Из чего украшения удмуртов

У древних удмуртов был единый покрой костюма. Носили одежду из белых тканей, украшенную вышитыми узорами. Народная одежда этого типа сохранилась в качестве обрядовой вплоть до первой четверти 20 в. За долгую историю удм народа сложились 2 основных комплекса костюма: северный и южный. Оба эти комплекса возникли на финско-пермской основе.

По мнению ряда исследователей сев комплекс народной одежды наиболее ярко отражает этнические особенности удм культуры. Именно одежда сев удм-тов сохранила и донесла до наших дней существенные черты древнего костюма и его орнаментацию.

Удм. народная одежда распределялась строго по половозрастным категориям. Худож. ансамбль костюма, являясь внешним выражением этнического самосознания, отчётливо отражал народное понимание красоты. «Ещё накануне нашего столетия обычай тебовал, — пишет С.Н.Виноградов, — чтобы каждый человек определённого возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя.

Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными: в высоких головных уборах (АЙШОН), в вышитом платке (сюлык), с головными полотенцами на спине (йыркышет, чалма)». Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды: у неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая одежда.

Удмурты | 11 выпуск

К обрядовой относятся: свадебная (сюан дись), для осенне-весенних угощений (вось нерге дись), погребальная (кулэммурт дись) и т.д. Народная одежда удмуртов имела не только чисто утилитарное назначение, но и обладала различными функциями: эстетической, социальной, служила знаком национальной принадлежности, возраста, семейного положения.

Именно в ней наиболее полно сказалась любовь и стремление удмуртов к красоте. Любовь удмуртов к изделиям народного декоративного искусства нашла отражение и в их устно-поэтическом творчестве, где радостное, целостное восприятие мира и импровизация занимают значительное место. В народной поэтике замечаем изобилие цветовых эпитетов, необычайно характерных для удм нар поэзии. Примером такой игры цветом и узором, повышенной декоративностью может служить песня «Лымы тодьы».

Следует уделить особое внимание свадьбе, где ещё в конце 19 нач 20 в ярко проявилась взаимосвязь различных видов и жанров народного искусства. Многие тканые и вышитые изделия входили в состав приданого невесты. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты.

Читайте также:
Можно ли дарить крест как украшение

На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха. В сложном ритуале свадьбы вышитыми тканым изделиям были определены особая роль и место.

В первой части свадебного обряда «сюан – пир в доме невесты» на молодую надевали богато орнаментированную узорным ткачеством по подолу и рукавам белую из тонкого льняного полотна туникообразную рубашку «ныл дэрем», отличающуюся большой цветовой щедростью и великолепием. Поверх этой рубахи надевали белый халат из тонкого холста «шортдэрем».

Зимой на молодую надевали не белый, а красный кафтан старинного покроя, скроенного сзади в талию, с собранными клиньями, с отложным воротником и откидными длинными рукавами. Кафтан шили из красной шерстяной домотканины. Невеста надевала его по приезде в дом жениха и была в нём на протяжении всего свадебного торжества. В нём она в первый раз выгоняла корову. Длинные рукава с продольным разрезом в верхней части, отороченные кумачом и полосками из цветных лент, бархата, носят образное название «скал уллян» (для выгона коровы).

«Из глубины веков»: древнейшее прошлое удмуртских земель

Женская одежда сев удмуртов конца 19-нач 20 вв едина по своим основным формам. В традиционный состав женского костюма сев удм-ов входит белая льняная рубаха туникообразного покроя, украшенная браным ткачеством и вышивкой. Рубашка шьётся без воротника. Отверстие для головы имеет форму овала или треугольника, которое закрывается съёмным вышитым нагрудником.

В качестве верхней летней одежды служил белый распашной халат. Характерной чертой жен. костюма является фартук, отделанный по подолу браным ткачеством, атласными лентами и мишурой. Пояс тканый с богато орнаментированными лопастями на концах, заканчивающийся в виде кистей или бахромы.. Не менее декоративными являлись чулки с неширокими узорными и безузорными полосками.

Головной убор состоял из 2 платков: небольшого красного платка (горд чушкон) и белого платка с яркими цветами (азьлань чушкон) и головного полотенца, которое повязывали на голову под платок так, что один конец его опускался на грудь, а другой – на спину. Красивый декоративный костюм дополнялся металлическими украшениями.

Наиболее важной и характерной чертой свадебного женского костюма явился вышитый нагрудник (кабачи), мотив которого состоял из восьмиконечных звёзд, называемых «толэзё», т.е. лунный. Без него нельзя было играть свадьбу. Особенно щедро украшенными браным и закладным ткачесвтом были передники (айшет). Подол передника заканчивался густой разноцветной бахромой, бисером и блёстками. Всё это придавало костюму особую праздничность.

Читайте также:
Украшения из моркови своими руками не сложные но красивые

Особенно нарядно украшалась узорным ткачеством одежда южных удмуртов. Она сплошь, сверху донизу, покрыта богатыми ткаными узорами.

Женский костюм южных удмуртов имел свои ярко выраженные, только ему присущие особенности, своеобразие которого достигалось использованием в костюме самых разнообразных видов узорного ткачества: выборного и закладного, многоремизного и переборного. Оформление тканей для костюма было тесно связано с особенностями человеческой фигуры и основными членениями одежды, а именно: орнамент выделял рукава, плечи, подол, грудь, спину рубахи и халата.

Костюм северных удмуртов строился на остром сопоставлении контрастных цветов, в основном красного браного ткачества и белого холста, а одежда южных удмуртов всегда насыщеннее по цвету и орнаменту. Ей свойственна большая сочность, яркость, многокрасочность. В основе южноудм. конструкции рубахи-платья так же, как и северной, лежит туникообразный покрой.

Подол заканчивается одной или двумя оборками из пестряди или цветного ситца. А между подолом и рубахой вшивается полоса, затканная ярким браным узором из шерсти. В целом жен. костюм южных удмуртов приобретает более сложные формы, как по составляющим его компонентам, так и по более нарядным расцветкам тканей. В композиции женского костюма южной удмуртки большую роль играл фартук-запон. Основная, центральная плоскость, украшающая подол фартука, заполнена разноцветным узором по цветному фону и обрамлена каймой с боковых сторон.

Так же, как у многих ф/у, тюркских и славянских народов Восточной Европы, в ансамбле южноудмуртского костюма особое место занимало головное полотенце (чалма). Оно входило в традиционный женский головной убор, который у южных удмуртов относится к типу сложных и состоит из следующих элементов:

1) Головное полотенце (чалма);

2) Налобная повязка (йыркерттэт);

3) Твёрдый головной убор конусообразной формы с усечённым верхом (айшон);

4) Платок-покрывало (сюлык).

Головное полотенце складывают пополам по горизонтали и вертикали так, чтобы яркие тканые узорные концыс кистями сошлись, не нарушив общей композиции рисунка на концах. Скрепляют полотенце на голове налобной повязкой, а концы спускают сзади по спине.

Впервые надевают чалму на голову невесты в доме жениха.Обряд покрытия головы невесты (вылькен изьыян) служил символом –знаком перехода девушки в род мужа. Айшон сверху покрывали расшитым чёрным шёлковым платком (сюлык), своеобразным по технике использования, с различного рода нашивками – парчовыми полосками, лентами, бисерорм, раковинами каури, монетами.

Читайте также:
Украшение детского сада к юбилею своими руками

По своей конструкции к цветовому решению сюлыки подразделяют на 2 типа: 1) чёрные, 2) красные. Красный сюлык – аппликативный, его носит женщина до прекращения деторождения. Уникален чёрный сюлык. Молодуха его должна была носить до рождения первенца, а в случае бездетности – 3 года.

Большую роль в женском праздничном костюме южных удмуртов играли ювелирные изделия: нагрудные женские украшения (уксё тирлык), серьги (пельугы), браслеты (поскес). В основном они были серебряные, иногда позолоченные.

Мужскую одежду удмурты шили главным образом из х/б, льняных и шерстяных тканей и сукна домашнего и фабричного производства. Костюм состоял из холщовой рубахи и таких же штанов, подпоясанных ремнём или поясом. В мужской одежде е существовало значительных локальных различий, т.к. большинство носило её из тканей фабричного производства. Техника выполнения поясов самая разнообразная: их ткали, плели и выполняли нестаночными способами.

Таким образом, южноудмуртская одежда второй половины 19 – начала 20 века характеризуется большой дифференциацией и высокой степенью приспособления к условиям труда и быта.

В связи с дальнейшим развитием в нашем крае товарно-денежных отношений, втягиванием Удмуртии в общероссийский рынок в характере оформления тканей удмуртского костюма происходят изменения: прежние одноцветные узоры заменяются более яркими и многоцветными.

Возвращаясь к красоте вообще в понимании удмуртов, вспоминается роман «Адямилэн чеберез» («Красота человека»)удмуртского писателя Трофима Архипова. Книга заканчивается словами: «Уж. Со бордын адямилэн улонэз» («Работа. В ней вся жизнь человека»). Эти слова подтверждает и удмуртская народная поговорка: «Адямиез уж чебер каре» («Человека труд красит»).

Источник: studopedia.su

Удмуртский национальный костюм

Удмуртский национальный костюм

Национальный удмуртский костюм – это символ трудолюбия и аккуратности. Чтобы наполнить свой сундук с приданным девочки начиная с 6-7 лет учились прясть, а главным помощником в этом деле был ткацкий станок. И так, к 16–17 годам они становились мастерицами и умелицами на все руки, они могли изготовить и повседневное платье, и свадебный наряд. А у любой желающей выйти замуж должны были быть припасены и подарки для будущего мужа и его родных. В общем, в сундуке каждой уважающей себя девушки насчитывалось более 40 различных нарядов.

История и особенности

Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.

Читайте также:
Сделать украшение из стразов

Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.

Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.

Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.

В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.

Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.

Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.

Источник: vplate.ru

Что удмурты носили на голове вместо монет: национальные костюмы и их особенности

Костюм женщин сохранил в себе наиболее архаичные черты, а значит, он близок к истокам культуры удмуртов.

Молодая замужняя женщина и две девушки

Основным элементом костюма была рубаха с вышивкой на рукавах и по нижнему краю в виде ритмично расположенных полос. Традиционно сочетание белизны домотканого полотна и вышивки, выполненной красными нитями, придавало наряду выразительность.

Поверх нагрудного выреза надевали прямоугольный кусок ткани – кабачи – с вышитым красными и черными нитками узором. Кабачи был незаменимой деталью свадебного в частности и праздничного костюма вообще. Позже появились кабачи, расшитые пуговицами и монетками.

Старинные кабачи, сохранившиеся до наших дней

Что касается монет, то использовались для декора как отечественные, так и иностранные монеты. Обильная отделка была характерна для одежды замужних женщин. Девушка же могла вместо нагрудников носить треугольник из красного холста, пришитый в левой части рубахи, который защищал от дурного глаза.

Читайте также:
Украшение комнаты на выписку своими руками

На рубаху надевался шортдэрем – длинная распашная одежда наподобие халата. Для украшения женского шортдэрема использовались ракушки-каури, ленты, бусины, монетки и, разумеется, вышивка. Дополнял костюм передник, который в праздничном варианте был богаче и сложнее декорирован, чем в повседневном. Шортдэрем использовался в тёплое время года.

Традиционный костюм – и сегодня гордость удмуртов.

С наступлением холодов на смену ему приходил распашной кафтан из плотной ткани с длинными рукавами. Ну, а в морозы, которыми в Урало-Поволжье никого не удивишь, в ходу были шубы из овчины.

Женские головные уборы многообразны: от налобных повязок и высоких уборов на твёрдой основе до различных покрывал и платков.

Удмуртские женщины в национальной одежде

Девушкам полагалось носить мягкие шапочки – такъя, которые украшались вышивкой или расшивались традиционными монетами и ракушками.

Девичий головной убор – такъя

Замужние женщины имели многослойные уборы, использовали покрывала поверх налобных повязок и платков. В южных районах Удмуртии налобные повязки замужних женщин комплектовались с чалмой – полосой льняной или хлопчатобумажной ткани с вышивкой на концах.

Женщина-удмуртка в чалме. Гравюра из Нью-Йоркской библиотеки. Видели, подписано – «фамм Вотяк»? ))

Вместо чалмы могли носить айшон. Айшон – высокий головной убор на твёрдой основе из бересты. Основа обтягивалась кумачом и расшивалась бусинами, бисером, монетками. Можно сказать, что конструктивно айшон чем-то схож с традиционным русским кокошником.

Айшон сверху покрывали квадратным полотном — сюлык. В будни сюлык обычно был красным. В свадебном костюме – белым. Белый сюлык женщина носила по обычаю либо три года после свадьбы, либо до рождения первенца.

Айшон и сюлык

Для костюма в целом характерно обилие металлического (преимущественно серебряного) декора: накладки, крепившиеся к кожаным изделиям типа поясов, сумочек, пуговицы, всевозможные бляхи.

За неимением серебряных монет, могли использоваться имитирующие монеты круглые жетончики из более дешевого сырья – олова, жести. Шейное украшение в виде полоски ткани с нашитыми бусинами, раковинами и монетами – традиционная часть костюма. Крупные монеты могли нанизываться и располагаться рядами до линии талии.

Удмуртское монисто

Самобытным украшением можно считать перевязь – это расшитая полоса ткани, надевавшаяся через левое плечо под правую руку.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
Загрузка ...