Из чего делали украшения в древней Руси

Содержание

В Древней Руси широко распространилось медицинское сочинение «Прохладный Вертоград», переведенное в XVI веке и сохранившееся в многочисленных списках XVI и XVII вв., где дается толкование свойств камней, серебра и золота. «Кто червчатый яхонт носит в перстне при себе, тот крепит сердце свое. Аще кто пал при себе носит в поветрие моровое отгоняет и похоти телесные умет, тело человечье во здравие ото всяких болезней устраняет.

Мысли злые от человека отгоняет, промеж людьми приятельство чинит и всякое счастье умножает. Яхонт лазоревый – кто его носит при себе, тело умножает, и благолепие лицу придает, измены открывает, страх отгоняет. Изумруд аще положишь в питие умет смертельную ядость и укушение ядовитых заживит.

Тот же камень точен в питии прият пользует прокаженных людей, печени и желудковым болезням помогает. Бирюза – кто ее носит на себе, тот человек убиен не может быть никогда. А если его разотрет и пиет, помогает от окормова змеиных и иных пакостей уздравливает и болезнь из почек и пузыря выводит.

Что на самом деле ели в Древней Руси: блюда, которые Вас сильно удивят!

Топаз – кто при себе носит гнева человеческого и похоти телесныя усмиряет, на рану положен кровь умет, телесное зажжение участит гранат или по-русски вениса тот камень веселит сердце человеческое и кручину одоляет, кто ево при себе носит и того в людем прилюбляет. Серебро мелко тертое и смешанное с маслом коросту помазуем старые и гнилые язвы. Серебро внутрь принято пустую мокроту из всего тела изгонит».

Русские украшения X-XIII веков

Колты и ожерелье. XII век.

Читайте также:
Украшения на новый где

Украшения, изготовлявшиеся в Киевской Руси – фибулы-застежки, кованые гривны, ожерелья с перегородчатой эмалью, височные кольца, подвески в виде коней и птиц, браслеты и др.– отличались большим разнообразием форм и декора.
Излюбленными и наиболее распространенными ювелирными изделиями были кольца, перстни и серьги.

В конце XI века появляются украшения нового типа – женские височные колты, богато декорированные красочными перегородчатыми эмалями, характерные в основном для городской среды.
Зажиточные горожане в XI-XII вв. носили легкие и изящные серебряные ожерелья из лунниц, крестовидных и лилиевидных подвесок, где металлические детали чередовались с керамическими бусинами, шариками цветного стекла или камня.

На протяжении X-XIII вв. повсеместно на Руси женщины носили височные кольца: легкие кольца с тремя бусинами входили в княжеский и боярский нарядный убор. Особенно этот вид украшения был распространен на юге России. Височные кольца были наиболее постоянным предметом наряда, поэтому мастера не уделяли им особого внимания, предпочитая экспериментировать на новых формах – колтах, браслетах-наручах, ожерельях.

Украшение в виде коня с шумящими подвесками. X-XII вв. Литье, бронза.

Ранние украшения отличались достаточной простотой, делались из железа и меди, были массивны и тяжеловесны. В VIII-IX вв. предметы стали изготовлять из серебра и золота в сочетании с драгоценными камнями, часто обработанными в форме кабошона, и красочными эмалями, при этом из камней предпочтение отдавалось изумруду, рубину, сердолику; часто встречались жемчуг, перламутр, коралл. До X в. преобладают массивные литые и кованые изделия; на рубеже X-XI вв. появляются украшения, тисненные из тонкого металлического листа, поверхность которых декорирована геометрическими узорами.

Усерязи, колты и другие украшения, которые носили модницы простолюдинки в Древней Руси

В ювелирных украшениях и одежде Киевской Руси архаическая языческая символика древних славян причудливо переплеталась с христианской. От язычества ведут свое происхождение привески-амулеты в виде ложек, фигурок птиц и др. дополнявшие костюм и украшения; их носили на поясе, на шее в виде ожерелья, на груди.
Конь был символом счастья, добра, его связывали с культом Солнца, поэтому подвески в виде коня часто украшали кружочки с точкой посередине – солнечными знаками.
Ложка символизировала сытость и довольство, ключи – целость и сохранность имущества.

Гривна. Золото, эмаль. XIII век.

На примере ювелирных украшений можно видеть, как изобразительная символика язычества сменялась христианскими образами святых, крестов и т.п.
Так, гривна XII-XIII вв., состоящая из медальонов с перегородчатой эмалью на золоте, декорирована поясными изображениями христианских святых: в центре – Христос, по сторонам от него – Богоматерь и Иоанн Предтеча, далее – ангелы, апостолы Петр и Павел, князья Борис и Глеб.

Изделия русских мастеров XI-XIII вв. поражают разнообразием форм и многочисленностью используемых ювелирных техник: скань, зернь, чернь, литье, чеканка. Работы русских златокузнецов высоко ценились современниками. Так, монах Теофил, живший в XI или XII веке, в своем трактате «О разных ремеслах» писал, что русские мастера занимают место после византийских в своем искусстве и оставляют далеко позади ювелиров Германии и Италии.

Читайте также:
Украшения своими руками спицами

На протяжении трех веков (X-XII) переход от одного вида парадного убора к другому происходит трижды. Во второй половине X-начале XI вв. большинство украшений создавалось из серебра. Для этого использовалась ковка и тиснение, а в декоре господствовал геометрический орнамент, выложенный зернью.
С середины XI века, когда Киев вступил в пору своего расцвета, наступает период увлечения золотыми украшениями, которые декорировались тонкой сканью, драгоценными камнями, жемчугом и эмалью. В начале XII века эмаль вытесняет другие виды декора и становится почти единственным средством убранства вещей.

Серебряный браслет с чернью. Киев. XII век.

В середине XII века происходит новая смена в характере парадного металлического убора. На смену многоцветию эмалевых украшений приходит строгая элегантность черни, украшавшей золотые и серебряные изделия. Особенно удачно чернь применялась в декоре браслетов, широкие полосы которых держали у запястья рукава одежд.
Браслеты состояли из двух створок, соединенных шарниром. Изображения размещались в клеймах (преобладали фантастические грифоны, львы, птицы с человечьими головами), между которыми располагался орнамент.

Разнообразное применение в убранстве древнерусской одежды находили себе украшения, созданные с использованием техники скани и зерни. В кладах X-XIII вв. найдено много ажурных сканных бусин. Помимо уникальных ювелирных работ, мастера создавали и массовую продукцию, используя для этого тиснение (штамповку) и литье в каменных и глиняных формах. Тиснением делали всевозможные подвески к ожерельям, бусы, медальоны, которые потом спаивали. Литье, получившее особое распространение на рубеже XII-XIII вв., часто воспроизводило богатые и сложные украшения, выполненные в других техниках.

Развитие искусства древнерусских княжеств было нарушено в XIII веке нашествием Золотой орды. Центры ювелирного искусства гибли, мастеров угоняли в рабство. После освобождения от ига стали медленно восстанавливаться города и художественные центры, уже в XIV-XV вв. можно говорить о возрождении русского ювелирного дела. Но подлинного расцвета русское ювелирное достигло в XVI-XVII веках, в период объединения Руси во главе с Москвой, когда начинает складываться единая линия развития русской художественной культуры.

Источник: goodcoins.su

Из чего делали украшения в древней руси

Ювелирное искусство в Древней Руси расцвело уже в эпоху Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха (10-начало 13 столетия), поражая своей красотой европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.

Ювелирное искусство на Руси имеет богатую историю и уходит корнями в древний быт крестьянских поселений. Интересно, что первыми мастерами по изготовлению таких изделий были женщины. Вот уж кому не надо было заботиться о том, где купить ювелирные украшения.

Читайте также:
Что означают черепа на украшениях

В те времена изготавливали разные виды ювелирных украшений. Процесс проходил следующим образом — женщины искусно плели из провощенных шнуров красивые изделия, покрывали их глиной и после сушки отжигали в специальной печи. На место выжженного воска заливали расплавленное серебро или бронзу. Получались серебряные ювелирные украшения или затейливые изделия из бронзы. Выглядели они так, как будто их сплели из металлической нити.

Если в дохристианской Руси ювелирное ремесло было уделом женщин, то уже в Х веке литьем занялись мужчины, используя каменные и глиняные формы. Кроме литья, появляются гравировка и чеканка, а с ними и настоящие авторские ювелирные украшения.

Представители каждого племени привносили в изготовление украшений что-то самобытное, свойственное только им. Наглядный тому пример — височные украшения «колты». Женщины вплетали их в волосы или прикрепляли к головному убору — до трех штук на каждом виске.

Золотых и серебряных дел мастера, переселившиеся со временем в города, осваивали узоры и техники, пришедшие с севера и востока. Искусно соединяя традиции предков с новыми знаниями, ювелиры сохраняли собственный неповторимый колорит, поражая своими произведениями не только своих, но и наших современников. Это диадемы и короны, бармы, гривны, колты, браслеты, кресты, пряжки.

В те далекие времена страна испытывала влияние сразу нескольких развитых культур (греческой, еврейской, армянской, скандинавской, исламской и, конечно, византийской) (рисунок 3,4). Все это, безусловно, не могло не найти свое отражение в ювелирном деле, где причудливо переплелись мотивы восточнославянского язычества, тонкое искусство эпохи викингов, замысловатые восточные мотивы и христианские элементы.

Отдельные памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность — о них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвященные культуре домонгольской Руси.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батоева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела.

Подвеска Рисунок 4. Шапка русского царства и венцы царские

Рисунок 3. Подвеска Рисунок 4. Шапка русского царства и венцы царские

Со всех концов земли русской в столицу приехали художники, резчики, оружейники, вышивальщицы и литейщики. Кроме русских мастеров также трудились и иностранные ремесленники разных специальностей. При Иване IV Грозном их стало особенно много, образовалась Немецкая слобода. Сотрудничество русских и западноевропейских мастеров оказало огромное влияние на ювелирное искусство России того времени. При этом творчество московских ювелиров сохраняло национальный характер.

Читайте также:
Украшения своими руками для девочек 8 лет

Работы российских ювелиров можно было видеть во время особых посольских церемоний, которые были установлены Иваном Грозным и просуществовали вплоть до конца 17 века лишь с некоторыми изменениями.

Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть. Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

В русской истории периоды подъема чередовались со спадом. Пример тому — польско-шведская интервенция начала 17 века при которой кремлевские хранилища были изрядно опустошены. В конце 1612 года, когда враги были изгнаны, началось постепенное возрождение.

Во времена Руси произошел расцвет художественных ремесел, особое место среди которых заняла обработка металлов, а именно ювелирное дело. Его центром стал Киев. Основы для металлических изделий изготовлялись при помощи техники литья, позволявшей создавать уникальные или массовые изделия. Первые изготовлялись с применением восковых моделей, а вторые при помощи каменных формочек.

Особое распространения в это время получили золотые и серебряные изделия, которые выполняли в различных техниках. За счет употребления техник, именуемых скани, накладная и ажурная, создавался динамичный и легкий рельефный орнамент. Сканные узоры, как правило, содержали мотивы круга, ромба и треугольника.

XXII-XIII в.в. — период наибольшего процветания ювелирного искусства на Руси. Тогда мастера овладели множеством новых техник — это и «зернь», и «скань», и «филигрань». Благодаря им они научились изготавливать удивительные украшения, например, плетеное оригинальное кольцо из серебра или фигурные серьги. Появляются новые, неизвестные прежде стили ювелирных украшений.

Искусность старинных мастеров трудно переоценить. В Русском музее хранятся древние колты из серебра. Они выполнены в виде овального щитка, украшенного шестью конусами. На каждом таком конусе напаяно 6 тыс. маленьких колечек, а на каждое серебряное кольцо напаяна зернь, то есть 30 тыс. серебряных зернышек на одном только колте. Современные ювелирные украшения могут лишь отдалённо напоминать те, что делали когда-то наши предки, хотя есть и такие, которые точно подпадают под понятие «славянский стиль».

Источник: studbooks.net

Презентация, доклад на тему Древнерусские украшения на Руси.

Самые первые ювелирные украшения появились за несколько десятков тысячелетий до нашей эры, когда древние предки современного человека, еще практически не умея обрабатывать материалы, использовали подаренные природой камешки и ракушки, перья и семена.

  • Главная
  • Образование
  • Древнерусские украшения на Руси.
Читайте также:
Украшения в стиле Золотая хохлома своими руками

Слайд 1Древнерусские украшения на Руси.

Древнерусские украшения на Руси.

Слайд 2Самые первые ювелирные украшения появились за несколько десятков тысячелетий до нашей

эры, когда древние предки современного человека, еще практически не умея обрабатывать материалы, использовали подаренные природой камешки и ракушки, перья и семена.

Самые первые ювелирные украшения появились за несколько десятков тысячелетий до нашей эры, когда древние предки современного человека,

Слайд 3На Руси первым ювелирным украшением ребенка были нитки бус-оберегов или же

подвески-талисманы, которые защищали малышей от злых духов. Кольца из золота или серебра носили только именитые граждане, простолюдины же довольствовались простенькими колечками из меди и латуни

На Руси первым ювелирным украшением ребенка были нитки бус-оберегов или же подвески-талисманы, которые защищали малышей от злых

Слайд 4В девичьем и женском костюмах различные съемные украшения (серьги, нагрудники, гайтаны,

наспинные и поясные подвески) играли большую роль . Самым популярным по всей стране украшением являлись серьги. Серьги были чрезвычайно разнообразны.

В девичьем и женском костюмах различные съемные украшения (серьги, нагрудники, гайтаны, наспинные и поясные подвески) играли большую

Слайд 5Серьги 17 век Серебро, литье. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Серьги 17 век Серебро, литье. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Слайд 6Серьги «голубцы» ,17 век. Серебро, стекло; филигрань, позолота. Российский этнографический музей

Санкт-Петербург, Россия .

Серьги

Слайд 7
Пясы – примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на

кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю. Кольцо-швенза либо крепилась к лентам головного убора, либо крепилась к уху. Позже их делали из бисера.

Пясы – примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю.

Слайд 8Колты (колтуши, колтки) — литые подвески из золота или серебра на

лентах у височной части головного убора, заменяющие серьги, служили и оберегами. Состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, имеющие наверху дужку для подвешивания. Бывают округлой или звёздчатой формы. Округлые украшались изображениями птиц-сиринов, древа жизни, цветами, позже христианскими мотивами.

Колты (колтуши, колтки) — литые подвески из золота или серебра на лентах у височной части головного убора,

Слайд 9Другим часто встречающимся видом украшений являлись шейные и нагрудные: „языки», „грудки»,

ожерелья, жерелки, мониста, гайтаны, цепочки.

Другим часто встречающимся видом украшений являлись шейные и нагрудные: „языки

Слайд 10Гайтаны — изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались

спереди до пояса и ниже .

Гайтаны - изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались спереди до пояса и ниже .

Слайд 11

Однодворки носили крупные „янтари» или стеклянные бусы, охватывающие шею в несколько

рядов. Для северных районов России характерны либо ожерелья типа ошейника или воротника, плотно облегавшие шею и представлявшие собой широкие, снизанные из перламутра, жемчуга и белого бисера сетки, либо полосы холста, расшитые этими же материалами, дополненными вставками цветного стекла, лентами.

Однодворки носили крупные „янтари

Слайд 12Ожерелок.

Ожерелок.

Слайд 13Большой популярностью пользовались бусы из янтаря и всевозможные виды металлических цепей

как объемных, кольчатых, так и плоских, со звеньями из гладкой рубчатой или филигранной проволоки. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. Знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).

Большой популярностью пользовались бусы из янтаря и всевозможные виды металлических цепей как объемных, кольчатых, так и плоских,

Слайд 14Гривны – разновидность шейных украшений. Металлические гривны могли позволить себе только

дамы состоятельные. Самыми дорогими были билоновые гривны – их изготавливали из сплава меди и серебра, ну а самими «хитовыми» — медные или бронзовые, иногда покрытые серебром.

Источник: shareslide.ru

Рейтинг
Загрузка ...