Из чего изготавливали первые украшения

Патрушев, Н. В. История технологии изготовления древних бус / Н. В. Патрушев, К. В. Патрушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33500/ (дата обращения: 06.05.2023).

Во время археологических раскопок Флиндерса Петри близ Фив, у Неггаде, была найдена бусина светло-зеленого цвета размером 9,0×5,5 мм, имеющая возраст 3500 лет до н. э. Она является древнейшим стеклянным предметом, открытым археологами в ХХ веке. Другая бусина, которая немного моложе, датируется 3300 г. до н. э. имеет черный цвет и относится к первой династии египетских фараонов. Первая хранится в Берлинском музее, вторая — в Оксфорде, в Ашмолейском музее. Можно упомянуть и о других стеклянных предметах, столь же древних, как и эти бусы, также имеющих большой возраст — 2000–3000 лет до н. э., как например, палочка миллифиори с именем царя Амекхета III (около 1830 г. до н. э.), древнейший сосуд в виде маленькой кружечки того же времени и др. Эти находки позволяют признавать, что по меньшей мере за три с половиной тысячи лет человек умел уже изготовлять такие простейшие стеклянные изделия,как палочки, бусы, небольшие полые сосуды и мозаичные плитки.

Чокер с СИМБИРЦИТОМ. #шайдова #авторскоеукрашение #украшения #чокер #симбирцит

Древнейшее стекло, химический состав которого был изучен, нашел X. Р. Холл в 1919 г. в Эриду (Месопотамия). Оно относится к 2800 г. до н. э. и было проанализировано Г. Гарнером. Это стекло содержит 65 %SiO2, 17 % Na2Oи по 1–4 %Al2O3, CaO, MgO, Fe2O3и K2O.

Наиболее распространенными изделиями из стекла в Египте были бусы, которые вырабатывались в подражание драгоценным камням: сапфиру, смарагду, топазу, бирюзе, бериллу, аметисту, яшме и др. Камням-самоцветам присваивалась чудодейственная сила, в которую верили древние люди, и которая по их верованиям помогала тем, кто имеет такие камни.

Флиндерс Петри предполагает, что бусы изготовлялись из палочек, которые предварительно вытягивались из стеклянного расплава, находившегося в тигле. Заготовленная заранее палочка размягчалась в пламенном пространстве печи или в горне и навивалась вокруг отрезка медной проволоки, пока не образовывался комочек стекла желаемого размера. Насколько известно, египтяне имели медную проволоку около 3400 лет до н. э. Затем производился вторичный нагрев образовавшегося комочка в пламени, чтобы оплавить поверхность, выровнять неровности и придать ему желаемую форму.

В разное время бусы изготовляли различными технологическими приемами.

Греческий поэт Месомед, живший при императоре Адриане в первой половине II в. н. э., рассказывает в своей поэме, по-видимому, об изготовлении стеклянных бус: «Мастер принес стекло, писал он, и раздробил его на куски… Далее, он положил в огонь кусок твердый как железо. Расплавленное всепожирающим огнем стекло текло, подобно воску. Чудно было людям смотреть на струю, текущую из огня, и на мастера, который дрожал, как бы ее не потерять, и который вкладывал кусок в концы двузубых щипцов» [5]. Согласно описанию Месомеда, в данном случае речь идет об изготовлении бус путем прессования при помощи щипцов. Можно предположить, что для образования отверстия в бусине, после размягчения стекла и перед зажиманием его в щипцах, в него вставлялась проволока, которая после остывания удалялась.

Читайте также:
Что делать с ненужными серебряными украшениями

Украшения с цитрином.

Л. М. Ангус-Баттерворз пишет, что большинство маленьких бус в Венеции во времена Марко Поло, т. е. в XIII—XIV вв., изготовляли из трубок. Тонкие трубки вытягивали в Мурако, нарезали на короткие отрезки и перевозили в Венецию. Здесь их сортировали по диаметрам, вновь нарезали лезвием или резцом по заданному размеру бус и оплавляли края [1]. Подобным же способом велось изготовление некоторых видов бус в Средней Азии в раннем средневековье [2].

В IX—X вв. в Афраснабе существовала особая техника изготовления бус. А. С. Боброва описала коллекцию археологического кабинета Среднеазиатского университета в Ташкенте, содержащую несколько десятков неудавшихся или незаконченных обработкой глазчатых бус, мисочки с застывшей стеклянной массой, несколько керамических трубочек и глазков в виде стеклянных капелек.

Форма бус — неправильно округлая, размер их 1,5–2,0 см в поперечнике. Стекло темно-зеленое полупрозрачное, коричневое или черное совершенно непрозрачное. Особенность этих бус — светло-желтые керамические трубочки внутри их. Они сделаны из хорошо отмученной и обожженной глины. Длина трубочек 1,2–2,2 см, диаметр сечения 0,3–0,6 см, диаметр отверстия 0,15–0,30 см. Края их неровно обломаны.

Высота мисочки 1,1 см, диаметр поверху 3,2 см, а дна 2,7 см. Бусы по-видимому, носили с вставленными в них трубочками. Предполагается, что бусы изготовляли навиванием стеклянной нити или палочки в размягченном состоянии вокруг керамической трубочки. После этого бусу оплавляли в пламени дли сглаживания неровностей и пока она была мягкая, в ней делали углубление.

Они служили гнездами для вставления глазком из кусочков стекол разных цветов. Затем производилось вторичное оплавление, закрепление их в выемках и выравнивание поверхности бусины.

Бусы с золотой и серебряной прокладкой требовали художественного мастерства при изготовлении В данном случае речь идет о бусах III —V и VII —XII вв.найденных на территории СССР. Часть их была изготовлена древнерусскими стеклоделами, другие были доставлены из-за пределов Древней Руси. Большинство из них были цилиндрические, бочонкообразные, ребристые илимногочастные. Химико-технологическое исследованиепозволило составить представление о способе их выработки [3].

Их изготовление велось, по-видимому, в мастерских иного типа, чем стеклоделательные мастерские, где находились стекловаренные печи и где варили стекло из смеси сырьевых материалов. Мастерские для изготовления бус занимались обработкой стекла я могли находиться либо при стеклоделательных мастерских, либо вдали от них, но в обоих случаях они пользовались для своего производства готовым стеклом как исходным полуфабрикатом [4].

В этих «ювелирных» мастерских работали ремесленники, имевшие дело с очень тонкой и художественной обработкой стекла, а может быть, они были одновременно и «златокузнецами» — «золотых дел мастерами». Они не занимались варкой стекла из сырьевых материалов, но пользовались готовым стеклом со стороны и плавили его в тиглях, как плавили в той же мастерской золото и серебро; они были искусными мастерами именно по художественной обработке стекла и выделке из него бус и украшению их золотом или серебром.

Мастера художественного стеклянного ремесла, изготовлявшие бусы, пользовалась небольшими горнами, работавшими с применением дутья при помощи мехов. В горнах они ставили на огонь небольшие тигельки из огнеупорной глины, насыпали в них куски стекла («стеклянный бой») и доводили его до расплавленного состояния, необходимого для формовки бус.

Читайте также:
Что такое подставка для украшений

Когда стеклянный расплав приобретал необходимую вязкость, удобную для работы, можно было приступать к выработке изделий. Мастер брал в левую руку длинный тонкий железный стержень, имевший на конце слегка коническую форму. В правой руке у него находился другой наборный железный стержень, нагретый предварительно до красного каления.

Мастер опускал конец стержня в расплавленное стекло, которое приплавлялось к стержню, обволакивало его в виде комка; касаясь далее комком стекла первого стержня, мастер быстрым движением делал вокруг него полный оборот, обвивая тянущимся стеклом стержень и как бы «наматывая» на него стекло. Затем очень резким рывком мастер отодвигал правой рукой стержень, отрывая ею от комка стекла. На первом стержне должно было оказаться столько стекла сколько нужно для образования заготовки бусины. Отложив прочь наборный стержень, мастер продолжал вести обработку заготовки бусины.

Затем, передвигая стержень, он производил обкатывание сферического комка стекла на гладкой плитке (железной, каменной), добиваясь того, чтобы он принял цилиндрическую форму и приобрел тонкие стенки.

Далее производилось наложение металлической пластинки на цилиндрическую поверхность бусины. Так как температура плавления серебра 901°C, а золота 1063°C, то при нанесении пластинок из этих металлов температура стеклянной заготовки бусины должна быть ниже, чем указанные ранее.

Однако нельзя было допускать и слишком низкой температуры заготовки, при которой уже не наблюдается адгезия (прилипание) стекла к металлам. Экспериментальное определение температуры размягчении нескольких стекол, из которых были изготовлены бусы, показало, что оно наступает при 490–560°C. Можно предполагать, что при нанесении металлических пластинок на стекло температура его была 600–800°C.

Далее следовала подготовка металлической пластинки и защитного слоя (носящего название «кантарели» в производстве золотой смальты). Пластинки стекла для защитного слоя вытягивались из расплава при помощи «приманки», как это делается ныне при вертикальном вытягивании стекла.

В качестве приманки служила металлическая (железная) пластинка. При надлежащей вязкости расплава ремесленник получал ленточку стекла надлежащей толщины. Он нарезал ее затем по размеру заготовленной серебряной или золотой пластинки, которую наносил в горячем состоянии на размягченную стеклянную ленточку. Нагретая почти до размягчения, заготовка бусины, находящаяся на железном стержне, покрывалась далее металлической пластинкой, приплавленной к стеклянной ленточке, также нагретой почти до размягчения.

После сплавления двух соединяемых частей вместе бусина вносилась на стержне вновь в огонь для оплавления и округления неровностей и снова обкатывалась на плитке. Весьма вероятно, что изготовленные бусины затем постепенно отжигались, для чего мог применяться, например, горячий песок.

Изготовление бочонкообразных бус не отличалось по существу от описанного способа производства цилиндрических бус. Форма «бочонка» придавалась им в то время, когда мастер обкатывал комок стекла на плитке; еще более вероятно, что эта форма бусины достигалась во время вторичной обкатки бусины в размягченном состоянии на плитке после нанесения на нее металлической пластинки и защитного слоя.

Ребристые бусы изготовлялись подобным же способом, но форма придавалась им при помощи формовых щипцов на последнем этапе их выработки.

Выработка многочастных бус могла производиться так же, как и цилиндрических, однако подготовленная бусина удлинилась при помощи растягивания в размягченном состоянии до нанесения на нее металлической пластинки и покровного слоя. Форма придавалась им формовыми щипцами, при этом в канал бусины вводилась проволока во избежание его заплывания при нажатии щипцов.

Описанные технологические приемы изготовления бус, как видно, требовали применения мелких инструментов, большой аккуратности, художественного чутья и сноровки, знания свойств материалов (стекла, золота, серебра и др.), умения выполнять тонкие ювелирные работы.

  1. Angus-Butterworth L. M. The manufacture of glass. London, 1948;
  2. Абдуразаков А. А., Безбородов М. А., Заднепровский Ю. А. Стеклоделие Средней Азии в древности и средневековье. АН УзбССР. Ташкент, 1963;
  3. Безбородов М. А. Химический состав и технологические приемы производства стекла в Древней Руси. ДАН СССР, 97, № 6, 1954;
  4. Безбородов М. А. Технология производства стеклянных бус в древности. Труды Гос. истор. музея, вып. 33. М., 1959;
  5. Фармаковский М. В. Римские стекловаренные печи. Известия Института археологической технологии. Петербург, 1922.
Читайте также:
Украшения своими руками брошки

Основные термины (генерируются автоматически): бусы, металлическая пластинка, III, мастер, стекло, размягченное состояние, готовое стекло, правая рука, стеклянный расплав, художественная обработка стекла.

Источник: moluch.ru

Из истории проволоки и поделок из неё.

Создание изделий из проволоки – древнее искусство, возникшее, вероятно, в Египте примерно за 3000 лет до н.э. Археологические находки говорят о том, что в 2600 г до н.э. Проволока использовалась в Шумере для изготовления золотых и серебряных лент, которыми придворные дамы украшали свои прически. Постепенно это ремесло распространилось в Передней Азии и через Константинополь дошло до Европы.

Из истории проволоки и поделок из неё.

Вверху: Эти проволочные изделия изготовлены в Мексике. Очаровательный жираф может служить корзинкой. Амурный кухонный шкафчик имеет высоту около 60 см.

Проволоку вначале получали, отрезая от металлического листа узкие полоски, которые либо перекручивали и затем прокатывали между двумя плоскими поверхностями, чтобы сгладить их острые кромки, либо спирально нанимали на круглый сердечник.

Ныне проволоку производят волочением. Суть этой технологии – протягивание металлических прутьев через конические сужающиеся отверстия. Такой способ был изобретен в Персии в VI веке до н. э., но до Европы он дошел лишь в X веке н.э., когда проволоку впервые начали изготавливать в промышленных масштабах. Стальная проволока использовалась для изготовления кольчуг, а также щеток для чесания шерсти, для конской сбруи, цепей, рыболовных крючков и иголок. Золотая и серебряная проволока до этого времени выпускалась почти исключительно для производства ювелирных изделий, но в Средние века ее основным предназначением стала вышивка.

К середине XVI века в одном только Лондоне было не менее 6000 волочильщиков, и примерно в это время в Англии появились первые механические волочильные станки. Волочильная машина с приводом от водяного колеса была изобретена Рудольфом Нюрнбергским в XIV веке, но в Англии она не применялась до 1564 года. Изготовление золотой и серебряной проволоки процветало до Великой французской революции, после которой мода на вышивку золотом прошла, и эта отрасль промышленности начала приходить в упадок.

Из-за того что железо ржавеет, очень немногие предметы, некогда изготовленные из железной проволоки, дошли до наших дней. К началу XIX века приобрели популярность такие способы защиты проволочных изделий от ржавчины, как лужение и покрытие черным лаком.

Америка ввозила проволоку из Англии и Германии до 1812 года, когда война с Англией привела к прекращению снабжения. С этого времени американцы начали строить собственные волочильные фабрики. К середине XIX века с появлением паровой машины стало возможно массовое производство проволоки, проволочной сетки и проволочных изгородей.

Отрасль процветала, достигнув наибольшего развития в Европе и Америке в конце века, и тогда стало доступно широкое разнообразие самых разных изделий, от веничков и корзинок до балконных ограждений. Из проволоки делали всевозможные предметы домашнего обихода, пока появление пластмассы не привело к постепенному угасанию этого ремесла.

Читайте также:
Как открыть бизнес украшений

Сегодня искусство плетения из проволоки процветает во многих регионах, например в Африке и Мексике. А в Европе с возобновлением интереса к народным промыслам оно переживает второе рождение.

Из истории проволоки и поделок из неё.

Выше: Мотоцикл и «фольксваген» были сделаны в Зимбабве.

Из истории проволоки и поделок из неё.

Выше: Эти игрушки тоже из Зимбабве. Лошадки изготовлены из папье-маше.

В статье использованы материалы из книги Мэри Магир «Плетение из проволоки. Идеи и проекты». Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать его у распространителей или издателя.

Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру

СОВРЕМЕННЫЙ МАСТЕР КЛАСС

При копировании материалов активная ссылка на сайт TROZO.RU обязательна!

Рукоделие и хобби. Поделки своими руками. Вам также будут интересны эти статьи:

  • Украшение дома цветами накануне Пасхи
  • Кто такие Кокеши?
  • Что такое Хайдао. История появления, инструменты, интересные факты.
  • Как делают джинсы. Фото отчёт. Самые большие джинсы в мире.
  • Что такое “дизайн”. Основные понятия. Истоки возникновения.
  • История происхождения термина “мода”. Цикличность моды.
  • Женская одежда, созданная в 1976 году.
  • Орнаменты и символика славянской вышивки.
  • Обряды, связанные с вышиванием и использованием рушников.
  • История вышивания икон Божией Матери нитками и бисером.
  • Мода на платья от 20х до 70-х годов прошлого века.
  • Что такое “фурошики”.
  • Традиционные ремёсла Карелии. Карельская вышивка.
  • Обрядовая кукла. Традиционный народный русский костюм. Что означает слово “сарафан”. Что значит “опростоволоситься”.
  • Обрядовая кукла. Древние традиции изготовления тряпичных кукол на Руси.

Ваш отзыв

Ещё фото и видео уроки по рукоделию на эту тему:

  • Как сделать нежную композицию из природных материалов.
  • Яркое напоминание о лете. Браслет из проволоки.
  • Как сплести из проволоки и бусин украшение для мобильного телефона.
  • Новый материал для стильных украшений.
  • Мини-гривна «Воспоминания о лете».
  • Как сделать разноцветный браслет из бусин и проволоки.
  • Люблю! Как много в этом слове.
  • Географическая микросхема.
  • Ожерелье из проволоки и бусин.
  • Как сделать денежное дерево из бисера и проволоки.

Стр. 1 из 1 1

  • ПОПУЛЯРНЫЕ УРОКИ
  • БЫСТРЫЙ ПОИСК — ТЕГИ
  • КОММЕНТАРИИ
  • Валяние игрушек. Забавный кот Обжоркин в технике сухое валяние
  • Игрушки своими руками. Ароматные зверушки
  • Амигуруми — вязаные весельчаки
  • Самое простое вязание: мастерим модные сумки
  • Домашнее мыловарение. Мыло твоей мечты
  • Делаем новогоднюю снежинку из бумаги
  • Как сделать фенечку. Плетение макраме
  • Мыловарение: мастер класс. Делаем мыло
  • Бисероплетение для начинающих: нежные цветы на проволочном каркасе
  • Водный маникюр в ярких тонах. Делаем своими руками
  • Лепка из полимерной глины бабочки
  • Делаем модный маникюр своими руками при помощи губки
  • Милла: Спасибо за этот урок и шаблоны)) не понимаю девуш.
  • Наталья: По-моему тут с мерками что-то напутано. 45*0.6=27.
  • ала: очень хороший М.К.красивый цветочек получился.
  • Валентина: Давно хочу попробовать плетение на проволоке, уже .
  • Людмила: Я видела работы из бисера на проволоки.И не могла .
  • чулпан: Все очень хорошо описано,все понятно и доходчиво.
  • Редакция журнала Трозо.Ру: Ольга, это обычный состав для папье маше — можно и.
  • Оля: А скажите пожалуйста,вот на видео не понятно во чт.
  • Эдик: Cпасибо за видио. Очень понравилось:).
  • Dana: Большое спасибо за подробный МК.
  • Редакция журнала Трозо.Ру: Да, Лариса, мыльная основа из Англии отличается св.
  • Лариса: Очень понравилось Ваше видео. И мы.
  • Людмила: «Сиамский урод»Очень удобная подушечка,особенно,ес.
Читайте также:
Большие цветы из изолона своими руками для украшения зала

Рубрики журнала

  • Азбука рукоделия (2830)
  • Валентинки (66)
  • История техники рукоделия (67)
  • Мастера рукоделия – работы (189)
  • Статьи о рукоделии (14)
  • Фото уроки рукоделия (2462)
  • Бисероплетение (56)
  • Бискорню (11)
  • Валяние (63)
  • Вышивание (199)
  • Вязание (508)
  • Декупаж (102)
  • Домашнее мыловарение (89)
  • Игрушки Тильды (47)
  • Квиллинг (66)
  • Кусудама (8)
  • Лоскутное шитьё (68)
  • Мишки Тедди (39)
  • Плетение (121)
  • Роспись (93)
  • Скрапбукинг (46)
  • Темари (17)
  • Флористика (70)
  • Фриволите (16)
  • Шитьё (345)
  • Аппликация (43)
  • Аэродизайн (28)
  • Батик (16)
  • Бумагокручение (50)
  • Валяние из шерсти (73)
  • Вышивание лентами (22)
  • Вышивка крестом (47)
  • Вязание крючком (296)
  • Вязание спицами (60)
  • Гончарное дело (7)
  • Декорирование предметов (270)
  • Другие уроки рукоделия (724)
  • Живопись (60)
  • Изделия из дерева (19)
  • Лепка (127)
  • Лэмпворк (11)
  • Мыловарение (81)
  • Новая жизнь старых вещей (168)
  • Оригами (216)
  • Папье маше (16)
  • Плетение из бисера (65)
  • Плетение из проволоки (18)
  • Пэчворк (30)
  • Ремонт и отделка (36)
  • Тунисское вязание (7)
  • Шьём сами (372)
  • Энкаустика (14)
  • Другие вещи (256)
  • Игрушки своими руками (203)
  • Мебель своими руками (43)
  • Предметы интерьера (336)
  • Украшения (210)
  • Картины, скульптуры (6)
  • Секреты мастерства (58)
  • Дом и фэн шуй (11)
  • Пример ремонта (6)
  • Ремёсла (26)
  • Ремесленники (24)
  • Деревообработка (24)

Источник: www.trozo.ru

Когда начали носить первые украшения? История ювелирного искусства

Когда начали носить первые украшения? История ювелирного искусства

Украшения могут быть изготовлены из чего угодно. Но более всего ценятся те, которые изготовлены из редких и драгоценных металлов. Золото — самый древний из драгоценных металлов, используемых в ювелирном деле. Его начали обрабатывать в Древнем Египте. А это более 4 тысячелетий назад. Египтяне делали прекрасные ювелирные изделия из золота, серебра, эмали и драгоценных камней.

Они носили серьги, кольца, броши, точно так, как мы носим их и теперь. Они также носили тяжелые ожерелья и нательные пластинки и украшали свои волосы.

В Древней Греции тонкая ювелирная работа так же высоко ценилась в украшениях, как и тот материал, из которого они были сделаны. Например, из золотой нити делали прекрасных бабочек или кузнечиков. Кроме того, греки любили камеи. Жемчуг, янтарь, коралл были их любимыми драгоценными камнями.

Самыми великолепными древними ювелирами были этруски, проживавшие на севере Италии. Они делали украшения замысловатой формы и с большим искусством. Вместо блестящей поверхности их золотые изделия имели зернистую, как будто они были осыпаны прекрасной золотой пудрой. Римляне носили очень искусные украшения, демонстрируя свое богатство.

Иногда все до единого пальца были в кольцах. Драгоценные камни носили как мужчины, так и женщины. Особенно они любили жемчуг и изумруд.

В средние века почти все ювелирные ремесленники были монахами. Монахи всю свою энергию и усердие отдавали изготовлению церковных украшений. В IX веке возникли гильдии ювелиров. В Лондоне в 1327 году золотых дел мастера создали собственную ассоциацию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

BraveRobot нашел еще статьи на эту тему:

  • Юридическое оформление драгоценных камней
  • Из чего и как изготовляют медали
  • Магическая сила кулонов
  • Подарок на день рождения: выбираем с любовью
  • 5 металлов стоимостью намного дороже, чем золото
  • Выдающийся русский ювелир Виктор Моисейкин
  • Чем лучше всего чистить серебро
  • Оберег — яркое наследие предков
  • Металлическая и композитная мебель. Интересные факты
  • 10 самых дорогих солнечных очков в мире: стоят ли они своих денег

Источник: bravedefender.ru

Рейтинг
Загрузка ...