Искусство художественной керамики считается едва ли не самым древним в мире. Возможно, это вообще самый первый искусственный материал, созданный человеком! Изготавливать из обожженной глины необходимые в быту предметы люди начали еще за 29 — 25 тысяч лет до нашей эры. И практически сразу, научившись создавать глиняные изделия, мастера стали их украшать, придавать им индивидуальность и собственный характер.
Русская керамика как вид искусства считается одной из старейших. Самые древние обнаруженные археологами изразцы (керамические плитки) относятся ко временам Крещения Руси, X веку.
Народные промыслы по керамике в России
Показать еще
История развития
Традиции русской керамики, когда глиняные изделия начали делать уже на продажу, зародились примерно в XVIII веке. Именно в это время в разных местах страны появляются целые ремесленные деревни, где изготовление тех или иных изделий становится основным занятием жителей. Эти промыслы приобретают свои особенности и только местные техники, собственные узоры и краски.
Сделала подставку для украшений из глины #своимируками #творчество #художник
Наиболее активное развитие художественные промыслы в России получили во второй половине XIX века. Тогда народные ремесла выходят в прямом смысле слова на новый уровень — изделия с громким успехом демонстрируются на крупнейших мировых выставках, за ними начинают охотиться коллекционеры и музеи.
Развитие художественные промыслы России получили во второй половине XIX в.. Фото: Shutterstock
Изделия русских мастеров всегда имели успех на зарубежных выставках. Фото: Shutterstock
Народные ремесла той или иной местности постепенно приобретают характерные черты. Фото: Shutterstock
Традиции
Традиции промыслов хранят и сегодня, их продукцию любят и ценят покупатели. На данный момент керамика занимает третье место по объему товаров на рынке народных художественных промыслов в России.
Художественная керамика в России — это удивительный продукт, в котором очень плотно связаны старинные традиции и современный мир. Дело в том, что даже сейчас, в век технологий, керамическое изделие народных промыслов — часто в той или иной степени ручная работа. Каждый предмет отличается друг от друга, и в каждой тарелочке или фигурке есть частица души мастера, его мысли и эмоции. Вот почему, покупая сувенир из Гжели или Скопина, вы получаете уникальную вещь, второй такой просто нет в мире.
Подсвечник из Скопина. Фото: fity.club
Виды художественной керамики в России
Понятие «художественная керамика» достаточно широкое, оно включает различные технологии изготовления продукции из обожженной глины. В зависимости от исходного сырья и особенностей декорирования получают такие виды керамики: терракоту, майолику, фаянс и изделия высшего уровня — фарфор.
делаю украшения из полимерной глины
Терракота | Неглазурованная керамика, где глина после обжига приобретает характерный красно-коричневый цвет |
Майолика | Изделия из красной глины, покрытые глазурью и цветными эмалями, достаточно пористые |
Фаянс | Изделия из белой глины, более тонкая керамика, пористость ликвидируется прозрачными глазурями |
Фарфор | Наиболее дорогой вид керамики из белой глины, обладает тонким прозрачным черепком, покрывается глазурью и обжигается при очень высоких температурах |
Отдельно можно выделить как вид керамического промысла игрушку. Традиции создания и особой росписи свистулек, фигурок людей и животных зарождались примерно в то же время, что и изготовление посуды и изразцов.
Майолика
Майолика всегда яркая, праздничная. Этот вид керамики создается из глины, покрывается плотной непрозрачной глазурью, расписывается цветной огнеупорной эмалью, затем вновь покрывается глазурью, уже прозрачной, и обжигается. Требует большого мастерства художника, ведь рисовать узор приходится по сырой глине, а там любая оплошность критична.
В Россию технология майолики пришла из Европы в XVIII веке. Сначала рисунки были монохромными, а с развитием производства появилось и буйство красок. Сегодня традиционных росписей и техник майолики в нашей стране множество в разных регионах.
Ярославская майолика. Фото: Олег СМЫСЛОВ/РИА Новости
Ярославль стал одним из первых по-настоящему крупных центров производства майолики в России. Сюжет росписей мастера брали из русского лубочного искусства. Особую моду имели местные майоличные изразцы, их часто использовали в интерьерах домов зажиточных горожан.
Фаянс и фарфор
У этих видов керамики схожие технологии производства. Изделия создают из белой глины (она называется каолин) и покрывают глазурью. Только состав смеси для изделий разный, как и технологии обжига. Фарфор — это глина с минимальным количеством примесей, «тонкая». Чаще всего он обжигается дважды, второй раз при очень высоких температурах.
Изделия из него получаются звонкие (в прямом смысле слова, они издают мелодичный звук, если легонько ударить по ним деревянной палочкой) и полупрозрачные на свет.
Фаянсовые изделия получаются толще, они не «звенят» и не просвечивают, весят больше, но при этом менее прочные. Фаянс более подвержен появлению трещин, поэтому такую посуду, например, не стоит мыть в посудомоечной машине. А еще отличие в том, что фарфор хорошо удерживает температуру, поэтому чай в такой чашке дольше не остывает, при этом вот ручка этой самой чашки остается холодной.
Знаменитая гжель. Фото: Дарья Панкина
Гжель узнаешь сразу по характерному синему цветку на белом фоне. И мало кто знает, что необычный орнамент с розами придумали только в 40-х годах XX века. А сине-белую роспись на фаянсе русские мастера позаимствовали у голландцев при Петре I, привнеся в нее свой колорит и узоры.
После революции ремесло чуть было не утратили, но в конце 40-х годов полузабытые технологии удалось не только воссоздать по старым образцам, но и воплотить в них новый единый стиль. Все изделия на гжельской фабрике керамики делаются вручную, причем в селе и сейчас есть династии живописцев.
Интересные факты
про керамические промыслы
Фарфоровая посуда при правильном уходе может служить даже сотни лет.
Чернолощеной керамике, которая когда-то была очень распространена на Руси, приписывали мистические свойства, о ней упоминается даже в народных сказках.
Источник: www.kp.ru
Украшения из глины
Украшения из глины были актуальны во все времена — ими любили украшать себя жители племен еще в период неолита и энеолита.
В наше время глиняные украшения не утратили своей актуальности и популярности. Мы можем увидеть на витринах магазинов уникальные образцы украшений из глины — изделий бижутерии, украшения для волос и глиняные серьги для ушей, а также разнообразные глиняные ожерелья и бусы. Глиняные украшения могут изготавливаться как из натуральной очищенной глины, так и из полимерной глины, которая более пластична и имеет меньше отходов. Изделия из полимерной глины имеют совершенный вид. С помощью способа смешения нескольких цветов глины можно добиться совершенно нового интересного оттенка изделия, который не будет похож ни на один другой цвет.
На сегодняшний день, многие модницы пытаются создавать уникальные украшения из глины своими руками. Такие украшения Вы не встретите ни в одном магазине или бутике — сережки, колье и подвески изготавливаются в домашних условиях, образы которых рождаются по желанию автора.
Глиняные украшения могут быть в виде брошек, куколок и браслетов на руку. К тому же, для своих близких, Вы сможете выбрать потрясающий подарок, который сможет не только удивить виновника торжества, но и быть живым напоминанием о Вас.
К тому же, украшения из глины очень крепкие и прочные — они не имеют свойства рассыпаться и подвергаться влиянию внешних факторов. Такие подарки всегда приятно принимать — ведь они созданы и именно для Вас.
Украшения из полимерной глины могут быть дополнены блестками, неоном, могут светиться в темное время суток и напоминать эффект камня. Милые взгляду индивидуальные браслеты, обручи и серьги, а также уникальные броши из глины, бусы и подвески, брелоки и кулоны, а также глиняное колье — смогут растопить сердце любой модницы.
Вы можете заказать изготовление глиняного украшения по Вашему эскизу — мастера постараются максимально точно воссоздать Ваше пожелание.
Если Вы ценитель украшений из глины, на нашем сайте Вы сможете найти то, что Вам придется по душе. Разнообразие изделий из глины, которые выполнены настоящими мастерами, имеющими богатую фантазию и немалый опыт работы в данной сфере, смогут удовлетворить вкус любого клиента.
Украшение из глины сможете позволить вам выделиться в обществе, что даст оценку Вашему хорошему тону и наличию определенного вкуса и стиля в жизни.
- Как делают керамику
- Поделки из глины
Источник: goncharnoedelo.ru
Глина для изготовления фарфора
Тайна изготовления фарфоровых изделий долгое время оставалась нераскрытой благодаря тому, что люди не могли найти и обуздать материал, из которого можно выполнить такую потрясающую посуду. Прошли тысячелетия, а она до сих пор вызывает восхищение. К счастью, сейчас сырьё и технология давно рассекречены, и глина для изготовления фарфора уже не настолько редкий материал.
Основной материал
Родина фарфора — Китай. Там он появился приблизительно в VI веке. Его особенностью было то, что он в тонком слое будто просвечивался. Из-за высоких эстетических качеств технологию мечтали узнать мастера из других стран. Её долго пытались разгадать европейцы, но это им не удавалось.
Главной причиной было то, что не получалось узнать, какую именно глину для фарфора используют китайцы.
Действительно, сырьё долгое время добывали локально, на юго-востоке Китая в провинции Цзянси. Здесь находились огромные по тем временам карьеры, где добывали каолин, получивший своё название от китайского словосочетания «высокие горы». На китайском языке это звучит как «гаолин». За пределами этой страны слово трансформировалось в каолин. Именно под этим названием весь мир узнал специфическую глину, которая скрывала секрет фарфоровых мастеров.
Что собой представляет
Это светлый материал, который относят к горным породам. Он состоит из особого минерала — каолинита. Предшественниками являются такие полевые шпаты, как граниты, гнейсы и пр. По мере того, как они перемываются дождями и тающими снегами, образуется вторичный осадок, который называется каолиновыми глинами. Каолинит твёрдый и блестящий, а после всех трансформаций каолин становится рыхлым, тусклым.
Этот материал во влажном состоянии имеет серый цвет, и только после полного высыхания и избавления от влаги приобретает белый оттенок. Но даже в сыром виде он намного светлее других видов глины, за что и получила своё название.
Другие виды не подходят для изготовления фарфора потому что в каолине содержится окись алюминия. Именно эта примесь делает вещество таким пластичным, а сырьё — идеальным для керамики.
Свойства
Хотя лучший каолин до сих пор добывают в Китае, есть и другие крупные месторождения этого материала. Его активно экспортируют из России, Украины, Казахстана и других стран. Несмотря на разное качество и небольшое отличие примесей, все они пластичны, кремовые или цвета кофе с молоком. Это возможно, потому что в составе почти полностью отсутствуют красящие окислы и соединения железа.
Главные характеристики белой глины, которые делают её подходящим сырьём для фарфора — высокая огнеупорность, низкая пластичность и поразительная способность к связыванию. Наиболее важное свойство — способность выдерживать очень высокие температуры. Так, каолин устойчив даже к воздействию температуры +1750°С. Это нашло применение во многих сферах: в медицине, в машиностроении, в лёгкой промышленности, металлургии, стекловарении и пр.
Состав для производства
На самом деле каолин — лишь один из сырьевых компонентов, хоть и основной, в технологии их может быть от 4 до 10. Все составные части делят на пластичные и непластичные.
Пластичные
К этой категории относят каолины, другие глины и бентонит. Когда их смешивают с определённым количеством воды, они становятся сверхпластичными, но после действия высоких температур (обжига в печи) приобретают каменную твёрдость.
Непластичные
Делятся на 2 группы: отощающие и плавни.
Отощающие — это кварц, измельчённый бой неглазурованной посуды после обжига, обезводненная глина и пр. От количества этих компонентов зависит пластичность и устойчивость к уменьшению формы при действии высоких температур. Они же снижают хрупкость.
Плавни — это добавки, которые при обжиге расплавляются или образуют сплавы с другими компонентами, придающими прочность. Начинается такая оплавка уже при средних, а не при экстремально высоких температурах. К плавням относят полевые шпаты, пегматиты и пр. От их количества зависит уровень спекания. Они же делают материал прозрачным.
Разница сырья
Заводы, на которых принимают сырьё для изготовления фарфора, анализируют его состав и качество. Оно бывает разным. Если принимать его в работу в том виде, как есть, это потребует изменения технологии или испортит готовые изделия. Чтобы этого не происходило, постоянно корректируют сырьевые материалы. Для повышения их уровня проводят обогащение.
Этот процесс включает в себя очистку от сторонних примесей и повышение однородности. Его выполняют на базе обогатительных комбинатов, построенных рядом с месторождением каолина.
Твёрдый
Часть каолина доходит до 66%. Остальные компоненты — кварц и полевой шпат, при этом доля флюсов меньше, чем в других разновидностях. Так, как белая глина относится к тугоплавким материалам, нужна очень высокая температура при обжиге, выше 1400°С.
Наиболее твёрдым считается состав с костяной золой. Она составляет до 50% смеси. Именно из таких твёрдых материалов делают посуду и электроизоляторы.
Мягкий
В нём всего 25-40% каолина, а остальные компоненты — кварц и полевой шпат. Обжигают его всего при 1300-1350°С. Мягкий фарфор применяют для производства панно, бижутерии, статуэток и пр., то есть того, на что идёт не такая интенсивная нагрузка. Хоть он и выглядит таким же крепким, как и твёрдый, но на практике более хрупкий.
Отличие фарфоровой и глиняной посуды
Когда речь идёт о том, из какой глины делают фарфор, нужно понимать, что только высококачественный каолин используют для фарфоровых изделий. Тот, который не дотягивает по характеристикам, идёт на фаянс и в гончарное производство. Если разобраться, то фарфоровое производство является лишь одним из направлений керамической отрасли.
Дело в том, что фарфоровые изделия более непроницаемы для воды и воздуха, то есть, эти материалы менее пористые. Это делает их невероятно прочными, идеально белыми и с равномерной структурой. Несмотря на кажущуюся хрупкость, они прочнее аналогов из других сортов сырья даже при самом тонком слое.
Неопытному человеку сложно найти отличия между фарфором и обычной глиной при оценке материалов, из которых выполнено изделие. Специалисты знают, что в первом часть глины меньше, и примеси добавляют ему стекловидности, то есть той самой полупрозрачности. Есть ряд признаков, по которым мастера различают эти 2 типа:
- Ободок. Если перевернуть изделие и внимательно осмотреть ободок, то можно увидеть, что у обычной глиняной посуды он не глазурован, не блестит. Это связано с тем, что глазурь склеивается с основой при экстремально высоких температурах плавления, предусмотренных технологией. У фаянса и обычной керамики эта часть будет не снежно-белой, а сероватой, поскольку в глине содержатся красящие окислы.
- Просвечивание. Если посмотреть на фаянс в тонком месте напротив яркого света, он будет просвечивать в отличие от глиняной посуды. Это справедливо для толщины до 1,5 мм.
- Звучание. С первого раза применить такой метод отличия не получится, нужен опыт. Глиняная посуда или статуэтки при постукивании издают глухой звук.
- Трещинки на глазури. Фаянсовые вещи быстро покрываются сеточкой на глазури. Это не считается недостатком, наоборот, служит признаком того, что в руках оказался антикварный экземпляр.
- Вес. Глиняные изделия легче, так как они более пористые. Если вещь при взвешивании не окажется тяжелее, чем кажется визуально, значит, она из глины.
Как правило, цена тоже существенно отличается. Фарфор стоит намного дороже, чем глиняные изделия, особенно, если речь идёт о давних экземплярах.
На вопрос, что лучше — обычная глина или фарфор — нет однозначного ответа. Если изделие используется ежедневно на кухне, то пусть лучше оно будет керамическим. Тогда урон при бое будет минимальным. Но если есть желание собрать коллекцию или сделать шикарный подарок, то на первое место выходит фарфор.
Источник: yacollectioner.ru