Средневековая картография вобрала в себя несколько областей знания: античную науку, библейскую космологию, учения Отцов Церкви и фольклор. Многие карты того времени — настоящие энциклопедии: с помощью них мы можем увидеть мир глазами людей той эпохи, когда граница между реальностью и вымыслом была крайне тонкой. С VI по XV век картография проделала долгий путь — рассказываем о нем на примере девяти самых интересных и необычных средневековых карт.
Карта Косьмы Индикоплова: плоская Земля
Византийская империя, VI век
В книге «Баудолино» Умберто Эко есть персонаж по имени Зосима, веривший, что мир — это ларец. В качестве доказательства он приводил карту византийского купца VI века Косьмы Индикоплова. Этот купец в своем труде «Христианская топография» не только описывал свои приключения, но и размышлял о том, как устроена Вселенная.
Косьма отрицал то, что Земля — это шар, и уподоблял мир ларцу, похожему на переносной храм Моисея, описанный в Ветхом Завете. На дне находится прямоугольный мир, окруженный океаном и морями-заливами. На самом востоке земной рай, а на севере возвышается гора, вокруг которой ангелы двигают солнце и луну. Крышка ларца — это небо, твердь, которая отделяет нижний мир от Царства Небесного.
КОРОЧЕ ГОВОРЯ открыла свой первый магазин с украшениями в первый день ЛЕТА
Очень соблазнительно увидеть в карте Косьмы яркий пример мракобесия и невежества средневековых людей — но это ошибка.
Уже в его время такой буквализм вызывал недоумение и насмешки. Образованные византийцы, знакомые с трудами александрийского ученого Клавдия Птолемея и античного географа Страбона, знали и принимали идею о шарообразности Земли. Однако в Византии и на Руси «Христианская топография» оставалась популярной на протяжении всего Средневековья из-за уникальной информации о дальних странах.
Карта Беата Лиебанского: первая mappa mundi
Королевство Астурия (Испания), VIII век
Карта испанского монаха и теолога Беата Лиебанского занимает особое место в истории средневековой картографии. Она была частью его труда «Толкование на Апокалипсис» — одного из самых читаемых и копируемых комментариев к Откровению Иоанна Богослова. При создании карты Беат опирался на Новый Завет, труды астронома Клавдия Птолемея и церковного писателя Исидора Севильского.
Карта ориентирована на восток. Для нас это непривычно, ведь общепринятая ориентация современных карт — север. В Средневековье не было строгой привязки к конкретной стороне света: чаще всего на европейских картах сверху изображался восток, а на арабских — юг. В центре карты Беата находится священный город Иерусалим.
Скругленная форма и условность контуров изображенных объектов намекают, что автор не слишком заботился о точности. Но она и не была целью.
Карта проникнута христианским взглядом на мир. Беату было важно изобразить места, где первые апостолы побывали с христианской проповедью, а для этого достаточно показать, например, что Греция находится справа от Италии, а Египет — слева от Аравии. Реальное соотношение размеров стран практически не соблюдалось, что делало карту бесполезной для практического применения. Такой топологический подход господствовал в западноевропейской картографии вплоть до XIV века.
Считается, что Англосаксонская карта (или карта Коттона — по имени прежнего владельца) была создана в Кентербери. Подобно маппе Беата Лиебанского, она ориентирована на восток. Многие ее элементы (искаженная форма Черного моря, слишком близкое расположение Британских островов к Пиренеям и пр.) более поздние картографы перенесли в свои работы.
Это первая средневековая карта с узнаваемым изображением Британских, Оркнейских, Нормандских островов, а также островов Мэн и Уайт.
Скорее всего, это копия более старого образца, созданного еще во времена Древнего Рима. Самые смелые предположения возводят ее к гипотетической карте, которую составил в конце I века до н. э. Марк Випсаний Агриппа, соратник императора Октавиана Августа.
Карты аль-Идриси: достижения арабской картографии
Сицилийское королевство (Италия), середина XII века
Мухаммед аль-Идриси (1100 — ок. 1165) — один из важнейших представителей арабской картографической традиции и одновременно ее завершитель. Созданные им карты были частью большого географического труда, который составлялся при дворе сицилийского короля Рожера II, — «Книги Рожера». На 70 картах аль-Идриси изобразил весь известный тогда мир, от Британских островов до Индии. Они кажутся перевернутыми вверх ногами: юг находится сверху, а север внизу — характерная черта средневековых арабских карт.
На тот момент карты аль-Идриси полнее и точнее всего отображали все знания людей о географии: на них были Европа, Азия и Северная Африка.
«Книга Рожера» была переведена с арабского на латынь и распространилась по Европе. Труд аль-Идриси сохранял свой высокий статус на протяжении всего Средневековья, а самого географа даже называли арабским Страбоном. К сожалению, оригинальные карты не сохранились и известны в копиях более позднего времени. В 1927 году немецкий историк Конрад Миллер создал наиболее масштабную из них, соединив все 70 карт в одну большую.
Эбсторфская и Херефордская карты: мир как буква
Германия, середина XIII века; Англия, начало XIV века
Их часто рассматривают и анализируют в паре, поскольку они были созданы примерно в одно время. Это наиболее характерные карты типа «Т — О» : мир изображен в виде круглого диска, окруженного океаном (по форме он напоминает букву О), а три материка — Африка, Азия и Европа — разделены морями и реками, образующими букву Т. Такие карты еще называют маппами (от лат. mappa mundi). Образцом для них вновь послужила карта Беата Лиебанского.
Маппа разделена на три части: сверху помещена Азия, слева внизу — Европа, справа внизу — Африка, материки окружены океаном. Как и карта Беата, маппы ориентированы на восток, а в их центре находится Иерусалим. Эбсторфская и Херефордская карты скорее повествуют о библейских событиях, чем показывают реальные географические объекты.
На них можно увидеть земной рай, разнообразных «монстров» (одноногих людей, саламандр, грифонов) сюжеты из Библии и древней истории, грядущие события и Апокалипсис. Прошлое, настоящее и будущее на маппах соединены в один хронотоп.
Очертания самих материков и расположение городов абсолютно условны: такие карты создавались не для практических целей. Рассматривая их, человек ставил себя над миром, наблюдал весь ход человеческой истории от грехопадения до второго пришествия и думал о неисповедимости путей господних. Он смотрел на мир, населенный фантастическими тварями и дикими народами, и размышлял о всемогуществе Творца. Это была своего рода медитативная и дидактическая практика — вроде чтения священных текстов или создания книжных миниатюр.
Карты Пьетро Весконте: практическая польза
Генуэзская республика (Италия), первая треть XIV века
В XIV веке западноевропейская картография начинает меняться. Мореплавание было на подъеме, прибрежные города Испании и Италии процветали, поэтому понадобились более точные и удобные в использовании карты — портуланы (рубеж XIII–XIV веков). На них появилась сетка линий для ориентирования (румбов), которая соответствовала делению катушки компаса на 16 основных направлений. С их помощью мореплаватели определяли курс.
Одним из первых портуланы начал составлять генуэзец Пьетро Весконте. До нашего времени дошло больше десятка его карт и атласов, многие из которых подписаны и датированы самим автором. Именно его труды повлияли на дальнейшее развитие картографии.
Портуланы Весконте были простыми: он изображал только береговую линию, подписывал названия портов и накладывал сетку румбов. Гор, рек, рельефа суши и большинства городов на картах не было.
Такой минимализм долгое время был отличительной чертой портуланов в Италии, поэтому специалисты выделили итальянскую школу как отдельную картографическую традицию. Несмотря на свою простоту, карты Весконте отличаются высокой для своего времени проработкой деталей, а по точности отображения береговых линий оставались непревзойденными до XVIII века.
Каталонский атлас: Навуходоносор и роза ветров
Королевство Арагон (Испания), 1375 год
Этот атлас считается вершиной средневекового картографического искусства. С одной стороны, это маппа, которую можно рассматривать, с другой — на ней есть сетка румбов, как на портулане.
Роза ветров впервые появилась именно в Каталонском атласе.
Он состоит из 8 листов пергамена размером 64,5x50 см: на двух был текст, а на шести — собственно карта. Картографы, вдохновляясь арабскими трудами и «Книгой чудес света» Марко Поло, изобразили Средиземноморье, африканские территории, земли Руси, Золотой Орды и Дальнего Востока, причем города, страны и моря были подробно подписаны. В отличие от итальянских портуланов, в Каталонском атласе много ярких миниатюр, раскрашенных серебряной и золотой красками.
Как и на маппах, в Каталонском атласе реальность спокойно уживается с мифом. Рассказы о вавилонском царе Навуходоносоре, правителе Мали мансе Мусе или монгольском хане Хубилае соседствуют с историями о легендарном пресвитере Иоанне и народах Гог и Магог, описанных в Апокалипсисе. Такая двойственность, характерная для Средневековья, будет господствовать еще около полутора веков, хотя картография уже развивается в сторону практичности и достоверности.
Карта Фра Мауро: энциклопедия географии
Венецианская республика (Италия), 1448–1453 годы
Кто-то называет XV век Поздним Средневековьем, кто-то — Ранним Возрождением. И этот разброс в понятиях отлично иллюстрирует переходность эпохи: традиция еще господствовала, но внутри нее пробивали себе дорогу новые веяния. В картографии этот тренд отразился в масштабной (2,4x2,4 м) карте Фра Мауро — венецианского монаха, создавшего ее по заказу португальского короля Афонсу V.
Карта ориентирована на юг — прослеживается арабское влияние. В отличие от своих предшественников, Мауро уделил серьезное внимание не только Средиземноморью и Причерноморью, но и Дальнему Востоку и Африке.
Фра Мауро одним из первых в Европе изобразил на карте Японию, острова Ява и Мадагаскар.
На карте есть множество разнообразных сведений о частях света. Это настоящая географическая энциклопедия: в ней более 1000 изображений и 3000 текстовых аннотаций.
Фра Мауро отличался любознательностью. Кроме того, его родная Венеция была своеобразным перекрестком миров, куда путешественники привозили не только товары из дальних стран, но и захватывающие истории. Он постоянно расспрашивал купцов и моряков о том, что они видели и слышали, и полученные знания использовал при создании своего детища. Не вся информация соответствовала истине, на карте много фантастических сведений — но автор сомневается в их правдивости и критикует прежних географов за неточности и ошибки.
Плоды трудов венецианца пожинали не только португальские короли. Современные археологи по его карте обнаруживают следы поселений, которые ранее считались несуществующими.
Генуэзская карта: шаг к современной картографии
Генуэзская республика (Италия), 1457 год
Генуэзская карта считается своеобразным мостиком между картографиями Средневековья и Нового времени. В ней сочетаются традиционные элементы мапп и портуланов, новые знания о дальних странах и теоретические положения Клавдия Птолемея (его труды II века н. э. в эпоху гуманизма переживали второе рождение).
Интересна ее форма, напоминающая яйцо или даже Ноев ковчег. Размеры эллипса невелики: большая ось составляет 81 см, малая — 42 см, то есть карту составляли с прицелом на повседневное использование.
Генуэзская карта имеет многие привычные для нас атрибуты карты мира (ориентация на север, масштаб), но вместе с тем на ней изображены Ноев ковчег, гробница апостола Фомы в Индии, народы Гог и Магог и морские чудища.
Однако в ней есть и признаки того, что взгляд на мир начал меняться. Например, на ней нет земного рая — обязательного атрибута средневековых мапп. Эта деталь говорит о том, что время и пространство, прежде единые в сознании людей (это видно на более ранних картах), начали отделяться друг от друга.
Изображение Земли постепенно теряло свое религиозное значение. Люди стали воспринимать территорию и ее карты как нечто, что можно измерить: начиналась эпоха Великих географических открытий.
Источник: knife.media
Внутренняя сторона процесса или как делают игральные карты
Впервые карты появились еще в средневековье. Основные страны, в летописях которых упоминаются о них, это Китай, Индия, Азия, Корея. В Европе они появились много позже и широкого распространения сначала не получили, так как подвергались постоянным запретам. Особенно со стороны церкви.
Тогда они изготавливались из разных материалов, начиная от камня и заканчивая папирусом. На сегодняшний день вариантов, как делают карты, просто масса. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся современные материалы для производства колод.
- Бумага (картон).
- Пластик
- Винил.
Игральные карты из картона
Самое распространенное в этой области и дешевое сырье. Картонные колоды изготавливаются по трем основным технологиям:
- литография – способ плоской печати, в основу которой положен физико-химический процесс получения оттиска с камня и впитывание специальной литографской краски;
- фотолитография – способ получения заданного рисунка на поверхности нужного материала (включает несколько сложных технологических процессов: электроосаждение, травление, вакуумное напыление, пескоструйная обработка);
- глубокая печать (другое название интальо) – использование специальной печатной формы для получения изображения и печати.
Основной сырьевой компонент при изготовлении бумажных картинок – полимер ацетилцеллюлоза. Это тонкая полимерная пленка, которая проходит все три стадии обработки, ламинируется и превращается в игральную карту.
Удивляй по-настоящему. Карты и реквизит на любой вкус в крупнейшем Магазине фокусов и карт.
Это важно! Бумажные карты, несомненно, дешевле. Однако их качество не слишком высоко, и они быстро затираются и приходят в непригодный вид.
Изготовление колоды из пластика
Технология та же самая, что и для бумажных карт. Только вот сырьевой компонент полимер ацетилцеллюлоза сверху покрывается плотным слоем пластика, что делает продукт красивее и надежнее. Они уже не так сминаются, деформируются и пачкаются. Практически не затираются и служат долго. Но и стоимость их на порядок выше, чем бумажных.
Это важно! Чем толще слой пластика на картах, тем они дороже и качественнее.
Изготовление карт из материала винила
Самые распространенные карты для домашнего использования вследствие своей широкой доступности. Процесс изготовления повторяет описанные ранее стадии. Сырье – винил. Результат следующий: карты довольно прочные, недорогие, но их очень легко повредить механическим воздействием.
Посмотреть технологический процесс изготовления игральных колод в действии можно здесь:
Заказать хорошие карты со спец. покрытием Вы можете Здесь
Источник: uroki-fokusov.ru
Изготовление карт
Карты должны быть удобными в игре: чёткая картинка, ровная рамка, читаемый текст, одинаковая рубашка. Хотя в разных играх встречаются карты самых разных размеров, для пнп-проекта их лучше делать единого размера — 6х9 см. Если нужны маленькие карты, удобнее делать их размером 4х6 см. Оба этих размера карт хорошо подходят под плёнки для ламинирования 65х95 мм (см. ниже).
Параметры создаваемого в Photoshop’е шаблона карты: RGB, разрешение 200 dpi, размер 6х9 см (472х709 пикс.). Верхним слоем делается чёрная рамка — простой обводной внутри контура карты чёрным цветом, шириной 10 пикс. Хотя у карт обычно закруглённые края, это закругление уже будет в плёнках для ламинирования, так что сами карты проще делать строго прямоугольными. Белые засечки для разрезки распечатанных карт в общем-то не нужны — при такой рамке карты легко разрезаются резаком на глаз.
В шаблоне создаёте вертикальные и горизонтальные направляющие (50%) — для удобства размещения элементов строго посередине (для этого включаете режим трансформирования Ctrl-T и двигаете элемент так, чтобы его квадратные метки попадали на направляющие):
Да, в каждой игре используется свой шрифт и можно пытаться его повторить, но проблема в том, что русский текст в среднем на 30% длиннее английского, и результат копирования оригинального дизайна будет много хуже исходного. Также на картах плохо читаются шрифты с засечками, поэтому лучше всего брать хоть и не такие красивые, но более функциональные и легко читаемые шрифты без засечек, например Myriad Pro, у которого есть все необходимые наборы букв — обычный текст, курсив, жирный, полужирный и сжатый. Размер шрифта выставляйте максимальный, но такой, чтобы поместилась самая длинная надпись.
Если возникает необходимость использования белой надписи на тёмном фоне, делайте её двумя слоями: верхний — чисто белая надпись, нижний — её копия, но с небольшой тенью (2 пикс. + размытие 2 пикс.).
Готовые карты собираете по 9 штук на листы, в 3 раза превышающие их по ширине и высоте (1416х2127 пикс.) — их затем можно печатать на листах А4 (на принтере) — и сохраняете в jpg с качеством 10 (размер готового файла с 9 картами обычно чуть больше 1 mb). Все листы затем можно будет собрать в единый pdf-файл, например, с помощью программы Nitro PDF Professional.
Чтобы заказать печать в «Экспертфото» (см. ниже), эти 9-карточные файлы нужно разместить на горизонтальных листах размером 42,4х30,1 см, 200 dpi, RGB, jpg (в заказ принимают 10 файлов). Готовите нужный шаблон, ставите вертикальную направляющую (50%), выделяете левую половину, обводите чёрным цветом, затем правую, и снова обводите — полученная центральная линия пригодится в последующем для разрезания листов А3 на 2 листа А4 с последующей печатью на них рубашки. Лист с 9 картами копируете и вставляете в выделенную левую половину листа, затем — в правую. Сохраняете результат в jpg:
Печать
Распечатать листы с картами. Лучший вариант — типография (например, в сети фотосалонов «Экспертфото» — позиция «Блок А3» в разделе «Календари», адреса приёмных пунктов — expertphoto.ru/ru/111). Или принтер (на двусторонней матовой фотобумаге Lomond 130 г/м2). Принтерная печать менее стойкая к выцветанию от солнечных лучей.
После полного высыхания и распрямления листов с картами распечатать рубашку карт.
На мелованной типографской бумаге струйный принтер печатает не очень качественно, поэтому в таких случаях в качестве рубашки следует использовать какие-нибудь не слишком плотные по насыщенности печати текстуры. Для этого готовится файл размером 20,5х29,5 см (что с запасом покрывает напечатанные на другой стороне листа А4 9 карт) 200 dpi и заливается (Shift-F5) подготовленным узором. При печати с разрешением 200 dpi в качестве повторяющегося узора следует использовать картинки размером 118х118 пикселей — при печати (в режиме 100%) это даст повторение узора через каждые 1,5 см, а стандартные карты 6х9 см получат практически одинаковую рубашку. Подготовить такие узоры можно с помощью бесплатной программы «Genetica Viewer 3.5» — на сайте предлагается огромное количество готовых текстур, которые затем можно отрегулировать на свой вкус (оттенок, яркость, насыщенность).
Разрезка
Разрезать карты роликовым фоторезаком по крестообразным меткам (если они есть) или на глаз:
Если дизайн карт это предусматривает, закруглить края карт ножницами или подрезчиком углов с радиусом закругления 3 мм (см. lamiprint.ru).
Ламинирование
Карты 6х9 см поместить в плёнки для ламинирования 65х95 мм толщиной 80 мкм (карты размером 4х6 см помещать в плёнки по 2 штуки). Все виды плёнок и ламинаторов можно найти в lamiprint.ru.
Положив плёнки с картами в согнутый пополам лист А4 обычной бумаги (по ширине листа помещается 3 карты, с небольшими зазорами между ними, карты должны полностью находится внутри листа бумаги) —чтобы случайно не загнулись края карт, — обработать их в ламинаторе при температуре 130-140 º С.
Если при эксплуатации карт у них слегка расслоились углы, повторно обработать их в ламинаторе.
Коробка для карт
Готовые карты удобно хранить в коробках. Я разработал 2 макета коробки: для печати на листах А4 и А3. На листе А3 можно разместить чуть большую коробку, чем на А4. Внутренний размер коробки — 7х10 см, поэтому в неё легко помещаются почти любые карты, в том числе и стандартные 6х9 см. Высота коробки — 2 см (на листе А3 — 3 см), и в ней помещается примерно 55 (80 в А3) пнп-карт (или чуть больше, если не до конца закрыта верхняя крышка — её высота 1,5 см).
Шаблоны коробок для карт помещены в отдельный архив (см. ниже).
Источник: tesera.ru