Одним из главных мужских головных украшений можно назвать сарпеш. Имеющий множество названий в разных частях Индии и в разные времена украшение для тюрбана служило не просто украшением, а скорее средством, демонстрирующим социальное и политическое место в обществе.
В ранний период украшение для тюрбана или головного убора носили исключительно представители правящей верхушки: раджи, махараджи, правители, члены их семей, исключительные верховнокомандующие, а также высшая знать находившаяся под покровительством правителя. Однако с выделением так называемого «бизнес-класса» сарпеши стали покрывать тюрбаны и просто богатых людей.
Наибольшую популярность сарпеши получили в центральной Индии, в период правления Великих моголов, низамов Хайдебарада и в раджпутских княжествах.
Сарпеш (сарпенч, сарпатти)
По своей сути сарпеш (сарпенч, сарпатти) составное украшение. Состав мог меняться под стечением обстоятельств, географических особенностей и модных тенденций.
Основным элементом и называемым сарпеш была овальной формы розетка, которая крепилась к тюрбану и занимала тем самым центральное место. К композиции розетки крепилось настоящее перо цапли как символ власти. Позже перо цапли все чаще стилизуют в той же манере, что и сарпеши. Иногда композиция включала в себя сарпеш, калги – стилизованное перо, булавку, скрепляющую калги, тюрбан и сарпеш. В другом варианте калги крепился к сарпешу ювелирами, и вся композиция опоясывала голову правителя поверх тюрбана.
4. КАК ДЕЛАЮТ СЕРЕБРЯНЫЕ УКРАШЕНИЯ. НА ЧАСТНОЙ ЮВЕЛИРНОЙ ФАБРИКЕ. ИНДИЯ. ДХАРАМСАЛА.
Калги (джига)
Калги (или джига) – украшение в форме султана, стилизующее перо цапли (а иногда его и включающее) выраженное в драгоценных камнях и металле. Калги представляло собой длинную булавку для закрепления складок тюрбана и навершие с центральной частью и стилизованным пером, стремящимся вверх и завершающимся каплевидным окончанием.
Для раджастанских правителей и Великих моголов калги (или эгрет) могли стилизовать не только перо, но и цветочную композицию. Но и перо, и цветы всегда были выполнены из золотой окантовки и богато декорированы драгоценными камнями: рубинами, изумрудами и алмазами. Начиная с периода Великих моголов, задняя часть богато декорировалась эмалевыми росписями, что по своей сути делало украшение двухсторонним. Характерной особенностью царских калги было изображение или драгоценная стилизация цветка правящей династии в центральной композиции, но со временем такие композиции могли использоваться не только правителями, но и представителями региональных властей. Разницей между калги и джигой было наличие у последней оригинального отверстия для вставки настоящего пера.
Классический калги из штата Тамилнад представляет собой ажурное перо, выполненное из золота и круглой цветочной композицией. Калги украшено орнаментально чередующими кабошонами рубинов и алмазов, закрепленных в золотых глухих кастах в технике кундан. Центральным элементом розетки является круглый алмаз. Направление «перу» задают кабошоны градуированных алмазов. Крупный каплевидный изумруд венчает кончик пера, завершающийся сильно стилизованным мотивом, изображающим южноиндийского демона Яли, о появлении которого можно догадаться скорее по обратной стороне калги, где линиями изображены другие части существа.
Традиции ношения сарпешей имели территориальные особенности и изменялись, время от времени. Так в могольский период сарпеши представляют собой уже не единичную конструкцию, а подвижную ленту из ажурных элементов, украшенных драгоценными камнями и выполненную в общей стилистической и художественной идее. По длине сарпеши правителей могли иметь размер практически объема головы и крепиться на тюрбане уже не булавкой, а лентами-завязками с окончаниями в виде кисти с бусинами.
Один из классических примеров Могольского искусства находится в Музее мусульманского искусства в Дохе. Составленный из девяти пластинчатых подвижных розеток золотой сарпеш состоит из ограненных таблицей бесцветных алмазов и 17 подвесок каплевидных изумрудов. Общая конструкция дополнена мелкими рубинами и несколькими жемчужинами. Калги в сарпеше является съемным и представляет собой классическую стилизацию пера, состоящую из градуированных алмазов и розетки. Обратная сторона богато украшена цветными эмалями с изображением павлинов, красных цветов и зеленых орнаментов.
Сарпеши-ленты
К XIX веку сарпеши-ленты были характерны не только для представителей Великих моголов, но и вассальных раджпутских княжеств, но с привнесением территориальных особенностей. Так для южных регионов было характерно использовать жемчуг в сочетании с драгоценными камнями, для Раджастана стилизовать растительные орнаменты в эгретах, низамы Хайдарабада предпочитали вместо изумрудов рубины и шпинели, обрамленные в серебро.
Сехра
Среди свадебных ритуалов есть элемент костюма, сочетающий в себе традиционный сарпеш и декоративную накидку сехру. Сехра в классической версии завеса из цветов. Сехра одевалась на жениха после религиозного обряда, до того, как тот попадет в дом невесты. У представителей богатых и правящих классов сехра и сарпеш представляли собой общий ансамбль предметов, изготовленный из драгоценных металлов и камней. Сехрой (и даже из золотых пластин) могли также украшать лицо лошади жениха.
Сарпеш и сехра XIX века из частной коллекции выполнены из золота. Сарпеш гибкий из шести розеток в форме цветка, с центральным элементом выполненном из крупного кабошона изумруда. Эгрет классический, украшен каплевидной подвеской из шпинели. К сарпешу при помощи мелкого жемчуга прикреплена сехра. Сетка, выполненная из нескольких ярусов, состоит из жемчуга, рубинов и изумрудов, нанизанных на тонкую золотую проволоку.
Источники
- Indian jewellery by Hendley Thomas Holbein, 1847-1917. Лондон, 1909 г.
- Islamic Jewelry in The Metropolitan Museum of Art. Jenkins M., Keene M., Metropolitan Museum, 1983.
- Textiles, Costumes, and Ornaments of the Western Himalaya. O. C. Handa, New Delhi, 1998.
- The Foundation Of The Composite Culture in India. Malik Mohamed, 2007.
- Индия: Драгоценности покорившие мир. Музеи Московского Кремля, 2014 г.
- Хождение за три моря Афанасия Никитина / Предисл., подгот. текста, пер. и коммент. Н. И. Прокофьева; М.: Советская Россия, 1980
индия # церемониальные регалии # эмаль # Поделиться публикацией:
/SHARE POST —>
- ← Изумрудные пасхальные яйца Фаберже
- Индийские украшения для волос →
Источник: jtrend.ru
Популярные стили в индийских украшениях.
Во многих культурах драгоценности и украшения играют значительную роль, показывая социальное положение человека. Индийские драгоценности имеют богатую историю, включающую бурный расцвет и периоды упадка, повлиявшие на множество стилей, в которых изготавливаются украшения, в том числе и современные.
Существует множество стилей, в которых изготовлены индийские украшения, характерных для разных областей страны. Они включают в себя многочисленные уровни сложности исполнения и ценности, что определяет конечную стоимость изделий.
Филигранная работа по золоту — важный элемент индийской культуры
Золото является очень важным элементом индийской культуры, это один из самых популярных материалов для изготовления изысканных драгоценностей вручную.
У многих индийских ювелирных изделий сложнейшего исполнения есть некоторые элементы стиля филигранной работы.
Филигранной работой называют эстетичное моделирование, достигаемое путем тщательного скручивания тонких металлических нитей как в готовое изделие, так и используемое в качестве дополнительного дизайна.
Филигранную работу индийские ювелиры любят не только из-за необходимого для ее выполнения высокого мастерства, но и из-за хрупкого, утонченного общего вида готового изделия. Желающим приобрести индийские драгоценности филигранной работы можно посоветовать изделия ручной работы от Ориссы Прадеш.
Драгоценные украшения стиля Кундан.
Драгоценности Kundan, выполненные в стиле времен династии Великих Моголов. Они делаются из золота и серебра с использованием натуральных драгоценных камней.
Рубин, изумруды, алмазы и сапфиры — популярные камни, используемые при создании просто захватывающих дух изделий Кундан.
Драгоценности Kundan чрезвычайно тщательно продуманы. Они сочетают в себе слои драгоценных камней, чередующихся со слоями драгоценных металлов, что говорит о сложнейшей скрупулезной работе.
Нижние стороны изделий эмалируются в стиле, известном как Meenakari. Красивейшие наборы драгоценостей, состоящие из сережек, браслетов и ожерелья, выполненные в таком стиле, просто идеальны для тех, кто склонен к меланхолии и снисходительности. Драгоценности Kundan также могут быть представлены украшениями для волос и кольцами.
Украшения Минакари лазурная эмаль
Meenakari — метод, используемый во многих различных техниках изготовления индийских драгоценностей. Упомянутый выше как декоративный процесс для нижних частей драгоценностей Kundan, Минакари также используется в техниках ювелирного дела Раджастхана и других областей северной Индии.
Индийские ремесленники подарили миру искусство обработки красочных материалов Meenakari (путем оправления их в расплавленный металл), используемое в изготовлении драгоценностей. Это создает иллюзию присутствия драгоценных камней, однако фактически является оптическим обманом зрения, вызванным специальным дизайном.
Изделия Минакари — это кропотливая обработка эмали, помещаемой в нижнюю часть изделия. Поэтому люди, носившие такие драгоценности, получали удовольствие от сознания того, что самая таинственная часть их изделия касалась их кожи, и «секрет» был известен только владельцу.
Правящие династии и ювелирные стили.
Стили индийских драгоценностей отличаются не только областями, где производятся, но также известно, что изменяются они вместе со сменой правящей династии. Каждая великая индийская династия вдохновляла ювелиров на создание нового типа прекрасных драгоценностей, были ли они искусно вырезаны, имели ли конкретное предназначение, были ли красочными, делались ли из дорогих или более дешевых материалов.
Династия Великих Моголов очень увлекалась драгоценными камнями, тогда как династия Раджпутов предпочитала изящные резные фигурки.
Современные драгоценности включили в себя понемногу от каждого стиля и техники исполнения. Таким образом родился новый вид сложного эстетичного моделирования, которое очень нравится городским ценителям ювелирных изделий.
Многие индийские и американские дизайнеры ювелирных изделий, используют индийские классические техники для создания собственных уникальных произведений искусства.
Индийский ювелирный дизайн.
Классический дизайн до сих пор считают модным, и многие люди, вероятно, предпочли бы настоящий традиционный стиль ручной работы более безвкусному украшению, являющемуся всего лишь имитацией классики.
Индийские ювелирные стили — это прежде всего, большие, тщательно продуманные стильные ожерелья, браслеты, сережки,подвески, драгоценные пояса, необычные шлемы и другие сложные варианты.
Индийские драгоценности — определенно самая известная и по достоинству оцененная форма экзотических драгоценностей и дизайна. Она обречена быть бессмертной, тогда как мода приходит и уходит, сменяя бесчисленное множество направлений гламура и испытывая периоды расцвета и упадка.
Очень красивая видеоподборка индийских украшений
Источник: dragmag.ru
Почему в Индии так много золота, и что с ним делают
Индия — удивительная страна с древней историей, которая до колонизации Англией в XVII считалась богатейшей страной мира. Территория контрастов, древних традиций, ярких красок и… золота. Испокон веков этот благородный металл являлся в Индии не только капиталом, но и обладал сакральным смыслом, отождествлялся с богами, властью и магией. В религиозных книгах, возраст которых насчитывает уже несколько тысячелетий, золото упоминалось как металл, имеющий огромное культовое значение.
- Золотые запасы Индии
- Страна золотых украшений
- Золотые традиции
- Ах, эта свадьба…
- Почему индийское золото желтее нашего
Золотые запасы Индии
Ежегодно эта восточная страна использует порядка 700 — 900 тонн золота, занимая второе место после Китая. 2020 год принес стране радостную новость — геологи обнаружили месторождение золота, по оценкам, в 3 раза превышающее уже имеющиеся в стране запасы.
Более 10% мирового золотого запаса находится в руках индийских женщин-домохозяек. Вдумайтесь в эту цифру: это больше, чем количество золотых резервов Америки и МВФ, это просто гигантский процент.
Страна золотых украшений
Индия стояла у истоков ювелирной промышленности. В древности города Канчипурам и Варанаси были флагманами в производстве золотых украшений. Индийские мастера получали большое вознаграждение за работу, кроме того, богачи оставляли “сдачу” золотом в награду за филигранную технику. До сегодняшнего дня большинство украшений производятся в Индии вручную, и страна является азиатским лидером в этой сфере.
Индийские золотые украшения могут много рассказать об обладателе, поскольку в них вкладываются определенные смыслы, и они очень красноречивы. Ожерелье «мангал сутра» носят замужние женщины, браслеты указывают на количество и пол детей, и так далее. Существует и деление украшений на касты, как и людей. Например, браслеты для щиколоток из золота могут надевать лишь женщины из высших сословий.
Широко используется золото и для производства интерьерных украшений, как правило, фигурок божеств для храмов и жилищ. По приблизительным оценкам, в индийских храмах находится около 3000 тонн золота.
Золото используется также ткачами при производстве сари. Золотая нить — обязательный атрибут национальной одежды индийских женщин. Произведением искусства можно считать сари пайтхани, их назвают «поэмой в шелке и золоте». Фон таких сари выткан из чистого золота, а шелк используется для нанесения узора. Такие сари может себе позволить только знать, но и на отделку обычного современного сари порой идет до 300 грамм золотой нити, которая в Индии называется “зари”.
Золотые традиции
Естественно, золото — привилегия богатых. Но в Индии даже самые бедные люди стараются купить хотя бы несколько скромных украшений или монет. Кроме религиозного ориентированного смысла, существует еще чисто практическая сторона вопроса. Золото всегда являлось средством накоплений и способом защиты от инфляций. Но, что интересно, у индусов с золотом свои отношения — они к нему сильно привязываются и расстаются крайне неохотно, исключительно в случаях большой нужды или вовсе безвыходного положения.
Приобрести золото в Индии можно практически везде: на рынках, в ювелирных магазинчиках и больших салонах. Даже существует сеть автоматов, как в СССР для продажи газировки, в которых можно купить золото, серебро и драгоценные камни.
Ах, эта свадьба…
Самая прочно укоренившаяся традиция, связанная с золотом, это его использование в качестве украшений и подарков на свадебных церемониях. Поговорка “что за свадьба без баяна” в индийских реалиях может быть перефразирована на “что за свадьба без золота”. Вся золотодобывающая промышленность мира ориентирована на сезон свадеб в Индии — с сентября по январь. В этот период традиционно растут цены на золото на мировом рынке.
Также дарят золото по поводу рождения ребенка, на религиозные праздники, поздравляют золотым подарком с продвижением по карьерной лестнице.
Почему индийское золото желтее нашего
Это и объясняет такой яркий, солнечный цвет традиционных индийских украшений.
Они имеют ряд недостатков, например, более подвержены деформации из-за мягкости металла, но чистота для индусов важнее, чем прочность.
Вы можете себе представить масштаб поклонения золоту только по одному занимательному факту — индусы закладывают небольшой кусочек золота в фундамент будущего дома. Вся жизнь этой удивительной страны — сплошной самородок.
Источник: ftimes.ru