчас «Гусиная лапка» используется в одежде таких брендов, как Marc Jacobs, Salvatore Ferragamo, Emporio Armani и Louis Vuitton, Tommy Hilfiger, Dior и Michael Kors, Carolina Herrera.
Он повсюду: на подкладке денима Naked and Famous, в капсульной коллекции North Face Purple Label, на кепках New Era, кедах Vans и Converse, сникерах Nike. Такой орнамент. На ткани с орнаментом пье-де-пуль практически не заметны пятна. Именно поэтому «гусиную лапку» предпочитают использовать повара для пошива своей униформы.
Argyle (аргайл) – ромбовидная клетка, расположенная по типу шахматной доски, как правило, с поперечными полосами контрастных цветов. Единого мнения о появлении этого орнамента нет. По одной версии известно, что в его появлении большую роль сыграл государственный флаг Шотландии.
Другая версия гласит о то, что аргайл – это копия переосмысленного узора, который был изображен на килтах клана Campbell, проживающего в области Argyll. Впервые аргайл стал использоваться в 1897 году. Это стало возможно благодаря прядильной технологии — интарсия (intarsia), которая заключалась в вязании многоцветных узоров без протяжек с изнаночной стороны полотна.
Широкую известность аргайл получил в 20-е годы ХХ века, благодаря одной из компаний Британии Pringle of Scotland, специализировавшейся на вязаных вещах и элитном качественном трикотаже. Именно эта компания сделала популярный свитер с аргайлом и V – образным вырезом, который в настоящее время является символом классического стиля настоящего британца.
Сейчас можно встретить его в различном применении: от верхней одежды до аксессуаров, от детской до взорслой моды. Наиболее классическим вариантом является сочетание клетки Аргайл с другими вариантами клетчатого принта. Сегодня ромб считается стильной классикой. Это может быть классическое сочетание черного и серого, красного и белого, красного и черного. В своих коллекциях ромбовидная клетка применялась американским дизайнером Кармен Марк Вальво (Carmen Marc Valvo).
Paisley (пейсли)
Пейсли— узор, изображающий изогнутые листья различных размеров, является частью персидского орнамента «Бута». В Европе его называют «индийский огурец», а на востоке – «бута». Впервые он появился в империи Сасанидов — древнем государстве, раннее находившемся на территории современных Ирака и Ирана.
Ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку, а в Европу попали из Индии только в XVII веке. Первым популярным товаром с рисунком пейсли, символизирующим жизнь, в Европе были кашемировые шали из индийского региона Кашмир. Позже изогнутые листья ткали на жаккардовых ткацких станках.
В семидесятые годы XX века внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.
«Еще в середине 2000-х годов марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Не так давно c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated — кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas — целую коллекцию одежды и обуви, Herschel — рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s — серию поло и рубашек. Сегодня пейсли глубоко используется не только в женской одежде, но и в мужской. Итальянский бренд Etro представил мужскую коллекцию весна-лето 2020. В качестве узоров Etro использовал принт пейсли, который стал знаковым для бренда.
Тай-дай tie-dye (tie по-английски — «завязывать, крутить, скручивать», а dye — «красить») является одним из наиболее древних известных способов окрашивания ткани вручную. Перед окрашиванием ткани можно сворачивать, скручивать, перевязывать. Орнамент появляется после окрашивания, когда снимается резерв с чистых участков, которые вступают в контраст со свежеокрашенными.
На территории современного Перу, как и на другом конце света – в Японии, таким способом окрашивания пользовались еще в VIII–IX веке нашей эры. Мода на tie-dye охватила хиппи-культуру после волны поездок в Западную Африку.
Сегодня с тай-дай-принтами работают не только уличные бренды The Hundreds, Huf, Vans, Supreme и Stussy, но и марки, которым хиппи-эстетика и подобная цветовая смелость не свойственны. В тай-дай окрашивают не только футболки, но и кеды, рюкзаки, галстуки, классические рубашки и многие другие элементы мужского гардероба.
Дамаск — этот растительный орнамент содержит вертикально расположенные ряды с витиеватым флористическим рисунком, в центре которого располагается роскошный цветок. Сегодня этот красивейший узор украшает не только текстиль, но и обои, и другие поверхности. Ткань орнаментом дамаск – это ткань хлопчатобумажного происхождения, которая характеризуется полотняным переплетением. Своим названием ткань с орнаментом дамаск обязана сирийскому городу Дамаску, который в XII веке был крупнейшим центром торговли шелками. Но впервые эту ткань начали производить в Китае во времена существования Великого шелкового пути.
На фоне полотняного переплетения узор образуется контрастным по фактуре саржевым или диагональным переплетением. На фоне саржевого переплетения узор образуется диагональным переплетением, где направление рубчика на лицевой и изнаночной стороне противоположно. Сегодня этот орнамент процветает все больше и больше и не только в одежде. Одним из талантов, который использовал ее в своих коллекциях, стал арабский дизайнер Mohammed Ashi (Мохаммед Аши), а декоратор Isabelle de Borchgrave создала коллекцию обоев.
Подготовка ткани для вышивания
Чтобы вышивка на одежде выглядела красиво и аккуратно, ткань надо предварительно подготовить.
- Проглаживание ткани. Вещь должна быть хорошо отглажена. Это позволит избежать в дальнейшем неровных стежков из-за складок.
- Закрепление канвы. Требуется в том случае, если планируется вышивка крестом или бисером в счетной технике. Для этого используют продергиваемую канву или водорастворимую. Второй вариант считается приоритетным, так как нет риска пришить нитку канвы в процессе работы. Однако если вещь, выбранную для вышивки, нельзя стирать в теплой воде, потребуется использовать только продергиваемую основу.
- Натягивание на пяльцы, если вышивка ведется не на трикотажном полотне.
Голос редакции
Матрёна
Фанатка вышивки и шитья
Источник: hobbylaby.ru