История развития цивилизации неразрывно связана с освоением материалов. В этом плане трудно переоценить роль металла. Американский этнолог Генри Льюис Морган писал, что когда варвар научился получать и применять металл, тогда «девять десятых борьбы за цивилизацию было выиграно». Появление орудий из металла способствовало не только техническому прогрессу (в земледелии, строительстве, ремеслах), но и социальному: образование первых государств совпадает с началом бронзового века.
С металлом первобытный человек познакомился несколько тысячелетий тому назад. Имеются сведения, что примерно за 92 века до н.э. народности, населявшие территорию Анатолии (азиатскую часть современной Турции), использовали медь, найденную в самородном виде. Золотые изделия появились примерно за 60 веков до н.э., а изделия из метеоритного железа – примерно в XXX веке до н.э.
Но для того чтобы получать отливки, человек должен был на$ учиться плавить металл. На это потребовалось 47 веков. Самые древние отливки, обнаруженные археологами на территории Анатолии, Месопотамии и Ирана, датируются XIV веком до н.э. Спустя несколько веков технология литья была освоена народами, населявшими Кавказ, Северную Африку, Европу.
Как одевались наши предки? – антрополог Станислав Дробышевский | Научпоп
В истории развития литейной технологии можно выделить три периода:
Первый (от появления первых отливок до XIV века н.э.) – период примитивной технологии, индивидуальное производство (предметы быта, культа, оружие, украшения).
Второй (XIV – середина XIX в.) – период ремесленной технологии. Литье превратилось в самостоятельное ремесло, достигла совершенства ручная формовка.
Третий (середина XIX – конец XX в.) – период промышленной технологии. Организовано механизированное массовое производство самых разнообразных отливок.
Такое деление условно, по скольку на протяжении каждого этапа искусство литья переживало взлеты и падения. Еще в древности создавались уникальные литые изделия. Так, технология литья по выплавляемым моделям была известна еще в Древнем Шумере (XXVI век до н.э.), Древней Индии (XXX век до н.э.), Древней Греции и Этрурии (VI век до н.э.).
Владели ею и древние племена, населявшие экваториальную Африку (IV$ XII века н.э.). Две с половиной тысячи лет назад скифы применяли литье в кокиль. Греческие литые бронзовые украшения по сей день считаются образцами совершенства. Однако с исчезновением культур угасало и искусство литья. Кроме того, древние ремесленники старались держать особенности технологии в секрете, передавали их по наследству, и последний в династии нередко уносил с собой в могилу секреты ремесла.
Характерным примером служит булатная сталь. Древнеиндийские мастера выплавляли ее еще за 13 веков до нашей эры, но затем секрет булата был утрачен. Позднее булатные клинки изготавливали в Персии, Сирии, Египте, а в средние века – в Дамаске, однако с течением времени технология вновь была утеряна. Только в середине XIX века русский металлург П.П. Аносов раскрыл этот секрет, что позволило воспроизводить уникальные изделия из булатной стали.
Ювелирные украшения первобытных людей
Искусство литья в древности Первоначально для литья использовали формы из влажной глины, выдавливая в этих формах отпечаток модели. Позднее появились каменные формы – сначала открытые, а затем и закрытые. Первым литейным материалом стала бронза.
Технология получения бронзы путем сплавления меди и олова была известна в Древнем Египте, Ассирии и Вавилонии в третьем тысячелетии до нашей эры. В древнешумерском заклинании огня есть такие слова: «Меди и олова плавитель ты…».
Египтяне обозначали медь и бронзу одним иероглифом, но в первом случае к нему добавляли значок, который переводится как «настоящая», а во втором – «искусственно приготовленная». В древнеегипетских папирусах и вавилонских глиняных табличках II и III тысячелетий до нашей эры бронза упоминается как заурядный материал.
Число обнаруженных археологами древних изделий из чистой меди и чистого олова ничтожно по сравнению с числом бронзовых изделий. Древние мастера в основном отливали оружие и орудия труда: копья, топоры, ножи, серпы, мотыги, рыболовные крючки. Тем не менее найденные при раскопках литые украшения свидетельствуют, что изготовившие их люди были не только умелыми ремесленниками, но и художниками. Примером служит золотая голова быка из Ура (Древний Шумер), отлитая в XXVI веке до н.э.
Искусство литья в древности
Первоначально для литья использовали формы из влажной глины, выдавливая в этих формах отпечаток модели. Позднее появились каменные формы – сначала открытые, а затем и закрытые.
Первым литейным материалом стала бронза. Технология получения бронзы путем сплавления меди и олова была известна в Древнем Египте, Ассирии и Вавилонии в третьем тысячелетии до нашей эры. В древнешумерском заклинании огня есть такие слова: «Меди и олова плавитель ты…».
Египтяне обозначали медь и бронзу одним иероглифом, но в первом случае к нему добавляли значок, который переводится как «настоящая», а во втором – «искусственно приготовленная». В древнеегипетских папирусах и вавилонских глиняных табличках II и III тысячелетий до нашей эры бронза упоминается как заурядный материал. Число обнаруженных археологами древних изделий из чистой меди и чистого олова ничтожно по сравнению с числом бронзовых изделий.
Древние мастера в основном отливали оружие и орудия труда: копья, топоры, ножи, серпы, мотыги, рыболовные крючки. Тем не менее найденные при раскопках литые украшения свидетельству$ ют, что изготовившие их люди были не только умелыми ремесленниками, но и художниками. Примером служит золотая голова быка из Ура (Древний Шумер), отлитая в XXVI веке до н.э.
По замечанию А.М. Петриченко, «ближе к художественным отливкам, как по оформлению, так и по приемам литья, были литые мечи». Вряд ли можно найти хоть один народ, который владел искусством литья и не изготавливал бы бронзовых мечей. Найденные в раскопках древние мечи, как правило, богато инкрустированы золотом и серебром.
Их рукояти украшены замысловатым узором, изображениями животных. Литейщики Древней Индии уже в третьем тысячелетии до нашей эры применяли стержни для изготовления пустотелых отливок. К этому времени относится и появление технологии литья по восковой выплавляемой модели, которая дала толчок развитию художественного литья.
Древнекитайские мастера в первую очередь освоили литье из чугуна (примерно в VI веке до н.э.). Добавляя в шихту фосфат железа, китайцы научились делать чрезвычайно тонкие отливки. Получалась фосфитная эвтектика (от греч. eutektos – легко плавящийся), температура плавления которой была примерно на 100° С ниже, чем у бронзы. Самой большой чугунной художественной отливкой считается Лев в ЦзяньЧжоу (974 г. н.э.). Его высота – около 6,1 м, длина – 5,5 м.
Бронза в Древнем Китае появилась позднее, чем во многих других странах, – лишь во II тысячелетии до н.э. Наивысшего расцвета технология бронзового литья достигает в XII$VIII веках до н.э., о чем свидетельствуют великолепные бронзовые сосуды, применявшиеся в быту и при религиозных церемониях. Начиная с середины I тысячелетия искусство литья приходит в упадок. Литьем изготавливают только монеты.
В странах Древнего Востока высокого совершенства достигло литье скульптур.
В Индии отправным моментом стало распространение буддизма. Еще в I веке н.э. появились скульптурные изображения Будды в человеческом подобии. Позднее популярнейшим божеством стал Шива. В его образе особенно пол$ но отражены принципы индийской эстетики и национальные приемы художественного творчества. Начиная с X века предпочтение от$ давалось танцующему Шиве, который символизирует движение, круговращение мира.
Китайские литые скульптурные изображения Будды, датируемые I веком н.э., отличаются сложностью композиции, тщательностью обработки. Для китайского стиля характерно изготовление больших отливок реальных и мифических животных, устанавливаемых на постаментах у входа во дворцы и храмы.
Высоким мастерством отличались скифские литейщики (VIIIII век до н. э.). Подтверждением тому могут служить бронзовые котлы для варки пищи, незаменимые при кочевом образе жизни. Котлы украшали литыми узорами, фигурами козлов, растений, культовыми знаками. Скифы применяли стрелы с гранеными бронзовыми наконечниками, которые отливались в металлических формах – кокилях. Позже технология литья в кокиль была утрачена и возродилась лишь в XVII веке.
Интересной страницей в истории развития литейной технологии является освоение литья древними племенами Центральной Африки. Зарождение металлургии здесь имело свои особенности. В джунглях и саваннах экваториальной Африки почти нет залежей меди. Век металла тут начинался с железа.
При археологических раскопках в Центральной Африке были обнаружены плавильные печи и шлак. Это дало основание предположить, что примитивная выплавка железа велась здесь уже в самом начале II тысячелетия до н.э.
В то время, когда в Древнем Египте производили изделия из бронзы, народы, населявшие территорию современной Нигерии, искусно изготовляли из железа орудия труда, оружие и даже складные стулья. Для литья гвоздей, бус и других предметов африканские литейщики применяли специальные формы.
Систематическая добыча меди в Центральной Африке началась довольно поздно. Мастера народа сао, жившего на берегах озера Чад в IV-XII веках, отливали из бронзы и меди статуэтки людей, кулоны в виде ящериц, уток, слонов и крокодилов, браслеты, подвески. При раскопках на территории Восточной Нигерии в погребении полутысячелетней давности были обнаружены художественные отливки из бронзы в виде черепа леопарда и рукоятки посоха, увенчанной фигурой всадника, маски людей, животных, различные украшения, бронзовые сосуды в форме раковин.
Скульптуры африканских мастеров изготавливались методом литья по выплавляемым моделям, причем толщина стенок не превышала 2-3 мм. Это свидетельствует о высоком мастерстве литейщиков. В XIII веке до н. э. на Балканском и Апеннинском полуостровах Средиземноморья за$ рождаются новые очаги культуры, которым суждено было сыграть огромную роль в истории Запад$ ной Европы.
Древние эллины и этруски переняли лучшие достижения древнеегипетской, критомикенской культур и культуры Междуречья. Расцвет Древней Эллады и Этрурии приходится на конец бронзового века и начало железного. Литейщикам не нужно было открывать способы обработки металлов, и всё свое мастерство они направили на совершенствование технологии и декоративных приемов.
Древнегреческие мастера умело использовали технологию литья по восковым моделям. Например, при изготовлении мечей восковые модели применяли для нанесения рисунка или получения биметаллических отливок. Древнегреческие литые бронзовые украшения, оружие, светильники являют собой шедевры декоративно-прикладного искусства, но подлинной вершиной следует признать литые скульптуры из бронзы.
Сначала эллины находились под сильным влиянием египетских канонов. Их скульптуры отличала неподвижность форм, условное изображение движения, «архаическая» улыбка, грубое исполнение отливки. Но на рубеже VI-V веков до н.э. ваятели научились создавать близкие к жизни образы, реалистичнее изображать человеческую фигуру, ее движение.
Скульптура периода высокой классики выражает возвышенные идеалы, представления о гражданской доблести, о духовном, нравственном и физическом совершенстве свободного эллина, о красоте и гармонии человеческого тела. Прекрасные бронзовые статуи обнаруживают не только тонкий художественный вкус древних греков, но и значительное усовершенствование способов литья. Создание крупных отливок было не под силу одним лишь скульпторам. Для этого требовались литейщики ваятели, высокоразвитое литейное производство и филигранная техника литья.
Как и в Древней Греции, в Древней Этрурии высокого расцвета достигла скульптура. Своеобразие этрусского искусства проявляется в реализме, в умении подчеркнуть детали, в сочетании простоты и изысканности. Одним из высших достижений художников-этрусков считается бронзовая статуя химеры, датируемая V веком до н.э. Восхищение вызывают не только художественные достоинства скульптуры, но и мастерство исполнения отливки. Западноевропейское скульптурное литье многим обязано классическим работам эллинских и этрусских мастеров.
Литература
Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. Художественное литье. – СПб., Политехника, 1996.
Источник: otlivka.info
Ты и я одной кости: вы ужаснетесь, когда узнаете, из чего сделаны эти подвески древних людей
Специалисты из Музея антропологии и этнографии Петра Великого РАН вместе с финскими коллегами исследовали неприметные подвески, которые 30 лет назад нашли на Южном Оленьем острове в Онежском озере. Результаты анализа шокировали: украшения, с которыми 8000 лет назад похоронили мужчину, оказались вырезаны из человеческих костей.
На острове Южный Олений в Карелии находится крупнейший в Северной Европе Оленеостровский могильник — около 170 захоронений эпохи мезолита. Люди среднего каменного века, жившие на берегах озера, хоронили на острове своих умерших 8340–7935 лет назад.
Находки из погребений ученые начали поднимать на раскопках еще в 30–40-х годах прошлого века. Среди них были и украшения из зубов животных, и несколько маленьких подвесок из кости. По зубам ученые смогли сразу определить, что они принадлежали лосю, бобрам и даже бурым медведям. И только недавно непритязательные подвески, на которых было вырезано всего по одной-две канавки, были отправлены на повторный анализ.
Исследователи с помощью масс-спектрометрии рассмотрели 37 подвесок и выяснили, что 12 из них точно сделаны из человеческой кости, другие две — возможно, происхождение еще шести осталось под вопросом.
Остальные были вырезаны из костей лося и крупного рогатого скота. При этом все украшения были одинаково грубо обработаны и внешне ничем не отличались друг от друга.
«Люди, жившие тысячи лет назад, считали свою жизнь не более важной, чем жизнь животных, которые обитали бок о бок с ними».
Кристина Маннермаа
археолог из Хельсинкского университета в Финляндии
Древняя традиция использовать человеческие кости и зубы для изготовления украшений известна во всем мире. Самые ранние свидетельства этого были найдены во Франции — это коллекция перфорированных зубов возрастом 35 тысяч лет, оставшаяся от ориньякцев.
Более поздние подвески находили по всей Дании, в Германии, Турции, Латвии, Чехии. В Мексике были обнаружены музыкальные инструменты из человеческой кости со следами порезов, которые указывали на жертвоприношения.
Источник: www.vokrugsveta.ru
Обработка камней и минералов в древности
В древности обработка драгоценных камней была несложной. Мастера ограничивались обкалыванием, резьбой, шлифовкой и полировкой камня. В эпоху раннего Средневековья обработка камней усложнилась. Сначала их шлифовали на мелкозернистом песчанике, потом полировали на свинцовой плите с помощью кирпичной муки. В итоге получались выпуклые камни с блестящей поверхностью.
Обработанные камни находили применение в разнообразных изделиях.
Ими украшали кубки, оружие, одежду, церковную утварь. В основном использовали аметисты, горный хрусталь, изумруды, сапфиры, бирюзу, сердолик.
Техника обработки цветных камней
Техника обработки цветного камня значительно усовершенствовалась в Западной Европе в XIV — XV вв. В XIV в. в Германии появились так называемые «шлифовальные мельницы» с водяным или ручным приводом.
На развитие ювелирного дела существенное влияние оказала эпоха Возрождения. Известный итальянский художник-ювелир Бенвенуто Челлини создал уникальные образцы изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Мастера Милана и Флоренции изготовляли столешницы из лазурита, жадеита, малахита, яшмы, агата, аметиста.
В XVI в. в некоторых странах появились первые кабинеты минералогии. В 1600 г. в Париже была открыта технология, позволяющая огранить алмаз в форме бриллианта.
В Западной Европе в XVII—XVIII вв. цветные драгоценные камни стали использоваться и для изготовления различных настольных украшений, таких как шкатулки, статуэтки, часы, письменные приборы.
В России применение цветного камня несколько отличалось от Западной Европы, Среднего Востока и Средней Азии. А. Е. Ферсман писал: «Хорошего каменного материала в нашей стране было мало в противоположность Западу, где культура камня возникла вокруг прекрасных и многочисленных месторождений его.
И хотя на Западе на смену палеолиту пришел век полированного камня, у нас в России всё ещё очень долго применялись грубо обтесанные кремни — грубые изделия старого палеолитического типа, причем из-за отсутствия месторождений хорошего кремня широко использовались некоторые другие горные породы (кварциты, песчаники, граниты и т.д.)».
В основном у нас находили применение халцедон, кварц, кварцит, яшмы и кремень. В Средние века на Руси использовали янтарь, светлый аметист, речной жемчуг, а также гагат, обсидиан, мраморный оникс, которые попадали на нашу территорию из Закавказья, бирюзу, лазурит и лал из Средней Азии.
В изделиях с драгоценными камнями, которые были изготовлены до XVII в., использовались в основном камни из других стран. В то время ещё не были открыты месторождения русских самоцветов для ювелирных изделий.
Добыча камня
Добыча камня на территории России началась в середине XVII в. На Урале в 1635 г. обнаружили малахит, по рекам Восточной Сибири были открыты месторождения агата, сердолика, яшмы и халцедона. При Петре I были обнаружены месторождения горного хрусталя, бериллов, аметистов, раухтопаза.
При Екатерине II стало стремительно развиваться камнерезное
построили Екатеринбургскую гранильную фабрику, а позднее на Алтае — Колыванскую шлифовальню.
В XVIII и XIX вв. из лучших строительных декоративных камней возводили дворцы, мосты и соборы. В конце XVIII в. в России стал развиваться народный камнеобрабатывающий промысел. На Урале гранили бериллы, топазы, горный хрусталь, полировали яшмы, малахит и прочие минералы.
Из цветного камня на Алтае и в Забайкалье изготавливали вазы, столешницы и другие предметы, получившие известность по всему миру. В 1820-1850 гг. были открыты месторождения изумрудов, топазов демантоидов, цирконов, рубинов хризолитов, алмазов и пр. В XIX в камнеобрабатывающее искусство достигло в России высокого уровня. Уральский малахит стал известен на весь мир.
Из него изготавливали подсвечники, столешницы вазы, письменные приборы и пр. В Зимнем дворце есть целый малахитовый зал.
Яшма пользовалась не меньшим успехом. Из неё изготавливали столешницы, вазы, колонны торшеры.
Из полудрагоценных камней в начале XIX в. стали изготавливать браслеты, перстни, табакерки. Применяли сердолик, агат оникс, топаз, коралл и аквамарин.
В 1848 г. в России была основа’ на ювелирная фирма, которой руководил К. Фаберже. Для изделий, производимых фирмой, использовались лазурит, белый кварц, розовый кварц, яшма, нефрит, родонит, горный хрусталь. В начале XX в. мастерские стали выпускать настольные украшения из камня, скульптуры людей и животных, каменные цветы, пасхальные яйца.
Все эти изделия пользовались большим спросом и стоили очень дорого.
В конце XIX в. был открыт синтез драгоценных камней группы корунда. На рынок благодаря французскому химику М. А. Вернейлю стали поступать синтетические рубины, а потом сапфиры и шпинель.
Следует сказать, что драгоценные камни находят свое применение не только в ювелирном деле, но и в промышленности. Например, большая часть всего объема бурения выполняется благодаря алмазным коронкам. Применяется этот драгоценный камень и в металлообрабатывающей промышленности, приборостроении, металлургии и т. д.
Цирконы используют в ядерных реакторах, авиационной и металлургической промышленности; корунды применяются в оптических квантовых генераторах, химической промышленности, электронных приборах; турмалин нашел свое применение в оптике и радиоэлектронике, а кварц — в оптике, стекольной и абразивной промышленностях, радиоэлектронике и т. п. Использовались и используются камни в строительном деле. Например, интерьер Московского метрополитена украшают кварцит, яшма, родонит.
Источник: tvoi-uvelirr.ru