3. Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия
Выделяют фиксированные и воплощенные (воспроизведенные) формы нематериального культурного наследия. Фиксированные, сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей. Фиксация может осуществляться различными современными способами на различные носители: бумагу, кино-и фотопленку, магнитную ленту, электронные носители. Воплощенные, сущность или отличительные ценные достоинства которых полностью либо частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением социальных условий их существования. Вторичное воспроизведение, реконструкция и возрождение нематериального культурного наследия может впоследствии осуществляться путем театрализации с использованием подлинных музейных предметов и «новодела» в иных условиях, не характерных для его возникновения и бытования.
4. Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности
- приготовление пищи;
- общинная организация;
- кооперация труда;
- космология;
- спорт;
- нательные украшения;
- толкование снов;
- декоративное искусство;
- соблюдение чистоты;
- танцы;
- гадание;
- образование;
- семья;
- праздники;
- домохозяйство;
- право наследования и др.
- Как связано культурное наследие с материальной и нематериальной культурой?
- Что мы отнесем к культурному наследию малой родины?
Источник: studfile.net
Онлайн беседа Традиционные вятские промыслы и ремесла как объекты нематериального культурного наслед
Нематериальное этнокультурное достояние России
В России проживает более 190 народов, которые обладают уникальным культурным наследием. К нему относят не только то, что создано человеком, но и природные объекты, которые неразрывно связаны с культурой, и то неосязаемое, что передают из поколения в поколение: язык, фольклор, традиции, праздники и обряды, народные промыслы и ремесла. В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России рассказываем о нематериальном, но от этого не менее важном культурном наследии нашей страны.
Согласно Конвенции по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 2003 г., «Нематериальное культурное наследие» — это обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами, в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такие культурные богатства формируют у обладающих ими групп людей чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творческой деятельности человека.
Нематериальное культурное наследие
На сайте ЮНЕСКО представлен «Список шедевров устного и нематериального наследия человечества» из 629 элементов, который ежегодно пополняется представителями разных стран. В международном списке ЮНЕСКО есть известные на весь мир аргентинское, уругвайское танго и фламенко Испании, средиземноморская диета (Греция, Испания, Италия, Марокко), бразильская капоэйра, культура приготовления и преломления хлебной лепешки — лаваша, катырмы, жупки, юфки (Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Турция), менее известные рисунки на песке народа вануату, Королевский балет Камбоджи и многие другие традиционные занятия, празднования и блюда. Россия в этом списке представлена всего двумя объектами: культурным пространством и устным творчеством семейских (представителей старообрядчества, потомков русского народа, который был выслан правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII в.) и якутским героическим эпосом олонхо. Они появились в списке благодаря работе Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Далее список Россия не пополняла, так как не ратифицировала конвенцию, но на этом внимание нашей страны к сохранению объектов нематериального наследия не остановилось — был сформирован собственный список: Реестр (каталог) объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, информационная система, включающая в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия народов нашей страны.
Решение о включении в список того или иного объекта принимает Экспертный совет по вопросам формирования реестров объектов нематериального культурного наследия, в который входят видные ученые и преподаватели: фольклористы, этнографы, филологи и другие специалисты. На сегодня национальный реестр состоит из 57 объектов, 55 из которых уже одобрены. Больше всего в каталоге представлены объекты обрядовых комплексов и праздников (20), традиционные технологии и техники (18), народное исполнительство (17).
Перечислим некоторые из последних добавленных в реестр объектов нематериального культурного наследия России с их кратким описанием.
Традиция исполнения якутского традиционного кругового танца «Осуохай»
«Осуохай» возник как ритуальный танец благодарения и мольбы о ниспослании счастья, благополучия, приплода скота и других благ, обращенной к небесным божествам Айыы, особенно к верховному божеству Юрюнг Айыы Тойону, персонифицированному образу Солнца, и духам-хозяевам природы Иччи. Этот танец — неотъемлемая часть обрядового комплекса якутского Нового года (Ысыах), который отмечали 21–22 июня. Хождение по кругу символизирует траекторию движения почитаемого небесного светила — Солнца. Этот танец исполняют и сегодня, но он стал более универсальным: его танцуют при любом удобном случае, когда собирается достаточное количество участников, и вкладывают уже менее сакральный смысл.
Технология изготовления захожского/киришского кружева в Ленинградской области
Историческое название «захожское кружево» связано с традиционным обозначением сельской местности Захожа, где процветал этот промысел. Точное время появления этого искусства установить трудно, считают, что не позднее начала XIX в. Для изготовления кружев мастера и мастерицы использовали белые льняные, реже черные шелковые нити (а позднее и цветные), наматывая их на коклюшки — «палочки». Воздушные узоры мастерицы создавали на «клубках» — специальных подушках в виде валика разных размеров. В 1990-х гг. промысел кружевоплетения стал затухать, но в начале нового столетия занялись восстановлением старинных кружевных узоров, открыли курсы по захожскому кружевоплетению.
Обряд «лужкование» на Успение в селе Александрия Благодарненского района Ставропольского края
Обряд совершают 28 августа, что совпадает с христианским праздником Успения Пресвятой Богородицы, одним из двунадесятых (то есть самых важных) праздников русской православной церкви. В этот день сельская молодежь Александрии рядится в «цыган», ходит с поздравлениями и благопожеланиями от дома к дому для того, чтобы в ответ получить угощение или какое-либо вознаграждение от хозяев. А дарители верят, что это обеспечит их семейное и материальное благополучие на весь год.
Подблюдные гадания костромского Поветлужья
Это святочные подблюдные гадания, которые проводили в Поветлужье в период Святок (чаще в Васильев вечер). Подблюдный ритуал в святочных гаданиях был своего рода макроритуалом, который включал в свою структуру гадания под песни и без песен. Народные традиционные гадания имели мифологические корни, ряд исследователей связывают гадания с попытками установления контакта с потусторонним миром: с умершими предками или с нечистой силой. Основной темой большинства гаданий было предстоящее замужество (женитьба).
Технология изготовления обрядовой и бытовой выпечки в селе Козинка Грайворонского района Белгородской области
Козинка — самое западное село Грайворонского района, оно находится на границе с Украиной. В традициях жителей Козинки хлебные изделия — символ достатка, здоровья и плодородия. Хлеб высоко ценили и почитали. Его обычно пекли раз в неделю, причем никогда не делали этого в воскресенье и в канун праздников.
Вечером не начинали новую краюшку, а давая хлеб в долг, отрезали себе кусок, чтобы «хлеб из дома не ушел». С хлебом связано множество ритуалов. Так, например, сажая тесто в печь, закрывали дверь и следили, чтобы ее никто не открыл. Именно поэтому во время сажания в печь свадебного каравая одна из стряпух обязательно держала дверь, чтобы кто-нибудь случайно ее не открыл. А умение печь хлеб считалось важнейшим достоинством хозяйки и знаком того, что девушка готова к замужеству.
На протяжении последних лет ведется активная работа по выявлению, сохранению и описанию объектов нематериального культурного наследия в регионах России. О том, какое значение руководство нашей страны придает этой работе, свидетельствует внесение 7 апреля 2022 г. в Государственную думу РФ проекта закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Он направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении культурного наследия и на реализацию прав этнических общностей на сохранение своей культурно-национальной самобытности.
- Законопроект № 102232-8 «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/102232-8
- Конвенция по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ich.unesco.org/en/in-other-languages-00102
- Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusfolknasledie.ru
- Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ich.unesco.org/en/lists
- Источники иллюстраций в галерее на тему нематериального культурного наследия народов России: m.barneos22.ru, natali-dev.ru, rat-felt.ru, fotovmire.ru, kartinkin.net, marfino.mos.ru
Источник: scientificrussia.ru
Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО
Что объединяет йогу, армянский лаваш, тайский массаж, регги и башни из людей? Все они входят в список нематериального наследия ЮНЕСКО. В последнее время организация, которая славится тем, что берёт под охрану различные исторические, природные и культурные памятники в разных странах мира, особое значение придаёт охране нематериальной культуры. И в эту категорию входят самые разнообразные артефакты, начиная от фольклора, заканчивая традиционной кухней.
Что оберегает ЮНЕСКО
В 2008 году был составлен список, в который вошли все культурные элементы, которые, по мнению стран и сообществ, демонстрируют культурное разнообразие или нуждаются в принятии мер по их защите. В отличие от списка материального наследия, здесь нельзя указать степень разрушения каждого элемента, как, например, нельзя отметить степень уничтожения рецепта изготовления армянского лаваша, который тоже в этом списке есть.
Нематериальное культурное наследие состоит из культурных явлений, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение в устной форме. Песни, музыка, танцы, кухня, ремёсла или традиционные фестивали — эти вещи можно записать, но нельзя хранить в физической форме, так как каждая из них — это средство выражения.
Среди таких сокровищ нематериального наследия ЮНЕСКО — язык, который является одним из самых важных культурных наследий человечества. Сегодня в мире насчитывается около 4 тысяч языков коренных народов, на некоторых из которых говорят всего несколько человек. Язык содержит в себе мудрость традиционных знаний об окружающем мире и межкультурном общении. Однако по статистике каждый месяц в мире исчезает по два языка, а с ними знания, обычаи и традиции племени. Защита языка и является одной из важных задач сохранения наследия ЮНЕСКО.
В России некоторые политики поднимают вопрос о том, какие исконно русские культурные артефакты включить в этот список. Так, некоторые политики предлагают включить в список нематериального наследия ЮНЕСКО селёдку под шубой, поедание салата оливье и просмотр под Новый год фильм «Ирония судьбы», другие считают, что русская культура обладает более значимыми культурными феноменами: это литература Достоевского, Толстого, жостовская роспись, племенная культура коренных жителей Сибири, народный фольклор и др. Однако пока включение самобытных культурных артефактов в оберегаемое наследие невозможно ввиду того, что Россия отказывается одобрять и ратифицировать соответствующую международную конвенцию о таком наследии.
Каждый год список конвенции пополняется, и на сессиях обсуждается вопрос, что из мировых объектов добавить в список. В последнее время в список попал тайский массаж, кускус, фестиваль граната в Азербайджане и особая техника рыбной ловли в Тунисе — чарфия.
Самые необычные и интересные объекты нематериального культурного наследия
Верблюжьи бега в Омане и ОАЭ. Один из самых популярных видов спорта в Персидском заливе. Верблюды тщательно отбираются по виду и возрасту, а соревнования проходят на специальных полях с огромным количеством участников.
Танец чамаме в Аргентине. Его танцуют, тесно обнявшись под музыку скрипки и вируэлы. Танец выражает любовь к своей земле, местной природе, гармонию человека и духа.
Каллиграфия Китая. Китай лидирует по числу нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, их в списке аж больше сотни! Китайская каллиграфия занимает особое место в этом списке, а её история насчитывает 4 000 лет. В Китае каллиграфию можно встретить на стенах зданий, в горах, на страницах книг, веерах и письмах. В стране насчитывается более миллиона профессиональных художников-каллиграфов.
Батик Индонезии. Батик означает «каплю воска», которым художники покрывают ткань в Индонезии. Процесс попеременного окрашивания и покрытия воском повторяется десятки раз, прежде чем получится уникальный орнамент. Сегодня батик можно найти во всех сувенирных магазинах Индонезии, а мастерство батика передаётся по наследству.
Жертвенный танец Малави. Тчопа — танец народа ломве на юге Малави — исполняется по случаю богатого урожая или удачной охоты. Знания о танце передаются из поколения в поколение во время практических занятий или выступлений по поводу болезней или утрат.
Шутливые отношения в Нигере. Шутливые отношения — это форма урегулирования напряжённости между людьми с помощью шуток, игр, откровенных разговоров. Любой спор в шутливых отношениях должен разрешиться мирным путём. Такая форма отношений передаётся из поколения в поколение и способствует здоровым отношениям внутри групп людей.
Мевлеви дервишей в Турции. В мевлеви (суфийском учении) особое значение придаётся музыке, пению, танцам и коллективной молитве во славу пророка Мухаммеда. Во время декламаций стиха происходят музыкальные импровизации и исполняется «вертящийся» танец. Дервиши танцуют в белых колпаках и чёрных накидках, которые они сбрасывают во время танца и предстают в белых одеяниях. Танец символизирует смерть и воскрешение.
Источник: dich.media