Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека украшение костюма

Цельный взгляд на мир предполагает направленный интерес к мировым процессам, происходящим в мире, через призму своей национальной культуры. Мода претерпела значительные изменения, но и по сей день черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство не просто просматриваются, а чётко обозначены в коллекциях как русских, так и западноевропейских и американских дизайнеров.

Это обусловлено потребностями дизайнеров в обращении к истокам мирового и национального искусства. В нём художники черпают своё вдохновение и инспирации для своего творчества.

Дизайнер, занимающийся художественным проектированием костюма, обуви и аксессуаров, помимо большого запаса специальных знаний, должен обладать гибкостью мышления и широтой кругозора, уметь проанализировать и объяснить наблюдаемые явления. И в тоже время он должен уметь вызвать совершенно новые образные и поэтические ассоциации.

Научная логика не должна победить в нём остроту чувственного восприятия мира. Учитывая бурное развитие новых технологий и активности человека в современной жизни, художнику-стилисту необходимо уметь быстро ориентироваться в огромном потоке информации, частой смене модных тенденций и направлений, уметь прогнозировать и предвосхищать их.

Роль и значение декоративно-прикладного искусства в системе художественной культуры

При этом в художественном проектировании костюма и изделий из кожи можно выделить два аспекта: утилитарный и художественный. Задача дизайнера — научиться вести поиск реальных, технологически выполнимых задач в процессе реализации идеи без ущерба для создания выразительного стилистического образа вещи.

Известно, что, проектируя ту или иную вещь, дизайнер создаёт определённое настроение при пользовании предметом. Поэтому особенно важно приобретение и развитие навыков в изобретении новой проектировочной идеи, разработке новых структурных связей с учётом конструктивной целесообразности и рентабельности изготовления конкретной вещи или коллекции. При создании костюма дизайнер формирует определённый идеальный образ человека, однако его деятельность будет востребована в том случае, если он удовлетворяет существующие потребности или создаёт эти потребности: утилитарные, эстетические или культурные. Комбинация этих потребностей может зависеть от образа потребителя проектируемой вещи, от условий и способов её потребления. Конечная цель творческой деятельности дизайнера — правильное эстетическое воздействие на потребителя.

В последнее время развитие техники и промышленного производства сопровождается отрицательным воздействием на окружающую среду не только в физическом, но и в духовном аспекте. Поэтому от того, какое отношение к своему городу, стране, своей родной культуре и культуре других народов имеет дизайнер, в определённом смысле зависит, в какой среде мы завтра будем жить с вами.

В настоящее время происходит переосмысление всего исторического и художественного опыта, накопленного человечеством в различных областях деятельности, в том числе и в искусстве создания и использования костюма. Дизайнеры одежды в своих ассоциациях постоянно обращаются к историческому наследию и черпают там идеи в соответствии с изменяющимися требованиями к костюму и тенденциями моды.

Читайте также:
Украшение с эмалью золотое кольцо России название

ИЗО 5 класс (Урок№15 — Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.)

Современная проектная культура зависит как от науки, так и от искусства. Только гармоничное сочетание этих двух средств познания в интеллектуальной деятельности дизайнера может привести к успеху в его деятельности. Начатый активно в 80-е гг. процесс интеграции советской культуры с мировыми тенденциями развития постмодернизма привёл к тому, что российские дизайнеры либо старались подражать западным стилям в костюме, либо демонстрировали гипертрофированный образ советского человека на этапе перестройки. Народный костюм как образец гармоничного сочетания эстетики и утилитарности был отодвинут на задний план.

В настоящем в искусстве наблюдаются своеобразные и противоречивые процессы развития общемирового значения:

— космополитизма в костюме;

— интереса к национальной культуре того или иного региона или страны.

Эти тенденции обусловлены геополитическими и экономическими факторами развития современного общества, экзотическими путешествиями и использованием современных информационных технологий, в том числе глобальных ресурсов в сети «Интернет».

Если в 60-70-х гг. ХХ в. формирующийся этнический стиль в костюме использовал различные источники и воплощал их в одной композиции, то в настоящее время в интерьере и костюме наблюдается интерес к одному определённому региону (культуре): славянскому, индейскому, африканскому и т.п.

В начале XXI в. в России возрождается интерес к своей культуре, обрядам, орнаменту, песням, танцам и т.п. Создаются и развиваются центры по изучению древней русской культуры и истории. Поэтому актуально направление по реконструкции и изготовлению моделей русского народного костюма для исторических праздников, игр, фольклорных фестивалей различной направленности, в том числе и детских.

Такой интерес к нашей стране и культуре перекликается с Серебряным веком русского искусства на рубеже XIX и XX вв. В этой связи можно назвать имена художников, чей неподдельный интерес к древнерусской истории и большой талант помогли создать образы русских народных сказок и сказок А.С. Пушкина, в которых запечатлена сама русская душа. Родные с детства образы красавиц, былинных богатырей, мудрых волхвов и обычных людей знакомы нам по иллюстрациям Билибина, Васнецова, Рябушкина, Врубеля, В. Серова, Коровина, Бакста и многих других. Русские театральные сезоны в Париже под руководством Сергея Дягилева также продемонстрировали Европе древнюю и самобытную русскую культуру.

Большой интерес к русскому искусству и русскому костюму проявляется в моде на протяжении нескольких последних лет: линии кроя, особенности объединения предметов костюма в ансамбль, приёмы декора текстиля и народного костюма остаются неиссякаемым источником творческих поисков и для современных дизайнеров текстиля и костюма.

Одним из модных направлений в дизайне женского костюма является русский этнический стиль. Модельер В. Зайцев, чья творческая индивидуальность получила развитие на основе разностороннего изучения традиционного костюма России, замечает: «Национальный костюм обладает необычайной силой долговечности, помогающей выстоять и блистать в любой обстановке, он подчёркивает в человеке такие качества, как достоинство, элегантность, изысканность». Коллекции В. Зайцева, В. Юдашкина, Д. Симачёва отличает яркая образность, завершённость ансамбля в рамках одной модели, а также и всей коллекции. При этом коллекции носят ярко выраженный этнографический или художественный подтекст, что делает их несколько сувенирными и рафинированными для повседневных ситуаций.

Читайте также:
Елочные украшения из синельной проволоки своими руками

Другие российские дизайнеры (Алёна Ахмадулина, Дарья Разумихина и др.) более тонко используют традицию, стараясь создать новаторские решения в костюме этнического стиля, соответствующем тенденциям европейской и мировой моды. Сам фольклорный стиль может рассматриваться как в чистом виде, так и в сочетании с другими стилями: милитари, классика, романтика и т.п.

Дарья Разумихина, например, создаёт свои коллекции из традиционных материалов исключительно Российского производства: вологодских кружев, тесьм с русским фольклорным орнаментом, настроченных на ткань и образующих драгоценную парчу; льна, войлока и набивных крепдешинов; использует элементы ручной отделки: вышивку, аппликации и фриволит. Также дизайнер создаёт оригинальные предметы одежды и аксессуары. В её моделях нет прямого цитирования русского народного костюма и она чутко использует те его элементы, которые помогают ей выразить себя как современного дизайнера без повторов и сувенирности. Спектр используемых материалов достаточно широк — от шёлка до фактурного трикотажа, при этом чётко виден авторский стиль, который не спутаешь с другим.

Дизайнеру при разработке и создании моделей одежды, обуви и аксессуаров необходимо постоянно изучать современные стилевые тенденции и чувствовать «пульс времени» для дальнейшего совершенствования исторического и искусствоведческого знания в узкоспециализированном аспекте прикладного искусства, чтобы не создавать выхолощенное повторение артефакта, соответствующего определённому периоду русской истории, но нежизнеспособного.

Если обратиться к истории народного русского костюма, то у русского крестьянина наряду с праздничной одеждой, обувью и аксессуарами обязательно был костюм для различной работы, для повседневного использования. Характер, количество и качество декора определялись функцией одежды. И не обязательно эта одежда была примитивной по орнаменту, текстилю и декоративным элементам. Каждый костюм был приспособлен к определённой ситуации и не создавал противоречий в его использовании, как это иногда происходит в современном дизайне, в котором не всегда учитывается конкретная ситуация использования вещи.

Таким образом, ориентируясь на современные модные тенденции в искусстве и дизайн-проектировании, художники-модельеры имеют арсенал приёмов и подходов в художественном проектировании костюма на основе использования традиционных комплексов или их отдельных предметов и аксессуаров: рубах, сарафанов, юбок, кокошников, причёсок (косы в различных оформлениях), бус, изображений животных и птиц, сапожек, натуральных льняных, шерстяных или подобных им материалов и т.д. Названные предметы костюма уже давно ассоциируются на Западе с русской темой, а в настоящее время и активно используются дизайнерами всего мира.

Для дизайнеров, живущих на Дону, также представляют интерес образцы казачьего костюма, экспонируемые в Музеях Ростовской области: краеведческих гг. Ростова-на-Дону, Таганрога, Шахты; Донского казачества г. Новочеркасска, станицы Старочеркасской, ст. Раздорской на Дону, музейного комплекса «Танаис». В этих музеях под открытым небом, на археологических раскопках, в старинных соборах и монастырях собраны драгоценные свидетельства жизни наших предков: подлинные предметы быта и декоративно-прикладного искусства казачества от древнейших времён до наших дней (рис. 4.3-4.6).

Изучить образцы и познакомиться с костюмами разных регионов России студенты могут на учебной практике в музеях г. Санкт-Петербурга: Российском Этнографическом музее, Эрмитаже, Государственном Русском музее, Петергофе, Павловске. В ЮРГУЭС, на кафедре «Моделирование, конструирование и дизайн» большое внимание уделяется изучению русского и казачьего костюма в рамках изучения дисциплины «История костюма, текстильного и ювелирного искусства» и «Художественное проектирование костюма».

Читайте также:
Сделать руками из листьев украшения

Кроме выполнения эскизов и набросков тех или иных выбранных ими образцов костюма различных регионов России, студенты-стилисты шьют в натуральную величину образцы-копии народного костюма определённой губернии или аксессуара к нему (обуви или головного убора).

Другой вариант практической работы — изготовление куклы в народном костюме, которую, как правило, шьют из ткани или делают из дерева, щепок, тряпок, соломы или лыка, как это было заведено в деревнях. В некоторых случаях по желанию автора вместо куклы выполняется образец вышивки того или иного региона.

При этом для точного копирования образцов подробно изучаются особенности орнамента и техника вышивки, а также внимание уделяют передаче цвета и фактуры материалов, стараясь подобрать ткани с похожей структурой. Весь собранный материал анализируют и на его основе разрабатывают в эскизах серии современного костюма по русской тематике. Лучшие находки становятся в последствии основой для разработки моделей одежды и авторских коллекций. Стилисты стараются использовать различные элементы костюма: форму, цвет, пропорции, материалы, орнаменты, композиционные приёмы и др., создавая авторский образ и настроение. При этом разработанные модели отличаются тонкой ассоциативностью и могут носиться не только в России, но, в принципе, везде.

Регулярное изучение творческих истоков народного творчества развивает творческое мышление, освежает впечатления и фантазию, что неминуемо приводит к неординарным решениям в основной проектной деятельности художника-стилиста и дизайнера костюма.

Источник: studbooks.net

Истоки декоративно – прикладного искусства

Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства.

Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Читайте также:
Как покрасить украшения для торта

Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на «тонком уровне» поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота.

Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку «свистунью» (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.

Источник: mydocx.ru

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК. ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ Подготовила: Мкртчян М.В. Педагог шк.109 Г. Челябинск, 2018. — презентация

Презентация на тему: » ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК. ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ Подготовила: Мкртчян М.В. Педагог шк.109 Г. Челябинск, 2018.» — Транскрипт:

1 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК. ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ Подготовила: Мкртчян М.В. Педагог шк.109 Г. Челябинск, 2018

3 Декор (в переводе с латинского) означает УКРАШАТЬ Декоративный – украшенный, нарядный.

4 Красивы и нарядны бытовые изделия, которыми пользуется человек

5 Декоративным может быть как оформление предмета, так и его форма, конструкция

6 Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство, но в то же время считается молодым, т.к. все так же необходимо человеку.

7 За многие века, человеком создано огромнейшее множество произведений декоративно-прикладного искусства, в которых выражено отношение мастера к жизни. Например, КОВШ-УТИЦА

8 При создании предметов ДПИ использовались и используются: Глина Дерево Камень Ткань Кожи Металл др

9 К ДПИ относятся: Крестьянское искусство и традиционные художественные промыслы Классическое ДПИ Современное профессиональное

10 ДПИ имеет свой образный язык. Все природные мотивы в ДПИ выглядят иначе, чем в реальности или изобразительном искусстве. Птицы, цветы, растения, животные, человек – они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный образ, без мелких деталей и подробностей.

11 Изучая ДПИ мы всегда будем ставить вопросы: ЧТО?, КАК?, ЗАЧЕМ? ЧТО – этот вопрос поможет внимательно посмотреть на внешний облик предмета, понять его предназначение, оценить художественные качества КАК – этот вопрос заставит внимательно всмотреться в оформление, декор предметов, увидеть, как выполнена роспись, резьба по дереву, вышивка и т.д. ЗАЧЕМ – этот вопрос приоткроет глубинные смыслы, которыми наполнен образный строй вещи: например, «Зачем люди украшали простые предметы знаками солнца, птицы, дерева?» «Зачем помещали конька на крышу?»

12 Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная обозначала землю, волнистая или зигзагообразная линия – воду, вертикальные линии превращались в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.

Читайте также:
Елочные украшения из фантиков от конфет своими руками пошагово

13 Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.

14 СИМВОЛЫ СОЛНЦА Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища и предметов быта. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

15 Сундук с символами солнца. Архангельская губерния, ХІХ в. Солнцеворот. Вышивка на переднике. Тульская губерния. Начало ХХ в. Солярный знак – языческий символ солнца, связанный с мечтой о солнце, добром небесного светила.

16 Женская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает мать хорошего урожая. Образ матери. Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери — сырой земли. Баба с птицами И. и Е. Дружинины.

Глина, 1947 г. Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губерния, ХІХ в. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека

17 Древо жизни. В народных представлениях дерево жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это мировое дерево (космическое, небесное, Древо жизни).

18 Дерево жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губерния. ХІХ в. Дерево жизни. Роспись на прялке.

Русский север. ХІХ в.

19 Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства Этот образ будто приобретал живую силу солнца, служил опорой всего хозяйства и символизировал крепость крестьянской жизни. Образ коня со всадником на вышивке

20 Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

21 Образ птицы, птицы света, солнца. Торжественно- нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом приносит добро человеку. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну красную, теплое лет ушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье жаворонки. Птицы символизировали свет, тепло.

22 Полотенце с птицей. Вышивка. Ярославская губерния, ХІХ в. Птица-пава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Архангельская область, 1950 г.

23 Люди в старину были мыслителями, и поэтому в эти образы они вкладывали свои поэтические представления о мире, в котором жили и который осваивали. Макошь-матушка — Параскева-Пятница. Мезенская роспись. Архангельская область, начало ХІХ в.

24 ЗАДАНИЕ: Рисунок на тему древних образов. Работая над образами древа жизни, матери – земли, птиц, коней, солнца, используйте гуашь, восковые мелки, природные материалы.

Источник: www.myshared.ru

Рейтинг
Загрузка ...