Самым известным символом американского «страшного» праздника Хэллоуина является «светильник Джека» (Jack-o’-lantern) — вычищенная изнутри тыква, в которую ставят горящую свечу. Этот светильник является обобщённым символом нечистой силы. Считается, что он заимствован у кельтов — загадочного народа, который тысячелетия назад занимал огромную часть Западной Европы, а потом смешался с другими.
Но так ли это? Или же американцы заимствовали тыкву у восточных славян? Ведь тыква многие века использовалась на Руси как атрибут Святок. Этот овощ точно так же очищали от мякоти, вырезали рожу — чем страшнее, тем лучше — и ставили внутрь горящую свечу.
Схожесть Святок и Хэллоуина фольклористы заметили давно: оба праздника приурочены к христианским датам, оба посвящены «кормлению предков» и разгулу нечистой силы. И во время Хэллоуина, и во время Святок люди проводят карнавал, наряжаются, чтобы защититься от нечистой силы.
Учёные считают, что у древних славян тыква символизировала какое-то жуткое божество, демона, отвечающего за переход из мира мёртвых в мир живых, и наоборот. Никаких фольклорных данных на счёт тыквы не сохранилось – изучать нечего. Но известно, что с начала XIX века тыква на Святках использовалась в качестве «пугала» молодёжью. «Харя», вырезанная на тыкве, была страшной — в виде черепа. Внутрь ставили свечку, чтобы «огонь был из глаз и изо рта».
Тайны Древности РАСКРЫТЫ: Шокирующие Открытия Археологов!
Во Владимирской губернии, чтобы напугать набожных девушек, молодёжь стучала в окна, дожидалась, когда жильцы выглянут из-за занавески, и показывала им из темноты тыкву-светильник на палке. А в начале XX века развлечение стало более замысловатым — к тыкве привязывали грузик на верёвочке. Сами калядующие прятались за углом дома, дёргали за верёвочку и так стучали в стекло. Увидеть их перепуганные хозяева не могли.
Пугали так и детей, и старух, но можно было нарваться и на хозяина избы — крепкого мужика, который на такое озорство выбегал на улицу с топором. Тогда шутники бросались врассыпную.
Молодёжь пугала женщин и девушек с помощью чучел, сделанных в рост человека — их потихоньку устанавливали во дворах односельчан, нахлобучивали вместо головы тыкву-светильник и дожидались за забором. А когда на дворе раздавались крики испуганных девиц, парни, посмеиваясь, убегали.
Иногда тыкву с горящей внутри свечой водружали себе на голову ряженые. Так они ходили по селу, распугивая прохожих. Дети и девушки боялись таких ряженых. Не было видно, кто именно скрывается под балахоном, поэтому существовала возможность, что «догонят и побьют» — бесчинства на Святки считались обычным делом.
Половинку тыквы, очищенную от мякоти, использовали для изготовления святочной маски наравне с берестой — вырезали глаза и зубы. Так на Святки пугали народ не только под Владимиром, но и под Рязанью, под Нижним Новгородом, под Воронежем.
Тыква-звезда и тыква-жена
Для устрашения соседей тыквы использовали не всегда. Под Краснодаром символизм тыквы с горящей внутри свечой претерпел удивительное изменение. Со временем «демонический светильник» стал символизировать Вифлеемскую звезду, засиявшую в небе на Рождество. Такую тыкву колядующие водружали на голову и ходили по дворам — славили Христа. Под Гомелем эту тыкву ставили на подоконник с 13 на 14 января.
Пряничный домик. Русский деревянный терем @SMOTRIM_KULTURA
У древних славян тыкву-светильник использовали не только на Святки. Есть свидетельства, что без неё не обходились во время Масленицы (в Нижегородской губернии такой вариант тыквы назвали «страшной Масленицей»), на Ивана Купалу и осенью. Во всех случаях использование маски носило характер обрядового запугивания. Мужики пугали молодёжь, парни пугали девушек, а девушки — детей.
Под Киевом этнографы обнаружили уникальный обычай использования светильника из тыквы, не связанный с запугиванием. В День Семёна-Летопроводца, который сейчас приходится на 14 сентября, а в дореволюционные времена — на 1 сентября, славяне отмечали праздник Нового года. Урожай был собран, календарный год заканчивался, начинался новый цикл.
В этот день славяне «женили Семёна», и роль «жены» играла поставленная на стол тыква с вырезанным лицом и светильником, оборудованным внутри овоща. Что за обряд это был в древности, можно только догадываться. А во Владимирской области фольклористы нашли редкий обряд запускания светильников из маленьких тыковок в воздух с помощью воздушных змеев. Делалось это по осени, после сбора урожая.
Обычай использовать тыкву-светильник был и у западных славян. Например, в Чехии в День святой Барбары (4 декабря) молодёжь наряжалась «борборами» и ходила по дворам. Впереди несли тыкву на палке. Её показывали хозяевам в окно и стучали в стекло черенком метлы. Появление тыквы вызывало в доме переполох.
В чешском городе Злине тыкву называли в честь какого-нибудь местного самоубийцы и ставили на подоконник.
В Словакии ряженные «божками» ходили по дворам в День святой Люции и клали односельчанам на подоконники тыквы с вырезанными черепами как символы смерти. А в Моравии в одно из воскресений поста, которое считалось «смертным днём», парни, одетые в белые балахоны, обязательно несли перед собой тыквы-черепа — символы смерти.
Ритуальное запугивание ради угощений
Как видите, схожесть между Святками и Хэллоуином поразительна. В праздниках используются одни и те же мотивы, одни и те же атрибуты. И там и там происходит карнавальное ряжение — защита от нечисти, ритуальное запугивание и обход соседей ради пряников и конфет. Так, может быть, в установление Хэллоуина вклад внесли восточные славяне – эмигранты? И на самом деле это Хэллоуин следует звать американскими Святками, а не наоборот?
Учёные непреклонны: такое предположение недоказуемо. В статье «Хэллоуин и Святки: две судьбы одной тыквы» фольклористы Дмитрий Громов и Богумил Гасанов указывают, что, вероятнее всего, мы имеем дело с неким архетипом, который возник у разных народов независимо друг от друга, ведь тыква — очень удобный материал. Она долго хранится и легко обрабатывается.
Источник: life.ru
Неужели Хэллоуин пошел от наших Святок? Как в старину славяне защищали себя от злых духов с помощью тыквы
«Светильник Джека» — это известный символ праздника Хэллоуина, считающегося западной традицией. По сути, это тыква, которую вычистили изнутри и вставили в нее горящую свечу. Этот светильник ассоциируется с нечистой силой и в то же время позволяет, приобщившись к ней, от нее защититься. Вот такой парадокс.
Но на самом ли деле тыква с горящей свечой — это традиция западной цивилизации? Существует версия, что данный символ был заимствован у восточных славян. Она связана с тем, что овощ издавна использовался на Руси в качестве атрибута Святок. Как же славяне защищались от злых духов при помощи тыквы?
Тыква-демон
Древние славяне воспринимали тыкву как символ жуткого божества, демона. Его функция — ответственность за перемещение из нашего мира в потусторонний и наоборот. С XIX века этот овощ молодежь использовала на Святках как пугало. На тыкве вырезалась страшная «харя» в виде черепа. Чтобы огонь шел изо рта и из глаз, внутрь помещали свечку.
Чтобы напугать односельчан, молодые люди стучали в окно, дожидаясь, когда выглянут жильцы, и неожиданно выставляли перед ними на палке тыкву-светильник.
А еще, чтобы напугать девушек и женщин, парни делали чучел в человеческий рост, незаметно устанавливали их во дворах селян, приставив тыкву-светильник вместо головы. А сами ждали за забором. Дождавшись, когда раздадутся крики испугавшихся девиц, молодые люди со смехом разбегались в разные стороны.
Иногда тыква с зажженной свечкой надевалась на голову ряжеными, которые бродили по селу и распугивали прохожих.
Тыква-звезда
Но тыквы использовали не только для устрашения соседей. В некоторых областях этот символ претерпел кардинальную трансформацию. «Демонический светильник» с течением времени превратился в символ Вифлеемской звезды, засиявшей в небесах на Рождество. Тогда тыква водружалась колядующими на голову. С ней они ходили по дворам, восславляя Иисуса Христа. Ее также ставили на подоконник.
Тыква-жена
В деревнях под Киевом тыкву также использовали не для запугивания. В давние времена, когда начало нового года приходилось на 1 сентября и отмечался праздник Семена-Летопроводца, после сбора урожая селяне «женили Семена». В роли жены выступала тыква, из которой было вырезано лицо, а внутри находилась свеча.
Во Владимирской области существовал редкий обряд после сбора урожая. Он предусматривал запуск светильников, сделанных из маленьких тыковок, посредством воздушных змеев.
Святки и Хэллоуин — связь налицо
Как видим, между Святками и Хэллоуином существует поразительное сходство. Речь идет о сходных мотивах и атрибутах. В обоих случаях наблюдается карнавальное ряжение, призванное защищать от нечистой силы, ритуал запугивания и обход соседей с целью получения угощения.
Может быть, Хэллоуин берет начало в Святках? Фольклористы не исключают этот вариант. Но при этом есть мнение, что у разных народов существуют некие архетипы, возникшие независимо друг от друга.
Источник: fb.ru
Познавательная игра Новогодние традиции и обычаи Игровое
Скачать презентацию Познавательная игра Новогодние традиции и обычаи Игровое 20461.pptx
- Количество слайдов: 26
Познавательная игра Новогодние традиции и обычаи
Игровое поле Вокруг света 10 20 30 40 Шифровка 10 20 30 40 Чёрный ящик 10 20 30 40 Пословицы, поговорки 10 20 30 40 Обряды, традиции 10 20 30 40 Музыкальный 10 20 30 40
Вокруг света 10 • В разные времена в этой стране Деда Мороза называли поразному: Морозко, Карачун, Дед Трескун. Назовите страну. Россия
Вокруг света 20 • Американский дедушка носит колпачок и красную курточку, летает по воздуху на оленях, влетает в дома через дымоход и оставляет подарки в чулочках. Как его зовут? Санта Клаус
Вокруг света 30 • В этой стране Дед Мороз – Увлин Увгун, носит одежду пастуха. В руке у него кнут, а на поясе — сумка с трутом и огнивом. Его помощницу зовут Зазан Охин — «Девочка Снег» Монголия
Вокруг света 40 • В этой стране принято встречать новый год в красной одежде и поджигать огромное количество петард и фейерверков. Считается, что тем самым, люди отгоняют злых духов. Назовите страну. Китай
Шифровка 10 • Составь слово из букв – имя Деда Мороза из Чехии КИЛАШУМ 3 2 5 6 7 4 1 Микулаш
Шифровка 20 • Составь из букв слово – так называют Деда Мороза в Узбекистане БОКБОРО 4 7 1 6 5 3 2 Корбобо
Шифровка 30 • Составь слово из букв – имя австрийского Деда Мороза ВСЕИСЛТЬР 5 1 6 2 7 3 8 4 9 Сильвестр
Шифровка 40 • Составь слово из букв – имя нидерландского Деда Мороза ДЕС НАКС ЛРАС 4 5 11 3 9 7 1 8 6 2 10 Сандеркласс
Чёрный ящик 10 1. Издавна это украшение использовали для отпугивания злых духов, которые боялись громких звуков. 2. В Скандинавии его звон знаменует окончание рабочего дня и начала праздника — 2 3. Его можно увидеть не только на новогодней ёлке, а также в школе, церквях и соборах — 4
Чёрный ящик 20 1 Прототипом этого украшения является свеча 2. Впервые её изобрёл американский телефонист Ральф Моррис для украшения ёлки перед президентским Белым домом. -5 3. Это украшение состоит из электрических лампочек и проводов — 10
Чёрный ящик 30 1. Это новогоднее украшение, согласно легенде, было соткано паучками, для украшение ёлки в одной бедной, но доброй многодетной семье. 2. Изначально её изготавливали из посеребренных и позолоченных нитей, которые нарезали тоненькими полосками. — 10 3. В наше время – это украшение служит не один год, оно приятно на ощупь, имеет множество цветов и оттенков, напоминает длинный, мохнатый шнур — 20
Чёрный ящик 40 1. Впервые это атрибут нового года изобрели в древней Индии, для проведении религиозных церемоний в храмах. 2. Прототипом этого украшения явились сухие стебли растений, которые были наполнены пламенным составом. При попадании в огонь они давали яркое пламя с характерным треском. — 20 3. Местом его рождения является индийский штат – Бенгалия. — 30
Пословицы и поговорки 10 • Продолжи пословицу: Новый год – к весне …
Пословицы и поговорки 20 • Продолжи пословицу: Любишь кататься, люби и саночки … возить
Пословицы и поговорки 30 • Продолжи пословицу: Мороз не велик, да стоять … не велит
Пословицы и поговорки 40 • Продолжи пословицу: Мороз и железо рвёт, и на лету птицу … бьёт
Обряды и традиции 10 • Этот обряд совершается в ночь перед Рождеством. Для его проведения используют различные предметы: нитки, зеркала, спички, полено и т. д. Принимают участие только девушки. Гадание
Обряды и традиции 20 • Для проведения этого обряда использовались обычные или специальные руковички, в которые заранее насыпали зерно – пшеница, ячмень, рожь. Совершали этот обряд ходя по домам и распевая песенки. Посевание
Обряды и традиции 30 • Старинный народный обычай, который возник при крещении Руси в 998 году. Считается, что совершая этот обряд, человек, как бы, смывает с себя накопившиеся за год грехи. Крещенское купание
Обряды и традиции 40 • Эта традиция зародилась впервые в Германии и связана с именем Мартина Лютера, который как-то раз, возвращаясь домой в канун рождества, был восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. В нашей стране эта традиция появилась благодаря Петру I. Назовите традицию. Традиция украшать ёлку
Музыкальный 10 • Автором слов этой песни является Раиса Адамовна Гидройц. В 1903 году её стихотворение «Ёлка» впервые появилось на страницах детского журнала «Малютка» . А в 1905 году Л. К. Бекман написал музыку к этому стихотворению для своей дочурки. Песня стала популярной после выхода сборника «Верочкины песенки» . Сама Риса Адамовна ничего не знала о популярности своих стихов.
И лишь в 1921 году случайно услышала эту песню в пригородном поезде, где её пели дети. В песни говорится о вечнозелёном дереве, подвергшуюся жестокой вырубке. Назовите песню и напойте её.
Музыкальный 20 • Слова песни придумал знаменитый автор «Бременских музыкантов» , «Антошки» и «Чунга-Чанги» – Юрий Энтин, а музыку сочинил не менее знаменитый Геннадий Гладков в 1974 году для новогоднего выпуска самого популярного на тот момент мультфильма «Ну, погоди!» Как ни странно, ни поэт, ни композитор не считали поначалу эту композицию удачной. Но как они ошибались!
Музыкальный 30 • Эта песня была написана композиторам Евлением Крылатовым на стихи поэта Леонида Дербенёва для фильма «Чародеи» . На экране песню исполняла маленькая девочка, действительности же её спела Лариса Долина. В песне говорится о трёх животных с зимними именами. Назовите песню и напойте её.
Музыкальный 40 • Эту легендарную песню многие считают народной. Однако авторами этой песни являются Мария Павловна Морозова и её муж Александр Михайлович Уваров в 1956 году. В песне говорится о лютой сибирской погоде, о коне и о жене. Назовите песню и напойте её.
Источник: present5.com