Как называется греческие украшения

Греки умели изготавливать ткани из шерсти или льна. Существовало много ее видов, отличавшихся друг от друга материалом, толщиной пряжи, а также техникой изготовления полотна. Названия некоторых распространенных сортов нам известны. Так бисосом назывался особый сорт ткани из тонкой шерсти. Аморгином именовали дорогую льняную ткань из тонких, почти прозрачных волокон.

Льняная ткань, изготовляемая в Элиде, называлась биссином. Сами греки не умели выращивать хлопок, но в употреблении была хлопковая ткань, импортируемая из Индии. Она называлась сидоном.

Также нам известно о крученом полотне, которое получали двумя способами: при тканье крепко скручивали нить, что придавало материи равномерно-волнистый вид, или сильно скручивали уже готовую смоченную ткань, придавая ей множество мелких неправильных, разбросанных в беспорядке складочек, благодаря чему она свободно облегала тело, подобно нынешнему крепу.

Древние греки питали большую любовь к яркой белизне шерстяных тканей, но все же окрашивали шерсть в красный, лиловый, желтый и синий цвета. Им доставляла удовольствие сложность рисунков, которые получались на станке ткача или являлись на каком-нибудь фоне с помощью иглы вышивальщицы. На каймах эти рисунки составлялись из геометрических линий, по полю же часто были рассыпаны звезды, листья, цветы, действительные и сказочные животные, изображения богов, сцены охоты и битвы. Впрочем, преобладающей оставалась простая и одноцветная одежда белого или темного цвета, украшенная самое большое желтой, красной или синей каймою.

Ювелирные💍изделия💍в Греции💍

Окраска тканей осуществлялась как минеральными, так и органическими красителями растительного (например, плодами теребинта), так и животного происхождения (вроде червей кермесного дуба). В некоторых полисах было не принято окрашивать ткани. Так спартанцы не имели цветной одежды, кроме красного военного плаща.

Основной одеждой как мужчин, так и женщин был хитон. Существовало несколько его фасонов. Самым простым был несшитый хитон без рукавов, оставлявший обе руки обнаженными (http://www.proza.ru/2014/12/14/354). Но обычно носили хитон, закрывавший одну (http://www.proza.ru/2014/12/14/360) или обе (http://www.proza.ru/2014/12/14/362) руки. Талию обхватывал пояс.

Женщины носили ксоне – подвязку, которой хитон подвязывался под самой грудью (часто таким образом, что ткань глубокими складками опускалась поверх пояса).

Хитон без рукавов, закрывавший только одно плечо назывался эксомидой (http://www.proza.ru/2014/12/14/375). Хитон без рукавов, застегнутый на обоих плечах, но не прикрывавший их полностью назывался эпомисом (http://www.proza.ru/2014/12/14/445). Длинный хитон до пят с рукавами, доходившими до локтей, назывался подирес (http://www.proza.ru/2014/12/14/469), а длинный хитон с рукавами до кистей рук — хейгидотос (http://www.proza.ru/2014/12/14/490).

Пряжки (фибулы) напоминали современные английские булавки (изогнутые в дужке, они заканчивались крючком, в который зацеплялся острый конец булавки) и снабжались самыми разнообразными украшениями.

Одежда древних греков. Прически, косметика и украшения

Поверх хитона греки обычно набрасывали гиматий — очень широкий плащ продолговатой формы (http://www.proza.ru/2014/12/14/871). Короткий дорийский плащ из грубой ткани назывался трибоном. Спартанские подростки и юноши носили его прямо на голое тело. Женский гиматий (калиптра) был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован (http://www.proza.ru/2014/12/14/855). Длинный женский плащ до самых пят назывался пеплосом (http://www.proza.ru/2014/12/14/901).

4. Хламида и хлайна

Иногда вместо гиматия греки одевали хламиду (http://www.proza.ru/2014/12/14/935).
В холодной время гиматий заменяла хлайна – теплый зимний плащ из плотной материи больших размеров, в который закутывались как в толстое одеяло. Способом своего ношения хлайна напоминала пеплос, но хлайна была меньше, считалась по преимуществу мужским одеянием и была особенно распространена в Спарте. Простую хлайну можно было собрать в сборку в ее длину и носить как наш плед, накинув на спину и перетянув концы через оба плеча. Так носили хлайну женщины. Подобную хлайну-шаль называли хланидою.

5. Уход за одеждой

Ее выколачивали, топтали, стирали в воде, смешанной с селитрой и мочой, отбеливали при помощи серного пара, а затем расчесывали щетками и гладили особыми прессами.

6. Пояса и повязки

Поясом служили или кожаный ремень, скрепляемый спереди посредством металлической пряжки, или узорчатая лента вроде шарфа шнурок, либо шнурок, связываемый узлом. Пояс невесты особенно искусно завязывался так называемым геркулесовым узлом, которому приписывали особенную, предохранявшую от несчастий силу. Для поддерживания груди использовалась специальная подвязка из ткани или мягкой кожи – аподесмий.

7. Уход за волосами

До начала V в. до Р.Х. мужчины обычно носили длинные волосы. Как правило, их просто откидывали на спину, но могли также заплетать в косы, связывать с помощью ленты в пучок или же поднимать на затылок в виде шиньона. Позже волосы стали коротко стричь. Мужская прическа уменьшилась и сделалась совершенно непохожей на женскую. Обычай носить длинные волосы сохранился только в Спарте.

Читайте также:
Где производят украшения тиффани

Обычно волосы переставали здесь стричь, начиная уже с юношеского возраста.

Молодые девушки, по-видимому, носили прически в виде простого пучка волос, собранного и перевязанного на макушке головы или свободно распускали волосы, обвязывая лентой только их концы. Спартанские девушки ходили с длинными распущенными волосами, но коротко стригли их в день свадьбы.

Женские прически отличались большим разнообразием. Женщины сплетали сзади две косы, которые обвивались кругом вокруг головы и связывались над лбом. Или же волосы наматывались на кольцо, облегавшее голову, и таким образом получался венчик или гирлянда. Или волосы подбирались и собирались сзади в узел, при этом прическу перетягивали одной или двумя узкими лентами.

Иногда, вместо того чтобы зачесывать волосы назад, их связывали легким узлом на темени. Очень красивой была прическа, при которой волосы лежали на голове в виде низких продольных волн, соединявшихся в небольшой узел на темени или ниже.

У многих локоны падали совершенно свободно; другие связывали концы своих волос или прятали их в особую повязку – кредемнон (случалось, что голову несколько раз обвязывали кредемноном, так что волосы проглядывали лишь отдельными полосами, и над лбом оставлялась челка). Иные разделяли волосы посередине на гладкие пряди, соединяемые затем с шиньоном, или поднимали волосы вверх и закручивали их наподобие короны вокруг повязки. Некоторые, наконец, отпускали волосы только до шеи, так что они едва касались плеч. Чтобы сделать прическу, достигавшую иногда довольно большой высоты, пользовались повязками, длинными шпильками, сетками и подобием косынок.
При стрижке и укладке часто прибегали к услугам парикмахера или парикмахерши. Гребенки, ножницы для волос и для ногтей, бритвы, зеркала, полотенца, щипцы для завивки служили обычным инструментом этих мастеров.

Обыкновенно волосы душили благовонными эссенциями, потом расчесывали и завивали. Окрашивание волос тоже было известно греческим женщинам. В употребление были и фальшивые волосы. Их носили или целым париком, или просто накладками.

В древности греки имели обыкновение отпускать бороду в виде широкой полосы волос. Она покрывала щеки, сильно выступая снизу подбородка, но оставляла обнаженным место вокруг губ. Эта мода долго держалась у спартанцев, которые носили длинные и пышные бороды, считая их признаком мужественности. Афиняне отпускали бороду до известной величины, но не давали ей слишком разрастаться и вообще очень заботились о ней. Среди италийских греков и сицилийцев, напротив, довольно рано распространился обычай брить бороду.

8. Головные уборы

В городе греки обыкновенно ходили с непокрытой головой, но во время путешествия употребляли в защиту от солнца войлочную шапочку без полей или с очень маленькими полями. Нам известны названия некоторых видов головных уборов. Полукруглая шапка без полей из собачьей кожи называлась куне.

Войлочная шапка полуовальной или конической формы, иногда с небольшими полями называлась пилос. Фригийская шапка, похожая на колпак, с загнутой вперед вершиной называлась митра (ее завязывали под подбородком при помощи пришитых ленточек). Женская митра имела форму головного платка, который обматывался вокруг подбородка.

Низкая широкополая, круглая (или четырехугольная) шляпа называлась петас. Ее носили в путешествиях (обыкновенно с хламидой), как мужчины, так и женщины. Держался петас за счет ремешка под подбородком.

Чаще всего шляпы делали из войлока. Они были белого или коричневого цвета.

Греки дома ходили босые. Только выходя из дому, они надевали обувь; но, вошедши в дом, они сейчас же ее сбрасывали. Самой древней и простой обувью были подошвы, обыкновенно кожаные, иногда пробковые, которые прикреплялись к ноге одним или двумя ремешками, связывавшимися или скреплявшимися на верхней части ступни.
Множеством ремешков, переплетавшихся по всему подъему ноги выше лодыжек, отличались сандалии, которые снабжались иногда каблуками и широким ремнем над пальцами или пришитыми с обеих сторон кусками кожи, соединявшимися на подъеме и закрывавшими часть ноги; такие сандалии походили отчасти на наши туфли и употреблялись только женщинами.

Более сложные подошвы по обеим сторонам ступни и около пятки были снабжены особой плетеной оторочкой, через нее продевали укрепленный между первыми двумя пальцами ремень, который завязывался над косточками. Оторочка заменялась иногда кожей, которая скреплялась над пальцами широким, а над подъемом ноги узким ремешком. Крепиды — сандалии, снабженные толстой, обыкновенно подбитой гвоздями подошвой, носили воины.

К башмакам, делаемым на колодке, принадлежали так называемые эмбады, которые завязывались на верхнем конце подъема. Это была грубая мужская обувь, особый вид которой представлял лаконский (красный) башмак и кожаные, снабженные ремнями арбилы — башмаки крестьян и пастухов.

Читайте также:
Кто может дарить украшения

Кожаные или войлочные ботинки с отверстием для пальцев, плотно стягиваемые шнурком и доходящие до икр, носили название эндромид; употреблялись они охотниками и состязателями в беге, и потому пальцы ног оставались свободными.
Настоящие сапоги с голенищами из кожи или войлока, доходившие до икр и зашнуровывавшиеся спереди, также были известны грекам. Упоминаются также котурны – высокие сапоги вроде эндромид, но закрывавшие всю ногу (http://www.proza.ru/2014/12/14/1472).

Цвет обуви был различный, большею же частью черный. Чистилась и намазывалась обувь чем-то вроде нашей ваксы, при помощи губки.

10. Косметика и ювелирные украшения

Производство духов в Афинах было поставлено на широкую ногу. Для их изготовления использовали как местное сырьё (розы, нарциссы, шафран, дубовый мох и др.), так и привозное — кардамон, корицу, мускатный орех, алоэ. Из Африки и Юго-Восточной Азии ввозили нард, пальморозу и имбирь, из Китая — камфору, из Индии — перец и сандаловое дерево. Начиная с IV в.до н. э., вошли в употребление ароматические вещества животного происхождения (бобровая струя, мускус, цибетин, амбра), ранее считавшиеся «нечистыми».

От косметики древние греки отличали коммотику — искусство нанесения ярких красок на лицо (то, что в наши дни принято называть макияжем). Считалось, что коммотика дарует иллюзорную, фальшивую красоту в ущерб красоте подлинной. В Спарте употребление красок для лица и тела было запрещено законом. Афинянки, напротив, очень увлекались макияжем — покрывали лица толстым слоем цинковых или гипсовых белил, румянили щёки киноварью или растительными красками. Глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой, а для придания им блеска смазывали яичным белком и камедью. Существовали также особые средства для борьбы с морщинами, сединой и т. п.

К услугам женщин были разнообразные ювелирные украшения: серьги, браслеты, цепочки, пояса, диадемы, головные шпильки, кольца. В мастерстве изготовления всех этих безделушек греческие ювелиры не знали себе равных.

Ожерелья составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами.

Древнегреческие серьги обычно состояли из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией.
Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.

Популярны были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.

Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.

Источник: proza.ru

907,Ювелирные украшения Древней Греции

Не секрет, что греки были тонкими ценителями красоты и эстетики, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки и письменные источники, дошедшие до наших дней. Из них нам также известно, что высоких вершин в Древней Греции достигло ювелирное дело. Как относились эллины к украшениям, чему отдавали предпочтение и как подбирали аксессуары к своему туалету. Ответить на эти вопросы помогают коллекции крупнейших музеев мира и труды историков.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 458
Источник: http://www.historie.ru/civilizacii/drevnyaya-greciya/137-ukrasheniya-v-drevney-grecii.html

Украшения для волос

Об украшении головы и причесок гречанки заботились особо, используя для этого разнообразные ювелирные изделия. Наиболее эффектными и престижными считались золотые венки и богато декорированные диадемы. Для украшения изделий обычно использовались различные орнаменты, чаще всего растительные, а также изображения богов.

Венки из золотых листьев и цветов

Эти головные уборы использовали для особо торжественных случаев.

Сетки для волос

Весьма популярны были золотые ажурные сетки для волос, которые часто дополнительно украшали жемчугом, драгоценными камнями.

Читайте также:
Как правильно хранить украшения из камней

Менады – опьяненные женщины, принимавшие участие в вакханалиях и буйных плясках в честь бога Диониса…

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 696
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220318/38300/

Ювелирное искусство Древней Греции

Мастерство древних греков в изготовлении украшений способно вызвать зависть и у современных ювелиров, имеющих в своем арсенале инструменты, которые даже и не снились эллинам.

Золота в Древней Греции было мало, оно поступало в производство, благодаря бурно развивающимся торгово-экономическим связям. А из-за постоянно расширяющиеся территории древнего государства, искусство Греции вбирало в себя новые технологии и направления, смешивая со своими традициями, что породило неповторимый, всеми узнаваемый греческий стиль.

Многие, как можно сказать теперь, дизайнерские приемы зародились в Древней Греции. И основы общепринятых законов художественной композиции (в том числе и в ювелирном искусстве) появились опять-таки здесь же. А гуманистическое мировоззрение, популярное в Древней Греции, объясняет преобладание образов людей над остальными мотивами: изящными растительными орнаментами, а также изображениями птиц и мифических существ.

Погребальный венок. Золото. IV в. до н. э.

Другими излюбленными техниками греческих мастеров были микроскопическая зернь, местами напоминающая золотую пыль, и смальта.

Одни из самых ранних находок ювелирных изделий датируются III тыс. до н. э. (минойский период). Нельзя не отметить хризоэлефантинную технику, в которой выполнялись скульптуры — сочетание слоновой кости с золотом. Длительное время ученые ставили под вопрос существование данных изделий, считая это всего лишь мифами, пока археолог Амандри не обнаружил отдельные фрагменты при исследовании Дельфийского храма. Считается, что один из великих художников, использовавших данную технику при создании статуй, был Фидий. И безумно жаль, что эти скульптуры не сохранились до наших дней.

Фибулы, перстни-печатки, кольца, золотые сети для волос, многочисленные ожерелья, разнообразные украшения для волос… Женщины в Древней Греции любили подчеркивать изящество рук и ног, надевая браслеты на плечо и лодыжки. Золото считалось достойным подарком молодоженам или новорожденному. Увидеть воочию столь изысканные украшения Древних Греков можно во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж. И, конечно, в самой Греции есть несколько музеев с богатыми экспозициями ювелирных изделий.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2210
Источник: https://jewellerymag.ru/p/jewellery-tourism-greece/

Шейные украшения

Очень востребованы были золотые украшения, которые надевали на шею — ожерелья, подвески, цепочки…
Для этих украшений также часто использовали волнообразные растительные узоры с использованием листьев виноградной лозы, цветов, бутонов.

Также на них можно увидеть бабочек, жуков, амфоры…

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 313
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220318/38300/

Уникальные драгоценности Афин

Золотая диадема. Археологический музей Афин. Фото: photokarachko.blogspot.ru

Общеизвестен факт, что греки создали множество столь прекрасных вещей, потому что практически ничего не имели. Скалистая, неплодородная почва, недостаток пресной воды — в таких неблагоприятных условиях могли жить только сильные духом люди. И сегодня мы можем лицезреть множество свидетельств таланта и мастерства этих удивительных ремесленников.

Так, например, обязательной остановкой в «ювелирном» путешествии должен стать Археологический музей Афин, который притягивает туристов одним из самых известных в мире экспонатов — золотой маской Агамемнона.

Афинский музей ювелирных изделий Илиаса Лалауниса собрал более 4000 экспонатов ювелирных изделий, созданных в разных эпохах. Наряду с украшениями, здесь также представлены и небольшие скульптуры из драгоценных металлов. Изделия самого основателя музея, Илиаса Лалауниса, также можно увидеть в экспозициях. Адрес: Kallisperi 12-20, Athina 117 42. Другую информацию можно получить на официальном сайте музея.

В историческом центре Афин непременно стоит посетить один из флагманских ювелирных домов: «Kessаris»: основал его Костас Кессарис 1965 году, вместе со своим дядей — ведущим ювелиром того времени. Наряду с украшениями Kessaris в ассортименте представлены и другие ведущие мировые ювелирные бренды.

Помимо основного магазина, расположенного на углу улиц Panepistimiou и Voukourestiou, имеется еще несколько бутиков этой сети, все адреса и любую другую информацию можно уточнить на сайте ювелирного дома. Византийские мотивы, разнообразные плетения, античный стиль, модные направления — здесь вы найдете все.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1667
Источник: https://jewellerymag.ru/p/jewellery-tourism-greece/

Серьги

Серьги гречанок отличались огромным разнообразием, но в большинстве своем они состояли из покрытого узором или инкрустацией диска и прикрепленных к нему длинных тонких подвесок, издающих при ходьбе нежный звон. В серьгах также были популярны растительные мотивы.

На серьгах часто изображали почитаемых греками богов.

На подвесках также часто можно увидеть фигурки животных или амфоры.

Встречались серьги и иной формы.

Источник: school1208.ru

Читайте также:
Где вы заказываете украшения

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Ювелирное дело в Греции достигло значительных вершин. Золотом страна была бедна, но оно поступало в обмен на другие товары и всегда высоко ценилось. Иное дело серебро. Рудники Лаврия обеспечивали мастеров достаточным количеством этого металла.

Письменные источники рассказывают об удивительных работах греческих скульпторов, не дошедших до нашего времени, но сохранившихся в памяти человечества. Это статуи богов в хризоэлефантинной технике, мастером которых был знаменитый Фидий. Долгое время их существование ставилось под сомнение, рассеявшееся после одной находки археолога Амандри. Под плиточным полом у входа в Дельфийский храм им были обнаружены фрагменты такой скульптуры, выполненной из слоновой кости, золота и драгоценных камней.

Сокровища Древней Греции (2-23 вв до н.э)

Отличительной особенностью греческой культуры является то, что она не только впитывала художественные традиции соседних регионов, но и активно перерабатывала их творчески – немало из того, что нам представляется истинно греческим, имеет совсем иные корни.

Многие греческие мифы и легенды можно рассматривать как поэтическое отражение важнейших событий истории. Одним из них стало завоевание около 1200 года до н. э. полуострова дорийцами, которые, смешавшись с местными племенами, составили население Древней Греции. К VIII веку до н. э. были заселены уже все прибрежные районы соседних регионов, включая Малую Азию и современную Южную Италию, с которыми греческие племена установили активные экономические и культурные контакты.

Объединению греков способствовала война с Персией в начале V века до н. э. Только сплотившись, греки смогли противостоять грозному врагу. Этот союз просуществовал до конца столетия – в 404 году до н. э. Афины были завоеваны более агрессивной Спартой. А в 338 году до н. э. македонский царь Филипп II объединяет греческие племена в государство.

Александр Македонский, сын Филиппа II, создал империю, границы которой охватили Египет, Малую Азию, Персию и протянулись до берегов Инда, что способствовало взаимодействию греческой культуры с восточной. В результате сложились новые художественные формы. Этот период античной истории принято называть Эллинистическим.

Греческое искусство, в том числе и ювелирное, считается колыбелью европейской художественной культуры. Оно характеризуется, в первую очередь, гуманистическим мировоззрением, что подтверждается преобладанием изображений человека. Именно в Древней Греции сложились и были сформулированы главные художественные конструктивные принципы – гармония, ритм, органичность идеи и формы. Основные художественные стили, важные вехи эволюции её культуры – Ориентализирующий (VII век до н. э.), Архаический (после 600 года до н. э.), Классический (после 450 года до н. э.), Эллинизм (после 330 года до н. э.).

Одним из первых греческих центров обработки драгоценных металлов была Лидия. Имя лидийского царя Креза стало синонимом богатства. В это время мирная политика и экономические связи с восточными соседями (Египет, Малая Азия), искусство которых испытывало сильное влияние месопотамской культуры, способствовали восприятию греками формальных признаков и концептуальных основ искусства Древнего Востока.

К этому периоду относится плакетка с изображением кентавра, выполненная в ориентализирующем стиле. Фигура воспроизведена в соответствии с египетским каноном; верхняя часть торса показана фронтально, а нижняя — в профиль.

Этот прием сохранялся и в Архаическом искусстве. Так, в малой пластике ось тела часто близка к строгой вертикали, а вся фигура представлена как бы в плоскостях и линиях. Такова плакетка с изображением «Хозяйки зверей», каждой рукой держащей за хвост львов.

На протяжении нескольких столетий, в течение архаического периода, язык художественных форм быстро эволюционирует. Человеческие фигуры утрачивают «блочность» и пластическую нерасчлененность. Более детально моделируются лица. Появляется знаменитая «архаическая улыбка», оживляющая лица.

Немалый интерес представляют сохранившиеся фрагменты декоративных изделий и украшений: голова быка из чеканного листового золота с зернью, цветочная розетка из электра с филигранью и фигуркой грифона в центре, выполненной зернью — деталь диадемы (диаметр 4,7 см).

В середине V века до н. э., после победы греков над персами греческая культура достигла своей золотой эры. Не только всемирно известные шедевры архитектуры, как Парфенон на Афинском Акрополе, но и произведения златокузнецов Классического периода свидетельствуют о том, что в это время были выработаны основополагающие эстетические принципы. Главным из них стала категория Красоты.

Идея красоты подразумевала математическую просчитанность пропорций и асимметричную уравновешенность композиции, контрапост — принципы, обязательные как для монументального, так и для декоративного искусства. Вот как они принципы выдержаны в гравированной женской фигуре на золотом кольце-печатке из Таренто: мягкие драпировки обнимают тело, обнаруживая, как его тяжесть попеременно перекладывается с одной ноги на другую.

Читайте также:
Какое украшение ставить в хеликс

Этому движению следует и направление плечевой оси. Так контрапост обеспечивает естественность постановки фигуры. Поэтому он стал основным конструктивным принципом греческого искусства. Сбалансированность контрастов и противоположностей — поддержкой и грузом, движением и отдыхом, напряжением и расслабленностью — отражала внутреннее состояние образа.

Это хорошо видно в декоре колчана (около 400 года до н. э.), найденного в скифском кургане. На нем изображены сцены юности Ахилла. Фигуры расположены удобно, в разнообразных позах, с учетом перспективного сокращения. Все персонажи изображены раздельно, но объединены в чередующиеся группы то плотные, то свободные. Это создаёт энергичный и живой, пульсирующий ритм, отличающийся от процессионных рядов Архаики и наилучшим образом соответствующий предназначению вещи.

Принцип ритмичного узора прочитывается и в золотом ожерелье из Тарента. Звенья и подвески скомпонованы в центрическую и пластически разнообразную систему, разделенную на два регистра — горизонтальный и вертикальный. На внутреннем ободе элементы в виде розеток и бутонов лотоса располагаются плотной цепочкой, чередуя круглые и удлиненные, особенно популярные в Греции. По сравнению с декором обода, сконцентрированного вокруг шеи, подвески обращены в противоположную сторону, вовне. Противопоставление между компонентами, создающими художественный ритм, снимается мотивом голов, играющим роль конструктивного, объединяющего элемента.

Так в ювелирном украшении проявились главные орнаментальные принципы греческой классики: четкость, контрастность, уравновешенность через взаимодействие элементов, пропорциональность, ставшие залогом Гармонии — отличительной черты классического искусства.

Победа, одержанная Александром Македонским в 333 году до н. э. над персидским царем Дарием, стала первым шагом на пути последующих значительных изменений в Западном искусстве. Александр, в отличие от своих предшественников, не копил сокровища. Захватив персидскую государственную казну (1310 тонн золота и 7598 тонн серебра), часть её он пустил на чеканку монет, другую часть использовал для решения государственных проблем. Остальное он великодушно распределил среди свои солдат, обеспечив тем самым их преданность. Известно, что по случаю своей женитьбы на дочери персидского царя Статерии, он истратил на уплату долгов, сделанных его воинами, 500000 кг золота.

Произведения златокузнецов эпохи эллинизма едва ли когда-либо были превзойдены. Их отличает яркая декоративность, изысканность и натуралистичность. Рост богатства страны обусловил возрастание количества ювелирных изделий и украшений.

Кратер Дервини — бронзовый сосуд, украшенный сценами из жизни Диониса, один из замечательнейших памятников этого периода. По сравнению с персонажами, изображенными на классическом колчане, фигуры бога вина и его супруги Ариадны более раскованы. Ниспадающие складки одежд, подчеркивают элегантность и чувственную красоту прекрасно моделированного обнажённого тела.

Виноградная лоза над головами создает ощущение плавного текучего, движения. Сосуд вычеканен из единого куска металла. Устье украшено фигурками диких животных, спутников Диониса.

Среди украшений особенно популярны в эллинистический период были диадемы. Ими награждали победителей, приносили в дар богам. Роскошный декор скрывал их конструктивную основу, которая состояла из жесткого бронзового обода. Широкое распространение получили диадемы в виде венков из листьев; мирта, дуба, лавра, вручавшиеся как награды.

Одна из них, выполненная из золота, гранатов, сердоликов и эмали, была найдена в Каносе (Южная Италия). Она декорирована узором из листьев и цветов, укрепленных на широком спиральном ободе. Характерный для эллинизма принцип «открытой формы» воплотился в композиции из 150 цветов, высоко приподнятых над головным обручем. В этом проявилось одно из важнейших отличий греческих украшений, предназначенных для тела человека как микрокосма, от египетских, обращенных прежде всего к душе.

Другим характерным для ювелирного искусства эпохи эллинизма, по сравнению с классикой, было использование колористического эффекта, в чем видно несомненное влияние Востока. В декоре диадемы использованы резные цветные камни, жемчуг, эмаль. Цветовое разнообразие материалов служило развитию как основного натурного мотива.

Скромные размеры основной территории Древней Греции не помешали распространению влияния её культуры далеко за пределами Пелопонесского полуострова. Царящий там дух независимости способствовал многообразию форм и типов украшений. Не только торговля была проводником греческой культуры на Восток и на Запад.

Нередко любившие роскошь греческие купцы делали заказы местным ремесленникам в колониях. Те не всегда строго придерживались «греческого стиля» и вводили свои национальные орнаменты и даже формы. Это во многом способствовало созданию и развитию в провинциях и колониях самобытных художественных школ.

В сравнении с египтянами греков не считают столь искусными златокузнецами. Но именно греки оказали сильное влияние на формирование в ювелирном искусстве художественного образа, что явилось основой для дальнейшего развития западно-европейского декоративного искусства.

Источник: vashaktiv.ru

Рейтинг
Загрузка ...