Надевая милое золотое колечко на пальчик, серебряный браслетик на запястье или еще, что нибудь из благородных металлов и камней мы редко задумываемся, что подобные украшения носили еще тысячи лет назад. Но помимо основной функции украшать своего обладателя, драгоценности не редко имели и сакральный смысл.
В очередной раз посмотрев «Клеопатру» и под впечатлением от украшений героев этого фильма мне захотелось побольше узнать, как же развивалось ювелирное искусство в Стране пирамид. Что было модно, какой метал любили больше и какие украшения предпочитали.
Древний Египет насколько мы знаем из истории был самой развитой цивилизацией своего времени, так что и ювелирное ремесло там было на высоком уровне. Мастера создавали поистине шедевры, которые поражают и в наше время.
Украшение из гробницы фараона Псусеннеса I
Я считаю, что этому поспособствовали несколько факторов. В стране были найдены крупные залежи золота. Данный драгоценный материал был не слишком дорогим.
Украшения из Египта.
Египтяне носили практически любые украшения, вне зависимости от пола и возраста. Используемое золото было достаточно качественным и чаще всего оно было основным материалом. Местные ювелиры уже научились добавлять в состав специальные компоненты, меняющие свойства украшения. Кроме того, они корректировали цвет конечного изделия.
Диадема из Древнего Египта
Люди предпочитали золото не из-за его редкости, а из-за привлекательного вида. К примеру, железо в Египте стоило даже дороже. Из него производились различные аксессуары для причесок.
В стране так же были залежи серебра, но в чистом виде оно использовалось достаточно редко. Часто его добавляли к золоту — получался электрум. Мне не понятно, почему сегодня практически не используется данный материал, так как по своему внешнему виду он очень напоминает платину.
Египтяне очень любили яркие и выделяющиеся украшения. Именно поэтому часто при их производстве применялась эмаль и смальта. Для того, чтобы сделать изделие более привлекательным, на него наносились разноцветные пасты. А вот о драгоценных камнях египтяне еще не знали. Для того, чтобы разнообразить украшение, чаще всего применялись:
Золотые амулеты и браслет знати
В древнем Египте любили горный хрусталь. Беднякам делали из него браслеты и ожерелья.
Несмотря на то, что технологии в то время были развиты достаточно плохо, египтяне любили украшения причудливых форм и размеров. Я заметила, что огромной популярностью пользовались ожерелья в несколько рядов.
Скарабей на золотом браслете с мумии египетского фараона
Их носили не только женщины, но и мужчины. Пластины могли делать из золота. Для украшения использовались пластины и вкрапления из бисера. Ожерелья фараонов могли весить несколько килограмм. Достаточно часто массивные изделия дарили за различные достижения.
К примеру, за удачные военные операции.
Редкое древнее египетское фаянсовое фигурное кольцо; темно-зеленое синее кольцо фаянса, Новое королевство, династия 18-19-го года, стол, смоделированный крупным сидячим котом (Bastet), окруженный маленькими кошками, замысловато детализированный
Ювелирные украшения, амулеты и декоративно-прикладное искусство древних египтян
Огромной популярностью среди египтян пользовались браслеты. А самые зажиточные жители носили изделия сделанные из кости. Существовали даже специальные браслеты для ног. Во времена Древнего Египта уже изготавливали кольца, их могли надевать как мужчины, так и женщины. На них наносились специальные символы или инициалы.
У обеспеченных граждан так же были популярны серьги, чаще всего круглой формы, так как такие украшения символизировали солнце.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Ювелирные истории»
Источник: dzen.ru
Ювелирное дело в Древнем Египте: особенности профессии и техники
Профессия ювелир в Древнем Египте была достаточно прибыльной и почетной. Ювелиры или «золотых дел мастера» представляли свободное население среднего класса.
Исходя из найденного в 2017 году в одном из районов города Луксор захоронения ювелира, можно сказать, что эти люди обладали определенным почетом, так как найденная гробница находилась на западном берегу Нила, где ранее находили людей высокого положения. Данная гробница относилась, скорее всего, к ювелиру фараона. Большое количество дошедших до нас ювелирных украшений позволяет предположить, что любовь к ювелирным изделиям была присуща многим жителям Древнего Египта. Конечно, золотые украшения позволить себе могли не многие, но украшали себя все. В гробнице ювелира из Луксора были найдены статуи египтянина и его жены, а также погребальные маски и предметы быта, что еще раз говорить о привилегированном статусе придворного ювелира.
Материалы и техники, используемые в ювелирных украшениях Древнего Египта
Египтяне умело применяли различные металлы для производства ювелирных украшений. Основным металлом было золото, подавляющее количество украшений было найдено именно из этого материала, но находили и изделия из серебра, электрума, бронзы.
Металлы, используемые для изготовления ювелирных украшений
На территории Древнего Египта было обнаружено большое количество золотых месторождений, и египтяне доподлинно знали о каждом из них. Золото было обнаружено на территории между долиной Нила и Красным морем, в особенности на территории восточной пустыни.
Кроме того египтяне не упускали возможность завоевательных походов целью которых, в том числе, было и пополнение золотых запасов. Одними из основных эксплуатационных месторождений была территория Нубии и Сирии. Несмотря на большое количество золотой руды ювелирных украшений из чистого золота найдено немного, в основном этот металл с примесями серебра. Определение пробы золота показало разбежки в каратности от 70,1% до 99,8% содержания золота.
Чистого самородного серебра или руды в Египте не было. Однако египетское золото всегда содержало примеси серебра. Серебряные изделия высоко ценились из-за их небольшого распространения. Практически единственным примером использования серебра можно назвать уже упомянутые ранее браслеты из гробницы Хетеп-Херес.
Несмотря на свой массивный вид, браслеты представляют собой лишь тонкие пластины, и только выгнутая форма позволяет им казаться тяжеловесными. Как и золото, серебро, скорее всего, привозили из Азии, позже из Ливии. По утверждениям Плиния ценность ювелирных изделий из серебра достигала максимума тогда, когда серебро приобретало тусклый цвет и чернение. Достигался такой эффект благодаря добавлению к смеси серебра меди и серы.
Распространение использование серебра охватывает лишь небольшое количество украшений, ваз, а также серебряных пластин в виде фольги для декорирования деревянных предметов. Кроме золота, серебра и смеси этих металлов, египтяне использовали и железо. В северном Египте в нескольких гробницах было обнаружено 9 металлических бусин, их возраст ученые определили как 3200 год до н.э. Предположительно, эти металлические бусины изготовлены из метеоритного железа, выкованы из тонких пластин толщиной не более 1 мм и свернутых в необходимую форму. Найденные артефакты располагались на бусах из золота и полудрагоценных камней, были приколоты к одеяниям или просто зажаты в руке.
Камни
Древние египтяне не знали и соответственно не использовали в производстве ювелирных украшений драгоценные камни. То, что применялось, в современном мире относится к полудрагоценным и поделочным камням. Наиболее известным полудрагоценными камнями, найденными в гробницах древних египтян, был лазурит или ляпис-лазурит, агат, нефрит, бирюза, сердолик, яшма, халцедон и жемчуг.
В каждой стране в определенный период одни камни имели наибольшее значение, чем другие. В Египте таким камнем можно назвать ляпис-лазурит. Камень глубокого синего цвета, цветом Нила и неба, для древних египтян имел сакральное значение. Плиний и Феофраст по ошибке называют лазурит сапфиром.
Применение лазурита в ювелирных украшениях можно проследить с додинастического периода. Однако наибольшее значение он приобретает в период Среднего и Нового царства. Лазурит в Египет поступал из Афганистана, основные области его применения это амулеты, бусы, жуки-скарабеи, символ «священный глаз». Кроме лазурита большое распространение получили яшма и бирюза.
Яшма всегда ассоциировалась с пустыней и солнцем. Именно из-за цвета этим камнем заполняли изображения солнечного диска на пекторалях и подвесках. Древние Египтяне стали прародителями многих современных техник обработки металлов.
Ювелирные украшения, относящиеся к различным периодам древнего Египта, говорят об исключительных умениях мастеров. Египтяне умели обрабатывать золото и выплавлять из него тончайшие пластины и фольгу. Золоту придавали необходимую форму при помощи ковки. Изделия украшались резьбой, рельефами, чеканкой, филигранью и зернью.
Ювелиры умело изготавливали золотую проволоку и напаивали накладные элементы по заданному рисунку. В Древнем Египте высокого мастерства достигла перегородчатая эмаль. Тонкие пластинки золота накладывались на основу из металла и заполнялись стеклом, фаянсовыми пастами или полудрагоценными камнями.
Ритуальное использование украшений
Ювелирные украшения в Древнем Египте с начала существования египетской цивилизации носили религиозный смысл и использовались в ритуальных целях. В поздние периоды украшения получили и светское использование, но основное их значение по-прежнему заключалось в использование природных сил и защитных способностей, проще говоря, их использовали в качестве амулетов.
Египтяне не верили в полную смерть. После смерти тела, жизнь продолжалась, в загробном мире. Поэтому, были необходимы ювелирные изделия, способные защитить во время путешествия и стать проводниками в потустороннем мире. В Древнем Египте существовал особый вид украшений, созданный для погребения.
Самым известным погребальным украшением была пектораль. Основным мотивом в таких пекторалях был жук-скарабей. Символ зарождения новой жизни, которую обретает умерший после смерти. Кроме скарабея изображали символ вечной жизни, анкх. Форма анкха напоминает восходящее солнце, для умерших – это символ спокойной и приятной жизни в загробном мире.
Кроме того, анкх – ключ, открывающий дверь в загробную жизнь.
Ювелирные украшения, изготовленные только для погребения, могли выглядеть как обычные, носимые при жизни. Но с единственной разницей. В украшениях, созданных для мумии, отсутствовали отверстия для подвешивания. Так как предполагалось, что мумия недвижима. Украшения не одевали, а просто клали сверху к определенному месту.
Например, жука-скарабея с раскрытыми крыльями располагали возле сердца.
египет # исторические драгоценности # Поделиться публикацией:
/SHARE POST —>
- ← Ювелирное искусство Древнего Египта
- Изумруд — драгоценный камень →
Источник: jtrend.ru
Ювелирные украшения в Древнем Египте
Загадочной цивилизации Древнего Египта суждено было стать первопроходцем во многих областях человеческого знания и культуры. Не стал исключением и прихотливый мир декоративного искусства. Сложная система религиозных верований и дворцовых церемониалов способствовала развитию этого хрупкого мира красоты. Особенная роль при этом отводилась самым ценным элементам. Давайте же попытаемся разобраться, что представляли собой ювелирные украшения в Древнем Египте.
Прекрасная необходимость: ювелирные символы.
Как и все предметы и сферы жизни, ювелирные украшения в Древнем Египте должны были отвечать двум ключевым требованиям:
- 1. — демонстрировать статус владельца, его положение в сословной структуре древнеегипетского общества;
- 2. — соответствовать религиозным представлениям и верованиям, распространенным в ту или иную эпоху, служить владельцу защитой от сглаза и колдовства
Например, главное ювелирное украшение царства — корона фараона. Помимо особой присущей ей материальной ценности, она должна была воплощать представления древних египтян о божественной природе царской власти. Поэтому главным элементом декора здесь становится изображение кобры — Урей после объединения двух египетских царств дополненное изображением коршуна.
Змея Урей — символическое изображение древнеегипетской богини Уаджит, считавшейся покровительницей Нижнего Египта и власти фараона. Богиня-коршун Нехбет — покровительница Верхнего Египта и власти фараона.
В дальнейшем формы короны менялись, часто трансформируясь в сложные и причудливые нагромождения декоративных элементов. У цариц коршун чаще изображался с раскрытыми крыльями, охватывающими голову как символ защиты. У фараона царская корона со временем дополнилась клафтом.
Клафт — головная повязка из сложенного по диагонали куска ткани. Она низко до бровей закрывала лоб, края ткани по бокам закладывались за уши и спускались вниз на плечи. Положение клафта фиксировалось с помощью специальной повязки или металлического ободка. Свисающую на спину ткань туго обтягивали жгутом, создавая подобие косы. Иногда у фараонов передние концы клафта имели фигурные вырезы, тогда он назывался уже немес.
Особое значение придавалось цвету клафта: однотонный — у писцов и низших чиновников, полосатый — у высших чинов и фараона. Желтые полосы — у светских сановников, синие — у жрецов, красные — у военачальников. Голубые полосы (узкие и широкие попеременно) на золотом фоне — у фараона.
Помимо изображений Уаджит и Нехбет в декоре ювелирных украшений древних египтян существовала и более демократичная символика. Особенно любимыми в этом отношении были изображения глаза бога Гора и широко известного скарабея — символа жизненной силы и воскрешения.
Прекрасная необходимость: виды ювелирных украшений.
Однако, одних изображений древним египтянам, по-видимому, показалось мало. Их религиозная система верований предполагала наличие особого мистического смысла не только у определенных изображений, предметов и материалов, но и у частей тела.
Кольцо с фигурой скарабея, гробница царевны Сатхатхор, 1887-1813гг. до н.э. Музей Метрополитен
Серьга, гробница Неру, 1950-1885гг. до н.э. Музей Метрополитен
Самым важны в этом плане конечно же считалось сердце — оно было главной ценностью, вместилищем человеческой сущности. Не случайно, поэтому, одним из главных в Древнем Египте стали украшения, защищающие грудь — Пектораль и Ускх.
Пектораль — запечатленная в форме ювелирного украшения-подвески молитва, обращенная к богам. Изображения в ней строились по принципу перпендикулярной проекции.
Поскольку все известные пекторали, дошедшие до нас, так или иначе связаны с членами семьи фараонов, можно предположить, что этот тип украшения так же имел определенные статусные функции, ограничивавшие его использование (а возможно, пекторали менее значимых членов общества были сделаны из более скромных материалов и просто не сохранились).
Ускх — воротник-ожерелье из нескольких рядов разноцветных бусин (часто — золотых) и подвесок, плотно крепившихся друг другу или на кожаную основу. Круглая форма символизировала солнце, а помимо обычных бусин на Ускх часто крепились и изображения-символы скарабея, лотоса, солнечного диска, бога-покровителя.
Ускх, фаянс, 1981-1975гг. до н.э. Музей Метрополитен
Ускх, фаянс, 1353-1336гг. до н.э. Музей Метрополитен
Исторически оба этих украшения были прерогативой фараона, но в дальнейшем, в эпоху Нового Царства с ростом доходов, изменениями в социальной структуре и отчасти — в религиозной символике, ускх появляется также и в гардеробе высших чиновников. Правда, уже без золотых вставок и сложных декоративных элементов — египтянам, чье происхождение не имело таких божественных истоков как власть фараона, хватало для счастья обычных фаянсовых бусин. Чтобы сохранить форму круга, их делали разной длинны, постепенно увеличивая ее к низу.
Помимо таких сугубо специфических украшений, у древних египтян очень широко были распространены и обычные для нас кольца, серьги, браслеты, пояса. При этом большого различия между ювелирными украшениями по половому признаку не существовало. Исключением были разве что тонкие набедренные цепочки, которые женщины надевали под одежду и серьги — мужчины снимали их после достижения 9-10 лет.
Материалы.
Поскольку основной особенностью украшений был их глубокий религиозный смысл, египтяне гораздо больше ценили художественное мастерство ремесленника, чем материалы. Из-за этого даже в украшениях царской семьи полудрагоценные камни соседствуют с бисером, а золото — с фаянсом. Более того, именно сложным ярким изображениям из эмали и осколков полудрагоценных камней предавалось куда большее значение — золотая основа часто оказывалась скрытой от посторонних глаз.
Подобный эффект достигался благодаря открытому древними египтянами прообразу будущей технологии перегородчатой эмали. В частности на основу — лист золота, наносили золотые же перегородки — контуры будущего изображения, а пространство между ними заполняли тщательно подогнанными кусочками фаянса и камней.
Золотая основа тоже «не пропадала даром» — на обратной стороне, прилегающей к телу, часто делали надписи с молитвами, именами членов семьи, или иные изображения, невидимые постороннему глазу и призванные служить защитой-оберегом своему владельцу.
Еще одним новаторством древних египтян в ювелирном искусстве стало создание многочисленных разновидностей самого дорого и благородного из всех металлов — золота. (Правда для египтян оно такой ценности не имело — сказывалось наличие больших месторождений, намного более ценным для них было серебро, которого в стране попросту не было)
Древние египтяне смогли придать золоту совершенно невероятные цвета и оттенки от красновато-коричневого до розового и даже — серого. Цвета, блеск, матовость — варьировалось все.
Серое золото — сплав золота и серебра, содержащий так же немного меди и железа, был особенно популярен в древнеегипетском ювелирном искусстве, откуда в дальнейшем был позаимствован древними греками и римлянами, но уже под другим названием — электрум.
Что касается неметаллических материалов, то среди них самым популярным была доставляемая с территории бывшего Афганистана ляпис-лазурь (лазурит). Широко применялись так же бирюза, сердолик, яшма. Позже их дополняют разноцветные стекла и фаянс — они могли окрашиваться в разные цвета и стоили не так дорого. Тех драгоценных камней, которые известны нам сейчас: рубины, сапфиры, изумруды, — древние египтяне не знали, а о бриллиантах и вовсе говорить не приходится.
И тем не менее, даже с такими скромными материалами цивилизации Древнего Египта удалось создать очень яркий и красочный ювелирный мир. Мир, в котором не было места полутонам ни в цвете, ни в форме, ни в символике. Мир, который станет основой для декоративного искусства всей европейской цивилизации и будет не единожды служить вдохновением для художников более поздних и более развитых эпох.
Источник: xn--80abkzflr3g.xn--p1ai