Древнеегипетские гробницы донесли до нас замечательные образцы прикладного искусства. Сухой климат Африки сохранил прекрасные изделия из дерева и даже образцы тканей. Египетские цари и придворные знали почти все виды мебели, пользовались изящной посудой из камня, глины и стекла, носили тончайшие одежды и роскошные украшения.
Мебель
Для изготовления мебели египтяне использовали много разных пород дерева – эбеновое, которое произрастало в долине Нила, сикомор и акацию – тоже местные породы; а вот кедр, кипарис и черное дерево были привозными. Из дерева производили шестислойную фанеру с толщиной каждого слоя 4 мм. Столяры делали филенчато-рамочную вязку, но филенку не вставляли в рамку, а прибивали к ней. Мебель инкрустировали слоновой костью, покрывали листовым золотом, расписывали, иногда покрывали тонким слоем стука, использовали интарсию. Сборка производилась с помощью деревянных гвоздей, шипов, кожаных ремней .
Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 17. «Маска Фараона Тутанхамона».
Мебель для сиденья была довольно разнообразной – это всевозможные табуреты, часто низкие, стулья, кресла и скамеечки. Кресла служили тронами фараонам (рис. 1) и поэтому были наиболее роскошны. Часто они изготовлялись из черного дерева и украшались инкрустацией или обшивались листовым золотом.
На золотые листы наносился изящный рисунок, инкрустированный цветным стеклом, фаянсом и драгоценными камнями. Кресла имели проножки. Ажурные подлокотники были сделаны в виде священных кобр, цветков папируса и лотоса. Ножки кресел имели форму львиных лап, которые сверху могли увенчиваться львиными головками.
Дополнением к креслу служили скамеечки для ног и мягкие подушки или тюфяки. В том же стиле были выполнены носилки для знати.
Рис.1
Популярны были низкие табуреты с крестообразными складными ножками и кожаным сиденьем. Ножки складных стульев и кресел в нижней части могли иметь форму головы водоплавающей птицы(рис. 2).
Табуреты подчас делались сложных форм, например, табурет с вогнутой поверхностью сиденья (рис. 3).
Конструктивная основа табурета (стойки, верхняя обвязка, проножки), в принципе, сохранилась до наших дней.
Корпусная мебель.
Одежду хранили в небольших комодах, инкрустированных или расписанных. Особенно богато украшались ларцы для драгоценностей (рис. 4).
Они изготовлялись из эбенового дерева, инкрустировались золотом, слоновой костью, синим фаянсом и сердоликом. Формы корпусной мебели часто повторяли архитектурные. Например, ковчег для каноп из гробницы Тутанхамона представляет собой шкаф, имеющий форму дворца (рис. 5). Он был сделан из дерева и обит листовым золотом с нанесенным на него изящным рельефом.
Ложа имели высокое изголовье, украшенное головами животных, их высокие ножки делались в форме звериных лап (рис. 6). Кровать покрывалась циновками из пальмового волокна с нанесенным на них геометрическим орнаментом.
Ювелирное искусство Древнего Египта
Рис.6
Посуда
Посуда из камня. Из камня – базальта, алебастра, известняка делали сосуды различной, чаще цилиндрической формы (рис. 7). Чаши и кубки из базальта могли быть в форме бочонка, шара, сердца. Реже встречаются сосуды в форме животного или птицы. Почти все сосуды из камня лишены декора, их художественная ценность – красота материала и формы.
Поверхность сосудов шлифовалась с помощью цилиндрической трубки, заполненной измельченным кварцем или наждаком, порой многие месяцы. Более сложны по форме и изысканны алебастровые сосуды из гробницы Тутанхамона. В их декоре использованы растительные мотивы. Из алебастра сделаны великолепные крышки каноп в виде головы Тутанхамона.
Посуда и другие изделия из стекла. Самое древнее известное нам стекло относится к третьему тысячелетию до н.э. Расцвет этого ремесла в Древнем Египте приходится на второе-первое тысячелетия до н.э. Стекло широко использовалось в разных видах прикладного искусства. Из него делали бусы, серьги, чаши, ,флаконы, вазы и другие вещи (рис.
8, 9).
Стекло использовалось для инкрустации мебели – в этом случае оно имитировало драгоценный камень, как и в ювелирных украшениях. Стеклодувная трубка еще не была изобретена. Стекло обрабатывалось на стадии вязкого теста, обычно окрашенного в синий цвет [1]. Стеклянная масса сохраняла пластичность очень непродолжительное время.
Тесто накладывали на модель несколькими одинаковыми слоями. Для орнамента использовали стеклянные нити разных цветов – нескольких оттенков синего, зеленый, желтый, красный, белый, черный. Изделия катали по хорошо отполированной поверхности, вдавливая нить орнамента в первый слой и добиваясь совершенно гладкой поверхности. Ручки и подставка изготовлялись отдельно и наваривались. Изделие охлаждали, затем дробили и удаляли модель.
Узор из зигзагов или перьев получали, наматывая на корпус сосуда стеклянные нити и оттягивая их крючком через равномерные промежутки. Основание сосуда украшали толстым белым шнуром, спирально обмотанным цветной нитью.
Ткани и одежда
Основным материалом для изготовления одежды в Древнем Египте был лен. Он известен с пятого тысячелетия до н.э. Реже использовали шерсть и коноплю. Ткани были как очень тонкие – 48 уточных и 64 основных нитей на 1 см, так и шпалерные. Тонкие ткани плиссировали, гофрировали. Ткани были яркие, многоцветные, с изображением цветов и животных, например, гиппопотамов, лодок, картушей и др.
Из шерсти ткали цветную тесьму, украшенную орнаментом разнообразных рисунков. Ткани украшали вышивкой, сеткой из бус и золотых пластинок. Популярные мотивы для вышивки – пальметки, иероглифы, растительный и анималистический орнаменты. Традиционные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, белый.
Основной одеждой мужчины было опоясание из льняного полотна, обернутое вокруг тела и закрепленное на талии. Основной одеждой женщины было узкое платье чаще белого цвета, которое в эпоху Нового Царства украшалось множеством складок (рис. 10). Сделанное из очень тонких тканей, такое платье не скрывало женских форм. И мужская, и женская одежда дополнялась плащами и накидками.
Костюмы фараона, сановников, женщин из их семей и жрецов отличались от одежды простолюдинов не только дорогими тканями, но и большим числом предметов – всевозможными поясами, накидками, шарфиками, разнообразными головными уборами, огромным количеством украшений.
Ювелирное искусство
Ювелирное искусство достигло в Древнем Египте высочайшего уровня. Каждый богатый человек носил множество украшений, которые после его смерти складывали в гробницу. Это были великолепные пекторали (рис. 11), ожерелья, браслеты, кольца, головные уборы и т.д. Все эти украшения носили как женщины, так и мужчины.
К чисто женским относились набедренные цепочки, надеваемые молодыми девушками под прозрачное платье, и серьги (мальчики носили их только до девяти лет). Все украшения являлись прежде всего оберегами, поэтому их орнамент состоял исключительно из символов, иероглифов и изображения богов. Для их изготовления использовали высококачественное золото и эмали, драгоценные камни – бирюзу и агат, изумруд и лазурит, сардоникс и яшму. Египетские мастера предвосхитили технику перегородчатой эмали. На сплошную основу из золота наносили золотые перегородки рисунка, между которыми располагались тщательно подогнанные кусочки самоцветов или фаянса.
Кроме украшений в эпоху Нового Царства изготовлялись мелкие изящные предметы туалета – гребни, туалетные ложечки для притираний в виде плывущей девушки, баночки для мазей, зеркала с ручками в виде колонны, изящно украшенные ножи, опахала и многие другие предметы, которые были найдены в гробнице Тутанхамона.
Орнамент
Египетский орнамент имел влияние на орнаментальное искусство всех народов древности. Основным источником вдохновения для египетских художников служила природа . В основу орнамента легли растительные мотивы – лотос, папирус, пальма, виноградная лоза, ветви плодовых деревьев, а также изображение птиц, зверей и рыб. Особенно часто встречаются изображения священных животных – жука-скарабея, грифа, павиана, барана, змеи, коровы и др. (рис. 12).
Так как любое изображение в Древнем Египте имело магическое, символическое значение и несло какую-то информацию, непременным элементом орнамента были иероглифы, особенно знак анх – символ вечной жизни (конечно, не обходилось и без геометрических мотивов). В богатейшем орнаменте Древнего Египта они встречаются в полном объеме: это всевозможные зигзаги, спирали и меандры, круги и розетки, ромбы и квадраты, полосы и точки и т.п.
Очень популярны сетчатый и чешуйчатый орнаменты. Для египетского искусства в целом была тенденция к смягчению форм, стремлению избежать прямых углов, округлить изгибы. Цвета были условными, локальными. Как правило, они были связаны с цветом материалов, применяемых в ювелирном искусстве. Особенно популярны были синий – цвет лазурита и бирюзовый, желтый, цвет золота, красная охра, черный, белый, зеленый.
Источник: uchitelj.livejournal.com
Украшения Древнего Египта
Фараоны носили золотую диадему – урей, посреди
которой находилась изящная змея (Урей —
принадлежность царского убора фараонов,
представлявшая собой крепившееся на лбу
вертикальное, подчас весьма стилизованное
изображение богини-кобры Уаджит —
покровительницы Нижнего Египта. Рядом с уреем
зачастую помещали изображение богини-коршуна
Нехбе — покровительницы Верхнего Египта.)
6. Искусство Древних ювелиров Египта
Древнегреческие ювелиры создавали украшения
совершенно из разных материалов это было
золото, серебро, драгоценные и
полудрагоценные камни, цветная смальта. Но
таких камней как рубины и изумруды египтяне
еще не знали, вместо них использовались
поделочные камни: аметист, сердолик, гранат, а
также лазурит, который ценился особенно
высоко.
7.
Египтяне любили яркие и насыщенные цвета,
поэтому ювелиры частенько применяли в своей
работе такие техники, как смальта и эмаль.
Популярностью пользовались яркие
разноцветные пасты, которыми покрывались
материалы для украшений. Судя по всему,
любимыми цветами в Древнем Египте были
бирюзовый, зеленый, белый и синий. Вероятно,
на смуглой коже выглядели такие оттенки
довольно эффектно.
8. Ювелирные украшения Древнего Египта
Нередко ювелирные украшения
принимали причудливые формы.
Это могли быть растительные
орнаменты ( виноградная лоза,
васильки маргаритки) и даже
живые цветы использовали в
украшениях но они были
недолговечны. На украшениях
изображали знаки обереги, знаки
пожелания и древние символы
богов а также узоры тексты.
Мы можем увидеть на украшениях
Скарабеев (символ солнца),
изображения змеи ( символ власти)
ладья вечности глаза Уаджета (
защищающего от любой беды и
воскресение после смерти).
9. Орнаменты
10. Виды украшений
Египтянам были известны практически
все виды украшений, которые
используются и сейчас. Самым
популярным аксессуаром были, пожалуй,
шейные ожерелья, которые носили как
женщины, так и мужчины.
Изготавливались они из золотых пластин,
бисера или из подвесок разной формы.
Традиционным украшением Древнего
Египта был ускх, так называемое,
ожерелье-солнце, которое закреплялось на
кожаной подкладке и напоминало
воротник. Ускх фараона мог весить
несколько килограмм, нередко этот
предмет использовали в качестве награды
отличившимся полководцам и
чиновникам.
11. В ходе раскопок были обнаружены и такие древние украшения Египта, как пояса из золотых пластин. А украшения как браслеты,
кольца носили как
женщины так и мужчины. Серьги в форме колец и
кругов (символы солнца) к ним прикреплялись
подвески различных форм в результате чего вес
становился таким внушительным что мог
деформировать мочку уха однако Египтян это ничуть
не смущало.
12. Украшения
Египтяне любили носить золотые или бисерные браслеты на
плечах и запястьях, а женщины – еще и на ногах. Очень
многие носили обереги- скарабеи.
13. Украшения носили при жизни и брали с собой в гробницы – в виде убранства мумий или помещая в ларцы. Пектораль нагрудное
украшение состоящее из сложного
многоярусного узора состоял из разных орнаментов. Это
украшение выражало идею могущества и бессмертия.
Источник: ppt-online.org
рисунок Египет
I was asked to present a lesson for two local libraries and I chose to present «Draw Like An Egyptian.» The lesson plan may be found on Th.
RIVERSIDE ELEMENTARY ART: 3rd Grade-Egyptian Cats
Ancient Egypt Clip Art Set – Daily Art Hub – Free Clip Art Everyday
egipskiej bogini Izydy — Ilustracja stockowa: 5388207
Egypt Egyptian pharoah cleopatra kawaii clipart by DigiMyWorld, $3.99
Patty Estrada Mtz
рисунок Египет
Egyptian Headdress by one of our #Illinois students #art #artwork #lessons #children #kids #art
Источник: www.pinterest.ca
>»>