С самого раннего известного периода Индия была той страной, где ювелирные украшения являлись необходимой часть жизни. Каждая семья даже с минимальным достатком пыталась обеспечить дочерей и жен необходимым набором украшений. Тем более семьи раджей и махараджей, казна которых была переполнена большим разнообразием драгоценных камней и золота. По легенде бог Индра победил демона Балу и превратил его зубы в жемчуг, кости в алмазы, глаза в сапфиры, кровь в рубины, а желчь в изумруды. Именно так описывает индийский эпос появление драгоценных камней, которые отныне будут присутствовать во всех значимых ювелирных изделиях Индии.
В коллекции Эрмитаже есть ножной браслет XVII века привезенный как дар правителем Ирана Надир-шахом в 1741 году. Золотой браслет покрыт эмалью и инкрустирован рубинами, изумрудами и алмазами. Браслет выполнен в технике «Мена Кундан» (Kundan Meena). Суть техники состоит в соединении двух самых известных техник ювелирного искусства Индии, при которых внутренняя сторона браслета украшена искусной эмалью, а другая декорирована богатством драгоценных камней.
4. КАК ДЕЛАЮТ СЕРЕБРЯНЫЕ УКРАШЕНИЯ. НА ЧАСТНОЙ ЮВЕЛИРНОЙ ФАБРИКЕ. ИНДИЯ. ДХАРАМСАЛА.
Одной из самых дорогих коллекций Индийских украшений является коллекция правителей Хайдебарада. Находящаяся в банковском хранилище Мумбаи коллекция включает 325 предметов, среди которых заколки для тюрбана, колье, серьги, пояса, пуговицы, ножные браслеты, кольца для пальцев рук и ног, а также множество декоративных предметов.
Одним из запоминающихся предметов коллекции является изумрудный сарпенч, головное украшение для тюрбана. Золотое украшение богато декорировано изумрудами и алмазами. Центральный элемент, выступающий вверх, стилизует павлинье перо и состоит из ряда градуированных изумрудов.
Подобные сарпенчи, выполненные в технике «кундан» можно встретить во многих коллекциях украшений индийских правителей. Все они отличаются яркостью, броскостью и высоким мастерством изготовления. В подобной технике в Индии были изготовлены не только сарпенчи, но и большое количество ожерелий и браслетов, как для женщин, так и для мужчин. Всех их объединяла схожая форма, состоящая из широкой полосы металла, обильно инкрустированная драгоценными камнями и декоративными подвесками из крупных или мелких камней.
Ювелирные украшения из Индии
Есть только три камня, которые тяжело затмить по количеству преобладания в индийских украшениях. Алмазы, большинство из которых добыто в Голконде (Индия), рубины из Бирмы и, конечно же, колумбийские изумруды. Изумруды в Индии часто подвергались резьбе, которая не стремилась скрыть дефекты камня (изумруды чаще всего находят с большим количеством включений), а должна была проявить его природную красоту. Именно эту традицию резных камней переняли европейские дизайнеры ювелирных украшений в XX веке. На последней выставке индийских украшений в Москве в 2014 году, можно было увидеть примеры таких работ, например: ожерелье с камнями XVII века из коллекции Сергея Фрадкова или брошь конца XVII — начала XVIII века из Британского музея.
Украшения Великих Моголов в исполнении европейских ювелиров
В начале XX века мода на резные индийские камни захлестнула мир. А в дизайне индийских светских и церемониальных украшений появились черты европейского стиля. Индийские махараджи наследники больших богатств с завидной регулярностью посещали ювелирные бутики Парижа, заказывая у именитых ювелиров новое обрамление для семейных реликвий. Их украшения стали более воздушными, благодаря крапановой закрепке, элегантными благодаря французским стилям.
Европейские ювелирные дома не остались в стороне от «духа востока», Cartier, Boucheron, Mauboussin, Van Cleef /p>
<p> XVII-XIX в. » />
С начала XX века ювелирные изделия Cartier не покидают цветные камни с резным растительным орнаментом. Обилие год от года ювелирных украшений со схожими чертами (многоцветие, яркость, массивность, резьба) даже определили отдельное направление в творчестве этого ювелирного дома. Украшения под общим названием «Tutti frutti», в начале века выпускались с раритетными индийским резными сапфирами, рубинами и изумрудами, покупка которых была настоящей задачей для Cartier.
Индийские темы развивали Van Cleef Arpels и сейчас.
Традиции Великих Моголов в изумрудных украшениях современных индийских ювелиров
Любовь к драгоценностям, или даже обязанность носить большое количество ювелирных украшений в современной Индии по прежнему остается на высоком уровне, что в свою очередь дает возможность развиваться множеству мастеров. Одни из них продолжают традиций прошлого, другие – осмеливаются творить в тенденциях будущего.
Украшения Moksh Jewellery
Украшения Moksh Jewellery удачно сочетают традиционную форму индийских украшений и современное звучание. Из ювелирных изделий Moksh Jewellery убран пресыщенный орнаментальный колорит, но полностью сохранен дух традиционных ценностей, – богатство материалов и обилие камней. Прекрасные образцы жемчуга, замбийских изумрудов в традиционных формах раджастанских браслетов и индийских серег «джумках» легки, но акцентны, современны, но аутентичны.
Изумруды Gem Palace
Gem Palace – знаковая ювелирная фирма, начинавшая с работ для индийских правителей в XIX веке, в настоящее время продолжающая активно поддерживать древние традиции индийского мастерства. Ювелирные украшения творческого вдохновителя Gem Palace Мунну Касливаля очень эклектичны. Ювелиры умело сочетают веяния модерна и ар-дека с традиционными индийскими техниками и формами, смело экспериментируют с полудрагоценными камнями, и металлами.
Ювелирное творчество Viren Bhagat
Знаковым для совремнной индийской ювелирной отрасли является имя Viren Bhagat. Ювелир не одного поколения на современном рынке представляет украшения «Высоко ювелирного искусства». Платиновые украшения, отсылающие к периоду Великих Моголов, удивительным образом получают современное звучание.
Высочайшего класса драгоценные камни создают синтез современности и легендарного прошлого. Мотивы прошлого упрощены, что позволяет создавать акцентные, легкие, ажурные формы без налета громоздкости. Кольца и серьги получают «игривый» характер, благодаря современным дизайнерским акцентам, вписанным в традиционную форму.
/SHARE POST —>
- ← Изумруды в ювелирных коллекциях Cartier
- Коронационные регалии российского императорского двора: изумрудные кресты и бармы →
Источник: jtrend.ru
Сказочные сокровища Индии
Индия – одна из тех немногих стран, где ювелирное искусство получило самое широкое распространение и эзотерическое толкование, и достигло небывалых высот. Одной из причин можно назвать богатые запасы драгоценных камней в россыпях. Индийские копи овеяны легендами. Именно в Индии найдены самые большие алмазы в мире.
В музеях Лондона и Парижа выставлены ювелирные изделия мастеров средневековой Индии в России увидеть индийские сокровища можно в Эрмитаже, в Галерее драгоценностей, или в Кремле, на временной выставке, где собрано около двухсот пятидесяти драгоценных предметов. Эту коллекцию более пятидесяти лет собирали члены правящей семьи Кувейта аль-Сабах, покупая на аукционах мира, а затем передали в Национальный музей Кувейта коллекция датируется XVI-XVIII веками.
Это эпоха династии Великих Моголов, мусульманских правителей узбекского происхождения, так называемых тимуридов (потомков Тимура). И хоть при них и были созданы самые роскошные предметы сказочной красоты, однако они были бы невозможны без веков совершенствования мастерства: ювелирное дело было семейным и передавалось по наследству, так что будущие мастера уже в детстве постигали азы ремесла.
Ювелирные традиции сложились еще во времена индской (хараппской) цивилизации, которая вместе с древнеегипетской и шумерской является древнейшей цивилизацией человечества. Два древних города этой культуры в долине Инда – Хараппа и Мохенджо-Даро – находятся в современном Пакистане они были обитаемы около трех тысяч лет назад. В Мохенджо-Даро, Хараппе, а также в древних городах Калибангане, Лотале, Ропаре были найдены богатые золотые, серебряные, бронзовые, медные украшения с сердоликом, агатом, яшмой, нефритом, лазуритом, бирюзой, из черепаховых панцирей, фаянса, слоновой кости, составляющие целые наборы из ожерелий, многорядных монист, серег, браслетов, колец, брошей. Большие наборы украшений и впоследствии останутся характерной чертой ювелирного искусства Индии.
Украшения в Древней Индии носили все: женщины, мужчины и дети. Женщины носили ожерелья, серьги, браслеты на руках и ногах (паял), кольца, пышно украшали прически. Для причесок
Легко узнаваемое индийское головное украшение тикка – это жемчужные нити или цепочки, украшенные камнями, закрывающие пробор, с подвеской, свисающей на лоб (бинди). Замужние женщины носили на груди цепочку с подвеской.
Кроме того, в ходу были украшения для бедер и талии пояса до сих пор имеет широкое распространение пирсинг: молодые женщины носят колечко или маленький драгоценный камень в левой ноздре. Мужчины тоже носили и ожерелья, и браслеты.
Мужские браслеты на предплечье состояли из нескольких, чаще трех, рядов драгоценных камней в оправах, скрепленных подвижно между собой главным элементом был круглый щиток, также украшенный алмазами, рубинами и изумрудами. На тюрбан спереди прикалывали перья райских птиц специальной брошью под названием сарпеч.
Это тюрбанное украшение чаще всего выполнялось в форме стилизованного пера. Чем богаче был человек, тем больше он носил украшений. Представители касты воинов носили гладкие кольца для стрельбы из лука, надеваемые на большой палец.
Такое кольцо имело сильно вытянутый широкий щиток треугольной формы, приподнятый над пальцем под углом за этот треугольник при стрельбе из лука цеплялась тетива. Кольца лучников украшались эмалью, а также были и парадными, богато украшенными драгоценными камнями. Воины не только носили украшения, их оружие само по себе служило украшением: ножны кинжалов и сабли богато инкрустировались шлифованными драгоценными камнями.
После прихода мусульман в XVI веке в украшениях исчезают изображения людей остаются только растительные мотивы, изображения животных и птиц. Главная особенность изделий этого времени – предметы украшались не только с лицевой стороны, например, широкое ожерелье из алмазов с изумрудными каплевидными подвесками покрывалось сложными красно-зелеными растительными эмалевыми узорами с обратной стороны. Это касалось и больших плоских серег в форме капли или круга, и браслетов, как полых, круглых в сечении, так и плоских.
Драгоценные украшения, оружие, кувшины, чаши, подносы, тарелки, флакончики для ароматных масел, шкатулки, коробочки для бетеля (жевательной смеси из трав) свидетельствуют о многообразии ювелирных техник индийских мастеров. Особо красив стиль кундан – индийская технология закрепки отшлифованных камней почти вплотную друг к другу, без креплений и оправ в привычном понимании этого слова.
В изделиях кундан применялось золото высокой пробы, так как оно обладает способностью к созданию молекулярных связей с другими веществами. Таким образом, достигалось наилучшее сцепление камней с основой, что обеспечивает прекрасную сохранность изделий даже сейчас, спустя века. Рубины, шпинели, изумруды и алмазы выкладывались в виде узоров или изображений птиц и животных на лицевой стороне изделия, а обратная расписывалась эмалью. Все это в целом создает ощущение сказочного, прямо-таки мифического богатства и красоты.
Искусство эмали – менакари – достигло высочайшего уровня развития существовало даже разделение на мастеров-художников, граверов и собственно эмальеров. Художник рисовал, гравер наносил, а эмальер раскрашивал рисунок, накладывая эмаль. Эмаль известна была в Индии давно, но только при мусульманах получила такое широкое распространение. До сих пор эмаль на старинных украшениях сохранилась в первозданном виде, отчасти потому, что она никогда не вступала в контакт с кожей: ожерелья при носке укладывались на полосы бархата.
Индийские ювелиры обладали и техникой резьбы по камню, причем по очень твердым видам драгоценных камней известны изображения на изумрудах, знаменитые царские геммы – списки имен правителей. В собрании аль-Сабах есть изумруд, вырезанный в форме цветка. Сложные цветочные мотивы – популярнейший вид декора индийских ювелирных изделий. Иначе не могло быть в стране, где пышная и щедрая природа окружала мастеров-ювелиров, подавая своими разнообразными формами и расцветками идеи для воплощения в металле и камне. Изображения цветов разных растений приобрели символический смысл цветущее растение, например, это символ удачи и процветания цветок жасмина – символ плодородия.
Из животных мотивов самым любимым была змея, символизирующая бесконечность, вечный цикл времен, а также храбрость, быстроту и неистовую мощь. Индусы изображали павлинов и павлиньи перья на поясах, серьгах и ожерельях эта птица являлась символом красоты, любви и бессмертия. Подвески к серьгам и ожерельям часто делались в виде рыб – символа изобилия, инкарнации бога Вишну.
Львы олицетворяют силу, храбрость и независимость, а слоны – спокойствие. Индусские украшения до прихода мусульман изображали богов и богинь, сцены из древних священных писаний, древние индийские символы трезубца, змеи, лотоса, гопурама (врат южно-индийского храма) позже появились мотивы луны и полумесяца, особенно в серьгах и украшениях для головы тикка. Изделия в древнейших традициях в это время можно было найти разве что на юге Индии и в местах паломничества, например, в Бенаресе, славившемся своими кустарями. В «Знаке четырех» Конан Дойля индийский сундучок с наследством мисс Морстон был изготовлен именно в Бенаресе. В наше время этот священный для всех индусов город называется Варанаси это и по сей день средоточие искусства, духовности и мудрости Индии.
Ювелиры Древней Индии владели таким редким знанием, как соответствие камней и планет. Изделия с девятью видами камней, каждый из которых соответствовал своей планете, назывались наваратна. Считалось, что камень берет от своей планеты силу и покровительство, а сочетание таких самоцветов приносит владельцу ювелирного изделия здоровье, успех в делах и гармонию внутреннего мира.
Именно Индия является родиной литотерапии – науки лечения болезней минералами. Для нужного воздействия на организм человека подбиралось определенное сочетание камней и металлов. Важно было и то, какого цвета камни и металл. Украшения носились на особых местах, осознаваемых как энергетические точки (чакры).
Для активации чакры третьего глаза носили украшения на проборе с подвеской и украшение для лба – бинди. Ожерелья – мала – влияли на разные чакры: короткое, охватывающее шею – на чакру щитовидной железы, длинное – на чакру сердца, любви. Украшения для бедер и талии в виде подвесок, поясов соприкасаются с солнечным сплетением, чакрой жизненной энергии.
Представляя себе, как выглядит женщина в индийских украшениях, мы чаще всего вспоминаем индийские фильмы или танцовщиц беллидэнс – танца живота. Однако так, как танцовщицы, украшения носили не все. Дело в том, что это так называемые храмовые украшения, которые приносились в качестве подношения божествам храмов.
Они изготавливались по строгим канонам, и носить их могли только женщины королевской семьи и священные храмовые танцовщицы девадаси, с детства жившие при храмах и считавшиеся женами бога. В изготовлении украшений для храмов деятельное участие принимали индийские королевы и принцессы, некоторым из них даже удалось создать собственный стиль, ввести новые прически и украшения, например, принцесса Кундави (IX век) ввела ставшее популярным ожерелье манго-мала в виде цветка манго. Храмовым украшением считается и знаменитый индийский браслет, соединенный цепочками с пятью кольцами, надеваемыми на пальцы круглые плоские броши-ракуди – украшение прически некоторые виды браслетов на предплечье и т.д. В наши дни эти изделия могут носить все желающие.
На изображениях индийских богов и богинь можно увидеть самые разные украшения. Лакшми изображается в золотом головном уборе в виде короны, напоминающей формой индуистский храм в ушах у нее серьги-колокольчики – джумка на шее два ожерелья: одно длинное, с традиционными изумрудами и рубинами и большой подвеской в форме соцветия манго, другое короткое, плотно охватывающее шею. На плече и запястье браслеты, на талии – драгоценный пояс. Примерно так выглядели украшения танцовщиц девадаси, которых в Европе стали называть баядерами или баядерками.
Особняком от самоцветного великолепия стоят серебряные филигранные изделия, воздушные, созданные из тончайших серебряных нитей, сверкающие, как иней. Это мастерство развилось в Центральной Индии, в Декане, и в португальской колонии Гоа, в конце XVII века.
Мастерские по производству серебряной филиграни в традиционной технике в отдельных местах существуют до сих пор в те же времена предметы из филиграни вывозились в Европу в большом количестве. В Эрмитаже хранится коллекция таких изделий. Среди них сундучок с орнаментом в виде цветов с восемью лепестками и побегов в форме спирали.
На лицевой стороне сундучка есть замочная скважина с накладной петлей и замком, с ключиком на цепочке. В сундучках хранили церковные драгоценности или ключи. Две воздушные парные вазы имеют крышки с ручкой в виде цветка ириса и серебряным шнуром. Европейцы хранили в таких вазах душистые травы.
Интересно, что в Китае производились подобные предметы и с похожими орнаментами, но у индийских в ажурном рисунке есть сквозные промежутки, а также применяется эмаль, драгоценные камни, серебряные шарики, припаянные сверху на узор. Сохранилось описание ювелирной выставки во Франции, проходившей в 1886 году, и в частности, индийской филиграни: «Даже такому тонкому и чуткому инструменту как рука индуса, не достает аккуратности при изготовлении индийской воздушной филиграни, и с этой паутиной из проволоки работают лишь дети».
Источник: www.imperis.ru
Индийские украшения
Ювелирные украшения всегда играли важную роль в прославлении красоты индийских женщин. Ювелирные изделия связаны с каждым этапом человеческой жизни, будь то крещение или свадебная церемония. Нет такой женщины, которую не привлекают камни своим сверкающим блеском. В древних рукописях было сказано, что Индия — это земля сокровищ. Чем же индийские украшения так привлекают?
Почему индийские украшения популярны?
В Индии всегда были популярны творческие и художественные работы в любой области. Искусство является неотъемлемой частью индийской культуры в любую эпоху. При проектировании ювелирных изделий сохраняются и давние традиции, и фьюжн, что всегда создает творческий и инновационный подход.
Индийские украшения привлекают своей красотой, ведь разные культуры и искусства прижились в их традиционных украшениях. Кроме массивных ювелирных изделий, нельзя упустить и этнические украшения. Индийские ювелиры украшают свои работы с помощью гравировки на каждом камне.
Джайпур и биканери — это популярные традиционные украшения в Индии. Для сопоставления традиционного и современного, они создали драгоценности кундан. Кундан — это техника ювелирного искусства, с помощью которой все усыпают камнями. Поэтому спрос таких изделий всегда очень велик. Золотые и серебряные украшения также всегда востребованы, ведь женщины любят носить их.
Индийцы одинаково ценят серебро и золото. Они носят такие украшения на вечеринки, торжественные мероприятия, праздники и в любое другое время. В настоящее время все популярней становятся керамические ювелирные изделия. Хотя они и не созданы из драгоценных камней или металлов, но удивляют своим уникальным дизайном и яркими цветами.
Ювелирные изделия для здоровья
Индийские украшения носят не только для своей красоты, достатка или статуса, а также для крепкого здоровья. Красивые орнаменты помогают сохранить здоровье. Нерв безымянного пальца напрямую связан с сердцем, поэтому носить металл на этом пальце очень полезно для вашего здоровья. Также нерв проходит из мочки уха, который соединяет почки, головной и шейный мозг.
Согласно индийской традиции, все молодые девушки должны носить пирсинг, а мальчики — серьги. Нервы запястья свидетельствуют о частоте пульса, поэтому носить браслеты также полезно, ведь они способствуют циркуляции крови. Кольцо в носу поможет регулярно и комфортно дышать. Браслет обычно сделан из серебра, а серебро является хорошим проводником энергии. Прицепное кольцо помогает сделать менструальный цикл регулярным, а также помогает в процессе зачатия.
1981- «Русский Ювелир»
Все права защищены.
Источник: russj.ru