Новый год — праздник, который приносит в наш дом очарование сказки и ожидание чуда. В каждом доме обязательным символом этого праздника является украшенная ель. У каждого из нас есть в доме ёлочные игрушки. У нас дома есть целая коробка со старыми очень интересными игрушками. Почему мама и папа берегут их? Ведь сейчас продаются яркие, красочные, современные игрушки.
Нам захотелось раскрыть тайну этих игрушек. Каждый раз, открывая потертую картонную коробку с елочными украшениями, мы с нескрываемым трепетом и нежностью достаем игрушки и развешиваем их на елке в определенном, традиционном для своей семьи порядке. Что может быть приятнее, чем найти игрушку, которую помнишь с детства, историю которой рассказывали бабушки своим детям и внукам?
Такие игрушки бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, как реликвия. Мы провели опрос учеников нашей школы. Что мы знаем о елочных игрушках? Знаете ли вы, когда появились елочные игрушки? Какими они были, когда наши бабушки и дедушки были еще детьми?
елочные игрушки своими руками. Работа со стразами.
Оказалось, что о таком привычном предмете как ёлочная игрушка, ребята очень мало знают. А взрослые связывают с ёлочными игрушками воспоминания о событиях своей жизни и изменениях, происходящих в обществе.
Гипотеза: мы предположили, что игрушка — это не только новогоднее украшение, но и часть истории нашей страны. Изучая историю ёлочной игрушки можно лучше понять события прошлого.
Цель работы – сохранение исторических традиций и связи поколений посредством изучения истории ёлочной игрушки.
Предмет исследования: история новогодних традиций.
Объект исследования: новогодняя ёлочная игрушка.
Задачи:
- Изучить информацию для ознакомления с историей ёлочной игрушки;
- Узнать, как события прошлого влияли на облик ёлочной игрушки;
- Собрать коллекцию старых игрушек;
- Провести экскурсию для ознакомления учеников школы с результатами исследования.
В работе над проектом использовали следующие методы исследования:
- Теоретические: изучение литературы, материалов Интернет; обобщение и сравнение результатов исследования.
- Практические: опрос, интервью, анкетирование, сбор коллекции.
Работая над проектом, мы узнали много нового и интересного не только о новогодних игрушках, но и об исторических событиях прошлого, о том, как сложилась одна из чудесных традиций – празднование Нового года.
Источник: eee-science.ru
История новогодней игрушки
В данном исследовательском проекте на тему «История новогодней игрушки» авторами была поставлена цель провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими детьми, а также научить дошкольников и учащихся начальных классов изготавливать новогодние игрушки из безопасного материала. Историческая справка содержит диахроническую классификацию новогодних украшений.
Исследовательский проект «История ёлочной игрушки» Смоленкова Юлия Валерьевна 2 класс
Подробнее о проекте:
В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал об истории празднования Нового года в России, а также о вариативности новогодних елочных украшений в разных странах мира в историческом срезе и в наши дни, предложен увлекательный рассказ родителей об их посещении фабрики, на которой производятся елочные игрушки.
При написании исследовательской работы для детей на тему «История новогодней игрушки» использованы информационные материалы из Интернета, журналов и специальной литературы по данной теме, а также взято интервью у родителей одной из учениц, побывавших на фабрике елочных игрушек.
Предложенная исследовательский проект на тему «История новогодней игрушки» имеет большую практическую значимость, а именно: может использоваться для дошкольников и детей на уроках истории, литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях. В рамках проекта об истории новогодней игрушки был проведен мастер-класс по изготовлению новогодних рождественских игрушек учащимися 3 класса.
Оглавление
Введение
1. Из истории новогодней игрушки.
2. Описание собранных игрушек.
3. Рассказ о посещении фабрики по производству елочных игрушек в Нижнем Новгороде.
5. Проведение мастер – класса по изготовлению новогодних игрушек в 3-Б классе.
Заключение
Использованная литература
Введение
Мы знаем много праздников, но самый любимый праздник у детей и взрослых — это Новый год. С чем у нас ассоциируется Новый год? С мандаринами, с ёлкой, с подарками, с новогодними игрушками. Сейчас игрушки более современные, а какие игрушки были раньше? Интересно, когда появилась первая новогодняя игрушка?
Наши бабушки и дедушки, мамы, папы , когда были маленькими , тоже наряжали ёлку. А что это были за игрушки? Из какого материала они были изготовлены? Кто был героем этих игрушек? Как сказались истории события в России на производство и изготовление новогодних игрушек?
Проблема: Мы не знаем, когда появилась первая новогодняя игрушка, какими игрушками украшали новогоднюю елку в прошлом веке. Нам хотелось бы знать историю новогодней игрушки.
Реальная ситуация | Желаемая ситуация |
Мы не знаем, когда появилась первая новогодняя игрушка, и кто создал первую новогоднюю игрушку. | Узнать, когда появилась первая новогодняя игрушка и кто её создал. Познакомить учеников начальных классов и одноклассников с историей возникновения новогодней игрушки, научить их делать новогодние игрушки из доступного материала. |
Актуальность проблемы: Новый год один из интересных и весёлых праздников. В магазинах, на новогодних ярмарках продается огромное количество новогодних игрушек, выполненных из самого современного материала, но они не всегда нравятся детям и взрослым, часто изготовлены из опасного материала, вредного для здоровья.
- провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими учащимися.
- научить учащихся начальных классов изготавливать новогодние игрушки из безопасного материала.
Способы достижения цели: Провести мастер — класс по изготовлению новогодней игрушки и оформить выставку новогодних игрушек прошлого века.
Задачи проекта:
- Изучить возникновение традиции ставить и украшать елку на Новый год.
- Изучить историю и этапы развития новогодней игрушки.
- Узнать, как видоизменилась новогодняя игрушка (от истоков к современности)
- Провести социологический опрос среди учащихся начальных классов.
- Провести мастер — класс по изготовлению новогодней игрушки .
- Изготовить продукт проекта. Защитить проектную работу перед учащимися своего класса.
Ресурсы: Для работы с проектом мы использовали – поисковые сайты интернета, журнал «Новогодние игрушки».
Ресурсы для проведения мастер — класс: ножницы, клей — карандаш, салфетки, нитки, степлер.
Объект проектирования (исследования): для исследования мы выбрали новогодние игрушки 50-х — 80-х годов 20 века.
Методы проектирования:
- Наблюдение.
- Опрос.
- Анализ и синтез.
- Исследование.
Анализ источников:
В книге Аллы Сальниковой «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку» нашли ответы на вопрос: Когда стали отмечать Новый год?.Чем украшали елку ? Какие традиции были? Из чего делали новогодние игрушки.
Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений. Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья. Из его статьи взяли много полезной информации.
План выполнения работы:
Поиск современной, интересной, новогодней игрушки для проведения мастер – класса.
Подготовительный этап:
Наш проект групповой, поэтому, во – первых, мы определились с тем, какую работу будет выполнять каждый участник нашего проекта. Во- вторых, начали поиск новогодних игрушек, которыми украшали новогодние елки много лет назад. В- третьих, посетили детскую районную библиотеку с целью поиска информации по теме проекта, а также осуществляли поиск информацию в Интернете.
Затем решили провести анкетирование в 4-5-х классах на тему « Что я знаю о новогодней игрушке? » Параллельно осуществлялась работа по поиску материала для проведения мастера – класса по изготовлению новогодней игрушки. Поговорив с учителем начальных классов Лазаревой О.А, определились с тем, что мастер – класс будем проводить в 3 б классе.
Так сложилось, что родители Фомичевой Вари в сентябре посетили фабрику по производству новогодних игрушек в Нижнем Новгороде, поэтому это оказалось очень кстати. Мы решили приобщить данную информацию в свой проект.
Гуськова Ева, Куликов В, Лосева И, Шишликов И., Кузнецова А. принесли несколько новогодних игрушек, которые были переданы им родственниками. Это игрушки, выпущенные в 50-80 годы прошлого века.
Анкетирование на тему «Что я знаю о новогодней игрушке?»
Участники анкетирования – учащиеся 4б и 5б классов. Всего – 48 человек.
1. Из каких материалов изготавливали раньше новогоднюю игрушку?
Из представленной диаграммы можно сделать вывод, что наибольшее количество учащихся указало, что игрушки раньше делали из стекла.
2. В каком году появилась первая новогодняя игрушка?
Вывод. Ученики не знают, когда появилась первая новогодняя игрушка.
3. Кто придумал отмечать Новый год в России 1 января?
22 учащихся затруднились с ответом,11 человек считают, что Новый год стали отмечать по указанию Ивана Грозного. Только 15 учеников ответили верно.
4. Каким игрушкам вы отдаете предпочтение?
Как видно из диаграммы, ученики предпочитают стеклянные игрушки.
Источник: tvorcheskie-proekty.ru
Исследовательская работа «Путешествие в историю и традиции ёлочной игрушки»
Наступал Новый 2016 Год. Я так люблю этот замечательный праздник. Он такой яркий, веселый. А какая красивая всегда елка, нарядная и незабываемая. Мне захотелось узнать, кто и когда придумал наряжать елку.
Когда школу стали украшать к Новому Году, я увидела очень красивые шары. Оказалось это дети нашей школы их расписывают сами. Я заинтересовалась этой темой и решила все подробно разузнать и попробовать раскрасить шар сама и украсить дома свою елку.
Цель исследования: изучить историю происхождения елочной игрушки в России, и узнать какие традиции могут быть с ней связаны.
— прочитать научно – популярную и художественно – публицистическую литературу о елочных игрушках;
— посетить Краеведческий музей и найти информацию;
— узнать, как дети нашей школы сами изготавливают елочные украшения;
— сделать вывод по проделанной работе;
— изучение книг и публикаций;
Гипотеза: Что особенного в наших елочных украшениях? Как они изменились с давних времен, когда была поставлена первая елка?
1. История новогодней игрушки в России.
Первые елки в России появились в ХIХ веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшения. Обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству пришел в Россию при Николае I. Его супруга императрица Александра Федоровна принесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами.
Традиция украшать елку очень скоро завоевала популярность среди придворных, потом по всему Петербургу, а затем и по всей России. Украшать елки начали в 1860 – 1870 годы. Русские люди не умели делать игрушки, их заказывали в Европе. Были игрушки для богатых и бедных.
Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, золоченые орехи, яблочки и свечи. Около 1880 года в России появляются первые елочные игрушки, изготовленные фабричным способом. Доставляют картонные и стеклянные игрушки из Германии.
Особый шик – украшения с фарфоровыми головками. На верхушке елки закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную. Традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: такие верхушки начали делать там. Из-за дороговизны нормой было брать игрушки напрокат.
В России в семьях небогатых людей елочные украшения делали по старинке сами. Это были свечи, конфеты, сладости для детишек, фрукты, орехи. Можно было делать игрушки своими руками, даже в домах знатных вельмож. Потом появились «рождественские» базары, которые широко рекламировались в газетах, на плакатах. Накануне Нового года запускали в продажу специальные альбомчики для игрушек — самоделок. [1]
2.Елочные украшения из разного материала .
Елочные украшения на протяжении многих лет изготовлялись из самого разного материала. Первые стеклянные игрушки начали делать в городе Клин. Старейшее собственное производство, стеклодувное предприятие. Основано по указу Меншикова в начале ХVIII века. Эта традиция не прерывалась и продолжается на перенесенный в соседний город Высоковск ОАО «Елочка».
Там мастера – артельщики выдували стеклянные изделия для аптек. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Елочные шары были тяжелыми, потому что тонкое стекло не умели еще делать. Клинская фабрика «Елочка», единственная в России фабрика, которая делает бусы для елок.
Уже к концу IIХ века в России появляются артели по производству игрушек. Самый крупный завод находится в Питере. Там мастера – артельщики выдували стеклянные изделия для аптек. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы.
В России выпускались игрушки из стекла, ткани, ваты, папье-маше. Наиболее популярными в то время были игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические изображения. К плотной картонной основе прикреплялось личико прекрасного юного создания. Несколько позже эта техника распространилась на ватные, деревянные и шитые игрушки. Литографию постепенно заменили отпечатанные литографским способом основы.
Помимо стекла игрушки делали из прессованного картона. До революции в России был известен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с бумажными лицами, приклеенных к телу из ткани, кружев, бисера, бумаги. К 20 веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже из фарфора.
Были игрушки из ваты, накрученной на проволочный каркас. Так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. Появился новый материал поролон. Его активно начинают использовать в изготовлении елочных украшений.
Выпускают матрешек в поролоновых платках. Из него делают хвостики, гребешки, свиные пяточки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачный, а с другой посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара. В производстве игрушек активно начинает использоваться пластмасса.
Шары – прожекторы, шары – многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые бабочки. Дети разламывали их и играли с бабочками. Завод «Москабель» делал фигурки их проволоки. Во время Отечественной войны на фронтах елочные украшения мастерили из погон, бинтов, носочков. С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки. [3]
3. Разные эпохи в нашей стране и разная новогодняя игрушка.
В нашей стране происходило много исторических событий, и они связаны с изготовлением елочной игрушки.
В 1929 год празднование Нового года в России запретили и возобновили в 1935 году. Игрушки производили кустарным способом. К периоду «запрета» относятся самые дорогие, редкие коллекционные советские украшения. После, знаменитого предложения П. П. Постышева, в «Правде» вернуть праздник детям, возобновилось в стране производство елочных украшений.
Новый год сделали советским праздником, изменились новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов, овощей остались. Вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками – дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.
На елки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. Потом появились герои детской литературы – Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей. После фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников.
В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании. В 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другого. В начале 40-х годов появились игрушки в виде бытовых предметов. У них была текучая форма и роспись яркими красками.
Во время Отечественной войны игрушек выпускали мало. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками – санитарами». Дед – Мороз на новогодних открытках бил фашистов. Приложение IV.
После войны елочные игрушки стали мирными. В конце 40-х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему – это и Алладин, и старик Хоттабыч и восточные красавицы. Эти игрушки сделаны на восточный манер и расписаны вручную.
В 1949 году к юбилею А.С.Пушкина появились украшения в виде сказочных героев и изготовление по новой технологии – на прищепках. Приложение V.
В 1950 году, когда в стране с продуктами было плохо, изготавливалось много игрушек в виде фруктов и овощей. Появились сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери, белочки, медведи, зайцы. Появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.
В 1956 году с выходом фильма «Карнавальная ночь» выпущены игрушки «Часы», со стрелками, установленными за 5 минут до полуночи.
В эпоху Хрущева, придумали выпускать игрушки, кукурузу и снопы пшеницы. В 60-годы, актуальна была тема космоса, стали выпускать елочные украшения космонавтов, ракеты, спутники. Все сильно упростилось, в моду пришел минимализм и авангард. Фигурки стали одутловатыми, росписи простыми.
СССР, расшифровывается, как союз социалистических республик, поэтому была выпущена серия девочек в национальных костюмах, символ 15 республик, 15 сестер.
В 70-80 годы становятся популярными игрушки в виде шишек, колокольчиков, домиков. С брежневских времен ничего существенного в стране не происходило, тематических игрушек стало меньше. Они стали более абстрактными. Российские производители стали предлагать своим покупателям игрушки «а-ля рус», с традиционными росписями.
Сегодня в производстве елочных украшений идет «возврат к истокам», выпускают шары с ручной росписью. [2]
4. Выставки, музеи, коллекционеры.
В городе Симферополь, есть Музей истории города. Там проходила необыкновенная выставка, посвященная елочным игрушкам и другим старинным новогодним украшениям эпохи советского союза. Прямо в зале стояла огромная елка, вся от пола до верхушки украшенная старинными елочными украшениями. Стенды с выставочными экземплярами: картонный ослик и медведь, чайничек, шишечки, стеклярусные бусы, малюсенькие фигурки для украшения искусственной елочки – малютки.
Рядом с городом Высоковск есть музей елочной игрушки. Замечательный есть музей елочной игрушки « Клинское подворье» в городе Клин.
Игрушки, произведенные до 1966 года, считаются старинными, такое решение было принято международной организацией коллекционеров елочных игрушек. Golden Glow. В США проживает дама Ким Балашек. Она собрала огромную коллекцию российских игрушек, самую большую в мире, более 2000 экземпляров. [4]
Есть мода на елочные украшения, производители говорят, что мода повторяется каждые 4 года, поэтому старые игрушки можно складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными. [5][6]
Выставка старинных елочных игрушек открылась в музее «Тальцы». Многие экспонаты взяты из домашних коллекций. Среди игрушек есть и дореволюционные. Ценные экспонаты принадлежат Сергею Медведеву. Колокольчик с помутневшим стеклом, чайник и самовар сделаны до революции. По сохранившимся экспонатам можно изучать историю.
В 30-е годы сделаны картонные и стеклянные звезды, броневичок, но без Ленина. Из 50-х корзинки, юла, гроздья винограда. Яркие картонные крокодилы смотрятся ярче бледных бабочек из 60-х годов. Красивая кукуруза, любимое лакомство Никиты Хрущева. Более 20 экспоната представил музей города Иркутска.
2 Деда Мороза, старшему, бумажному более 55 лет. Все новогодние игрушки в витрину не вошли, ими украсили елку в церковно- приходской школе. [6]
Проводя исследование, я посетила наш Краеведческий музей. К Новому году они тоже выставляют старинные елочные игрушки, целых 2 стеллажа и большую полку. Много интересного мне рассказала экскурсовод. Эти игрушки принесли жители нашего города. Я своими глазами увидела и картонные игрушки, и фрукты из папье-маше, и спутники из космоса, и сказочных героев на прищепках, и солдатиков.
Множество шишек, сосулек, красную звезду. Музей просит откликнуться жителей города и принести еще.
В фойе стоит огромная красивая елка, а игрушки на ней висят, сделанные руками детей из школы ремесел. Они красивее фабричных. Это деревянные колокольчики, сшитые кони и зайчики, расписные шары. Такую красоту делают в нашем городе. И я горжусь своим городом.
5.Традиция школы №13
Главная тема елочных украшений в России – домашняя рождественская. А это значит, какие то, семейные традиции. В нашей школе есть такая традиция. Учащиеся нашей школы делают своими руками елочные украшения, новогодние елки, расписывают новогодние шары. Я брала интервью у преподавателя рисунка и живописи Ольги Николаевны Апостол.
Она рассказала мне, что такая идея возникла в рамках подготовки к Новому году. Такая традиция идет из детства, делать игрушки как раньше своими руками. Это сплачивает семью, определяет климат добра, любви, а школа -это тоже семья, эта традиция объединяет классы, детей в классе. Традиция расписывать шары возникла давно, в 2010 году. Дети эти шары дарят своим любимым учителям.
Моей учительнице Наталье Александровне, дети пятиклассники подарили первый такой шар с надписью «С Новым 2011 годом! От 5»В». 3 года назад традицию обновили стали расписывать шары, посвященные году: 2013 год – год окружающей среды, 2014 год – год культуры, 2015 год – год литературы. Роспись шаров объединяет сразу два предмета в обучении, литературу и изобразительное искусство. Ведь школа у нас необычная, а с углубленным изучением отдельных предметов.
Проводя исследование на эту тему, я проводила опрос, и выяснила, что один класс в нашей школе, сейчас это 3Б, у них своя традиция, они в рамках проекта в классе, делают елочные украшения своими руками и наряжают елку в классе. Игрушки всегда посвящены тому животному, чей год. В этом году они все делали обезьянку. Игрушки обязательно делают все из разного материала, это обязательное условие. В других классах начальной школы, из 129 учеников, в ходе опроса я выяснила:
1. Игрушки делают своими руками, 110 учащихся;
2. Наряжают елку всей семьей, 118 учащихся;
3. Хранятся старинные игрушки и передаются из поколения в поколения, 105 учащихся;
Я тоже попробовала своими руками расписать шар, вот что у меня получилось. Я получила огромное удовольствие. Хочу ввести такую традицию в нашем классе, что бы мы вместе с детьми к празднику расписывали шары.
Я узнала много интересного и познавательного из истории елочных украшений в нашей стране и нашем городе. Так изготовление елочных украшений, это традиции семьи, школы, города, это много говорит о возрождении традиций русского народа, мастерить игрушки своими руками. Так мы возвращаемся к своим истокам.
1. [В. Музыченко. «Казанские ведомости», выпуск №7, 2008 г.]
2. [М.Некрасова «Новогодняя рождественская елка – мифы и символы. Старинный Круковской промысел/Народные мастера. Традиции и школы. М.,2006 г.]
3. [ Н.Соколова «История страны на елке» Русское географическое общество]
Источник: nsportal.ru