Чеканка – метод декорирования изделий из металла путем выбивания всевозможных узоров. История этого вида искусства берет начало в глубокой древности. Название «чеканка» происходит от тюркского слова «чекан», означающего «молот, топор». С появлением первых металлических предметов возникла и чеканка. Рельефные орнаменты наносили на посуду, воинское оружие, шлемы, монеты, ювелирные украшения и т.п.
Находки археологов дают понять, что чеканку использовали древнейшие цивилизации, жившие в середине 4 десятилетия до н.э. Египетские мастера выполняли удивительные посмертные маски из золота для усопших фараонов, в том числе и для Тутанхамона. Древние греки и римляне выбивали узоры на воинских доспехах, различных предметах быта.
Во многих странах существовали специальные школы художественной чеканки. Популярность этого вида искусства объяснялась его доступностью, отсутствием отходов, долговечностью изделий. В 19 веке техника вошла в монументальное искусство. Один из ярчайших примеров – статуя Свободы в Америке. Она выполнена из отчеканенных медных листов.
В Советском Союзе с помощью чеканки создавали многочисленные памятники в честь Wow, Октябрьской революции. Во многих российских городах до сих пор сохранились эти работы. В наши дни искусство проживает новую жизнь. Особенно популярна чеканная бижутерия, которую многие именитые модельеры используют в своих коллекциях. К примеру, в коллекции Bottega Veneta от Dolce
Ювелирное искусство от древности до современности | лекция | Галина Кулинич
Свою первую самодельную чеканку можно сделать из подручных материалов. Листовой металл заменит разрезанная жестяная банка или плотная фольга. Эскиз рисунка выполните на бумаге и наклейте его на обратной стороне вырезанной жести
НА ЗАМЕТКУ! Приклеивать эскиз нужно именно с тыльной стороны, тогда выдавленный рисунок окажется на лицевой. Надежно закрепляйте рисунок, чтобы он не смещался в процессе работы.
Выдавливать чеканку нужно каким-либо подходящим тупым твердым предметом. Подойдет отвертка, ложка, шляпка болта. Для первого раза этого будет достаточно. Если вы соберетесь более профессионально заниматься чеканкой, необходимо будет приобрести специальные инструменты: чеканы, ножницы по металлу, тиски, молоток для чеканки, фигурные штампы и т.п.
Не бойтесь открывать для себя что-то новое. Поверьте, металлические сережки или браслет с чеканкой непременно будут притягивать взгляды прохожих, вызывая восхищение и восторг. Оригинальные украшения не только подчеркнут вашу индивидуальность, но и послужат прекрасным подарком для родных или друзей. Чеканные изделия долговечные, самодельные металлические аксессуары будут радовать вас своим внешним видом долгие годы.
Источник: zvetnoe.ru
Инкрустация: древняя техника создания шедевров искусства из разных материалов
Инкрустация (от латинского incrustatio — «покрытие корой») — это техника украшения поверхностей предметов или объектов вставками из различных материалов. Инкрустация считается одной из древнейших разновидностей декоративно-прикладного искусства. Важная отличительная особенность этой техники заключается в том, что художник в процессе работы создает плоское, а не выпуклое изображение или орнамент.
Инкрустация. Церемониальная инкрустированная китайская фляга. III век до нашей эры
Инкрустация позволяет превратить самые обычные предметы быта в яркие и ценные шедевры искусства. Обеспеченные люди с удовольствием покупают такие вещи, чтобы подчеркнуть свой статус и индивидуальность в глазах окружающих.
Инкрустация. Андре-Шарль Буль. Инкрустированный стол, 1680
Виды инкрустации
Инкрустация объединяет большое количество разновидностей техник декорирования, которые классифицируются:
- По типу используемого материала (древесина, шпон, стекло, искусственный и натуральный камень, металлы и их сплавы, слоновая кость, керамика, перламутр, солома).
- По типу основы (на древесине, камне, металле).
- По способу крепления декора (наклеивание, обжигание, механическая фиксация).
- По сфере применения (для украшения предметов мебели, декора и быта, музыкальных инструментов, фасадов зданий, стен, полов и потолков помещений).
Инкрустация. Римская мозаика Улисса из Карфагена. II век
Наиболее распространенные виды инкрустации имеют собственные уникальные названия. К ним относятся:
- мозаика;
- интарсия;
- маркетри;
- дамаскинаж;
- чернь или ниелло.
Мозаика
Мозаика — это самая известная из разновидностей инкрустации, суть которой заключается в облицовке небольшими кусочками твердых материалов различных поверхностей. Эта старинная техника широко используется в строительстве при отделке стен и потолков и в наши дни.
Инкрустация. Стенная мозаика базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. XIII век
С древних времен мастера разных цивилизаций с помощью мозаики не только декорировали небольшие предметы, но и создавали монументальные художественные произведения — панно. Мозаичные стены, потолки и полы часто можно встретить в убранстве великолепных религиозных храмов и дворцов правителей во всех уголках Земли.
Инкрустация. Интарсия. Панель Сакристии Святой Мессы собора Санта-Мария-дель-Фьоре. 1468
Интарсия
Интарсия кардинально отличается от мозаики способом укладки декоративных элементов. Их не крепят на ровную поверхность, а размещают в специально подготовленных углублениях. В большинстве случаев по внешнему виду практически невозможно отличить интарсионный и мозаичный декор.
Инкрустация. Бенвенуто Челлини. «Сальера», 1543
Интарсия идеально подходит для соединения между собой разных по физическим свойствам материалов (например, камня или металла с древесиной). Размещение элементов отделки в углублениях значительно увеличивает прочность облицованной поверхности объекта или предмета. Эта техника широко используется при изготовлении роскошных предметов мебели, саркофагов и шкатулок. Гораздо реже ее применяют при декорировании стен зданий.
Инкрустация. Инкрустированный фасад мавзолея Итимад-уд-Даула в Агре. 1640
Маркетри
Суть древнего искусства маркетри заключается в облицовке поверхности изделия тонкими полосками шпона разных цветов. В этой технике обычно используются ценные породы древесины: самшит, платан, черное дерево.
Инкрустация. Маркетри. Картина неизвестного немецкого художника. XVIII век
С применением маркетри европейские художники издавна изготавливали корпусную и мягкую мебель, а также искусные картины. В большинстве случаев облицованную поверхность по окончании работы покрывают несколькими слоями лака для повышения прочности и долговечности предмета.
Инкрустация. Маркетри. Шкатулка эпохи Османской империи. XVIII век
Дамаскинаж
Дамаскинажем называют технику вставки тонких деталей из серебра или золота в углубления предметов, изготовленных из стали. Традиционно ее используют при создании элитного холодного и огнестрельного оружия, а также посуды и ювелирных украшений.
Инкрустация. Андре-Шарль Буль. Инкрустированные настенные часы. 1740
Уникальное искусство дамаскинажа с древних времен распространено в Японии, Малайзии и Испании. Великолепные орнаменты из драгоценных металлов на фоне темно окисленной стали выглядят очень красиво и высоко ценятся коллекционерами антиквариата.
Инкрустация. Пласидо Зулоага. Железный кассон. XIX век
Чернь
Техника чернения по серебру и другим цветным металлам значительно отличается от перечисленных выше видов инкрустации. В ее основе лежит принцип обжига в печи гравированной поверхности изделий, на которую художник наносит тонкий слой порошкообразной смеси сульфидов меди, свинца и серебра.
Инкрустация. Чернь. Русская табакерка с дальномером. XIX век
Под воздействием высокой температуры порошок расплавляется, заполняет углубления и прочно спекается с металлической основой декорируемого предмета. По этой технологии художники-инкрустаторы чаще всего изготавливают ювелирные украшения, картины, столовые предметы (чаши, тарелки и подносы).
Инкрустация. Японский нэцкэ из словой кости с инкрустированными перламутром глазами. XIX век
История инкрустации
Увлекательная история инкрустации насчитывает более 6 тысяч лет. Самые старинные из найденных археологами образцов инкрустированных артефактов созданы неизвестными мастерами шумерской и древнеегипетской цивилизаций. Уже в IV тысячелетии до нашей эры в этих регионах была широко распространена практика мозаичной отделки стен зданий.
Инкрустация. Японская лаковая обложка для фотоальбома с инкрустацией из слоновой кости. 1865
Во втором тысячелетии до н.э. египтяне освоили технику инкрустации чернью, которой они поделились со своими соседями по ближневосточному региону. Древние греки первыми научились делать прочные мозаичные полы из морской гальки. В Римской империи здания из кирпича и бетона мастера облицовывали мраморными пластинами, а инкрустированная мебель для знати была изготовлена в технике маркетри. Впрочем, искусство облицовки шпоном затем было надолго утрачено и возродилось лишь в конце XV века в Италии.
Инкрустация. Александр Саенко. «Встреча козака», 1924
Византийские монументальные памятники архитектуры невозможно представить сегодня без уникальных мозаик из цветной смальты (кусочков непрозрачного стекла), возраст которых составляет не менее 600 лет.
Инкрустация. Инкрустированная гитара Джерри Гарсиа. ХХ век
Технику дамаскинажа изобрели китайцы еще в V веке до нашей эры. Оттуда это искусство распространилось по всей Азии, а с началом эпохи арабских завоеваний проникло в Европу, на территорию Испании. Здесь в течение многих столетий исламские мастера передавали своим ученикам тщательно скрываемые секреты, а после завершения Реконкисты дамаскинаж взяли на вооружение уже христианские художники.
Инкрустация. Эусебио Зулоага. Инкрустированные аркебузы. XIX век
Интерес к инкрустации никогда не угасал, несмотря на появление новых видов искусства в разные исторические эпохи. И в наши дни над созданием уникальных декорированных шедевров неустанно трудятся талантливые художники во многих странах мира.
Самые известные инкрустаторы
Имена самых известных инкрустаторов хорошо знакомы не только коллекционерам антиквариата, но и многим обычным людям. Огромный вклад в развитие различных техник внесли такие мастера, как:
- Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini) — знаменитый итальянский ювелир эпохи Ренессанса. При изготовлении украшений из золота и драгоценных камней мастер очень часто использовал технику инкрустации. К огромному сожалению, большинство произведений Челлини безвозвратно утеряны для потомков.
- Андре-Шарль Буль (André Charles Boulle) — гениальный французский художник. Современники называли его ювелиром мебели за изысканность работ, а в наши дни произведения искусства, созданные в стиле Буль, по праву считаются вершиной техники интарсии.
- Эусебио Зулоага (Eusebio Zuloaga) — испанский оружейный мастер, основоположник современного европейского дамаскинажа. Зулоага специализировался на создании уникального инкрустированного оружия — аркебуз, а три его сына стали известными художниками в сфере живописи, керамики и изделий из металла.
- Александр Саенко — украинский мастер декорирования предметов необычным материалом — соломой. Своим творчеством он доказал всему миру, что из обычной соломы человек способен создавать уникальные шедевры быта, мебель и даже монументальные художественные образы.
Инкрустация. Предметы современного декоративного искусства, изготовленные в технике дамаскинаж. XXI век
Источник: homsk.com
Стринг-арт — картины из гвоздей и нитей: что это и как ему научиться
Научиться стринг-арту просто , а возможности его практически безграничны! В нашем обзоре — история стринг-арта и всё о том , как начать им заниматься.
Автор мастер-класса
Стринг-арт: история и современность
Этот вид хенд-мейд искусства заключается в рисовании нитями — натягиваемые на гвоздики на доске, нити образуют картину. «String» с английского языка переводится как «струна» или «верёвка», ещё этот необычный вид рукоделия называют «изонить»: от «изображение» + «нить».
Единого мнения о том, как появился этот вид искусства, нет. По одной из версий, его придумали английские ткачи в XVII веке. Они создавали ажурные украшения для дома при помощи дощечек, ниток и гвоздей.
Прошло несколько столетий, и в середине XIX века полузабытый способ работы с нитью возродила математик Мэри Эверест Буль. Она нашла оригинальный способ демонстрации своим ученикам построения геометрических фигур. Для занятий она использовала небольшую доску с прибитыми гвоздями, на которой при помощи верёвки «рисовала» треугольники, квадраты и более сложные фигуры.
Первым человеком, вписавшим своё имя в историю стринг-арта как хенд-мейд искусства, стал американец Джон Эихенгер, главный дизайнер компании Open Door Company (Лос-Гатос, Калифорния). Разглядев в «геометрической» технике «изобразительный» потенциал, Эинхер начал создавать картины на дощечках при помощи нитей и гвоздей. В своем творчестве дизайнер обратился к восточному искусству мандалы (сакральное символическое и схематическое изображение у буддистов), заметив, что линии нитей, натянутые на гвозди, могут образовывать подобные узоры. Мандалы, создаваемые Эихенгером с 1972 года, отличались изяществом, неповторимыми оптическими иллюзиями и соответствием законам математики — ко всему прочему, они были очень красивы. У дизайнера появились последователи — на практике выяснилось, что в технике стринг-арта можно «рисовать» не только симметричные, но вообще любые картинки.
Работа Джона Эихенгера
Сегодня в стринг-арте выделяют три основных направления:
— создание абстрактных картин и рисование геометрических фигур;
— создание несимметричных художественных изображений (портретов, пейзажей — по сути, любых картинок);
— объёмное рисование нитями.
22 редких и необычных вида рукоделия
Осваиваем основы стринг-арта
Вам потребуется:
— деревянная дощечка (подойдёт также кусок ДСП или подобного материала, в который легко забить гвозди, главное — чтобы доска была достаточной толщины);
— при желании — краска, морилка или другое покрытие для подготовки доски (можно делать картинку и на чистой доске);
— гвозди с шляпкой, длина гвоздя — 1−2 см (можно чуть длиннее, важно, чтобы кончики гвоздей не вылезли с изнанки);
— небольшой удобный молоток;
— прочные нити для создания рисунка (для начала подойдёт «Ирис» или не слишком толстые и пушистые нитки для вязания, можно использовать и швейные нитки, мулине и так далее);
— карандаш или маркер для нанесения разметки на доску;
— шаблон рисунка (скопированный, распечатанный или созданный самостоятельно).
Технология создания работы в технике стрит-арт:
1. Подготовка основы (дощечку, если нужно, обрезать, зашкурить края, при желании — покрасить и так далее).
2. Перенос рисунка на основу, разметка расположения гвоздей.
3. Забивание гвоздей.
4. Натягивание между гвоздями нитей.
Если эскиз сложный, вы можете распечатать его на бумаге, прикрепить рисунок скотчем к доске, вбить гвозди, а потом пинцетом удалить бумагу.
Умельцы советуют: чтобы облегчить процесс рисования нитками, можно воспользоваться самой простой шариковой ручкой, точнее — её корпусом (нужен раскручивающийся корпус, из двух половинок, с отверстиями с обоих концов). Из ручки надо вынуть стержень и сквозь корпус пропустить нить — так работать будет удобнее.
Стринг-арт для начинающих: мастер-класс
Создание многоуровневой симметричной геометрической картины в стиле стринг-арт:
Создание портрета в технике стринг-арт:
Орнаментальная вышивка своими руками
Японская вышивка сашико: мастер-класс
Источник: burdastyle.ru