· Воспитание любви и уважения к своим родственникам: маме, бабушке, сестрёнке.
· Развитие творческих способностей через использование средств художественной выразительности.
· Формирование художественной творческой активности через использование жизненных наблюдений.
· Знакомство с новым видом творчества- кружевоплетением.
Зрительный ряд: кружевные изделия, вятское кружево, репродукции, картины.
Литературный ряд: стихотворение «Кружевница» Анны Корнет.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии, «Коробейники».
1.Организационное начало урока. Приветствие.
-Мы встретились сегодня в этот час.
Я рада вас приветствовать. Поверьте.
Взгляните, что же окружает нас.
Узоры здесь и там, повсюду.
-Посмотрите внимательно на доску.(рисунки, изделия, ёлочные украшения…)
-Для чего всё это создано?
-Правильно, ребята, все эти предметы созданы для украшения одежды, ёлки, книги и т. д. Всё это создано руками художника. Художник берёт бумагу, кисти, карандаши и начинает создавать эти удивительные вещи. Их нет в реальной жизни. Для их создания художнику необходима … .
Рисуем кокошник
— правильно художнику необходима фантазия. Если мы объединим эти два слова, то получим название раздела.
На доске появляется запись» Украшение и фантазия»
-Послушайте, пожалуйста, сказку и сформулируйте тему нашего урока.
Жили-были в сказочном Ледяном царстве Снежная королева и её падчерица- принцесса Снежинка. Королева была волшебницей. По взмаху её хрустальной палочки над всем царством кружились снежинки и медленно падали на землю, укрывая её белым пушистым покрывалом. Когда королева сердилась, то дул сильный ветер, и снежинки кружили вьюгой.
Принцесса любила смотреть на снежинки, удивлялась, какие они хрупкие и красивые. Она хотела сама овладеть той же волшебной силой, что и королева, но мачеха тщательно хранила свою волшебную тайну. Однажды, когда принцесса любовалась снежинками, королева разгневалась и прогнала свою падчерицу из царства.
Идет принцесса по лесам, полям, а королева следы ее заметает. Устала принцесса, из сил выбилась. И вдруг на опушке леса видит маленькую избушку. Еле она до избушки добрела, в дверь тихонько постучала. А в этой избушке жила добрая Фея.
Накормила она принцессу, обогрела и стала спрашивать, кто она и откуда.
Рассказала ей свою историю принцесса снежинка и заплакала. «Не печалься, — сказала ей Фея,- я твоему горю смогу помочь. Я научу тебя такому ремеслу, что твои снежинки не растают никогда, и всегда будут приносить радость людям».
-Как вы думаете, какому ремеслу обучила фея принцессу?
На доске появляется слово «кружева». Родина Вятского кружева — слобода Кукарка ( ныне город Советск) Отсюда из затерянного среди вятских лесов уголка России, распространялось оно во все концы страны.
Легкое, воздушное, похожее на чудо, кружево, сплетенное из хлопчатобумажных, шелковых, льняных ниток руками простых женщин, покоряло сердца великосветских красавиц, и они щедро украшали им наряды. До нас дошло преданье, что якобы в 18 веке указом Петра Первого был выслан в Вятскую губернию плотник и поселился в Кукарке, а с ним его жена голландка.
КАК НАРИСОВАТЬ КОКОШНИК УРОК ИЗО
Она-то и научила местных женщин плести кружева. Долгое время единственным районом кружевоплетения была Кукарка и окружающие ее селения. Женщины в основном работали по готовым рисункам – стокам. Самостоятельно составлять рисунки могли не многие.
Но вот кружевоплетение на Вятской земле получает широкое распространение и развитие. У всех кружевниц России инструмент для работы один – коклюшки, которые изготавливают из тех пород деревьев , у которых звон приятней, а кружево в каждой области свое. И вятское особенное. Иногда насчитывают 5,7 и более переходов от одного орнамента к другому.
Необыкновенное изящество наших кружев, несомненно, связано с красотой вятской природы. Даже в названиях рисунков орнамента слышится вятский говор: «околенки», «масленки», «Кудрявые дуги». Мастерицы передают украшению силу растений, красоту весенней расцветающей природы, что придает работам изящество и строгость.
3. Выход на проблему.
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на руке.
Всё сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке.
Текут ручьями снег и лед,
Свои все знают сроки,
И выглянул из-под сосны
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Презентация, доклад урока ИЗО во 2 классе на тему Кружевные узоры
Тема: «Кружевные узоры» (Украшения и фантазия) Презентацию подготовила: учитель нач. классов Газизова З.А.
- Главная
- МХК
- Презентация урока ИЗО во 2 классе на тему Кружевные узоры
Слайд 1
Урок изобразительного искусства во 2 классе
Слайд 2Тема: «Кружевные узоры» (Украшения и фантазия)
Презентацию подготовила: учитель нач. классов
Газизова З.А. МБОУ « Нововасюганская СОШ»
Слайд 3Вид занятия:
Работа в технике «граттаж»
( процарапывание )
Слайд 4Цели и задачи:
знакомство с народными художественно-декоративными промыслами;
формирование понятий об орнаменте, его
элементах, законах его организации;
развивать образное представление, фантазию;
дать представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов;
воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность.
Слайд 5Сегодня на урок к нам пришёл Мастер Украшения.
Красоту инея,
паутинок, снежинок, пены набегающей волны, росинок на траве художник, фантазируя, преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения.
Мастер Украшения учится у природы.
Слайд 6Давайте рассмотрим на примере замечательных произведений художников.
Как они в своих работах
отражают красоту русского народного костюма в необыкновенных узорах орнаментов и кружев.
Орнамент(в пер. с лат.- «украшение»)-узор, построенный на ритмическом чередовании, организованном расположении элементов.
Слайд 7Различаются следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
По характеру композиции можно
выделить такие типы орнамента:
ленточный
орнамент в круге
в квадратной или прямоугольной форме
сетчатый
Слайд 8
И.Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде»
Слайд 9В.Васнецов «Три царевны подземного царства»
Слайд 10В.Суриков « Меншиков в Берёзове»
Слайд 11
М.Врубель
Слайд 12
Слайд 13Посмотрим на украшения с драгоценными камнями, ведь эти листики и цветы
преображены фантазией художника!
Слайд 14Кокошник –женский головной убор
Художник после того как сконструировал форму кокошника- старинного
женского головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него.
Слайд 15Украшения
Мастер Украшения – это художник, который создаёт украшения для человека.
Слайд 16Художник создающий украшения, учится у природы, но не слепо её копирует,
а перерабатывает своей фантазией. Без фантазии невозможно создать ни одного украшения.
Слайд 17Снежинка –это творение природы.
Слайд 18Кружева – это творение рук человека.
Слайд 19Окружают меня кружева: Одуванчик дрожащий едва, Пенный гребень на гладкой волне И узор на
морозном окне. Кружева- в стрекозиных крылах И в летящих сквозных облаках, В паутине воздушной лесной, В невесомой тени вырезной. Кружит лист кружевной надо мной Заплелась кружевами трава- Кружева, кружева, кружева…
Слайд 20Кружева –это сетчатые , узорные изделия.
В России они появились в 17
веке.
Самые известные Вологодские и Елецкие.
Они самые лёгкие и изящные.
Кружевами украшали сарафаны, головные уборы.
Слайд 21Плетут их с помощью трёх инструментов:
-крючка;
-иглы-булавы;
коклюшек веретён.
И сегодня в почёте плетение
Слайд 22 Изделия кружевниц
Слайд 23Кружевные салфетки
Слайд 24 Ажурные кружева
Слайд 25Рассмотрим эти кружева. Какие природные формы можно увидеть в них?
Слайд 26Так родилось декоративно -прикладное искусство. Декоративное искусство(в пер. с лат.- «украшаю»)
Слайд 27Поющее дерево. Панно. Кружево.
Слайд 28Народные мастерицы дали ласковые названия своим узорам. Прочтите их:
Слайд 29Работа над заданием.
Придумать кружево ,похожее на снежинки, паутинки, звёздочки.
Украшение заданной формы
(воротничок, кокошник, закладка для книг и т.д.)
Работа в технике « граттаж» (процарапывание).
Слайд 30Этапы выполнения задания:
1)Грунтовка листа мягким желтком(воском).
2)Загрунтовать 2-3 раза синей или чёрной
гуашью.
3)Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе.
4)Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тонкой кисточкой белой гуашью. Контур «изделия» обвести по трафарету.
Слайд 31 Индивидуальная работа с учащимися.
Анализ общих ошибок.
Слайд 32Итог урока.
Экспресс – выставка.
Слайд 33Домашнее задание:
Посмотреть в детских книжках украшения сказочных героев.
Слайд 34Ресурсы
kazanocheka.livejournal.com
«Царевна-Лебедь» — сказка и картина
artchive.ru
Иван Яковлевич Билибин.
Картины Васнецова.
rom201720171
Картина «Три царевны подземного царства»,
Васнецов.
Картины Сурикова
mukhin.denis2017
«Меншиков в Березове»
en.ppt-online.org
Снегурочка.
Источник: shareslide.ru
Поэтапное рисование русской красавицы, 2 класс
Шаблон
Беседа для восприятия темы:
Кружево всегда привлекало к себе, особенно женское, внимание за счет своей уникальности, ажурности и изящества. Процесс создания кружева совсем непрост, но во все времена находятся мастерицы, которые постигают секреты и навыки этого трудоемкого искусства.
В России город Вологда издавна был одним из самых крупнейших центров кружевоплетения. Вологодское кружево стало символом всего русского кружева и снискало себе мировую известность. Вологодские кружева своей плотностью, белизной и узорчатостью очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий морозный день.
Ведь в прошлом кружевницы лето и осень работали на полях и огородах, кружево плели зимой, ловя скупой свет сумрачного дня или горящей лучины. Долгими зимними вечерами они вспоминали летнее тепло, лесные поляны в цветах и ягодах, и из этих воспоминаний рождались узоры, в которых раскрывается красота родного края. О вологодском кружеве сложено немало стихов, песен и частушек.
Кружевница
За окном метель кружится, зимний вечер настаёт,
В красной горенке девица кружевную шаль плетёт.
Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!
Нарисуй зима, красиво на моём окне узор!
Я сплету такое диво, чтобы радовался взор!
Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!
Пальцы девичьи умело на коклюшках нити вьют,
Паутинкой снежно – белой шаль такую назовут!
Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!
Куликова Н.
Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках. Это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек.
Как родятся кружева?
Точно так же как слова
Удивительной частушки.
К слову слово, к нити нить.
Мелодичные коклюшки
Перезвон ваш не забыть:
Как родятся кружева?
Не спеша, едва-едва.
На узор скорей взгляните,
В нём и радость и беда.
Пусть не оборвутся нити,
С нашим прошлым никогда.
Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения фона и рисунка. Узор вологодского кружева представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией. В орнаменте появляются изображения цветов, русских красавиц, птиц и животных, и даже силуэты храмов. Фон при этом остается воздушным, легким, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.
Вологодское кружево.
Ах, вологодский кружевной узор,
В наследство мне доставшееся диво:
Коклюшек перестук неторопливый,
Неспешный задушевный разговор,
И песни плен про белые снега,
И колокольцев звон — как от погони,
И уносящие в раздолье кони,
И расписная радуга — дуга,
И с небесами слившийся простор,
Снимающий с души моей усталость, —
Осталось все это во мне. Еще осталось.
Ах, вологодский кружевной узор!
И.Баженова
Ход мастер – класса
Возьмем картон фиолетового цвета и приложим в центре листа шаблоны: платье, кокошник, рукава и цветы. Обведем их.
Белой гуашью и плоской кистью № 4 нарисуем по карандашному следу силуэт русской красавицы в кокошнике, цветы и кружки на рукавах. Кисть держим прямо к плоскости листа, чтобы получился широкий мазок.
Сейчас будем рисовать круглой кистью № 3. На кокошнике нарисуем «петельки» и внутри кружков сделаем «сеточку». Соединим «петельки» прямыми линиями. Можно нарисовать лицо.
Далее по всему силуэту нарисуем «вилюшку», изогнутую линию, в виде « змейки».
Цветы на подоле платья прорисуем « вилюшками», а цветок по центру – «сеточкой». Затем соединим прямыми линиями все «петельки» с « вилюшками».
Источник: ped-kopilka.ru