С чего же начинается изготовление ювелирного украшения? Начинается оно с модели и заканчивается – попаданием на прилавок магазина, а уже далее на вашу шею или руки. Но какие этапы проходит сам процесс творения роскошного произведения искусства из металла и камней?
Ювелирное изделие
Как создаются ювелирные украшения: эскиз, выбор материалов, отлив, закрепление камней и финишная отделка.
Мастер создает эскиз – он отображает на бумаге свою мысль. Если ювелирное изделие слишком сложное с позиции технического исполнения – изделие разбивается на несколько частей, которые после отливки крепят между собой.
Когда эскиз готов – создается реальная, трехмерная модель. Тут может быть несколько вариантов:
1. Если его изготавливают в единичном экземпляре – восковая модель растапливается металлом, который будет заполнять пустоты бруска и приобретать заданную форму.
2. Если будет запускаться в серийное, массовое производство – изготавливают модель из никель-цинкового или серебряного сплава. Далее изделие запекают в специальной форме, которая после приобретает форму изделия – ее используют для массового отлива.
Как из кучки золота сделать золотой браслет. Gold Bracelet | Ювелирные украшения из золота
3. Существует еще один способ – при помощи специальных CAD-систем создают на практике 3Д модели на компьютере, уже с их помощью в будущем отливают само украшение.
Когда модель готова – закономерно возникает вопрос о том, из какого металла и какие камни применять в украшении :
1. Выбирая металл – тип, сплав последнего зависит от модели будущего украшения, а также предпочтений самого заказчика.
2. Камни – это могут быть как драгоценные, так и полудрагоценные минералы, и самоцвет. Тут вы можете полагаться только на свой вкус и финансовые возможности, так как одни стоят дороже, другие дешевле.
3. Иные материалы. Если золото или платина, камни – для вас банальность, тогда можете остановить свой выбор на дереве или смолах, шпагате или иных, менее распространенных в ювелирном деле материалов.
Важно! Независимо от выбранного металла или камней, иных материалов – все они должны гармонично сочетаться меж собой.
Отлив украшения
Именно литье – самый важный в ювелирном деле этап создания украшения. Изделия в большинстве своем производят массово – об этом и поговорим далее. Сбирают воедино несколько восковок и припаивают их на один стержень – выходит такая себе болванка в виде елочки.
Ювелирное украшение
Именно ее формуют мастера в специальный глиняный состав и запекают – из нее вытекает воск, образуя пустоты. Именно эти самые формовочные пустоты и будут служить основой для заливки металла. После затекания форма остывает, ее очищают и далее применяют в процессе изготовления ювелирного украшения.
Монтаж украшения
В большинстве своем ювелирные украшения делают не в виде единого изделия, а отдельных его составляющих частей – после отливки их соединяют между собой в единое изделие. Именно этим и занимается мастер монтировщик – части соединяют в изделие, устраняют погрешности и украшению придают более или мене завершенный вид.
Как делают золотые цепочки. Производство цепочек из золота
Важно! От мастерства ювелира зависит не только внешний вид изделия, а насколько долго он будет носиться, не развалиться ли после первого же выхода в свет.
Полировка и шлифовка
Когда изделие готово – для завершения требуется всего немного, а именно придать ему роскошный блеск. И в этом случае мастер применяет шлифовку и полировку украшения – могут применяться один из нескольких видов:
· химическая полировка – помогает убрать с поверхности металла оксид, оставшийся после оливки;
· шлифовка изделия – по сути грубая обработка изделия, придающая ему завершенный внешний вид, ликвидирует дефекты;
· полировка – при помощи мягко ткани полируют саму поверхность металла, придавая ей зеркальный блеск;
· галтовка – изделие прокручивают в барабане со специальным абразивным составом, соединяя в себе по сути полировку и шлифовку в едином целом.
Как видим, сам процесс создания украшения – это долгий и кропотливый труд, но в конечном итоге на свет появляется настоящее произведение искусства.
Источник: dzen.ru
Все про золото: каких бывает видов и цветов, как выглядит и какой имеет состав
Самородки – это уже не просто песок, это цельные куски металла произвольной формы. Могут быть как мелкими – весом в несколько грамм, так и просто гигантскими – в десятки килограмм. В них присутствует различное количество примесей.
Шлиховое золото
Добытое необработанное золото, прошедшее первичную промывку водой от легких частиц других минералов, называют шлиховым. В дальнейшем такой металл подвергается расплавлению и очищению.
Аффинаж золота – что это такое
Чтобы получить очищенное от примесей, так называемое аффинированное золото, используют различные технологии, основанные на его физических и химических свойствах. В зависимости от сложностей процессов и необходимых мер безопасности очищение может производиться как в обычных домашних условиях, так и в лабораторных и промышленных.
Аффинаж электролизом – самый безопасный и недорогой способ, обеспечивающий высокое качество очистки.
В общем случае выделяют три способа аффинажа золота:
- сухой (метод Миллера) . Основан на использовании газообразного хлора, который, вступая в реакции с металлами-примесями, образует с ними летучие соединения. Эти испаряющиеся вещества, как и сам хлор, очень токсичны. Поэтому такой процесс требует профессионального вытяжного оборудования;
- мокрый (химический) . Основан на свойстве золота вступать в реакцию с царской водкой, которая представляет собой смесь соляной и азотной кислот. Металлы в ней растворяют, полученный раствор специальным образом фильтруют, а золото в виде осадка затем поддается восстановлению;
- электролитический (электролиз) . Заключается в растворении анода из очищаемого золота и последующем осаждении его частиц на катоде под действием электрического тока. В раствор для электролиза входит хлорное золото (золото, растворенное в царской водке). Наибольший эффект данный метод дает на уже достаточно чистом сырье.
Лигатура золота – это вспомогательные металлы, добавление которых позволяет получить золотой сплав с требуемыми свойствами – твердостью, цветом, стоимостью.
Значение 18 карат говорит о том, что сплав состоит из 18 частей (то есть, 75%) чистого золота и 6 частей лигатуры. 18-каратное золото соответствует 750 пробе.
Особенной популярностью пользуются изделия 14 карат, что соответствует 585 (583) пробе. Такое лигатурное золото обеспечивает приемлемый баланс между его качеством и стоимостью.
Также существуют сплавы в 12 карат (500 проба) и 9 карат (375 проба) . Однако уже из материала, содержащего 50% чистого золота, довольно сложно найти качественные ювелирные изделия.
Следует отметить, что термин «карат» применяют не только для обозначения содержания чистого золота в сплаве, но и для веса бриллиантов и других драгоценных камней. Эти два понятия следует различать. В первом случае используется термин «karat» и значение записывается как, например, «18к» (18-каратное) или «14к» (14-каратное). Во втором случае – «carat» и аббревиатура «с» или «ct».
Каких цветов бывает золото
Наиболее традиционным является желтый металл. При этом желтый цвет настоящего чистого золота 999 пробы самый насыщенный и яркий. Однако золото в природе – не обязательно такого цвета. Например, самородки, содержащие большое количество примесей, могут иметь довольно неожиданную окраску. А вот золотой песок и крап золота в других минералах часто отличаются желтым блестящим оттенком, по которым их легко распознать.
Помимо всем привычного цвета, популярными становятся золотые украшения самых разнообразных и порой неожиданных окрасок. Введение в сплав определенной лигатуры – вот от чего зависит цвет золота в ювелирных изделиях.
Обычно в состав желтых сплавов входят серебро и медь. Оттенок золота будет зависеть от процентного соотношения лигатуры.
Увеличение доли меди придает цвету мягкости и теплоты. Если она преобладает в составе лигатуры, то сплав приобретает красный оттенок. О таком золоте можно почитать по ссылке.
Чем больше доля серебра в желтом сплаве, тем он становится светлее. При преобладании этой лигатуры золото приобретает красивый лимонный цвет – про этот вид золота почитайте в другой нашей статье.
Изысканно и элегантно смотрятся изделия из белого металла. Обычно, помимо самого аурума, такое золото состоит из серебра и дополнительных элементов – никеля, палладия, платины. Причем каждый из этих металлов придает сплаву свой характерный оттенок и отблеск. Кроме них, также могут добавлять и другие элементы, которые обеспечат изделию требуемые свойства (например, цинк, кадмий). А подробнее о белом золоте – вот тут.
Существует простой и недорогой способ, как изделию, изготовленному из обычного желтого сплава, придать цвет белого золота. Он заключается в покрытии поверхности изделия тонким слоем благородного металл – родия. Отсюда и название – родирование. Также этот способ используется для придания более роскошного вида и блеска изделиям из недорогих сплавов белого золота. В этой статье дана информация о родировании.
Кроме уже привычных желтого, красного, белого золота, существуют и более экзотические варианты – зеленое, синее, фиолетовое, коричневое.
Зеленое золото бледного оливкового оттенка представляет собой сплав золота и серебра. При этом желтизна металла устраняется при содержании серебра, начиная от 30%.
Более насыщенные оттенки и темные тона зеленого цвета можно получить при добавлении в сплав кадмия и цинка. Однако такие изделия довольно хрупкие. Кроме того, кадмий – токсичный металл, и длительного контакта с ним следует избегать. Из-за этого украшения из таких зеленых сплавов, хоть и красивы, но непригодны для повседневного ношения.
Детальный химический состав синего золота часто остается секретом ювелиров, ведь такие изделия оригинальны и эксклюзивны. Считается, что необычный цвет обусловлен добавлением кобальта или стали и хрома. Причем в первом случае оттенок получается более нежный, с голубизной.
Синее и голубое золото не отличаются прочностью и износостойкостью, поэтому отдельные изделия из них изготавливают редко. Чаще всего эти сплавы используется в качестве вставок в украшения.
Яркий фиолетовый цвет золото приобретает при добавлении примеси алюминия или калия. Так же получаются лиловые или аметистовые оттенки. Такая окраска доступна только для изделий, имеющих 750 пробу.
Шикарно и благородно выглядит золото коричневого, шоколадного и бурого цветов. Оно представляет собой сплав с медью, серебром и палладием и отличается прочностью и твердостью. Цвет золота получается в результате дополнительной химической обработки. Обычно его используют для элементов часов. Украшения из коричневого золота дорогие, обычно инкрустируются драгоценными камнями.
Банковское золото
Банковское золото рассматривается как объект долгосрочного инвестирования. Это могут быть слитки различного веса или монеты из аффинированного металла высшей пробы.
Накопление сбережений из драгоценных металлов называется тезаврацией.
В период экономической и политической нестабильности, войн и кардинальных реформ перевод капитала в золотые запасы осуществляется для защиты от инфляции, обесценивания и потери валюты.
Отношение к инвестированию в банковское золото может быть неоднозначным. С одной стороны, этот драгоценный металл всегда востребован и ценен. С другой же, рост его стоимости довольно медленный и она не застрахована от неожиданных и стремительных обвалов.
Дубле
Золото-дубле получило широкое распространение после 1860х годов. Развитие технологий позволило поставить на поток изготовление единообразных и недорогих украшений.
Такое золото представляло собой раскатанный плоский лист, толщиной не более бумажного. Из этого листа штамповкой вырезали две части украшения, которые потом спаивали друг с другом, а полость между ними заполняли дешевыми цветными металлами. На старинных изделиях, изготовленных из дубле, заметен стыковочный шов между двумя половинами. Данное золото также называют накладным или раскатанным.
Сусальное золото
Сусаль представляет собой очень тонкие, порядка 100 нанометров, листы, полученные путем расплющивания молотом специальных заготовок из золота. Часто используется для декорирования, покрывая наружную поверхность изделия. Например, сусалью золотят купола церквей.
Отдельные листы собираются в книги и обычно в таком виде продаются. Однако встречается сусальное золото и в виде порошка, хлопьев или закрученное в рулон. Больше информации можно найти по ссылке.
Медицинское золото
Эта разновидность имеет вполне классический «золотой» внешний вид. Однако на самом деле она представляет собой медицинскую сталь (другое название – хирургический сплав), снаружи покрытую тонким слоем золота. Этот материал отличается повышенной прочностью и гипоаллергенностью. Благодаря этим свойствам его использование не ограничивается медицинской сферой.
Из сплава изготавливают и качественную бижутерию, неотличимую непрофессионалом от драгоценных ювелирных украшений. Подробности о медзолоте можно посмотреть тут.
Дутое золото
Массивные, объемные, но легкие украшения изготавливают из дутого золота. В основе таких изделий лежит металлическая проволока, на которую наносится слой золота. Потом ее выплавляют, а покрытие остается. Таким образом получается золотое изделие, пустотелое внутри.
Дутое золото подойдет любительницам крупных украшений. Благодаря малому весу они комфортны в носке и имеют невысокую стоимость. Часто ювелиры в них воплощают оригинальные идеи, узоры и сложные плетения.
Недостатком дутого золота является его хрупкость.
При ношении таких изделий следует избегать сильной нагрузки, которая может привести к их деформации и повреждению. Поэтому они не очень подходят для постоянной носки.
Турецкое золото
На самом деле, турецкое золото, несмотря на название, совсем не турецкое.
Турция не имеет своих золотых месторождений. Металл импортируется, в основном из Германии и США.
Турецкие мастера издавна славятся своими невероятно красивыми изделиями, интересными и необычными украшениями. А их низкая стоимость привлекает покупателей со всего мира.
Однако низкая цена может быть обусловлена не только большой конкуренцией между местными ювелирами, но и низким качеством применяемого золотого сплава. Поэтому следует с большой внимательностью выбирать изделие и не сильно доверять улыбчивым продавцам. Использование дешевых примесей, например, никеля, может вызывать сильные аллергические реакции.
Далеко не на всех турецких украшениях стоит проба золота. По возможности, конечно, лучше приобретать изделия из опробированного металла, особенно если его качество подтверждено сертификатом. Однако стоит иметь в виду, что местные умельцы давно научились ставить любые клейма. Поэтому если внешний вид золота вызывает сомнения, лучше совершить покупку в другом месте.
Качественное золотое украшение не может стоить очень дешево. Низкая стоимость говорит о малом содержании золота или умелой имитации.
Гальваническое покрытие золотом
Такое покрытие используется для придания изделию благородного «золотого» вида и улучшения свойств сплава, например, гипоаллергенности и защиты от коррозии. Гальваника золотом основана на оседании частиц благородного металла на изделии под действием электрического тока. Этот способ активно применяют при изготовлении бижутерии из дешевых сплавов, также распространено золочение серебра. Кроме украшений, его можно встретить и на бытовых предметах, сувенирах, наградах и многих других предметах.
Недостатком украшений с таким покрытием является его недолговечность при постоянной носке.
Со временем слой золота стирается при контакте с кожей и его придется восстанавливать для поддержания привлекательного внешнего вида изделия.
Сплав золота и серебра
Природный сплав золота и серебра был известен еще с давних времен. Так, в Древнем Египте он использовался в архитектуре, а в Лидии (страна Малой Азии) из него чеканили монеты. Сплав получил название электрум.
Содержание элементов в электруме может варьироваться в широких пределах – от 15 до 50% (иногда рассматривается и до 80%) серебра, остальное – золото, возможно небольшое количество примесей – железа, меди, висмута и других металлов.
Цвет сплава зависит от соотношения составляющих элементов: от солнечно-желтого до холодного серебристого. При промежуточном содержании серебра (около 30%) приобретает оливковый оттенок. При этом искусственно созданный сплав с таким цветом уже называют зеленым золотом.
Золото исторически настолько плотно вошло в жизнь человека, что по праву заслужило называться королем среди металлов. Конечно, чаще всего мы сталкиваемся с ним в виде ювелирных изделий.
Выбор на современном рынке золотых украшений огромен. И искушенные ценители, и противники классического желтого металла могут найти много интересных вариантов. Особое внимание стоит обратить на изделия, обработанные алмазной огранкой. Эта технология придает украшению яркий блеск, притягивающий взгляд, и подчеркивает благородность золота.
Источник: www.alltime.ru
Как изготавливают золотые украшения
Золотой цепочкой украшали себя ещё до античности, в культурах Междуречья. Остаётся она едва ли не самым популярным украшением и в наши дни. Как маленький слиток золота превращается в ювелирное изделие, читайте далее.
Как делают золотые цепочки на ювелирной фабрике?
Процесс создания этой ажурной красоты трудоёмок и увлекателен, хотя и современным мастерам намного легче, чем ювелирам древности.
Историческая справка! В древнем мире носить золотые лица могли лишь лица царского рода – так демонстрировалось божественное происхождение. Позже отсутствие подобной родословной с успехом заменялось богатством.
Пошаговый процесс создания цепочки
Путь от золотого слитка к украшению выглядит так:
- подготовка сплава;
- охлаждение сплава в литейной машине;
- обработка пресс-формой;
- прокатывание через обжимную машину;
- обработка стан-тендемом;
- прогревание в печи;
- обработка на алмазном стане.
По окончании всех манипуляций получаются целые катушки золотой проволоки, из которой потом и делают цепочки разного плетения!
Интересно! Сотрудникам ювелирной фабрики приходится не только проходить через металлоискатель по окончании трудовой смены, но и отказываться от ношения украшений! Чтобы не было не только краж, но и малейших подозрений в них.
Путь превращения металла в цепочку увлекателен уже на этапе подготовки сплава: изделие и высочайшей пробы не состоит из чистого золота! Чрезмерная мягкость чистого золота требует примесей. Красноватый оттенок обеспечивает добавление меди, а латунь позволяет ускорить процесс создания сплава, получаемого в тиглях. Температура плавления – 1010°C. В зависимости от пропорций добавок получают сплав либо 14, либо 18 каратов.
Смеси надо затвердеть – это происходит в воде литейной машины, откуда заготовка поступает в круглую пресс-форму. Прошедшее через неё золото превращается… в двухметровую жердь! Её режут пополам и придают квадратную форму в прокатном стане. После чего ролики стан-тандема вытягивают заготовку в толщину вермишели, закрученной в спираль длиной в 24 м.
Теперь надо вытянуть золото в проволоку – спираль отправляют в печь, разворачивают и пропускают через стан с алмазами, поливая жидкой смазкой. Итог – 3 км золотой проволоки, намотанной в катушку.
Прогрев её напоследок в печи, начинают плести цепочки на специальных станках. Чтобы почти готовые изделия не слипались, их обсыпают особым порошком и снова прогревают до 815°C.
Прикрепив застёжки, для чего есть особый станок, и проставив пробу, почти готовые цепочки последовательно погружают в четыре цистерны с химическими растворами – так смываются все загрязнения. Напоследок золотые изделия покрывают жидким золотом – для блеска.
Если специалист по контролю качества не найдёт погрешностей, украшения поступают в продажу.
Методы плетения золотых цепочек
Дизайн изделия зависит от способа плетения. Чаще всего встречаются:
- «верёвка»;
- венецианское плетение;
- якорное плетение;
- «паучок».
Верёвочное плетение остаётся простейшим: пропустив проволоку через пару звеньев, станок замыкает их.
Для якорного способа требуется машина посложнее, воспроизводящая технологию изготовления якорной цепи, но – в миниатюрном варианте. Проволока проходит через одно звено, концы замыкаются и делается следующее звено. Со скоростью 600 звеньев в минуту! Аналогичным способом изготавливается «Паучок».
Особого станка требует венецианское плетение – проволоку в специальном канале механические зажимы закручивают вокруг формы, соединяя с предшествующим звеном. За качеством звеньев, изготавливаемых на любом станке, следит особый специалист.
Интересно! Несмотря на все достижения прогресса, есть типы плетения, выполняемые исключительно вручную. Поэтому профессия цепевяза редка, но до сих пор актуальна. Освоить её может лишь обладатель поистине золотых рук!
Источник: tkaner.com