На смысловых особенностях русского языка из двух разных торов были получены отдельно один новый тор, а вместе – новое триединство. Вот здесь . Поскольку троица – это три, а торица – это тор, то может ли это как-то сочетаться друг с другом с позиции русского языка и широко известных образов.
Последователи иудаизма почитают священной книгой пергаментный свиток Торы, которую они венчают короной. Корона сделана из металла и имеет три яруса. Давайте посмотрим на эту корону Торы.
Корона Торы 1764-73 годов
Её верхний ярус представлен сводом, который расположен на шести опорах и имеет шесть колокольчиков. Поверх этого яруса сидит птичка, которая держит что-то в клюве. Главный вопрос на различение – у неё в клюве добыча или плоды? В любом случае, клюв подсказывает, что птичка вернулась и что-то принесла. А ещё эта птичка сама сидит на шарике.
И если птичка вернулась к Отцу своему, то в клюве у неё может быть опыт земной жизни.
Верхний и средний ярусы короны Торы
Царь Николай II принимает свиток Торы от еврейской делегации.
Другой средний ярус расположен ниже также на шести опорах в виде крылатых львов и имеет шесть колокольчиков. На данном ярусе по кругу расположены двенадцать знаков зодиака. Это апостолы, которые готовят престол для Сына.
Давайте подтвердим эти смелые предположения образами, при всём уважении к религиозным чувствам. На образе, который вы видите ниже, имеется трон и двенадцать апостолов собирают престол. Они как бы готовят Сыну одежды духовные и другие качества для его грядущего воплощения. Получается, что по смыслу это соответствует серединному ярусу короны Торы, причём тогда сам трон на короне Торы находится на верхнем ярусе.
На третьем нижнем ярусе находится земной мир, в котором твердь небесная может быть в виде Духа святого, не проявленного. Его «начало» можно наблюдать внутри круга в момент, когда птичка будет запечатана под теменем головы. Эти смыслы были рассмотрены в предыдущей части здесь .
Поскольку птичка находится поверх верхнего яруса на троне, то апостолы готовят только духовные одежды, а птичка – это уже сущее для «понимания» среднего яруса. Наверное поэтому «птичку» в образе Сына представляют сидящим за столом вместе с апостолами. А престол после тайной вечери ниспадает в темя, когда трижды кричит петух и наступает «утро» – начало жизни земной («у тора»).
Дух святой будет заточён в темени головы на отмеренное ему время для сбора опыта. А мы знаем, что опыт – это сын ошибок трудных. И когда в труде совершаются и осознаются ошибки, то это является тем опытом, который окажется в клюве птички поверх короны — на троне.
Если это так, то по аналогии можно предположить, что нижний ярус короны Торы может быть предназначен для ношения на голове человеческой, под сводом которой заточён и запечатан Дух.
Давайте теперь посмотрим на некоторые образы египетского Гора.
Кажется, было бы правильным назвать эту птичку горлицей . Ведь горлица – это там, где гор ний мир, восхождение на гор у, гор ение, в конце концов сам египетский бог Гор . Но позвольте, символ Гора – это сокол. А сокол – птица хищная и в клюве её — добыча, а не плоды и безделицы, которые могут быть только у горлицы. Вопрос об этом пока оставим открытым, но через русский язык уже обнаружилась интересная связь горлицы и сокола через образ Гора.
Свиток Торы
Посмотрите на «распятие» — не на образ его, а на само слово. И говорят, что Он Его распял. Но ведь огласовка может плавать: «распял» — «распал». Может ли быть, что Он Его распал на части. А когда на части, то одна часть проявилась, а другая часть осталась не проявленной. А что нам показывает образ Гора, который из двух частей в одном лице — горлице ?
Он Его «распал» на части и «заточил». А за точ ил Он Его в точ ку под замковый камень. Но это мы оставим для следующего разбора на потом.
А для полноты данного разбора вспомним ещё одну линию. Вот Тор был «трижды рождённым» старшим сыном верховного бога Одина и богини земли. И в русском языке есть числительное «начало» — один. Говорится, что Тор рождался трижды. Значит ли это, что — как раз : Тор начался от Отца, как два : оделся в духовные одежды, и как три : оделся в телесные одежды мира сущего.
Тогда просто интересно, а можно ли эту историю «примерить» к трём ярусам короны Тора, который является царём славы…? И если есть у Тора трон, то можно ли увидеть в нём Гора… ведь горлица с трона тоже минует три яруса короны Торы, чтобы упасть в темя после Крещения.
Кажется, что многое вокруг нас работает на отвлечение от главного смысла. А мысль такая, что находясь на нижнем земном ярусе, мы часто забываем об опыте, который нужно собрать и принести Отцу своему. И опыт этот может состоять из осознанных испытаний, попыток и пыток. Кажется ясно одно, что опыт этот не может быть односложным (простым), а должен быть гармоничным, честным и славным.
Вот папская тиара имеет три короны в три яруса для Отца, Сына и Святого Духа. Как вы думаете — какая корона для кого? » Тиара » самим названием как бы говорит нам по-русски – «ты ар». И ар этот на гравюрах в образе змейки, которая заточена под замковым камнем ар ки медной гор ы. А сохранился ар даже в таких словах как «ц ар ь» и «слес ар ь» со смыслом «мастер своего дела». Или нам всё это только слышится…?
Странно только, что в 1963 году папский престол упразднил тиары, и убрал их в музей подальше от вопросов и от глаз уважаемой публики.
Источник: dzen.ru
Почему ставят коронки над буквами в свитке Торы?
Шалом, уважаемый рав. Почему стоят коронки над буквами в свитке Торы?
Отвечает рав Моше Сытин
«Коронки» над буквами Торы представляют собой три тонкие палочки, которые отходят от «шапочки» или «ножки» буквы и заканчиваются небольшими кружочками. Своей формой эти палочки напоминают царскую корону, поэтому их называют «китрэй отийот» («короны букв» на иврите) или «тагим» («короны» на арамейском). Эти коронки украшают буквы свитка Торы и символизируют величие Торы и ее «Царское происхождение».
Когда появились эти коронки?
Рамбан в предисловии к своему комментарию Торы, а также Рабейну Бехайе (комментарий к концу главы Ноах) пишут, что коронки над буквами и способ их написания переданы по прямой традиции от Моше Рабейну.
Сохранилась древняя «Сэфэр а-тагэй» («Книга корон»), в ней перечисляются все места, где должны находиться измененные буквы, а также — где нужно ставить коронки над буквами. Написание этой книги относят к периоду танаим (мудрецов Мишны).
В предисловии автор пишет: источником информации, которую он сообщает, является многовековая традиция, передаваемая из поколения в поколение от первосвященника Эли. Эли положил начало этой традиции, взяв за основу начертания на камнях, которые Йеошуа установил в Гильгале после перехода евреев через Йардэн (Иордан).
Какие буквы увенчивают коронками?
Талмуд в трактате Менахот (29 б) называет семь букв, над которыми софер (переписчик Торы) должен начертать коронки: «צ»«ג» «ז»«נ»«ט»«ע»«ש» (шин, аин, тэт, нун, заин, гимэл, цади). Чтобы легче было запомнить, эти буквы объединяют в слова «Шаатнез гац».
Согласно Каббале, коронки следует ставить еще над шестью буквами: «ה»«י»«ח» «ק»«ד»«ב» (бэт, далет, куф, хэт, йуд, hэй; для запоминания объединены в слова «Бэдэк хая»). Над этими буквами ставят только одну палочку, а не три как в «Шаатнез гац». Кроме того, в отличие от «Шаатнез гац», отсутствие коронок над этими буквами не делает свиток Торы непригодным, а только менее предпочтительным.
Девять оставшихся букв «ר»«פ»«ו»«ס» «ת»«כ»«א»«ל»«מ» (мэм, ламед, алеф, каф/хаф, тав, самех, вав, пэй/фэй, рейш; для запоминания — «Млэхэт софэр») коронками не увенчивают.
Кроме коронок в некоторых буквах переписчики Торы должны добавлять небольшие черточки или «хвостики», которые не заканчиваются кружочком. Они называются «окцим».
А согласно ашкеназской традиции, верхнюю часть буквы ламед украшают двумя вертикальными черточками, где левая чуть меньше правой. Эта традиция также основана на кабалистическом учении.
Почему ставят коронки над буквами Торы?
В трактате Менахот 29 б приводится агада о великом мудреце Раби Акиве, который толковал коронки над буквами Торы:
Когда Моше Рабейну поднялся на Небеса, чтобы получить Тору, он увидел Творца, Который сидел и привязывал коронки к буквам. Спросил Моше Рабейну:
— Владыка мира! Зачем Ты это делаешь?
На что Творец ответил ему:
—В будущем родится мудрец, который из каждой черточки выведет множество законов.
Тогда спросил Моше Рабейну:
—Если у Тебя есть такой человек, почему же Ты даешь Тору через меня?
На что ответил Творец:
—Молчи! Таково Мое решение…
Эта агада говорит, что и в форме еврейских букв заключены огромные тайны.
В похожем ключе пишет Рабейну Ашер в своем комментарии на трактат Нэдарим 38а: «В форме (еврейских) букв скрыта вся мудрость этого мира».
Именно поэтому одним из важнейших требований к переписчикам Торы является огромная внимательность и «доскональность» при переписке: ведь в каждой детали письма заложены неизведанные глубины Б-жественной мудрости.
С уважением, Моше Сытин
Источник: toldot.com
13 главных еврейских символов
Изображение двух Скрижалей, которые Моше Рабейну получил на горе Синай, является вечным напоминанием об особой Божественной миссии еврейского народа: жить в соответствии с волей Всевышнего. Мы можем увидеть этот символ в синагогах, в больницах, на униформах, в качестве элемента орнамента, в виде украшений и т.д. Иногда они выгравированы с указанием первых нескольких слов каждой из 10 заповедей, а иногда только лишь с 10 буквами еврейского алфавита, соответствующими началу каждой заповеди.
Интересно, что самый распространенный способ изображения Скрижалей – две округлые сверху плоские таблички – это историческая неточность, допущенная впервые художниками эпохи Возрождения. Согласно мнению Талмуда, Скрижали были изготовлены из сапфира и имели форму двух кубов, а буквы в них были чудесным образом выгравированы насквозь так, что слова можно было читать с каждой стороны Скрижалей, а замкнутые буквы, такие как ם (мем софит) и ס (самех) , постоянно оставались на своих местах.
2. Менора – храмовый светильник
Золотая менора (семисвечник) занимала особое место в Мишкане, переносном Храме евреев в пустыне, а затем и в обоих Храмах, построенных позже в Иерусалиме, когда народ Израиля поселился на Святой Земле. Выкованная из цельного слитка золота, она была украшена чашечками, напоминающими раскрывающиеся бутоны, шарами и цветами – при строительстве Мишкана и изготовлении священной утвари каждая ее деталь была максимально точно описана Всевышним Моше.( 1) «Вы думаете, что мне нужен ее свет?» – задает риторический вопрос Всевышний. «Он – свидетельство для всего человечества, что Божественное присутствие, Шхина, пребывает в Израиле».( 2)
Интересно, что этот символ чаще всего изображается с округлыми ветвями (как, например, на Триумфальной арке Тита в Риме), но это тоже ошибка, потому как многие подлинные еврейские источники говорят о прямых ветвях, исходящих от ствола меноры под наклоном.
Возможно, любовь евреев к символам, связанным со светом, можно отнести к утверждению царя Шломо о том, что «заповедь – светильник, и Тора – свет».( 3)
Время от времени в качестве одного из таких символов выступает так же и особый восьмисвечник, Ханукия, который используется в праздник Ханука.
3. Свиток Торы
Развернутый свиток Торы часто используется в качестве центральной части логотипов ешив и других еврейских учебных заведений. Как таковой свиток Торы обычно содержит в себе все Пятикнижие (иногда – отдельные его книги), написанное вручную на пергаменте сертифицированным переписчиком святых текстов (сойфером).
Мудрецы говорят, что количество букв в полном свитке соответствует количеству еврейских душ, находившихся у горы Синай при даровании Торы, поскольку у каждого еврея есть свой удел в Торе, и частичка каждого еврея так же в ней есть. Таким образом, свиток Торы в виде символа говорит о том, что Тора не должна просто быть запертой в Ковчеге Завета, но каждому еврею следует участвовать в том, чтобы открывать ее, читать, изучать и усваивать изученное.
4. Изображение на надгробии: две руки и кувшин
Помимо изображений шестиконечных звезд (см. ниже), свитков и Скрижалей, на еврейских надгробиях часто можно обнаружить и несколько уникальных символов. Например, пару рук с разведенными определенным образом пальцами, символ Ааронова благословения (современное поколение может знать этот символ как Вулканский салют). Этот знак указывает на то, что под этим надгробием похоронен коэн, потомок древнего рода первосвященников, который при жизни благословлял еврейский народ, держа руки именно в этом положении.
Надгробный камень с изображенным на нем кувшином с водой обычно является отличительным знаком могилы левита, человека из колена Леви, не являющегося коэном. Этот символ напоминает о том, что когда-то левиты омывали из таких кувшинов коэнам руки перед тем, как те благословляли народ.
Еще на надгробиях можно встретить изображение подсвечника или свечей – таким образом иногда украшали могилы праведных евреек, которые каждую пятницу зажигали шабатние свечи в своих домах и соблюдали еврейские праздники.
5. Украшение на Торе: львы и орлы
Чехлы для свитков Торы и занавеси для синагогальных ковчегов часто украшаются львами (чьи передние лапы иногда стоят на двух Скрижалях), а на серебряных коронах, которыми в синагогах венчают свитки, нередко изображены орлы.
Мало того, что эти хищники не кошерны ни по одному из признаков, так они еще и символизируют жестокость и силу. Что же такие животные могут делать рядом с Торой, о которой сказано «пути ее – пути приятные, и все стези ее – мир»( 4) ?
Во-первых, следует отметить, что, согласно благословению, данному праотцом Яаковом его сыновьям, лев является вечным символом колена Йеуды, из которого произошли цари Израиля Давид, Шломо, его потомки и в будущем произойдет Машиах.
Кроме того, эти животные упоминаются в известных словах рабби Йеуды бен Теймы: «Будь дерзок как тигр и легок как орел, быстр как олень и могуч как лев, исполняя желание Отца твоего, Который на небесах».( 5)
И его словами говорит царь Давид, восхваляя павших в бою Шауля и Йонатана, указывая, что были они «быстрее орлов и сильнее львов» 6 в своем божественном служении.
6. Этрог и ветвь лулава (пальмы)
В древние времена четыре вида растений, которые использовались вместе в праздник Суккот – лулав (пальмовая ветвь), этрог (цитрон), адаса (мирт) и арава (ива) – считались особым еврейским символом и даже чеканились на монетах времен восстания Бар-Кохбы (132-135 н.э.).
Мидраш учит, что каждый из четырех видов олицетворяет определенную категорию народа Израиля, но заповедь праздника Суккот может быть исполнена только тогда, когда все эти четыре категории мы собираем вместе, символизируя единство нашего народа.( 7)
7. Семь видов растений
В Танахе описывается семь видов плодов, которыми была благословлена земля Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливки и финики. 8 Изображения некоторых или даже всех из них часто использовались при декоре синагог и других еврейских мест, а потому неоднократно были найдены в археологических раскопках, в том числе, на еврейских монетах периода Бар-Кохбы. И даже в изгнании евреи помнили об этих символах своей родины.
8. Маген Давид – шестиконечная звезда
Должно быть, самая распространенная еврейская символика, но при этом и наименее значимая – это шестиконечная звезда (или гексаграмма). Хотя нам мало известно о происхождении символа Звезды Давида (или в переводе с иврита «Щите Давида»), он уже давно вызывает у людей по всему миру ассоциации с евреями и украшает тысячи синагог. К сожалению, в тяжелые времена Холокоста именно в виде шестиконечной звезды для евреев были сделаны отличительные нашивки на одежду, но все же сейчас мы не отказываемся от нее, а потому все так же используем как один из основных еврейских символов.
9. Голубь и ветвь оливы
Голубь с оливковой ветвью стал универсальным символом мира из-за приведенной в Торе истории о голубке, которую Ноах после Великого Потопа отправил проверить, сошли уже его воды с земли или нет. Первый раз голубка вернулась ни с чем. На второй принесла в клюве ветвь оливкового дерева, демонстрируя, что растения потихоньку оживают. В третий же раз голубка не вернулась, и Ноах понял, что земля окончательно высохла, а потому можно без страха выходить из ковчега.
В то же время еще в древности и голубь, и олива использовались по отдельности в качестве символов и метафор для еврейского народа.
Пророк Ирмияу говорит про народ Израиля: «Зеленеющей маслиною, красующейся плодами и видом своим, назвал тебя Господь».( 9) Одно из объяснений этого сравнения состоит в том, что «так же, как листья оливкового дерева не опадают ни летом, ни зимой, еврейский народ не будет покинут Всевышним ни в этом мире, ни в мире грядущем».( 10)
В Шир ха-Ширим (Песне Песней) для описания отношений любящих друг друга Бога и Его народа используется, вом числе, метафора голубки – это слово, часто используемое для описания невесты, в данном контексте применяется к евреям. Одним из объяснений такого символизма является то, что «Как голубка, когда она встречает своего избранника, никогда уже не оставляет его ради другого… и точно так же, как голубка, птенцов которой забирают из ее гнезда, не покидает свое гнездо… так и еврейский народ предан Всевышнему».( 11)
10. Хай – жизнь
По уровню популярности среди еврейских символов сразу после шестиконечной звезды следует, пожалуй, слово «хай», что в переводе с иврита означает «жизнь». Чаще всего можно встретить с ним украшения или так называемые амулеты для дома. Это слово состоит всего из двух букв, хет и юд, которые в сумме дают числовое значение 18. Поэтому среди многих евреев, распространена традиция дарить денежные подарки и делать пожертвования в суммах, кратных числу 18 (36, 54, 72, 90 и т. д.).
11. Щит Маккавеев
Традиция упоминания ивритского слова מכבי (маккавей) на рекламных плакатах или флагах восходит к периоду Второго Храма, когда небольшая группа евреев, называемая Маккавеями, начала восстание против своих угнетателей-греков и одержала победу, хотя изначально это казалось практически невозможным. В память об этом чуде в еврейском народе появился праздник Ханука. С того времени слово מכבי (маккавей) стало символизировать чудесное преодоление больших и серьезных проблем кем-то небольшим и, как кажется на первый взгляд, бессильным.
Классическое объяснение происхождения слова маккавей состоит в том, что оно является аббревиатурой слов стиха, который еврейский народ воспел после того, как Бог разделил перед ними Красное море: «Ми камоха ба-эйлим Ашем ( מי כמוך באילים י׳ )», «Кто подобен тебе среди сильных, Боже?»( 12) Хотя мы можем быть слабыми и малочисленными, все в этом мире решает Всевышний, и лишь Ему открыта истина, а потому, доверяя Ему и полагаясь на Него, мы можем преодолеть все преграды.
12. Нагрудник первосвященника
Этот символ часто можно встретить в синагогах, например, в виде вышивки на занавеси, покрывающей синагогальный ковчег, в котором хранятся свитки Торы. Нагрудник (хошен) был одним из восьми предметов, составляющих одеяние первосвященника (коэн гадоль), которое тот носил во время службы в Святом Храме. В нагруднике было 12 драгоценных камней, соответствующих 12 коленам Израиля.
Кроме того, нередко в качестве украшения используются изображения флагов 12 колен, а так же символизирующих их животных или предметов, известных нам из благословений, которые наш праотец Яаков дал своим сыновьям перед тем, как скончался. Однако именно хошен, на котором находятся символы сразу всех колен, является символом объединения еврейского народа.
Хотя мы можем происходить из разных слоев общества и даже разных колен, и многие наши обычаи различаются, мы все же остаемся единым народом с общей Божественной миссией.
13. Хамса – рука
Хамса (известна так же как “Рука Мирьям” или “Божья Рука”), симметричное изображение ладони с большими пальцами с двух сторон, является особым символом во многих культурах, включая иудаизм. Обычно используется как защитный амулет от сглаза. В центре хамсы чаще всего изображают глаз, рыб, шестиконечную звезду или слово “хай”.
Есть люди, которые задаются вопросом, действительно ли хамса имеет отношение к иудаизму или все же это заимствованный символ из древних политеистических культур, а потому многие, во избежание сходства с идолопоклонством, воздерживаются от того, чтобы носить хамсу в виде украшения или вешать ее в своих домах.
Бен Иш Хай (рабби Йосеф Хаим из Багдада, лидер сефардов XIX века) пишет, что существует обычай произносить слово «хамса» (что означает «пять» на арабском языке), чтобы отразить действие сглаза, и объясняет, что именно в этих целях многие носят амулеты в виде небольшой ладони с написанной в ее центре буквой «хей» (числовое значение которой 5). Соответственно, он не считал проблемой использование этого символа. Благодаря этому среди евреев обычай носить хамсу максимально распространен именно у сефардов.
Важно помнить, что Талмуд говорит, что сглаз может навредить вам только в том случае, если вы излишне о нем беспокоитесь и придаете большое значение. Однако если вы игнорируете подобное, дурной глаз никак на вас не повлияет.
Сноски
- Шмот 25:31-37
- Талмуд, Менахот 86b.
- Мишлей 6:23.
- Мишлей 6:17
- Шулхан Арух, Орах Хаим, 1
- Шмуэль II, 1:23
- Ваикра Раба 30:12.
- Дварим 8:7-8.
- Ирмияу 11:16.
- Талмуд, Менахот 53b
- Мидраш Раба, Шир ха-Ширим 1.
- Шмот 15:11
Источник: imrey.org