Издревле на Руси на каждом предмете утвари, на каждой одежке, а также домах изображали различные элементы, символы, которые складывались в узоры. Каждая деталь имела свое значения и место. Так формировался русский народный узор.
Исторические сведения о русском народном узоре
Следует понимать, что существует два термина – узор и орнамент. И это изначально было не одно и то же. Даже сейчас орнаментом можно назвать не каждый узор. К примеру, если это постоянно повторяющийся рисунок (раппорт).
На Руси считалось, что узор гораздо глубже, он больше значит. Слово же орнамент является заимствованным с латыни, да и появилось оно гораздо позже и обозначает украшение. На Руси ему был аналог — “украсы”. Считалось, что он предназначен для оформления декоративной стилизации. Однако в дальнейшем эти два понятия переплелись и стали дополнять друг друга.
Русский народный узор – это совокупность различных линий, символов, других элементов, которые могут как повторяться, так и быть в единственном варианте. В разных местностях рисунки могут отличаться. Так, в восточных областях на Руси в узоре можно встретить такой элемент, как “индийский огурец”, который и на сегодняшний день является популярным.
Рисуем русский сарафан
Также каждая местность имела и свою цветовую гамму узоров и орнаментов.
Знаки и символы в русском узоре
Если рассматривать русский народный узор с точки зрения символики, то можно сказать, что ни один элемент там не изображен просто так. Каждый имеет свое значение и находится на своем месте.
Самыми популярными символами в узоре являются:
- Звезда Алатырь, или, как ее еще называют, крест Сварога. Она имеет восемь лепестков и символизирует Вселенную, ее циклы сворачивания и разворачивания.
- Также очень популярным является символ Берегини (Рожаницы). Это схематическое изображение женщины, которая оберегает.
- Очень значимым символом является Древо Жизни, которое иногда еще называют Мировым деревом. Он объединяет в себе мировую ось, мироздание и род.
- Всем известен символ Коловрат. Во времена Гитлера свастика стала символом войны и фашизма, однако изначально это было вовсе не так.
- Также популярен символ Орепей, который представляет собой гребенчатый ромб. Этот символ приносит счастье, равновесие и душевное спокойствие.
- К тому же, используют в узоре и орнаменте цветы, звезды, спирали и другие символы, каждый из которых несет определенное значение, усиливая положительную и защитную энергию человека.
Помимо вышеперечисленных элементов существует и множество других. К тому же, почти все узоры схемы имеют достаточно разнообразные. Один и тот же символ можно изобразить по-разному, сохраняя, впрочем, общие черты и линии. Так возникают целые обережные фразы, а также небольшие рассказы или заговоры.
Сакральный смысл узора
Следует знать, что один и тот же символ, но изображенный в разных частях одежды, мог иметь разное значение. К примеру, знак Орепей, изображенный в зоне локтя на женской одежде, обозначал предка. Если его изображали на подоле, то он был входом в потусторонний мир.
Рисуем Русский народный костюм фломастерами от РыбаКит
Также символически изображали и древних богов, которые перемещались на колесницах. В них запряжены были различные животные, которые олицетворяли конкретное божество.
Некоторые русские узоры (фото представлено ниже) в своей числовой повторяемости несли определенный код. Так, важными были следующие числа:
- три (Абсолют, Троица, время, пространство);
- четыре (стороны света, времени года);
- семь (символ гармонии);
- двенадцать.
В подобных узорах и орнаментах проявляется и отношение к матушке-природе наших предков. Они своими изображениями как бы просили у нее защиты и покровительства от различного зла, бед и напастей.
Где используют русские народные узоры?
Использование узоров довольно разнообразно. Их применяют в вышивке на одежде, полотенцах, салфетках, для росписи предметов утвари, домов, при резьбе по дереву, металлу. В старину ни один предмет не был оставлен без рисунка.
Русские узоры (фото их есть в нашем обзоре) – это не только красота предмета, но и защита, оберег его владельца. Известно, что даже до возникновения письменности, люди уже изображали на предметах утвари различные символы (ромбы, линии, точки).
Различие узоров в разных регионах
Каждый регион России имеет свою историю росписи, вышивки, узоров и орнаментов. Рассмотрим русский народный узор (картинки некоторых будут представлены ниже) по некоторым видам и местностям:
- гжельская роспись – характерна синяя и белая цветовая гамма в рисунках, которые делаются на керамических, фарфоровых изделиях;
- роспись, которой славна деревня Жостово, на металлических подносах;
- очень интересна хохломская роспись различными узорами, для нее характерен золотистый цвет (также есть красный, желтый и оранжевый);
- помимо этого, во многих регионах изготавливали свои, особые игрушки (дымковская, каргопольская, старооскольская), каждая из которых имела свой, неповторимый узор в росписи;
- также очень известны павловопосадские шали, которые выполняются в красных и черных цветах, с цветочными узорами.
И это даже не все известные промыслы, где применяется русский народный узор.
Самые древние узоры
К наиболее древним узорам можно отнести совокупность различных знаков, которые в старину имели особое значение и просто так не наносились ни на одно изделие. Каждая семья имела свой набор вышивок, росписей, которые передавались из поколения в поколение. Они даже обладать особым смыслом для семьи, быть ее собственным символом. Конечно, со временем знания были утрачены.
Старинные русские узоры дышат на нас таинственностью, силой оберегов, значением каждой завитушки или знака.
Сейчас очень многие собирают в свою копилку подобные изображения, которые имеют смысл.
Как начать рисовать русские народные узоры
Сейчас люди все чаще обращаются к нашему наследию предков, желая возродить утраченные традиции. К примеру, очень многие задаются вопросом о том, как нарисовать русский узор. С чего же начать?
Сперва следует понять, что на Руси существует множество техник росписи, вышивки, которые имеют свои особенности. Для начинающих узоры нужно брать не очень сложные, имеющие повторяющийся рисунок. Так будет легче уловить саму его суть.
Перед самим рисованием нужно потренироваться с простыми его составляющими: точками, линиями, штрихами, капельками, петельками и др. По сути, самый трудный узор и состоит из вышеперечисленных деталей. Из этих простых форм после некоторого времени тренировок можно будет создавать более сложные.
Для того чтобы понять, как нарисовать русский узор, не следует торопиться. Некоторые формы могут действительно показаться сложными, однако нужно помнить, что все они состоят из простых. Раскладывайте сначала повторяющийся рисунок на детали, изображать его начинайте с самых легких и основных, к примеру, точки.
Вокруг нее постепенно дорисовывайте другие формы, и так в самом конце можно получить свой законченный узор. Взгляните на расположенное ниже фото, на котором представлены все этапы рисования. И убедитесь, что процесс этот не такой уж и сложный.
Таким образом, можно научиться, как самому создавать орнаменты и узоры. В принципе, можно брать и уже готовые схемы, а после переносить их на поверхность.
Использование узоров на предметах домашней утвари
Также узоры и орнаменты в древности выполнялись и на предметах обихода, домашней утвари. К примеру, на Руси на солонках изображали шестилепестковую розетку. Это имело символическое значение. Эта розетка обозначала солнце, а соль считали связанной с ним. Также ее изображение часто находили на прялках, как символ бесконечного времени.
Помимо символической росписи утвари, также существовала и просто украшающая изделие. Конечно, она появилась не сразу, а техника вырабатывалась годами.
Следует отметить, что некоторые узоры, схемы которых достаточно сложны, изготавливаются и до сих пор мастерами. Это, к примеру, хохломская роспись, которая очень красиво и богато выглядит. Однако ее изготовление достаточно сложное и многоэтапное.
Использование узоров в вышивке
Русская вышивка на Руси традиционно не просто украшает одежды, рушники, покрывала и другие изделия из полотна, но и является оберегом. Переплетение узоров носит отнюдь не случайный характер. Все символы находятся на своем месте.
Помимо этого, имеет значение в вышивке и цвет нити, которая используется. Рассмотрим некоторые моменты:
- для защиты малыша подойдет вышитый петух или конь в красных или черных цветах;
- для успешной деятельности вышивку следует выполнить в голубых или золотисто-зеленых тонах;
- шерстяная вышивка подойдет в том случае, если уже есть какие-то энергетические дыры, ее делают в области чакр человека;
- лен используют для умиротворения, им вышивают деревья, птиц, звезды или солнце;
- для женщин в вышивке нужно использовать черный цвет, чтобы уберечься от бесплодия;
- для мужчин – зеленый (защищает от ран), синий (оберегает от стихий).
Помимо этого, в вышивке используют и символы – крест (преграда и защита от зла), звезда (небесный огонь), круг (обозначает плодородие, изобилие и материнство) и другие.
Таким образом, русская вышивка – это целый набор знаний, который применяли наши предки в древности, защищая себя, родных и свой род.
Использование узоров на одежде в старину
Наверное, самым известным применением узора и орнамента является народный костюм. Даже самый несведущий в этом деле человек узнает эту вышивку. Правда, цвета и узоры русских народных костюмов опять же разнятся по регионам.
К примеру, чем южнее местность, тем ярче одежда была у людей. Это было обусловлено тем, что раньше краска была натурального происхождения, и чем теплее было, тем большее существовало разнообразие в возможностях ее произвести.
Если говорить про мужскую и женскую одежду, то первая почти не имела отличий в регионах, разве что предпочтения по цвету и узору. А вот женская одежда была довольно разнообразна и значительно отличалась.
Геометрические узоры, а также вышивка разнообразных фигурок животных была очень популярна в северной части России. А вот южные имели более цветную вышивку (часто красную).
Применение русского народного узора в современной одежде
Русский народный узор на одежде периодически возвращается в моду. Известные модельеры выпускают коллекции с народными мотивами (к примеру, в 1976 году Russian Collection от Ив Сен Лорана).
В наше же время русские узоры давно в приоритете у истинных ценителей. Помимо колоритных традиционных, используют яркие цветочные (или другие народные) принты. Вспоминаются старинные узоры, которые мастерицы вышивают на одежде для своей семьи и друзей. Также наверняка можно при желании заказать подобную одежду и для себя.
Также остаются популярны изделия, которые давно заслужили признание как по качеству, так и по стилю (к примеру, павловопосадские платки).
Таким образом, русский узор просто не может уйти в небытие. Его влияние на народ неоспоримо, это его наследие, и когда-то он по праву займет полагающееся ему место в сердцах людей. Ведь старинные русские узоры поистине несут в себе гармонию и красоту, которая была известна нашим предкам. Также это и наша история, которую негоже забывать.
Источник: fb.ru
Рисование «Жостовские подносы» в подготовительной группе поэтапно с фото
Материалы:
— Гуашь, палитра, кисти, бумага (ватман, бумага для черчение или рисование) формата А 3
Заранее раскрашенные черной гуашью на белом фоне формы подносов (по количеству детей в группе)
Приложение
Фотографии Жостовских подносов на черном фоне.
Рассмотрим какой формы бывают подносы
Подносы различаются не только формой, но и размером
Назначение подносов — практическое сейчас все больше уступает декоративному.
Подносы становятся украшением кухни, предметом коллекционирования.
Роспись, дополненная инкрустацией из перламутра можно встретить и на художественных выставках и в музеях и частных коллекциях.
Виды цветочных композиций
Виды цветов
Вступление
Русское народное искусство окружает нас с самого детства. Оно привычное, родное, знакомое. У каждого дома найдется хохломская ложечка, гжельская ваза, дымковский сувенир или даже Жостовский поднос.
История промысла хорошо и подробно отражена в википедии:
Рисование подносов из Жостова – увлекательная задача для дошкольников. Если есть возможность не просто рассмотреть их на фотографиях или картинках, а подержать в руках – дети никогда не забудут этого ощущения. Даже познавательные видео не дадут такого полного впечатления.
У нас в студии есть два настоящих круглых Жостовских подноса. Оба – на традиционном черном фоне. Причем большой — достаточно тяжелый. Дети, передавая из рук в руки сначала маленький, а затем и большой поднос, не просто рассматривали изящные цветы и листья, но и ощущали его весомость, представляя, как мастер вырубал его из листа металла, а мастерица расписывала, держа на коленях.
Ход занятия
Черный фон готовится заранее. Лист бумаги формата А3 складывается в четыре раза. У него срезаются плавной линией края. Затем получившийся трафарет обводится простым карандашом на каждом листе и раскрашивается. Для этого лучше использовать большую мягкую кисть (белку или пони). Я брала кисть № 10.
Сначала одним движением проводим по контуру, а затем заполняем его. Достаточно быстро можно раскрасить все листы и оставить сушиться. Рисовать на них можно на следующий день.
Для начала берем тонкую кисть №1 и охру. Намечаем симметричные точки на одинаковом расстоянии от края подноса сверху, снизу, слева и справа. Это поможет в дальнейшем ровнее рисовать орнамент на бортике подноса.
Возле точек слева и справа рисуем капельки (полностью кладя кисточку на бумагу). Этот способ называется «примакивание».
Завершаем рисунок, не оставляя пустых мест.
Намечаем три серединки будущих бутонов. Рисуем из той же кистью желтым цветом. Охра слегка приглушает желтый. Рисуем точки на вершинах воображаемого треугольника. Один цветок располагаться будет вверху, а два внизу. Здесь может понадобиться помощь взрослого.
По крайней мере, можно поставить точку на месте серединки верхнего цветка.
Красным цветом рисуем верхние лепестки. Они похожи на сердечки. Получить сердечки можно, отпечатав два раза кисточку под небольшим углом.
Добавляем такие же лепестки слева и справа у каждого цветка.
Нижние лепестки рисуем крупнее и форму выбираем более округлую. Они ближе к нам развернуты. Стараемся рисовать их так, чтобы между ними оставалось немного черного цвета.
Оранжевым цветом оживляем лепестки. Добавляем его немного, с края. Рисуем не прямыми мазками, повторяя изгибы лепестков. Можно и форму лепестков подправлять (если автору кажется, что они маловаты или не так изогнуты).
Теперь займемся листвой. Берем светло – зеленый цвет и намечаем направление листьев. Рисуем прямые линии, располагая их между цветами от середины к краям.
Раскрашиваем листья, придавая им вытянутую, овальную, а не круглую форму.
Темно-зеленым цветом этой же кистью рисуем справа и слева от крупных листьев маленькие, слегка изогнутые листочки. На больших листьях темно-зеленым рисуем по краю тень.
Можно добавить в наш букет тонких травинок, располагая их симметрично или произвольно, как в этом варианте.
Источник: ped-kopilka.ru
Мезенская роспись
Русские народные промыслы — форма народного творчества, ярким представителем которых является мезенская роспись. Сегодня мы нарисуем тарелку, оформленную в стиле мезенской росписи.
Создание мезенской росписи в векторе
После запуска редактора размеры документа не изменяем.
Шаг 1. Создаем орнамент для тарелки
Начнем с изображения тарелки. Растягиваем круг с обводкой красным цветом и заливкой цветом F9E2AE. Толщину обводки подберите, как говорится, на глаз.
Добавляем еще один контур, это круг. Обводку задаем красным цветом, а вот заливку можно отменить. Толщину обводки сделайте меньше чем у внешнего круга приблизительно в три раза.
Теперь создадим орнамент между двух обводок. Очень часто в орнаментах мезенской росписи присутствуют треугольники.
Так мы и поступим. Рисуем треугольник с красной обводкой. Внутри первого треугольника нарисуйте еще один треугольник с заливкой черным цветом. Далее выравниваем оба контура и группируем Ctrl+G.
Теперь нам необходимо несколько копий этого треугольника. Точное количество нужно подобрать опытным путем. У меня получилось 27 штук. Для «размножения» используем Ctrl+C/Ctrl+V.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
После создания нужного количества копий рисуем окружность радиусом меньше внешней обводки и больше внутренней. Выделяем все элементы (треугольники и окружность) и заходим в меню Объекты-расставить . В закладке Полярные координаты указываем По последней выбранной окружности и жмем Расставить .
В результате имеем треугольники расставленные по окружности. Если необходимо увеличить или уменьшить количество треугольников, то отменяем расстановку Ctrl+Z, затем добавляем (удаляем) треугольники и опять расставляем.
Небольшая справочка
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный. Предметы покрыты простым узором- звёздами, крестиками, чёрточками. Основные элементы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты, стилизованные изображения животных и птиц. Вроде не сложно. Вооружаемся векторным редактором и приступаем к работе.
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
Так как я буду добавлять еще элементы в орнамент, между треугольниками я оставил свободное пространство.
Рисуем еще один элемент орнамента- елочку, ее размер сопоставим с треугольником. Для этого используем кривые Безье В. Рисуем вертикальную линию, а потом добавляем ветки справа и слева.
Выделяем элементы елочки, группируем. Затем «размножаем» и опять расставляем по окружности как на предыдущем шаге. Группируем все елочки.
После группировки размещаем между треугольниками. Выравниваем. Отлично.
Рисуем еще одну окружность красного цвета внутри созданного орнамента.
Между двумя внутренними окружностями размещаем еще один простенький орнамент. Для этого рисуем два круга (на рис. слева), накладываем и применяем операцию с контурами Разность . Дублируем полученный элемент (на рис. в центре) и отражаем по горизонтали. После чего группируем оба элемента (на рис. справа).
В очередной раз «размножаем» элемент орнамента и размещаем по окружности. Выравниваем все элементы тарелки и группируем. Фу-у-у, готово.
Шаг 2. Символические изображения живых существ в мезенской росписи
Олени (кони) выглядят в мезенской росписи достаточно примитивно. Нужно нарисовать хоть что-то похожее на этих животных. В качестве примера я использовал образцы мезенской росписи на я-картинках и инструментом кривые Безье ставил опорные точки. Заливку задаем красным цветом, а обводку оставляем черной.
Ноги рисуем тем-же инструментом. Заливку задаем черным цветом.
Дублируем ногу (Ctrl+D), немного изменяем с помощью инструмента Редактировать узлы и рычаги (F2). Добавляем оленю четыре ноги и рисуем небольшой хвост. Хвост это небольшая кривая с контурным эффектом taper stroke .
Несколько таких кривых добавляем в качестве рогов и шерсти. После этого выделяем все объекты и группируем.
Нам нужна пара таких существ, продублируйте их и разместите их в центре тарелки, друг против друга.
С помощью кривых нарисуйте землю. Для создания волнистой линии используйте способ из 3 Шага .
Последующие шаги выполняются инструментом Кривые Безье, к линиям применяется контурный эффект taper stroke . Ниже показаны шесть шагов рисования лебедя. Для заливки замкнутой области используется инструмент Заливать замкнутые области .
Поочередно выделяем элементы лебедя и группируем.
Аналогичным образом рисуем утку. Сначала рисуем небольшую кривую, применяем контурный эффект. Далее остается дублировать, сдвигать и поворачивать очередную копию.
Поочередно выделяем элементы утки и группируем. По два экземпляра каждой птицы размещаем на тарелке. Уток я разместил в верхней части тарелки, а лебедей в нижней.
Шаг 3. Растения и другие декоративные элементы
Для рисования растений опять используем кривые. Крайний правый элемент нарисован с помощью инструмента Рисовать спирали и звезды . Сначала кривыми рисуем элементы цветка.
Из этих элементов «собираем» цветок и растение. Группировать элементы можно любым способом, получая различные растения. Я нарисовал вот такую пару растений.
Не забываем выделить и сгруппировать элементы.
Далее из отдельных кривых рисуем ель. Сначала ствол (рис. слева), затем рисуем одну нижнюю ветку (рис. в центре, ставим две опорных точки и искривляем, потом применяем контурный эффект taper stroke). Все остальные получаем дублированием и уменьшением копий нижней ветки (правый рис.).
Выделяем все элементы ели и группируем.
Давайте разместим на тарелке. Ель помещаем между оленями, большой цветок в нижней половине и по центру. Два маленьких цветка в нижней части под оленями.
Ну и добавим самые простые элементы звезды, крестики, волнистые линии. Разместите их произвольным образом и добавьте месяц. Месяц получаем из двух кругов и операцией Разность .
p, blockquote 36,0,0,0,1 —>
Ну вот мы и закончили рисовать тарелку в мезенской росписи. Получилось в общем неплохо. Посмотрите еще уроки по народной росписи .
Источник: enascor.ru