Общая характеристика готики как периода в искусстве
Готика – период средневекового искусства, охватывающий XVI века. Готика – широкий термин, используемый также в понимании стиля XIII — XVI веков и в субкультурном течении современности. В рамках данной статьи под готикой будет подразумеваться непосредственно художественный стиль характерный для художественных форм выше обозначенного временного отрезка.
Несмотря на то, что наиболее ярко готический стиль проявился в архитектуре, заимствование готических форм и элементов проявлялось и в других прикладных видах искусства, в том числе в ювелирном деле.
Первые шаги готики относятся к французскому искусству XII века, позже распространение этого стиля произошло в Германии, Австрии и других странах Европы. Позднее всего готическое искусство проявилось в Италии и странах Восточной Европы, однако именно там оно просуществовало до XVI века. Термином «готика» в эпоху ренессанса подчеркнуто пренебрежительно называли искусство средних веков, так не похожее на благородное античное. Однако зодчие средних веков не отвергали достижения предыдущих архитекторов и ученых, а использовали их опыт в становлении собственного стиля.
Украшения раннего Средневековья
Ключевыми моментами характерными для всего периода готики было сочетание религиозного мировоззрения с античной культурой, и в частности с культурой римской эпохи. Вытекающая из культуры предыдущего периода, готика долгое время заимствует художественные элементы романского стиля. Однако совершенствование строительной техники, позволило перерасти угловатость, тяжеловесность и военную загруженность раннего средневековья. Архитектура готики легка, благодаря арочной конструкции, нервюре и аркбутану. Отсутствие военной угрозы позволило прорезать стены храмов огромными окнами, и даже сделать их композиционной доминантой благодаря технике витража.
Характеристика готического стиля в ювелирном искусстве
Готика завершающий этап средневекового искусства. Логично вытекающий из романского стиля и вобравший в себя его начало, готический стиль превозмог военную грубость, суровость и аскетичность.
В ювелирном искусстве (как и во всем прикладном искусстве готики) архитектура имеет всеподчиняющее влияние. Художники и ювелиры в основу своих произведений клали не просто образы и тенденции архитектурных форм, но напрямую копировали элементы.
Подобие архитектурных форм в ювелирном искусстве достигалось применением методов литья, чеканки, позолоты, гравировки, теснения, эмали и использованием цветных камней.
Легкость архитектурных форм, которыми отличалась готика, в ювелирном деле достигалась использованием ажура и мелкой пластики. И если ажур отсылает нас к каркасной архитектуре, то мелкая пластика порой копирует богато украшенное скульптурой пространство готических храмов. Ювелирные изделия содержали как рельеф, так и круглую скульптуру малых форм. Как и готические соборы украшения имели массивный рельефный характер, а так же крупную форму.
Шокирующая мода Средних веков!
XV век связан с очень важным событием в жизни ювелиров. Большой спрос на цветные ювелирные вставки привел к поиску дешевых аналогов. В Европе появляются искусственные самоцветы.
Орнаменты готики
Готический период – время расцвета средневекового орнамента.
В сравнении с искусством романского периода орнаменты готики отличаются большим разнообразием, сильным символизмом, замысловатым переплетением, гармоничностью и строгими религиозными канонами.
Основополагающим элементом периода готики и готического орнамента является элемент «стрельчатой арки». Названные от французского «ogival» огивальные арки представляют собой поперечные пересекающиеся эллипсообразные дуги. Форма стрельчатой арки легла в основу орнамента масверк, построение которого происходит под четкие геометрические законы. Орнамент «масверк» строится на основе круга и его элементов, является каркасным и соответственно не имеет ограниченной формы. Несмотря на то, что все формы в данном орнаменте, сферические треугольники, четырехугольники, трилистники, имеют отношения к кругу, орнамент разнообразен и неповторим.
Под сильным влиянием религии готический орнамент обретает сильное растительное влияние с религиозным подтекстом. В растительном орнаменте все чаще встречаются переплетенные листья лозы, винограда, плюща, а также стилизованные виды колючих растений терновника и чертополоха, как символы человеческих страстей. Отдельным видом орнамента становятся композиции с переплетениями виноградной лозы, символичными значениями Христа.
Но не только растительные мотивы характерны для готического орнамента. Средневековая культура стилизовала изображения животного мира, птиц, человеческих фигур, библейских сюжетов и вымышленных фигур.
/SHARE POST —>
Источник: jtrend.ru
mirrinminttu
Украшения времен Тюдоров для высших классов делались из меди, серебра, золота (или украшались позолотой) слоновой кости, и соединялись с драгоценными и полудрагоценными камнями. Камни имели плоскую огранку.
Простонародье обходилось деревянной или простой металлической основой. Вместо драгоценных камней использовались стекло, перламутр, рог. В принципе, работа по золоту пользовалась популярностью и среди простонародья. Сочетали золото, правда, с цветным стеклом, а не с камнями. Но даже такие украшения женщины обычно надевали не на выход, потому что для ловкого вора ничего не стоило их просто украсть.
Нашла одно подлинное кольцо того времени. Проба золота соответствует 24 каратам или чуть выше, а вот камень — цветное стекло.
Наиболее популярными драгоценными камнями в эпоху Тюдоров были жемчуг, бриллианты, изумруды, опалы, рубины, сапфиры и топазы. Из полудрагоценных популярностью пользовались бирюза, оникс, сердолик, гелиотроп, янтарь, хрусталь, коралл и агат.
Тюдоровские броши имели более широкое применение, чем броши сегодняшние. Иногда они совершенно практически скрепляли детали туалета, служили частью орнамента, украшали золотые цепи, береты, пряжки.
Золото, перламутр, неизбежные жемчуга и сердолик
Цепи часто служили должностными знаками отличия, изготавливались либо в виде литых цепей, либо воротников. В других случаях цепи входили в конструкцию Ордена Подвязки и Ордена Золотого руна. И это всё! Украшениями данные массивные конструкции не являлись.
Цепь Ордена Золотого Руна
Серьги в тюдоровские времена носили и мужчины, и женщины. Мужчины – только одну серьгу, обычно в левом ухе. Или даже просто черную нитку, к которой прикреплялась подвеска, небрежно пляшущая вокруг плеча. Настоящий бум на серьги настал в период правления Елизаветы, когда женщины больше не носили эти своеобразные головные уборы, под которыми волосы умещались только в распущенном состоянии, закрывая шею. А мужчины стали носить короткие волосы, которые тоже позволяли демонстрировать серьги.
Золотые и серебряные браслеты изготавливались парными, украшались камнями, и также носились как мужчинами, так и женщинами. Люди в те времена чрезвычайно увлекались астрологией, и чаще всего браслеты создавались не только для того, чтобы радовать глаза, а с вполне утилитарной целью – как обереги от вредоносных влияний и заболеваний. Во времена Генри особенной популярностью пользовались браслеты, предохраняющие от ревматизма.
А вот цепочки на шею – это изобретение тюдоровского периода. То есть, нечто в этом роде было и раньше, конечно, но называлось ожерельем (карканетом), и только при Тюдорах стали изготавливаться более изящные версии, получившие название «шейная цепочка», «necklace». Опять же, носили их и мужчины, и женщины. Модели было две: короткая, вокруг горла или воротника камзола («choker necklace», как можно догадаться), или длинная, посящаяся поверх одежды, и богато украшенная либо одним центральным камнем, либо с дополнением брошками.
Женщины предпочитали филигранные цепочки или цепочки веревочного плетения, а мужчины – тяжелые, крупного плетения.
Карканет, ожерелье
Мужское
Женское с ониксом
Подвески в тюдоровский период стали заменять броши в виде украшений. Носили их и на лентах вокруг шеи, и на беретах, и на поясах, и на рукавах, и на платьях, и даже в ушах. Знаменитая литера В у Анны Болейн была именно подвеской. Очень популярны были подвески в виде медальонов, скрывающих миниатюры.
По легенде, именно такую подвеску со своим портретом Генри подарил Джейн Сеймур – и ее сорвала с ее шеи Анна Болейн. Но это только легенда, при жизни Анны у короля была короткая интрижка совсем с другой женщиной, а Джейн была только на расстоянии обожаемой Джейн.
Популярны продолжали быть различные булавки. Они все так же скрепляли части наряда или использовались в орнаментах, для демонстрации драгоценных камней.
Булавка подлинная, не копия
Кушаки вошли у женщин в моду именно во времена Тюдоров – благодаря форме лифа, образующего под кушаком треугольник. К кушакам прикреплялись зеркала, молитвенники, баночки с благовониями и веера. Мужчины тоже носили баночки с парфюмом, но на поясах.
Собственно кушак
Книга, на него подвешивающаяся (Елизаветинский период)
Баночка для благовоний, тот же период
И такая баночка. (эмо форэва, ага)
Поскольку в тюдоровские (елизаветинские) времена люди уже пользовались часами, было никак невозможно не превратить и их в украшения. Часы были карманными, украшались драгоценными камнями и, несомненно, процесс «который час?» превращался в настоящую демонстрацию вкуса и достатка хозяина или хозяйки.
Четки тоже входили в число украшений, как и персональные молитвенники, но тоже имели значение и практическое, и символическое.
Пуговицы! Золотые, серебряные, роговые и костяные, из драгоценных камней, перламутра, дерева и меди, они украшали одежды и головные уборы, иногда даже служа по прямому назначению.
раннетюдоровские пуговицы
тоже подлинная пуговица, не копия
Источник: mirrinminttu.livejournal.com
orfvs
Ювелирные украшения с секретом были довольно распространены и популярны в средние века. Чаще всего их можно было встретить в виде массивных перстней, под «короной» которого скрывалась секретная шкатулка. Основным предназначением таких шкатулок было ношение порошка с ядом. Видя человека, у которого на пальце красовался массивный перстень, люди зачастую опасались оставлять его наедине с трапезой и вынуждены были особо внимательно вести себя за столом. Жестокие времена – жестокие нравы.
Платяные украшения — булавки, броши, пряжки, подвески
К прекраснейшим драгоценностям средневековья принадлежат пластически моделированные, эмалированные по золоту аграфы работы бургундских мастеров начала XV века, которые демонстрируют в них удивительную силу художественной воли и поразительное умение.
Центральное место в средневековом ювелирном деле занимают фибулы которые с бронзового века употреблялись почти всеми европейскими народами. В ходе столетий они претерпели изменения от простой крепежной булавки, предназначенной для скрепления одеяний, до роскошно отделанной вещицы. Северной Европе были присущи однозвенные фибулы, культурам по Дунаю — в два звена, часто изготовлявшиеся уже в латенскую эпоху и в регионе античной культуры из благородного металла с инкрустацией камнями и эмалью.
Застежки и аграфы
Непосредственным продолжением золотых дисковых, круглых и квадрифольных фибул можно считать застежки плащей или накидок (плювиалей), которые на светской одежде могли сохраниться вплоть до XIII века и еще долго носились духовенством. С их помощью плащ застегивали на груди или, по германскому обычаю, на плече. Если парные фибулы соединялись друг с другом цепочкой, то их называли замочками. Они часто изготовлялись из тонкого листового золота и украшались драгоценными камнями со сферической поверхностью, жемчугом, филигранью и цветной эмалью.
Средневековые ювелиры использовали для средней части также античные геммы и камеи, не будучи, очевидно, в состоянии правильно истолковать вырезанные в камне изображения. С наступлением XIII века изменяется социальная структура Европы.
Утонченные формы жизни значительной части общества заметно повлияли во времена готики также и на ювелирное дело, и наряду с роскошными большими застежками для плащей появляются изящные аграфы. Как и первые, они являются платяными украшениями и в женском одеянии застегивают отворот шейного выреза.
В этом украшении нередко отражалось личное отношение дарителя к одариваемой возлюбленной; готические аграфы покрывают иногда любовные надписи и девизы. Сплетенные руки, пронзенные сердца, цветы, ключи и тому подобные мотивы снова и снова встречаются в этих предметах. Во Франции, которая в ювелирном деле Европы играла ведущую роль, в XIII веке изготовляли аграфы в форме хрупкого ажурного венка из листьев. Для аграфов кольцеобразной формы, изготовленных в районе Балтийского моря в XIII-XIV веках которые композиционно завершались сплетением двух рук, характерны иглы, покрытые дисками или розетками, что превращало платяную застежку в самоценное украшение. Они укреплялись на платье с помощью проволочного ушка и на нижненемецком диалекте называются «ханттрувебрацами».
Источник: orfvs.livejournal.com